Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Но мне представляется, что вот эта работа все-таки еще несколько половинчата. Документальные доказательства падения метеорита в дом Сигизмондо нет, но есть версия поражен молнией и попал снаряд во время осады города Фолиньо. «Мадонна ди Фолиньо» холст, масло, 1511-1512. В растущем беспокойном мире потребность в духовном была очень высокой.
Рафаэль не склонен к экспериментам. Пинакотека Ватикана, Рим 1512 годом датирована «Мадонна ди Фолиньо».
Если «Мадонна ди Фолиньо» выражена в стиле поздневизантийской иконографии (Богородица на ней отрешённая идеализированная греческая красавица), то «Сикстинская Мадонна» – прорыв к совершенной свободе. После разрыва Наполеона вернулся в Рим, где в 1958 году было совершено восстановление. В 1797 году наполеоновская армия, злоупотребляя своим правом победителя, вывезла в Париж захваченные в Италии художественные ценности, среди которых была и «Мадонна ди Фолиньо».
В 1958 году «Мадонна ди Фолиньо» была реставрирована. Многие Мадонны Рафаэля были близки к композиции типа «Святое собеседование». «Мадонна в зелени» дерево, масло, 1506. В левой части картины изображен святой Иоанн Креститель и Франциск ассизский.
Здесь уже абсолютно не приходится говорить о некоей плоскостности изображения. Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Анны монастыря в Фолиньо. После падения Наполеона вернулся в Рим, где в 1958 году был восстановлен. Этот мистицизм, заданный Рафаэлем в «Мадонне ди Фолиньо», станет очень распространен в эпоху маньеристов, которые доведут мистический компонент до ощущения полной трансцедентности.
Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге. «Мадонна Альба» холст, масло, 1511. В левой части картины изображены Иоанн Креститель и Франциск Ассизский. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Это работа мастера из Урбино предшествует такой шедевр всех времен и народов, как «Сикстинская Мадонна» в Дрезденской галерее старых мастеров и в значительной степени определяет его состав. Но её идеализированный образ приземлён внесением в композицию реальных элементов. Мотив матери и ребёнка повторяется во многих картинах художника.
Рафаэль часто использует эту форму. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». В некоторых частях картины видна работа помощников Рафаэля по мастерской. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II. Заказчики все чаще уговаривают его писать для них. В «Мадонне дель Импанната» композиционная проблема решается по-новому: равновесие, скорее динамическое, чем статическое, достигается контрастным объединением мотивов пирамидальной композиции.
Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. В этих картинах Рафаэль, по сути, занят той же проблемой, которая волновала несколько раньше Леонардо: разработкой идеально устойчивой пирамидальной композиции, то, что мы видели у Леонардо в «Мадонне в скалах», только Рафаэль избирает более простой пластический и композиционный мотив. Мы увидим аналогичную божественную и немую полноправность в жесте св. Сикста в «Сикстинской Мадонне». В это время Рафаэль создал немало изображений Мадонн.
Она находится не просто на формальном, пространственном возвышении над фигурами, ей предстающими, как в работах венецианцев — Антонелло да Мессина в его «Алтаре Сан Кассиано», Джованни Беллини, которые изображали Мадонну на высоком троне, в центре композиции. Поистине царственными пропорциями она превосходит более ранние мадонны, созданные Рафаэлем во Флоренции. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. «Мадонна Грандука» дерево, масло, 1504. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи». обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. В искусстве западноевропейского Средневековья и эпохи Возрождения художники часто использовали композицию «Святое собеседование», в которой изображались рядом объединённые высшей иерархией ветхозаветные пророки иудейские цари, Ангелы и Апостолы, святые разных стран, занятые символическим общением – молчаливым собеседованием.
Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Конечно, всё было не так. Щегленок носит символическое значение – у этой птицы над клювиком красное пятнышко.
Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Мария с младенцем Христом, плавающие в облаках на фоне Золотого диска, представляя его небесной славе (другое название картины — «Мадонна во славе», окруженный херувимами. Одни фигуры, как фигура маленького Иисуса, выдвигаются вперед, другие удаляются в глубину. В узоре её шали просматриваются восточные мотивы.
отдельную публикацию 1504 годом датирована знаменитая «Мадонна Коннестабиле», в которой многие искусствоведы видят начало нового этапа в искусстве Рафаэля. Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. Здесь же мир делится на земную и ирреальную, небесную сферу.
После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Поражённый её красотой, он, якобы, поднял дно старой бочки (ничего другого под рукой не оказалось) и сделал набросок, который потом превратил в картину. Иероним со своим ручным львом. Это одна из самых человечных Мадонн Рафаэля. Здесь несколько треугольников. «Мадонна делла седья» дерево, масло, 1514.
XVII, 15), сцену с бесноватым отроком. Если сверху покой и возвышенность чувств, то внизу-сущее безумие со всеми земными бедами и безверием. Как пишет Вазари, это была последняя вспышка гения Рафаэля при написании прекрасного лика Христа. Закончив работу, он отложил кисть в сторону, словно понимая, что ничего лучшего создать больше не сможет, да и чувствовал себя неважно. Однако до того, как он серьёзно заболел и слёг, у него созрел общий замысел нижней половины картины и он оставил эскизы почти для каждой фигуры. Рафаэль входил в это число. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. На фоне всего этого, ангел раскинулся пейзаж с Фолиньо, работа над которым приписывается Феррарский мастер Джованни ди Luteri, называется Доссо Досси (ок1486 Мантуя — Феррара 1542). Я имею в виду «Мадонну в кресле» («Мадонну делла седья») или «Сикстинскую Мадонну», вещи, о которых речь еще впереди.
Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Мария младенца Христа парить в облаках на фоне золотого диска, невинных Его славу (другое название картины Мадонна в Славе), в окружении cherubim. Для них свойственны сложные пейзажные фоны. Лучше всех расположена Мария. Претерпевает изменения и стиль художника: он становится динамичней и монументальней. В центре картины написан пейзаж с городом Фолиньо, работа над которым приписывается художнику Джованни ди Лутери из Феррары.
Лицо Мадонны носит черты типичной римской красоты – величавой и строгой. Он гораздо охотнее, но очень по-своему использует данные экспериментов других художников, его современников.
Делается акцент на теме торжественного небесного явления Мадонны. Более мелкие, не столь очевидные, как в ранней «Мадонне Коннестабиле», горизонтальные линии пейзажа делают эту вещь одной из самых гармоничных, одной из самых цельных в творчестве художника.
Несмотря на восторженные слова Вазари, картоны Рафаэля были куда более совершенны и впечатляющи, нежели вытканные по ним шпалеры. Всем им была уготована незавидная участь. После смерти Льва X они были заложены, так как не стало и главного кредитора папы Агостино Киджи, а в мае 1527 года при разграблении Рима ландскнехтами Карла V многие шпалеры были украдены или разрезаны и по частям проданы. Одна из ранних флорентийских работ такого рода – великолепная «Мадонна Грандука» («Мадонна Великого герцога»). «Мадонну Коннестабиле» мы уже видели. Совершенной вершиной считается «Сикстинская мадонна» (1514), где гармонично сплетены воедино торжествующий восторг с нотами пробуждающейся тревоги.
Обыкновенно отмечают замечательно тонкую вписанность округлых контуров в форму тондо. Она менее экспериментаторская, но более уравновешенная. «Сон рыцаря» — едва ли не самая ранняя, дошедшая до нас маленькая досточка, двадцать с немногим сантиметров в высоту. см. Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа». Рафаэль обращается к образу св.
«Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Пространственность картины создается и формируется уже тем, как рельефно выступает из этого глубокого мрака фигура Мадонны, держащей младенца на руках. Так как у Леонардо «Мадонна в скалах» объединяла в себе фигуру Марии, фигуру маленького Христа, фигуру ангела и младенца Иоанна Крестителя, пространственно достаточно широко удаленных от нее. На Мадонне не обычная традиционная одежда, а полосатый платок и домотканая кофта, которую носили крестьянки «по ту сторону Тибра», как говорили римляне. На фоне всего этого, ангел находится в пейзаж города Фолиньо, в котором работы были отнесены к феррарскому специалисту Джованни ди Лутери, прозванному Доссо Досси (ок1486 Мантуя — 1542 Феррара).
«Мадонна Коннестабиле». Рафаэль упорно работал над этой композицией: сохранившиеся рисунки показывают и другие варианты, не круглые (тондо), а прямоугольные. Темпера, переведенная с дерева на холст, 1504. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной». Композиция картины включает портрет Сигизмондо де Конти.
У Рафаэля, например в «Мадонне со щегленком», композиционный узел плотнее, треугольник, в который вписана вся группа, еще очевиднее, чем у Леонардо и, пожалуй, работа производит более гармоничное впечатление. Рядом с Конти стоит Св. Рафаэль настолько усвоил манеру своего учителя, что зачастую их работы трудно различить.
Рафаэль отделяет Марию от реального мира. Этот мистический компонент картины станет очень популярным в эпоху маньеристов и появится в «Сикстинской Мадонне». О том, насколько художник готов воплотить новые традиции, свидетельствует использование темного фона вместо традиционного и почти обязательного ландшафта.
Ослепленные ярким сиянием ученики остались на краю горы, поражённые произошедшим чудом Преображения. Согнувшись в коленях, Пётр закрывает лицо руками от ослепляющего света. Иаков облокотился на камень, поднеся руку к поражённым сиянием глазам. Иоанн, пятясь назад, старается защитить глаза рукой, чтобы не ослепнуть. Их фигуры написаны в уменьшенном масштабе, что позволило художнику композиционно связать их с землей. Слева, вопреки евангельскому источнику, изображены по просьбе кардинала Джулио Медичи две фигуры у дерева. Одна из них, по всей видимости, святой Лаврентий, покровитель великого деда заказчика. Обе фигуры слабо освещены и не нарушают единства действия. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. отдельную публикацию В 1502-1503 гг. «Сикстинская мадонна» (итал. Большую безвкусицу трудно даже вообразить. Но, скорее, Богоматерь изображена здесь в праздничной одежде горожан того времени.
Когда Рафаэль увидел в Сикстинской Капелле шпалеры и взглянул на потолок расписанный Микеланджело, ему стало не по себе от такого сравнения. Насколько же проигрывало всё это златотканое тряпьё перед могучим спокойствием и благородством, которое излучали микеланджеловские пророки и сивиллы. Он дал себе слово больше не приходить в Капеллу, чтобы не испытывать разочарование. Ему до боли было досадно, что его картоны, в которые вложено столько чувства и старания, стали почти неузнаваемы, растворившись в обилии роскошного нитяного разноцветия с золотыми прожилками, от чего рябило в глазах. Ткачи додумались даже плащ Христа в сцене вручения ключей усыпать звёздочками. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. Картина находилась в алтаре этой церкви, где был похоронен заказчик, до 1565 года, а потом её перевезли в церковь Св.
Галерея Уффици, Флоренция В «Мадонне со щегленком» очень красиво закомпонованы в овал фигуры малышей вокруг колена Марии, они абсолютно естественно стоят и в то же время образуют некое подобие кольца. Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский.
Стилистика мастера оказала на Рафаэля очень заметное влияние. В левой части картины изображен Святой Иоанн Креститель и Франциск ассизский. «Мадонна со щегленком» дерево, масло, 1507. Ощущение пирамидальности композиции ненавязчивое и вместе с тем определяющее. Галерея Палатина (Палаццо Питти)Флоренция Во Флорентийские годы, между 1504 и 1508 гг., он создает ряд изображений Мадонн, которые принесли ему славу. С тех пор эта птица приобрела христологический символический характер. Это некое мистическое небо, не физическая реальность – голубое пространство с облаками, а мистическое небо – мотив, который возникнет и в «Сикстинской Мадонне», где облака также будут превращаться в головки херувимов. С 1510-х годов Рафаэль плодотворно работает над композициями для алтарей.
В том, как пристально Мария всматривается в зрителя, в том, как инстинктивно она прижимает к себе младенца, в несколько напряженном взгляде маленького Иисуса угадывается какое-то предощущение драмы, очень смутное, очень отдаленное, но материнское интуитивное предчувствие того, что в будущем ее ребенка ждет опасность. Справа – Иоанн Креститель.
В «Мадонне ди Фолиньо», разделив мир на земную и небесную сферы, Рафаэль превратил её явление в мистическое чудо. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году. Снова форма тондо. Разнообразия в теме Мадонны художник добивался за счёт новшеств в композиционном решении. Георгия. см. Рафаэль – великий мастер на композиционные, линейно-пространственные находки.
Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены. В 1511 году художник пишет алтарную картину «Мадонна ди Фолиньо», второе название которой «Мадонна в Славе». «Мадонна делла Седиа», выполненная Рафаэлем без помощи своих учеников, попала в коллекцию Медичи уже в XVI веке, а с конца XVIII века находится в галерее Питти во Флоренции. 1514 года) тоже называют «Святым собеседованием».
Обе картины объединяет тема торжественного небесного явления Мадонны их композиционные решения похожи, обе картины восходят к традиции «Святого Собеседования» и созданы они с минимальной разницей во времени. Картину художника «Мадонна дель Импанната» («Мадонна с завесой» ок. Ряд экспертов полагают, что «Мадонна ди Фолиньо» не только хронологически, но и в художественном отношении имеет много общего с «Сикстинской Мадонной» и является, таким образом, подготовительной в создании шедевра.
Галерея Палатина (Палаццо Питти), Флоренция Абсолютно иной характер образа Марии, абсолютно иные принципы построения композиции в его знаменитой, более поздней, приблизительно 1516-1517 гг., «Мадонне в кресле» («Мадонна делла седья»). Художник был непоколебим в своей любви к Мадоннам и известен, в первую очередь, картинами с изображениями Мадонн. До 1565 года. Например, «Мадонна Альба», названная так по имени герцогского испанского рода Альба, которому долгое время принадлежало это произведение.
На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. Это «Мадонна в зелени», «Мадонна со щегленком» и так называемая «Мадонна – прекрасная садовница». В июне 2012 года, Государство-город Ватикан эмитировал (выпустил в обращение) золотую монету номиналом 100, посвящённую «Мадонне ли Фолиньо» Рафаэля. В некоторых местах картины историки искусства видели работу ассистентов Рафаэля в мастерской. Эти признаки становления нового творческого метода Рафаэля в полной мере проявились в картине «Мадонна делла Седиа» («Мадонна в кресле», 1513-1514 годы) – одном из самых прекрасных изображений Девы Марии с Младенцем.