Рафаэль начинает с простейшей полуфигурной композиции в так называемой «Мадонне дель Грандука» (1514 г. ) (галерея Питти во Флоренции). Рафаэль начинает с простейшей полуфигурной композиции в так называемой «Мадонне дель Грандука» (1514 г. ) (галерея Питти во Флоренции). Рафаэль начинает с простейшей полуфигурной композиции в так называемой «Мадонне дель Грандука» (галерея Питти во Флоренции).
Здесь ощущается еще некоторая скованность молодого живописца в передаче поз (некоторые замечали, что Младенцу в таком положении «неудобно»), но то, как фигура Марии слегка наклоненная влево, уравновешивается разворотом маленького Иисуса в противоположную сторону, оставляет впечатление удивительной сбалансированности объемов и масс, редкой художественной компактности и гармонии. Вернувшись с Фердинандом во Флоренцию, картина так и не попала в публичную галерею – герцог не смог расстаться со своей «Мадонной», которая считалась чудотворной и повесил её в своей спальне. Специалисты засомневались: действительно ли этот глухой фон принадлежит Рафаэлю. В переводе с итальянского Grand Duca значит «великий князь» или «великий герцог», а «Мадонна Грандука» – соответственно «герцогская мадонна», «мадонна великого герцога». Его жизнь – лучший пример того, как стоит обращаться с равными и с теме выше и ниже нас.
Эта первая версия истории любви великого Рафаэля и прекрасной Булочницы. В Марии больше душевной силы, в движениях ее чувствуется энергия и уверенность. Картина находится в галерее Палатина во Флоренции. Совсем небольшое изменение группы нарушило бы всю гармонию. В образе Мадонны подчёркнута кротость – в её опущенных глазах, в некоторой робости жеста, которым она держит младенца.
Несмотря на местную популярность, молодой художник предпочел отправиться во Флоренцию, чтобы воочию наблюдать «битву гигантов» – живописном состязание Микеланджело и Леонардо да Винчи. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Вскоре художник признал девушке в любви, но сказал, что не сможет жениться на ней.
Санти мгновенно загорелся желанием нарисовать девушку. По некоторым данным, обладателем картины в XVII веке был известный флорентийский художник эпохи барокко Карло Дольчи (1616-1686), от наследников которого картина попала к Фердинанду III.
Слева Иоанн Креститель и коленопреклонённый Франциск Ассизский. Композиция картины, на первый взгляд, чрезвычайно проста. Очевидно и влияние Микеланджело: поза Младенца на картине, опирающегося босыми пальчиками на ногу Марии явно заимствована у «Мадонны Брюгге», которую Микеланджело изваял между 1504 и 1506 годами. Справа – Иоанн Креститель. Его Мадонны, красивые и утончённые, часто изображены наедине с природой.
Мы видим дешевые репродукции работ Рафаэля в домах простых людей и склоняемся к выводу, что картины с такой всеобщей привлекательностью являются немного «примитивными». Фердинанд без колебаний пошёл на затраты, но когда увидел картину изменил своё решение. Все его росписи «идеальны» : к ним нельзя прибавить или убрать малейший штрих, не нарушив «выверенную гармонию совершенства». Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Но сейчас доказано, что у всех Мадонн римского периода творчества Рафаэля один прототип.
Герцы взял её с собой в изгнание в Вюрцбург. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Хитон и накидка Девы Марии на этой картине Рафаэля выполнены в традиционных цветах – красном и синем (Рафаэль не бывал в Венеции, но, без сомнения, знал, что именно в эти цвета облачал мадонн знаменитый венецианец Джованни Беллини). Художник завещал свое состояние любимой женщине, ученикам и друзьям. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
«Мадонна Эстерхази» 1508, названа по имени владельцев из итальянского семейства Эстерхази и находится в Будапеште в Музее изобразительных искусств. Такие картины, как «Мадонна Грандука» Рафаэля, признаны поистине «классическими» в том смысле, что они служили бесчисленным поколениям стандартом совершенства, как прежде произведения Фидия и Праксителя. И только с 1799 года «Мадонна Грандука» стала выставляться на обозрение публики в Палатинской галерее палаццо Питти.
Доподлинно не известно, сам ли Рафаэль придал картине тёмный фон. Они возвысили и приблизили человека к божеству, воспев его красоту и гармонию. В художественном развитии Рафаэля флорентийский период значил необычайно много. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария.
Из-за наполеоновских волнений Фердинанд в то время находился в Вене и там получил письмо, в котором Пуччини рассказывает, что видел «у одного флорентийского негоцианта хорошо сохранившуюся» работу «второй манеры Рафаэля из Урбино» и просит разрешения на ее покупку. Шести лет Рафаэль днем рисовал, а ночью ублажал Маргариту. Всё это настолько очевидно, что даже не нуждается в доказательствах. Способ, каким лицо Мадонны моделируется и отступает в тень, то, как Рафаэль заставляет нас ощутить объем тела, покрытого свободно распущенной мантией, бережность и нежность, с которой Богоматерь держит Младенца Христа – все создаёт эффект идеальной умиротворённости. Вот таким образом нет ничего удивительного в том, что 25 лет он был приглашен к папскому двору.
Картина была заказана Рафаэлю его другом, торговцем Лоренцо Нази, к собственной свадьбе. Его Мадонна, символизирующая материнскую любовь и Младенец очень связаны друг с другом. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. А Санти до последних мгновений жизни был поражен ее совершенством, нежностью и теплом. Слава художника летела впереди него.
Полагают, что натурщицей для данной работы служила возлюбленная Рафаэля. Там требовали больше свободы, больше движения. Если мы сравним «Мадонну Грандука» Рафаэля с бесчисленными полотнами ту же тему его предшественников, то почувствуем, что все они были лишь поисками той абсолютной простоты, которой Рафаэль наконец достиг. - "Мадонна с безбородым Иосифом" (Эрмитаж)А. Она — редчайший эталон тихой, ничем не замутненной женской красоты.
Так кто же эта женщина, что заставила титана мысли думать только о себе. Проведённая рентгенограмма показала, что под слоем тёмной краски скрыто много интересного. Но такому истолкованию решительно мешает глубоко печальное выражение лица матери.
Эти гуманистические идеи Рафаэль творчески воплотил в своём полотне. Главным достижением художественного гения Рафаэля является «Сикстинская Мадонна» (1514). Все они возвышают и идеализируют человека, воспевают красоту, гармонию и изящество. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
А находящийся в галерее Уффицы во Флоренции подготовительный рисунок подтверждает, что сначала он планировал «Мадонну» на фоне пейзажа. Слева – либо вторая половина занавеса, либо стена здания. Рафаэль не искал друзей или покровителей, но всегда был окружен ими. Рафаэль никому не завидовал, ни с кем не соперничал, не критиковал других.
Рафаэль Санти родился в небольшом городке Урбино (Умбрия) в живописца и поэта Джованни Санти. Три тысячи золотых монет решили вопрос с отцом девушки, который совсем не страдал предрассудками.
Или тогдашний владелец картины и не подозревал, что автор картины – сам Рафаэль и потому снабдил её черным фоном перед продажей, чтобы выдать за произведение модного современника. Но это та труднодостижимая высокая простота, которая ценнее надуманной сложности. Трактовка образа Пресвятой Богородицы Рафаэлем была принята последующими поколениями в качестве такого же «эталона», как выработанная Микеланджело концепция Бога Отца. Эту тревожность подчёркивает и поза Марии – она словно закрывает собой детей. На картине художником изображены дева Мария с младенцем Христом на руках. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки.
Он засыпал возлюбленную подарками, обращался как к благородной донье и постоянно рисовал. Возможно, кардинально затемнив фон «Мадонны Грандука», кто-то из обладателей картины (тот же Дольчи) решил, что таким образом он сделает произведение остроактуальным. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Это было время наполеоновских войн, беспокойное и опасное.
(В одном случае, в «Орманской мадонне», поместив группу в интерьере, художник счёл нужным даже воспроизвести кувшины и банки, стоящие на полке).
В результате грабежей французской армии дворец Питти лишился бесценных картин Рафаэля. Он совмещал должности придворного живописца при папском дворе, главного архитектора Ватикана, «комиссара древности» и «префекта всех камней». Это время, когда Рафаэль находился в зените творческих сил тем же годом датирована его «Афинская школа».
Художник купил дом в новом районе Рима и оформил половину на Маргариту, чтобы не возникло лишних слухов. Хотя «Мадонна Грандука» отчасти изменилась из-за не вполне умелой реставрации девятнадцатого века, во время которой были перекрашены фон и одежды, она до сих пор остается одним из самых прекрасных творений Рафаэля раннего периода. Но это было правдой – с 1514 года Рафаэль работал на износ. Мадонна держит Младенца Христа с большой нежностью.
С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Но художник был слеп в своих чувствах. Когда тетка оставляла их ненадолго наедине, молодые люди просто смотрели друг на друга. Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Неудачного жениха схватили и заточили в темнице монастыря Санто-Козимо.
Четыре флорентийских года Рафаэля называют «периодом мадонн» : за это время он написал 15 интерпретаций Мадонны с Младенцем. Папа Юлий II поручил художнику заново расписать предназначенные три Ватиканские станцы (комнаты). Мария правой рукой решительно удерживает сына от рокового шага.
Обычно отмечают «Положение во гроб» – первую попытку Рафаэля создать драматическую многофигурную композицию, неудачное подражание Микельанжело самой своей неудачей, будто бы подтверждающее, насколько драматизм был чужд и даже недоступен гению Рафаэля – его призванием был нежный гармонический мир мадонны. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей. Ловкая девушка, понимая, что потеря заказов грозит и потерей благосостояния, помогла уговорить художника, а сама же принялась «подбивать клинья» богатому и могущественному покровителю – Киджи. После похода в каменоломни, где обнаружили античную статую, Рафаэль слег с лихорадкой. Среди его флорентийских Мадонн выделяются три близкие по композиционному решению картины: «Мадонна со щеглёнком», «Мадонна в зелени», «Прекрасная садовница». В самом конце XVIII века картину приобрёл великий герцог Тосканский Фердинанд III (1769-1824).
По приезде во Флоренцию он самостоятельно штудирует новые художественные проблемы. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Эта женщина изображена и на портрете «Дама под покрывалом» (1514), который считается одним из величайших шедевров Высокого Возрождения. Слева, внизу, маленький Иоанн Креститель играет с какой-то лентой. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку.
С именем Рафаэля Санти связано множество легенд и мифов. Бенуа определил эти вариации как "чарующие живописные сонеты". Тот с волнением сообщал, что встретил недавно у одного флорентийского коммерсанта прекрасно сохранившуюся раннюю «Мадонну» Рафаэля и умолял герцога дать разрешение на её покупку. И Рафаэль показал себя несравненным мастером огромных фресковых росписей. Долгое время тондо считалось «гвоздём» императорского Эрмитажа в Санкт-Петербурге.
Для многих людей Рафаэль по сей день – лишь художник сладких мадонн. «Мадонна Альба» – одна из мадонн Рафаэля в форме тондо, созданная художником по заказу Паоло Джовио после переезда в Рим, в 1511 году.
Для свободной и деятельной Флоренции лирическая «Мадонна Грандука» была слишком пассивной. Но в том-то и дело, что именно эта наиболее «рафаэлевская» сфера творчества художника во Флоренции переживает самые глубокие сдвиги.
Он явно просит мать пустить его к мальчику с соблазнительной игрушкой. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. «Мадонна со щеглёнком» признана одной из лучших картин Рафаэля флорентийского периода. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино.
VI). Такой марафон не мог не сказаться на его здоровье -художник стал слабеть на глазах. Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Все это отнимало много сил и времени, а ему так хотелось рисовать свою любимую. Композиция этой картины Рафаэля почти повторяет «Мадонну в зелени», но с той существенной разницей, что дети в «Мадонне со щегленком» теснее объединены с центральной фигурой Богородицы.
Избалованный преклонением женщин, Рафаэль впервые сам влюбился. Всё это пока – лишь предположения. У ангела слева одно крыло. Отец с раннего детства приучал ребенка к живописи и преклонению перед искусством. Первое упоминание о картине относится к 23 ноября 1799 года: тогдашний директор галереи Уффици Томмазо Пуччини пишет о ней великому герцогу Фердинанду III Лотарингскому. Художник перепоручил все заказы в Ватикане своим ученикам, чтобы самостоятельно расписать церковь Святого Сикста в маленькой Пьяченце.
Девушка отправила художника к отцу – просить разрешения. Madonna Sistina) еще современниками была признана одним из величайших творений эпохи. Фоном для фигур служит идеализированный пейзаж римской Кампаньи. С другой стороны, для Флоренции не годилась лирическая пассивность «Мадонны дель Грандука». Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим.
Образ Младенца, опирающегося босыми пальчиками на ногу Девы Марии, явно навеян выполненной Микеланджело незадолго до этого статуей «Мадонны Брюгге». «Сикстинская мадонна» (итал. Цвет этой картины более живой, чем у «Мадонны в зелени». В мире нет более абсолютной Мадонны, чем Сикстинская.
Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Мадонны Рафаэля лишены святости и воплощают собой идеал прекрасного человека. Образ Мадонны того периода был «зажат» собственными правилами Церкви.
А сил, чтобы бороться с болезнью у истощенного организма уже не оказалось. Он просто радовался жизни, людям, миру и возможности творить. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. «Мадонна дель Импанната» 1513-1514, создавалась живописцем практически в одно время с знаменитой «Сикстинской мадонной».
Ещё одна дань традициям – красное платье Мадонны, символизирующее пролитую на кресте кровь и её голубая накидка (голубой – цвет невинности). Единственным ее собеседником был художник, но и этого ей хватало. Создаётся впечатление, что образ Мадонны и Христа и не может быть иным, что он так и существовал от начала времен. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка.
Эту стадию представляет так называемая «Орманская мадонна». Однако всё это надёжно упрятано под непроницаемой чернотой фона. Там и застало его поздней осенью 1799 года письмо директора Уффици Томмазо Пуччини. Современники считали, что он умер после очередной бурной ночи. «Мадонна ди Фолиньо» (Мадонна с завесой) 1511-1512, была предназначена для алтаря церкви святого Сикста в Пьяченце и написана по заказу Сигизмондо де Конти, секретаря папы римского Юлия II.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Картину назвали в честь великого герцога Фердинанда III Лотарингского. Но девятый час был также часом смерти Иисуса на кресте. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Булочница не тосковала о покойном.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. «Донна Велата» принадлежит к числу величайших шедевров Высокого Возрождения. Там требовали больше свободы, больше движения. Оторвавшись от чтения, Мадонна и её Сын задумчиво глядят друг на друга, с мыслью о грядущих событиях. Эта картина Рафаэля известна также под названием «Мадонна Нортона Саймона» – по своему местонахождению в музее Нортона Саймона (Пасадена, пригород Лос-Анджелеса, США). Вообще же таинственность леонардовского полумрака не соответствует природе Рафаэля и в большинстве последующих мадонн он переходит к пейзажным фоном, к дневному свету к ясным пластическим операциям.
Справа можно различить нависающую структуру – может быть, это были ветви дерева, а может, занавес, как у «Сикстинской мадонны». На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Ряд его произведений этого рода, в числе которых следует назвать «Мадонну ди Фолиньо», подводят нас к величайшему созданию его живописи – «Сикстинской мадонне». Директор просил разрешения на покупку картины у наследников художника Карло Дольчи.
Девушка практически не выходила из дома. Тем не менее, в «Мадонне Грандука» нет ничего напряженного или сложного. Впервые она упоминается в письме директора галереи Уффици к Фердинанду III, который из-за наполеоновских волнений жил тогда в Вене. Она держит на руке младенца Иисуса, как бы показывая его зрителю.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Но великий герцог Фердинанд III получил картину уже в таком виде, в котором её можем видеть мы, – Мадонну на темно-оливковом, почти чёрном фоне. По завещанию она получала полдома, шесть тысяч дукатов и картину «Мадонна с птичкой». Лишь в последние мгновения своей жизни Рафаэль понял, что у его светлой Мадонны была черная душа.
И ее начинания увенчались успехом, стареющий банкир даже помог ей осовободится от «домогательств» Томазо. Картина по композиции похожа на знаменитый шедевр, с той лишь разницей, что в картине «Мадонна ди Фолиньо» больше действующих лиц. Донна Велата Одна из известнейших картин Рафаэля Санти. Младенец протягивает руку к груди матери и в то же время оборачивается к зрителю.
Полуприкрытые глаза Марии, её робость и нежность заражают зрителя чувством высокого смирения перед неизбежностью всего, что будет суждено. Рядом с ними – святая Елизавета и святая Екатерина. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Тридцать лет спустя после написания картины знаменитый биограф художников Возрождения Вазари писал о ней как о «редчайшей и единственной в своем роде вещи».
Но девушка была полна чувств и ради любви согласилась переехать к Рафаэлю. Тот же самый мотив уже гораздо смелей и свободней разработан в «Мадонне Колонне». В настоящее время картина выставлена в Палатинской галерее Палаццо Питти во Флоренции. Уже во всех последующих Мадоннах Рафаэль перешёл к дневному свету и пейзажному фону. В этой работе отчасти проявилось воздействие Леонардо да Винчи в искусстве владения красками – Рафаэль моделирует формы преимущественно цветом, практически не используя светотень.
Рядом с Сигизмондо де Конти стоят святой Иероним и его ручной лев. В 1510-х годах Рафаэль много работает в области алтарной композиции. Первые сеансы проходили под строгим надзором тетки Маргариты. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Чтобы успокоить Томазо, Маргарита торжественно на алтаре выйти него замуж. Группа богаче движением и пластическим контрастом. Присмотримся.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Девушка была очень красива и была повенчана с Томазо Чинелли, пастухом в соседнем именье.