Наслышанный о юноше священник пригласил Санти расписать станцы – парадные помещения Ватиканского дворца. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Совсем иначе он писал своих мадонн. Новый папа был прямой противоположностью суровому и воинственному Юлию II, о чём свидетельствовала его «программа действий» : «Будем наслаждаться папством, раз Бог дал его нам».
Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Различными сочетаниями этих средств (комбинации штрихов, сочетания пятна и линии и т. д. ) в рисунке достигается пластическая моделировка, тональные и световые эффекты. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл.
«Екатерина Александрийская» ясно свидетельствует о неустанных поисках формы, лежавших в основе образного творчества Рафаэля. В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна. Художник изображая Мадонну, вспоминал всех красавиц, которых он видел в своей жизни. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
Рафаэль потерял мать в раннем детстве. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Но все же, эта версия является предметом серьезных споров.
Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. В прославленной картине Рафаэля «Сикстинская мадонна» им создан обаятельный образ женщины, которая идет по облакам навстречу своей участи, зная, что ради счастья людей она должна отдать смерти самого дорогого ее сердцу сына. Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Святой Георгий – один из самых популярных христианских святых и покровитель Англии. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). В этот период Перуджино был одним из самых почитаемых и влиятельных живописцев, работающих в Италии. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же.
Она придаёт движение, грацию и трехмерность даже статическим фигурам. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Затем был переезд во Флоренцию и знакомство с работами и техникой Леонардо да Винчи. К флорентийскому периоду принадлежат многие из его наиболее прославленных изображений Девы Марии и младенца Христа. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Рафаэль Санти был одним из самых светлых и радостных художников эпохи Возрождения. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Можно сказать, что хорошее и красивое некоторым образом одно и то же». Художники-классицисты жившие после Рафаэля, считали его лучшим в живописи.
Картины Рафаэля вдохновляют человечество и по сей день. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Рост изобразительной мощи картин Рафаэля после его приезда во Флоренцию хорошо заметен в картинах «Сон рыцаря» и «Три грации». Он идеально владел линией, умел мастерски выделять композиционные центры. 1514 г., Национальная пинакотека, Болонья), который ввел идеал классической красоты, вдохновивший эмильских художников от Пармиджанино до Рени. Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем».
Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне.
Но несмотря на большую загруженность художник находит возможность выполнять частные заказы и создает такие шедевры, как «Донна Велата» (Donna Velata, 1516), «Святое семейство под дубом» (Holy Family below the Oak, 1518), «Форнарина» (La Fornarina, 1518). Умер Рафаэль 6 апреля 1520 г. Родившись и прожив детство в Умбрино, Рафаэль затем переехал в Перуджу, где начал свое обучение живописи. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем. Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Когда овец больше не стало, чудовищу стали отправлять сыновей и дочерей местных граждан. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. Сфера применения рисунка чрезвычайно обширна.
У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. В 1513-1514 гг.
1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. Друг Рафаэля, граф-гуманист Бальдассар Кастильоне, представивший тип идеального человека в своём трактате «Кортеджиано» («Придворный») наибольшим образом отвечал представлениям художника об идеальном человеке. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Этот камерный портрет действительно необычен. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Картины Рафаэля полны невероятного очарования, нежности и гармонии. Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов».
Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
В Италии точный, детально разработанный и пластически ясный рисунок, характерный для мастеров XV века (Пизанелло, Поллайоло, Мантенья, Карпаччо), приобретает особую насыщенность и живую выразительность у художников Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Андреа дель Сарто). Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
В технологическом отношении различаются рисунки сухими и жидкими красящими веществами. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Джованни умер, когда сыну было 11 лет.
Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». Но Рафаэль был всегда необычайно требователен к себе, чтобы он ни изображал – живую плоть или неживую ткань и всегда сохранял верность своему художественному принципу (сходство должно быть непременным), вот таким образом он не польстил папе изобразив его дородным и холёным эпикурейцем. Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. Лица обработаны легкой светотенью и, в результате, они более грациозны, чем у Перуджино. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли.
Копье сломалось, но храбрый рыцарь продолжил битву с драконом мечом. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Именно такие люди изображены на его полотнах.
Композиция «Распятия» близка к другим панелям на ту же тему исполненным Перуджино – вроде внушительного Алтаря Киджи для Сант-Агостино в Сиене. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию. Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны.
Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Так началась история Рафаэлевых Станц. Каждая Мадонна Рафаэля полна неимоверной прелести. 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция).
Папа Лев изображён со своими племянниками, кардиналами Джулио де Медичи (стоит слева, позже он займёт папский престол под именем Климента VII) и кардиналом Людовико де Росси (справа). 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция).
Это первое, абсолютно новое портретное произведение того времени. Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. У ангела слева одно крыло. VI). В эпоху Возрождения входит в употребление сланцевый, так называемый итальянский, карандаш («чёрный мел») и сангина («краcный мел»).
Тема картины могла быть заимствована из стихотворения «Пуника» поэта Силия Италика. Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Сикста в Пьяченце. «Портрет папы Льва» кисти Рафаэля считается одним из первых опытов группового портрета в живописи эпохи Возрождения. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора. Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Он даже обвинил художника в плагиате.
Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Но явственна связь этих картин Рафаэля и с фламандской живописью – особенно с Иеронимом Босхом (яркий свет и человекоподобные монстры в сцене «Святого Михаила»). На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно.
Он прожил остаток своей жизни здесь. Он был отдан двум благочестивым иерусалимским вдовам и из поколения в поколение хранился в Палестине. «Период мадонн» – так называется флорентийский период творчества Санти. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. 1518 г., Национальная галерея старинного искусства, Рим) – портрет так называемой возлюбленной Рафаэля.
Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения.
Папа Лев был почитателем и покровителем Рафаэля в последние годы жизни художника. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля. Они составляют нерасторжимые в своей цельности и гармоничности группы, где каждый персонаж точно занимает свое место и где сама архитектура в ее строгой размеренности и величественности способствует воссозданию атмосферы высокого подъема творческой мысли. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон).
Работы того периода отражают его интерес к образу Мадонны с ребенком. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Так, счастливый обладатель «Мадонны Грандуке» герцог Тосканский настолько влюбился в купленную почти спустя 300 лет после создания картину, что никогда с ней расставался, даже брал с собой в путешествия.
Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели.
Чтобы умилостивить дракона, город посылал ему по нескольку овец в день. Здесь было у кого поучиться. Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Его светотени тоже указывают на влияние Леонардо, хотя зубчатые горы, свойственные пейзажам да Винчи, отсутствуют.
В одно время, Микеланджело был весьма раздражен уникальным мастерством Рафаэля быстро перенимать техники других художников. В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». Пейзаж этой картины Рафаэля выписан с особой тщательностью.
От ее тревожных глаз невозможно оторваться. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Наполовину картина для личного поклонения, наполовину коллекционная работа, «Екатерина Александрийская», вероятно, была написана перед самым отъездом Рафаэля в Рим.
Рафаэль (1483-1520) родился в итальянскои городе Урбино. Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Работа датируется 1498 годом. Как архитектор, Рафаэль некоторое время руководил строительством собора Святого Петра. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины.
1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. И Рафаэль учится и работает. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Портрет Рафаэля настолько соответствовал рассказам о папе и его крутом характере, что историк искусства Вазари сразу же отметил это: « пользуясь уже величайшее известностью, он написал маслом портрет папы Юлия, настолько живой и похожий, что при одном виде портрета люди трепетали, как при живом папе».
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Период творчества, посвященный изображению Мадонны, называют флорентийским периодом. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Таким образом, Рафаэль – хотя он пока не желает и, возможно, не может преодолеть влияния Перуджино – показывает в картине «Распятие» свой собственный духовный склад. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. В начале XVI века имя Кастильоне в Италии было синонимом эрудиции и взыскательного художественного вкуса. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Изысканное моделирование фигуры Екатерины Александрийской, небольшое скручивание ее тела в момент, когда она облокачивается на колесо своего мученичества (на котором шипы с целью смягчить элемент жестокости заменены округлыми шишками) хорошо отражают сбалансированный характер искусства Рафаэля. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. На третий день после Успения Богородица явилась Фоме и в утешение передала ему Свой Пояс. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома.
Нежная и юная мать – именно такой изображает Рафаэль мадонну, прославляя в ней гармоничного человека, который прекрасен и душой и телом. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. На первой панели спящий рыцарь Сципион должен выбрать между Венерой (наслаждением) и Минервой (добродетелью). В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. В ней преобладает влияние не Перуджино, а Леонардо да Винчи, который усовершенствовал так называемую «серпантинную» позу – с изгибами тела вокруг его собственных осей.
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. В Древнем Риме художники рисовали на небольших деревянных дощечках, покрытых слоем воска (кодексах) изображение на которых процарапывалось острой палочкой. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы.
Он убил его и спас от смерти девушку. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа.
Джулио Романо и Джованни Франческо Пенни, которые были ответственны за образную часть плана, настолько точно интерпретировали стиль Рафаэля, что трудно установить, это они или их мастер нарисовали эскизы с образами для лоджии. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
На второй, грации вознаграждают его выбор добродетели золотыми яблоками Гесперид. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Флорентийский период художника подарил миру 20 рафаэлевских мадонн с младенцами, в которых Санти вложил всю тоску о матери. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии.
Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. Талант художника проявился у Рафаэля еще в раннем детстве и по словам родоначальника современного искусствознания Джорджо Вазари он был «большим подспорьем для своего отца, придворного живописца герцого Урбинского». Рафаэль рано стал сиротой: мать умерла в 1491 г., а отец – в 1494 г. Первой подтвержденной документально работой Рафаэля был Алтарь Барончи (Baronci altarpiece) для церкви Святого Николая Толентинского (Saint Nicholas of Tolentino) в городке Чита-ди-Кастелло, расположенном между городами Урбино и Перуджа. В 1504 г. художник переезжает во Флоренции, но при этом ведет «кочевой» образ жизни и работает в различных городах Италии. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. В XII – XVI веках получили широкое распространение металлические (свинцовые и серебряные) штифты известные ещё со времён античности.
Немота героини чувствуется по выражению лица, по взгляду, по бездействующим, плотно сжатым губам. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера).
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Самым талантливым был Джулио Романо. К числу древнейших сухих красящих веществ относится уголь. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины.
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего.
Рафаэль построил Базилику Святого Петра, внеся изменения в первоначальный замысел умершего предшественника Донато Браманте, сделал перепись памятников Древнего Рима. Такой обаятельный образ женщины создает Рафаэль в известной всему миру картине под названием «Сикстинская мадонна». Однной из самых ярких и мастерских работ художника, является роспись сводов капеллы Киджи. Он отличается необыкновенным чувством пропорции и остротой визуального восприятия. После смерти папы Юлия II, последние 7 лет своей жизни Рафаэль работал при вступившем на папский престол Льве Х из дома Медичи, сыне Лоренцо Великолепного. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Умер Рафаэль в ее постели.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Одна из них одна хранится в коллекции Кука (город Ричмонд), а другая – в Лиссабонской Галерее.
Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон».
Это дало толчок к изучению Рафаэлем анатомии, механики движений живых тел, сложных поз После этого появляются на свет картины, где главные герои приобретают взволнованные движения, необыкновенные позы (Положение во гроб, Святая Екатерина Александрийская). Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Алтарь сочетает в себе две сцены, распространенные в иконографии кватроченто: коронацию Богоматери (занимающую верхнюю часть картины) и Дарование Пояса Богородицы святому Фоме (нижняя часть) – эпизод, традиционно связываемый с Успением. То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). В них явно ощутимо влияние на Рафаэля великих флорентийских мастеров старшего поколения, особенно Леонардо да Винчи, чьё не дошедшее до нас в оригинале полотно «Битва при Ангиари» (1505) дало блестящий пример искусства на военную тематику.
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело. У Рафаэля были многочисленные ученики, хотя никто из них не вырос в выдающегося художника. «Форнарина» (прибл. «Портрет графа Кастильоне» называли идеалом целой эпохи им восхищались Рембрант и Рубенс.
Больше всего в это время его привлекает образ мадонны с ребенком. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. Зная чувство меры, баланса гармонии во всем, работы Рафаэля не «кричат», но отвести взгляд от них невозможно.