Рена Махмудова, автор лекций об искусстве эпохи Возрождения, расскажет о жизни и творчестве Рафаэля Санти, представив 10 шедевров художника, некоторые из которых можно увидеть вживую на выставке в Пушкинском. Рафаэль Санти – величайший художник эпохи Возрождения.
Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Члены семьи не очень ладили друг с другом. Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. Михаил, ок. Сикст очевидно осведомлён о великой тайне, старик полон обожания мирного и счастливого. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти».
Своды украшены фресками на библейские сюжеты – по 4 небольшие композиции в каждой части. Много изображения богоматери (Сикстинская мадонна, 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора». В портретах создает идеальный образ человека Возрождения ("Бальдассаре Кастильоне", 1515). 1516 г., Палаццо Питти, Флоренция), одного из немногих женских портретов романского периода, неизвестна, но жест ее руки, указывающий на сердце, был уместен для супружеского портрета. Первые уроки живописи он получил у отца, Джованни Санти.
Эту картину еще иногда так и называют — «Джаконда». О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. в период полной художественной зрелости, приобретают иные черты. Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). Другие откапывали обломки колонн, статуи, барельефы, монеты. С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. Сикст и мученица Варвара также стоят на небесах — на земле этого не увидишь.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. На последнем полотне, которое сейчас хранится в музее французского города Шантийи изображены богини Невинность, Красота и Любовь, держащие в руках золотые шары – символы совершенства. Св.
Одновременно во 2-й пол. 1505 Донна Гравида, ок. Рафаэль.
На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Этот камерный портрет действительно необычен. Росписи Станцы делла Сеньятура (1509-11) – одно из самых совершенных творений Рафаэля. Мадонны, созданные им в Риме, т. е. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым. 1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности.
Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля.
Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля). Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало. Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл.
Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их».
В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны. 174-121 см. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно.
Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля. Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. 1507, Эдинбург, Нац. В 1514 г, Лев X назначил Рафаэля главным наблюдателем за работами по построению собора святого Петра, а в 1515 – блюстителем добываемых из раскопок в Риме античных памятников. Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков.
Леонардо, к тому времени уже прославленный по таким работам как «Витрувианский человек» (около 1 409) и«Тайная вечеря» (1495-98), берется за написание портрета жены местного купца Франческо дель Джокондо. Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. Часть из них получила название по сюжетам фресок. Свод лоджии разделён на 13 секций, каждая из которых перекрыта отдельным сводом. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. 1506-07), «Мадонна в зелени» (1506), «Прекрасная садовница» (1507). Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
В богословской литературе «грация» была выделена для названия особой милости Бога – благодати. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Рафаэль (1483-1520) является одним из самых ярких гениев Высокого Возрождения.
В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Много изображения богоматери ("Сикстинская мадонна", 1515-19), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости. Изменяется художник и в качестве творца Мадонн.
Рафаэль (точнее, Рафаэлло Санти) родился 6 апреля 1483 года в городе Урбино.
«Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари. «Я воскрешаю мертвых», — говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии. Она хранится во флорентийской галерее Уффици. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Его внезапная смерть прервала соперничество двух великих мастеров. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело.
По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино. Георгия, ок. Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Сикста в Пьяченце. На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа).
В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Перуджино. Мир «Сикстинской мадонны» необычайно сложен, хотя, на первый взгляд, в картине ничто не предвещает беды. Живопись Рафаэля, ее стиль, ее эстетические принципы отражали мировоззрение эпохи. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период.
Идеальная фигура Марии овеяна серебряной дымкой. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги.
В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. Это миниатюрные по размерам композиции "Три грации", "Сон рыцаря". То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут». Основные итальянские архитектурные памятники этого периода – светские здания (учебные заведения, ратуши, дома купеческих гильдий, рынки), которые отличаются симметрией, гармоничностью и изящностью деталей, отделкой карнизов, окон, дверей.
Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Вот одна из фресок из греческой мифологии. Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет».
Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. Основная гамма теплых, светлых песочных тонов гармонично и мягко выделяет прелесть нежной кожи лица, шеи, открытой части плеч белой кофты свободного кроя с двумя маленькими и изящными черными бантами завязок, роскошь пышного атласного платья, сверкающего золотой подкладкой и отделкой. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены.
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. Во время подготовки к оформлению самой большой комнаты из анфилады, Сала ди Константино, Рафаэль находился почти при смерти, вот таким образом росписью фресок, в основном, руководил Джулио Романо и по крайней мере частично, руководствуясь чертежами мастера. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет. Вот что выяснили исследователи понятия «грация».
Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление. Русский поэт Н. Огарев говорил о Рафаэле: «Как он понял этого ребенка, грустного и задумчивого, который предчувствует свою великую будущность».
В античности «gratia» означала не столько «привлекательность, прелесть изящество», сколько «влияние, взаимосогласие, дружбу, благодарность, прощение, благосклонность, милость, благодеяние». Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ). Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку. Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим.
Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям. Романо и Дж. Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Масло, доска. Портреты парные, фигуры в них повернуты друг к другу.
Одними из лучших работ в этом жанре, относящихся к раннему периоду творчества, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. Петра. Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Дерево, масло. Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. 1512). В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства.
Романо и Дж. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. галерея). Перуджия являлась центром всей Умбрии. Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций.
За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин. Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию.
Рафаэлю была поручена роспись четырех смежных зал, так называемых станц (комнат). В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Он много работает с натуры, делает анатомические штудии исследует механику движений ищет компактные и сбалансированные композиционные формулы, становится блестящим рисовальщиком, превращает рисунок в важнейшую составную часть творческого процесса. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св.
Рафаэль изобразил на своем полотне чудесное видение и совершил, казалось бы, невозможное. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Особенно нравилось ему рисовать Мадонн.
На стенах дворцов и соборов фрески часто пишутся на высоте человеческого глаза, а в композиции какая-нибудь фигура прямо глядит на зрителя, чтобы через нее он мог общаться со всеми другими. Этот римский фонтан (I-II век н. э. ) стоял в центре открытого алтаря старого собора Св. Петра с конца XIII века, в 1608 году был перенесён во двор, получивший её название – della Pigna. 1507-1508, Лондон, Нац. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести.
Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Историческая действительность разрушала иллюзии ренессансного гуманизма. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл. 1500 для этого города. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина».
Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне. Он словно видит зарницы надвигающейся грозы, в его недетски суровых глазах виден отблеск далеких бед ибо «не мир принес Я вам, но меч. ». Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок.
Но бегут-бегут тревожные тени по складкам одежд и драпировок. 1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. Слева от мадонны изображен папа Сикст, восторженно созерцающий чудо, справа — святая Варвара, благоговейно потупившая взор. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508).
Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. Ну, а вокруг загадочной улыбки, которой художник наделил Мону Лизуходит достаточно историй. Почему. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения.
Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. Великому художнику были оказаны высшие почести: прах его был погребен в Пантеоне. В «Чудесном изведении апостола Петра из темницы» Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные эффекты ночного освещения – ослепительного сияния, окружающего ангела, холодного света луны, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников. Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция).
Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Петра – символ Ватикана, ставший памятником «золотого века».
На потолке Рафаэль написал «Грехопадение», «Победу Аполлона над Марсием», «Астрономию» и «Суд Соломона». В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. он их написал более двадцати. Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок.
Представитель раннего Ренессанса Мазаччо и его «Троица с Девой, святого Иоанна Богослова» (ок 1425-27 / 28) в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции демонстрирует возрождение интереса к человеку исключительно в божественном, религиозном смысле. Впервые с древнейших времен благодаря точному применению линейной перспективы эта фреска словно изображена в трехмерном пространстве, оставаясь при этом на плоской поверхности. Он должен был украсить фресками кабинет папы. Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни.
Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. 1507, Флоренция, галерея Питти).
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. 1503 г. Пинакотека, Ватикан).
Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Среди других построек Рафаэля: круглая в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (строилась с 1509) и капелла Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо () в Риме, нарядные палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) в Риме и Пандольфини (с 152О) во Флоренции. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств). Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т.
В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма. В планировке – резкое противопоставление неба и земли. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Фреска «Афинская школа». Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая. Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама.
Св. В 1517 – 1519 годах своды, стены и пилястры (пилястра – вертикальный выступ стены, условно изображающий колонну) лоджии расписывали ученики Рафаэля: Перино дель Вага, Джулио Романо, Джованни да Ундине, Пенни. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах.
Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац. Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов.
В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду».
Вот таким образом каждый папа считал своим долгом перестроить, достроить, украсить (а, заодно и оставить след в истории) величественный собор Св. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте. Как бы там ни было, нужно сказать, что птицы только усиливают впечатление необычайности момента, доверчиво приближаясь к людям, протягивая к ним свои головы. Уже в этом полотне ярко проявились важные художественные принципы великого художника. Романо.
галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели.
Поет сладкоголосый хор ангелов, заполнивших небо (фон холста) и славящих Марию. В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. Клубятся облака под ногами Мадонны, само сияние, окружающее ее и богомладенца, сулит бурю. Так началась история Рафаэлевых Станц.
Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео. В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
Петра в Риме (составил новый план собора положив в его основу архитектурный тип базилики), а также достраивал начатый Браманте двор Ватикана с лоджиями. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение». Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. Его фигура выступает легко и свободно.
Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок. После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ).
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца).
Но эту босоногую женщину встречают, как царицу – владычицу небесную. Он умер 6 апреля 1520 года в день своего рождения, в 37 лет. Он пережил трудное детство, рано лишившись матери и отца.
Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Ученик, управляющий лодкой, увлечен своей работой фигура его изогнулась в неудобной позе, для того чтобы удержать лодку в равновесии. Гротеск – орнамент, разработанный в искусстве итальянского Возрождения, представляет собой причудливое переплетение растений, животных, фантастических существ, масок и других мотивов. Начиная с 1509 и по 1520 гг.
Ныне Сикстинская Мадонна хранится в Дрезденской галерее. В ранних полотнах Рафаэля Санти прослеживается влияние учителя, но через 2-3 года художник демонстрирует авторский стиль. Арки сводов и опорные столбы создают чёткий ритм. Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров.
Петра в Ватикане. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок.
Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. И это предгрозовое состояние отражается на лице младенца Христа, его лик полон тревоги.
В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер. Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение. Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым. Из-за религиозного содержания фресок росписи ватиканских лоджий называли «Библией Рафаэля».
В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. После потрясающего дебюта в Ватиканских залах, с1514 года, все сильнеевлияет на мастера античное искусство. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий. Одним из таких людей и был Юлий II.
Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. Творения этой залы отличаются изяществом и величием. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. 1504, Лондон, Нац.
Мадонна Грандука (ок. Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. Джованни Нанни вернулся в Удине, где создал ряд хороших картин.
Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Проектировал собор св Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Анной Леонардо да Винчи. Мастер скромного дарования, но человек образованный, он привил сыну любовь к искусству. Cын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше». Магдалиной и св. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье.
Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти. 1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. Вот почему ее взгляд исполнен светлой печали.
Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. полное царство гармонии, красоты и добра. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Папа Сикст снял перед ней тиару и бережно поставил ее в углу.
Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. 1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов. 1509-1510, Вашингтон, Нац.
И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано).
Свет этот то еле брезжит, то сияет, то почти сверкает. Ученик Платона. Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Центр архитектурного Ренессанса перемещается в Рим.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе.
В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Кажется, ничто не угрожает покою Марии и ее сына. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой.
Его работы в области архитектуры и прикладного искусства свидетельствуют о нем как о разносторонне одаренном деятеле Высокого Возрождения, снискавшем громкую славу у современников. Римские папы не отступали от традиций храмового строительства, так как всегда во главу угла ставили пропаганду основных догматов католицизма, осуществлявшуюся исключительными по силе средствами искусства. В 1513-1514 гг. И в портрете супруга Маддалены Дони фоном служит небо, природа. 1505, Вашингтон, Нац. Екатерина Александрийская, ок.
В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Строительство храмов – это традиция длиною в сотни лет. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию, которые присущи абсолютному кортеджиано. Все они носят общий характер нежной и глубокой религиозной мечтательности умбрийской школы.
Именно ей посвятил Рафаэль одно из ранних своих произведений – «Мадонна Конестабиле», где Мадонна изображена с книгой, которую листает младенец. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж).
После смерти Донато Браманте, основного «перестройщика» этого собора, Рафаэль занял должность главного архитектора собора Св. Петра в 1514 году. Действительно, картоны Рафаэля изображающие деяния апостолов, абсолютно необыкновенны по силе и простоте. 1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. Они окружены внимательными слушателями. О связи с древним Римом напомнил итальянцам папа Юлий II, при котором древний языческий мир и христианский слились воедино, абсолютно не повлияв на целостность христианских воззрений.
После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св.
Проектировал собор св. 1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии.
При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом.
галерея Коронование Мадонны, ок. Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых хранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого.
В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. Передний план занимают фигуры апостолов. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Как совершенный в своих силах, Рафаэль не боится композиционных канонов.
В эпоху, когда портрет как жанр был наиболее популярен, своеобразный подход к созданию поясного женского портрета Леонардо превзошел ожидания заказчика. Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-1517), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величества архитектурных фонов. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками.
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Руки с короткими пальцами украшены перстнями. Ведущим архитектором становится Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший классическим принципам в архитектуре.
1505 Маддалена Строцци, ок. Его первым заказом стало оформление Станца делла Сеньятура, комнаты расположенный на верхнем этаже дворца Ватикана и которая почти несомненно использовалась папой в качестве библиотеки. 1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии.
Обнаженная фигура Давида (c. 1440-42) Донателлодемонстрирует одно из лучших творений эпохи Классицизма. В этот период Донателло использует древнегреческую и римскую технику литья, чтобы создать форму из бронзы. На своде представлены аллегорические фигуры и сцены.
Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Картина эта хранилась Лоренцо Нази при жизни его с величайшим благоговением, как в память Рафаэля, бывшего его ближайшим другом, так и ради достоинства и совершенства самого произведения, которое, однако, чуть не погибло 17 ноября 1548 года, когда от обвала горы Сан-Джордже обрушился вместе с соседними домами и дом самого Лоренцо.
В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл. Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами. Левой рукой Аристотель держит свою «Этику», движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. галерея Три Грации, ок.
Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Гордостью Италии Рафаэль был для современников и остался ею для потомков. Среди работ римского периода (Кардинал, ок. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок.
В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения. В портретах создает идеальный образ человека Возрождения (Бальдассаре Кастильоне, 1515). Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз).
За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). Был ли он счастлив. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи.
«Форнарина» (прибл. 1504, Шантийи, музей Конде Св. 1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора.
Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии». 1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). Все виды искусств переживали подъём. В остальных секциях последовательно представлены события из Ветхого Завета – история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона) – всего 48 сцен.
Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания. Лица апостолов – простые, грубые. Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. 1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. Возрождение подходило к концу.
Примитивность была их отличительной чертой. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу.
Эта эпоха, больше всего верившая в гений и силу человека, рождала правителей – тонких знатоков искусств и вместе с тем чудовищных убийц, ярких и талантливых и часто вместе с тем уродливых в нравственном отношении. Для украшения этих лож Рафаэль написал пятьдесят два картона декоративного характера и покрыл огромное пространство стен декоративными орнаментами и архитектурными мотивами.
Семья Рафаэля располагала средствами для оплаты кормилицы, но Джованни настоял, чтобы супруга выкормила малыша самостоятельно. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. Живопись Возрождения обращена к зрителю. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор».
За исключением Мадонны Альба (ок. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. Восхищенные почитатели называли его «божественным».
Дерево, темпера. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. 1501, Берлин, Гос.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello). Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь. Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». В картине все отмечено совершенством: композиция. 1504, Париж, Лувр два варианта Св.
Он предпочитал Мантенью, Леонардо, Синьорелли, Джованни Беллини и Пьетро Перуджино, однако его также впечатлили фламандские художники Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения. 500х770 см. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения.
На стенах этого сравнительно небольшого помещения Рафаэль написал «Диспут» («Беседы о таинствах причастия»), напротив — знаменитую «Афинскую школу» («Философские беседы»), на третьей стене было помещено прославление поэзии — «Парнас», на четвертой — группа из трех аллегорических фигур «Мудрость, Умеренность, Сила», олицетворяющая правосудие. В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов.
Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. 1518, Флоренция, Уффици). 1504-1505, Берлин, Гос.
ПроизведенияМикеланджело, Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео, сама Флоренция – центр всего изящного и прекрасного – все это оказало сильное влияние на художественное развитие Рафаэля, Удивляясь силе Микеланджело, он, однако, примкнул к Леонардо да Винчи и Фра Бартоломео и отдался ревностно изучению старых флорентийцев. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. музеи Мадонна с Младенцем, ок.
Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Редкая растительность покрывает его лицо и голову. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Гладкие черные волосы обрамляют нежное, смуглое лицо.
Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. Достаточно одного взгляда на портрет Аньоло Дони и становится понятно, что перед нами влиятельный и сильный человек, об этом говорит и его властная поза и умный, спокойный взгляд. Жизнь города была полна контрастов: преступления и добродетели, заговоры, убийства, жестокости, смирение, добродушие и искренняя веселость легко уживались рядом. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Древность (то есть античное наследие), Средние века (с их религиозностью, равно как и светским кодексом чести) и Новое время (поставившее человеческий ум, его творческую энергию в центре своих интересов) находятся здесь в состоянии чуткого и непрерывного диалога. Именно так случилось с Рафаэлем: в расцвете жизненных и творческих сил он неожиданно умер.
Гуманитарно-научное и человеческое, ученость и житейский опыт должны быть объединены в состоянии идеальной virtu (по-итальянски одновременно и «добродетель» и «доблесть» — благодаря чему слово несет в себе средневеково-рыцарский оттенок). Гроcтеки Рафаэля не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено.
1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Высокая простота, строгость, лаконичность этой композиции заключают в себе многозначность и сложность образного и изобразительного строя, возможность глубоко личного прочтения. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
На пышной подушке облаков коленопреклоненны христианские мученики старый папа Сикст II и юная прекрасная святая Варвара, расположенные симметрично, они с умилением, устремляют свои взоры на ступающую среди облаков Богоматерь. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок.
Иллюзия реальности полная, однако реальность, преображенная вдохновением художника. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Так в реальности художник находит черты, которые соответствуют его идеалу, возвышающемуся над случайным и преходящим. Работа датируется 1498 годом. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах. Урбино в этом отношении не был исключительным городом. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Богословие, философия, юриспруденция и поэзия парят в виде аллегорических фигур на потолке и служат как бы заглавиями к четырем большим композициям на стенах. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи.
Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. Начав работу, Рафаэль так поразил Юлия II, что тот распорядился выгнать всех работавших в других комнатах художников, разрушить созданные ими фрески и поручить весь проект одному лишь 25-летнему Рафаэлю. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Эрмитаж Мадонна Солли, ок. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля.
Шедевром Рафаэля признан алтарный образ Богоматери Сикстинская Мадонна (Приложение 2, рис. За свою недолгую жизнь он успел выразить в живописи, вероятно, все, что мог, т. е. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.
В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Рафаэль Санти умер в 37-летнем возрасте в Риме, однако его картины продолжают вот уже многие века восхищать ценителей настоящего искусства. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504).
Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов. Частично осуществлен авторский замысел Рафаэля в римской вилле Мадама (с 1517 строительство продолжил архитектор А. де Сангалло Младший), органически связанной с окружающими садами и террасным парком. Он приник к материнской груди, но беспокойно всматривается в мир. В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к.
В небольшой Мадонне делла Седия (ок. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох.
Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. 1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». 1505, все – Флоренция, галерея Питти).
На голову и плечи женщины накинуто тонкое желтое покрывало. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра. Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей.
Начало 15-го века знаменито рассветом эпохи Ренессанса. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. Губы тронуты едва заметной улыбкой. При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. К третьему десятилетию 16 века культурная и духовная ситуация в Италии изменилась.
Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. Не отрывает восторженного взора от Богоматери коленопреклоненный Сикст, смиренно опустила очи святая Варвара. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». На переднем плане картины изображены три журавля.
По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы дЭлиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Только его портреты и мадонны в значительной мере избежали этой печати то же самое можно сказать о картонах.
Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница».
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви.
Мадонна в кресле, Мадонна с рыбой, Мадонна дель Фолиньо и другие всемирно известные мадонны (вписанные в круг или царящие в славе над прочими фигурами в больших алтарных композициях) знаменуют новые искания Рафаэля, его путь к совершенству в воплощении идеального образа богоматери. 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. цветовая гамма, фигуры, пейзаж. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию. Прототипом этого орнамента, получившего название от слова «грот» (пещера), стали фрагменты античных росписей интерьеров Терм Траяна в Риме и «Золотого дома» – дворца императора Нерона, руины которого были обнаружены под землёй в 1481 году. В этот период написано самое узнаваемое произведение искусства в мире – «Мона Лиза» (1503-06) Леонардо да Винчи.
Оттого, кого она слишком щедро осыпает дарами, она может вдруг отвернуться. К лучшим работам раннего периода принадлежит "Мадонна Конестабиле". 1512, Лондон, Нац.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. музеи Мадонна дель Грандука, ок. Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы.
Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения. Высокий Ренессанс – первые три десятилетия XVI века. Мадона Каупер (1508, Вашингтон, Национальная галерея) отличается плавностью линий и большей выразительностью движений. Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года.
Духовная среда, с детства окружавшая Рафаэля, была чрезвычайно благотворной. 405х278 см. Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы.
Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Его скульптура — это красота человеческого тела, сила духа, такое единство присуще античной культуре. Мы видим гибкое тело Давида, лёгкий асимметричный баланс композиции демонстрирует классическую технику Ренессанса под названиемконтрапост (приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела противоположно положению другой). В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем.
Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита.
С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.
Одновременно с работой над фресками Рафаэль создавал картоны десяти гобеленов для украшения Сикстинской капеллы. За эти годы он создал много картин. В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). 1506, Берлин, Гос. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида. Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев. Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями.
Судьба картонов была тоже не очень счастливой. И, однако, зрителя преследует ощущение надвигающейся тревоги. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. Грация – это благодать, дар небес. Ф. Пенни.
Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон). Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Рафаэль – это завершение. Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи.
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. Петра.
«Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. Фоном служат уже не мягкие холмы долины Арно, а строгие формы Кампаньи, оживленные античными развалинами и акведуками. Созданные им во Флоренции многочисленные изображения Мадонн («Мадонна Грандука», 1505, «Мадонна с младенцем Христом и Иоанном Крестителем» или «Прекрасная садовница», 1507, «Мадонна со щеглом») принесли художнику всеитальянскую славу. Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. Он классик из классиков, как Пракситель, Моцарт или Пушкин.
К лучшим работам раннего периода принадлежит Мадонна Конестабиле (Приложение 2, рис. На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). В короткий срок Рафаэль, обладавший мягким и общительным характером и уже прославленный своими успехами в Ватикане, получил столько заказов, что должен был взять себе помощников и учеников иначе говоря, был принужден открыть мастерскую.
Пространство между галереями он оформил в виде большого внутреннего двора («Двор Бельведера»), который завершается величественной нишей архитектора Пирро Лигорио (1560 г. ) со знаменитым фонтаном в виде шишки итальянской сосны – пинии. 1507, Флоренция, галерея Уффици Прекрасная садовница, 1507, Париж, Лувр Мадонна Бриджуотер, ок. Большинство художников выходило из народной среды. А также есть версия, что они на самом деле были женаты и после смерти Рафаэля она на правах вдовы подалась в монастырь, где и умерла по неизвестной причине в конце 1520 года.
Решив использовать энтузиазм молодого художника для воплощения заветной мечты своего отца, папа Лев послал бреве (письменное послание папы) Рафаэлю: «Всем известно, что ты достиг совершенства в искусстве живописи, но Браманте считал тебя также всегда великим архитектором, а так как ты доказал справедливость его мнения моделью этого храма, согласно последнему желанию покойного Браманте, я назначаю тебя строителем собора, желая, чтобы он воздвигнут был возможно скорее и великолепнее». Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». При папе Юлии II Ватикан представлял собой ряд разрозненных построек, а в квадратном внутреннем дворике Ватиканского дворца (его ещё называют Апостольским дворцом) среди апельсиновых деревьев стояли античные статуи.
Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Существует мнение, что Рафаэль принял участие в работе Перуджино в качестве ученика, но установить это точно невозможно. Однако затем судьба, не скупясь, ему давала все. 3). Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте».
Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. Жизнь Рафаэля оборвалась неожиданно в возрасте 37 лет 6 апреля 1520 года.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Они — центр композиции. Среди них можно выделить три близких по композиционному решению картины: «Мадонна со щегленком» (ок. Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. В общем каждый выдумывает на свой лад.
монохромно) и Залы Константина. Все преисполнено жизнью и правдой. Однако давно замечено, что судьба капризна и непредсказуема. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь.
Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. 58х43 см. Когда Рафаэлю было 11 лет, Джованни Санти умер и мальчик остался сиротой (мать он потерял за 3 года до кончины отца). Но жизнь продолжается в русле прежних норм и обычаев. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св.
В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511). В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте.
Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. галерея) сказывается интерес к сложным формулам драматически напряженного движения, разработанным Микеланджело. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно.
Сиенская школа совершенствовала средневековые патриархальные идеалы и хотя добилась в своих иконах высокого мастерства и славилась чистотой и тонкостью контуров, нежностью и тщательностью исполнения, все же не выходила за рамки традиционных объектов изображений. Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим. Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517).