Зал, который надо миновать по пути к лоджии Амура и Психеи, зовется залом Галатеи – по полной языческой жизнерадостности фреске Рафаэля «Триумф Галатеи» изображающей, как считают некоторые ученые, знаменитую куртизанку Империи. Триумф Галатеи – фреска, законченная приблизительно в 1514 итальянским живописцем Рафаэлем для виллы Farnesina в Риме. Рафаэль пишет не только Галатею с Форнарины, но и свои лучшие картины: Сикстиснкая Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Мадаленна в экстазе. На первом этаже виллы Фарнезина, в просторном зале, расположенном слева от Лоджии Психеи, можно увидеть одну из самых знаменитых работ Рафаэля Санти в Риме. Фреска «Триумф Галатеи», написанная Рафаэлем в 1512 году, привлекает внимание ценителей искусства на протяжении уже многих десятилетий. «триумф Галатеи» (итал. Trionfo di Galatea)— фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме.
Фреска «Триумф Галатеи» – одна из малочисленных росписей великого Рафаэля Санти на мифологическую тему, выполненная целиком лично самим живописцем. «триумф Галатеи» — фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме.
Начиная с 1509 и по 1520 гг. Расположенный на скалистом плато, город был живым памятником многих эпох.
Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. При дворе герцога Гвидобальдо Рафаэль пишет небольшую картину «Святой Георгий», а также «Архангела Михаила» в виде доблестного рыцаря, воплощающего победу добра над злом. Овидий.
Папа своим примером уже не сдерживал стремление кардиналов к роскоши. К портретному жанру Рафаэль обратился еще в годы работы во Флоренции, но лучшие его работы в этом жанре относятся к римскому периоду. Очевидно, художник не очень стремился включить их в общее настроение картины. Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). Фрески «Фарнезины» славятся своим исключительно интересным изображением греко-римских богов.
Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. В это самое время город дал мастеру Перуджино заказ расписать местную биржу «Камбио» фресками. Он выбрал сцену идеала нимфы (Stanze, я, 118-119).
То же можно сказать о фресках «Больсенская обедня», «Атилла, остановленный у врат Рима». Ватиканские фрески Рафаэля расположены в четырех залах: «Сигнатура», Гелиодора «Пожар в Борго», Константина. Галатея Рафаэля стоит на большой раковине, которую влекут впряженные в нее дельфины. К несчастью, в это же время был одержим любовью к Галатее и циклоп Полифем. Обезумевшая от горя девушка превратила кровь своего любимого в быструю и прозрачную реку.
У совершенства долгая предыстория, но всё имеет своё завершение. В Риме Рафаэль достиг огромной высоты в области портретного искусства. Здесь он сталкивается с интереснейшим и ученейшими людьми своего времени. Масса разнообразия в движениях, выражениях лиц и позах.
В такой идеализации мощи и силы человека апогей гуманистической философии. Архитектонику всей системы росписей Сеньятуры определяют величественные многофигурные композиции Диспута (ок. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура. На стенах Виллы художник создает одно из самых известных произведений «Триумф Галатеи». Большинство художников выходило из народной среды.
Многие умбрийские художники развились под влиянием сиенцев. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Возвращение к временам античного Рима позволило Эпикуру, основателю целого направления в античной философии, проповедовавшего равнодушную отрешённость от действительности с её грузом забот и невзгодами, праздновать победу: свободные отношения в мире наслаждений и чувственности процветали. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности.
Наиболее интересны по теме и ее разрешению ковры «Чудесный улов» и «Паси овцы моя». И Рафаэль очень много времени проводил рассматривая эту фреску, ведь мальчику так не хватало материнской любви и заботы. Вероятно, в это время Рафаэль был уже знаком с «Трактатом о живописи» Леонардо да Винчи, который был написан в 1498 г. Он уже преодолевает традиции кваттрочентистов: исчезает жесткость манеры и неумение отбросить детали, появляется более обобщенное реалистическое облагораживание образа, строгая композиция. В 1504 г. Рафаэль возвращается на родину, в Урбино, как самостоятельный мастер.
«Триумф Галатеи» – фреска, созданная в 1512 году итальянским художником Рафаэлем для виллы Фарнезина в Риме. Фрески ватиканских лож далеко не равноценны по своим художественным достоинствам.
Остаток наивной веры художника, уже вступившего в блестящий век чинквеченто, но еще связанного непосредственно с традициями кватроченто, мог родить образы, подобные изображенным в «Диспуте». Имеет ли она в себе какое-либо совершенство, я не знаю, но очень стараюсь его достигнуть». Изначально предполагалось украсить лоджии виллы серией фресок мифологических сцен. Эти годы стали решающими для его творческого формирования. Умбрийская школа развилась под влиянием сиенцев.
Во фреске «Афинская школа», несмотря на стремление Рафаэля придать лицам слишком торжественный пафос мысли, несмотря на сковывающую симметрическую композицию, типы философов их лица и позы сохраняют еще силу правдивости. И вот, чтобы усыпить бдительность сторожей Буонаротти переоделся в костюм мелкого торговца, надвинул на лицо шляпу с широкими полями и направился к вилле. Правда говорят, внизу предусмотрительно была натянута сеть, чтобы эти приборы вылавливать.
Рафаэль создал тип женщины-матери исполненный необыкновенной прелести. Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды. Обычно эти картины близко придерживались текстов священного писания.
Вот таким образом его композиции иногда страдают отвлеченностью. Рафаэль Санцио происходит из семьи мелкого торговца, ремесленника Джиованни Санцио. Везут нимфу два дельфина. Все приведено в согласие, звучит одним мощным художественным аккордом. Рафаэль был в зените своей карьеры.
Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. После смерти печально известного папы Александра VI Борджиа, блестящего мастера политических интриг, чья жестокость и лицемерие не знали границ, а страшная смерть стала достойным возмездием (он выпил яд, приготовленным им для другого, кстати, родственника), папский престол занял Юлий II.
Все в этом городе дышало искусством: начиная от античных стен, ворот этрусской эпохи, башен и бастионов феодальных времен и кончая вошедшим в историю искусства фонтаном Джованни Пизано и биржей «Камбио», в котором заседала местная корпорация банкиров. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. Сюжетом для этих фресок Рафаэль взял сцены из мифа об Амуре и Психее в том виде, как этот миф разработан в «Метаморфозах» Овидия, а частично у Апулея и Феокрита. В залах «Сигнатура» и Гелиодора Рафаэль писал сам все фрески, прибегая только к незначительной помощи учеников, в зале «Пожар Борго» Рафаэль писал только фреску, по имени которой называется вся зала, – в остальных фресках большое участие принимали его ученики: Джиованни да Удино, Джулио Романо и Франческо Пенни. Однажды он увидел Галатею, лежащую в объятиях Акида и, разъяренный, решил убить юношу.
Поза нимфы, ее движения и черты лица схожи с фигурой Святой Катерины Александрийской изображенной на картине, написанной Рафаэлем несколькими годами раньше, хранящейся на сегодняшний день в Национальной Галерее в Лондоне. Да и не только тайные, но и открытые убийства не особенно порицались. В его живописи живут и действуют люди с абсолютно земными настроениями – задумчивые, как Сикстинская мадонна или радостные, как Психея, одухотворенные мыслью, как философы Афинской школы или разгневанные, как апостолы в «Смерти Анания». Семья Санцио состояла в то время из Бернардины – второй жены Джиованни (мать Рафаэля, умерла, когда ему было восемь лет), двух сестер Джиованни, маленького Рафаэля, дяди – монаха Бартоломео, который был назначен опекуном будущего художника. «Триумф Галатеи», одну из своих лучших монументальных работ, Рафаэль написал собственноручно в 1514 – 1515 годах. Некоторые детали картины явно имеют схожесть с работой Сандро Боттичелли «Рождение Венеры».
В общем каждый выдумывает на свой лад. Почему. При Юлии в Риме были начаты грандиозные работы, например, строительство знаменитого собора Святого Петра. В Риме работали знаменитейшие художники Италии: Перуджино, Перуццио, Синьорелли, Ботичелли, Брамантино Бацци, Пинтуриккио, Микельанджело. Первая Ватиканская фреска Рафаэля известная под названием «Диспут», посвящена прославлению религии вторая, расположенная напротив «Диспута» изображает восхваление философии как свободной «божественной» науки.
Образцовая правильность композиции придает всей картине риторический характер. Предполагалось выткать десять ковров, с изображением на них различных деяний апостолов. В планировке – резкое противопоставление неба и земли.
Он покрывал в это время фресками залы «Камбио». Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Джулио Романо, например, написал большую часть изображения «Истории Психеи». В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Слева, Тритон (частично человек, частично ловите рыбу), похищает морскую нимфу позади них другой Тритон использует раковину в качестве трубы. Политика – это искусство возможностей. В поисках истины философы выходят из него в отличие от собравшихся у алтаря с остией богословов, они разбиты на отдельные группы на широких мраморных ступенях лестницы.
Из многочисленных композиций на эту тему выделяются две, написанные почти одновременно, но решенные в разном ключе. Заключается вся эта серия большим панно «Пир богов», на котором изображено тридцать богов, примирившихся со вторжением в их среду смертной красавицы Психеи. Лица апостолов – простые, грубые.
Судьба картонов была тоже не очень счастливой. Нарочито правильное расположение фигур отвлекает от внутреннего смысла. В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Во всяком случае портреты эти очень реалистически изображают бледного, болезненного вида старика в красной шапочке и в короткой красной накидке старец сидит в кресле, положив покрытые кольцами руки на ручки кресла. Рафаэль не рисовал ни одного из главных событий истории.
В какой-то момент, когда на него перестали обращать внимание, Микеланджело проскользнул во дворец и незаметно проник в расписываемый Рафаэлем зал, поскольку там по случайному совпадению никого не было, то вдоволь насмотревшись на работу соперника, Буонаротти взял кусок угля нарисовал на стене прелестную головку и незаметно вышел. Бытует мнение, что вдохновение для картины художник позаимствовал в поэме «Триумф Галатеи» греческого поэта и философа Феокрита. Но они являлись еще ученическими работами, носили на себе следы многих влияний. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. И Христос и его ученики не имеют в себе ничего религиозного, что особенно ясно в ковре «Чудесный улов», где по существу изображена обыкновенная рыбная ловля итальянских крестьян. В деяниях римских пап особенно ярко отразилась двойственная природа эпохи Возрождения.
Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. В том, как выполнено «Рассуждение святых отцов церкви о таинствах причастия» («Диспут»), можно увидеть еще кое-что от кваттрочентистской живописи. В Риме же Рафаэль создал больше пятнадцати портретов. Справа расположены три фигуры, в которых сочетаются черты людей, лошадей и рыб. Очевидно, первым был написан портрет папы Юлия II. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте.
И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем).
Италия всегда давала миру идеал прекрасного и Рафаэль в своей «Галатее» возвысил человека до красоты божества. Некоторые из этих Мадонн были сделаны в рисунке Перуджино или его помощником Пинтуриккио. Основная особенность их лиц – спокойное благородство, напоминающее лица лучших фигур флорентийских мастеров. Прогрессом в его искусстве является то, что в качестве типичного представителя итальянского Высокого Возрождения XVI в. в частности (с его особой ясностью классического вкуса) – он культивирует строгое начало.
Во Флоренции в это время работали Леонардо да Винчи и Микеланджело и молодой провинциал, знакомый до этого времени лишь с традициями Раннего Возрождения, очень быстро усваивает стилистику и методы работы мастеров Высокого Возрождения, много рисует с натуры изучает анатомию и богатство пластики движений, поз, ракурсов, учится моделировать светотенью мягко круглящиеся объемы. Реалистическая трактовка религиозной темы свободна, не скована никакими традициями. Художники, архитекторы и скульпторы были очень востребованы. Обнаженные тела идеально подчеркнуты златистыми тонами, нежно голубым небом и синим морем.
Сейчас же вслед за «Диспутом» Рафаэль написал «Афинскую школу», фреску, блестящую по мастерству композиции. В «Метаморфозах» древнеримского поэта Овидия рассказывается, что Галатея, для возвращения к жизни своего любимого, превратила его кровь, струящуюся из-под скалы, в источник с чистейшей водой. Во Флоренции Рафаэль погружается в изучение натуры, природы, теории ракурсов, перспективы, анатомических задач. Большой интерес представляет картон «Паси овцы моя» по необыкновенной глубине и четкости психологических характеристик. Что-то оперное есть уже в «Изгнании Гелиодора».
На картине Галатея изображена колеснице в виде раковины, запряженной дельфинами. Все эти фрески так же как и фрески «Пожар Борго», «Освобождение Святого Петра из темницы», должны были прославлять иерархию, величие церкви и власть пап.
С правой стороны расположились солдаты стражи папы или его носильщики. Так, на одной из фресок он изобразил художников за работой. Фреска «Больсенская обедня» возрождает старый миф, для того чтобы прославить твердость веры папы Юлия II и устрашить, укорить не только мирян в эту трудную для религии эпоху, но призвать к порядку и дерзких священников, смеющих усомниться в «чудесных таинствах» церкви. Перуджино. Над окном Рафаэль изобразил Парнас, а ниже, по бокам окна, Александра Македонского, приказывающего положить рукопись Гомера в гробницу Ахилла их императора Августа, запрещающего друзьям Виргилия сжигать «Энеиду».
Возвышенная условность этих иконообразных картин отличала сиенцев от других итальянских школ. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю. Как и в других коврах, здесь поражает удивительная простота, реалистичность трактовки сюжета.
Согласно античному мифу, прекрасная морская нимфа Галатея полюбила юношу по имени Ацис. Перуджия являлась центром всей Умбрии. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Рим снова жил на широкую ногу.
Большой почитатель искусства, Агостино Чиги, в 1510 году пригласил Рафаэля поучаствовать в росписи только что построенной Виллы Фарнезины. Галатея ездит на колеснице раковины, запряженной двумя дельфинами. Группа философов слева погружена в изучение текстов, через плечо одного из них заглядывает человек в белой чалме, возможно, великий восточный философ Аверроэс. Но этот храм античной мудрости пуст. Картон «Смерть Анания» передает тот момент библейской легенды, когда Петр сказал Ананию, утаившему деньги от проданной земли: «Ты солгал не человеку, а Богу.
Урбино в этом отношении не был исключительным городом. Его сын Гвидобальдо да Урбино сделал свой двор средоточием выдающихся умов Италии. Образование их обычно ограничивалось знанием библейских сюжетов. Сюжет был навеян поэтической фантазией в обработке флорентийского поэта Анжело Полициано. Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма.
Правда, Рафаэль «усовершенствовал» раковину Галатеи, снабдив её колёсиками с лопастями. Эти произведения Рафаэля – «Мадонна со щегленком», «Мадонна на лугу», «Мадонна с ягненком» и т. д. – уже утратили схематический характер умбрийской школы, в них вполне реалистически выражен высокий и нежный, вполне земной идеал материнства. Сейчас же по окончании фресок «Фарнезины» Рафаэль, по поручению Папы, должен был расписать фресками второй ярус лож, примыкающих к ватиканскому двору. Здесь и молодые нежные лица, еще покрытые пушком и некрасивые головы старцев. Одним из таких людей и был Юлий II.
Его принимают во дворце герцога Гвидобальдо, оказывают ему покровительство. Не остался равнодушным к работам Рафаэля и страстный поклонник живописи, некий Агостино Чиги, который и заказал одну из самых знаменательных работ – «Триумф Галатеи». Примитивность была их отличительной чертой. Галатея превращает кровь возлюбленного в быстротекущую реку. Служители церкви вели такой образ жизни, который дал повод Рафаэлю объяснить двум посетителям своей мастерской слишком красный цвет лица у святых на картине: «Они краснеют, видя вас – римских кардиналов». Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Бродившие по городам и селениям сиенские художники оставляли в алтарях и на стенах церквей свои наивные творения, отличавшиеся некоторым эпическим архаизмом и иконографическим однообразием. Так возникли «Преображение», «Поклонение волхвов» и другие произведения Перуджино, над которыми он работал более семи лет.
Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея). Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. Все предостережения заглушались шумными торжествами, чувственными комедиями, авторами которых зачастую были (. ) кардиналы. В греческой мифологии красивая Нереид Галатея влюбилась в крестьянского пастуха Акиса. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима.
Известна Мадонна Конестабиле делла Стоффа, написанная Рафаэлем в то же время. Члены семьи не очень ладили друг с другом. Считают, что некоторые из них были даже в картонах созданы его учениками. О приемах на вилле Киджи ходили легенды, а Рафаэль часто был в числе приглашенных гостей. Рафаэль до сентября 1508 г. уже приступил к работе в Риме.
В этой изумительной декоративной росписи Рафаэль больше, чем в других картинах, выразил сущность своего века. В семье своей Рафаэль прожил до 1500 г. Этот период жизни Рафаэля менее всего известен. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Микельанджело находил искусство Перуджино скучным и устарелым.
Молодой художник был очень высоко оценен при дворе герцог считал, что Рафаэль вполне способен стать в ряды лучших художников и создать произведения, стоящие не ниже всего, что было до него создано в живописи. Непередаваемое выражение имеет лицо калеки, наблюдающего из-за колонн «чудо» исцеления хромого. Исключительные способности Рафаэля помогли ему быстрее пройти обычно весьма длительный (часто до пятнадцати лет) курс ученичества, но его учитель Перуджино сам не мог дать больше того, что он знал. он их написал более двадцати. Их ставят наравне с «Тайной вечерей» Леонардо и «Сикстинской капеллой» Микельанджело.
А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. И сейчас сохранились еще его работы (например, «Мадонна, окруженная святыми» в церкви Санта Кроче в Фано). Рафаэль написал свои фрески по библейским (сотворение мира изгнание из рая, явление Бога Исааку и т. д. ) и по мифологическим (боги, гении, необыкновенные звери) мотивам, не отказываясь и от тем современной жизни. Мечтательно-одухотворенные лица его мадонн до сих пор составляют славу умбрийской школы.
Это самое грандиозное изображение битвы во всей истории живописи. Почти идиллически выглядят фрески, на которых изображены Венера, показывающая Амуру людей или Амур ищущий сочувствия у трех граций и поручающий им Психею для защиты от Венеры.
В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Рафаэль сразу же распознал автора: «Это рука Микеланджело. » – воскликнул он.
Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. Галатея кажется окруженной другими морскими существами, формы которых несколько вдохновлены Микеланджело, тогда как яркие цвета и художественное оформление, как предполагается, вдохновлены древней римской живописью. Картина много раз реставрировалась и море как раз подвергалось самой безжалостной «обработке». Платили художникам и архитекторам помесячно или за фут фрески. Он опирается своими все еще сильными руками на посох, – поза некрасивая, но очень живая. Известно, что Рафаэль был ярым поклонником античной эпохи. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле.
С другой стороны, они же являлись организаторами инквизиции, разжигали религиозный фанатизм. Правда, во Флоренции уже намечались более определенные грани между искусством и ремеслом. Абсолютно неожиданно для себя Рафаэль был приглашен Юлием II в этот мировой город, чтобы принять участие в росписи ватиканских зал – станц.
Переехав в Рим, он по-прежнему работал и на заказ. Над другим окном Рафаэль изобразил аллегорические женские фигуры, олицетворяющие осторожность, воздержанность и т. д., по бокам окна изображено освящение гражданского права Юстинианом и освящение церковных законов папой Григорием IX. Императоры, философы, папы, купцы и боги, которых рисовал Рафаэль на своих фресках, были реальными людьми Италии XVI в. Правда у Рафаэля уже есть некоторая тенденция смягчить, сгладить их резкость и своеобразие. Фигура и поза Галатеи взяты из античных памятников. На картине Тициана «Поклонение Венере» (1518-1519) бесчисленные путти собирают в саду яблоки – эти священные плоды являются символом богини, – подбирают их с земли, срывают с деревьев и играют, бросая ими друг в друга. Несмотря на драматический замысел фрески «Изгнание Гелиодора», в общем картина производит холодное впечатление.
Рафаэль с детства участвовал в работе мастерской отца. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. В 1580 году виллу приобрёл кардинал Фарнезе давший ей в отличие от стоявшей на другом берегу виллы Фарнезы название «Фарнезина», которая так и осталась за виллой, хотя она ещё не раз меняла своих владельцев.
Святые и Бог расположились на небе, механически отделенном от земли. Когда молодой Рафаэль поступил к Перуджино, последний был в зените своей славы. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление. Они позже других заметили совершившееся чудо и отнеслись к нему довольно равнодушно. В композициях даже ковры подчинены той «классической» гармонии, которая отнимает у них часто теплоту и жизненность. Во время своего пребывания во Флоренции художник написал несколько портретов.
В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Что касается техники моделирования работы, то она была одолжена у Микеланджело. Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Произведение отдаленно напоминает другое – всемирно известный шедевр «Рождение Венеры» кисти Боттичелли.
Три года ткались ковры на фабриках и, когда были развешены в Сикстинской капелле, произвели потрясающее впечатление. Вот таким образом из всей серии предполагаемых мифологических сцен было выполнено только несколько. На тот момент Рафаэлю был 31 год.
Металкффозы. ПУТТИ: Этих маленьких крылатых мальчиков также называют аморетто. Среди римских покровителей Рафаэля был богатейший банкир и купец Агостино Киджи (1466 – 1520), прозванный современниками Великолепным. Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). В эти же годы богатый римский банкир, любящий искусство, поручил Рафаэлю Санцио написать в своей вилле «Фарнезина» фрески «Триумф Галатеи» и миф о Психее и Амуре. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике.
Когда в 1701 году Ричардсон пришёл в «Фарнезину» взглянуть на фреску Рафаэля, он был неприятно удивлён долгим поиском ключа от зала, где находилась фреска. Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Такова Мадонна собрания Соли (Мадонна и ребенок с книгой): она – вполне перуджиновское творение, выполненное несмелой рукой ученика (ее относят к 1501 г. ). Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности.
В Риме художник переставал быть умбрийским или флорентийским мастером. Немногие ковры избегли печати холодной классической композиции: к таковым нужно в первую очередь отнести «Чудесный улов». В этой вещи Рафаэль достиг уже вершины своего таланта, в ней чувствуется все то новое, что Рафаэль приобрел в Риме, – в Риме Льва Х (преемника Юлия II с 1513 г. ) с его светски-гуманистическим двором, в том Риме, в котором человек понимался без мистико-религиозной оболочки, во всей полноте его подлинных жизненных сил и возможностей. В 1494 г., когда Рафаэлю было всего одиннадцать лет, умер его отец. художников Перуцци, Себастьяно дель Пьомбо и Рафаэля.
Все преисполнено жизнью и правдой. Художник, не вникая глубоко в содержание библейских легенд, создал эти фрески, носящие название «Библии Рафаэля». Рафаэлю предстояло, прежде всего расписать фресками «Сигнатуру» – залу, где Папа подписывал свои бумаги. На переднем плане картины изображены три журавля. Правда, дополненная собственными штрихами Рафаэля, которые не замечал авто техники.
Руки папы выразительны, – не старчески слабые и безвольные, а полные жизни и энергии.
Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Творчество Рафаэля-монументалиста в 1510-е годы было связано не только с работами в Ватикане. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
Усевшись на землю у входа, он принялся зазывать покупателей. Все это показывает, что Рафаэль не ищет эффектов внешней красивости.
Исторические или библейские темы приобретали злободневную трактовку. Птицы производят немного странное впечатление в такой непосредственной близости к людям.
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Он подстерег его и придавил куском скалы, после чего Акид превратился в реку. Два огромных, уходящих в глубину полукружия, объединяющие мир небесный и мир земной, уподобляя пространство фрески огромным алтарным апсидам раннехристианских церквей, делают Диспуту главным композиционным и смысловым акцентом зала. В картине много движения, все фигуры даны в беспокойных поворотах. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света.
И несмотря на то, что весь народ жил искусством и среди искусства, художников ценили хоть и высоко, но не как артистов, а как ремесленников, хорошо исполняющих свою работу. Это спокойные четкие профили вполне мирских людей, которые далеки от происходящего. Самая значительная из фресок этой залы «Победа Константина» – не была еще начата в год смерти Рафаэля. Такая оценка была вызвана тем, что наиболее консервативные традиции кваттроченто были еще живы в Перуджии (в истории итальянской культуры существует периодизация по векам вот таким образом Возрождение условно разделяют на следующие периоды: троченто – XIV в., кваттроченто – XV в. и чинквеченто – XVI в. ). Редкая растительность покрывает его лицо и голову. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Те же морские пенящиеся волны и обнаженная богиня, легко ступающая по водной глади.
В «Создании Евы» есть что-то жанровое Бог на ней глубокий, но крепкий старик, а юная, с полудетскими формами Ева очень трогательна в своей невинности. Рафаэль изобразил на той фреске всех замечательных греческих философов, поставив в центре две фигуры, возглавляющие греческую философию – Платона и Аристотеля, каждого со своими сочинениями в руках. И все же отдельные лица на этой фреске сделаны прекрасно. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра. В зале Константина ни одна из фресок не была написана самим Рафаэлем.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо). Передний план занимают фигуры апостолов. Так называемые «мадонны Римского периода» отличаются большой зрелостью таланта и ясностью выраженного в них идеала. Далее, Рафаэль покрыл фресками сводчатый потолок одной из комнат виллы «Фарнезина» и целую галерею лоджий.
Это не мощные титаны Микельанджело, не величественные олимпийцы Гомера, а манерно облагороженные персонажи «Метаморфоз» Овидия: все чересчур чувственное, резкое, бурное – смягчено и успокоено. Решив украсить свою римскую виллу, Агостино Киджи пригласил в 1511г. Плутоватое лицо нищего выражает высшую степень удивления, верхняя губа прикушена. Тогда Полифем оторвал от горы целую скалу и бросил ее в Акида, раздавив несчастного. Декоративность картины усиливается еще странно написанным морем.
Используя сложные ракурсы и светотень (приёмы, которыми славилась живописная школа Рафаэля), художник прекрасно передал пластику тела. Бордюры ковров, вытканные под бронзу, рисовали эпизоды из жизни папы. Рафаэль приготовил картоны, которые его ученики перенесли на стены. Один из амуров, на которого смотрит Галатея, указывает ей путь. Художники создавали здесь композиции, кое в чем близкие старому искусству. В эти же самые годы созданы его лучшие мадонны.
И по водам спасается от Полифема. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля. «Афинская школа» одно из интереснейших творений Рафаэля. Именно так Рафаэль увидел морскую богиню.
В картине «Исцеление хромого святым Петром и святым Иоанном», помимо интересной декоративной композиции, абсолютно исключительный интерес представляет фигура нищего калеки, расположившегося у правой колонны храма.