На этой странице размещена биогафическая информация, картины и другие интересные факты из творчества такого великого художника как Санти Рафаэль. Рафаэль был чрезвычайно динамичным и деятельным человеком, поэтому, несмотря на короткую жизнь, художник оставил после себя богатейшее наследие, состоящее из произведений монументальной и станковой живописи, графических работ и архитектурных достижений. Но эти черты характера Рафаэль тщательно скрывает, поэтому окружающие считают его открытым и дружелюбным. Архитектурный стиль Рафаэля подвергся вполне ожидаемому влиянию Браманте именно поэтому недолгий период пребывания Рафаэля главным архитектором Ватикана и одним из наиболее влиятельных архитекторов Рима так важен для сохранения стилистического единства строений.
Пастух опомнился и бросился умолять о прощении. И в этот момент ей доложили о визите Агостино Чиги. Когда вы посмотрите на автопортрет Рафаэля, то вы, несомненно, почувствуете индивидуальность его стиля.
Средоточием всех этих начал является образ мадонны, парящей в небесах, вызывающий чувство сдержанного волнения. Мастер перестал есть, спать, а главное работать. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Стоило художникам начать вместе с ним какую-нибудь работу, как они тотчас же абсолютно естественно объединялись и пребывали в постоянном согласии. У нее появились лошади и экипажи. Когда этот примерный и любящий отец убедился в том, что сын его, оставаясь при нем, мало что мог от него еще получить, он решил поместить его к Пьетро Перуджино, который, как ему говорили, занимал в то время первое место среди живописцев. В его сюите мадонн раннего периода воплощены самые светлые идеалы гуманизма итальянского Ренессанса.
Работа датируется 1498 годом. Пастух сразу же заметил драгоценность, которую невеста и не подумала снять с шеи. Итальянский художник и архитектор. Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. да Удино и др. ), обычно ограничиваясь общим наблюдением над работами.
Девушка быстро расстегнула ворот капота, обнажив роскошные плечи. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Пушкина, будут (перед возвращением в Германию) показаны народу, многие вспомнят, что Сикстинская Мадонна Рафаэля давно известна и почитаема в России. Биография Рафаэля Санти в его флорентийский период является неполной и запутанной – судя по историческим данным, художник в это время не жил во Флоренции, а часто туда приезжал.
Рафаэль же учился от всех всему, что он мог использовать в своей живописи. При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. В 1504 году Рафаэль переезжает из Перуджи во Флоренцию. Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Его основной работой при папском дворе было расписывание парадных покоев. Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты.
VI). В первом покое (Станца делла Сеньятура – della Segnatura) Рафаэль изобразил духовную жизнь людей в её высших направлениях. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение— Синкстинскую Мадонну (1513), символ материнства и самоотречения. Многих удивляло это неожиданное чувство изысканного художника к простолюдинке. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. А тот позовет своего протеже Рафаэля вместе полюбоваться запретным плодом.
О причине смерти Рафаэля Санти тоже высказывалось немало самых разных версий. К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Сикста в Пьяченце.
В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Я только тут понял живопись. По заказу Юлия II Рафаэль создал цикл росписей парадных залов (так называемых станц) Ватиканского дворца. Санти мастерски выполнил заказы на другие портреты кардиналов и светских лиц.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Рафаэлю уже нечего было делать в учениках у Перуджино. Уж не хочет ли она уподобиться куртизанкам Рафаэля.
В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Рафаэль не изменяет того, что видит, он изображает характер позирующего ему человека с умилением перед реальностью. Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара.
В течение года любовники почти не расставались. Он умер всего 37 лет от роду. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. Каждая тень была продумана.
Например, до сих пор сохранилась его копия холста Леонардо «Леда и лебедь». В Риме он построил также круглую в плане церковь Сант-Элиджо дельи Орефичи (с 1509) и капеллу Киджи церковь Санта-Мария дель Пополо (1512-20), палаццо Видони-Каффарелли (с 1515) и Бранконио дель Аквила (окончен в 1520, не сохранился). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело). Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Безупречность рисунка.
Тогда Агостино махнул рукой и сказал: «Да приводи кого угодно, только пиши, Бога ради. » И Форнарина до последних дней оставалась рядом с Рафаэлем. Маргарита взглянула на продавца.
А вот современники Рафаэля думали иначе, не сомневаясь, что его рукой водил сам Господь. Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все – около 1500-1502). В римских мадоннах Рафаэля настроение поэтической идиллии сменяется более глубоким чувством материнства (Мадонна Альба, около 1510-11, Национальная галерея, Вашингтон Мадонна ди Фолиньо, около 1511-12, Ватиканская пинакотека Мадонна в кресле, около 1516, Галерея Палатина). Темы материнства, женственности идеала красоты сливаются в этой картине, написанной в 1507 году (накануне отъезда в Рим из Флоренции).
Но есть, есть в любом искусстве одно, общее для всех и, наверное, самое важное. Это мой идеал». Он старается добиться своего максимума развивая исполнение.
но нет. Рафаэль был улыбчив и мягок, добр душой. Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе. Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
Туда однажды пришел Рафаэль, которому устроили пробу, так как он хотел стать певцом. Художник украсил стены знаменитыми фресками «Три грации» и «Галатея», но вынужден был прервать работу ибо никак не мог подыскать натурщицу для «Амура и Психеи». Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. Кроме его «Мадонн» и фресок в Ватикане мы почти ничего не знаем о портретах Рафаэля, хотя он показал себя в них действительно несравненно талантливым мастером. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. Место прежних кротких существ заняли более героические женские образы могучего телосложения, со смелыми движениями.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. В доме Баччо дАньолы он познакомился со своим будущим покровителем Таддео Таддеи.
Под фигурою Богословия на стене помещается так называемая «La Disputa» – Спор о св. Но разве только он обладал ею.
Рядом с ним люди чувствовали себя счастливыми. Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. Эта смелость и новизнапоражали его современников. Известными стали в это период не только грандиозные творения античной скульптуры, но и произведения античной живописи.
Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию.
Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. Славу Рафаэлю принесли многочисленные мадонны, созданные им во Флоренции между 1504-08 (Мадонна Гран-дука, Галерея Питти, Флоренция так называемая Прекрасная садовница, 1507, Лувр).
Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов. Ему нравилась атмосфераУрбинскогодвора, где под покровительством просвещенной Герцогини ЕлизаветыГонзагасобиралисьфилософы-гуманисты, поэты, художники. Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками и вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов.
Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. У ангела слева одно крыло. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества. В «Споре» действие происходит одновременно на земле и на небе. Он видел мир прекрасным, человека считал центром и венцом Вселенной. Особого совершенства и образной значительности художник достиг в полотнах «Мадонна в зелени» (1506), «Мадонна со щегленком» (1507), «Прекрасная садовница» (1507).
Рафаэль коммуникабелен, умеет находить общий язык с незнакомыми людьми. И Рафаэлю это удалось. Умер Рафаэль в ее постели. Рафаэль сгорает от любопытства. В это время там творили лучшие гении Возрождения.
Силой, мощью, величием. Принимавший значительное участие в работах Рафаэля и окончивший «Преображение» Джулио Романо был лучшим учеником Рафаэля. Одет он скромно, во все черное. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами. Нежные линии изящно изгибаясь, обрисовывают фигуры его картин.
Первый опыт рисования Рафаэль получил дома: его отец был художником и писал стихи. Пройдет всего пять лет и он станет главой Римской школы живописи. Самое абсолютное произведение Рафаэля – Сикстинская мадонна (1515-19, Картинная галерея, Дрезден) гармонически сочетает настроение тревоги и глубочайшей нежности. Очевидно это одна из причин его большой популярности. Частично осуществлённым архитекторским замыслом Рафаэля является римская вилла Мадама (с 1517 строительство продолжил А. да Сангалло Младший, не окончено), органично связанная с окружающими садами, террасным парком. Рафаэль был большим поклонником женской красоты.
Нарастающий драматизм фресок этой станцы принимает оттенок театральной патетики в росписях Станца дель Инчендио (1514-17). Чувство цвета. Он украсил «вечный город» — Рим дворцами, церквами, виллами.
В 1504 году начинающий художник отправился в Мекку итальянского искусства того времени – Флоренцию, где под покровительством Лоренцо Медичи изобразительное мастерство достигло небывалых высот. Той, которая выдает главную тайну Рафаэля: он человек гармонии. Репродукции его произведений и до сих пор имеются почти в каждом буржуазном доме. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. В ее гостиной ежедневно собиралось не меньше сотни гостей.
Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Он шел в свою мастерскую и, забыв обо всем, работал весь день и всю ночь напролет. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба. Рафаэль получает задание расписывать комнаты (станцы) Ватиканского дворца.
В последние годы жизни Рафаэль был так перегружен заказами, что доверял выполнение многих из них (фрески Лоджии Психеи виллы Фарнезина, 1514-18, а также фрески и лепнина из стукко в Лоджиях Ватикана, 1519) своим ученикам и помощникам (Джулио Романо, Дж. Не желая устанавливать рамки для своих возможностей и обладая рвением к развитию таланта, он отправляется в Флоренцию. Это объясняется не только всё большим участием в работе учеников и помощников, но и воздействием реакции, поколебавшей гуманистические принципы искусства Рафаэля. Незнакомке, прекрасной, как Мадонна, было лет 17-18. В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие ("Диспута"), философию ("Афинская школа"), поэзию ("Парнас"), юриспруденцию ("Мудрость, мера, сила"). В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св.
По поручению папы Юлия II Рафаэль расписал три парадных зала Ватиканского дворца (Станца). 1510-е годы были временем создания лучших портретных работ Рафаэля. Сын живописца Джованни Санти. В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. Но еще более важно, что оба они изображены не стоящими на месте, а идущими вперед, прямо на зрителя.
Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи. С ним приехал его менеджер – почти копия его матери. С 1508 года началась жизнь живописца Санти в Риме, при Ватикане. Ее благородный облик полон душевной чистоты и красоты.
Не прошло и много лет, как Рафаэль, будучи еще совсем юнцом, оказался отличным помощником во многих работах, которые Джованни выполнял для Урбинского государства. Ф. Пенни, Перино дель Вага, Дж. Таким образом он не должен был делать празднично-помпезных картин и алтарных композиций, а скорее изображать семейные сцены буржуазных домов и матерей ласкающих своих младенцев. А в 1508 году Рафаэль был приглашен папой Юлием II в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце. Из большой толпы его учеников немногие поднялись выше простого подражания.
Никто не смеет бросить взгляд на еще не законченную работу. Даже бархатный берет — черный. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP. Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Особенно ценятся здесь его мадонны.
«Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Восхищенный Рафаэль узнал, что девушку зовут Маргаритой Лути, что она дочь хлебопека и живет неподалеку. Она так свободна, так глубока, что фреска буквально раздвигает, наполняет воздухом тесные комнаты Ватикана. Уже ранние произведения Рафаэля, написанные под влиянием учителя, отличаются тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажа (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, ГЭ все три – около 1500-02). Петра в Риме (составив новый, уже базиликальный план собора) и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с лоджиями. В Станца дЭлиодоро (1511-14) с особой силой проявилось дарование Рафаэля – мастера светотени. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
Как всякий образованный человек своего времени, Рафаэль неплохо разбирался в литературе. Три покоя (stanza) и одна большая зала Ватикана покрыты по сводам и стенам фресками Рафаэля, а потому носят название «Рафаэлевых станц». И оттуда он «отправился в путь», как он говорит. Грандиозные задачи, представшие перед Рафаэлем, внушили ему сознание собственных сил близость Микеланджело, начавшего одновременно роспись Сикстинской капеллы, возбудила в нем благородное соревнование, а мир классической древности, раскрытый в Риме более, чем где-либо в другом месте, сообщил его деятельности возвышенное направление и дал пластическую полноту и ясность для выражения художественных идей.
Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. В юности Рафаэль работал – по разным версиям – в мастерских выдающихся урбинских художников – Пьетро Перуджино или Тимотео Вити. И так как, по его словам. В живописи Рафаэля появилась динамика драматического действия (Положение во гроб, 1507, Галерея Боргезе, Рим).
С самого детства он наблюдал, как работает в мастерской его отец и учился у него искусству живописи. В 1504 Рафаэль отправился во Флоренцию, где изучал творчество её выдающихся мастеров (в особенности Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео), а также занимался анатомией и перспективой. Он готов к новым, еще более значительным свершениям".
Во фресках «Афинская школа», «Диспут», «Мудрость, Мера, Сила» Рафаэль выразил идеалы свободы и земного счастья человека, безграничность его физических и духовных возможностей. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. Богатые буржуазные семьи во Флоренции заказывали ему большое количество «Мадонн». Серьезно и печально смотрит она вдаль.
Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Но Рафаэль поступил иначе: прославил своей кистью не святых, а Человека-гения. «он сделал все не так уж плохо», его представили композитору Мануэлю Алехандро, написавшему для него песню, с которой он выступил на фестивале в Бенидорме.
В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Он непреклонен.
Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции. За этот период он написал «Мадонну Солли», «Мадонну Конестабиле» и др. К числу наиболее известных среди них принадлежит портрет папы Юлия II (1511). Рафаэлю указывают, как пройти к дому маэстро Микеланджело.
Эти работы были написаны ним в 17-летнем возрасте. Он и подумать не может, что очень скоро все устроится само собой. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Несмотря на все это Рафаеля на протяжении веков считали «величайшим художником мира». Думая о Рафаэле, задаешься вопросом: что же все-таки выделяло его из созвездия художников – титанов Возрождения. Рафаэлю очень везло в отношении тем и заказчиков.
По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака. Вершина изобразительности, достигнутая Рафаэлем в «Сикстинской Мадонне», осталась непревзойденной. В Станца делла Сеньятура (1509-11) Рафаэль представил 4 области человеческой деятельности: богословие (Диспута), философию (Афинская школа), поэзию (Парнас), юриспруденцию (Мудрость, Мера, Сила), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне. Мадонна с задумчиво-грустным выражением глядит на этот крест, как бы предчувствуя события, которое он сулит сыну. Его нельзя назвать трудоголиком. Он наставлял их с той любовью, что обычно питают не к художникам, а к родным детям.
Рафаэль оказался и великим архитектором. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником. Эти матери должны были быть по возможности красивыми, как молодые матери Флоренции.
С 11 лет мальчик находился на воспитании у герцогини. К этому времени он уже потерял родителей. Рафаэль создает самое знаменитое свое произведение — «Сикстинскую Ма-донну». Особенно нравилось ему рисовать Мадонн. В период 1515–1519 гг. Мадонна изображена на фоне умбрийского пейзажа.
Может забыть о принятом решении. Представитель Высокого Возрождения. евхаристии – а напротив неё так называемая «Афинская школа». Вокруг него всегда было много учеников. К сожалению, не один из молодых художников которых обучал Рафаэль большого успеха не добился. Римский период творчества Рафаэля (1509–1520) стал временем высшего расцвета его таланта, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живо-пись, портретный жанр, архитектуру.
В 1508 Рафаэль получил от папы Юлия II приглашение в Рим. Но пришли они сюда не спорить, а искать и найти союз мыслящих существ, называемых людьми. Размещение изображения находилось прямо под окном что создавало иллюзию затемнённого помещения на изображении. «Посмотрите, она все преображает вокруг себя.
Здесь художник расписывал римские церкви, ненадолго отрываясь от работы в Ватикане и написал несколько изумительных алтарных образов: «Святая Цецилия», «Несение креста», «Видение Иезекиля», прекрасное «Преображение». В Риме достиг зрелости блестящий талант Рафаэля-портретиста (Портрет Юлия II, около 1511, Уффици Портрет кардинала, около 1512, Прадо Женщина в покрывале или Донна Велата, около 1513, Галерея Палатина Портрет Б. Кастильоне, 1515-16, Лувр Лев X с кардиналами, около 1518, Галерея Палатина). Маргарита простила его, взяв с него слово приходить к ней только по приглашению. Рафаэль не спал целую ночь, страстно влюбленный в прекрасную Форнарину (forno – печь, fornaj – пекарь). Не секрет, что значение имени имеет прямое влияние на формирование характера его носителя.
Они окружены внимательными слушателями. Во Флоренции – палаццо Пандольфини (строилось с 1520 по проекту архитектора Дж. Наконец, Рафаэль увлекался мыслью о восстановлении древнего Рима.
Будь то сам Папа Римский. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei). Работу он обычно совершает рывками. Петра). Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. То был немыслимый труд.
Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. Рафаэль, собственно Раффаэлло Санти (Санцио), Raffaello Santi (Sanzio) (1483-1520) итальянский художник и архитектор.
Духовенство ждало, что молодой художник прославит своим искусством католическую церковь. Оглядываясь еще раз назад на все созданное Рафаэлем в отпущенное ему время, ясно чувствуешь, какие вечные ценности все же содержало его творчество и чего не хватало бы миру, если изъять его ослепительный образ из картины искусства эпохи Ренессанса. Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет.
Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. За 3000 золотых булочник позволил художнику увезти Маргариту, куда угодно. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Здесь был выполнен заказ на роспись «Станци Делла Сеньятура» со знаменитой «Афинской школой».
Гармонично назвав своего малыша, вы тем самым подарите ему благосклонность судьбы. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охраной памятников античности), в том же году сопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности.
Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет. Рафаэль не был женат, но был обручен с племянницею кардинала Биббиены. Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. В 1838 г. вследствие возникших сомнений, гробница были открыта и останки Рафаэля найдены в полной целости. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации».
Его первыми работами, которые в дальнейшем получили признание любителей искусства, были фреска «Мадонна с младенцем», хоругвь, на которой была изображена «Святая Троица» и образ на алтаре «Коронование святого Николы из Толентино» для храма в городе Читта-ди-Кастелло. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. Томазо упрекнул ее в измене.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Им были созданы и архитектурные проекты. Его формы напоминают нам свежие зрелые фрукты, они круглятся и волнуются. Иные возразят: мол, это художник всего-навсего любовался собой.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи. В те дни, когда Микеланджело, прогнав дюжину заурядных помощников, взялся один (. ) расписывать Сикстинскую капеллу, в Риме появился молодой Рафаэль.
На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой. Здесь написаны самые лучшие из его мадонн и самая прекрасная – непревзойдённая «Сикстинская Мадонна». Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца.
Проведенный анализ краски указывает на то, что верхний слой на картину нанесен через 100 лет после ее создания. Рафаэль увиделся с Леонардо и Микеланджело, общался с ними, копировал их произведения и совершенствовал своё искусство живописи. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником.
Владелец одной из рафаэлевских мадонн брал её с собой даже в походы. Здесь находятся фрески на легендарные темы (Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой, Месса в Больсене, Освобождение апостола Петра из темницы). Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Она хранится во флорентийской галерее Уффици.
Величественная и задумчивая "Мадонна дель Грандука" и "Мадонна с безбородым Иосифом" – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем "Мадонна с щегленком" (1506 год). В Риме были написаны восхитительные портреты современников художника и самый знаменитый из них – «Портрет папы Юлия II», который своим поразительным сходством с оригиналом приводил зрителей в трепет. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками». Судьба изображений осталась неизвестна. Вначале он подражал своему мастеру Перуджино, его образам одухотворенных и кротких людей, позже заимствовал у Леонардо красивую поверхность пластической формы, которая «рождалась» в картинах Леонардо из борьбы света и тени. Рафаэль увидит, наконец, роспись Микеланджело.
Рафаэль (собственно Рафаэль Санти), один из величайших живописцев нового времени, родился 6 апреля 1483 года в Урбино. Первые заказы начали поступать практически сразу. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. В этом городе Рафаэль создал 20 картин с любимым сюжетом – «Мадонной», сумев придать образу каждой картины индивидуальность и очарование прелести, удававшееся ему как никому другому.
А Огарев писал Грановскому в 1841 году: «В Дрездене Мадонна удивительная. Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). К физической работе он не приспособлен.
У этого мужчины очень развита интуиция, граничащая с провидением. А такое в то время случалось редко.
В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». В родовом гнезде – доме Рафаэля, где сейчас музей, до сих пор хранится первая написанная им «Мадонна с младенцем». Искусство Рафаэля оказало огромное влияние на европейскую живопись XVI–XIX вв. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». Жизненная правда и черты идеала сочетаются с душевной чистотой сложного трагического характера Сикстинской мадонны.
Эта работа требовала нечеловеческих сил и напряжения — здоровье Рафаэля было подорвано. Один только Потоп потребовал 32 дня почти беспрерывной работы. Он родился в 1483 году в Урбино, в Восточной Италии. Ротенберг). Во Флоренции его основными учителями стали Микеланджело и Леонардо да Винчи. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась.
Его настойчивость нередко приводит к созданию конфликтов. Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами.
Разочаровываясь в чём-либо, сильно переживает. В течение двух-трех лет Рафаэль создавал картины исключительно религиозной тематики. Стал наиболее влиятельным портретистом в Риме в течении первых двух десятилетий XVI в. Последний шедевр художника Преображение Господне (заказано в 1517 г. ). Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией. Его фрески составят славу Ватикана, увековечат имя папы Юлия II, станут образцом канона для целых поколений живописцев со всего мира.
Рафаэль стал учеником прославленного художника Перуджино. И сам станет другим. И вот таким образом можно признать, что он добился триумфа имеет успех. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Духом античной классики с её культом чувственной красоты проникнута фреска Триумф Галатеи виллы Фарнезина в Риме (1514).
Форнарина потребовала доказательств. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. В том же 1507 году художник ненадолго вернулся в Урбино. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. В поздних портретах художник стремится к более конкретной характеристике модели. была создана серия мадонн.
Она надеялась приобрести покровительство у Агостино Чиги, хозяина пастуха. Ему не было двадцати лет, когда он создал картину«Мадонна Конестабиле». Рафаэль получил первую премию и премию за исполнение.
Но уже в «Обручении Девы Марии» (Sposalizio), написанном в конце этого периода, через этот характер просвечивают черты начинающей слагаться индивидуальности Рафаэля. Это случалось оттого, что его ласковость, его красивая душа побеждали их». И действительно, слава Рафаэля — не случайность. Рафаэль хорошо эрудирован и интеллектуально развит. В дни дрезденского восстания в XIX веке русский революционер Михаил Бакунин мечтал поставить «Сикстину» на крепостных стенах, чтобы остановить наступавших врагов.
Юношеский период творчества Рафаэля завершает алтарный образ Обручение Марии (1504, Брера), по пространственному решению близкий фреске Перуджино Передача ключей в Сикстинской капелле дворца в Ватикане. Ко времени пребывания у Перуджино относятся первые картины Рафаэля. Киджи, узнав, что художник водит за собой все время какую-то «модель», возмутился и запретил Рафаэлю приводить чужих во дворец. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы.
«Вся картина была — мгновение, но мгновение, к которому вся жизнь человеческая есть одно приготовление», — вспоминал о ней Гоголь. Ему не до гостей. Пока он жил и в последствии, после его смерти, в течение веков его считали царем живописи. Около 1495 г. переезжает в Перуджу, где написал свою первую главную работу Обручение Марии (1504, галерея Брера, Милан). Таковы "Портрет кардинала" (около 1518), "Портрет папы Льва X с кардиналами Луиджи деи Росси и Джулио деи Медичи" (около 1518). После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. Не из-за ложной скромности (защищается он), а так как его творческие амбиции настолько огромны, что он пока ожидает гораздо большего, для того чтобы почувствовать себя по-настоящему знаменитым. Франческо Пенни переехал в Неаполь, но умер молодым.
На небе все спокойно здесь, на земле, все полно волнения и борьбы. Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Эту идею художника подчеркивает композиция.
Посредниками между землею и небом служат четыре Евангелия, несомые ангелами.
Именно здесь он создал свои лучшие полотна и стал официальным художником папской столицы, чтобы остаться в городе до конца своих дней. Написанный им портрет папы Юлия II по сей день является примером для подражания и объектом стремления для молодых художников. Он увидел великие образцы искусства, но, учась у всех, он не подражал никому. И Рафаэль находил еще время для исполнения целого ряда превосходных портретов и больших картин, В этот римский период им созданы между прочим портреты Юлия II и Льва X мадонны: «С покрывалом», «della Sedia», «di Foligno», «из дома Альбы» и самая совершенная из мадонн – «Сикстинская» «Святая Цецилия», «Несение Креста» (Lo Spasimo di Sicilia) и неоконченное за смертью художника «Преображение».
Первыми работами не на библейские темы были картины «Сон рыцаря» и «Три грации». При этом может вести себя очень наигранно. Для лоджий Рафаэль исполнил 52 эскиза на сюжеты из Ветхого и Нового завета известные под именем «Рафаэлевой Библии».
Далее – "Мадонна в зелени" (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы (Умбрийская живописная школа – итальянская школа живописи, названная по региону Умбрия, центром этой школы в XIII – XVI веках был город Перуджа). Над этими росписями Рафаэль работает с 1509 по 1517, в результате появляются такие шедевры, как Парнас, Диспута, Афинская школа, Месса в Больсене. Этот художник соединил в своей живописи все, что служило немного сентиментальному выражению человеческого достоинства и обаяния. да Сангалло).
Больше всего прочего художника заинтересовал стиль исполнения да Винчи и он перерисовывает некоторые его работы. С 1504 Рафаэль работал во Флоренции, где познакомился с творчеством Леонардо да Винчи и Фра Бартоломмео, занимался изучением анатомии и научной перспективы. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение – «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Петра). В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Чувство непосредственности семейного уюта, а иногда и небольшая сентиментальность его «Мадонн» обеспечили ему постоянное признание и любовь.
В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера— фреска Афинская школа, пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. К ватиканским фрескам примыкают работы Рафаэля над картонами к серии шпалер для украшения стен Сикстинской капеллы (1515-16 итальянский карандаш, раскраска кистью, Музей Виктории и Альберта, Лондон и другие собрания). За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Буонарроти поссорится с понтификом и сбежит во Флоренцию. Ему не хватает стабильности.
Но это все в будущем. И вот именно в композиции не было равных Рафаэлю.
С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря». В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера – фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
Художник скончался в Риме в день своего 37-летия, 6 апреля 1520, хотя относительно точного совпадения дат его рождения и смерти у историков нет единого мнения (шестым апреля датирует рождение Рафаэля Джорджо Вазари в своих Жизнеописаниях). И в самом деле: лицо это поражает не красотой, а одухотворенностью. Он будет шокирован, поражен.
В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино. Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Впоследствии они стали знаменитыми "станцами" Рафаэля. Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями.
Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). В период с 1505 по 1507 гг. Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»). Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима.
Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Как то Форнарина получила очередное письмо с угрозами от жениха. Самые прекрасные фрески были созданы Рафаэлем в Станце делла Сеньятура и в Станце Элиодора. Рафаэль создал «Мадонну в зелени», «Мадонну-садовницу», «Мадонну со щеглом» — изображения молодых матерей, не святых, а живых и простых женщин—ласковых, любящих. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
И покупка состоялась, да не за десять, а за сто, за тысячу поцелуев. Когда папа римский Юлий II вызвал двадцатипятилетнего Рафаэля к себе в Ватикан и поручил ему роспись парадных зал — «станц», это было весьма почётной задачей. Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Только тонкая золотая цепочка украшает грудь. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом.
В этих произведениях отчётливо проявились черты кризиса, тяготение к маньеризму (неоконченный алтарный образ Преображение, 1519-20, Ватиканская пинакотека). Учился в Перудже у Пьетро Перуджино. Его «Мадонны» считаются наиболее совершенными воплощениями религиозного чувства. Сначала Рафаэль опирался на опыт Перуджино, позднее поочерёдно— на находки Леонардо да Винчи, Фра Бартоломео, Микеланджело.
Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509 – 1517 года), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. 1502—1503) проникнуты изяществом, мягким лиризмом. Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог). Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Рафаэль — это Рафаэль. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб».
И здесь он вовсе не был единственным королем. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны. Рафаэлю шел тридцать первый год, он был весьма привлекательным мужчиной.
Но пока он еще на пути к своей бессмертной славе.