Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса2. Когда художнику Рафаэлю Санти исполнилось двадцать три года, автопортрет был полностью дописан. Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «» как образ древнегреческого художника Апелеса.
Автопортрет, похожий на этот, но развернутый зеркально изображен на фреске Рафаэля «Афинская школа» в ватиканской «Станца делла Сеньятура» как образ древнегреческого художника Апелеса.
1513, музей Гарднер, Бостон). Портрет тонко сбалансирован.
Наиболее ярко замечательное дарование живописца проявилось во фресках Станцы делла Сеньятура (комнаты печати). Художник создает картины, разрабатывая пирамидальную композицию Винчи. Ярко иллюстрируют эти стремления Рафаэля «Мадонна среди зелени», «Мадонна с щеглом» и«Прекрасная садовница». Обе руки опираются на парапет, в правой Бембо держит сложенный лист бумаги. Влияние Фра Бартоломео сказывается в акценте на декоративной ритмичной компоновке фигур, — в том, что идейное содержание темы абсолютно подчинено формальным соображениям. Из-за его сходства с ранним флорентийским автопортретом Рафаэля, эту картину долго считали еще одним его автопортретом, хотя некоторые ученые были убеждены, что это – портрет какого-то молодого кардинала.
Важной особенностью флорентийского периода творчества Рафаэля является композиционная эволюция, которая подверглась его живопись. В образах, созданных Рафаэлем, отразились его мечты о земном счастье и красоте. Можно было бы подумать, что крупные заказы сделают из него легко творящего декоратора. В XIX веке этот «Мужской портрет» Рафаэля, который можно отнести к периоду его юности (ок. Но пристальное внимание автора к аналитическим эффектам фламандского искусства побуждает исследователей приписывать «Юношу с яблоком» Рафаэлю, так как его внимание в те годы было занято именно фламандской школой.
При взгляде на «Прекрасную садовницу» глаз скользит от ножки ребенка Христа по его красиво изогнутой фигуре дальше по направлению к плащу и голове Марии, а потом обратно по волнистой линии, образуемой ее вздувающимся платком и ногой стоящего на коленях маленького Иоанна. Художник показал Папу вовсе не таким, каким был на самом деле человек, которого Эразм Роттердамский, знаменитый гуманист эпохи Возрождения, считавший политику Юлия II главной причиной вражды и ссор в католическом мире именовал «Юлием, не допущенным на небеса». Один из лучших – «Донна Велата» (ок. Они теперь не так нежны как раньше, теперь онивеличественны. Здесь поза Богоматери смелее и жизненнее, чем в флорентийский период творчества.
В творчестве Рафаэля, автора знаменитой «Сикстинской Мадонны» (1513–1514, Картинная галерея, Дрезден), немного женских портретов. Рафаэль был тогда увлечен произведениями Микеланджело. Спорный «Автопортрет», хранящийся в Уффици, очень похож на картину Рафаэля «Христос Благословляющий», но плохая сохранность мешает исследователям точно и окончательно приписать его великому итальянскому мастеру. Перед ним на столе – маленький деревянный ларец, выполняющий роль подставки для раскрытой книги, чернильница и чистый лист бумаги.
Так, в одной из росписей Станцы делла Сеньятура, названной «Григорий IX передает на хранение Декреталии», под видом Папы Григория IX изображен пригласивший художника в Рим Юлий II. Подчеркнуть значимость Льва X призваны и фигуры кардиналов изображенных за спиной Папы. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой. В трактовке образа юноши нет никаких признаков внутреннего напряжения.
Немота героини чувствуется по выражению лица, по взгляду, по бездействующим, плотно сжатым губам. Дерево, темпера. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. Влияние Леонардо определило более всего позу героини картины, чьи характерно скрещенные руки, бесспорно, – подражание Джоконде. Пример умения Рафаэля приводить природные элементы к синтетическому видению, выходящему за рамки конкретных ситуаций, является портрет женщины под названием «Донна Гравида» (галерея Питти, Флоренция). Желая проверить Рафаэля, Папа поручил ему заняться комнатой, предназначенной для своей личной библиотеки. К моменту, когда эта картина была признана частью творчества Рафаэля (1928 год), она оказалась сильно переделанной и называлась «Святой Екатериной». Друг Рафаэля, кардинал Биббиена, хотел, чтобы художник женился на его племяннице Марии Довици Биббиене, но ему не удалось добиться исполнения своего желания (однако когда Мария скончалась, ее похоронили в Пантеоне рядом с Рафаэлем как его невесту).
Одно из самых выразительных произведений мастера – «Портрет Томмазо Ингирами» (ок. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Между темным одеянием и кожей теплого цвета виднеется узкая белая полоска рубашки – в этом тончайшем переходе от глухого черного к живым тонам лица и шеи – весь Рафаэль, чувствовавший глубинные законы живописи. Санти считал сходство непременным условием для портретного изображения. Чувство цвета, проявленное в «Донне Гравиде», Рафаэль потом вновь использует в портрете кардинала Федра Ингирами. Этот камерный портрет действительно необычен. Были раскопаны термы Тита, познакомившие с орнаментикой поздней римской культуры — «гротесками».
Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля. Большое влияние на раннего Рафаэля имел его учитель Перуджино и северные мастера. Рядом с ним представлены и другие современники мастера: кардиналы Алессандро Фарнезе, Антонио дель Монте, Джованни Медичи. Однако хваленое красноречие Биббиены оказалось бессильным.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Мертвое тело Христа он заимствует из «Пьеты» Микеланджело, сидящую справа женщину, протягивающую руки через голову назад, — из «Святого семейства» того же Микеланджело. По заказу Папы Юлия II Рафаэль начал работу над росписью залов (станц) Ватикана. Гравюры Мантеньи открыли ему приемы передачи трагизма в жестах и мимике персонажей.
С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Рассеивающий эффект этого внимания к деталям полностью компенсируется цветовыми тонами, которые хотя и имеют довольно ограниченный диапазон, но объединяют всю композицию. Можно ли представить такое святотатство.
Изменяется художник и в качестве творца Мадонн. Лучше всего характеризует манеру письма Рафаэля последнее произведение его флорентийского периода — «Положение во гроб». Тем не менее доказать, что портрет «Форнарина» принадлежит Рафаэлю, не смог никто. На «Мадонне со щегленком» выстраиваются даже две пирамиды, одна над другой.
Возможно, картину написал кто-то из учеников великого художника. Главная героиня изображена сидящей в поле, ее окружают цветы. 1512, Прадо, Мадрид). Начиная писать эту картину, он вдохновлялся «Пьетой» Перуджино.
Тем не менее, многие искусствоведы считают «Автопортрет» работой Рафаэля флорентийского периода. Авторство портрета дамы с единорогом ранее приписывалось Перуджино, Ридольфо Гирландайо, Граначчи. Напротив, мы видим в «Автопортрете» спокойное отражение реальности, представленное путём богатой синтетической способности. Колорит этой картины подчеркнуто сдержан – нейтральный фон, темные волосы, такая же шапочка. Их руки, как и у Джоконды, расположены одна поверх другой.
К римскому этапуотносится известная «Мадонна Альба». Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. Интересен в этом отношении «Портрет кардинала» (ок. Портрет юноши с яблоком (1505), хранящийся в галерее Уффици, связан с картинами на тему святого Михаила и святого Георгия.
Так началась история Рафаэлевых Станц. Композиция портретов напоминает Мону Лизу: фигуры представлены так же в отношении картинной плоскости. «Немая» была признана работой Рафаэля лишь недавно.
Часто в нем нет той индивидуальной нотки, того своеобразия, которые очаровывают нас в других художниках. Судя по форме шляпы, на портрете изображён какой-то герцог. 1514, галерея Питти, Флоренция).
Мария в работе «Мадонна среди зелени» протягивает голую ногу далеко влево так, что она вполне соответствует ноге маленького Иоанна, стоящего справа на коленях. Рафаэль не приукрашивает этого человека (хотя и не старается акцентировать внимание на физическом недостатке – косоглазии), но подчеркивает его высокий духовный мир. Много споров вызвала «Форнарина» (1518–1519), хранящаяся в Национальной галерее в Риме.
Этот портрет Юлия II, вероятно, единственный, где Рафаэль льстит своей модели. Даже в тех случаях, когда ему приходилось изображать ужасы, насилие, резкие драматические моменты, он былкротким и мягким, привлекательным и ласковым. В городе болтают, говорил он, что Форнарина истощила художника своей греховной страстью.
Пейзаж отражает суровое величие окрестностей Рима. Автопортрет 1506. Как он проклинал себя за то, что когда-то превозносил его в глазах Марии.
С этим произведением связывают эпизод из личной жизни мастера. А еще блудница принуждает писать с нее Мадонн и упивается восхищением почитателей Санти, которые видят в ее портретах образцы чистоты.