На ней нельзя было не заметить яркую крупную картину лидера фовистов Анри Матисса именуемую «Радостью жизни».
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. А все потому, что специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику декупажа (что в переводе с французского означает вырезать). В этой новой картине он окончательно прорвался к господству чувственности и покоя, которых ему недоставало в «Роскоши, покое и наслаждении». Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок, столкновение разных мировоззрений и вкусов.
В путешествии он ни разу не притрагивался к кистям, но по возвращении написал картину «Голубая обнажённая (Сувенир из Бискры)», ставшую одной из его знаковых работ (в 1913 религиозные фанатики демонстративно сожгли репродукцию этой работы в Чикаго). 12 февраля Манген написал Матиссу, предупреждая, чтобы тот поднял цены, «так как Дрюэ, Воллар и, возможно, Фенеон будут торговаться из-за его работ». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Свою самую знаменитую работу «Танец» Матисс написал в двух версиях: одна хранится в Петербургском Эрмитаже, другая – в Нью-Йоркском музее современного искусства. Их эстетика позволяет им делать попытки ослепить вас. На следующее утро, даже перед тем, как он стал собирать осколки глиняной фигуры, он воссоздал суть этой фигуры на холсте.
Исчезают стул и обои. Ничего не могло быть более простого, ясного и более умиротворенного, чем «Радость жизни» с её аркадийскими (идиллическими) фигурами нимф и влюбленных – обнимающихся, танцующих, наигрывающих на свирели и отдыхающих на берегу моря – изображенных как декоративные элементы в ритмическом узоре цветных плоскостей. Матисс после лицея Сен-Квентин изучал право в Париже, работал у адвоката в Боэн-ан-Вермандуа. литературы. Я не понимаю замысла художника».
Несмотря на компактную скорчившуюся позу, глиняная «Лежащая обнаженная» остаётся обнаженным телом женщины с аккуратным шиньоном и зауженной талией. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. От теории импрессионистов осталась лишь крайняя простота в средствах изображения. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору.
Если он хочет создать декоративный рисунок, пусть делает его. Грета Молл вспоминала картину русской художницы, где был изображен «сидящий на корточках мужчина, вонзивший острые зубы в собственную ногу – можно было ясно видеть кровь, струящуюся вниз». «Синяя обнаженная: Воспоминание о Бискре» была единственной картиной, представленной Матиссом в Салоне Независимых в марте 1907 года. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В 1908--1912 годах Матисс, пользуясь почти исключительно чистым цветом (в редких вещах он пользуется переходами, смешанными тонами), строит свои картины на трех основных тонах. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. В Лувре он чувствовал себя как в библиотеке, но и импрессионизм не слишком его привлекал.
Название картины было взято из каталонского девиза города, а её оформление (декорации) с вида пляжа в Уиле. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета.
Матисс отнял у живописи глубину и начал изменять натуру, делать ее созвучной своим мыслям. Обучение в техническом вузе подразумевает написание курсовых работ и их последующую защиту. Работы, подобные этой, приводили самого дикого из диких в отчаяние. Матисс испытывавший недостаток в средствах, оформлял театральные спектакли, а Амели открыла шляпную мастерскую.
Матисс это сделал намеренно». «Мне стало неинтересно копировать предмет. Палитра настолько восторженная, насколько он мог сделать это и настолько земная, как фрукты и овощи на рынке в Коллиуре, описанные его другом Полем Сулье («вы едва ли найдете другую такую картину изобилия, легкости жизни и благополучия в пределах досягаемости каждого»). Художник отправился на Таити и приступил к работе над заказом в спокойной обстановке. «Инстинкт обретен вновь», — воскликнул тогда Аполлинер.
Сколь благонравными были Стога Моне. «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Яблоко из шара превратилось в круг.
Тёрнера А. Матисс начинает использовать более насыщенные краски, отдавая предпочтение светлым цветам («Булонский лес», ок. Матисс переосмыслил своё творение и применил метод аппликации (декупаж). Эти художники разрабатывали новейшее направление живописи, начиная с 1900 года. В мае 1907 года Матисс уехал в Алжир. В период первых исканий несколько вялый и приблизительный (Обеденный стол), его рисунок становится постепенно все более острым и выразительным. Сколь далеки мы от «Северных пляжей» и «Берегов Сены» Сёра.
Круг танцующих в середине восходит к старинному танцу коллиурских рыбаков, а в 1909 году он перерастёт в грубый модернизм «Танца» Матисса. С ним, Вламинком и Дереном выставлялись так же Кес ван Донген, Анри Камуэн, Рауль Дюфи. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
Матисс много путешествовал: посетил Италию (1907), Германию (1908, 1910), Испанию (1910 – 1911). Но это ни то, ни другое». Он делал для этого этюды, сначала маленькие, потом большие и наконец, гигантских размеров. На её создание художника вдохновила поэма «Послеполуденный отдых фавна» Стефана Малларме.
Стайны подружились с художником. Весной 1905 года он продемонстрировал свои новые, кричащие полотна в Салоне Независимых. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им.
Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Получив диплом юриста, работал адвокатом (1889-1891). Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1891) у А. В. Бугро, в Школе декоративных искусств (с 1893) и в Школе изящных искусств (1895-99) у Г. Моро копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Сезанн пришел к своим изломанным линиям и незаконченности по необходимости. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Преподавание велось на некоммерческой основе.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. «Определенным образом, да это интересует меня как удар меж глаз. Уникальное панно широким жестом отправили в Россию: сначала оно провисело три месяца в Государственном Эрмитаже, а теперь (с 6 сентября) прибывает в ГМИИ имени Пушкина.
Ко дню рождения Матисса издательство «Молодая гвардия» предоставило нам возможность опубликовать фрагменты этого труда. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. На создание работы Матисса вдохновили Дягилевские «Русские сезоны».
«Это интересует тебя. » — спросил Пикассо. «Синяя обнаженная» по сравнению с ней казалась поразительно уродливой, практически каждому, кто видел её. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. С другой стороны, в 10-х годах он хочет непременно сохранить чистоту цвета.
Он мучился от жары, но при этом сетовал, что не мог остаться в стране подольше. Творчеству Матисса в целом присущ ряд общих черт.
Примерно в то же время осенью Матисс отправился в Бато-Лавуар посмотреть на «Авиньонских девиц» Пикассо, которые поразили его как насмешка над всем, за что он боролся так долго и чего с трудом достиг. Джон Питер Рассел стал своеобразным духовным наставником Матисса: он познакомил его с импрессионизмом и ввёл в теорию цвета, оказав тем самым, определяющее влияние на его творческий путь. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. До её закрытия в 1911 году художник сам преподавал в ней.
Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Иногда он пользуется слоями различной плотности (например, в Девушке с тюльпанами), выдвигая вперед один цвет в ущерб другому. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе, близ Ниццы (1953). Здесь он написал выдающийся триптих «Марокканский пейзаж» и картины «Вход в каз-ба» и «Окно в Танжере».
1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург). И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент.
Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Какими средствами достигает Матисс столь сильного цветового воздействия.
Работа над «Лежащей обнаженной» («Авророй») полностью поглотила его до того момента, когда в начале января произошла катастрофа. Академия Матисса торжественно распахнула свои двери в 1908 году. Салон был заполнен работами имитаторов, кто любил воспроизводить его стиль, без, по словам Матисса, малейшего представления (понятия) о скрытой структуре или логике. Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Подготовка курсовой работы является достаточно хлопотным занятием, которое может в общей сложности занять более восьми часов. повествовательности.
Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. В то же время мне понадобится второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка» Вторую версию «Танца» Матисс завершил в 1910 и перед отправкой заказчику выставил её вместе с «Музыкой» на осеннем Парижском Салоне.
Сколь благонравными были «Стога» Моне. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Самая ранняя, но не оконченная версия, по сути является подготовительным этюдом. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Даже пол у него вдруг делался покатым, а цвета давали физическое ощущение струившегося знойного воздуха (Вход в Козба) или прохладной прозрачной воды в аквариуме (Красные рыбы). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Фигура обнаженной излучала энергию от верхушки подобранных кверху волос через резко очерченные изгибы плеч и бедер до подушечек пальцев ног. Серова. В сдержанно-суровой манере работ Матисса 2-й половины 10-х годов заметно воздействие кубизма (Урок музыки, 1916-17, Музей современного искусства, Нью-Йорк) произведения 20-х годов, напротив, отличаются жизненной непосредственностью мотивов, колористическим многообразием, мягкостью письма (серия Одалиски). «Инстинкт обретен вновь», — воскликнул тогда Аполлинер. «Самое значительное, — отмечает несколькими месяцами позже Морис Дени, — это, несомненно, «матиссы», выставленные в этом году в Осеннем салоне между черными Курбэ и поистине венецианским залом Гогена. «Матиссы» — разумеется, сам Матисс и некоторые из его последователей, как, например, Фриез, наделены необыкновенной чувствительностью — соперничают в яркости и стремятся к воссозданию света. Что им удается воссоздать из солнечного света — это ощущение рези в глазах, мерцания, тягостное ощущение слепоты, головокружения, которое обычно возникает, когда в яркий летний полдень глядишь на белую стену или эспланаду. Их эстетика позволяет им делать попытки ослепить вас. Эта дружба в его судьбе значила многое.
Он назвал её «Аврора» или «Рассвет». Жил Матисс в это время трудно. Как график, работая пером, карандашом, углем, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперирует главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей белый или чёрный фон. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Удивительная вещь танец: жизнь и ритм. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения.
мифологизм и конструировали техноутопии, личностные и надличностные миры форм и смыслов. Так, в «гогениане» прочно утвердилась легенда о том, будто Гоген, преуспевающий делец, ведший жизнь респектабельного буржуа, вдруг в тридцатилетием возрасте бросил биржевую карьеру и «сладкую жизнь», чтобы посвятить себя исключительно живописи. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии.
После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Доминика и Девы Марии. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). В 40-е годы Матисс часто прибегает к технике аппликаций из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47).
По возвращении он получил ещё один заказ от Барнса – тот попросил подготовить триптих «Танец II», повторяющий самую знаменитую работу мастера. Он заявлял, что художники, пытающиеся копировать его стиль, так же мало в этом разбираются, как те клеветники, кто увидел микробы на дне графинов в его «Десертном столе» за десять лет до этого. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
«Он поворачивается спиной к собственной реальности», тонко подметил Матисс в 1951 году, когда ему был восемьдесят один год, а Пикассо только семьдесят: «он утончен от природы, но он хочет быть крестьянином, разрушителем глыб в тяжелых рабочих сапогах». Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры или куски фона, которые затем (по рисунку, обозначенному углем) прикреплялись к основе булавками. Фона в привычном понимании в этой работе нет.
Рисование с натуры начиналось только после освоения студентами техники копирования. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе. От теории импрессионистов осталась лишь крайняя простота в средствах изображения. Вход в Казбу -- малиновый, голубой, зеленый, бледно-розовый. Испытал влияние неоимпрессионизма (главным образом П. Синьяка), П. Гогена искусства арабского Востока, в известной мере – древнерусской иконописи (одним из первых на Западе оценил её художественные достоинства в 1911 посетил Москву). По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Одним из самых значительных поздних творений художника стала доминиканская Капелла Четок в Вансе, близ Ниццы (1948 – 1951). На Осеннем салоне того же года, где художники показали себя более широкой публике, зрители и критики пришли в полное негодование.
В октябре 1933 г. Лидия Делекторская переехала в дом Матисса и задержалась в нем почти на 22 года, вплоть до самой смерти великого мастера. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Это была «Радость жизни» (Bonheur de vivre), которую Матисс назвал «моя Аркадия». В 1905-07 лидер фовизма.
Его мастерство ясно проявляется в любом из его живых, порывистых набросков с натурщиц. Разумеется, это иллюзия. Отец его был хлеботорговцем и мечтал, чтобы сын стал юристом. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Он работал над этой глиняной фигурой неделями. Европейцы познакомились с тем, что они впоследствии назвали «танцем живота» именно в их исполнении.
Ж. Помпиду). У фовистов не было сформулированной программы и они не издали ни одного манифеста. Услыхав грохот и крики в комнате наверху, Амели поспешила туда и увидела валявшиеся на полу куски фигуры «Обнаженной».
Последней работой мастера стал макет витражного окна для церкви в Покантико-Хиллс (штат Нью-Йорк), созданный по заказу Нельсона Рокфеллера. Это время создания «Радости жизни» (коллекция Барнса), большой декоративной и лирической композиции, вызвавшей в 1906 году скандал в Салоне Независимых. «Радость жизни» — гимн фовизма, победная песнь, ставшая и лебединой песней, так как отныне Матисс провидит новые источники вдохновения, более редкие и более глубокие. И тем не менее в этом большом полотне, столь средиземноморском по духу и композиции, все предвещало дионисийский экстаз «Танца» и «Музыки». 1 Удлиненные чувственные формы группы влюбленных, неистовый хоровод, который отныне будет оживлять полотна Матисса, дикое взморье, синий лес, лазурное море подчинены мощному победному ритму. На третьей стадии меняется форма локтя и сложенных ладоней девушки, опять же упрощаясь и как бы устремляясь к форме круга. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Как же заставить людей признать то, что душой Матисс был привязан к порядку, дисциплине, традициям.
Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. В третий раз в течение восемнадцати месяцев он шокировал публику, вызвал недоумение у критиков (они описывали новую работу как непристойную, ужасную, как нечто зверское или рептилиеподобное) и повлиял на ход развития современного искусства. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х годов, но особенно часто в 20-30-е годы (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Алжир оказал колоссальное влияние на Матисса. Зачем. Матисс, как он сам писал, окрасил свои картины до насыщенности, так, что.
Прежде всего, крайне подчеркнутыми цветовыми контрастами. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. И о том, как Матисса принимали и воспринимали в России.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. И тем не менее в этом большом полотне, столь средиземноморском по духу и композиции, все предвещало дионисийский экстаз «Танца» и «Музыки». Впрочем, ряд вещей 1912 года написан гладкой, однообразной фактурой.
Работая чистым цветом, Матисс хочет, как и всякий художник избегнуть однообразия -- антитезы живописности, но не всегда это ему удастся и некоторым его вещам свойственна монотонность (панно Музыка). И еще одна интересная подробность: в процессе работы над Парижским танцем Анри Матисс познакомился с простой русской женщиной, Лидией Николаевной Делекторской, которая сделалась сначала секретарем, затем незаменимой помощницей и сиделкой, а после – ближайшим другом и последней музой художника. В общем, новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Парижский танец был задуман Матиссом на седьмом десятке лет. Аполлинер назвал его самым «Диким из диких». Большое влияние на него оказало искусство П. Сезанна («Обнаженная натура.
Матисс не просто влился в круг этих новых художников, но вскоре возглавил их движение, полностью отказавшись от оптического, «правильного» цвета. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. В 1912 Матисс надолго осел в Марокко, в Танжере. Эта вибрация слишком незначительна и ощущение промежуточных оттенков преходяще. В 17 лет уехал в Париж и поступил на юридический факультет Сорбонны. Мне легко жить с танцем, – признавался мастер. 31 марта он написал художнику: «Я нахожу в Вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнажёнными.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Вообще-то панно Парижский танец существует в трех вариантах. Я очень люблю танец. Визит Матисса был недолгим – всего две недели. В 30-40-е годы Матисс как бы суммирует открытия предыдущих периодов, сочетая поиски свободной декоративности времени фовизма с аналитически-чётким построением композиции (фриз в Музее Барнеса Танец, 1931-32, Мерион, штат Филадельфия, США), с тонко нюансированным цветовым строем (Ветка сливового дерева, 1948, частное собрание, Нью-Йорк).
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. «И я тоже», сказал Пикассо. Это была «Синяя обнаженная: Воспоминание о Бискре».
Двадцатитрехлетний студент школы изящных искусств из Нью-Йорка, Уолтер Пэч, посетил улицу Флерюс впервые в том году и столкнулся лицом к лицу с одной или другой из двух завоевавших скандальную известность работ Матисса, приобретенных Лео – «Синей обнаженной» или «Радостью жизни». Там начался его отход от техники дивизио-низма. Я очень люблю яркие, ясные, чистые краски и всегда удивляюсь, когда красивые цвета зачем-то грязнят и затемняют» — так позднее писал Матисс в «Заметках о живописи». «Радость жизни» была приобретена Лео Стайном – он увидел в ней манифестацию современности. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. В 1891 году Матисс отправился в Париж с намерением изучать живопись. В знаменитом парижском осеннем Салоне 1905, вместе со своими новыми друзьями он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». В октябре 1905 года Матисс перебрался из тесной мастерской на набережной Сен-Мишель в более просторную, снятую недорого в заброшенном женском монастыре «Couvent des Oiseaux» на углу улицы Севр и бульвара Монпарнаса. Шутовство стало второй натурой Пикассо. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Модернизм отразил стремление к активному утверждению человеческих проектов, преодолению натурализма и «реализма», предполагающих доверие к сложившимся формам жизни и предметности бытия.
Французские художники конца XIX – начала XX столетия были весьма неравнодушны к танцу. Умер Матисс в Симье близ Ниццы 3 ноября 1954. В позднейшие годы он прибегает к более сложным сочетаниям и значительно расширяет свою палитру, внося большее разнообразие оттенков. У Анри и Амели один за другим родились два сына. Достаточно назвать только имена В. А.
И хотя образам Матисса чужда реалистичность, а его декоративные полотна имеют мало общего с бронзовыми девочками в пачках, тема танца неизменно возникала во всех поворотные моменты его творческого пути. Матисс дал новое видение мира. «Матисс исказил больше, чем он хотел исказить», писал Лео Стайн, «он рассказал мне, что начиная картину, он надеялся, что сможет закончить её без искажения, которое будет раздражать публику, но он не смог этого сделать». Зачем писать внешний вид яблока, как бы похоже ни получалось. Эмоциональное воздействие его живописи достигается прежде всего предельной насыщенностью цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, наконец, полной соподчинённостью всех компонентов картины, ради чего предмет порою превращается в своего рода арабеск, сгусток чистого цвета (Красные рыбы, 1911 Натюрморт с раковиной, 1940 обе работы – в Музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина).
Тем не менее, он считается одной из самых смелых и новаторских работ художника. В это время Матисс открывает для себя скульптуру народов Африки, начинает ее коллекционировать интересуется классической японской ксилографией и арабским декоративным искусством. Но об этом уже сказано в других разделах. fauves). Говоря об оттенках, Матисс, конечно имеет в виду не градации насыщенности тона -- разбелы, которые также возможны при пользовании чистым цветом (у итальянских и русских примитивов).
Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. В «Радости жизни», более чем в какой-либо другой картине, Матисс справился с задачей, поставленной им перед собой в первое лето в Коллиуре: «Как заставить мои краски петь». Но оно породило также универсализм целого поколения художников, выступивших после «классических» передвижников. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ.
Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. В 1906 году Матисс вновь раздразнил критиков, выставив в галерее Берней-Жён своё новое полотно «Радость жизни» – первое масштабное декоративное панно в его карьере. Он делал для этого этюды, сначала маленькие, потом большие и, наконец, гигантских размеров. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме.
Так родились и закрепились наименования «фовисты» и «фовизм». Во всяком случае, нет более верного истолкования этого знаменитого полотна: «Матисс в то время работал над своим первым крупным декоративным панно «Радость жизни».
Камиль Моклер сравнил картины с брошенным в лицо горшком краски, а Луи Воксель написал рецензию, в которой назвал Франца Марка «Донателло среди дикарей» и язвительно окрестил новых художников «дикими» (франц. Однако следует особо отметить, до какой степени различны способы изображения (я имею в виду не технику живописи — это слишком очевидно, а оптический эффект). С вашим темпераментом вы, без сомнения, будете иметь колоссальный успех». Тема панно — танец. Матисс это сделал намеренно».
Великий Анри Матисс не был исключением. Он постоянно пользовался этим изломанным рисунком, как в кулинарии пользуются уксусом или лимоном или прибегают к яичной скорлупе, чтобы осветлить кофе. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов. Особое значение имеет прием незаконченности деталей, особенно хорошо заметный в Марокканце, Игре в мяч и других вещах цвет в тех местах, которые художник хотел заглушить, не берется более тусклым, но оставляется чистый холст (что иногда делается для выявления света) или деталь остается недорисованной (по большей части руки, ноги и др. ).
Другое название этой работы – «Десерт». Сюжетом картины стала вакханалия изображённая достаточно трогательно и пасторально. Здесь важно раскрыть значение слов Матисса о взаимодействии чистых тонов. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. «Если он хочет написать женщину, пусть делает это.
Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Все пути были открыты Пикассо (хотя он протестовал, заявляя, что со своей стороны, он боролся против лёгких путей всю свою жизнь), тогда как для Матисса был только единственно возможный путь. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
Однако следует особо отметить, до какой степени различны способы изображения (я имею в виду не технику живописи — это слишком очевидно, а оптический эффект). В 1890 году, находясь в больнице на длительном лечении, он попробовал заняться живописью, о чем впоследствии вспоминал: «С того момента, как в моих руках оказалась коробка красок, я понял, что это и есть моя жизнь». Его полотна изображающие женские фигуры, натюрморты и пейзажи, могут показаться незначительными по теме, однако являются результатом долгого изучения природных форм и их смелого упрощения. Матиссу пришлось выполнить эту просьбу. Технология эта предполагала быструю замену одного куска на другой. Он увлекся эстетикой Ислама, восточными орнаментами (арабесками), персидскими миниатюрами, коврами. Теоретические изыскания, как уже было сказано, мало их занимали.
Фактически, каждый, кто видел эту картину, разделял его тревогу. Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. Новая версия Танца была сделана из кусочков разноцветной бумаги, приклеенных к холсту.
Дерен мрачно предсказывал, что Пикассо кончит тем, что повесится в мастерской рядом с его «Девицами». Однако. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Она решила немедленно увести мужа со сцены этой катастрофы. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Начиная со 2-й половины 1900-х годов Матисс утверждает новый тип художественной выразительности используя лаконичный, резкий и в то же время гибкий рисунок, остро ритмизованную композицию, контрастное сочетание немногих цветовых зон, но интенсивно ярких и локальных (панно для особняка С. И. Щукина в Москве Танец и Музыка, оба – 1910, Эрмитаж, Ленинград), то богатых оттенками одного основного тона, полупрозрачных и не скрывающих фактуры холста (Мастерская художника, 1911, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва). Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. Сколь далеки мы от Северных пляжей и Берегов Сены Сёра. Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. полностью раскрывается синева, как идея совершенного синего.
Сезанн пришел к своим изломанным линиям и незаконченности по необходимости.