Веласкес работал вдумчиво и неторопливо. Первые работы Веласкеса исполнены в жанре бодегонес, они изображали бытовые сценки. Смотря на рекорды продаж аукционов, найдите произведения Веласкеса на предстоящих аукционах, проверьте уровень цен и индексы его работ, ознакомьтесь с его биографией и стилем, получите доступ к базе данных художественных ценностей.
Являясь придворным живописцем, Диего Веласкес создает самые главные свои работы. Немецкие музейные работники могут показать вам лучшие работы Веласкеса в Дрездене, в известной Галерее старых мастеров. До этого при описании работ Веласкеса ее именовали «Королевская семья» или «Семья Филиппа VI».
Эта работа понравилась Филиппу и Веласкес в октябре 1623 года был назначен придворным портретистом. Эта работа — один из нескольких портретов дочериФилиппа IV, который показывает мастерство Веласкеса-портретиста. Художественные приемы, разработанные Веласкесом, оказали влияние на многих художников различных эпох, причем как на представителей реалистического направления, так и на импрессионистов, романтиков. Единственная работа Веласкеса с обнаженной женщиной изображает Венеру, римскую богиню любви, красоты и плодородия, вместе с сыном Купидоном.
В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». Веласкес был знаком с работами Караваджо и в какой-то степени стал продолжателем этой традиции. Первые работы Веласкеса — сценки из народного быта («Завтрак», около 1617г. Работы Веласкеса выставлены в «Музее Искусства Каталонии» в Барселоне, в частности, картина «Святой Павел». Когда принцу было представлено несколько работ Веласкеса, он заказывает ему свой портрет.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов.
На картинах же Веласкеса каждая деталь одинаково значительна и реальна. Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Но сильнее всего его манила живопись.
Полотно хранится в мадридском музее Прадо. При ближайшем рассмотрении, картины представляют собой хаотичные штрихи и пятна, а на расстоянии поражают точностью и достоверностью. Иисус с Марфой и Марией отражаются в зеркале на стене. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. Он превзошел их и по величайшему техническому мастерству и по смелости отображения героев и по художественному замыслу. Перед нами скорее умный и энергичный светский государь, а не духовное лицо. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Они становятся значительно разнообразнее по композиции и живописному решению.
Известно, однако, что Веласкес, помимо представленного полотна, написал еще ряд ню. Впрочем, кое-какие важные шаги он сделал. Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели.
Проявляется это в ряде внешних приемов, заимствованных у мастера, например, в его женских портретах, таких как Портрет графини Монтерей (около 1660, Музей Ласаро Гальдиано, Мадрид) и Портрет маркизы Санта-Крус (около 1650-1660, Коллекция маркизов де Санта-Крус). В классическом искусстве рама замыкает картину, как пролог и эпилог замыкают поэму.
«Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Даже не так. Веласкес – редкое исключение из этого правила.
Иннокентий Х был некрасив и Веласкес не стремился облагородить его внешность. Узнав о талантливом художнике из Севильи, он призывает его к себе. Поклонники импрессионистской живописи видят в картине попытку решить проблему света и воздуха (картина делится как бы на два плана: передний план темный, а задний — очень светлый). Успех сопутствовал художнику на протяжении всей жизни.
1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Какого-то серьезного влияния на современных ему художников Веласкес не оказал.
Сейчас термин «качество» употребляется для обозначения подлинной красоты самих красок, покрывающих полотно то густым, то тонким слоем, то гладко, то корпусными мазками, придающих изображению то блеск, то матовость. Воображение невольно рисует образ этого удивительного человека, всегда умеющего скрыть и свою усталость и накапливаемую годами горечь от непосильной работы, обладавшего спокойной доброжелательностью к людям. Следуя их отражению, можно убедиться, что стоять они должны примерно там, где обычно располагаются зрители при просмотре. Мане создал копию портрета шута Пабло из Вальядолида (Прадо) он сказал об этой картине, что фон на ней как бы растворился, остался один воздух, которым окружена полная жизни фигура шута.
«Портрет Франсиско Лескано» представляет нам несчастного человека, страдающего – по всем признакам – болезнью Дауна «Дон Хуан Калабасас» – горбуна, улыбающегося бессмысленной улыбкой («калабасас» в переводе с испанского означает «тыква»). Они утвержали, что Веласкес не обладает талантом. Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. Нередко, художник выносит действие на природу, отчего освещение становится ровнее, а краски сверкают богаче. С большой реалистической силой написаны бродяги.
В нем Масо повторил многие идеи Веласкеса. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство).
Детские портреты, созданные художником, удивительны по своему настроению и цветовой гамме (в качестве примера приводим «Портрет инфанты Маргариты в красном платье»). В 1618 году Веласкес женится на дочери своего учителя Франсиско Пачеко Хуане. Пачеко отмечал, что «великий монарх был удивительно щедр и благосклонен к Веласкесу. Картина «Непорочное зачатие», ок. Позади – яркое красное полотнище.
Звание мастера он получил в 1617 году. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту. «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна. Влияние искусства Веласкеса испытал и Алонсо Кано (1601-1667) – художник, скульптор и архитектор, который чаще в истории испанской живописи упоминается как независимый мастер.
«кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Картина смотрится на удивление современно, напоминая опыты импрессионистов. Не смотря на необходимость совмещать живопись с многочисленными обязанностями по сопровождению короля в поездках и подготовке визитов монархов в этот период были написаны наиболее зрелые и глубокие по содержанию картины «Менины» и «Миф об Арахне». На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи. На следующий год ему был заказан портрет Филиппа IV верхом на коне.
Именно этим обстоятельством объясняется то, что основной тематикой испанской живописи явились религиозные сюжеты, связанные с украшением храмов, а среди светских жанров важную роль играл лишь портрет. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился в Севилье в 1599 году в небогатой дворянской семье. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Помимо живописных полотен, музей располагает обширной коллекцией скульптур, рисунков (в том числе и довольно редких рисунков Веласкеса) и произведений прикладного искусства (мебели, керамики, монет и пр. ). Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане.
Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. На первом изображена мастерская, где происходит работа. Инфанта показывает им, как она может себя держать. При королевском дворе обычно заводили шутов и карликов – они изображены в нижнем правом углу картины.
Некоторые современные исследователи оспаривают «рабское» положение Парехи, ссылаясь на документ, датированный 1630 годом, где тот именуется «художником». В 1868 году в Испании произошла революция. На это указывает отражение в зеркале.
Одной из самых интересных экспозиций стал показ произведений этого художника в Париже. В 1634-1635 годах Веласкес написал свое единственное батальное полотно «Сдача Бреды», где его живописное мастерство предстает во всем блеске. Но портреты Веласкеса запомнятся потомкам не только изображением королевской семьи и придворной знати, но и портретами «сирых и обиженных» – королевских карликов и шутов. Веласкес не боялся ярких, сверкающих тонов. Не удивительно, что у Веласкеса появилось немало недоброжелателей.
(«Триумф Вакха»). В ранних работах Веласкеса сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны. К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Каждый образ на редкость красноречив.
Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. Много копий и интерпретаций полотен Веласкеса было сделано его учениками в мастерской, среди которых следует особо выделить его зятя Хуана Баутисту Мартинеса де Масо4. У Эрреры, Диего проучился недолго они не сошлись характерами. Да и поздние, дошедшие до нас, произведения этого жанра можно пересчитать по пальцам. Культ Девы Марии распространен в Испании как ни в одной другой христианской стране. «Здесь и только здесь, – цитируем свидетельство, датируемое 1560 годом, – вы можете в полной мере насладиться как прохладным вечерним воздухом, так и звуками хорошей музыки».
В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую. В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Осажденная испанцами голландская крепость Бреда пала.
Вот таким образом они считали, что «затененность» предмета можно показать, добавив к его цвету лишь немного коричневой краски или «сиены жженой».
Эту работу он подарил одному из вельмож, помогавшему столичному неофиту на первых порах. Диего Веласкес (Diego Velasquez) – великий испанский художник 17 века. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. В Италии (1629—30) Веласкес изучал творчество Рафаэля и Микеланджело, а также антики. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи.
Модернизация его техники диктовалась высокими – вообще говоря, духовными – задачами. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения. Портрет Филиппа IV в охотничьем костюме (1634, Мадрид, Прадо). В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.
С Веласкесом Карреньо сближает также внешняя сторона портретов их композиционное построение. Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. По словам Франсиско Пачеко, Веласкес с юных лет кропотливо работал над рисунком.
Типичный пример веласкесовской «картины в картине», когда миф служит поводом для изображения сцены из современной жизни. Уже в двенадцатилетнем возрасте подросток окончательно решил стать художником. В то время она украшала библиотеку дворца-монастыря Эскориал, расположенного неподалеку от Мадрида, но вполне вероятно, что до этого портрет изрядно «попутешествовал». «Картина изображает обнаженную женщину, – описывал свое приобретение первый ее владелец, – лежащую на ткани спиной к зрителю, облокотившись на правую руку и глядящую на себя в зеркало, которое держит перед нею ребенок».
Впечатление от его картин можно сравнить с тем, что мы ощущаем, стоя перед открытым окном. Но в картине Веласкеса изображена обыкновенная женщина, а не античная богиня. Радостным событием в жизни Веласкеса был приезд Рубенса в 1628 году и общение с ним. Рубенсу оставалось жить меньше года. Действительно, картина полна конкретики реального исторического события (автор в точности передает индивидуальные черты главных героев, вооружения каждой из сторон, городского пейзажа и т. д. ).
Это период, когда Испания правила миром. Веласкес картины писал в особенной манере.
Самое поразительное в творчестве Веласкеса — это его «современность». Она очень мила. В подражание этой картине Мане написал своего знаменитого «Флейтиста» — без сомнения, не единственную картину, на которой сказалось сильное влияние техники, красок и игры света, характерных для Веласкеса. Отсюда и второе название картины («Миф об Арахне»), зафиксированное в инвентарных списках XVII века.
Среди них были и профессиональные шуты и люди, «обиженные» природой. Дворец Дория). Он приобрел известность еще в юности.
Оно показалось бы неприметным среди многолюдной толпы, но Рубенс сумел сделать его незабываемым. Как пример можно привести произведения тридцатых годов охотничьи и конные портреты Филиппа IV и членов его семьи (1630-е).
Крайне интересна и содержательная сторона портретов мастера. У Диего и Хуаны родились две дочери: Франсиска (в 1619 году) и Игнасия (в 1620 году). Правившая в то время королева Изабелла II лишилась трона и бежала из страны. Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик.
На религиозном полотне у него запросто появлялись натуралистические детали, «запрещенные» в традиционной религиозной живописи. В своих «Жизнеописаниях испанских живописцев» Антонио Паломино характеризовал Пареху как «полукровку неизвестного происхождения, который был рабом Веласкеса и сам пытался писать». Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна. Примеры работ: Эль Примо, Менипп, Барбаросса. В 1649 году королевский выбор пал на его племянницу, совсем юную Марианну Австрийскую.
Когда во время второй поездки в Италию он изображает главу церкви папу Иннокентия X, он настолько мастерски отображает внутреннюю жесткость и коварство своего героя, вместе с тем реалистически описывая роскошную обстановку, окружающую его, что папа имел все основания для своего знаменитого комментария: «Слишком правдиво». «Жермена Лако» Ренуара в пышной серой юбке и с букетом в руке — это как бы отголосок Веласкеса. Теперь Веласкес, наконец, получил полную независимость. Первые сведения об этой картине относятся к XVIII веку.
Именно эти короли приобретали полотна, составившие неразложимое музейное «ядро». Больше половины картин Веласкеса (около 50) находится в музее Прадо в Мадриде. Он надеялся встретиться с молодым королем Филиппом IV, но эта встреча не состоялась. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы.
Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. В это период на творчество Диего оказывает влияние работы Рубенса и Тициана. Спроектировал пристройку Рафаэль Монео (год рождения – 1937) известный тем, что в 1990-е годы по его же проекту построили Музей современного искусства в Стокгольме. Марфа.
Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. На первой из них Филипп еще не вышел из юношеского возраста ему – около 17 лет. Эта книга, с одной стороны, является ценным источником многих фактов биографии Веласкеса (равно как и других живописцев той эпохи), а с другой, представляет собой свод основных правил тогдашней живописи.
Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Точная дата его рождения неизвестна, но документально зафиксирован день крестин – 6 июня (в те времена младенцев было принято крестить сразу после рождения, то есть «около» этого дня будущий художник и родился). – спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Последнее условие Веласкеса, мечтавшего о рыцарстве, ставило в затруднительное положение.
Карьера Веласкеса закончилась на его самой выдающейся работе – Менины. Есть в ней что-то от радости долгожданной встречи. Сюжет этого полотна навеян венецианской живописью эпохи Возрождения. И, конечно, самые знаменитые полотна Диего Веласкеса «Менины» и «Пряхи».
Все — но только не изобретатели новых способов «видения» они никому ничем не обязаны. 1620, Лондон, собрание Веллингтона). Это единственный достоверно подтвержденный автопортрет художника. В 1834-1835 гг. И нет этому конца и нет покоя.
Переда был упорным последователем натуралистических принципов. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Менее чем за три года у них родились две дочери из которых выжила только одна, Франциска. Полотна этого периода созданы в жанребодегонов (в переводе с исп. Слухи о молодом мастере достигли двора и уже в следующем, 1623-м, году первый министр герцог де Оливарес (тоже выходец из Севильи) пригласил Веласкеса в Мадрид писать портрет короля. В эти годы Веласкес получает возможность изучения сокровищницы собрания живописи короля имеет возможность общаться с испанской культурной элитой, впервые едет в Италию, что способствует расширению его художественного кругозора. В 1619 и 1621 годах у четы Веласкесов родились две дочери. Огромное уходящее пространство равнины наполнено серебристым туманом раннего июньского утра, с которым сливается дым пожарищ пылающих на горизонте селений.
Так, если говорить о зарубежных художниках, то Иероним Босх и Тициан, которым благоволил король Филипп II, «проиллюстрированы» здесь лучше, чем в любом другом музее мира. 1657). Видимо именно Рубенс посоветовал Веласкесу посетить Италию. Точно так же человек, воспитанный на живописи импрессионистов, оказавшись в погожий весенний день на реке, невольно отметит голубые, белые и розовые тона и скажет: «Это совсем как на картинах Моне». В 1627 в соревновании с другими художниками написал картину «Изгнание мавров», за победу ему было присвоено звание гофмейстера. Например, фигуры прелестной инфанты и уродливой карлицы размещены и сопоставлены так, что между ними возникает странное сходство, придающее их образам некие неожиданные грани похожий на изящного мальчика карлик Николасито превосходит всех живостью и свободой. Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий.
Отец художника происходил из португальского семейства, перебравшегося в Андалузию. Его учителями были Франсиско Эррера Старший и Франсиско Пачеко.
Проблема атрибуции картин Диего Веласкеса остаётся одной из самых сложных по сей день. Если говорить о немногих исторических картинах Веласкеса, то его «Сдача Бреды» – по своей реалистической точности – сравнима с цветной фотографией, но ценность этой работы заключается не в ее «фотографичности», а в гениальном композиционном решении. Четыре с лишним десятилетия длилось сотрудничество (вскоре переросшее в дружбу) короля и живописца.
Веласкес посетил Венецию, Феррару, Рим, Неаполь. От первого брака у короля было двое детей, переживших детский возраст от второго – пятеро (среди них и будущий наследник испанской короны, Карл II). Получив определенные навыки, далее они шли своим путем.
Став учеником Иисуса Христа, сопутствовал Ему во всех путях Его земной жизни. Однако, популярность Веласкеса вызывала не только поклонение, но и зависть. Реальные пряхи работают в реальной мадридской мастерской, обслуживающей королевский двор, а на стене висит изысканный гобелен (плод их работы) со сценой, сюжетом дм которой взят фрагмент «Метаморфоз» Овидия.
На втором показана мастерская художника. Он увидел картины великого Тициана, которые произвели на него глубочайшее впечатление. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). Однако, через несколько лет, когда стали очевидны его способности к искусству, отец отвел десятилетнего Диего в мастерскую известного испанского художника Ф. Эрреры. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию.
Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев. Веласкес Диего, великий испанский художник.
Их судьбы зачастую трагичны. Это и члены королевской семьи (королева Марианна Австрийская инфанта Маргарита инфант Филипп Просперо). С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение.
Мастерство, проявляющееся в изображении ряда деталей (например, капли воды на кувшине), удивительно для столь молодого живописца, каким был тогда Веласкес. Веласкес настолько преуспел в живописи искусстве рисования, что с 1623 года, когда ему было всего 24, уже стал придворным живописцем короля Филиппа IV. В своей художественной работе Пачеко пытался сочетать две линии – романтического «равнения» на ренессансные образцы и своеобразного реализма, сильно отдающего так называемым «караваджизмом». 1620, Лондон, собрание Веллингтона).
Иногда фон вообще выбирался условный. Дух напряжённой, яростной схватки. В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII. Разумеется, нет. Говорили, что молодой художник слишком высокомерен и заносчив. В 1622 году он впервые посетил испанскую столицу, чтобы взглянуть на знаменитый Эскориал (там хранилось богатейшее живописное собрание, а сам дворец называли «восьмым чудом света») и прощупать почву на предмет приличного «трудоустройства».
Интересно, что из всех художников, так или иначе испытавших влияние великого мастера (если не считать имитаторов), лишь Антонио Пуга обратился к жанровым сюжетам, тогда как остальные художники отдавали предпочтение в основном портрету. Антонио Паломино, автор книги «Жизнеописания испанских живописцев» (1724), отмечал, что в доме Пачеко, который современники называли «академией», «собирались величайшие умы Севильи». Как и положено, Диего проявил способности к изобразительному искусству уже в детстве. Любители же абстрактной живописи восхищаются прелестной игрой мазков и красок. «Венера с зеркалом» – единственное сохранившееся такое изображение кисти Веласкеса.
Слева изображен крылатый персонаж, держащий зеркало. Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. Немало он, будучи вхож в высокие круги, помог юноше и своей протекцией. инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело.
Глубокий реализм делает этот портрет королевской семьи историческим документом. Марфа и Мария – сёстры Лазаря из Вифании, в доме которых останавливался Иисус Христос. На дальнем плане, на площадке, залитой солнцем, придворные дамы любуются ковром изображение которого остается для зрителя загадочным.
В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. В той или иной форме, его влияние испытали английские художники XVIII века, Ф. Гойя, французские импрессионисты (начиная с Э. Мане), художники из России и многие другие. Ни одна из этих работ, к сожалению, не сохранилась. Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой.
«Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. Высказывались мнения, что моделью для образа Святой Девы послужила юная жена художника (а быть может, тогда еще невеста), Хуана. Как и многих других мальчиков, его отдали в монастырскую латинскую школу.
Своей особой философией дышит и природа произведения. Теперь штрих художника становится прозрачнее, палитра же – светлее. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея).
Между художниками установились дружеские отношения. Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Веласкес был удостоен признания еще при жизни: современники называли его «Живописцем Истины». Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца или монарха в центре картины изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы (олицетворение добродетелей, фигуры трубящих слав и др. ), часто вся картина представляла собой аллегорию. Это и «Кузница Вулкана» (1630) и «Взятие Бреды», многочисленные портреты Филиппа III, Филиппа IV их чад и домочадцев.
С тех пор музейная коллекция пополнилась многими произведениями европейских художников, но в целом по-прежнему отражает вкус испанских монархов XVI и XVII веков. О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Это автопортрет Клаудио Коэльо (1680-е, Государственный Эрмитаж) и его портрет падре Кабанильяс (1680-1690, Прадо), в котором одежда, фон и мастерски прорисованные черты лица не могут не вызвать в памяти шедевры Веласкеса.
Картины, выполненные Веласкесом в Севилье до 1622, были нарисованы в стиле бодегонес (очень популярный жанр изображения сцен из повседневной жизни, кухни или сцены в таверне, в которых еда и питье играет основную часть), его первые портреты и религиозные композиции: Старуха, поджаривающая яйца, Трое мужчин за столом, Продавец воды из Севильи, Мать Жеронима де ла Фуэнте, Поклонение волхвов. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом. Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника.
Со временем техника мастера меняется, мазки становятся более смелым и открытым. Филипп IV без своего фаворита чувствовал себя неуютно.
Можно подумать, что эти работы созданы двумя абсолютно разными художниками. В 1906 году ее приобрела лондонская Национальная галерея. Это объяснимо. Несмотря на то, что в рафинированной художественной среде сам жанр считался «низким», Веласкес подходил к работе над бодегонес со всей серьезностью. Диего Родригес де Сильва Веласкес родился 6 июня в 1599 году, в городе Севилья (Испаня).
1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Маленькая инфанта Маргарита в окружении молодых фрейлин, карлицы, карлика и спящего пса призвана развлекать родителей в томительные часы сеанса. При этом испанская живопись – главное сокровище музея Прадо. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. Действующих лиц мы можем перечислить поименно. Именно Пачеко учил юного Веласкеса «во всем следовать природе».
Это решение оспорил король Филипп IV. В 1617-1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. скажи ей, чтобы помогла мне. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное. Позже Пётр искренне покаялся и был прощён Господом. Есть среди них и конные портреты короля – такие, как «Филипп IV на коне». Мало у кого из его собратьев по цеху жизнь сложилась столь же счастливо.
В этот период создаются крайне необычные для испанской живописи «античные» полотна: «Вакх или пьяницы», «Кузница Вулкана», с характерной для них ироничностью и жизненной достоверностью. Среди них отметим: 1) дворянское происхождение (как по отцовской, так и по материнской линии) 2) отсутствие иудейских и мавританских примесей в крови 3) наличие состояния (кандидат – равно как его родители и деды – не должен был зарабатывать на жизнь своим трудом). Если рассматривать картину вблизи, то она превращается в набор хаотических мазков краски стоит же отступить на пару шагов назад и эта художественная «какофония» волшебным образом преображается в сверкающее серебром одеяние. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера.
Эти наблюдения вносят новые штрихи мастерства в его творчество – естественность и обаяние в изображении героев, особенно детей, мастерскую передачу пространства и световоздушной среды. " Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. Возникли новые светские ритуалы, мода на сковывающую движения одежду, политически обоснованные кровосмесительные династические браки.
Ему 57 лет. В зрелом возрасте он предпочитал писать картины непосредственно на холсте, не делая предварительных набросков и внося необходимые поправки «по ходу дела». Там в 1623 году король Филипп IV приглашает его работать во дворец. Об этом убедительно свидетельствуют живописность картины Чудо у колодца (1649, Мадрид) и моделировка обнаженных человеческих фигур в картине Нисхождение Христа в ад (1652, Музей изобразительного искусства, Лос-Анджелес), но в целом Кано, безусловно, сохранил свою индивидуальную манеру. Особенно ярко новые веяния отразились в декоративном оформлении зданий – так называемый стиль «платереско» («чеканный», «узорчатый»), В этом стиле строили Мартин Виллареаль, Алонсо Кано и другие. Пётр – один из 12 апостолов, был простым рыбаком.
Но это была лишь одна сторона медали. В переводе с испанского, «прадо» означает «луг», а применительно к топографии Мадрида – это старинный парк известный с XVI века. Не случайно картины художника искусствоведы нередко определяли как работы Веласкеса или Веласкеса и мастерской (например, такие полотна, как Королевская охота на кабана и Вид Сарагосы). Веласкесу несказанно повезло. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию.
Раздольская пишет: «Веласкес изобразил его сидящим в кресле, в спокойной, но исполненной скрытого напряжения позе. Рим. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце.
Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. Очень интересен автопортрет Веласкеса, являющийся деталью картины. В этом свидетельстве нет даже намека на мифологический сюжет. получает пост гофмаршала – высший ранг испанского королевского двора. Значение валёра еще не было понято во времена Веласкеса.
Особо отмечают портрет уже стареющего Филиппа IV. Пребывание Веласкеса на вилле Медичи дает жизнь чудесному пейзажу «Сад виллы Медичи», где эта великолепная архитектурная постройка и окружающая её природа отображена в золотистых красках близящегося заката. Все описанные выше музеи разбросаны далеко друг от друга. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле.
Вместе с тем собственно «божественного» в героини полотна мало. Осенью 1623 года Веласкес вместе со своим тестем приехал в Мадрид. В 1656 Веласкес создает знаменитые Менины (Фрейлины) (1656, Мадрид, Прадо) – полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Пейзаж встречается у Веласкеса и в качестве фона – это касается нескольких королевских портретов и охотничьих сцен – подобных «Королевской охоте на кабана». Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины».
В 1620 году Диего открыл собственную мастерскую. К наиболее известным полотнам этого периода относятся картины «Завтрак», «Старая кухарка», «Завтрак двух юношей», «Водонос». Филипп хотел, чтоб его портреты писал только Диего. Но прежде всего Веласкес – художник.
Веласкес был избран членом Академии св. В последних двух Диего Веласкес объединяет мифологических богов с грубым образом людей. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». В работах других старых мастеров производит неприятное впечатление отсутствие «связи» между фигурами и фоном картины.
Возводили громадное здание около 20 лет, но, прежде чем успели его «заселить», оно оказалось разграбленным французами, оккупировавшими Испанию в 1808 году. В работе «Кузница Вулкана» явно разделены два пространства – божественное (в нем размещена фигура Аполлона) и рабочее пространство кузницы. В 1636 г. Филипп IV приказывает надстроить второй этаж Торе де ла Парада, оформление охотничьего замка король поручает Веласкесу.
Годом позже он женился на дочери Пачеко, совсем юной (тремя годами моложе своего мужа) Хуане. Служа при дворе, Веласкес не раз писал и шутов и карликов.
Большую часть живописных полотен было представлено Рубенсом. Комендант Бреды Юстин Нассауский вручает ключи от крепости испанскому полководцу Спиноле. К примеру, картина Мертвый Христос, поддерживаемый ангелом (около 16461652, Прадо), сочетает в себе натурализм Веласкеса и элегантность Ван Дейка.
Наивысшего мастерства достиг Веласкес в портрете папы Иннокентия X (1650. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде. Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. Включаясь в разворачивание спирали, зритель обнаруживает много «сомнительного» в победе испанцев: дым «почему-то» образует диагональ победы, которая принадлежит голландской половине картины, обращенный крупом конь на испанской половине копытом как бы указывает на смятую бумагу, лежащую у самого края картины и подчеркивает условность, преходящесть кажущейся победы.
Гнет католической церкви становится все сильнее. Имена их – за исключением Хуана дель Мазо, зятя художника, – неизвестны. Они высказывали сомнения по поводу его таланта. А что можно сказать о «Менинах». Совсем молодым человеком (ему не было еще 25 лет) Веласкес оказался при дворе испанского короля Филиппа V должности придворного живописца, которую отправлял до конца своих дней. Полотно хранится в музее Прадо в Риме.
Что, например, является сюжетом к картине «Пряхи». Стройный лес копий (отсюда второе название картины Копья) создает впечатление численного превосходства и мощи испанского отряда. Огромную роль в судьбе Веласкеса сыграл его тесть – поэт, художник и теоретик искусства Франсиско Пачеко (1564-1644). Сначала Рубенс делал красками эскиз.
«Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Вот таким образом сложно увидеть в оригинале большинство картин великого живописца. В картине присутствуют два плана.
Таким образом, зритель включается в композицию картины и становится как бы ее персонажем. Затем он отправился в Толедо, чтобы увидеть работы Эль Греко и других художников этого города, в том числе Педро-де-Oрренте (1580-1645) и Хуана Санчеса Котана (1561-1627).
С этого момента Веласкес становится придворным живописцем. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
Веласкес «объективен», он пишет то, что видит и его «объективность» происходит не от недостатка вдохновения, а является признаком его гениальности. «Сдача Бреды» (1634 – 1635) – один из шедевров мастера, позволяющий исследователей называть Веласкеса основателем исторического жанра в живописи. Картину «Менины» можно назвать портретом о портрете, картиной о картине: пролет двери, зеркало, картины на стене и сама картина — все это стадии включения образа в рамы, стадии живописного воплощения. В 1617–1622 им создаются произведения: Завтрак (ок. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
Отчаянно отплясывают они бешеный танец. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. В центре изображены король и королева, отраженные в зеркале на заднем плане. Если в 1883 году искусствовед и исследователь творчества живописца Чарлз Бойд Кёртис атрибутировал 228 полотен, то его коллега Хосе Лопес-Рей в 1979 году атрибутировал 123 картины (в 1996 году он добавил к списку ещё одно полотно), а искусствовед Джонатан Браун в 1986 году атрибутировал только 98 картин3.
Итак, время действия – 1656 год. Живопись для него – отражение реальности. Сюжет «Менин» – это не просто групповой портрет особ королевского двора. «бодегон»).
Подпись – своего рода оценка художником собственного труда. Севильский период Веласкеса отмечен необыкновенным интересом художника к этому жанру. Каганэ. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи. Попробуйте мысленно поменять местами повернутого к зрителям молодого человека со стороны голландцев и сеньора с черной бородой и усами со стороны испанцев – по настроению в картине ничего не изменится. Эти картины более примечательны мастерски продуманной композицией интригующим подбором цветов и оттенков и сюжетами, в которых с искреннимуважением и теплом отображается жизнь простых испанцев.
Вместе с многочисленными портретами художник создает несколько больших композиций «Вакх», «Кузнеца Вулкана», «Сдача Бреды». Если «верить» веласкесовской библиотеке, включавшей в себя и «разноязычные» поэтические сборники, то ее хозяин читал на итальянском испанском языках и на латыни. Второе название этой картины – «Семья Филиппа IV». Мастерская Веласкеса в королевском дворце в Мадриде. Полагают, что здесь воспроизведен обряд посвящения в братство Вакха, пишет Л. Л.
Этот портрет – одно из немногих произведений, подписанных Веласкесом (среди других подобных вещей отметим портрет папы Иннокентия X). Его картина «Менины» оказала влияние на последующее создание картин бытового жанра. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу. В их портретах он не высмеивает ни их профессию, ни их самих. «Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку.
Так Аполлон Веласкеса выглядит обычным уличным повесой, несмотря на божественную атрибутику. Благодаря стараниям Веласкеса, в 1669 году получил возможность стать придворным художником и сформировавшийся под влиянием великого мастера художник Хуан Карреньо де Миранда (1614-1685).
Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Испанское слово «бодегон» означает дешевый трактир или харчевню – соответственно к жанру бодегонес относились картины изображающие сценки из жизни занятых едой и питьем простолюдинов. Картина «Менины» – групповой портрет в центре которого инфанта Маргарита в окружении фрейлин.
Он представляет собой излюбленное место отдыха горожан. Здесь он изображен в полной достоинства спокойной и уверенной позе. Особое место в творчестве живописца занимает его единственное монуменальное полотно в жанре исторической живописи – «Сдача Бреды». В мастерской Пачеко Веласкес занимался писанием голов с натуры.
«Менины» часто называют картиной создания картины. Зарисовки повседневной жизни Севильи художник выписывал с особой реалистичностью, почерпнутой у Караваджо. Возможно, великий фламандец был в той или иной мере связан с созданием картины Веласкеса «Триумф Вакха» (1628—1629, Мадрид, Прадо популярное название Пьяницы принадлежит началу XIX века).
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Один из них представлен слева. То же и портреты Веласкеса. Веласкес работал над украшением нового дворца Буэн Ретино. Мадрид. Архитектурный проект здания выполнил Хуан де Виллануэва (1739-1811), адепт строгого неоклассицизма, самого модного в то время в Европе художественного направления.
Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Вторая половина XVII века — это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. Его портрет Иннокентия X — это поистине великолепная симфония темно-красных и малиновых тонов.
Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Сюжет этого произведения вполне мог быть навеян творчеством Веласкеса. Эти качества позволили Веласкесу сделать и административную карьеру.
Но они никак не проявили себя.
Филипп V (1605-65) изображен на двенадцати дошедших до нас портретах Веласкеса. Им стал Франсиско Гойя. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Во время своей первой итальянской поездки знакомство с творчеством Тициана продолжилось.
Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Особенностью в портретах Веласкеса можно выделить отсутствие излишних аксессуаров, жестов. В 1774 году (шла эпоха Просвещения – с ее трепетным отношением к рациональному, преимущественно естественнонаучному, знанию) по распоряжению короля Карла III и в рамках задуманного им благоустройства города (именно в это время в Мадриде появились, например, первые уличные фонари) в парке заложили ботанический сад, а чуть позже построили рядом здание, в котором предполагалось разместить академию наук.
В живописи Алонсо Кано, подчас чрезмерно выразительной, что было характерно для той эпохи, все же присутствует сдержанная набожность. Полотно «Менины» (Придворные дамы) считается лучшим из всего, что создано Веласкесом.
Так, венецианский художник и писатель Марко Боскини, встречавшийся с Веласкесом, писал, что это был «прекрасно образованный и воспитанный человек, обладавший чувством собственного достоинства». Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Это же самое позднее делали и импрессионисты.
Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита. Авторитет этого мастера был столь велик, что в 1618 году его призвали на службу в инквизицию в качестве цензора по вопросам искусства. В1623 году Веласкес отправляется в Мадрид. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени. Начинал он как слуга (в те времена мавры оставались на рабском положении), готовил для мастера холсты и краски.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Изображает сцену передачи ключей от города. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Они настояли на том, чтобы был устроен конкурс.
Как не так давно выяснилось, удерживали его в Риме не только дела.
Наполеоновские солдаты умудрились даже ободрать свинцовые листы, покрывавшие крышу. Хотя в первых его работах фигуры и предметы, выделенные контуром рисунка, казались почти осязаемыми (как у итальянца Караваджо), он скоро понял, что такая четкая обрисовка фигур и предметов представляет собой скорее скульптуру, чем живопись и что художник должен не осязать, а видеть, что в его произведении должно доминировать зрительное восприятие.
Процесс захвата и присоединения земель происходил настолько быстро, что удерживать над ними контроль стало большой проблемой и главнейшей задачей Габсбургов. Изображения животных и сцены охоты заказаны Паулю де Фоссу и Питеру Снайдерсу. Излюбленные жанровые сцены художника, с водоносом или кухаркой исполнены столь же величественно, как мифологические сюжеты того времени. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
А также его ранние религиозные картины: «Христос в доме Марфы и Марии», «Поклонение волхвов». Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия. Вторым художником-учеником, ближайшим к Веласкесу, был мулат Хуан де Пареха.
Эррера Старший, а потом — Ф. Пачеко. Примером тому может служить виртуозно написанная картина «Мулатка» (другое название – «Ужин в Эммаусе»). Расположение фигур останется неизменным, но картина утратит легкость и воздушность.
Она изображена в открытом чёрном платье. «После пяти лет обучения и образования я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими хорошими качествами, а также в надежде на его природный и великий гений» — пишет в своей книге «Искусство живописи» Пачеко. «Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены.
По имени архитектора Хосе Бенито Чурригера (1665 – 1725) этот стиль получил название «чурригереск». Вполне вероятно, что это произошло не без участия Веласкеса. Точная дата создания этой картины неизвестна, однако очевидно, художник работал над ней в Италии, ведь в Испании писать обнаженное тело запрещалось инквизицией. Художники – народ «проблемный». Пачеко вспоминал, что был «восхищен его (Веласкеса) добродетельностью, честностью и талантом и с радостью отдал ему в жены свою дочь».
Эта церковь XV века с недавних пор является собственностью музея. Лицо осунулось, побледнело. Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Лицо мастера спокойно и уверенно.
Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Вот таким образом, если и касаться вопроса о том, что Переда мог учиться у Веласкеса, то подразумевать следует только учение, наблюдение, совершенствование мастерства, но никак не заимствование. Родился Диего в 1599 году 6 июня в семье помещика. Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков.
В 1657 была создана картина Пряхи или Миф об Арахне (1657, Мадрид, Прадо) – изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений.
Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. В это время Веласкес достигает вершин своего мастерства. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Сохранилось около десятка подобных работ. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
1625 год. Большинство ранних работ Веласкеса, созданных им в период обучения и сразу после него, посвящено изображению бытовых сцен, главными героями которых становятся простые люди Севильи. Этот, одобренный в 1787 году королем, проект предусматривал, что в новостройке будут соседствовать академия наук (для нее отводился первый этаж) и естественно-исторический музей (на втором этаже). В большом зале стоя перед холстом, он пишет портрет королевской четы, которая находится за пределами картины, отражения монархов видно в зеркале, висящем на противоположной стене. Веласкес пробовал себя во всех стилях живописи, которые существовали на тот момент.
Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. В испанской живописи до Веласкеса никто не создавал подобных полотен, т. к.
Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Эти качества во многом способствовали расцвету реалистического искусства Испании золотого века. Его реализм в портрете – последний отклик на реализм живописи Веласкеса.
Общение с Рубенсом оказало сильное влияние на Веласкеса. Знакомство с искусством Италии сделало стиль художника более свободным и блестящим. Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. Мазок у начинающего Веласкеса был густым, но гибким, а в палитре преобладали темные тона. Костюм, в котором здесь изображен король, давно стал знаменитым.
Они и становились его учениками. Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера.
Он никогда не жил в нищете, не имел явных врагов, не знал творческих кризисов. На фрейлину она не обращает внимания. Так же для этого замка была написана картина «Марс» и портреты придворных шутов и карликов. «бодегон»). У него, правда, есть некоторая «специфика» – здесь представлены в основном «детские» портреты Веласкеса, запечатлевшие королевских отпрысков. Сюжеты были строго регламентированы, как и техники исполнения.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить. В 1649 году, спустя пять лет после смерти Пачеко, увидел свет его трактат «Искусство живописи», в целом законченный еще в 1622 году и суммирующий опыт педагогической и творческой деятельности автора. Рубенс написал немало портретов. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни.
Справа представлен его рисованный портрет кардинала Борджиа. Новым жанровым предпочтениям соответствовала новая техника. Картина хранится в мадридском музее Прадо. Жадно обнимаются пары влюблённых, кривляются старички, матери кормят младенцев грудью, а детишек постарше угощают пивом.
1608-1670). И именно вот таким образом некоторые картины даже великих мастеров, даже больших колористов, не совсем нас удовлетворяют, — какой-нибудь предмет, скажем, плащ, кажется нам «ближе», чем его владелец, так как валёры в нем даны неверно. Первая поездка в Италию ознаменована созданием двух картин на мифологический сюжет «Туника Иосифа» (1630), «Кузница Вулкана» (1630).
bodegon – трактир, харчевня). Первое смехотворно, второе – опровергается мнением непредвзятых свидетелей. Одетые в черные доспехи, с розовым шарфом через плечо теснятся испанцы. В последние годы началось строительство пристройки, которая призвана удлинить одно крыло здания, связав его с церковью святого Иеронима, стоящей напротив. Помимо психологии образа, Портрет шута Франсиско Басана содержит немало общего с работами Веласкеса, в частности, его живописные приемы. Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634–1635, Мадрид, Прадо).
Отношение к живописи как творчеству художника, появилось лишь в ХХ веке. Первый художник короля испанского престола, каковым являлся Веласкес имел возможность выбирать помощников как правило, это были его соотечественники и художники, к творчеству которых мастер относился с интересом. Учился он у мастеров этого дела Ф. Эрреры и Ф. Пачеко.
В работе ощущается сильное влияние итальянской школы (и в первую очередь, творчества Тициана). Особенно часто дочь Филиппа инфанту Маргариту. Может быть, он забыл о работе. Кроме этого, сохранилось несколько превосходных копий, выполненных в мастерской художника. Практически все картины, созданные после Италии, можно отнести к числу шедевров.
Однако художественное пространство пока почти плоское, слабо энергичное. Рубенс пробудил в нем желание посетить Италию. Искусствоведы долгое время относили их к позднему периоду творчества художника, датируя 1650-51 годами (временем второго визита в Италию), однако новейшие исследования показали, что оба пейзажа созданы во время первой итальянской поездки художника, то есть двадцатью годами раньше. Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны.
Свои названия – «Венера и Купидон» и «Венера с зеркалом» – эта работа получила, когда находилась в английском поместье Рокеби Парк, в графстве Йоркшир. Эти картины запечатлели короля в разные годы его жизни: от юности до старости. В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде.
Известно, что маленький Диего воспитывался в духе христианского благочестия, посещал латинскую школу и, рано обнаружив склонность к искусству, был отдан отцом в обучение к известному живописцу Франсиско Эррере Старшему, которого вскоре покинул ради мастерской Франсиско Пачеко, теоретика искусства, заурядного художника, но опытного педагога. Не так просто объяснить воздействие, связанное с ощущением присутствия внутри нее. Именно Рубенс убедил Веласкеса поехать в Италию.
Самое крупное произведение Веласкеса 1630-х – историческая картина Сдача Бреды (1634-1635, Мадрид, Прадо). На протяжении девяти месяцев крупнейшие художники XVII века интенсивно общались. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса — раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции. В левой части картины изображен сам художник. Испанский художник и гравёр Клаудио Коэльо (1642-1693) является последним мастером мадридской школы XVII столетия.
Композиционное решение картины создает впечатление сиюминутности события, цветовая гамма насыщенная и богатая. Вообще отношения между королем и Веласкесом складывались очень дружеские. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция.
Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Впрочем, не бывает правил без исключений. На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. На рубеже 1630-1640-х годов он создал знаменитую серию, состоявшую из четырех картин.
Живые движения работниц, сочные краски, лучи света, врывающиеся в окна мастерской, — все проникнуто «трезвым отношением к действительности», которые определяли стиль Веласкеса. Таким образом, Веласкеса можно без преувеличения назвать «импрессионистом». В эти годы художник пишет первые портреты, в которых определяются особенности Веласкеса-портретиста – остро схваченное сходство, яркость выявления индивидуальности: Портрет монахини Херонимы де ла Фуенте (1620, Лондон, Национальная галерея). Верхняя свободна, более воздушна и легка.
Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев.
Пачеко оказался горячим поклонником античности и прекрасным педагогом. В первый раз это произошло в 1615 году, его избранницей тогда стала французская принцесса Изабелла Бурбонская (она умерла в 1644 году). Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. Таким мы видим его и на картине Веласкеса. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи.
Они изображены на переднем плане, в центре картины. Но даже эта милость, которая отметила его придворные, а не творческие заслуги, принесла ему немало унизительных переживаний. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Картина представляет собой групповое изображение королевской семьи и двора. Веласкес создает впечатление семейного счастья, богатства и блестящего будущего маленькой принцессы, которая на момент написания картины была их единственной дочерью (Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей). Пятилетняя девочка полна собственного величия.
Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. Сближает же художников понимание глубинного смысла психологии портретов. На переднем плане – несколько работниц. «Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ).
Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Художник же как мог оттягивал отъезд. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. К сожалению, ранние рисунки художника не сохранились. – харчевня или трактир).
В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Во-вторых, жанр портрета в тогдашней испанской живописи находился на положении пасынка гораздо большей популярностью пользовались религиозные сюжеты, да и стилистика в ходу была более эмоциональная (не без налета легкой сентиментальности), нежели у Веласкеса. В построении картины он достиг большой естественности. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Луки и общества виртуозов Пантеона. Характерно, что четкую границу между этими двумя жанрами он не обозначал и они порой «взаимопроникали». Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Первое впечатление от прочтения канонического сюжета сменяется обличением «небожественности» поступка божества («стукачества») и приданием высокого значения труду, творению. Рисует он опять же портреты. Несмотря на то, что перед живописцем стояла задача прославления испанского оружия, он сумел расставить акценты так, что зритель проникается одинаковым уважением как к победителям, так и к побежденным. ность и непринужденность. Все фигуры — похитители, отчаянно сопротивляющиеся девушки, стремительно рвущиеся кони — объединены по принципу симметрии. Высокопоставленный придворный, дворянин, род которого по линии отца начинается с Энея Сильвия, бывшего внуком прародителя римлян, рыцарь, умнейший человек.
Среди подобных портретов этого периода надо отметить Графа Оливареса (1625) и Шута Калаба-Сильяса (1626-1627). На портретах Веласкеса король изображен по-разному: в одних случаях – по пояс, в других – в полный рост («Портрет Филиппа V»). Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе.
Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Этим объясняется своеобразное впечатление, производимое на нас такими шедеврами, как «Менины», «Пряхи» или некоторые из его поздних портретов, когда рассматриваешь их с небольшого расстояния. В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера. Согласно мифу, Афина превратила Арахну в паука, в чьем обличье она и продолжила ткачество. На заднем плане тревожно догорает закат. В 1628 состоялось его знакомство с П. -П. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара.
Изображая, как пишутся портреты (в частности, евангелист Лука — Мадонну), старые мастера доказывают их правдивость сопоставлением оригинала и изображения. Художники приходили к нему в качестве помощников, рядом с мастером они совершенствовали свой талант, работая преимущественно над королевскими заказами. На протяжении 1630-1640-х годов Веласкес создал серию портретов карликов и шутов. управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). В Эрмитаже искусство художника представлено Натюрмортом (1652). Этот факт нам многое говорит о характере самого автора. Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. Диего получил хорошее образование.
Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». В «Пряхах» художник вновь обратился к теме труда.
На сей раз это труд прях на королевской мануфактуре по выделке шпалер. После этого вошло в обиход еще одно название этого шедевра – «Венера из Рокеби». Вероятно. Вообще, полотен, написанных позже XVIII века, мы обнаружим в музее не слишком много. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV.
«Слишком правдиво. » — воскликнул, по свидетельству современника, папа, увидев этот портрет. Первое упоминание об этой картине относится к 1651 году. В доме учителя Диего познакомился со своей будущей женой. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. И в этом особенный трагизм. Во времена Веласкеса все обстояло по-другому, художников приравнивали к ремесленникам.
Портрет шута Франсиско Басана (около 1680, Прадо) представляет собой убедительный пример различия особенностей живописи Карреньо де Миранда и Веласкеса. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. «портрет Изабеллы» жены художника. Практически ничем не отстает от нее венский Художественно-исторический музей. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
Своеобразный завораживающий эффект при просмотре работ мастера сохраняется и сегодня. Здесь ему оказывает покровительство премьер-министр Оливарес. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
люди, обучающиеся у мастера, его последователи и сторонники. «Кермесса» (1635—1636 гг. ). Живописного единства достигает прежде всего светом. Филипп IV возводит художника на высшую в государстве должность гофмаршала. В 1922 году Веласкес перезжает работать в Мадрид.
Через несколько лет имя Веласкеса становится широко известным в Севилье. Это и портреты, религиозные и мифологические сюжеты, жанровые сценки. «Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века. В 1617 году Веласкес был принят в гильдию живописцев Святого Луки в Севилье. Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать.
Веласкес много раз писал короля Филиппа и его детей. На рубеже XVII – XVIII вв. До 1623 Веласкес работал в Севилье. Мастер дает собственную трактовку старинного мифа, поэтизируя красоту и величие человеческого труда и таланта.
Веласкес написал несколько портретов детей Филиппа IV от его первого брака – Валтасара Карлоса, умершего в 1646 году шестнадцатилетним и Марии Терезы. Веласкес верил лишь своему глазу. Уже одно это решение так ясно и просто, как это могло быть только у Пуссена (новое доказательство того, что значение Веласкеса не в одном колоризме). Хотя Веласкесу понятие валёров не было известно, он применял их с таким мастерством, что, употребляя очень немного красок (например, в «Менинах»), создавал картины, производящие впечатление столь же многокрасочных, как и полотна Рубенса.
Там его избрали членом римской Академии св. Виды Виллы Медичи в Риме, написанные свободными, широкими мазками, силуэты людей, вибрирующие на свету, вполне могли бы принадлежать кисти Клода Моне, а четкий рисунок и сдержанная выразительная лепка отдельных голов в «Пряхах» напоминают некоторые портреты Дега. Но здоровье Веласкеса было подорвано. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения.
Картина написана стремительными, энергичными мазками. Карьера молодого живописца складывалась успешно. Композиционная формула «лук и стрела» хорошо вычитывается, но также направлена из работы наружу в иллюзорном пространстве отношения. Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). В ней изображена художница, ее помощницы и богиня Афина, разгневанная из-за того, что смертная женщина решила сравниться с богами. Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Теперь художника влекла Италия. Там была написана «Кузнеца Вулкана», манера письма приобретает большую свободу, богатство и красочность.
Алонсо Кано относить к ученикам Веласкеса нельзя. На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. Его картины очень многоплановы. Кого бы ни изображал Веласкес, начиная откороля и самых могущественных лиц Испании, он изображает своих героев такими, как они есть, с тончайшим психологизмом передавая через внешность внутреннюю индивидуальность образа, характер своих персонажей. Дочь Пачеко стала женой Веласкеса.
В том же году Веласкес женится на Хуане, дочери своего учителя Пачеко. Ничуть не бывало. Кроме придворных портретов Веласкес создал целую галерею изображений деятелей испанской культуры драматурга Лопе де Вега, Тирсо де Молина и Кальдерона, поэта Кеведо.
Веласкес написал портреты королевской семьи в охотничьих костюмах а так же изображения греческих философов («Эзоп» и «Менипп»). На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. «Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Однако и это не помогло. Она предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей».
Она была очень успешна. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Отсюда появилось большое количество завистников. А почему в мастерской находится инфанта. Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Отметим, что это свидетельство никак нельзя назвать полным – славен был этот парк, помимо прочего и как традиционная «площадка» проведения дуэльных поединков и как укромная «точка» для случайных любовных связей. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо).
Ему дорого их здоровье и самочувствие. Героями трех из этих работ стали карлики. В картине «Вакх» ярко проявляется влияние Питера Пауля Рубенса, который в 1628 г. находился с дипломатической миссией при испанском дворе.
Рубенсом, посетившим Мадрид. Покидая Севилью, художник взял с собой свой лучший, по общему признанию, бодегонес «Водонос», 1620. И в картинах на религиозную тематику Веласкеса прослеживаются традиции бодегонес: Поклонение волхвов (1619, Мадрид, Прадо), Христос у Марфы и Марии (1618, Лондон, Национальная галерея). Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании».
Объясняется это просто – подобные «греховные» сюжеты осуждались Святой Инквизицией. Да, Веласкес работал в собственной мастерской, воспитывал собственных учеников. Веласкес творил в разных жанрах живописи. В 1627 году Веласкес написал большую историческую картину Изгнание морисков. Они не просто передают черты лица позировавшего художнику человека, но, прежде всего, выражают его внутреннее состояние.
Работа была признана лучшим историческим произведением западноевропейской живописи. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. Филипп IV женился дважды. Картины, которые художник создал в Риме, принесли ему еще большую славу.
Веласкес трактует тему подлинно новаторски. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании. Контрасты освещения, двуслойное пространственное построение композиции, своего рода золотая пыль, окутывающая фигуры прях, создают в картине особую атмосферу общего для всех персонажей чувства, объединяющую в себе все их движения, жесты, душевные импульсы. Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг.
Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. Картины пропитаны большим психологическим смыслом. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Изображенная на фоне горного пейзажа компания испанских бродяг пирует вместе с античным богом Вакхом и сопровождающим его фавном. Прадо) и «Пряхи» (ок.
Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Ту из них, которая подает Маргарите сосуд с питьем, зовут Мария Сармиенто, другую – Исабель де Веласко. В этих работах он также моделирует свое отношение к божественному и человеческому.
В ХХ веке Пикассо пытается подвергнуть деконструкции знаменитые «Менины», а Дали включает в свои композиции отдельные мотивы из произведений мастера. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа. Хорошо читающаяся композиционная спираль берет начало в точке передачи ключа, спираль начинает разворачиваться (плоскость спирали не параллельна плоскости картины) и постепенно создавать иллюзорный мир, в котором смыслы меняются как витки спирали.
Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». В последний период творчества Веласкес создал две многофигурные композиции: «Менины» (1656. Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Монументальный характер трактовки этой темы был необычным для той среды, где жил Веласкес. На одном из самых знаменитых портретов Веласкеса запечатлен Хуан де Пареха (ок.
Vanitas Переды далеки от реализма Веласкеса. В них, проявление человеческих эмоций выглядело естественнее. Жизнь города, его типы и нравы по-прежнему интересовали Веласкеса. Однако Веласкесу опять важно «опрокинуть» поверхностное прочтение работы как «хвалу победителям-испанцам».
Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. Во время своего второго визита в Италию художник написал портрет папы римского, за что был буквально обсыпан наградами. Тот без раздумий принял это предложение. Он начинает писать работы жанре бодегонов (от исп. Первым учителем его был Фр.
В 1628 году, Питер Пауль Рубенс приехал ко двору в Мадриде по дипломатическим делам. А обрабатывать эти детали Веласкес умел мастерски, достигая такого уровня реализма, что зрителю хотелось (да и сейчас хочется) потрогать изображенный предмет. В 1650г. Картина «Пряхи» словно продолжает тему ранних мифологических полотен Веласкеса, где происходит поразительный синтез мифологической мистики и современных художнику реалий.
Смелость молодого севильянца, не считавшегося с академическими традициями, привела к конфликту с наиболее авторитетными художниками. решимость мужественно перенести утрату.
Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И. 1617, С. -Петербург, Эрмитаж), Старая кухарка (1618, Эдинбург, Национальная галерея), Водонос (ок. Единственной дочери Пачеко Хуане Миранде, на тот момент было почти шестнадцать лет. Они созданы в жанре «бодегонес», распространенном в первой половине 17 в. в Испании, на них изображались трактиры и харчевни (по исп. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Прежде считалось, что высота «качества» произведения живописи заключается в способности художника воспроизводить натуру, воспроизводить особенности фактуры материала из которого сделаны предметы, — шелка, бархата, дерева, стекла (малые голландские мастера, например Метсю или Терборх, достигли в этом совершенства). Согласно установочному принципу учителя «все искусство живописца в рисунке», Диего много рисует. Так художники учат нас «видеть» и вот таким образом в картинных галереях все мы учимся лучше понимать жизнь и природу. Ведь именно его кисти принадлежит портрет обнаженной женщины в картине «Венера с зеркалом», – неслыханная во времена суровой инквизиции дерзость, редчайшее в истории испанской живописи изображение обнажённой натуры.
Диего Веласкес оставил яркий след в истории мирового изобразительного искусства. К пятидесятым годам относится один из самых сложных портретов мастера — портрет Филиппа IV (1654). Так был построен знаменитый собор города Сантьяго де Компостела. Луки. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано.
Во время наполеоновских войн в Испании и церковь и могилы были уничтожены французами. Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Кажется, что люди позируют перед театральным «задником», как на старых фотографиях.