В начале своего творческого пути Жан-Батист Симеон Шарден работал в мастерских известных парижских художников. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779)— французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи. Ванлоо, привлекший Шардена кработам по реставрации фресок во дворцеФонтенбло.
Жан-батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 года в Париже, в семье мастера резчика по дереву, выполнявшего сложные художественные работы. Жанбатист Симеон Шарден родился 2ноября 1699 года в Париже, в семье мастерарезчика по дереву, выполнявшего сложныехудожественные работы. Куратор экспозиции, почетный президент Лувра Пьер Розенберг (Pierre Rpsenberg) отобрал для показа 57 работ Шардена, среди которых есть и канонические натюрморты и портреты. Жан Батист Симеон Шарден (фр. Jean Baptiste Simon Chardin 1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Жан Батист Симеон Шарден (1699—1779) — французский живописец, один из известнейших художников XVIII столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописи.
Теперь этоотношение было перевернуто. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо.
Наступил драматический момент. Шарден Жан Батист Симеон (Chardin Jean-Baptiste Simeon) Французский художник (1699-1779). Шарден Жан Батист Симеон (Chardin), французский художник. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо, работал в Париже.
Дешевые репродукции, развешанныеповсюду, склоняют к сомнению в достоинствахстоль общепонятного, слишком «бесспорного»искусства. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта. Помпезность идеализированной «парсуны» эпохи рококо вызывала у него глухое неприятие.
Современник и соотечественник живописца, философ-просветитель Дени Дидро считал, что мастер обладал особой манерой письма. Лувр, Париж. Шарден строит композиции в неглубоком пространстве, скупо дает выразительные детали, метко характеризующие обитателей. Создавал жанровые сцены, живописующие жизнь простых городских тружеников. Передкоторой преклонялись мастера кватроченто. Весьма просторный ивысокий перекрыт зал пологим сводом. Художникистали преобразовывать натуру всоответствии с тем идеалом, который онивидели в античном искусстве, то есть«идеализировать» ее.
Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. За представленные натюрморты был избран академиком (1728). Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Он просил уговорить Микеланджеловернуться. Дидро восторженно пишет о нем: "Вот кто умеет создавать гармонию красок и светотени.
О, Шарден. Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая. Учился у П. Ж. Каза, Н. Н. Куапеля и Ж. Б. Ванлоо. В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины -- Санкт-Петербург, Эрмитаж). В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
Еще недавно это было немыслимо. 1740, оба Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. Тяжелым ударом для него явилось и внезапное исчезновение сына. «Автопортрет» -- шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Работа с натуры была основой его творчества.
Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. В 1724 году он приобрел почетноезвание члена этой Академии. Его избранницей стала Франсуаза Маргарита Пуже, вдова буржуа. Картина так поразила Никола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. Но вдруг, неожиданно для всех, он закрылся в капелле и в полномодиночестве стал работать над фресками, которым суждено было «удивлять весьмир», с момента их раскрытия и по сейдень. Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию.
Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). Жанровые картины Шардена проникнуты лиризмом, утверждением достоинства людей третьего сословия (Разносчица, 1739, Лувр Прачка, Молитва перед обедом, 1744, – обе в ГЭ) образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр) и портреты Шардена (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, пастель, 1775, – все в Лувре) отмечены жизненной непосредственностью, простотой и задушевностью. Впервые благодаря Шардену на сцену французской живописи выходит мелкая буржуазия, «третье сословие».
Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Справа ему соответствует Кумскаясивилла, не отрывающая взгляда от книги. Картина Жан-Батиста Симеона Шардена "Юная учительница". Жанровые работы художника Шардена проникнуты тонким лиризмом, ненавязчивым утверждением достоинства людей "третьего сословия" ("Разносчица", 1739, Лувр, Париж, "Молитва перед обедом", 1744, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург) образы детей ("Мальчик с волчком", 1738, Лувр, Париж) и портреты взрослых (портрет жены, пастель, 1775, Лувр, Париж) отмечены жизненной непосредственностью и задушевностью атмосферы. Его натюрморт «Атрибуты искусств» отличается простотой, уравновешенностью композиции и материальной определенностью предметов. Представитель реалистического направления во французском искусстве XVIII в. Сын столяра. – Красками мы пользуемся, а пишем – чувством».
Огромное место в творчестве Шардена, в особенности с пятидесятых годов, занимает натюрморт: «Шарманка и птицы» (около 1751), «Надрезанный лимон» (около 1760), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768). Его бытовые сцены отличались реалистичностью, теплотой и уютом. Идеалы эпохи просветительской мысли выразил художник и в полотнах на тему «Натюрморт с атрибутами искусства», варианты которых принадлежат Лувру, Музею Жакмар-Андре, Эрмитажу, Государственному музею изобразительных искусств им. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. От Куапеля Шарден уходит учиться к мастеру рангом повыше –, реставрировать росписи в королевской резиденции в Фонтенбло.
Шарден – блестящий мастер натюрморта. Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Всю жизнь художник провел в Париже, никуда не выезжая. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730—1740-х годов многие свои лучшие полотна: Возвращение с рынка (1739, Париж, Лувр), Гувернантка (1738, Оттава, Национальная галерея), Кухарка (Женщина, чистящая овощи) (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), Трудолюбивая мать, Молитва перед обедом (оба — 1740, Париж, Лувр).
Дени Дидро (1713-1784) одним из первых понял значение Шардена в истории искусства. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. Жанровые мотивы теперь исключаются художником. Атрибуты искусств, 1765.
Родился в семье ремесленника в Париже, с этим городом связана вся его жизнь. Французский художник. Слова Шардена, сказанные одному из современников: «Кто Вам сказал, что пишут красками. Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению.
В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). – Красками мы пользуемся, а пишем – чувством». «Кто сказал, что художник пишет красками. Центральная тема Шардена – натюрморт. Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен».
В жанрах, считавшихся низкими, Шарден достиг такого совершенства, что его принимают в закрытую Королевскую академию живописи и ваяния, причем с замечательной формулировкой «художник цветов, плодов и характерных сюжетов». А. С. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать».
Известен как блестящий мастер натюрморта и портретист. Шарден разработал самобытную технику письма, коия давала ему безграничные возможности в разработке текстурных и цветовых эффектов. Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699--1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Уже ходилислухи, что он станет кардиналом, когдаего жизнь внезапно оборвалась. В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки.
Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779. Холст, масло, 114146 см. Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта.
А. С. Пушкина, Москва). Получался оптический эффект смешения красок и образовывался нужный художнику сложный оттенок.
Шарден не получил академического образования. Натюрморт со скатом, 1727–1728.
В 1724 году он получил почетное звание члена римской Академии Святого Луки. Бытовой жанр и натюрморт органически связаны в его искусстве как аспекты целостного и поэтически глубокого восприятия реальности. В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», около 1733, Париж, Лувр). Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Луки, чтобы усовершенствоваться в жанре натюрморта.
Между тем городской глава, продолжая убеждать скульптора прибытьв распоряжение папы, дал ему рекомендательноеписьмо, в котором заверял, что во всейИталии, а может быть и в мире, не найдетсяему равных и что при добром отношениион «способен создать вещи, которыеудивят весь мир». Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах («Карточный домик», 1741, «Юная учительница», ок. Основой шарденовской палитры является серебристо серый тон. Но как бы ни былослепителен блеск виртуозности взнаменитых микеланджеловских «иньюди», он меркнет перед силой творческогодуха, раскрывающейся в композициях набиблейские темы. Разве повседневная жизнь с привычными предметами, составляющими повседневный окружающий мир менее колоритна и живописна.
Шарден создает лучшие жанровые композиции, впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744). В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Композиция картины «Прачка» проста и размеренна в ритме, колористическая гамма сдержанная, мягкая.
Ученик П. -Ж. «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию.
Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Здесьон пробыл три года. Дидро писал: «О, Шарден, это не белая, красная и черная краски, которые ты растираешь на своей палитре, но сама сущность предметов ты берешь воздух и свет на кончик своей кисти и накладываешь их на холст».
Великий реалист 18 века Жан-Батист Симеон Шарден (1699 – 1779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей умбрийской фигуры школы. На сей раз дипломатическаянота несла правду. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. Подбор предметов, включая орденский крест Святого Михаила на ленте и медали как символа заслуженного труда художника, как во всех аллегориях века Просвещения, без усложненности повествует о профессии художника, о его особом новом свободном статусе, дарованном ему временем.
Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имелиогромный успех и открыли перед Шарденомдвери в Королевскую академию, куда онбыл принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Образы детей (Мальчик с волчком, 1738, Лувр, Париж) и портреты Ш. (автопортреты, 1771 и 1775, портрет жены, 1775, пастель, все – Лувр, Париж) отмечены жизненностью, простотой и задушевностью. Наконец, воздух, с его голубовато серым тоном, окутывает все предметы.
Шарден (Chardin) Жан Батист Симеон (2. 11. 1699, Париж, – 6. 12. 1779, там же), французский художник. Его частыми моделями были сыновья ювелира Годфруа — младший Огюст-Габриэль, запечатленный в картине Мальчик с волчком и десятилетний Шарль (Портрет Шарля Годфруа, 1738, Париж, Лувр). Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Стал известен после «Выставки дебютантов» в 1728 году, где он представил несколько своих полотен.
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Член Королевской академии в Париже (с 1728 г. ) и Руанской академии живописи (с 1765 г. ). Он наносил краску на холст мелкими мазками определенных цветов, которые сливались в единое целое, если отойти от картины на достаточное расстояние. Французский художник Жан Батист Симеон Шарден родился в 1699 году. Холст, масло, 112140, 5 см. Он был мастером своего времени, девизом которого стали слова Дени Дидро о том, что следует «вглядываться в реальность и не пытаться ее украшать». Фон трактован обобщенно, без особых деталей густо и равномерно положенные мазки создают впечатление глубины и устойчивости.
Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки». Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св. В обеих картинах поэтически передана красота простых вещей — серебрящихся на зеленоватом фоне рыбы и кухонной посуды и стоящей на белой скатерти посуды из темного стекла в окружении разбросанных фруктов. Для денег.
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Палитра с красками и кисть символизируют живопись, статуэтка Меркурия — скульптуру, чертежные и рисовальные принадлежности — архитектуру. 1740-е годы – время расцвета жанровой живописи Шардена. Развивая принципы идеального пейзажа, Никола Пуссен делает природу воплощением целесообразности и совершенства (Пейзаж с Полифемом, около 1649, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург серия пейзажей Времена года, 1660-1664, Аполлон и Дафна, – все картины в музее Лувр, Париж). Со свойственной ему поэтической силой Шарден писал натюрморты и жанровые сцены, лишенные каких-либо поражающих воображение эффектов и символов. Колористом отнюдь не является тот, кто кладет на холст много красок, а лишь тот, кто воспринимает и фиксирует в своей живописи все эти сероватые оттенки. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортов подобного рода, таких как «Атрибут музыки».
Шарден создает лучшиежанровые композиции, впервые вофранцузском искусстве отобразившиесовершенно новый мир – жизнь третьегосословия: «Дама, запечатывающая письмо» (1732), «Карточный домик» (около 1737), «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Прачка» (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаясяс рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва передобедом» (1744). Он одним из первых французских художников обратился к жанровому типу портрета, который явился важным этапом в развитии живописи XVIII столетия, как и реалистический бытовой жанр. Кто сказал, что художник должен писать только величавых монархов и вельмож в роскошных одеждах с надменным выражением лиц или переносить на холст библейские сюжеты, персонажи которых никто никогда не видел или изображать пасторальные сценки с театральными декорациями и ряжеными. Жанровые картины Ш. проникнуты глубоким лиризмом, любовью к миру простых людей, правдиво воссоздают облик и внутренний мир горожан (Разносчица, 1739, Лувр, Париж Прачка, Молитва перед обедом, 1744, обе – Эрмитаж, Ленинград).
Но и здесь Шардена поджидает новая беда – погибает ребенок от нового брака. Впоследствии художник настоял на том, чтобы Шарден поборолся за место в Академии. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена Скат и Буфет (оба 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. Он добивался нужных оттенков не просто смешивая на палитре нужные цвета. Посмертная слава Шардена превзошла прижизненную.
Впервые онвыставил несколько своих работ навыставке молодых художников в 1728 году. Шарден обращается к пастели, создавая в этой технике подлинные шедевры — Автопортрет с зеленым козырьком (1775, Париж, Лувр) и Портрет жены (1776, Чикаго, Институт искусств). В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр). Художник учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния.
Вот таким образом они были настолько популярны у простого народа. Тридцатые–сороковые годы – период расцвета творчества художника. Как одни предметы отражаются в других.
В произведениях разных лет и разных жанров, таких, как «Прачка» (1737), «Банка с оливками» (1760) или «Атрибуты искусств» (1766), Шарден всегда остается превосходным рисовальщиком и колористом, художником «тихой жизни», поэтом повседневности его пристальный и нежный взгляд одухотворяет самые обыденные предметы. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное – его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741, Стокгольм, Национальный музей). Всю свою жизнь прожил в Париже, в квартале Сен-Жермен-де-Пре. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
Блестящий мастер натюрморта Шарден создавал композиции со скромным набором предметов, строгостью и продуманностью построения, материальностью и мягкостью живописной фактуры создающие чувство органической связи мира вещей с жизнедеятельностью человека (Трубка и кувшин, около 1760-1763, Лувр, Париж Натюрморт с атрибутами искусств, 1766, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Так, в 1728 году он представил там несколько полотен, среди которых был в том числе натюрморт «Скат».
Дидро с восхищением отзывается и о его пастельном Автопортрете 1771 года (Париж, Лувр) и, желая поддержать стареющего художника, пишет о вещах, показанных в Салоне 1771 года: «Все та же уверенная рука и те же глаза, привыкшие видеть натуру». Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Картины «Скат» (1727) и «Буфет» (1728) имели огромный успех и открыли перед Шарденом двери в Королевскую академию, куда он был принят в качестве «живописца цветов, плодов и характерных сюжетов». Ранним работам Ш. свойственны декоративная эффектность, внешняя занимательность. Отечноелицо пожилого близорукого человекапередано без всякой идеализации. Ни проникновенный лиризм Ватто, ни изысканная декоративность Буше не прошли мимо него бесследно: ни на минуту не теряя самобытности своего «я», он не забывает и о творческом опыте своих современников и предшественников. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии.
Такую «рекламу» с парижской разношерстной толпой, глазеющей на раненого, которому хирург, разумеется, оказывает квалифицированную помощь, Шарден и написал. Первой же по-настоящему прославившей Шардена работой была уличная вывеска. «Дама, запечатывающая письмо» (1732), Шарден создает лучшие жанровые композиции, «Женщина, чистящая овощи» (1738), «Карточный домик» «Прачка» (около 1737), (около 1737), «Рукодельница», «Вернувшаяся с рынка» (1739), «Гувернантка» (1739), «Трудолюбивая мать» (1740), «Молитва перед обедом» (1744) – впервые во французском искусстве отобразившие абсолютно новый мир – жизнь третьего сословия. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах художник Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены в 1728 году, в период расцвета рококо.
Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. В 1770-х годах Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия. Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Живописное мастерство художника совершенствуется с годами.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. Французский художник, мастер бытового жанра. Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы.
Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. Ранним работам Шардена свойственны декоративная эффектность и сюжетная занимательность, но к 1730-м годам Шарден вырабатывает собственную манеру, отличающуюся благородной сдержанностью, ясностью и простотой стиля. К школе помпезной и ходульной исторической живописи Шарден был глубоко равнодушен. Натюрморт был любимым жанром Шардена. Сын столяра. Серьезную сосредоточенность в занятиях каким-либо делом (чтением игрой в карты или в школу, пусканием мыльных пузырей, рисованием, написанием письма) призваны акцентировать и предметы, окружающие модель в жанровых портретах (Карточный домик, 1741, Юная учительница, ок.
Выставленные на ней натюрморты были выполнены в духе фламандских мастеров XVII в. Благодаря этим работам, среди которых были знаменитые «»). В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», около 1737 «Молитва перед обедом», 1744, обе картины – Санкт-Петербург, Эрмитаж). В последние годы жизни Шарден обратился к пастели и создал несколько великолепных портретов (в том числе «Автопортрет», 1775), в которых проявил присущую ему эмоциональную тонкость, но также способность к психологическому анализу.
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием. Микеланджело был на двадцать три годамоложе Леонардо и пережил его на сорокпять лет. Ученик П. -Ж. Жанровая сценка своей занимательностью привлекла зрителей, увидевших ее на выставке. Каза, Н. Н. Персонажи его жанровых сцен свободно и естественно размещаются в пространстве.
Здесь царят здоровые нравственные устои. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность.
Мелодичное единое тональное звучание цветов в таких шедеврах Шардена, как «Натюрморт с трубкой» (1737, Париж, Лувр) или «Разрезанная дыня» (1760, Париж, частное собрание) поражает мягкостью и разнообразием.
К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Ученик Пьера-Жака Каза и Ноэля Куапеля. В молодости помогая Куапелю исполнять аксессуары в его картинах, приобрёл необычайное искусство изображать неодушевленные предметы всякого рода и решился посвятить себя исключительно их воспроизведению. Это произошло во многом благодаря парижской «выставке дебютантов», которая проходила на площади Дофина. Картина«Возвращение с рынка»— она перед вами — свидетельствует об этом. Затем молодой художник поступил в парижскую Академию св.
Позже был принят в Академию, как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Нет никаких свидетельств о том, что он вообще бывал за пределами французской столицы. Этот период и связанное с ним мощное движение мысли получили название Просвещения. На этом пути ихподстерегали опасности – ведь художник, намеренно «исправляющий» природу, легковпадает в манерность и монотонность. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе.
Учителями художника были Пьер Жак Каз (1676-1754) и Ноэль Никола Куапель (1690-1734). В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). С 1650-х годов в творчестве Пуссена усиливается этико-философский пафос. Словно сжимаяее со всех сторон и удерживая в своихпределах мощное движение фигуры. Здесь царят здоровые нравственные устои.
Непритязательные, лишенные нарочитой эффектности картины живописца показывали красоту простых вещей, наделенных собственной жизнью и как бы ведущих неторопливый разговор со зрителем («Медный бак», 1734). Работа с натуры была основой его творчества. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.
Уже в сентябре его кандидатура была принята и он был занесён в списки как «изобразитель цветов, плодов и жанровых сцен». Леонардо и Микеланджело, другой – навосемь, внедряли в искусство новыекритерии. Шарден и сам не мог похвастаться знатностью происхождения. Шапиро.
В 1765 году художника избирают также членом Руанской академии. Но под его кистью словнопредстали воочию вдохновенные силыбожественного созидания. В мастерской Ноэля Никола Куапеля Жан-Батист помогал исполнять аксессуары в его картинах, он приобрел необычайное искусство изображать всякого рода неодушевленные предметы. И каждый созданный художником детский портрет является как бы фрагментом бытовой сцены.
Отказавшись от казначейских дел в Академии, он решил остаток сил отдать живописи. Несомненно, мир ими творимый, предельно достоверный по деталям, а в целом — чуть преображенный, фантастический, был для Шардена источником вдохновения и школой мастерства. Творчество Ш. знаменует собой расцвет реализма 18 в. Их расположение непринужденно и свободно, но в нем есть строгая закономерность и гармония.
Чрезвычайно популярный при жизни, Шарден умер в нужде и безвестности. Сильные мира сего от Людовика ХV до Екатерины II с удовольствием давали Шардену заказы на картины, но настоящее признание он получил за то, что воспевал достоинства и благодетели «третьего сословия».
Вновь он женится только в 1744 году. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена – «Скат» и «Буфет» (оба – 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств. В результате интриг со стороны недругов здоровье художника было подорвано. Ради эксперимента. Впервые он выставил несколько своих работ на выставке молодых художников в 1728 году. Жан Батист Симеон Шарден родился 2 ноября 1699 г. в Париже в семье краснодеревщика. Мастер вынужден был продать свой дом.
После долгой болезни Шарден умирает 6 декабря 1779 года. 1740, оба – Вашингтон, Национальная галерея искусства «Мальчик с волчком» (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. С 1730-х годов Шарден обратился к написанию бытовых сцен и жанрового типа портрета, создав в период 1730 – 1740-х годов многие свои лучшие полотна: «Возвращение с рынка» (1739, Париж, Лувр), «Гувернантка» (1738, Оттава, Национальная галерея), «Кухарка (Женщина, чистящая овощи)» (1738, Вашингтон, Национальная галерея искусства), «Трудолюбивая мать», «Молитва перед обедом» (оба – 1740, Париж, Лувр). Куапеля, Ж. Б. Наконец, воздух, с егоголубоватосерым тоном, окутываетвсе предметы.
Влажный воздух смягчает контуры, связывает формы с окружающей средой. Жан-Батист Симеон Шарден, французский художник, один из известнейших художников 18столетия и один из лучших колористов в истории живописи, прославившийся своими работами в области натюрморта и жанровой живописиродился в Париже 2 ноября 1699. Вскоре у них родится сын Пьер, впоследствии ставший художником, а в 1733 году – дочь. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Она ничего не дала ему. Пользуются красками, а пишут чувством», раскрывают его глубокое эмоциональное постижение образа (человека или предмета). «Рукодельница» и «Прачка», «Вернувшаяся с рынка» и «Трудолюбивая мать», «Мойщица посуды» и «Женщина, чистящая овощи» – все они вызывают у Шардена не только жадный интерес художника, но и живую человеческую симпатию.
Рафаэль Санти известный теперь миру как просто Рафаэль (1483 – 1520), подавал большие надежды ещебудучи учеником Перуджино (1446 – 1523), ведущей фигуры умбрийской школы.
Лувр, Париж. – однажды заметит Шарден своему оппоненту. Но прямое подражание классическому искусству внушало отвращение Дидро. С 1737 года Шарден становится постоянным участником парижских Салонов. Основой шарденовской палитры является серебристо-серый тон.
Подбор предметов в каждом полотне обусловлен колористическими задачами, но кроме этого он несет в себе всегда и глубокий внутренний смысл, поэтизируя в равной степени мир простых повседневных занятий, подобно «кухонным» натюрмортам или придавая вещам аллегорическое звучание, в их повествовании об интеллектуальных склонностях человека века Просвещения (Атрибуты науки, 1731, Париж, Музей Жакмар-Андре). В своих натюрмортах художник не любит пышных и декоративно перегруженных композиций. Обычно Шарден обозначает только мотив, дающий внешний повод к работе кисти и воображения. 1740, оба — Вашингтон, Национальная галерея искусства Мальчик с волчком (1738, Париж, Лувр), Шарден особенно любил изображать детей, в образах которых его привлекали внутренняя живость и непосредственность. В 1724 году он приобрел почетное звание члена этой Академии. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. Эта поэтическая атмосфера самых будничных сцен особенно замечательна.
1740-е годы -- время расцвета жанровой живописи Шардена. Все это придает детским образам Шардена большое лирическое обаяние. Картина так поразилаНикола де Ларжильера, почётного члена французской Академии живописи и скульптуры, что он предложил молодому художнику выставить свои произведения в стенах академии. К этому замыслуотносится сновауходят в землю. Когдасмотришь подряд большое количество егоработ их однообразие кажется утомительным. Пушкина.
Ванлоо, привлекший Шардена к работам по реставрации фресок во дворце Фонтенбло. Современник таких выдающихся мыслитетлей как Вольтер, Ж. Ж. Руссо, Ш. Монтескье, Д. Дидро, Шарден черпал вдохновение не в передовых идеях современности, а в патриархальных семейных устоях так называемого «третьего сословия», к которому принадлежал сам. Высказывание Сезанна (от 27 июня 1904 года) относительно свободы, с какой Шарден использовал плоскости для изображения носа, может быть, не сразу понято, но оно хорошо раскрывает близость творческих установок этих двух мастеров. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Но на путь академического искусства Шарден так и не встал. Шапиро.
После 1733 он обратился также к жанровым композициям. «Первое впечатление от автопортрета –ощущение необычности. Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы. Обращаясь к сюжетам античной истории, уподобляя библейских и евангельских персонажей героям классической древности, художник добивался полноты образного звучания, ясной гармонии целого (Отдых на пути в Египет, 1658, Эрмитаж, Санкт-Петербург Великодушие Сципиона, 1653, ГМИИ, Москва).
С 1620-х годов художник Никола Пуссен создавал картины высокого гражданственного звучания, заложившие основы классицизма в европейской живописи (картина Смерть Германика, 1626-1627 годы, Институт искусства, Миннеаполис), поэтические композиции на литературные и мифологические темы, отмеченные возвышенным строем образов, эмоциональностью интенсивного, мягко сгармонизированного колорита (Ринальдо и Армида, 1625-1627, Государственный музей изобразительных искусств, Москва Танкред и Эрминия, 1630-е годы, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Парнас, 1630-1635, Прадо, Мадрид). К этому времени он уже был известен как мастер натюрморта. Чтобы справитьсяс наплывом заказов, он нуждался в большомколичестве учеников. Несмотря на преклонный возраст и болезнь, . Несчастья в личной жизни не отразились на творчестве художника.
Благодаря этому зритель вовлекается в сферу видения натуры художником, одухотворенный его чувством. Шардену принадлежит целый ряд натюрмортовподобного рода, таких как «Атрибутмузыки». В 1731 г. Шарден женился на дочери купца Маргарите Сентар. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей).
Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. Эта вывеска — единственная уступка Шардена общепринятому тогда представлению о сюжете. Большое место в творчестве художника занимают образы детей. Отмечая колористический дар Шардена, Дидро писал: «О, Шарден.
Хотя я и служил тремпапам, это было вынужденно». Он рано стал известен парижской публике как превосходный мастер натюрморта. «Шарманка и птицы» (около 1751), «Десерт» (1763), «Кухонный стол», «Медный бак», «Трубки и кувшин», «Натюрморт с атрибутами искусств» (1766), «Корзина с персиками» (1768) в – особенности с пятидесятых годов, Огромное место в творчестве Шардена, «Надрезанный лимон» (около 1760), занимает натюрморт. Во время обучения в мастерских известных живописцев (где, возможно, он был просто помощником) П. Ж. «Первое впечатление от автопортрета – ощущение необычности. Таким образом, Шарден кистью будто ткал полотно картины.
Эрмитажное полотно (1766) было исполнено Шарденом по заказу Екатерины II для Академии художеств, но осталось в апартаментах императрицы. Шарден не получил академического образования. Одним из его учителей стал художник Ж. -Б. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены.
Сюжет картины несложен: молодая девушка учит ребенка чтению. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. «Натюрморт с атрибутами искусства» в какой-то мере «автобиографичен» : на длинном столе изображены вещи, связанные с трудом художника. Были отмечены и два ранних натюрморта Шардена — Скат и Буфет (оба — 1728, Париж, Лувр), за которые он в 1728 году был принят в члены парижской Королевской академии художеств.
Наконец, воздух, с его голубовато-серым тоном, окутывает все предметы.