Музей Рене Магритта работает: вторник-воскресенье с 10 утра до 5 вечера, в среду с 10 утра до 8 вечера. Рене Магритт сыграл важную роль в развитии сюрреализма, а его работы продолжают будоражить сознание все новых и новых поколений. И не случайно темой моей курсовой работы является анализ творчество именно Рене Магритта. Сюжеты-фантазии, химерные образы из глубин подсознания иррациональность творческого акта и увлечение теорией психоанализа Фрейда – все то, что так увлекало сюрреалистов было чуждо Рене Магритту, чьи работы признаны классикой стиля.
Рене Магритт в своих работах всегда четко проводил черту между субъективным образом и настоящей действительностью. Одна из самых известных работ Рене Магритта.
Смерти матери исследователи творчества художника придают очень важное значение, объясняя отроческой психической травмой заслоненность лиц (птицей, букетом фиалок, но чаще всего — косынкой, полотенцем или полотном) на большинстве его портретов: когда Регину Магритт вытащили на берег, ее лицо было обмотано ночной сорочкой. Расцвет Сильвестра пришелся на эпоху, когда в телевизионных программах по искусству нередко звучали серьезные разговоры об эстетике (а ведущим даже позволялось курить в эфире). Не один раз, постоянно: в одном параграфе шесть идущих подряд предположений предварены шестью последовательными «вероятно». Такие картины, как «Охотники на краю ночи», которая захватывает и возбуждает чистейший страх или монументальные «Титанические дни» (которые Сильвестр блестяще связывает с храмом Зевса в Олимпии), где самый жуткий образ— крошечная прореха в манжете нападающего мужчины в том месте, где сходятся женские ноги, — знак того, как невытеснимо этот мужчина присутствует в телесном пространстве женщины или монументальный кондитерский образ «На пороге свободы» или изысканно чувственная картина «Вечно очевидное» (1930)— пять отдельно обрамленных и собранных в вертикальную композицию изображений частей женского обнаженного тела, — которую Сильвестр уместно установил в отдельной комнате «Хейуорда», как какой-нибудь фламандский полиптих в потайном боковом приделе. В 1964 году проходит его грандиозная выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке, на которой он получает «официальное прощение» от «идеолога сюрреализма» Андре Бретона: «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам». В 1967 году Рене Магритт умирает от рака поджелудочной железы, оставив недописанной новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света».
Под маской никто не может разглядеть твоего лица, проникнуть в твою душу. Это всегда тайна". За три года Магритт тесно сблизился с Максом Эрнстом, Дали, Луи Бунюэлем и особенно с Полем Элюаром. Однажды она убежала из дома и не возвращалась в течение нескольких дней.
«Я всегда считал Магритта художником воображаемого, мастером, стоящим где-то на уровне Джорджоне», – так отзывался о художнике британский критик Герберт Рид. Вникая в тонкие и запутанные отношения между самоубийством матери Магритта, утопившейся в реке, тем, как об этом ему сообщили и тем, как он сообщал это остальным, вникая в воздействие, которое это событие могло оказать и в последующее появление на его картинах закутанных и обнаженных женских фигур, Сильвестр справедливо предупреждал свои замечания словом «вероятно». В своих произведениях Рене Магритт воссоздавал фантазии и сновидения. Рене Магритт скончался 15 августа 1967 года от рака поджелудочной железы. О его влиянии на собственные работы говорили Джон Балдессари, Энди Уорхолл, Джаспер Джонс, Эд Руша и многие другие представители современного искусства.
Это трагическое событие не могло не оказать влияние на мальчика. Художник, тесно сотрудничающий с сюрреалистами, всегда просил называть его «магическим реалистом». «Искусство живописи казалось мне тогда каким-то колдовством, а художник — человеком, наделенным волшебной силой» – признавался он. Магритт утверждал: «Искусство изображения — это искусство мышления, призванное подчеркнуть важность человеческой способности видеть Искусство изображения имеет целью с помощью чисто визуального восприятия внешнего мира и с помощью одного лишь зрения усовершенствовать зримое».
Семья Магриттов переезжала с места на место. Последняя фраза его монографии 1992 года идеально описывает эффект, который по-прежнему производят на нас самые сильные произведения Магритта: «некий трепет, который испытываешь в момент затмения». Возможно, реакцией на переживания войны является его отход в 40-е годы от принципов сюрреализма и «штамповка» картин a la Ренуар.
Вот комментарий художника к своей картине "Рамки жизни" (1934): "Перед окном, которое мы видим изнутри комнаты, я поместил картину изображающую как раз ту часть ландшафта, которую она закрывает. Яркий пример – работа Вероломство образов. Дом на берегу небольшого озера прячется в тени раскидистых деревьев.
– Настаивал он. В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Конечно, помешает: самые трогательные работы Магритта, пожалуй, это серия посткубистких ню, которые он написал в 1922–1923 годах. Вместе с художником Полем Дельво Магритт возглавляет течение бельгийского сюрреализма. Через три года Магритт сблизился с Пьером Буржуа и Пьером Луи Флуке, который чуть позже начал издавать «Журнал поэтов».
Говорят, что даже его мастерская не походила на типичную студию живописца. Картина «Заблудившийся жокей» (1926) становится для него пропуском в сюрреалистическую элиту. Защита эстетики. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика. Как никто другой, этот художник любит соединять несоединимое, вводить в свои картины детали, так резко контрастирующие друг с другом, что зритель сначала испытывает легкий шок, но зато потом разум его начинает работать вдвойне интенсивнее, пытаясь найти решение предложенной шарады. Сам Магритт так сказал о ней: «Я соединил в «Империи света» разные понятия, а именно – ночной пейзаж и небо во всей красе дневного света. В период с 1932 по 1945 гг.
Никакая виртуозность кисти иточность наблюдения неспособны, поМагритту, «словить» наполотне реальный физический объект. Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположныхстремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Комната превращается в некий "микрокосм", замкнутый, стиснутый, несмотря на небо с плывущими по нему облаками вместо стен. Магритт три раза вступал в Коммунистическую партии Бельгии и каждый раз бросал её.
Копаться в глубинах подсознания и выуживать оттуда образы для картин он считал неприемлемым, как и попытки объяснить произведение искусства с точки зрения психоанализа. Иконография художника стала источником вдохновения для таких режиссёров, как Жан-Люк Годар, Бернардо Бертолуччи, Ален Роб-Грийе, Терри Гиллиам, Николас Роуг.
НетоМагритт. Паунд жаловался Элиоту, что первый вариант «Бесплодной земли» оказался «слишком запредельно вероятностным». Магритт выстраивал сюжет своих полотен на игре контрастов.
Его картины называют ребусами, загадками. В 1940-х годах Магритт попытался изменить свой стиль живописи.
«Торжествующая поэзия вытеснила шаблонные приёмы живописи – описывал Рене своё первое впечатление, – Это было новое зрение, вооружившись которым зритель видел отражение собственного одиночества и слышал безмолвие мира». Зачастую он самостоятельно объяснял свои работы, однако одну из них – знаменитых «Влюблённых» – оставил без комментариев. Безусловно, это неуютный образ, одновременно изысканный и мрачный.
Близкий друг Магритта, Луи Скутенер (автор монографии о художнике и центральная фигура в бельгийском сюрреализме) собрал коллекцию фотографий Рене и в 1976 году представил на выставке «Верность изображений». Магритт создает картины-ребусы, в частности, «Ключ мечты», «Предательство картин», «Родство душ», «Фальшивое зеркало» и т. п. Магритту эти веяния были противны и в результате он стал открещиваться от ярлыка «сюрреалиста». Странный пейзаж открывается из разбитого окна. В 1947 году он серьёзно поссорился с Бретоном – тот «отлучил» его от сюрреализма, резко осудив картину «Пожиратели птиц» за чрезмерный натурализм. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком, а иногда – как, например, на картине High Society (1962) (может быть переведено, как Высокое общество – прим.
Благодаря четкости и лаконизму поэтических метаморфоз картины Магритта стали популярнейшими (наряду с произведениями С. Дали) образцами сюрреализма Рене Магритт умер 15 августа 1967 года в Брюсселе в возрасте 69 лет. Во время германской оккупации Бельгии во время Второй мировой войны Магритт сменяет цветовую гамму и стилистику своих картин, приближаясь к стилистике Ренуара: художник считал важным взбодрить людей и вселить в них надежду. Настоле перед художником — яйцо, ана холсте намольберте — ужептица. Возможно, сам психоанализ – лучшая тема для психоаналитика».
Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины Женщина, Голубое кино, Платье приключения и др. ). Одним словом так, что бы можно было сказать: гениально (оставим лишний стыд). Я принялся рисовать стаканы один за другим (три наброска), всякий раз со штрихом поперек (набросок). Его вдохновляют картины Пикассо, Кирико и Брака. Волю своей фантазии он давал только в искусстве, держась в стороне от богемы и ведя неприметную жизнь простого обывателя – примерного семьянина и однолюба.
Слева на столе мы видим изображение гнезда и трёх яиц – символика Триединства. Таким образом, дерево на картине заслоняет дерево, стоящее за ним снаружи. Однажды, выслушав комментарии по поводу своей картины «Красная модель» и услышав, что в ней якобы присутствуют указания на комплекс кастрации, Магритт решил нарочно сделать рисунок «по всем правилам» психоанализа и представить её на суд сюрреалистов. Или— надругой его знаменитой картине— художник рисовал яйцо, аполучалась птица.
Так и не известно – это вода набросила на нее шаль или мать не хотела, чтобы живые потом видели ее лица. Но при таком понимании искусство сводится к частному, так сказать, "лечебному" фактору.
В ленте «Таксандрия» Рауля Сервэ к работам художника отсылают фоны и костюмы. Это всегда тайна. Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года. Защита эстетики». Он получил ряд серьёзных заказов на монументальные работы: расписал казино Кнокк-Ле Зути, выполнил панно во Дворце изящных искусств и брюссельском Конгресс-центре.
Сильвестр со вниманием относится к обоим этим периодам и справедливо замечает, что если они и демонстрируют нестандартные колебания стиля (которые коллеги и друзья Магритта ненавидели), они не противоречат «его общему отношению к стилю. «Во всем, что сделал Магритт присутствует то, что Аполлинер назвал «поистине здоровым человеческим разумом», присущим лишь самым великим поэтам», – заявил поэт. Казалось бы, мир, созданный художником, статичен и прочен, но всегда в обыденное вторгается ирреальное, разрушающее этот привычный мир (обычное яблоко в комнате, разрастаясь, вытесняет людей или из камина на полном ходу выскакивает паровоз – «Пронзенное время», 1939). ред. ). Но и тебе не дано ничего увидеть.
В 14 лет лишился матери, которая утонула (согласно другой версии — утопилась). Перед нами порыв, когда влюбленные сливаются в поцелуе. В это же время, как и чуть раньше, Магритт не раз обращался к необычным, порой даже изысканным женским образам (картины «Женщина», «Голубое кино», «Платье приключения» и др. ). Особенно популярна картина «Вероломство образов», на которой изображена курительная трубка с подписью «Это не трубка». Довольно странно после такого утверждения пытаться хоть как-то разложить по полочкам, что именно хотел сказать, сделать или получить Рене Магритт, автор цитаты, художник, по-видимому, единственный сюрреалист в своем роде. И, как только избавился от долгосрочного контракта с бельгийской галереей Сенто, основал вместе с братом собственное рекламное агентство, которое в итоге принесло ему твердый доход и возможность посвятить себя полностью той живописи, которой он хотел заниматься, не слушая мнения критиков и не оглядываясь на моду – тем, что можно назвать «поэзия обыденной жизни».
Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать". ВПариже Магритта непоказывали инеочень ценили. Вот таким образом неудивительно, что сюрреализм развивался в двух концептуально разных направлениях.
В 1927 году устраивает свою первую выставку. А когда художник говорит своему коллеге-сюрреалисту Полю Нуже в ноябре 1928 года, что его цель— создавать «картины, которые заставят глаз думать абсолютно иным способом, чем обычный глаз», нет смысла сомневаться в том, что если «заставлять глаз думать», это помешает «заставлять сердце чувствовать». Согласно легенде, незадолго до смерти он произнёс такие слова: «Я так и не понял причины, по которой мы живём и умираем». После выставки Бретон официально простил «отступника». Париж надоедает и супруги возвращаются на родину, в Брюссель.
В 1926 году перешел на работу в галерею Сенто, заключив контракт. В "Освобождении" символика цвета применена для выражения сложных ассоциаций. С декабря 1920 и по сентябрь 1921 года Магритт служил в бельгийской пехоте. Художник в ответ написал манифест «Сюрреализм в полном солнечном свете», в котором выступил с резкой критикой движения. Как бы то ни было, после войны дела Магритта пошли в гору.
Его похоронили на Схарбекском кладбище. Рядом – несколько женских торсов, вырастающих друг из друга (символ чувственности). Но будучи помещенным в несвойственную им среду, вызывают у зрителя то чувство, к которому стремился привести его Магритт: «Меня не интересует сама живопись а только тот эффект, который она производит – неудобство, беспокойство, отказ от обычного взгляда на привычные предметы». В этом состояла ошибочность подхода теоретиков сюрреализма к произведениям искусства. «Сюрреализм Магрита» — интеллектуальная игра, в которой раскрываются проблематичные свойства зрительного восприятия и иллюзорного изображения на плоскости. Разочарованный и подавленный, Рене в том же году перебрался во Францию, обосновавшись в парижском предместье. Художник "бросает" ему название картины (оно обычно появлялось после того, как работа была завершена).
Собственно, в этом смысле жизнь Магритта и он сам – как раз такое кукушкино яйцо, банальная штуковина, подброшенная в чуждое ему гнездо богемной художественной жизни, которое обычно принято считать естественной средой обитания гениев, профессионалов и вообще творческих людей. На картине "Фальшивое зеркало" (1929), выразившей мировоззренческое кредо художника, всё пространство занимает изображение громадного глаза. Специальный интерес художника к психологическим и гносеологическим проблемам проявился в присущей его живописи игре отражений, в сопоставлении образов явных и скрытых, в символике зеркала, глаза, окна, сцены и занавеса, картины в картине («Человеческий удел», 1933, Вашингтон, Национальная галерея «Недопустимое воспроизведение», 1937, Роттердам, Музей Бойманс ван Бейнинген «Прогулка Евклида», 1955, Миннеаполис, Институт искусств). Так или иначе, но женитьба, очевидно, явилась главным спасением Магритта от уныния.
Скоро я сообразил, что этот предмет мог бы очень заинтересовать Гегеля (он тоже гений), ведь мой предмет соединяет в себе два противоположных стремления: не хочет воды (отталкивает ее) и хочет воды (подхватывает ее). Параллельно художник сотрудничает с левой газетой «Глас народа», выступая под псевдонимом «Ф. Берже». В 1926 году Магритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода. Будущий художник жил тогда в Шарлеруа, маленьком промышленном городе Бельгии.
Художник объяснял, что образ предмета и сам предмет – суть разные вещи. Опять-таки это не бог весть какое умение: я знаю человека, который не может проехать мимо пасущихся на лужайке овец, не пробормотав «ужин» и не вообразив тарелку с бараньими ребрышками, но он утверждает, что им руководит голод, а не Магритт. —Прим. ред. )— ивел совсем небогемный образ жизни. В 1947 году на «отступника» обрушивается Бретон и отлучает Магритта от сюрреалистического движения. Для них это была любовь с первого взгляда. В 1943 году Марсель Марийен написал и издал первую книгу о творчестве Магритта. Все они вызывали различные эмоции у разных людей.
Когда женщину вытащили на берег, её лицо было обмотано ночной сорочкой. Проблема с художником «идей» в отличие от, скажем, буржуазного эстета, каких Магритт не выносил на дух, в том, что любая неблестящая идея на холсте выглядит менее защищенной, чем неблестящий «эстетический» набросок. Эта тревога не оставит до тех пор, пока не станет вдруг ясно – небо, вот в чем дело. И как тут не вспомнить евангельские слова: «И познаете истину и истина сделает вас свободными» (Ин. Нельзя сказать, что это выдающийся концептуальный прорыв.
Похоронен на Схарбекском кладбище. В итоге полученные впечатления подтолкнули тридцатилетнего пастыря к занятиям живописью. Но эта система, эта безжалостная система, произвела несколько работ, которым мы легко можем приписать бессмысленный эпитет «великие»: образы, которые лишают зрителя самообладания, покоя, уверенности работы, в которых, как Магритт писал про де Кирико, «зритель может осознать собственное одиночество и услышать тишину мира». Полотна, написанные сюрреалистами, не могли быть порождением ни добра, ни зла.
На Магритта творчество старого мастера тоже имело плодотворное влияние. Если послевоенный фовистский или «коровий» период был, как считает Сильвестр, пощечиной парижскому рынку искусства, возможно импрессионистский период Магритта оказался его пощечиной себе самому. Магритт оказал очень сильное влияние на развитие этого направления, хотя сам это отрицал. Но при этом и так, что бы он не был особо причудлив, произволен или незначителен.
В 1922 году женится на Жоржетт Берже. В 1964 году в Музее современного искусства в Нью-Йорке прошла масштабная персональная выставка Магритта, несмотря на то, что в 50-е в результате политики маккартизма его работы были изъяты из экспозиций американских музеев как «прокоммунистические». Общее количество присутствующих экспозиций в музее – около 200 творений. "Личное" гипертрофируется до чудовищных размеров.
Ведь яблоко можно съесть, трубку набить табаком. Это пример одного из возможных толкований многозначных метафор Магритта. ред. ) – художник обозначал лишь контур мужчины в котелке, наполняя его облаками и листвой. В 1935 пишет знаковую работу «Сотворение человека». Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. В1927 годуустраивает свою первую выставку. В целом, детство и юность Рене были мрачными, хотя и небедными. Будену надоело быть художником камерных пляжных сцен с многофигурными группами.
Изображение яблока, курительной трубки – это только образы, но не сами предметы. Человек в котелке – это господин Посредственность при всей своей анонимности. Картины Магритта основаны на эффекте отстранения вещей от их привычного смысла. Странный ночной пейзаж блестит под освещенными дневным светом небесами (Империя света, 1954). Цель Магритта, по его собственному признанию, – заставить зрителя задуматься. Жизнь была тяжёлой.
Работы художника были негативно встречены критикой. Названия картин Рене Магритта и их связь с изображением – тема для отдельного изучения. Это название как нельзя точно характеризует его «варварски» (по выражению Бретона) натуралистичные картины, всегда строго подчинённые определённому замыслу. Мы видим его вне нас и в то же самое время видим его представление внутри себя.
С 1926 по 1930 год он жил там, написав, например, знаменитое в будущем полотно «Это не трубка», на которой, собственно и была изображена трубка. В конечном счете первый и последний шаг, сделанный Магриттом в «Избирательном сродстве», заключается в том, что вместо птицы в клетке он написал яйцо в клетке. Делалось это намеренно. Художник блистательно умел «режиссировать» их чувствами. Накухне Магритт чаще всего иработал, так как это было самое теплое пространство вдоме. Отслужив год, Магритт нанялся на фабрику бумажной продукции Петера Лакруа, где занимался рисованием узоров для обоев. Рене Магритт родился в Лессине (Бельгия) в семье портного и модистки.
После сотого или стопятидесятогорисунка штрих стал несколько шире (набросок). Но для изображения слепоты было бы достаточно закрытых глаз. Известен цикл работ художника, в которых он под обычными предметами пишет: это не он. Два года Магритт проучился в Королевской Академии Изящных Искусств в Брюсселе, которую покинул в 1918 году.
Так появилось «Избирательное сродство» 1933 года. По сей день военный или как его ещё называют «солнечный» период бельгийца остаётся мало изученным и не вызывает особенного интереса. К 1925 году Магритт приобрёл определённую известность, сблизился с дадаистами, стал сотрудничать со многими журналами и даже издавать свой собственный – «Эзопаж» (франц. Мастер цвета, Магритт пользутся им скупо, экономно. После Второй мировой войны Магритт начал публиковать статьи в разных газетах, в частности в газете «Красное знамя». Это искусный и дерзкий образ, который при первом знакомстве вызывает чистую радость.
Повторить это можно очень легко». Что автор хочет этим сказать. Онмало путешествовал, вообще нелюбил перемены ичасто повторял одни итеже сюжеты.
Наиболее известные картины изображающие незнакомца – Голконда (1953) и, конечно, Сын человеческий (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Картины Магритта 1943-44 годов отличаются яркостью и насыщенностью красок. Если ответ напрашивается во всей ясности, то связь между двумя предметами налаживается». Он охотно принимал характеристику – магический реалист.
Творческий беспорядок – это не о педантичном Магритте. Его также прославляли как лучшего организатора экспозиционного пространства и в 1992 году он представил работы Магритта в залах лондонской галереи «Хейуорд» так же разумно и умело, как делал это в печати. На родине он создает цикл картин, которые впоследствии принесут ему мировую славу: «Портрет», «Изнасилование», «Удел человеческий», «Чёрная магия». В качестве модели часто выступала его супруга Жоржетта.
Он говорил, что, если зритель хочет тьмы и паники, сюрреалисты могут сворачивать палатки перед наступлением нацизма он говорил: «Вопреки общему пессимизму, я выступаю за поиск радости и удовольствия» и, наконец (в письме Элюару 1941 года), что он хочет «использовать светлую сторону жизни. Но способен ли он «выдержать экзамен». Одна изних— про яйцо иптицу. На фестивале Glastonbury 2014 прошёл спектакль российского театра ЧёрноеНебоБелое под названием «Magritte RGB». Магритт оставил несколько объяснений своего радостного ренуарства. Такие картины оправдывают метод. Рене Магритт предупреждает о хрупкости мира. «Я хочу живой любви, невозможной и двусмысленной» — сказал однажды Магритт и, как это ни странно, получил ее: любовь одной женщины к одному мужчине и наоборот без детей, без отвлекающих факторов, без желания или необходимости что-либо менять в этих отношениях.
У Магритта не могло быть летописца— и, следовательно, защитника— лучше, чем Дэвид Сильвестр (1924–2001), который писал о художнике на протяжении четырех десятилетий и столько же времени потратил на составление каталога-резоне его работ. И если все вокруг — это иллюзия, то художник — настоящий иллюзионист. Другой частый мотив – хрупкое стеклянное окно. Детство и юность провел в провинциальном городке Шарлеруа. Большую часть своей жизни онпровел совсем просто: вего доме вБрюсселе поадресу Esseghemstraat, 135 (сейчас там устроен его дом-музей), небыло даже ванной— онсоорудил еенакухне для своей жены Жоржетты. Помимо прочего, Магритта можно считать одним самых психоаналитических художников своего времени— унего есть, например, картина сточным изображением насилия, «LAube desarmee», — нонамного важнее для истории искусства то, что Магритт одним первых (если непервым) поместил слово вплоскость картины. При беглом взгляде она кажется простой и даже непритязательной.
Уже серия работ конца1920-х — начала1930-х годов, где элементарная картинка сопровождается противоречащей ей надписью, демонстрирует условно-знаковый характер визуального образа («Пустая маска», 1928, Дюссельдорф, Художественное собрание земли Северный Рaйн-Вестфалия «Предательство образов», 1928-1929, Лос-Анджелес, Музей искусств «Ключ к сновидениям», 1930, Париж, частное собрание). На картине "Безумие величия" (1948) на каменном парапете на фоне бескрайнего лазурного моря изображена догорающая свеча – как символ бренности человеческой жизни. Магритт придавал названию решающую роль в восприятии картины.
А есть еще импрессионизм военного периода, который Сильвестр называет «солнечный сюрреализм». Сильвестр превратил нелепый и скучный интерьер «Хейуорда» в великолепный фон: мрачные бетонные стены, странные коридоры, тесные закоулки и неуместные лестницы преобразились в какое-то монструозное подобие магриттовского мозга. 8:32). Магритт мастерски создавал контраст между прекрасно выписанными странными сочетаниями ирреальных предметов и естественным окружением, с этой целью художник активно использовал в своих картинах символы зеркал, глаз, окон (Фальшивое зеркало, 1935 Ключ к пространству, 1936 Прекрасный мир, 1962).
В ряде полотен сюрреалистический абсурд возникает как следствие буквального перевода словесных метафор в зримый образ («Любовники», 1926, Брюссель, частное собрание «Искусство разговора», 1950, частное собрание). Это так странно— особенно нафоне Пикассо, каждый новый этап втворчестве которого вызывал большое внимание. А разве любовь — это не слепота.
В начале 20-х годов появились абстрактные картины Магритта, которые как бы иллюстрировали его теоретические выводы. Но при этом не стоит думать, что только это событие оказало на него влияние. Вот таким образом я назвал картину Каникулы Гегеля».
Футуризм, кубизм и дадаизм имели огромное влияние на художника, но в 1923 году Рене Магритт впервые увидел работу Джоржио де Кирико «Песня любви». И это глубокой ночью.
Я думаю ему бы понарвилось или показалось забавным (например во время каникул). Вего творчестве вовремя войны также был отчетливо импрессионистический период, который резко осудили сюрреалисты— иимонпосвятил абсолютно эксцентричную выставку впримитивистском стиле, этот период принято называть vache— «коровьим». Вот почему мастер упорно отказывался именовать себя сюрреалистом.
Первая его выставка в 1927 году была раскритикована. Это всегда тайна. Недавно я получил первые тома английского перевода романов про Мегрэ, написанных соотечественником Магритта, бельгийцем Жоржем Сименоном. Его стали выставлять в мировых столицах – Риме, Лондоне, Париже, Брюсселе и т. д. Он всю жизнь писал картины в столовой и там была идеальная чистота. На ней изображена курительная трубка с надписью: «Это не трубка».
Я тоже ношу котелок, у меня нет особого желания выделяться из массы». «Война научила меня тому, что главное в искусстве – очаровать зрителя. Эта картина подытожила рассуждения художника о взаимосвязи образов и слов.
Действительно, природа его творчества не столько психологическая, сколько философски-поэтическая, порой основанная на парадоксах логики. Для него сюрреализм – кукушкино яйцо в чужом гнезде. Рене Магритт довольно часто комментировал свои картины, но одну из самых загадочных – Влюбленных (1928) – оставил без объяснения, предоставив простор для интерпретаций искусствоведам и поклонникам. В1940-x годах Магрит сделал две попытки изменить свою манеру.
Магритт умер от рака поджелудочной железы 15 августа 1967 года, оставив недописанным новый вариант своей, возможно, самой известной картины «Империя света». Он был старшим из четырёх сыновей. Он вообще всегда отличался от своих коллег-художников. Вообще названия картин играют у Магритта особую роль. Так что это за картина, овладевшая умами людей по всему миру.
Это помогло Магритту определиться с будущим родом занятий. В Академии он подружился с Виктором Сервранксом. Предъявив работу, он получил примерно то же объяснение, что и в предыдущий раз. Вот онразрезал ландшафт начетыре части, чтобы создать пространство для воображения.
«Тело — это присутствие Постороннего во мне, причем Постороннее может выступать в различном облике — камня, дерева или животного, но его никак нельзя назвать чуждым. Именно Пьер Луи Флуке познакомил Магритта с футуризмом и увлек образным экспериментаторством. Под занавес жизни Магритт стал писать картины, отличающиеся фотографической скрупулёзностью: «Битва аргонавтов», «Большая семья», «Империя лихтёров». Интерес к его картинам особенно возрос в 1960-х годах, его творчество повлияло на минимализм, поп-арт и абстрактное искусство. Они стояли перед «Портретом мужчины» (предположительно Карло де Медичи) и экскурсовод сравнил его с фрейдовским портретом Фрэнсиса Бэкона, убежденно добавив: «Конечно, Мантенья в данном случае не стремился к реализму». Только не спрашивайте, как это возможно, – ведь в мире Магритта ничего невозможного нет. А в небе с прекрасными застывшими облаками (у Магритта – символ безвременья) зритель видит голубые "бестелесные" геометрические формы, символизирующие "чистые идеи" и воздушный шар – символ абстрактной "чистой мысли". Проекты Магритта были созвучны и«Новым реалистам» вПариже (предвестники поп-арта.
В римейке киноленты «Афера Томаса Крауна» главный герой ворует и возвращает полиции картину, переодевшись в персонажа Магритта. Если фабрика идей просто выдает готовую продукцию, мы сталкиваемся с проблемой, которую доктор Джонсон ставил в укор «Путешествиям Гулливера»: «Когда один раз подумаешь про больших людей и маленьких людей, всё остальное придумать очень несложно». Его символика чиста и прозрачна, как стёкла окон, которые он так любит изображать. Фильм «Тайное окно» Дэвида Кеппа символически завязан на котелке Магритта. Публике всегда нужны простые и понятные символы. В том же году он создал первую картину в стиле сюрреализм – «Потерянный жокей», а в 1927 году состоялась первая выставка его работ в Брюсселе.
Вот таким образом наизвестном автопортрете «Прорицательность» Магритт программно запечатлевает свой метод, состоящий ввизуализации незримого, отношении кживописи каккколдовству. Ткань, обмотанная вокруг голов, неизбежно вызывает в памяти погибшую мать художника, но также намекает на личные границы: даже слившись в поцелуе, возлюбленные остаются разделены. Если не считать «Влюблённых», художник практически всегда давал картинам, на первый взгляд, не связанные с содержанием названия. Наполу лежал «коврик для бедных»: паркет был покрашен вкрапинку, как это часто делали старые бельгийские семьи.
Однако небо Магритта нельзя перепутать с чьим-то другим – чаще из-за того, что на его картинах оно оказывается отраженным в причудливых зеркалах и огромных глазах, наполняет контуры птиц и вместе с линией горизонта из пейзажа незаметно переходит на мольберт (серия Человеческий удел). Для любого художника было бы большой удачей найти такого здравого ценителя, как Дэвид Сильвестр. И эту силу я называю поэзией». Биографы Магритта считают, что Жоржетт, с которой 15-летний Рене познакомился на ярмарочной карусели в Шарлеруа, не только в качестве супруги, но и физически была единственной женщиной в его жизни, что для многих является дополнительным доказательством «мещанства» художника. Да, но художнику-то надо только посмотреть на яйцо, чтобы преобразить его.
Я никогда не видел выставку, с таким блеском организованную в пространстве. Магритт, однако, скоро, после скандала вокруг «варварской», крайне натуралистической картины «Пожиратели птиц», возвращается к своей привычной манере и вскоре входит в круг самых дорогостоящих авторов современного искусства.
Для них это была любовь с первого взгляда. Тем самым время и пространство освобождаются от того тривиального смысла, которым их наделяет обыденное сознание". Хотя критики приняли её в штыки, она стала пропуском в мир сюрреалистов. Однако пока что они не могли быть вместе.
В то же время он панически боялся преследования из-за своих левых взглядов и связей с компартией – не говоря уже о попадании в ряды «дегенеративных художников». Такой под силу написать любому «традиционному» художнику. Но верно ли это. Придумывать их Магритту зачастую помогали его приятели-литераторы. Маргитт был не исключением из этого правила. Названия его картин— да и весь процесс придумывания названий, которые задумчиво изрекали братья-сюрреалисты, — кажутся слишком продуманными, а то и высокопарными, в то время как его серия «Использование речи» (например, «Это не трубка»), его план «находить новые слова для объектов» кажутся недодуманными или по крайней мере неловкими. Например, для Сальвадора Дали, по его собственному признанию, мир идей Фрейда значил столько же, сколько мир Писания для средневековых художников или мир античной мифологии – для мастеров Ренессанса.
Магритт родился 21 ноября 1898 года в маленьком бельгийском городке Лессине. Позже в местной речушке обнаружили тело утопленницы, ей оказалась Регина. "Ключом" здесь также становится название.
Женившись, Магритт устроился на работу на обойную фабрику Петера Лакруа. Самая популярная трактовка картины – «любовь слепа». Стены гостиной икухни онпокрасил вголубой исалатовый— под стать фону многих своих работ. Считается, что магический реализм как разновидность бельгийского романтизма восходит к искусству великого И. Босха. В картинах живописца Рене Магритта постоянно присутствует ощущение напряженности и таинственности (Компаньоны страха, 1942 Букет слез, 1948 Объяснение, 1954). Опять рекламные работы, Рене и его брат открывают агенство.
Самое удивительное, что позже Рене убеждал своих друзей, что единственное чувство, о котором он вспоминал (или думал, что вспоминал) в связи с этим событием, - гордость при мысли, что оказался достойным сочувствия центром разыгравшейся трагедии3. Ему играючи легко дается «кустарная промышленность»— как это называет Сильвестр— сюрреалистского объекта: причудливые маски и раскрашенные бутылки («редкий старый выдержанный Пикассо»— это стилистическая издевка над снобизмом, общим для коллекционеров вина и коллекционеров предметов искусства). В 1947-48 годах Магритт рисует в провокационном и грубом стиле фовизма. В том же 1926 году Магритт написал «Потерянного жокея» – первую действительно удачную, по его мнению, картину. Естественно, они проанализировали его так же хладнокровно. Его преподавателями были Жисбер Комбаз и Констант Монта.
Она считается самой крупнейшей среди всех тех, которые присутствуют в музеях всего мира. Герберт Рид отмечал: "Магритта отличает строгость форм и отчётливая ясность видения. Они сами стали "личностями" и будто ведут меж собой разговор.
Мы можем, конечно, говорить о настораживающем размере яйца можем задуматься о том, что и яйцо и клетка, в сущности, представляют разные «образы заточения», как выразился Нуже мы можем добавить, что опоры-бильбоке усиливают ощущение заточения (как и серый фон, как и сама рама картины). Может быть, он действительно так думал в тот момент, но когда художник предпочитает «объективность» «субъективности», сам способ выбора может привести к такой же плотной и откровенной субъективности. Голубое небо, по которому весело бегут белые пушистые облака.
Затем удачный контракт с галереей Сенто позволил ему полностью переключиться на живопись. На это же было нацелено и толкование произведений искусства, предложенное Фрейдом. В результате художник сам придумал определение для своего творчества – «магический реализм». В 1946 году он присоединяется к группе бельгийских художников и подписывается под манифестом «Сюрреализм в полном свете». Вот таким образом мы скорее реагируем в духе «А, так он шляпу-котелок называет La Neige», нежели «А, так вот как на самом деле выглядит— или мог бы выглядеть— снег». «Поначалу зонтик стоял внутри стакана, но потом оказался под ним.
Стиль Магритта выражается в несколько «открыточной» манере письма, подчёркнутой сухости и условности его персонажи безличны, причём, зачастую – в прямом смысле этого слова. И вот таким образом он обречен на бесконечную скачку внутри собственной души. Картина называется «Проницательность»: художник видит будущее— тообщее, что есть уяйца иптицы». На картине «Влюбленные» перед нами настоящий поцелуй страсти. В1926 годуМагритт создаёт сюрреалистическую картину «Потерянный жокей», которую считал своей первой удачной картиной такого рода.
На это можно ответить разве что: «Это он сам тебе сказал, дружище. » Сильвестр же, напротив, знал достаточно, чтобы знать, что не всё можно знать. Все как у самого Дали на картинах – жизнь как сон, красочный сон. Фрейдистские взгляды были не просто усвоены многими сюрреалистами – это стало их способом мышления. Художник окончательно разошёлся с фрейдистами.
Именно так мы видим мир. Женившись, Магритт устроился на работу, на обойную фабрику Петера Лакруа. Он изображал и исследовал телесные метаморфозы, связь тела с объектами реального мира.
Последней работой художника стала «Каникулы Гегеля». Семья Магриттов переезжала с места на место. Известный драматург Том Стоппард написал пьесу «После Магритта». Фантазия Магритта всегда следует за логикой, какими бы причудливыми и ирреальными ни казались его образы. В 1912 году его мать утопилась в реке Самбре.
Однако после войны Магритт перестаёт писать в таком «солнечном» стиле и возвращается к образам своих довоенных картин. Таким образом, Магритт снова напоминает зрителю о том, что образ предмета— не сам предмет. В1954-м онвыставил свои работы вСША (11 картин, накоторых были изображены слова. Вот таким образом я назвал картину "Каникулы Гегеля".
В 1923 году Магритт увидел репродукцию работы Джорджо де Кирико «Любовная песнь» и после этого занялся образными экспериментами и всерьёз увлёкся сюрреализмом. В Академии он подружился с Виктором Сервранксом. Именно этот момент стал отправной точкой для развития сюрреалиста Рене Магритта. С кушетки точно так же спадают платье и накидка, но вместо молодой женщины у Магритта в центре сюжета гробы – в одном случае согнутый пополам (Перспектива мадам Рекамье Давида, 1951), а в другом – грациозно сидящий (Перспектива мадам Рекамье Жерара, 1950).
Нет смысла в том, чтобы жалеть об ином исходе, о том, что художники тождественны собственному «я», которое они долго искали нет смысла говорить: «Ну вот если бы только он писал более фактурно или действительно сделал коллаж, был бы не таким хитроумным, вкладывал больше сердца в картины» и так далее. Фраза «Это не что-нибудь» давно уже превратилась в привычный штамп писателей и рекламщиков. Он проводит ее мучимый постоянным страхом репрессий за свое «левачество» (Магритт некоторое время был членом Компартии, откуда, правда, быстро ретировался), а еще пуще — «дегенеративное искусство». Пейзаж склоняет нас к мысли о ночи, небо – о дне. В 1927 году устраивает свою первую выставку.
После расторжения контракта с галереей Сенто Магритт возвращается в Брюссель и снова работает с рекламой, а затем вместе с братом открывает агентство, которое даёт им постоянный доход. Затем до 1926 года он работал рисовальщиком на фабрике обоев. Он снова полностью посвящает себя живописи, а, увидев в 1923 году репродукцию картины Джорджо де Кирико «Любовная песнь», кардинально меняет свои представления об искусстве.
Защита эстетики».
На рекламном буклете издательства «Пенгуин» была изображена трубка Магритта-Мегрэ, написано имя Сименона, а ниже красовалась ключевая фраза: «Я не Мегрэ». В 1946 году он вступил в спор с духовным отцом сюрреализма Андре Бретоном и издал манифест «Сюрреализм в свете дня», который был направлен против парижских сюрреалистов и их «любви к искусству».
Только несоединимое помогает, по мнению Магритта, уловить смысл бытия. Ответы кроются в названии Фальшивое зеркало. Нацистская оккупация Бельгии является сильнейшим психическим стрессом для художника. Художник не боялся спорить с другими сюрреалистами: например, Магритт отрицательно относился к психоанализу и особенно к его проявлениям в искусстве.
Фильм, в свою очередь, отсылал к знаменитой картине «Вероломство образов». Снятые на самую простую камеру Kodak, фотографии из архива Магритта, подобно его живописным полотнам, носят неординарные названия: «Фараоны или Восьмая династия» «Бог, день восьмой», «Торговка забвением», «Искупление грехов» и т. п. Искусство Магритта оказало сильное влияние на многих современных художников. Именно там он впервые увидел художника, занятого рисованием с натуры. Я думаю, ему бы понравилось или показалось забавным (например, во время каникул).
И раз уж мы об этом заговорили, давайте разберемся с одним утверждением Магритта: в 1925 году он сказал, что используя банальный стиль живописи, обращаясь к стандартной продукции, он отказывается от художественного удовлетворения «мелких личных предпочтений».
К сожалению, он так и не был опубликован. Магритт же, наоборот, писал: Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу. Как только вего жизни появлялся новый предмет мебели, Магритт переносил его нахолст. Большинство снимков являются постановочными.
Однако так называемый «стиль плен солей» (или «ренуаровский», 1945-1947) и последовавший за ним «вульгарный стиль» (1947-1948) не привели к плодотворным результатам и художник вернулся к прежнему методу. Это одна из первых работ Магритта, которая напоминает зрителю о том, что изображение не тождественно предмету. Образы Магритта узнаваемы во всем мире. Он ничему не должен учить, а вместо этого – удивлять и завораживать».
Так, например, онрисовал огромную клетку ипомещал внее яйцо («Избирательное сходство»). Сразу после окончания Второй мировой Магритт вернулся к своему фирменному стилю. С этого момента он – сюрреалист. Магритт сдружился с Полем Элюаром, Максом Эрнстом и Сальвадором Дали.
Это неслучайно: если европейцы (иособенно Париж) недооценивали Магритта при жизни, тоименно вАмерике (где сейчас собраны его самые известные работы) онполучил признание, продавал свои работы— иповлиял наследующее поколение художников. В этом случае возникает мучительный и страшный вопрос: Кто же я. »Художник обнаружил в предметах свойство постепенно преобразовываться, перетекать из одной формы в другую, превращаться в предмет, отличный от самого себя. Один из излюбленных мотивов художника – фигура отстранённого мужчины в шляпе-котелке («Размышления одинокого прохожего», «Сын человеческий», «Прогулки одинокого мечтателя», «Убийца в опасности», «Голконда»). Только человек, очень хотевший быть обывателем, мог заметить в повседневности ту загадочность, таинственность, пугающую магию, которую еще в детстве он обнаружил: «Я взял себе ориентир — магическое в искусстве, с которым я встретился, будучи ещё ребёнком». На ней изображена пара целующихся мужчины и женщины их головы обмотаны белой тканью. Нопочему-то эти работы неценились— иотдельно невыставлялись. «Искусство, как я понимаю, не подвластно психоанализу.
Детство и юность провёл в небольшом промышленном городе Шарлеруа. «пищевод»). С конца 20-х и на всём протяжении 30-х гг. Его картина «Это нетрубка» должна стоять водном ряду сдюшановским фонтаном, который, несомненно, повлиял наотношение Магритта кобъекту. Почему такое сочетание.
Но хотя мы можем сделать некоторые выводы из того, что художник смотрит на объект, а не на холст, над которым работает, «Ясновидение» не уводит нас далеко по пути художественной трансформации. Я живу в очень неприятном мире и моя работа задумана как контратака на этот мир».
В чем-то не соглашается с ними, считая себя «магическим сюрреалистом». Результат был бы не только менее магриттовским, но и более неряшливым вокруг слишком много художников синдивидуальностью, недостойной выражения, чтобы жаловаться на «чрезмерное выражение» какой-то индивидуальности. Схожую картину мы наблюдаем в автопортрете «Ясновидение» (1936). В 1922 году Магритт женился на Жоржетте Бергер, которую встретил еще в 1913 году.
В 1916 художник покидает отца и братьев (младший из них — Раймон — впоследствии стал популярным в Бельгии композитором-песенником) и поступает в Королевскую академию изящных искусств в Брюсселе. Аеще онмного работал сфотографиями истроил поним свои изображения. Безмятежное небо служит фоном незнакомцу в котелке (Декалькомания, 1966), заменяет серые стены комнаты (Личные ценности, 1952) и преломляется в объемных зеркалах (Элементарная космогония, 1949). Цель Магритта, по его собственному признанию, — заставить зрителя задуматься. А уже через год в брюссельской галерее Кентавр была проведена первая выставка его работ.
Критикам – в особенности французским – эта «контратака» пришлась не по душе. Самой же узнаваемой во всём мире работой Магритта (пускай не многие знают её название) является «Вероломство образов».
Знакомство с метафизической живописью Джорджа де Кирико и поэзией дадаистов было важным поворотным пунктом для творчества Магритта. Женщина страдала от депресии в течение многих лет и неоднократно предпринимала попытки уйти из жизни, мужу приходилось запирать её на ключ. Однако экстравагантная богемная среда, видимо, претит художнику и в 1930 году он, ни с кем толком не простившись, внезапно возвращается в Брюссель, где создает в последующие годы ряд своих знаменитых картин — «Удел человеческий», «Черная магия», «Портрет», «Изнасилование», «Тоска по дому».
Таким образом мы иногда помещаем в прошлое то, что происходит в настоящем. Казалось бы – обычный, вполне реалистический ноктюрн. Магритт создаёт тонкий, одухотворённый поэтический образ. Активнее всего Магритт снимал в период с начала 1930-х и до середины 1950-х годов. Однако пока что они не могли быть вместе. Он присоединился к обществу дадаистов и в 1927-м он устроил первую в своей жизни персональную выставку в галерее «Кентавр».
Спустя ещё несколько лет он женится на ней и проживёт вместе с ней всю оставшуюся жизнь. Что касается призыва к «светлой стороне» из Брюсселя военного времени, этот предвестник голгофской песенки из монтипайтоновского «Жития Брайана»— такой же неубедительный ответ на предложенные обстоятельства. В 60-е года художник находился в зените славы, под его мощнейшим влиянием развивались концептуализм и минимализм и многие из созданных им образов уже стали жить своей жизнью и перекочевали в массовую и поп-культуру. В 1927 году в галерее «Кентавр» в Брюсселе проходит его первая персональная выставка, после чего чета Магриттов переезжает во Францию и поселяется в местечке Перро-сюр-Марн неподалеку от Парижа. Критики разнесли ее в пух и прах.