В 2016 году в России впервые прошла выставка работ Рафаэля Санти. Некоторые произведения Рафаэля Санти, картины, наброски, эскизы, стали существенно отличаться от работ наставника. Рафаэль Санти, величайший живописец, работавший в Риме с Браманте, на протяжении 1514—1520 гг., несомненно, был самым значительным зодчим Италии.
Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. В 1548 г. картина чуть было не затерялась, когда гора Сан-Джорджио (Monte San Giorgio) рухнула на дом купца и соседние дома. Рафаэль (собственно Раффаэлло Санти или Санцио, Raffaello Santi, Sanzio) (26 или 28 марта 1483, Урбино – 6 апреля 1520, Рим) итальянский художник, график и архитектор, представитель умбрийской школы (Умбрийская живописная школа – итальянская школа живописи, названная по региону Умбрия, центром этой школы в XIII – XVI веках был город Перуджа). Несмотря на дополнительные горизонтальные членения стены, разнообразие формы и размеров оконных проемов и богатство стукового рельефного декора, верхняя часть фасада воспринималась как единая плоскость.
Нежный лиризм и тонкая одухотворенность отличают одно из ранних его произведений — «Мадонну Конестабиле» (1502, Санкт-Петербург, Эрмитаж), просветленный образ молодой матери изображенной на фоне прозрачного умбрийского пейзажа. Наверное, одним из самых величественных творений художника стали роспись Станцы делла Сеньятура (1509-11). Там образовался центр культуры ренессанса, где Рафаэль был всеобщим любимцем.
Она хранится во флорентийской галерее Уффици. 500х770 см. Различия между этими двумя комнатами характеризуются драматизмом двух главных фресок, «Изгнанием Элиодора» и «Встречей Льва Великого и Аттилы», требующие сцен бурной деятельности. Молодой мастер продолжил роспись нескольких других помещений, которые на сегодняшний день известны как «комнаты Рафаэля» (Stanze di Raffaello).
Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. За исключением нескольких юношеских работ, Рафаэль ранее не обращался к античной тематике. Художник работал над многими другими проектами с отцом Рафаэля.
Он, несомненно, в том или ином качестве работал в студии старшего художника в юности. Рафаэль Санти – итальянский художник, архитектор. Переезд во Флоренцию сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Он должен был оставаться в городе работая на последующих пап вплоть до своей смерти.
Рафаэль много работал для богатого сиенского банкира Агостино Киджи как над светскими заказами, так и над церковными. Главная фигура на полотне, конечно, Мария. В отличие от Флоренции, в Риме Рафаэль редко имел время для написания небольших работ на церковную тематику, но ему удалось выполнить две – «Мадонну Альба» (прибл. Гобелены соткали в Брюсселе по картонам семь из которых сохранились (1515-1516 гг., Музей Виктории и Альберта, Лондон). В обеих работах Рафаэль блестяще использует их круглую форму (тондо). Наиболее знаменитая станца – фреска «Афинская школа» (второе название «Философские беседы»).
При содействии Донато Браманте Санти становится придворным художником Папской резиденции. Петра в Ватикане. Ф. Пенни.
Вскоре Санти понял, что сын оставит в тени и его и Уччелло с Синьорелли. Римский период творчества Рафаэля (1509-1520) был временем высшего расцвета его дарования, многосторонней и интенсивной деятельности, включавшей в себя монументальную, декоративную, станковую живопись, портретный жанр, архитектуру.
Имя Сикст с латинского переводится как «шесть», композиция состоит из шести фигур, три главные фигуры составляют треугольник, фоном для главной композиции служат лица ангелов в виде облаков. Цецилию и св. Эти особенности дарования Рафаэля проявились уже в его ранних, написанных до переезда во Флоренцию работах (Распятие с Мадонной, Иоанном Крестителем, св. Сюжеты фресок посвящены жизни Константина Великого, первого в истории римского императора, принявшего христианство.
В небольшой Мадонне делла Седия (ок. Во Флоренции появились «Мадонна Конестабиле» и «Три грации». Юлий II, бывший не только покровителем искусств, но и довольно воинственным политиком, видимо, пожелал, чтобы росписи этого зала напоминали о более конкретных и земных материях, чем науки и искусства, а именно — что он наместник апостола Петра на земле, призванный нести неверующим и сомневающимся свет веры, а также о том, что он только что, в 1511 году, заключил с Венецией и германским императором «Священную лигу» против Франции. Рафаэль изобразил в этой истории св. Переезд во Флоренцию в 1504 сыграл огромную роль в творческом развитии Рафаэля.
Рафаэль торопился увидеть ценность гравюры в распространении его работ и через его сотрудничество с болонским мастером репродуктивной гравюры Маркантонио Раймонди, его репутация и влияние распространилось по всей Европе. Он руководит росписями парадных покоев Ватиканского дворца (т. А делал он это не без уважительной причины.
Во Флоренции Рафаэль также написал несколько портретов, наиболее подтвержденными из которых являются портреты Аньоло Дони и Маддалены Дони (1507-08 гг., Палаццо Питти, Флоренция). Умер Рафаэль Санти в Риме 06. 04. 1520. Величайшая дружба связывала Рафаэля и с Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину с изображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого св.
1502-1503, Санкт-Петербург, Гос. В доме мастера в Урбино, который ныне называется «Дом-музей Рафаэля Санти», экспонируется ранняя работа живописца «Мадонна из дома Санти». В 1508 году Рафаэль переехал работать в Ватикан в Рим. Она получает более зрелое выражение в таких произведениях, как «Мадонна в зелени» (1505, Вена, Художественно-исторический музей), «Мадонна со щегленком» (Флоренция, Уффици), «Прекрасная садовница» (1507, Париж, Лувр). Умер Рафаэль в ее постели.
Ведь на лицах этих можно без всяких слов прочитать и страдание и страх и самую смерть. И туг же сам Рафаэль, создатель этого произведения изобразивший самого себя в зеркало.
Все персонажи фрески объединены настроением высокого духовного подъема, глубокой мысли. Микеланджело уже начал свои росписи в Сикстинской капелле. Достаточно вспомнить тех святых, которые, образуя полукруг, восседают на облаках: они кажутся не только живыми по своему колориту, но и абсолютно объемными благодаря тем ракурсам и сокращениям, в которых они изображены, уже не говоря о разнообразии их одеяний, ложащихся в великолепнейших складках и о выражении их ликов, в которых больше небесного, чем земного.
К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Апостольский дворец (Ватикан)Эта фреска считается одним из лучших произведений не только Рафаэля, но и ренессансного искусства в целом. Среди персонажей изображения можно отметить наиболее известные школьникам личности: 2 – Эпикур (древнегреческий философ) 6 – Пифагор (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) 12 – Сократ (древнегреческий философ) 15 – Аристотель (древнегреческий философ. Эта крытая арочная галерея Ватиканского дворца, ведущая в комнаты папы, расположена во втором этаже, рядом с залом Константина. А для всех деревянных дверей и потолков получил заказ Джан Бериле на множество всякой резьбы, законченной этим мастером с большим изяществом.
Через несколько десятков лет собака становится единорогом, переписываются руки. Многие даже кланялись портрету в знак уважения проделанной художником работы. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Произведения, список которых приводится ниже, – это Мадонны изображенные живописцем за всю его короткую, но плодотворную жизнь. Так, в главном зале — «Станца делла Сеньятура» — он написал фрески «Поэзия», «Правосудие», «Философия» и «Афинская школа». Вершина, достигнутая Рафаэлем в Сикстинской Мадонне, осталась непревзойденной.
Работа, в которой уже можно было увидеть больше характерного Рафаэлю стиля – «Прекрасная садовница» (La Belle Jardinire) или «Мадонна с младенцем и Иоанном крестителем», как ее еще называют. Для его окончания, он стал отправлять команду своих помощников. 1509-1510, Вашингтон, Нац.
Произведения Рафаэля в этой комнате были одними из лучших работ художника. Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же — храм твой» (ср. Малая Мадонна Каупера (Piccola Madonna Cowper) создана в 1505 г. и названа в честь графа Купера (Earl Cowper), в чьей коллекции работа находилась много лет.
Противоположное видим мы в образе св. Росписи Станцы делла Сеньятура представляют наряду с выполненными в те годы фресками Сикстинского плафона Микеланджело (1508-1512) одно из высших достижений искусства итальянского Возрождения.
Рафаэль, сын живописца Джованни Санти, ранние годы провел в Урбино. Различные подготовительные рисунки, связанные с «Диспутом», первый написанной фрески, показывают кропотливость Рафаэля в процессе создания гармоничной композиции, в которой масса фигур делится на более мелкие группы, связанные жестами и позой. Петра). Дерево, темпера. Хотя никто в Италии так не ходил, Рафаэль изображал Богоматерь именно в таких одеждах. Он одет добротно и скромно, не стремится кпоказной роскоши.
Рафаэль Санти был рожден в семье итальянского художника Джованни Санти и Марджи Чарла. Каждая из них решена в неповторимой, почти музыкальной тональности. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к.
Из многочисленных композиций на эту тему выделяются две, написанные почти одновременно, но решенные в разном ключе. музеи Спозалицио Обручение Девы Марии, 1504, Милан, галерея Брера Сон рыцаря, ок.
В 1510 году он написал свое самое известное полотно «Афинская школа». Анной Леонардо да Винчи. В трех очень близких по решению композициях — Мадонна в зелени (1506, Вена, Музей истории искусства), Мадонна со щегленком (1507, Флоренция, Галерея Уффици) и Прекрасная садовница (1506, Париж, Лувр) — он тонко варьирует один и тот же мотив: сидящая на фоне пейзажа Мадонна и играющие у ее ног маленькие дети — Христос и Иоанн Креститель.
Таково палаццо Видони (Каффарелли), спроектированное согласно Вазари Рафаэлем в 1515 г. и строившееся Лоренцетти. В 1502 году миру представляется полотно с изображением мадонны ставшее довольно известным «Мадонна Солли». Отец мальчика умер рано, когда Рафаэлю было всего 11 лет. В 1500 году уже стал известен как профессиональный художник, художник. На этом фоне Рафаэль разворачивает величественные сцены бесед и размышлений древних философов и ученых, богословов и отцов церкви, античных и ренессансных поэтов в присутствии Христа и святых (Диспута), Аполлона и муз (Парнас), Платона и Аристотеля (Афинская школа). Несмотря на угловое расположение (рис.
музеи Мадонна дель Грандука, ок. Рафаэль потерял мать в раннем детстве. Натурщица для «Дони Валетты» (прибл.
Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. От статичных, проникнутых перуджиновским настроением (такова его Мадонна Грандука, которую вы можете увидеть на выставке в Пушкинском музее), до зрелых, наполненных чувствами и жизненной силой.
В это же время Рафаэль создал величайшее свое творение «Сикстинскую мадонну» (1515—1519, Дрезден, Картинная галерея), предназначавшуюся для церкви св. Иеронима, св. На рентгеновском снимке вместо единорога просвечивается силуэт собаки.
Внимание Рафаэля обращено на всё мироздание, глаз его все «ласкает», художество его все восхваляет». О торжестве гуманистических идей в ренессансном искусстве, о связи его с античностью говорит композиция «Афинская школа», прославляющая разум прекрасного и сильного человека, античную науку и философию. Этот сравнительно небольшой сводчатый зал с полукруглыми завершениями стен в XVI в. был местом заседания папского суда по гражданским делам (Сеньятура) возможно, что здесь находилась и личная библиотека Юлия II. Почему.
Им были созданы и архитектурные проекты. 1505, Вашингтон, Нац.
Близок по композиционному решению фреске Перуджино Передача ключей святому Петру в Сикстинской капелле Ватикана алтарный образ Рафаэля Обручение Марии (1504, Галерея Брера, Милан). Он одним из первых изобразил ее нежной и юной матерью. Воспитатель Александра Македонского) 16 – Диоген (древнегреческий философ) 18 – Евклид (или Архимед), древнегреческий математик) 20 – Клавдий Птолемей (астроном, астролог, математик, механик, оптик, теоретик музыки и географ) 22 R – Апеллес (древнегреческий художник, отмечают черты самого Рааэля).
Рим не стал исключением. В 17-м веке дама становится святой Екатериной в плаще. Заказчиком картины стал друг художника, купец Лоренцо Нази (Lorenzo Nazi), он попросил, чтобы работа была готова к его свадьбе.
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Прообраз ее некоторые исследователи находили в чертах «Дамы в покрывале» (около 1513, Флоренция, галерея Питти), но сам Рафаэль в письме к своему другу Кастильоне писал, что в основе его творческого метода лежит принцип отбора и обобщения жизненных наблюдений: «Для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц, но ввиду недостатка в красивых женщинах я пользуюсь некоторой идеей, которая приходит мне на ум». Ему доверили расписать три станцы отстранив тех художников, которые уже вели проектные работы над ними. Возможно тогда Рафаэль стал гностиком, что позднее отразилось в символизме его картин. Композиционное единство в «Изгнание Элиодора» достигается балансом эмоциональных и выразительных контрастов.
Фреска «Афинская школа».
И рано остался сиротой (в возрасте 7 лет он потерял мать, а в возрасте 11лет – отца). Екатерина Александрийская, ок. Рафаэль Санти продолжал работать над проектом, но уже играл в нем меньшую роль. 1509—1510) и Афинская школа (1510—1511), расположенные друг против друга на длинных десятиметровых стенах зала имеющих полукруглые завершения. Иосифа.
Но для современников сам художник был воплощением добродетели. Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях» превозносит Рафаэля – его скромность, чарующую любезность, грацию, трудолюбие, красоту, добрую нравственность, его «прекрасную натуру, бесконечно щедрую на милости». 1516-1517, Мадрид, Прадо) и Преображения (1519, Ватикан, Пинакотека), написанных при участии Дж. Сикста в Пьяченце. Иеронима в кардинальском облачении.
Он разработал эскизы для росписей продолжавшего анфиладу Станц обширного зала, получившего впоследствии название Зала Константина (после смерти Рафаэля эти росписи выполнил его помощник Джулио Романо).
Каждая тень была продумана. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». То, что он вскоре полностью опередил Перуджино лучше всего видно при сравнении картины Рафаэля «Обручение Девы Марии» (1504 г. Пинакотека Брера, Милан) с работой Перуджино на ту же тему (Музей изящных искусств, Кан). галерея), еще связанной с флорентийскими традициями, образ Мадонны получает у Рафаэля новую трактовку. Это самая величественная и совершенная из ватиканских фресок Рафаэля.
Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Архитектура, выбранная им для этой композиции и рассудительность в планировке тюрьмы таковы, что рядом с ним другие художники (в выполнении этого сюжета) настолько же бестолковы, насколько он прекрасен. 1516, Ватикан), основанные на мотивах античной орнаментики. Творческая деятельность Рафаэля в 1510-е годы была необычайно многообразной и интенсивной. «Форнарина» (прибл. галерея Коронование Мадонны, ок.
Ротонда, занявшая такое важное место в «Обручении Марии» (рис. Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Яркий жар огня от факела и отблески его на доспехах. Оба мэтра благосклонно отнеслись к стараниям молодого художника. И вот, приняв такое решение и убедившись, что фра Бартоломео из Сан Марко владел очень хорошими живописными приемами, основательным рисунком и приятным колоритом, хотя для большей рельефности иногда и злоупотреблял темными цветами, Рафаэль заимствовал у него все то, что считал для себя потребным и что было ему по вкусу, а именно некоторую умеренность исполнения как в рисунке, так и в колорите и, смешивая эти приемы с некоторыми другими, отобранными им в лучших произведениях других мастеров, он из многих манер создал единую, которая впоследствии всегда считалась его собственной манерой и которую художники всегда бесконечно высоко ценили и будут ценить.
Полотно да Винчи Леда и лебедь Санти срисовывает для себя почти полностью. Рафаэль «Мадонна Каупер» (1508). Точное время переезда Рафаэля в Рим не известно, но в октябре 1509 г. он получил постоянную должность «апостольского живописца» при дворе папы Юлия II, поручившего ему расписать папские комнаты (станцы) в Ватикане.
После его смерти мастерской руководили его помощники, здесь Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Художник покинул Урбино 17-летним юношей. В развитии великого таланта сыграли определённую роль наставники: Бальдассаре Кастильоне (Рафаэль до конца своей жизни переписывался с ним), Перуджино (Рафаэль пришёл в его мастерскую в 1501 г. ). В портретной живописи развитие Рафаэля следует по тому же плану, как и в других жанрах. Они содержат ряд счастливых находок (пейзажная панорама в Чудесном улове, пространственное решение в Передаче ключей, богатство архитектурных мотивов, пластическая красота поз).
Эти четыре истории полны смысла и выражения и исполнение их отмечается добротнейшим рисунком и удачным, чарующим колоритом. Она изменяла Рафаэлю с АгостиноКиджи, учениками художника и, впоследствии, стала самой знаменитой куртизанкой Рима.
Складывается впечатление, что Рафаэль давал ему рисунки, главным образом, связанные с его расписанными проектами, но также и некоторые из более сложных пластин Рэймонди — например, «Избиение младенцев» и «Чудо во Фригии» — вероятно сделаны по рисункам специально предназначенным для этой цели. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). Поистине это – скорее чудо, чем дело рук человеческих.
Он был известной личностью, знаменитым, богатым и уважаемым (Вазари утверждает, что папа римский Лев X, «который горько плакал, когда он умер», намеревался сделать его кардиналом) и его влияние широко распространилось даже в течение его жизни через гравюры Маркантонио Раймонди. Однако Баттиста, сын означенного Лоренцо и величайший ценитель искусства, обнаружив части картины в мусоре развалин, приказал воссоединить их как можно лучше. Эта постановка великолепный пример многофигурной композиции. Романо. В конце 1508 года Рафаэль начал росписи в средней из трех Станц — Станце делла Сеньятура.
Но созданный им в «Триумфе Галатеи» образ античности стал праздничен и полнокровен, полон такой ликующей радости, мощи избытка жизненных сил, что может быть сопоставлен с написанными почти в те же годы Вакханалиями Тициана. Художник так же рисовал и свои собственные автопортреты. 1516 г., Галерея Дориа-Памфили, Рим) и предполагаемый автопортрет с другом, часто называемый «Рафаэль и его учитель по фехтованию» (1518 г., Лувр, Париж). VI).
Спор об истине продолжается в Афинской школе, украшающей противоположную стену зала. За эти годы он создал много картин.
Первые заказы начали поступать практически сразу. Масло, доска. В нижней части картины два ангела, предположительно опирающиеся на гробовую крышку. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения.
Об утерянной картине гениального Леонардо «Леда и лебедь» мы знаем благодаря копии Рафаэля Санти. Елизавета, с большой живостью и непосредственностью обратившая свои взоры на св. В этого же периода Рафаэль написал запрестольный образ «Святой Чечилии» для церкви в Болоньи (прибл. Папа Юлий II был восхищен творчеством Рафаэля еще во времена когда «Афинская школа» была еще на стадиях эскизов.
1510-1511, Мадрид, Прадо Папа Юлий II, ок. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). А на другой стороне представил папу, передающего канонические декреталии в обличий папы Юлия, написанного им с натуры, в сопровождении кардинала Джованни деи Медичи (будущего папы Льва), а также кардинала Антонио ди Монте и кардинала Алессандро Фарнезе (будущего папы Павла III), не говоря о других портретах.
Однако хотя он владел той благородной манерой, которую все считали особенно красивой и хотя он в этом городе и видел столько древностей и непрестанно их изучал, тем не менее он, несмотря на все это, еще не сообщал своим фигурам той мощи и того величия, как это делал впоследствии. 1503 г. Пинакотека, Ватикан). Тому, как человеку воспитанному, волей-неволей пришлось сдержать свое слово и он согласился жениться на одной из племянниц кардинала.
Левой рукой она обнимает улыбающегося Христа. На картинеФарнаринана рентгене было обнаружено рубиновое кольцо, символ обручения. После смерти, Рафаэль был похоронен в Пантеоне, по своему собственному желанию. «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. Роспись одной из лоджий Рафаэль доверил своим помощникам Джулио Романо и Джанфранческо Пенни, а другую украсила великолепная фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (1513, Рим, Вилла Фарнезина).
Ротонда «Обручения», архитектурные качества которой особенно ярко выявляются при сопоставлении ее с ротондой на фреске Перуджино «Передача ключей», легко поднимается на шестнадцатигранном ступенчатом основании. галерея Три Грации, ок. Имя одной известной любовницы Рафаэля – Беатриче (Beatrice) из Феррары (Ferrara), но скорее всего, она была обыкновенной римской куртизанкой. В сопровождающих фрески надписях прослеживается идея Божественного правосудия, в то же время аллегорические женские фигуры на сводах и соответствующие им фрески на стенах (Диспута, Афинская школа, Парнас, Основание канонического и гражданского права) воплощают считавшиеся основными в эпоху Возрождения области духовной деятельности и знаний – теологию, философию, поэзию и юриспруденцию. Интерес Рафаэля к архитектуре проявился прежде всего в его живописи.
В каждой из комнат художник размещает фрески в соответствии с задуманным планом. Фигуры в этой картине кажутся не изображенными, а выпуклыми и круглыми.
Такое единение возникало только при нем и уже больше никогда не повторялось. Он старается добиться своего максимума развивая исполнение. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые.
Станца, называемая делла Сеньятура, с фресками «Диспут», «Афинская школа» (рис. Тонкость и плавность линий, яркие цветовые переходы и живость бликов. Первая уполномоченная работа Рафаэля в Риме, была его самым большим и самым высокооплачиваемым заказом, чем когда-либо.
Его самые известные мадонны были написаны во время пребывания в Флоренции «Мадонна с щегленком», «Прекрасная садовница». Таков «Портрет Бальдассаре Кастильоне» (1515—1516, Париж, Лувр) известного урбинского дипломата и гуманиста, в котором благородство и доброжелательность модели подчеркивает изысканно-простая гамма черных, серебристо-серых и белых тонов одежды.
Итак, Рафаэль за эти годы приобрел в Риме большую славу. Романо и Дж. С 1509 года Рафаэль Санти останется в Вечном городе, разрисовывая станцы, до дня кончины. 1504 годом датируются полотно «Обручение Девы Марии» и картина «Сон рыцаря».
Произведения этого периода творчества Рафаэля отмечены тонкой поэзией и мягким лиризмом пейзажных фонов (Сон рыцаря, Национальная галерея, Лондон Три грации, Музей Конде, Шантийи Мадонна Конестабиле, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург все – около 1500-1502). Но этот храм античной мудрости пуст.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. А рядом с ним – фигура со спины, держащая в руках небесную сферу, это – портрет Зороастра. Уже не говоря о том, что каждый оттенок цвета в головах, руках и ногах этих фигур кажется скорее мазком, состоящим из живой плоти, чем краской, наложенной мастером, занимающимся этим искусством. Как подарок в честь знакомства рисовальщики отблагодарили один одного своими полотнами.
Дерево, масло. На этой картине Мадонна исполнена кротости и смирения, поистине достойных Богородицы и, не говоря уже о младенце, который в красивом повороте играет с мантией своей матери, в фигуре св. По приезде в Рим Рафаэль сразу же становится художником при дворе Ватикана и по личной просьбе папы Юлия II работает над фресками для папского рабочего кабинета (Stanza della Segnatura). Ватиканская пинакотекаПоследним шедевром Рафаэля была величественная картина «Преображение» на евангельский сюжет. По существу, все они варьируют один и тот же тип композиции, составленный из фигур Марии, младенца Христа и Крестителя, образующих на фоне прекрасного сельского пейзажа пирамидальные группы в духе найденных ранее Леонардо композиционных приемов. Исследовать взаимоотношения между матерью и ребенком он будет постоянно. 22). На ней Рафаэль Санти разместил 50 фигур философов, в облике которых узнаются лица художников и мыслителей Италии (Платон написан с да Винчи, Гераклит похож на Микеланджело).
В этот период Рафаэль закончил три больших запрестольных образа: «Мадонну Ансидеи», «Положение во гроб», оба поручены заказчиками из Перуджи и «Мадонну Бальдаччино» в часовне Санто-Спирито во флорентийской церкви. В возрасте одиннадцати лет он остался на попечении своей мачехи (отец успел жениться во второй раз) и дяди-священника. Уход самого дорогого человека оставил след в творческой биографии живописца. Иоанну Крестителю, которого ему подносит св. Одна из них — Мадонна делла Седиа (Мадонна в кресле 1516, Флоренция, Галерея Питти), где фигуры прекрасной молодой матери, прильнувшего к ней испуганного младенца и маленького Иоанна Крестителя естественно и гармонично вписаны в круговое обрамление.
Все эти многочисленные персонажи, поражающие разнообразием обликов, поз, жестов, разбитые на отдельные группы, объединены общим ритмом, как бы незаметно рождающимся внутри каждой группы, переходящим от одной группы к другой, вписывая их в очертания овала (или увиденного в сильном ракурсе круга), разорванного на первом плане, где изображен как бы не замечающий спорящих, погруженный в размышления Демокрит. 1501, Берлин, Гос. Внизу два ангела, глядящие вверх и как бы возвращающие нас к главному образу — мадонне и ее недетски задумчивому младенцу. В городе на берегу Арно Санти встретил Леонардо да Винчи.
Он должен был украсить фресками кабинет папы. Первый учитель – Перуджино. В 1504 году Рафаэль переехал во Флоренцию, где оставался до 1508 года. Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены.
Первоначальный план не известен. Красота же упомянутых выше астрологов и геометров, вычерчивающих циркулем на табличках всякие фигуры и знаки, поистине невыразима.
Паоло Уччелло, Лука Синьорелли – имена живописцев известные каждому итальянцу. Фасад, отличается от своего прототипа тем, что во втором ярусе вместо полуколонн применены трехчетвертные колонны из-за которых выступают углы лопаток, а над окнами сделаны заглубленные филенки, вследствие чего плоскость стены в интерколум ниях потеряла свой спокойный характер. Одновременно во 2-й пол. Они включают «Парнас», «Афинскую школу», «Диспута», «Добродетели и закон». Всего Мадонн Рафаэля – более сорока картин, это те которые находятся в музеях. В четырех люнетах находятся композиции, раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности: Диспут, Афинская школа, Мудрость, Мера и Сила и Парнас. Подробнее остановимся на одной только фреске Ватиканского дворца – «Афинская школа» (1511).
Название «Грандука» Мадонна получает по имени этого же владельца (Grand Duca – Великий Герцог).
Однако в следующие шесть лет, прогресс в соборе проходил очень медленно и его единственным вкладом, по-видимому, был прогнозируемое дополнение нефа к центрально запланированному проекту Браманте. Художник завещал свое немалое состояние Маргарите Лути, друзьям и ученикам.
Ф. Пенни в жесткой и даже огрубленной (у Пенни) манере. Также типично венецианский стиль наблюдается в уникальном обращении с пастелью и выборе голубой бумаги для наброска Мадонны с младенцем (Британский музей, Лондон).
Петра и достраивал начатый Браманте ватиканский двор с Лоджиями. Это небольшое здание в форме греческого креста отличается от родственных по композиции церквей значительно большим отношением высоты помещения к его ширине (высота под куполом равняется двум с половиной его диаметрам). 174-121 см. Екатерину, причем он придал этим двум святым девам самое прекрасное и самое нежное выражение лица и самые замысловатые (что редко встречалось в те времена) прически, какие только можно себе представить. Портрет, написанный Рафаэлем по заказу Аньоло Дони манерой исполнения, очень напоминал «Джоконду» да Винчи. В 1513-1514 гг.
С течением времени художник вырабатывает свое личное исполнение и характер. 1504, Париж, Лувр и Вашингтон, Нац. И далее: «Те, кто так счастливо одарен, как Рафаэль Урбинский, не люди, но смертные боги». Через несколько веков ему вторит Александр Бенуа: «Рафаэль – олицетворение Возрождения.
Цецилией, замученной в кипящем масле. Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя. Важную роль в этом комплексе должны были играть так называемые «верхние покои» дворца, ныне именуемые Станцами, которые и было поручено расписать Рафаэлю.
Сами картоны визуально были чем-то вроде разочарования, так как над ними в основном работали в хорошо организованной и высокопродуктивного мастерской Рафаэля. Рафаэль адаптировал величественный замысел Леонардо да Винчи уже в 1514 г. в портрете Бальдассаре Кастильоне (1514-1515 гг., Лувр, Париж), который, как и большинство его лучших портретов, был его близким другом. Самой таинственной называют «Мадонну Грандука» – раннюю работу Рафаэля, относящуюся к 1505 году. Эти тенденции еще более остро проявились в росписях третьей из ватиканских Станц – Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненных по наброскам Рафаэля его помощниками Дж.
Рафаэль был большим поклонником женской красоты. Станца Элиодоро привлекала самый большой интерес публики фреской «Освобождение апостола Петра из темницы». В том же городе монахини св. Иоанна, а также фигура другой святой, столь же прекрасной. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Картина размерами 84 см на 56 см выставлена в галерее Палатине (Galerie Palatine) Палаццо Питти (Palazzo Pitti), во Флоренции.
Мавра и св. 1514 г., Палаццо Питти, Флоренция). Его влиятельные семейные связи также сыграли огромную роль в его приглашении в Ватикан. 1504-1505, Берлин, Гос. «Каждый злой помысел исчезал при одном его виде», – пишет Вазари.
А он сам решил по возможности сравняться в искусстве живописи с флорентийскими мастерами. Им было написано больше двадцати мадонн с ребенком. Эрмитаж Мадонна Солли, ок. В 1942 г. подарена Национальной галерее искусств в Вашингтоне. Лишившись обоих родителей, Рафаэль продолжал часто приезжать вУрбино. За исключением Мадонны Альба (ок. Романо и Дж.
Яркое сияние исходящее от фигуры ангела, явившегося апостолу в Мамертинской тюрьме, озаряет фигуру спящего, закованного в вериги апостола, рождает блики на латах задремавшего стража и постепенно угасает во тьме каземата (который и ныне показывают туристам). Плацидия. Не преминул Рафаэль также поступить и с фигурой св. Рафаэль «Обручение Девы Марии» (1504). В «Мадонне в зелени» (1506 г., Музей истории искусств, Вена) и в «Прекрасной садовнице» (1507 г., Лувр, Париж) Рафаэль использует пирамидальную структуру, заимствованную у Леонардо, в то время как на диагональное телодвижение в «Мадонне Бриджуотер» (прибл. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
Год переезда во Флоренцию ознаменовался написанием Рафаэлем нескольких ранних шедевров. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус. За кистью мастеров пристально наблюдали глаза юного Рафаэля. Это молодой человек с нежным, привлекательным лицом. 1507 г., на правах аренды в Национальной галерее Шотландии, Эдинбург) его вдохновила скульптурная фигура в работе Микеланджело Таддеи Тондо (1505 – 06 гг., Королевская академия искусств, Лондон). Известное воздействие на него оказал также монументальный стиль фра Бартоломмео.
Обе картины и по сию пору находятся в доме наследников означенного Таддео. Святая Мария и младенец, этот сюжет использовался художником чаще всего. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Но в возрасте 11 лет Рафаэль лишается отца и остается полной сиротой На воспитание его взял дядя фра Бартоломео. Содержанием его искусства остается лирическая тема светлой материнской любви, которой он придает особую значительность.
На тот момент Рафаэлю был 31 год. Уже в написанных почти одновременно Мадонне дель Импанната (ок. На двух больших люнетах над окнами изображены «Парнас» и «Юриспруденция».
В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. 1511 г., Национальная галерея искусства, Вашингтон) и «Мадонну делла Седия» (прибл. Рафаэль умер 6 апреля 1520 года (на его 37-ой день рождения) и был похоронен на следующий день в Пантеоне.
Его самой известной работой является главный храм западного христианства – базилика св. Возможно, работа над портретом прошла несколько этапов. Иеронимом, 1503 г., Лондон, Нац.
Этот камерный портрет действительно необычен. В этом же году художник получил заказ на роспись Сикстинской капеллы. Рафаэль. Автор: User:Bibi Saint-Pol – собственная работа из ВикипедииДалее Рафаэль совместно с учениками по просьбе папы Юлия II украшал драматическими эпизодами из христианской истории Станцы дЭлиодоро (1511-1514) и Станцы дель Инчендио (1514-1517).
С именем Рафаэля связывают также проекты ряда римских дворцов и великолепной виллы Мадама. Это одна из самых гармоничных композиций Рафаэля. При содействии своего дяди Донато Браманте (известный архитектор и художник того времени), Рафаэль Санти становится официальным художником папского двора.
Значительное воздействие на творческий процесс Рафаэля оказала встреча с Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci). Но все же, эта версия является предметом серьезных споров. Они как бы расступаются, открывая обширный, полный красочного богатства, величия и счастливой полноты бытия мир с голубизной пронизанного золотистым сиянием неба и свежими красками пейзажной панорамы (Диспута), великолепием огромного мраморного храма с уходящим в глубину арочным нефом (Афинская школа), зелеными склонами холма (Парнас). Иероним со львом, его главным признаком.
1505 Донна Гравида, ок. Гармония и баланс технического исполнения и эмоциональной нагрузки картины создают уникальное и глубокое впечатление, добиться которого мог только Рафаэль Санти. 1503 г. Национальная Галерея, Лондон) и «Коронование Девы Марии» (ок. Его первым наставником после отца становится Пьетро Перуджино, вот таким образом его ранние полотна очень схожи с ним по стилю. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Такова «Мадонна делла седиа» («Мадонна в кресле», 1516, Флоренция, галерея Питти) с ее гармоничной, замкнутой в круг композицией.
В конце 1509 года Рафаэль уезжает в Рим, там он будет жить до самой своей кончины. Популярность Рафаэля растёт, он получает много заказов. А в Верону он послал графам Каносса большую картину не худшего качества, на которой изображено Рождество Христово и восход солнца, заслуживший большие похвалы, равно как и св.
Также значительное влияние оказала Сикстинская капелла Микеланджело. Именно вот таким образом эрудитами и теологами из окружения Папы был выбран сюжет из библейской Книги Маккавеев, повествующий о том, как нечестивец Илиодор (Элиодор), похитивший в Иерусалимском храме деньги, предназначенные для вдов и сирот, был изгнан из храма и наказан небесными посланцами. Однако это никак не сказалось на его творчестве.
К декабрю того же года, Рафаэль заслужил звание мастера со стороны некоторых кварталов. Там он знакомится с Микеланджело, Леонардо да Винчи, Бартоломео Порта. Многие его ученики копировали наброски учителя и создавали по ним работы. На самой знаменитой фреске «Афинская школа», группа философов с Платоном и Аристотелем в центре изображены в величественном арочном здании, которое, вероятно, отражает план Браманте для собора Святого Петра.
Выросший под впечатлением урбинской архитектуры, в атмосфере преклонения перед ее главным создателем, Лаураной (отец Рафаэля воспевал Лучано да Лаурану в стихах), Рафаэль, естественно, оказался ближе других к своему земляку и наставнику Браманте, покровительствовавшему молодому художнику в Риме. 1510-х переживает расцвет дарование Рафаэля-декоратора. Петра, который по приказанию Ирода заключен в тюрьму под охраной вооруженной стражи. От ее тревожных глаз невозможно оторваться.
История эта выполнена с большой непосредственностью и вместе с тем тщательно выписана.
1504, Париж, Лувр два варианта Св. Эти новые тенденции сливаются воедино в Сикстинской Мадонне (ок. Практически все заказы, которые получал художник были на религиозную тему. С картиной Микеланджело Святой Матфей он поступает так же. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях.
Напротив, тектоническая сущность постройки составляет основу ее архитектурного образа. Похож же он настолько, что кажется живым.
Сразу же он принимается за создание полотен с тематикой сюжетов из Библии. Мария, спускаясь с облаков, несет на руках необыкновенно серьезного младенца. Первостепенное значение для художника имело знакомство с методом великого Леонардо да Винчи.
Архангел Рафаил, которому традиционно приписывались способности целителя, считался духом-хранителем молодых и защитником путников. И в числе всего прочего здесь и полированный золотой шар на спинке папского кресла, в котором как в зеркале (таков его блеск) отражаются и оконные проемы и плечи самого папы и окружающее его помещение и все это выполнено с такой тщательностью, что ни один мастер не сделает, да и не сможет сделать это лучше. Портреты Рафаэля, большей частью поясные или поколенные, лишены импозантности. Франциска и св. Неудивительно, что ранние работы художника выполнены в стиле Перуджино. В 1502 г. появляется первая рафаэлевская мадонна – «Мадонна Солли» и с этого времени мадонн Рафаэль будет писать всю жизнь. Станцы Рафаэля получили названия Правосудие, Диспут, Парнас и Афинская школа. Георгия, ок.
В конечном итоге четвертая станца была полностью исполнена учениками художника. 1507-1508, Лондон, Нац.
Видимо, в том же году Киджи предложил Рафаэлю расписать две большие лоджии его виллы (позднее получившей название Фарнезина), построенной архитектором Перуцци на берегу Тибра у подножия Яникульского холма. У ангела слева одно крыло. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение – «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Начал проектировать и строить виллу Мадама, но закончить так и не смог. 1512 г., Пинакотека, Ватикан) написана для францисканской церкви Санта-Мария-ин-Арачели. К числу лучших работ мастера так же относятся роспись Станце Элидора (1512-14), роспись сводов капеллы Киджи (1513-14) и его великие картины.
1503, Ватикан, Пинакотека Мадонна Констабиле, ок. В картине Рафаэля «Святое семейство Каниджани» (прибл. В одной из Станц можно увидеть цикл фресок, посвященных основополагающим принципам, на которых строится человеческое общество: философия, юриспруденция, религия и искусство.
Следующей Станцей, расписанной Рафаэлем, была Станца дель Элиодоро, обязанная своим названием фреске «Изгнание Элиодора из храма» (1512). В 1504 году Рафаэль переезжает во Флоренцию (Firenze), вслед за своим учителем Перуджино. Рафаэль мог быть автором торса фигуры, пейзажа и неба.
Он закончил строительство ватиканского двора с лоджиями. А. Содомой, он вписал в круговые обрамления прекрасные, полные жизни женские фигуры, символизирующие Философию, Поэзию, Теологию и Юстицию, а в прямоугольные обрамления – символически связанные с росписями стен сцены Грехопадения, Суда Соломона, состязания Аполлона и Марсия и изображение Урании. Михаила, поражающего дьявола, которая считалась удивительным произведением. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
Будучи названным (в 1514 г. ) преемником Браманте как главный архитектор Ватикана, Рафаэль также проектировал множество церквей, дворцов и особняков. Засим последовало избрание Льва X, пожелавшего продолжения этой работы. В 1508 году Рафаэля вызвал в Рим папа Юлий II. Св.
Земная жизнь Рафаэля была коротка: он прожил всего 37 лет. Во время работы Рафаэля над вторым залом, папа Юлий II умер. Что касается лепнины и гротесков, то эти работы возглавил Джованни из Удине, Джулио Романо же ведал фигурами, хотя и работал над ними немного. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Во Флоренции за 4 года он напишет более 20 картин на тему «Мадонна с младенцем». Его ранние портреты напоминают Перуджино, в то время как во Флоренции основное влияние оказала «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, которое можно увидеть в портретах Аньоло и Маддалены Дони. галерея).
Недаром был он так глубоко потрясен и изумлен, увидев творения Леонардо да Винчи, который не имел равных себе в изображении выразительности лица как мужского, так и женского и превосходил всех других живописцев в умении придавать особую прелесть фигурам и их движениям. Джованни умер, когда сыну было 11 лет. У его похорон было прекрасное сопровождение и привлекло большую толпу. В декабре 1504 года Рафаэль Санти уезжает во Флоренцию.
Так как архитектура «Афинской школы» выполнена в стиле Браманте, вероятно, что Рафаэль работал с Донато Браманте ещё в 1509 году в рамках подготовки к своей преемственности на пост «главного мастера» по восстановлению собора Святого Петра после смерти Браманте в 1514 году. Умение свободно расположить фигуры в пространстве, связать их друг с другом и с окружением проявляется и в композиции «Обручение Марии» (1504, Милан, галерея Брера). Там же – обнаженная фигура сидящего св.
В самом знаменитом из всех его запрестольных образов, фантастической «Сикстинской Мадонне» (1513-1514 гг., Галерея старых мастеров, Дрезден), написанной для церкви в Пьяченце, Дева Мария и младенец Христа, как будто, выплывают из картины. Художественный язык религии – это образы святых. Само имя Рафаэля в дальнейшем превратилось в нарицательное имя идеального художника.
По истечении этого срока и неожиданно для Рафаэля кардинал напомнил ему об обещанном. Знакомство Рафаэля с манерой Перуджино, как по стилю, так и по технике, очевидно из запрестольных образов, которые он расписывал для церкви в его родной Умбрии, таких как «Распятие» (ок. Родился 26. 03. 1483 в Урбино, в семье художника Джованни Санти. Станца делла Сеньятура содержит некоторые из наиболее известных работ художников, включая «Афинскую школу», «Парнаса» и «Диспут».
Возможно он и был мягок, но также чрезвычайно талантлив, что было равносильно его стремлениям.
Этот элегантный, но имеющий оттенок манерности прием руста, по-видимому, применен здесь впервые. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Однако папа Юлий II решил, что эти работы менее важны. Лучшей из фресок этой Станцы является «Изведение апостола Петра из темницы» (1514), в которой Рафаэль обнаруживает всю блистательность своего живописного дарования, превращая роспись в настоящую симфонию света. Даже в «Диспуте» (споре отцов церкви о причастии), посвященном изображению церковных деятелей, среди участников спора, можно узнать поэтов и художников Италии — Данте, Фра Беато Анджелико и других живописцев и писателей. Так он изобразил св. Его отцу, когда он был еще жив, видимо, удалось обеспечить обучение для молодого мастера. В этот же год произошло знакомство Рафаэля с Дюрером немецким художником.
Они же вместе с Перино дель Вага, Полидоро да Караваджо осуществили самый обширный замысел Рафаэля-декоратора – росписи и стукковую лепнину т. н. Лоджий Рафаэля (1518-1519, Ватикан). Так началась история Рафаэлевых Станц.
Одна из его заключительных картин флорентийского периода – великолепная «Святая Екатерина» теперь находится в Национальной Галерее в Лондоне. Павла, летящих с мечами в руках и спешащих на защиту святой церкви. По инициативе кардинала Биббиена (Bibbiena), художник был помолвлен с его племянницей Марией Довици Биббиена (Maria Dovizi da Bibbiena), но свадьба не состоялась, маэстро не желал связывать себя узами брака.
Первой постройкой Рафаэля была церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (рис. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. 1515-1518, Рим, вилла Фарнезина), выполненных по рисункам Рафаэля его помощниками Дж. Четыре года, проведенные под влиянием Флорентийского искусства, помогли ему достичь индивидуального стиля и уникальной техники живописи.
Работа датируется 1498 годом. «Портрет папы Юлия II» был выполнен настолько реалистично что люди замирали с трепетом. Мэтры рисовали портреты герцога и его родни, расписывали дворцовые стены. Самая ранняя из них – мифологическая фреска в античном стиле «Триумф Галатеи», создана для его виллы на берегу Тибра, сейчас известную как «Фарнезина». Cкручиное положение сивилл написаны заметно в стиле Микеланжело, однако образы с идеальной женской красотой, пожалуй, наиболее ощутимы в прекрасных эскизах красным карандашом Рафаэля (Британский музей, Лондон).
Самое поразительное в этом портрете — это то ощущение, что от него исходит. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509 – 1511), среди которых безусловный шедевр мастера – фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Эти годы стали решающими для его творческого формирования.
Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. В общем каждый выдумывает на свой лад. Эти фрески и «Освобождение Святого Петра», блестяще демонстрируют драматические возможности необычных источников света и свидетельствуют о истоках детализации в работе Рафаэля, отличительной от величия и чистоты Афинской школы. Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти.
Франциска, который, стоя на коленях с протянутой рукой, поднял голову и смотрит снизу вверх на Мадонну, сгорая от любви к ближнему, выраженной художником со всей страстью, доступной живописи, которая и показывает при помощи очертаний и цвета, как он словно растворяется в своем чувстве, черпая утешение и жизнь в умиротворяющем созерцании красоты Мадонны и живой резвости и красоты младенца. Все они сплетены каким-то невидимым ритмом, который перетекает от одной фигуры к другой. 1512, Лондон, Нац. Анна.
Холст создавался для алтаря базилики святого Сикста (Chiesa di San Sisto) в Пьяченце (Piacenza) в 1513 г. С 1754 г. работа выставлена в Галерее старых мастеров. С «Мадонной со щеглёнком» связана любопытная история, рассказанная Джорджо Вазари: «Величайшая дружба связывала Рафаэля и Лоренцо Нази, для которого, только в эти дни поженившегося, он написал картину сизображением младенца Христа, стоящего у колен Богоматери и молодого Св. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы, сойдя с горы, Христос его освободил. Исслеователи ку Эта атмосфера предопределила судьбу Рафаэля. Главным его частным заказчиком стал богатый римский банкир, уроженец Сиены Агостино Киджи. Около 1513 года Рафаэль расписал семейную капеллу Киджи в церкви Санта Мария делла Паче.
1514, Флоренция, галерея Питти) и Мадонне с рыбой (ок. Ему помогал его старший товарищ Эванджелиста Пьян ди Мелето. Вот почему и Уго да Карпи, с головой, всегда полной всяких выдумок и причуд изобрел прекрасный способ гравюры на дереве, при котором можно при помощи трех досок с полутенью, светом и тенью передавать светотень любого рисунка изобретение – поистине прекрасное и остроумное. Так как гобелен чувствителен к художественным ограничениям, Рафаэль заботился, чтобы выражения и жесты фигур в композициях были смелыми и прямыми. 1514, Мадрид Прадо) появляется увлечение демонстрацией пластической красоты поз и жестов.
В детстве Рафаэль Санти проявил способности к живописи.
Национальная галерея (Вашингтон)Флорентийский период творчества Рафаэля отмечен поисками колорита, который становится более сдержанным, приобретает тональное единство, яркие интенсивные цвета ранних работ, выполненных под влиянием Перуджино, постепенно уходят из его творчества. В 1507 г. произошло знакомство Рафаэля с Браманте. Этот превосходнейший художник изучал в городе Флоренции старинные приемы Мазаччо, а те приемы, которые он увидел в работах Леонардо и Микеланджело, заставили его работать еще упорнее, чтобы извлекать из них невиданную пользу для своего искусства и своей манеры. Композиционное равновесие сочетается в ней с движением. Кастильоне изображён с большой психологической тонкостью, нежным, академическим лицом идеально подходящим человеку, который в трактате «О придворном» определил качества идеального джентльмена. Художник родился весной 1483 года в 15-тысячном городке Урбино на востоке Италии. Другие портреты этого периода включают портрет его тоскующего покровителя Юлия II (прибл.
Сияние отражается на воинских доспехах яркими вспышками, переданными настолько живо, что блики, мерцающие на полированной стали, кажутся куда более правдоподобными, чем это доступно передать живописи. Римский период Рафаэля открывают фрески Станцы делла Сеньятура (1509-1511, Ватикан) – одного из трех залов, входивших в комплекс папских апартаментов в верхнем этаже Ватиканского дворца. Донато Браманте (1444-1514) – крупнейший представитель архитектуры Высокого Возрождения. Обе эти картины выставляются напоказ в дни торжественных праздников.
Двухчастное членение фасада придает архитектуре здания крупную, «героическую» масштабность (утерянную в многочисленных уменьшенных репликах палаццо). 1512). Для Рафаэля-портретиста важным было не только умение передать внешнее сходство, но и характер.
20), заказанная ему цехом римских ювелиров. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать.
Острохарактерные портретные черты приобретают полные жизни персонажи «Мессы в Больсене» (фрески в Станце дЭлиодоро). галерея Шотландии Мадонна Эстергази, 1507-1508, Будапешт, Музей изобразительных искусств).
24). Вторая комната, в которой Рафаэль работал, называется Станца дЭлиодоро. Вот таким образом в ренессансной Италии бытовала традиция, когда перед отъездом сына семья заказывала картину на сюжет с Товией и ангелом и Товия изображался похожим на отправляющегося в путь сына семейтсва.
1514-1515, Париж, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно, модель Сикстинской Мадонны (ок. Мадонна с младенцем — один из самых важных сюжетов для Рафаэля.
Одну из картин — «Мадонна Грандука» — приобрел герцог Тосканский и с тех пор никогда не расставался с ней.
Идеи Леонардо в области градостроительства оказали на него большое влияние. Знакомство с Браманте имело для Рафаэля как архитектора огромное значение. Облокотившись на раму картины, видение созерцают и два маленьких крылатых херувима. Именно в детстве у художника зародилась любовь к изображению мадонны.
Папа Юлий не дожил до их завершения и в «Встрече Льва Великого и Аттилы» использовали черты Льва X для его воинственного предшественника. На полотне изображены 50 величайших мыслителей, астрономов и математиков. Павла, св. Около 400 набросков и рисунков было оставлено художником.
Позади видна церковь, напоминающая храм Сан-Бернардино (Chiesa di San Bernardino) в Урбино, на родине автора картины. Пинакотека Брера (Милан)Это символ, но в том числе и манифест новых архитектурных идей мастера. Деятельность Рафаэля-архитектора представляет собой связующее звено между творчеством Браманте и Палладио. Магдалиной и св. Им написаны портреты папы Юлия II (1511, Флоренция, Уффици), папы Льва X с кардиналом Людовико деи Росси и Джулио деи Медичи (около 1518, там же) и другие портретные картины.
А был Рафаэль человеком очень влюбчивым и падким до женщин и всегда был готов им служить, почему и друзья его (быть может, больше чем следовало) считались с ним и ему потворствовали, когда он предавался плотским утехам. Ему поручают расписать фресками четыре комнаты дворца, так называемые станцы. А после его смерти она боялась умереть». Он неоднократно наведывается в родные края во время обучения. Рафаэль Санти рано осиротел: едва ему исполнилось 8 лет, умерла мама. музеи Мадонна с Младенцем, ок.
А держал он при себе в работе всегда множество людей, помогал им и наставлял их с любовью, которую обычно питают не к художникам, а к родным детям. 1507, Флоренция, галерея Уффици Прекрасная садовница, 1507, Париж, Лувр Мадонна Бриджуотер, ок. И там подружился он с некоторыми живописцами, в том числе с Ридольфо Гирландайо, Аристотелем Сангалло и другими он в городе был в большом почете и, в частности, у Таддео Таддеи, который, питая неизменную любовь ко всем людям творческого склада, пожелал видеть его постоянным гостем у себя дома и за своим столом. Именно Браманте построил при этой церкви трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою «Тайную Вечерю». Перин дель Вага стал художником, работал во Флоренции и Генуе.
Переезд благотворно сказался на карьере и мастерстве юноши – учитель познакомил Рафаэля с именитыми живописцами, скульпторами и архитекторами. После смерти Браманте Рафаэль занял должность главного архитектора собора св. 1505 Маддалена Строцци, ок. В этих работах отчетливо видно влияние Микеланджело.
Среди работ римского периода (Кардинал, ок. На другой же истории он изобразил самую коронацию означенного короля с портретами папы и Франциска, второго из них – в доспехах, а первого – в облачении первосвященника, а также портреты всех кардиналов, епископов, камергеров, щитников и постельничих, сидящих в облачениях по своим местам по порядку, предусмотренному уставом. 1506-1507, Флоренция, галерея Питти Мадонна Каупер, ок. Вторая — самая прославленная из картин Рафаэля — Сикстинская Мадонна (1513—1514, Дрезден, Картинная галерея).
18), «Парнас» и «Три добродетели» (1509—1511 гг. ) и вторая станца, фрески которой изображают «Изгнание Элиодора», «Мессу в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и «Встречу папы Льва I с Аттилой» (1511—1514 гг. ), были замечательным достижением монументального реализма в живописи и ее синтеза с архитектурой. Сверху, как символ невинности, добавлена синяя накидка. При ней – несколько путтов, отличающихся необыкновенной красотой. Во время правления Льва X он обзавелся роскошным домом в античном стиле, построенном по собственному проекту.
Иоанна, св. В начале 16 века Рим внушал надежды на национальное объединение страны. 295х224 смНереида (морское божество, по внешнему виду напоминающее славянских русалок) Галатея влюбилась в пастухаАкида.
Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. Однако вернемся к гравюрам.
Художнику помогали ученики, одна фреска выполнена после смерти живописца по его эскизам. Их встречают папа Сикст II (Sixtus II) и святая Варвара. Не менее искусства и таланта проявлено художником в той сцене, где св. галерея Мадонна в зелени, 1506, Вена, Музей истории искусства Мадонна Колонна, ок. В конце 1508 г. художник получил приглашение папы Юлия II в Рим. Ее взгляд позволяет заглянуть в мир ее переживаний.
21), но позднее оно было значительно развито в длину и надстроено. К ним относятся главные запрестольные образы, самые ранние из которых «Мадонна ди Фолиньо» (прибл. Ученик Платона. Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине).
1512 г., Национальная галерея, Лондон), Томмазо Ингирами (Палаццо Питти, Флоренция) и папы Льва X с двумя кардиналами (1518 г., Галерея Уффици, Флоренция). На протяжении всего периода пребывания в Ватикане, Рафаэлю удалось поработать над другими заказами. Фреска Рафаэля «Триумф Галатеи» (ок.
В Риме Рафаэль раскрылся не только как художник, но и проявил себя в роли гениального архитектора. А кроме того, он украсил это свое произведение и перспективой и многими фигурами, выписанными им в такой тонкой и мягкой манере, что это послужило поводом для папы Юлия приказать сбить вместе со штукатуркой все истории как старых, так и новых мастеров и таким образом Рафаэль мог один похвастаться тем, что извлек для себя пользу из всех трудов, которые до него были вложены в эти произведения. На ней представлены мудрецы всего мира, спорящие друг с другом на все лады. Он даже обвинил художника в плагиате.
Тем не менее позднее колоннады были возведены знаменитым архитектором Л. Бернини. Судьба изображений осталась неизвестна.
В церкви Санта Мария делла Паче хранится одна из самых выдающихся работ Рафаэля – прекрасная фреска «Сивиллы и Ангелы», украшающая капеллу Киджи. На этой же стороне и над упомянутым выше окном он впоследствии изобразил гору Парнас. Его влияние видно на картине Рафаэля «Сикстинская Мадонна». 1505, все – Флоренция, галерея Питти).
На ней можно увидеть портреты некоторых, живших в то время папских конюшенных, которые несут восседающего на кресле папу Юлия, совсем как живого. Иоанна, который в свою очередь ему поклоняется вместе со св.
На этой картине изображена св. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. С этими обстоятельствами, видимо, связана программа росписей, находящая различные интерпретации у исследователей. Вазари описывает, что ранняя смерть Рафаэля «погрузила в горе весь папский двор». 1504, Шантийи, музей Конде Св. Лишенный прямого въезда с главной улицы, сад трактовался как органичный элемент жилой части дома.
Изображения Мадонны принесли РафаэлюСанти большую славу, его пригласили в Рим, где он вместе с другими художниками должен был расписывать «Станцы» — парадные залы Ватиканского дворца. Джованни Сольяни (Giovanni Sogliani) мог дорисовать колонны по бокам лоджии, руки с рукавами и собаку. Иные композиционные и образные акценты находит Рафаэль в соседней Станце Элиодора (1512-1514). В своей фреске Рафаэль отошёл от точного изложения сюжета и написал сцену известную как «похищение Галатеи». Рафаэль исполнил росписи капеллы Киджи в церкви Санта Мария делла Паче («Пророки и Сивиллы», ок. По эскизам Рафаэля его помощники выполнили живописный декор примыкающих к Залу Константина лоджий двора Сан Дамазо (Лоджий Рафаэля), он собственноручно выполнил изысканный антикизированный орнаментальный декор двух помещений в личных апартаментах кардинала Бибиены в Ватикане, сделал серию огромных картонов на евангельские темы (ныне — Лондон, Музей Виктории и Альберта), по которым были вытканы гобелены для Сикстинской капеллы, руководил раскопками на Палатинском холме, а в 1514 году, после смерти Браманте, был назначен главным архитектором собора Святого Петра.
Римский период был временем расцвета творчества Рафаэля-портретиста. Рафаэль «Преображение» (1516-1520). Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года. Однако свадьба Рафаэля и Марии Доваци, одной из племянниц кардинала, так и не состоялась. Петра, св. Много картин написал он и для Франции, в частности для короля, – св.
Рафаэль стал идеалом всех академий (они были против его власти, которая подняла восстание прерафаэлитов) и сегодня мы приближаемся к нему через давнюю традицию, в которой рафаэлевские формы и мотивы использованы при постоянном уменьшении их ценности. Средоточием этих начал является Мадонна, неподвижно парящая в небесах и в то же время идущая к нам, легко ступая по облакам босыми ногами, в раздувающемся от движения золотистом покрывале и синем плаще, обратив к нам юное, полное неуловимой печали лицо и прижав к себе дитя, наделенное обликом маленького титана и недетски серьезным и тревожным взглядом. В 1515 году он награждается должностью главного хранителя древностей. В верхней части картины изображено чудо преображения Христа на горе Фавор перед тремя апостолами: Петром, Иаковом и Иоанном. В нижней части картины изображены другие апостолы и бесноватый отрок (эта часть полотна была завершена Джулио Романо по эскизам Рафаэля). Художник создал целую галерею портретов, о чём мы скажем в отдельной статье.
Однако, сын Лоренцо, Батиста (Batista), собрал все части картины из-под руин и отдал их на восстановление Ридольфу Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio). Написал он также на одной из еще незаписанных стен этого зала священный обряд и ковчег завета и семисвечник евреев и тут же папу Юлия изгоняющего алчность из церкви.
1506, Шантийи, Музей Конде Мадонна с щегленком, ок. С 1508 года художник живет в Риме, куда получил приглашение от папы Юлия II. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой. По другой версии, он заболел после полового акта с Форнариной. Декоративные приемы Рафаэля были подхвачены Джулио Романо, Джованни да Удине, Б. Перуцци. Предположительно, для образа позировала Джулия Фарнезе (Giulia Farnese), тайная любовь папы Александра VI (Alexander PP.
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. 1504, Лондон, Нац. Другое помещение декорировано росписями, рассказывающими истории из жизни Понтификов. Михаил, ок.
Справа от Богоматери – Св. Главный план занимает отдыхающая на скамье Мария. А св. 1507, Эдинбург, Нац.
Это видение в картине дозволено созерцать лишь более земным по облику, тяжело оседающим в облаках, облаченным в великолепные одежды Святым Варваре и Сиксту (которому Рафаэль придал сходство с Юлием II). 58х43 см. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Вот одна из фресок из греческой мифологии. Флорентийскому периоду творчества Рафаэля Санти присущи серия картин Мадонна.
1506, Берлин, Гос. Во Флоренции РафаэльСанти создал несколько картин с изображением Мадонны. Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Благодаря учителю, молодой человек познакомился с архитектурным гением Баччо дАньоло (Baccio dAgnolo), выдающимся скульптором Андреа Сансовино (Andrea Sansovino), живописцем Бастиано да Сангалло (Bastiano da Sangallo) и своим будущим другом и протектором Таддео Таддеи (Taddeo Taddei).
Породниться с художником хотели многие знатные люди Италии, в том числе близкий друг Рафаэля кардинал Биббиена. Вообще говоря, жил он не как художник, а по-княжески.
св. Произведение это стоило семьдесят тысяч скудо и до сих пор хранится в папской капелле. Еще один более поздний слой краски увеличивает объем прически изменяет рукава и дорисовывает собаку. Появляется тема торжественного небесного явления Мадонны (алтарь Мадонна ди Фолиньо, 1512, Ватикан, Пинакотека) и одновременно на смену интонациям счастья и светлой гармонии приходит более сложное мироощущение.
И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Он прожил остаток своей жизни здесь.
Творческое развитие мастера в этот период можно проследить на образах мадонн: «Мадонна Грандука» (ок. Предположительно, это мог сделать художник Карло Дольчи (Carlo Dolci), владелец «Мадонны Грандука», предпочитавший темный фон религиозных образов. В1500 году поступает на учебу в мастерскую Перуджино. 405х278 см.
Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией. Эта работа была так чудесно выполнена, что диву даешься не только при виде ее, но и при одной мысли о том, как возможно было до мельчайших ниток расчесать волосы и бороды и передать всю мягкость человеческого тела при помощи тех же ниток.
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Елизаветой и Иосифом. Петра и св.