Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи. Направление, в котором работал Эль Греко современные исследователи относят к маньеризму, хотя жанровой классификации его картины поддаются плохо, сочетая в себе влияние византийской иконописи, классицизма и испанских мастеров. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах). Для своих работ Эль Греко использовал тонкий холст и масло средней вязкости60, а также обычные пигменты того периода, такие как азурит, киноварь, крапп, охра и сурик изредка дорогой в то время ультрамарин61.
Киза Джонсон использовала картины Непорочного Зачатия работы Эль Греко как композиционную основу для некоторых своих работ, а анатомические искажения мастера отразились в портретах Фрица Чесната102. Поздние работы Эль Греко («Лаокоон», «Снятие пятой печати»), в которых воображение художника принимает причудливые ирреальные формы, не были поняты современниками. В последних работахЭль Греко можно обратить внимание на искажение пропорций фигур. Во время работы над заказом для очередного госпиталя Эль Греко сильно заболел и через месяц, 7 апреля 1614 года, умер. Для работ Эль Греко характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают их к современной живописи.
Известно, что к концу жизни Эль Греко продолжал работать несмотря на все жизненные неурядицы, материальные трудности и болезни. Картина «Мальчик, раздувающий лучину» демонстрирует характерную для Эль Греко тщательную проработку рефлексов. Последние десятилетия жизни Эль Греко очень плотно работал – постоянно получал заказы на картины для церквей и госпиталей.
Главными героями его картин становятся апостолы (серия «Апостоладос») и многочисленные мученики. Они увидели в нем своего героя -- непризнанного гения, скитальца и отшельника.
Кроме того, Эль Греко оформлял алтари в ряде церквей. Оставаться навсегда в Толедо художник не планировал – его интересовало лишь хорошее отношение короля и положение при дворе, которое это отношение может ему обеспечить. Неизвестно, сколько он оставался в Риме, по некоторым сведениям он вернулся в Венецию (прим. Сбогословской точки зрения это очень точная мысль. В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света.
Известно, что начинал Эль Греко как иконописец и уже в довольно молодом возрасте (22 года) имел собственную мастерскую. Кроме того, он по-прежнему был известен и как успешный портретист.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Среди крупных работ того времени необходимо упомянуть три алтаря для капеллы Сан-Хосе в Толедо (1597—1599) три полотна (1596—1600) для алтаря церкви коллегии Марии Арагонской в Мадриде главный и боковые алтари, а также полотно «Святой Ильдефонс Толедский» для церкви госпиталя Милосердия в Ильескасе (1603—1605)4. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в Молении о чаше (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в Лаокооне – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
Грек по происхождению. Для предисловия этой фразы, в принципе, вполне достаточно. На тех же самых торгах был достигнут и второй по величине результат— 3 442 500 фунтов (5229 846 долларов) за картину «Христос на кресте».
Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами. Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Для его работ характерны быстрота и экспрессивность исполнения, которые приближают её к современной живописи. Доменикос Теотокопулос (абсолютно непроизносимое для испанцев имя, вот таким образом и псевдоним появился "Эль Греко", то есть по-просту "грек") обучался иконописи в родном Ираклионе. Несколько лет спустя он уехал в Венецию и никогда больше не возвращался на Крит. Художник последовательно создает впечатление контраста между небесным и земным мирами.
Основой для этого послужила подпись мастера на задней части центральной панели Моденского триптиха (, «создано рукой Доменикоса»)107. Он жил там до 1570 года и, согласно его письму к своему другу Джулио Кловио известному миниатюристу, состоял в «последователях» Тициана, все ещё энергичного, невзирая на возраст, переваливший за 80 лет. Крайние и центральные фигуры красноречивыми жестами указывают на происходящее.
Учился у иконописцев на Крите, а ок. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Августин и св.
Рубеж XV–XVI вв. Там Эль Греко познакомился с интеллектуальной элитой города, включая учёного Фульвио Орсини, чья коллекция полотен впоследствии обогатилась семью картинами Эль Греко, среди которых были «Вид на гору Синай» и портрет Джулио Кловио19. Зачастую живопись маслом теряет у художника материальность, плотность красочного слоя. Один из самых ранних — так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (1577—1579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени.
Королю оно откровенно не понравилось и он передал заказ посредственному итальянскому художнику Ромуло Чинчиннато. Более того, художник ввел в работу и своего сына Хорхе Мануэля в образе пажа. Согласно мюнхенской художественной группе «Синий всадник» в 1912 году Эль Греко ощущал в мироздании его мистически-имманентную конструкцию, ставшую великой проблемой для современного поколения91. Именно на Крите он мог глубоко изучить иконопись.
Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Строительство Эскориала началось в 1563 году и вполне возможно, что появление Эль Греко в Испании было граничит с его надеждами поработать в Эскориале, куда уже был вызван ряд известных итальянских художников (в том числе и Тициан).
Это стало характерной чертой его зрелого стиля. Кэтому моменту творчество Эль Греко достигло своего апогея. Город этот на тот момент был религиозным центром Испании – и ярко воплощал в себе великолепное прошлое, процветающее настоящее и несколько сомнительное будущее страны в целом. Тишина соседствует со звуком.
Но сам Эль Греко склонялся кболее глубоким исследованиям человеческой натуры. Наверное, только втом случае, если Он Сам— источник этого света. «Вид Толедо» – один из самых ярких и волнующих пейзажей в истории искусства и это особенно удивительно, если принять во внимание тот факт, что во времена Эль Греко пейзаж только начинал становиться самостоятельным жанром в Европе. Чем ближе мастер кконцу жизни, тем более иррациональным становится его творчество. В «Несении креста» видно, что Господь, проходя через крестные страдания, взывает кНебесному Отцу имолится за всех людей, особенно за тех, кто Его распинает. Последнее, впрочем иногда граничило с элементарным высокомерием.
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Картина держит ось большого архитектурного пространства, господствует в нем и неудержимо влечет к себе. Его работы (прежде всего, религиозного содержания) всегда были широко востребованы. Эль Греко не имел последователей, его искусство на протя-жении трех столетий (XVII–XIX вв. ) было забыто.
В верхней изображен рай, куда ангел несет душу покойного в виде спеленутого младенца. Сведения о жизни, особенно о молодых годах, скупы и предположительны. Ему удалось получить два важных королевских заказа— «Поклонение имени Христа» («Видение Филиппа II: Аллегория Священной лиги») и «Мученичество святого Маврикия». В «Мученичестве св. Микеланджело (Michelangelo) и Рафаэль (Raphael) к моменту переезда Доменикоса в Рим уже был мертвы грек, однако, сумел найти себе других кумиров – вроде Корреджо (Correggio) и Пармиджанино (Parmigianino). Ильдефонсо4.
Игнатием Лойолой. Первоначально работал в поздневизантийской живописной манере в Кандии. Если говорить о картине, то можно рассмотреть ее.
В этом произведении Эль Греко обратился к очень известному евангельскому сюжету. Слава Богу, что так. Их ожидания художник оправдывал всегда на сто процентов – его картины на религиозные темы дышали неподдельным трепетом перед могуществом Господа, растворением человека в экстазе поклонения божественному началу. Это легко увидеть, если посмотреть, как он изобразил Спасителя. Марина Ламбраки-Плака замечает: «вдали от влияния Италии, в нейтральном месте интеллектуально сходном с его родиной, Кандией, византийские элементы его художественного образования сыграли роль катализатора появления новой концепции образности, представленной в поздних работах художника»67. Объем растворяется на плоскости, а плоскость приобретает космическую глубину. Не избежал этой участи и Эль Греко.
Это хорошо видно в«Исцелении слепого». Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие итальянцы, в частности Бассано, Веронезе, Тинторетто и др. Но все, что касается его личной жизни, скрыто под покровом тайны. В 1576, привлеченный известием о строительстве Эскориала, Эль Греко предпринял путешествие в Испанию. Картины он подписывал своим греческим именем и даже греческими буквами иногда добавляя в подписи "Крес" (критянин).
1565 переехал в Венецию. Известно, однако, что в юности Эль Греко обучался иконописи (влияние византийского иконописного стиля отмечено во многих его работах), в 1983 году на острове Сирос была найдена икона «Успение Богоматери» с его греческой подписью. Взгляды на творчество Эль Греко пересматривались не только учеными. Франсиско Пачеко в своем «Искусстве живописи» рассказывал, что Эль Греко при обдумывании картины использует модели и фигурки, расставляя их в различных позах и комбинациях. Дело дошло до того, что имя Эль Греко превратилось в синоним извращенного вкуса, а впоследствии даже перестало упоминаться в справочниках по искусству. Город оказал на него огромное воздействие.
e. Однако в англоязычном представлении он оставался человеком, который «расписывал ужасы в Эскориале» по словам «Циклопедии» Эфраима Чамберса в 1899 году81. Композиция резко делится на две части.
Не сохранилось и личных писем живописца. Однако испанскому королю пришлась не по вкусу новизна и необычность искусства Эль Греко и художник отправился в Толедо, где прожил с 1577 вплоть до самой смерти 7 апреля 1614. Таким образом, отъезд Эль Греко состоялся не ранее 27 декабря 1566 года122. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах.
В прославленном «Погребении графа Оргаса» (1586–88), написанном для церкви Санто-Томе в Толедо, также сохраняется архаичная двухъярусная композиционная схема: действие происходит одновременно на небе и на земле. По словам Франсиско Пачеко, особенно привлекал Эль Греко образ Франциска Ассизского, которого художник показал «таким, каким он остался в истории, лишенным обычного для святых смирения» В ряду других святых, написанных Эль Греко, можно упомянуть часто изображавшего им святого Иоанна, святого Августина и святого Иеронима. Толедо вырос на сухих каменистых холмах. В нижней на глазах у собрания толедской знати двое святых спокойно и без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Как пишет Т. П.
Именно этот город стал для него вопределенном смысле второй родиной. Толедо исейчас— один из самых блестящих городов Испании, авто время Когда страна была под владычеством мавров, Толедо по уровню учености своих жителей, по уровню мысли философов, которые там проживали, был настоящим конкурентом знаменитому Кордовскому халифату. Эль Греко поселился в«мистическом» доме— впоместье, когда-то принадлежавшем маркизу де Вильене, которого считали едва ли не чернокнижником. Современными учеными Эль Греко характеризуется как художник настолько индивидуальный, что не принадлежит ни к одной традиционной школе4. Он жил на широкую ногу иногда даже нанимая музыкантов, чтобы те играли, пока он обедает. Эль Греко это удалось. Оба аукционных дома на день написания этой статьи еще не опубликовали каталоги зимних торгов «Искусство Старых мастеров», однако, учитывая летние рекордные результаты, можно не сомневаться: если кому-то из них удастся заполучить Эль Греко, то результат может превзойти даже смелые оценки экспертов. Иэта внутренняя настроенность явно отразилась вего работах.
Линии рисунка и краску он наносил так, чтобы грунт и умбра были видны через нее. Как пишет Т. П. Более того, к работам Микеланджело Эль Греко отнесся с явным скепсисом – так, он предлагал папе Пию V (Pius V) закрасить легендарный Страшный суд (Last Judgment), украшающий собой Сикстинскую Капеллу (Sistine Chapel) и изобразить на его месте что-то более достойное.
26 декабря 1566 года он испросил разрешения властей выставить на лотерею панно «Страсти Христовы» на золотом фоне («un quadro della Passione del Nostro Signor Giesu Christo, dorato»)65. c. Поначалу Фарнезе внял этой рекомендации и даже пригласил Эль Греко пожить в своем дворце. На вершине холма справа расположен дворец Алькасар. Каждый отправлявшийся в путь нес с собой уникальный культурный заряд, «месседж», складывавшийся из опыта, знаний и умения эти знания использовать. Творческая мощь и своеобразие художественного метода Эль Греко наиболее полно проявились впервые именно в Толедо -- во время работы над огромным алтарным образом «Похороны графа Оргаса», написанным по просьбе его друга-священника Андреса Нуньеса для церкви Святого Фомы. В протоколе приемки на полотно «Непорочное зачатие Девы Марии» (1607—1613), составленном работниками муниципалитета, Эль Греко описан как «один из величайших людей в королевстве и за его пределами»44.
Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Эль Греко, отмеченных тонкой психологической проницательностью (Главный инквизитор Ниньо де Гевара, 1601, Метрополитен-музей) или проникновенным драматизмом (Портрет неизвестного рыцаря, 1578-1580, Музей Прадо, Мадрид). Это помогает датировать поздние работы мастера. Десятилетие между 1597 и 1607 годами стало для Эль Греко периодом напряженной работы.
Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. В своих зрелых работах он решает и множество художественных задач— например, его интересует проблема изображения различных источников света (возможно, вследствие занятий иконописью в молодости), он ищет новые возможности построения динамичной композиции искажая формы человеческого тела настолько, что к 1600-м годам на его полотнах фигура человека больше всего напоминает колышущийся на ветру язычок пламени (хотя есть версия, что причиной подобной деформации изображаемых объектов мог быть астигматизм, развившийся у художника с возрастом). Зеничев).
По словам профессора Джона Армстронга Кроу, «астигматизм никогда не мог придать ни достоинства холсту, ни таланта глупцу»130. Нет другого художника, который так затруднял бы проникновение в свой внутренний мир". Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Это тоже плод его фантазии.
Он посетил Эль Греко в 1611 году и описал, как ему показали «копии со всех работ художника, написанные маслом на крошечных холстах». Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Дискуссия о месте рождения Эль Греко продолжается. Люди, поклоняющиеся Христу, восходят на небеса, атех, кто Его отверг, поглощает пасть ада. Эль Греко было важно создать ощущение легкости, прозрачности и бестелесности рисунка.
Художник и сам полюбил этот город. погода была прекрасной, нежно светило весеннее солнце. Уже достаточно взрослым для того времени (в 26 лет) художник уезжает в Венецию, что не удивительно, так как Крит в то время был колонией венецианцев. Кстати, Эль Греко позже вступил всоревнование сМикеланджело— когда писал свою знаменитую работу «Снятие пятой печати».
Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой". Непередаваемая симфония звука, цвета, формы ирреального свечения, торжества, тревоги, предчувствия. Однако королю работы не понравились, он распорядился поместить святого Маврикия в зале собраний вместо капеллы и больше ничего у Эль Греко не заказывал37. Филипп II в то время как раз работал над титаническим дворцом-монастырем Эскориалом (El Escorial) подобное сооружение просто необходимо было украсить целой серией огромных картин.
Сигуэнса далее пишет, что Эль Греко «прикрасами и выдумками может оскорбить неискушенное чувство и не дает никакого удовлетворения». Так или иначе имя Эль Греко три столетия не вспоминали. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Тематически она перекликается со «Страшным судом» Микеланджело вСикстинской капелле— речь в обоих случаях идет оконце времен. У Эль Греко была возможность пожить вРиме: он перебрался туда в1570 году, когда покинул Венецию.
К первым его годам в Риме относятся такие его известные работы, как, например, «Пьета», написанная явно под влиянием скульптурной группы Микеланджело. (Это мнение художника известно нам благодаря его собственноручным пометкам на экземпляре книги Джорджо Вазари «Биографии художников»).
Условны, несимметричны и далеки от канонической красоты изображения мужских и женских лиц. Художник очень интересовался архитектурой и даже написал на эту тему трактат (еще один трактат он посвятил живописи). Он, как будто позабыв о похоронах, в мистическом экстазе взирает на небесное видение. Она познакомила его с абсолютно новым ритмом творческой работы.
В 1580-1582 годах Эль Греко написал для Эскориала большое полотно «Мученичество святого Маврикия». Порыв замирает на полузвуке, полужесте. Многие из друзей и знакомых художника узнавали себя в этом полотне. Конечно, унего были идругие весьма значимые работы инемало. И после Эль Греко никто несколько столетий не писал ничего подобного.
Левая рука кардинала, щедро украшенная кольцами, напряженно сжимает подлокотник креста. А до того известные историки искусства (вроде Антонио Паломино, автора вышедшей в 1724 году «Биографии испанских художников») называли его хоть и «неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана», но с «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом». Критские художники заимствовали стиль итальянских мастеров.
Выразительность и цветовая гамма Эль Греко повлияли на Эжена Делакруа и Эдуарда Мане90. Очевидно, что искусство увлекло мальчика в довольно раннем возрасте.
Композиция резко делится на две части. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника. Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Родители Эль Греко были католиками, воспитали сына всвоей традиции.
Но многие приемы абсолютно необычны. Там также творили порядка 200 художников, даже организовавших свою гильдию. Архитектор Пирро Лигорио называл его «глупый иноземец», а в недавно обнаруженных архивных материалах отражена ссора с Фарнезе, который выгнал художника из своего дворца28. Фигуры обоих святых самым естественным образом включены в группу земных персонажей. Произведения, среди которых лишь немногие признаны достоверно принадлежащими кисти Эль Греко, отмечены разнохарактерностью исканий (Изгнание торгующих из храма, 1570, Национальная галерея, Вашингтон Исцеление слепого, 1567-1570, Картинная галерея, Дрезден портрет миниатюриста Джулио Кловио, 1570, Музей Каподимонте портрет рыцаря Мальтийского ордена Виченцо Анастаджи, 1576, собрание Фрик, Нью-Йорк). Первое место в списке самых дорогих работ открытого рынка занимает, повторимся, «Молитва Святого Доминика»: картина была продана на Sothebys 3 июля этого года за 9154 500 фунтов (13907 516 долларов).
Помимо этого он, вероятно изучал древнегреческий и латинский языки, об этом говорит оставленная им после себя «рабочая библиотека» в 130 томов, включающая в себя библию на греческом языке и аннотированное издание Вазари9. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. АХристос пребывает как будто отдельно от них.
Стефан и Св. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Панно было оценено и продано 27 декабря за 70 золотых дукатов (Оценка была произведена двумя мастерами, одним из них был известный иконописец Георгиос Клонтзас, одна оценка составила 80 дукатов, другая— 70), что было примерно равно стоимости работ Тициана или Тинторетто того времени121.
Однако, неосмотрительность и искренность молодого художника сыграла с ним дурную шутку. Эль Греко, вероятно, учился у местных иконописцев. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (1610—1614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
Маврикия» (1580–82) изображены в одной плоскости разновременные события, как это было в средневековой живописи. Уже будучи вТоледо, Эль Греко взялся за сюжет «Снятие одежд сХриста» или «Эсполио» (1577–1579), что переводится как «ограбление». Обращение мастера к теме жизни и смерти, к непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеального преображения придает картине исключительную содержательность и многозвучность.
22 февраля 1950 года Пикассо начал серию «подражаний» другим мастерам с картины «Портрет художника, в подражание Эль Греко»98. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Самым активным в его жизни было десятилетие между 1597 и 1607 годами. В качестве учителя Эль Греко называют известного критского иконописца Михаила Дамаскина. В 1570-м художник приехал в Рим (Rome), где открыл художественную мастерскую. Переезд был совершен с определенной целью: служить королю Филиппу II Испанскому. Работу «Поклонение имени Христа» (около 1577–1579) некоторые исследователи считают не вполне удачной.
Его удлиненные фигуры были художественным выражением, а не симптомом»129. Некоторые искусствоведы даже полагают, что Эль Греко копировал Тициана. Известно, что Эль Греко считал их работы "раскрашенной скульптурой".
Франциск и св. Луки (члены которой считались профессиональными живописцами и с большей вероятностью могли рассчитывать на заказы) и даже на какое-то время возвратился в Венецию.
Андрей», 1590-95 «Иоанн Креститель и Иоанн Евангелист», 1600). В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Дон Гонсало Руис де Толедо (графский титул его семья получила позже), синьор городка Оргас, был известен всему Толедо своей набожностью и вниманием к делам церкви и особенно крупными пожертвованиями в пользу храма. В вышедшей в 1724 году книге «Биографии испанских художников» ее автор, Антонио Паломино, называл Эль Греко неплохим художником, позаимствовавшим свою манеру у Тициана, а его последние работы – «нелепыми картинами с искаженными фигурами и раздражающим цветом».
Экспрессионисты сосредоточились на экспрессивных искажениях Эль Греко. Такое заявление выглядело, мягко говоря, смело, не всякий смог бы его понять. В 1577-м художник переехал в Толедо (Toledo), где и прожил до самой смерти. Доменико (собст.
Луки. Возможно, ему оказались близки философские представления Патрицци о бесконечности Вселенной, его метафизика всеохватывающего и всепронизывающего божественного света. Что, вобщем-то, справедливо. Он выделял похвалой Корреджо и Пармиджанино23, зато не стесняясь, критиковал «Страшный суд» Микеланджело в Сикстинской капелле и даже предложил папе Пию V полностью перерисовать фреску, в соответствии с новыми, более строгими католическими воззрениями24. Однако некоторые исследователи утверждают, что Эль Греко позировал Бернардо де Сандовал-и-Рохас (1546-1618), который с 1599 года и до самой смерти был архиепископом Толедо. Состояние, которое сложно описать языком слов.
Луки, поняв, что добиться большого успеха в Италии ему, судя по всему, не удастся, Эль Греко решил попытать счастья в Испании. Исихазм как основа всего творчества Феофана Грека вряд ли интересовал юношу из католической семьи (большая часть правящего класса на Крите, бывшем в то время в подчинении Венецианской республики исповедовала католицизм), однако он очевидно перенял от Клонцаса интерес к световым эффектам в живописи и целый ряд приемов их отображения. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Эль Греко осел в Толедо, где и провёл все последующие годы жизни. В заметных научных работах второй половины XX века, посвященных Эль Греко, была проведена переоценка многих интерпретаций его творчества, а также его предполагаемого византийства65. В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим.
Сначала это привело к непониманию, а потом и к полному отрицанию его дарования. Ей возражают оксфордские профессора Сирил Манго и Элизабет Джеффрис, утверждая, что «несмотря на заявления об обратном, единственный византийский элемент его знаменитых картин это подпись греческими буквами»68. Обратите внимание на свечение картин Эль Греко, если вам удастся увидеть их в подлинниках.
В этот период художник создает самую необычную и смелую картину «Снятие пятой печати» (1610–11), посвященной теме Апокалипсиса, в которой он сумел ярко и убедительно передать чувство трагического восприятия мира и обреченности. «Аллегория испанской пословицы», около 1580-1585 – одна из «ночных» картин, написанных Эль Греко в Италии.
Фондулаки утверждает, что Пикассо «завершил процесс активации живописных ценностей Эль Греко, который был начат Мане и продолжен Сезанном»99. Острая эмоциональность образного строя характерна для портретов Эль Греко, порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью (портрет главного инквизитора Ниньо де Гевара, 1601). О последнем особенно напоминает манера, в которой написаны красные одежды кардинала. Уже первые его картины преодолели нормы классической традиции и нарушили все каноны церковного искусства («Поклонение имени Христа», 1579 «Мученичество св. 1600).
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Только его сын и несколько неизвестных художников делали бледные копии его работ. Доменико Теотокопули родился в 1541 году близ Канди (теперь это город Ираклион), столицы средиземноморского острова Крит, расположенного к югу от материковой Греции. Главным героем картины и причиной множества обсуждений становится грозовое небо. Следующая попытка Филиппа, с Федерико Цуккаро была ещё менее успешна39.
Его работы можно увидеть влучших музеях Европы. Он был знаменитым художником в Толедо и у него не было отбоя от заказчиков. Кроме того, мастерская Эль Греко выпустила не менее четырех «апостольских» серий. фиолетовыми, как будто вобравшими в себя пелену тумана. Вдали — написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо.
Он изображает жертвоприношение Исаака. Последующие поколения предали искусство толедского мастера забвению. Подобных путешественников в то время было множество.
Эль Греко заметно изменил его вид и передвинул русло реки немного вправо. Современных записей о дате и месте рождения художника не сохранилось. Художник прибегает к резким ракурсам, вытягивает пропорции человеческих фигур.
Когда его позже спросили, что он думает о Микеланджело, Эль Греко ответил «он был хорошим человеком, но рисовать абсолютно не умел»25. Одной из важнейших работ его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1567 году, выполненная темперой и позолотой на дереве, она объединяет пост-византийские и итальянские маньеристские стилистические и иконографические элементы, а также включает в себя стилистические элементы критской школы. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он)К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан) и выработал свой оригинальный стиль. Эль Греко же был всвоих работах аскетичнее, его интересовал прежде всего духовный пласт. Врач Артуро Перрера связывал стиль Эль Греко с употреблением марихуаны87.
Только с наступлением XX века мы в полной мере можем приблизиться к пониманию его творчества (хотя сказать, что он был непризнан современниками, было бы неправдой, заказов у него было множество). Поверх этого подмалёвка уже наносился красочный слой, как правило, очень тонкий. Палуччини приписал Эль Греко небольшой триптих, хранящийся в галерее дЭсте в Модене. Настоящее имя Эль Греко (с испанского – «Грек») – Доменикос Теотокопулос. Живопись Испании шестнадцатого столетия прочно ассоциируется теперь именно с произведениями Эль Греко.
Одной из последних работ художника стало полотно «Снятие пятой печати» (1608–1614), посвященное теме апокалипсиса. Он применяет многослойную живопись с активным использованием белильных прокладок. Фра Хосе де Сигуэнса писал: Здесь находится картина изображающая святого Маврикия и его воинов, написанная рукою Доменико Греко, который живет теперь в Толедо и создает превосходные произведения. Скажем пару слов о деталях данной картины. Он считает, что поздние работы Эль Греко «отражают дух римско-католической Испании в период Контрреформации»4.
Эль Греко считался непонятным и не имел значимых последователей77. Кловио и Орсини свели Эль Греко с Бенито Монтано, богословом и приближённым Филиппа учёным Педро Чаконом и Луисом де Кастилья, сыном Диего де Кастилья, настоятеля Толедского собора34. Но все неузнаваемо преображено художником. XVI столетие и Эль Греко могут гордиться друг другом. Яркие, звучные краски сочетаются с нежными изысканными полутонами, плотный мазок с прозрачнейшими лессировоками.
Условной— так как в1601 году он пригласил своих друзей на 60-летие. одухотворения и оцепенелости. По словам Дж. Сюжет переходит тесные границы рамы и изливается навстречу зрителю.
Большинство исследователей полагают Теотокопулосов «семьей, почти наверняка принадлежащей к греческому православию»11, однако в некоторых католических источниках есть возражения. Эль Греко или Доменико Теотокопули (1541-1614), — испанский художник, скульптор и архитектор, родоначальник экспрессионизма и кубизма, родившийся на Крите. В одном из сохранившихся писем современников художника есть такие строки: «. К евангельскому сюжету «Христос исцеляет слепого» Эль Греко обращался трижды, все эти холсты написаны им вИталии. В кармане пажа можно рассмотреть платок с надписью «Меня создал Эль Греко» и с датой «1578» (год рождения ребенка).
На холме слева изображена средневековая башня, построенная для охраны моста через реку. Религиозность Эль Греко, скорее всего, граничит с местом его рождения. Мы их так же в дальнейшем увидим у Эль Греко. Сейчас Доменикос считается своеобразным прародителем сразу двух важных направлений современного искусства – экспрессионизма и кубизма большое влияние его жизнь и его работы оказали на Райнера Марию Рильке (Rainer Maria Rilke) и Никоса Казантакиса (Nikos Kazantzakis). Известный испанский поэт XVII века, человек яркой и глубокой одаренности, он принадлежал к истинным почитателям Эль Греко.
На холсте мы видим Спасителя вблагородном алом одеянии. Сам Эль Греко сидел на табуретке, ничем не занимаясь, но бодрствуя. Хотя такие сроки редко встречались, это была точка потенциального конфликта. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. В результате все закончилось судом, который решил дело в пользу художника. Сравнительный морфологический анализ двух художников показал их общие элементы, такие как искажение человеческого тела, красноватые и (только внешне) необработанные фоны и сходство в визуализации пространства92.
В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Как показывают его собственные слова, Эль Греко считал Тициана, Микеланджело и Рафаэля образцами для подражания24. К сентябрю 1579 года он закончил все девять работ для монастыря, включая «Троицу» и «Вознесение Девы Марии». Рваные облака мечутся по небу, обилие рефлексов беспокоит, волнует, звучит тревожно и напряженно. Через очки в темной оправе смотрят глаза, в которых, как написал один из искусствоведов, «нет ни капли милосердия». При этом видно, что Господь вмолитве обращается кБогу-Отцу. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства.
Хлыст, который Он держит в руке, упомянут только в Евангелии от Иоанна, где: «И, сделав бич из веревок, выгнал их храма всех (торгующих) и деньги у меновщиков рассыпал, а столпы их опрокинул». Там молодой художник вполне мог рассчитывать на скорое признание. Эпитафию на его могилу написал знаменитый поэт Луис де Гонгора, а это говорит о многом.
Фраза «глубокая эксцентричность», часто встречающаяся в подобных текстах, со временем превратилась в «безумие». В то время Толедо был религиозной столицей Испании и многолюдным городом «с прославленным прошлым, процветающим настоящим и неопределенным будущим»31. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). Но на рубеже 16-17 веков художники работали абсолютно иначе.
Это может означать, что он работал в мастерской Тициана, а может и нет. Там сосуществовали две христианские общины— католическая иправославная. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»14. Но настоящая привлекательность и загадка Эль Греко заключается вот в чем. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614).
Как пишет Т. П.
Майкл Киммельман, обозреватель «The New York Times» заметил, что «для греков Эль Греко стал квинтэссенцией греческого живописца, для испанцев— квинтэссенцией испанского»23. Он был известен как ценитель искусства и имел неплохую коллекцию картин, куда, по всей видимости, входила и серия «Апостолов». В левом верхнем углу помещен рельеф изображающий изгнание Адама и Евы из Рая.
Важнейшей работой его критского периода стала икона «Успение Богородицы», написанная незадолго до его отъезда в 1667 году в Венецию. Терезой и св. Поскольку Крит принадлежал на тот момент Венецианской республике, желание продолжать свою карьеру на родине Тинторетто и десятков других талантливых художников эпохи Возрождения, было вполне логичным. После этого Эль Греко вернулся в Толедо и уже навсегда.
К концу жизни художник был практически разорен. Но при этом Христос, опять же ивместе слюдьми— икак бы вне их. Тем не менее известный греческий журналист Ахиллес Киру утверждает, что Эль Греко родился в деревушке Фоделе и руины дома его семьи сохранились на месте старой деревни (деревня позже переместилась на новое место из-за пиратских рейдов)46. Плиний пишет, что «Антифилуса почитают за его картину изображающую дующего на огонь юношу.
Фигуры производят впечатление непропорциональных, странных, как бы вырастающих от земли. Гневным жестом Христос «выметает» торговцев из храма. С 1962 года обнаружение «Успения Богородицы» и обширные архивные исследования постепенно убедили ученых в том, что оценки Уэтея не совсем корректны и что его воззрения могут исказить восприятие всей природы происхождения, развития и творчества Эль Греко. Вэтой работе совмещены сцены рая иада, небесного иземного. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Художник прожил вего доме до конца своих дней.
Почему так произошло. Легенда гласит, что в 1312 году, во время похорон дона Гонсало, с неба снизошли Св. Чтобы развиваться как художник, он в1567 году переехал вВенецию. Сейчас он находится вТоледо. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством.
Ко всеобщему удивлению, картина оказалась очень популярна среди горожан и добавила славы своему автору. Сторонники версии Фоделе приводят довод, что, вероятно, Эль Греко говорил в Испании, что он из Кандии (Ираклиона), так как из известных городов это был ближайший к его родной деревне117. Все они повторяли композицию подлинника, хотя и расходовались с ним в деталях. В творчестве позднего Эль Греко изобразительные приемы становятся все более ирреальными. Возникает несоответствие искажение. Художник занимал деньги у своих друзей, но уже к 1611 году у него образовалась двухлетняя задолженность по оплате арендованного жилья.
Первыми открыли полотна забытого мастера романтики. Со временем он внутренне разошелся сТицианом. Утверждается, что Эль Греко, как и многие греческие деятели науки и искусства, эмигрировавшие в католические области Европы, после отъезда с Крита перешел в католичество и практиковал католичество в Испании, где в своем завещании описал себя как «набожного католика». Непрерывная линия, очерчивающая контур фигур, становится, по словам М. В. Алпатова, в произведениях живопсца «сжатой формулой ритма, которым пронизано все живое, вся органическая материя». Зачастую образы Эль Греко, даже близкие к реальности, не совпадают с их привычной, земной формой. Это не один раз приводило к тягостным судебным разбирательствам.
Художественную манеру Эль Греко сочли причудливой, странной, порой его обвиняли в безумии, порой приписывали астигматизм (болезнь глаз). Жадный до знаний Доминикос ознакомился с работами Микеланджело и имел неосторожность сказать о них буквально следующее: «Очевидно, что автор был хороший человек, но писать не умел». Он не воспринимал манеру римско. В Толедо художник получал большое количество заказов на религиозную тематику, в основном он писал Распятия, Святое Семейство, Деву Марию изображения святых и апостолов (интересно, что его религиозные произведения почитались современниками как иконы). С1575 года идо конца своих дней— до 1614— он прожил вТоледо.
К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). В зрелом творчестве живописца Эль Греко, родственном поэзии испанских мистиков XVI века (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном пространстве стираются грани между землёй и небом, реальные образы получают утонченно-духовную интерпретацию (торжественно-величавая композиция Погребение графа Оргаса, 1586-1588, церковь Санто-Томе, Толедо Святое Семейство, около 1590-1595, Музей искусства, Кливленд). Даже Уэтей признал, что «он, вероятно, написал маленький спорный триптих из галереи дЭсте в Модене, прежде чем покинул Крит»112. Тем не менее, споры о точном количестве аутентичных произведений Эль Греко не утихают и в основе этих разногласий лежит статус резоне Уэтея113. Он прибыл в Толедо в июле 1577 года и подписал контракт на девять работ для украшения монастыря святого Доминика и на «Совлечение одежд с Христа» для ризницы Толедского собора35.
Здесь у него все построено на контрастном сопоставлении движения и застылости, одухотворения и оцепенелости. Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. Его считают автором нескольких статуй – в частности, раскрашенной гипсовой фигуры Христа. С этого времени в судьбе Эль Греко началась черная полоса, продлившаяся до самой смерти.
«Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. По мнению современника Эль Грека, священника Хосе де Сигуэнца, картина была отвергнута потому, что не вызывала «молитвенного трепета». Эта тема была близка Эль Греко. ИЕго Божественная природа не всегда бывает понятна людям, которые рядом сНим. Но весьма уважаемым человеком от этого быть не перестал.
Одна из линий связана с темой мистического экстаза (Пир у Симона Фарисея), ликующего небесного полета в вихре света и цвета (Вознесение Марии, 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур (Встреча Марии с Елизаветой, 1610–1614). Конец жизни Эль Греко был печален, художник оказался разорен. «Свет дня заставляет меркнуть мой внутренний свет, -- говорил Эль Греко, когда во время работы закрывал окна своей мастерской, оберегая свое особое духовное состояние состояние, позволявшее «улавливать волны, нисходящие с небес».
Эль Греко – та самая, что украшает сейчас Кафедральный собор в Толедо. Готье считал Эль Греко идеальным романтическим героем («одаренный», «непонятый», «безумный») и был первым, кто явно выразил свое восхищение поздней техникой Эль Греко79. Кроме картин и фресок на религиозные темы, Эль Греко писал довольно много портретов на заказ (наиболее известной его работой в этом жанре является портрет Кардинала Гевара), а также выполнял работу по изготовлению архитектурных конструкция и декорных элементов церковных алтарей.
Со временем менялась техника картин, Эль Греко ознакомился с научными достижениями в области математики – они приобрели важное значение в его поздних работах. Об организации работы мастерской сведений сохранилось немного. Пространство вокруг перенасыщено людьми, все они заняты своими мыслями иделами. Как ивслучае сВан Гогом, Эль Греко многие не понимали.
Как это возможно. Можно сказать, этот цикл подвел черту вхудожественной биографии Эль Греко. На холсте справа от Спасителя стоят мудрецы, которые повсюду идут за Ним. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Но Крит был маленьким, а амбиции у художника были большие.
Эту картину художник писал почти два года. Вот таким образом художник стал называть себя Доменико Греко или просто Эль Греко (Грек). Принято считать, что на этом портрете изображен Фернандо Ниньо де Гевара (1541-1609), в момент создания картины являвшийся главой Инквизиции. Возможно так распорядилась судьба, неведомый нам Божий промысел, который отправил мастера, в совершенстве владеющего тайнами иконописи, ее особым сакральным языком, понимающего роль иконы как проводника человека из мира видимого в мир невидимый, в Италию эпохи позднего Возрождения, мастера которой пели гимн человеку, красоте, форме, цвету, жизни. Монолитную стену их черных одежд перечеркивает гирлянда сверкающих белых «жабо», в пене которых колеблются яйцеобразные головы -- то любопытные, то озадаченные, то грустные.
Однако, в 1579 году Фернандес умер момент для Эль Греко был идеальным33. Творчество Тициана казалось ему слишком чувственным— скорее внешним, чем внутренним. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Знакомится он и с творчеством самых известных венецианских мастеров, в первую очередь Тициана (возможно, он даже был его учеником), у которого он заимствует внимание к различным текстурам и фактурам, расширяет по его примеру свою палитру, отдавая предпочтение насыщенным, глубоким, сложным переливающимся оттенкам.
В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. В Венеции Эль Греко, работавший до того почти исключительно в византийской иконописной манере, знакомится со многими открытиями европейского изобразительного искусства— холстом и маслом (традиционным материалом византийской живописи были доска и темпера), линейной и световоздушной перспективой, приемами композиции.
Огромное пятно винно. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. Для этого он накладывал краску сверхтонкими слоями, моделировал формы на холсте практически перламутровыми, жемчужно-серыми полутонами, добиваясь тончайших оттенков как с помощью добавления белил, так и тончайшими лессировками (прием в живописи, когда краска наносится тонким, просвечивающим слоем), местами красочный слой его работ состоит почти из одних лессировок, которые лишь слегка прикрывают белый грунт, в тенях коричневая имприматура часто оставалась нетронутой.
Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Доменико Теотокопули появился на свет в 1541 году в городе Канди (Ираклион) на острове Крит в семье сборщика налогов Георга Теотокопули известно также, что его брат Мануссос, который был десятью годами старше Доменико, служил на таможне и был членом городского совета Канди. Самый известный— тот, который сейчас находится вПарме (1570–1575). Доменико Теотоко-пули, 1541–1614) — испанский художник греческого происхождения.
Согласно Эфи Фондулаки, «художники и теоретики с начала XX века открывали нового Эль Греко, но в процессе они также открыли и показали самих себя»89. Анатомия человеческих тел в поздних работах Эль Греко стала более потусторонней, работая над «Непорочным зачатием Девы Марии», Эль Греко попросил удлинить место под картину на 46см, «чтобы форма была абсолютной и избежала урезания, худшей вещи, могущей случиться с фигурой». При этом фигуры пишутся в "противоположных ракурсах" (М.
«В 1570 году Эль Греко переселяется в Рим. Он оценил картину в 900 дукатов, но церковные эксперты, обнаружив в ней какие-то неточности, снизили эту сумму до 227 дукатов. Несмотря на вполне «историческое» название, «Погребение графа Oргaca» нельзя отнести к историческому жанру: сюжет картины иллюстрирует легенду о чуде, произошедшем в стенах собора в самом начале XIV века. Есть сведения, что он успел поработать в мастерской Тициана.
Среди них чудесное «Благовещение» (1586—1588 Мадрид, Прадо). В этом дворце он завел богатейшую библиотеку и даже домашний оркестр. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. Однако в настоящее время исследователи полагают, что эта работа суть попытка Эль Греко воспроизвести утерянный ныне шедевр древнегреческого художника Антифилуса Александрийского, упоминаемый Плинием в его «Естественной истории» (1 век н. э. ).
Мы знаем об этом человеке мало. Некоторые из них застыли всвоих позах, что выглядит на первый взгляд вычурно, манерно. В картине «Благовещение» (около 1567-1568) прослеживается мысль отом, что влице Богородицы человечество сделало Богу приношение. К 1590-м годам художественная манера Эль Греко сложилась окончательно. Маврикия», 1580 и др. ). 6 июня 1572 года Эль Греко подал официальную жалобу на это.
Резюмируя общее мнение о влиянии Эль Греко, Джеймс Картер в апреле 1980 года заметил, что Эль Греко был «самым необычным художником того времени» и что «он опередил свое время на три-четыре столетия»80. Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Августин, чтобы лично сопровождать его в мир иной.
Ивновь фигура Христа здесь— центральная. Ведь вделе спасения людей участвует не только Господь, но имы сами— это соработничество. В основном, это факты, сообщаемые Франсиско Пачеко, учителем и тестем Веласкеса. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. Обе находятся в Толедо – одна в Кафедральном соборе, вторая в доме-музее Эль Греко.
Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. К сожалению, ни одна из них не сохранилась. флорентийских мастеров с их преимущественным пристрастием к пластике и рисунку. Этому он мог научиться у Тинторетто, поступавшего точно также. Брауна, «Сезанн и Эль Греко— духовные братья, несмотря на разделяющие их столетия»93. После 8 лет, проведенных в Италии, 35-летний Доменикос уже навсегда переезжает в Испанию. Завершив образование в мастерской (не позже 1566 года, когда в документах впервые он упоминается как художник), молодой Эль Греко примерно в 1568 году отправляется в Венецию, бывшую тогда одним из главных центров развития искусства. Филипп был вынужден обратиться к менее даровитому Хуану Фернандесу де Наваррете, чьи gravedad y decoro («серьезность и приличность») находили одобрение у короля.
Берега реки соединяет Алькантара, построенной еще римлянами. Работая над «Совлечением одежд с Христа» он создал и особенный алтарь из позолоченного дерева, который был впоследствии уничтожен, за исключением малой скульптурной группы внизу центральной части изображающей чудо св. Многие приемы— игру света итени, мазки, тему истиль позднего маньеризма он взял уэтого итальянского художника. Кроме того, огромное влияние за время пребывания вВенеции на него оказал Тинторетто.
О его родителях нет никаких достоверных сведений, как, впрочем и о его детстве. В 1563 году, в возрасте 22 лет Эль Греко упомянут в одном из документов как «мастер» («маэстро Доменико»), что означает достижение им статуса мастера и возможность организовать собственную мастерскую10.
Среди других работ, которые относят к его творчеству, необходимо упомянуть «Моденский триптих», «Св. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Опекаемая ангелами-хранителями душа умершего (в виде спеленатого младенца), преклонив колени на облака, поддерживаемые херувимами и опускающиеся почти до голов скорбящих, приближается к Иисусу Христу, восседающему в судейском кресле -- наивысшей точке всей композиции произведения.
А вот современные художники-маньеристы, как считал Эль Греко, владели цветом превосходно. В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Так форма левой ладони апостола Петра напоминает крыло голубя, символа Святого Духа. Слева— человек, который куда-то показывает ипризывает следовать за собой. Тут случилось какое-то счастливейшее совпадение, которое хочется назвать «рукой судьбы».
12 марта 1586 года Эль Греко получил заказ на картину «Погребение графа Оргаса», ставшую впоследствии одной из его самых известных работ43. Они написаны в свободной, экспрессивной, очень цветной и необыкновенно тонкой манере, необычной для Испании XVI века. С 1577 по 1579 год он работает над оформлением алтаря монастыря Санто Доминго эль Антигyо и одновременно выполняет заказ для кафедрального собора Толедо— пишет одну из самых известных своих работ «Совлечение одежд» (1577–1579, по др. В работе «Несение креста» ярко проявляется настрой Эль Греко последних лет жизни. Обратите внимание как иконописцы изображают кисти и стопы. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод.
Тогда же делался и полный расчет. Сложно вообразить, чтобы кто-то из его современников, приехав в чужую страну, стал бы творить АБСОЛЮТНО иначе, нежели раньше, на родине используя новые средства живописного языка, создав новую манеру письма. (Это постоянное моление, которое изображает Эль Греко, — черта уже не Ренессанса, здесь сказывается наследие Критской византийской традиции. ) Иэто всеобъемлющее милосердие способно победить любое зло мира. Во-первых, Эль Греко был слишком самобытен, не вписывался ни водну из школ.
Большинство ученых считают его местом рождения Кандию116. «Видимо, это был хороший человек, но писать не умел», — сказал он) и выработал свой оригинальный стиль. Апостолы Эль Греко (Знаменитый и неизвестный до него в Испании "Апостоладос". К сожалению, Тициан к тому времени уже скончался, а Тинторетто (Tintoretto), Веронезе (Veronese) и Мор (Mor) в Испанию ехать наотрез отказывались. Родился будущий мастер на Крите, условной датой его рождения считается 1541 год.
Быть может, это указание на распятие Христа, а быть может, символ искупления. Эль Греко не является исключением из этого правила. Черты ирреальности, мистического визионёрства нарастают в поздних картинах Эль Греко (Снятие Пятой печати, Метрополитен-музей Лаокоон, Национальная галерея искусства, Вашингтон, – обе 1610-1614), острым трагическим чувством пронизана его пейзажная композиция Вид Толедо (1610-1614, Метрополитен-музей). Всех поражает искусство, с которым изображен огонь, освещающий комнату и лицо юноши». Один из них стал для Эль Греко роковым. В 1586–1588 годах, став уже знаменитым и почитаемым живописцем в Толедо, Эль Греко создал для толедской церкви Caнто Томе одно из самых известных своих произведений— программную работу «Погребение графа Oргaca». Некоторые черты кубизма, такие как искажения и материалистическое отображение времени имеют свои аналоги в работах Эль Греко. Художник писал портреты своих толедских современников — представителей знатных аристократических родов, духовенства, писателей, поэтов, ученых.
f. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. В письме Кловио называет Эль Греко учеником Тициана и упоминает его автопортрет (не дошедший до нас), «произведший огромное впечатление на всех художников». данным – ок. (Он вообще славился своим сложным характером— часто судился с заказчиками из-за денег и ругался с клиентами, если те хотели внести изменения в свои портреты. ) В попытке хоть как-то закрепиться в Италии и получить стоящие заказы Эль Греко в 1572 году вступил в Гильдию Св.
Сначала Эль Греко удалось получить у Филиппа два крупных заказа – Аллегория Святой Лиги (Allegory of the Holy League) и Мученичество святого Маврикия (Martyrdom of St. Эти работы составили Эль Греко имя в Толедо29. К итальянскому периоду его творчества относятся картины «Христос исцеляющий слепого» (1570), «Благовещение» (1570—1575), «Христос изгоняющий торговцев» (около 1570). По словам Пикассо, суть Эль Греко кубистическая97.
После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Для полноценного признания ему нужен был только крупный заказ на алтарную роспись, лучше всего— в Ватикане. Проникнутые мистическим настроением, они далеко выходят за пределы церковного искусства.
Через пять лет после вступления в Гильдию Св. На холсте мы видим момент Страстей Христовых, когда Спасителя готовят краспятию. В Риме он приобрел относительную известность как «Грек, Ученик Тициана» и стал выполнять небольшие заказы. Хотя холст этот и не совсем устроил заказчиков (некоторые людские фигуры расположены на нем выше фигуры Христа, не полностью соблюдена буква Евангелия и т. д. ), его все же вывесили в соборе.
Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции. Точка зрения Паломино и Бермудеса часто повторяется в испанской историографии, украшенная такими эпитетами как «странный», «оригинальный» и «эксцентричный»79. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). И по крупицам восстанавливать биографию художника. Тремя годами позже, в июне 1566 года, будучи свидетелем подписываемого контракта, он подписался как (мастер Менегос Теотокопулос, художник). Впоследствии он неоднократно перестраивался. Жизнь осталась лишь в нескольких комнатах и в мастерской художника. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио.
Действительно, мы видим на холсте поистине массовые сцены. Так или иначе, недовольство Филиппа положило конец всем надеждам Эль Греко на королевское покровительство29. Положение во гроб графа Оргаса, верного слуги церкви, происходит на фоне толпы скорбящих друзей изображенных портретно.
Особое сияние исходит и от самих полотен. Никос Хаджиниколау высказывает точку зрения, что «с 1570 года работы Эль Греко принадлежат не византийской или пост-византийской традиции, но западной-европейской.
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 1586—1588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». В Венеции творят прекрасные художники, среди которых Веронезе, Тинторетто, Тициан. На ней изображена гибель Святой Девы Марии. Расцвет его искусства наступил в Испании. Некоторые из этих комментаторов, такие как Антонио Паломино и Хуан Августин Сеан Бермудес, называли его поздние работы «смехотворными» и «достойными презрения»78. Что касается «прославления» столетия, в котором прошла большая часть его жизни (он ненадолго, менее чем на полтора десятка лет заглянул и в XVII век (1541-- 1614), то в этом он, безусловно, преуспел. На довольно небольшом холсте собраны люди разных эпох (есть среди них иКарл V, отец Филиппа II)— время как будто сворачивается перед лицом вечности, отступает. В своих «Хрониках» XVII века Джулио Манчини помещает Эль Греко в число художников, которые начали переоценку воззрений Микеланджело28. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Зеничев). Размещено на реф. рфОдна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614). Он родился в 1541 году на острове Крит в греческой семье. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё. Который, кажется, знал, что такое божественный свет.
Это переплетение возродилось три столетия спустя в работах Сезанна и Пикассо55. Создается впечатление, что картины написаны окрашенным светом. «Эмалевый», создающий эффект свечения колорит основан на множестве неожиданных рефлексов, беспокойной игре контрастирующих цветов, то ярко вспыхивающих, то гаснущих в призрачном мерцании. Вэто время он создал один из самых известных своих холстов— «Апостолы Петр иПавел». Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин» и «Исцеление слепого».
К26 годам Эль Греко почувствовал необходимость внутренне ипрофессионально расти. Действительно, саму сцену мучений художник «задвинул» на задний план, на переднем изобразив святого Маврикия и его товарищей в тот момент, когда они принимают решение положить свою жизнь за веру. Тому есть несколько причин. Фрай заметил, что Сезанн использовал «его великое открытие проникновения единой и непрерывной пластической темы в каждую часть дизайна»94.
ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок. В правом верхнем углу помещен еще один рельеф. Причины недовольства короля остались неизвестны. Лишь в начале XX в. оно было заново открыто и стало своеобразной сенсацией в живописи. Критиковал он и «Страшный Суд» Микеланджело.
Среди всех старых мастеров Эль Греко наиболее узнаваем.
Вспоминают, что многие комнаты его большого дома были опечатаны и закрыты. Известно, что Эль Греко считал их работы раскрашенной скульптурой. Не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо – городе мистиков и книжников («Вид Толедо», 1610–14). Эта поврежденная икона находится в церкви на острове Сирос. В 1576 году художник отправился в Испанию. Скажем пару слов о деталях данной картины. В книге искусствоведа Гарольда Уэзи «Эль Греко и его школа» (1962) полотно, хранящееся в Национальной галерее, названо «бесспорным шедевром».
Далее начались долгие разбирательства по поводу оплаты труда. Ивсе люди, умершие иживые, поклоняются начертанному на небе имени Спасителя. Люди, находящиеся справа от Христа, являются, по мнению искусствоведов, апостолами. По словам Ортенсио Парависино, поэта и проповедника, «Крит дал ему жизнь и ремесло художника, а Толедо стал ему новой родиной, где после смерти он достиг вечной жизни»41. Критикуют за то, что там слишком много действующих лиц. Цвет с выбеленностью.
В 1570 переехал в Рим, приобрел известность в римской Академии св. Но, похоже, художник работал и в скульптуре. Он стал зрелым художником ипри этом был полон сил, энергии.
Вопрос о наличии у Эль Греко прогрессирующего астигматизма по-прежнему остается открытым для дискуссий128. Гарольд Уэтей отмечает, что «несмотря на греческое происхождение и художественную подготовку в Италии, художник настолько погрузился в религиозную среду Испании, что стал виднейшим представителем испанского мистицизма». Какое-то время Филипп планировал использовать Хуана Фернандеса де Наваретте (Juan Fernndes de Navarrete), однако и он скончался в 1579-м в этой ситуации переезд в Мадрид Эль Греко оказался настоящим подарком судьбы. Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 1577—1579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Кроме того, большое количество ее копий вышло из мастерской художника. Именно с этим городом связана одна из самых знаменитых работ Эль Греко — «Вид Толедо» (Vista de Toledo) или «Толедо в грозу» (Toledo en una tormenta).
Наконец, Эль Греко получает и настоящие большие заказы. Нарастающее чувство трагической обреченности звучит то более сдержанно в "Молении о чаше" (1606–1610), то создает зыбкий, словно возникающий в тяжком сновидении образ в "Лаокооне" – единственной картине мастера на мифологический сюжет (1610–1614). Художник выработал также определенную систему письма: на покрытый белым клеевым грунтом холст он наносил обычно имприматуру (цветную тонировку) коричневого цвета (часто— жженую умбру). Вот таким образом кое-что из великого Тициана.
Обнаружение «Успения Богородицы» в Сиросе, подлинной и подписанной работы из критского периода художника, а также обширные архивные изыскания в начале 1960-х гг способствовали возрождению и переоценке этих теорий. На глазах уних происходит чудо— человеку даруют зрение. О художнике тепло отзывались такие известные личности, как Ш. Бодлер, Э. Дега и Э. Мане. Впрочем, картины Эль Греко всегда подписывал своим настоящим именем и греческими буквами иногда добавляя в подписи гордое «Kres» (Критянин).
С 1577 жил и работал в Испании. Его картины оказали колоссальное влияние на Марию Рильке и Никоса Казантакиса. На ней изображен юноша, раздувающий уголек, чтобы зажечь от него свечу.
При этом он был человеком Ренессанса. 1575—1576) до своего отъезда в Испанию17. Эль Греко сделал Толедо своим домом.
Однако, это не совсем так. Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Одна из линий связана с темой мистического экстаза ("Пир у Симона Фарисея"), ликующего небесного полета в вихре света и цвета ("Вознесение Марии", 1613), с предельной одухотворенностью бестелесных безликих фигур ("Встреча Марии с Елизаветой", 1610–1614). Вэтом смысле его судьба схожа сучастью Баха, которого после его смерти тоже предали забвению— до тех пор, пока его партитура «Страсти по Матфею» не попала вруки Мендельсону ион фактически заново не открыл этого гения. Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества.
Его здоровье пошатнулось, а финансовые затруднения стали постоянным фоном его жизни. Оно всему дарило радость и город выглядел празднично. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
В юности Эль Греко изучал иконопись в рамках критской школы. Не осталось унего иучеников. Вто время— вXVI веке— она переживала свой расцвет. Из-за своих нетрадиционных художественных взглядов (к примеру, пренебрежение Микеланджело) и личных качеств, Эль Греко быстро обзавелся в Риме многочисленными врагами.
Резюмируя, Хосе Альварез Лопера, куратор музея Прадо, заметил, что наличие «византийских мотивов» в позднем творчестве Эль Греко абсолютно очевидно, однако некоторые неясные моменты, касающиеся византийских истоков его творчества, требуют дальнейшего исследования71. И тем самым нажил много врагов в Италии, после чего был вынужден переехать в Испанию. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. Зеничев). Кловио характеризовал Эль Греко, как «художника редкого таланта»16.
В возрасте двадцати пяти лет Эль Греко принялся за создание алтарных изображений. На острове превалировали традиции византийской средневековой живописи. Однако вряд ли это справедливо. Там, вмастерской внутри шикарного особняка, он принимал узкий круг близких по духу людей.
«Вид Толедо» не только стал одним из самых первых европейских пейзажей, но вошел в число известнейших изображений неба. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени. l. Однако Филипп II не оценил талант Эль Греко. Он даже становится по-своему известным художником, пишет портреты и станковые картины на религиозную тему (не считая их, как и большинство современных ему художников, серьезной живописью). Одно переходит в другое, растворяется в свечении красок, вспыхивает, гаснет. Маньеристы очень часто оглядывались на незадолго до этого (в 1564 годе) умершего Микеланджело.
Он не захотел выйти со мной, поскольку, по его словам, солнечный свет мешал его внутреннему свету. ». Самыми известными работами Греко являются произведения «Исцеление слепого», «Изгнание торгующих из храма», «Погребение графа Оргаса», «Вид Толедо» и «Снятие пятой печати». Эль Греко за такие приемы часто называют маньеристом. И тогда Он «изгнал из храма всех покупающих и продающих в нем и перевернул столбы менял и скамьи тех, кто торговал голубями и сказал им: «Написано: Дом Мой домом молитвы наречется, а вы сделали его вертепом разбойников». Эль Греко (El Greco собственно Доменико Теотокопули, Theotocopuli), великий испанский художник, архитектор и скульптор.
Именно там он написал свое самое известное полотно – «Погребение графа Оргаса», которое принесло ему огромную славу и большое количество заказов, особенно от церковных властей. Интересно, что среди участников процессии художник изобразил и себя (тем самым причислив свою персону к самому высшему толедскому обществу): он— единственный персонаж, который смотрит с картины прямо на зрителя. Лука, рисующий Богоматерь с Младенцем» и «Поклонение волхвов»), а затем к признанию аутентичными ещё большего количества работ, подписанных и нет (например, «Страсти Христовы» (Piet with Angels), написанная в 1566 году)111, которые были включены в группу ранних произведений Эль Греко.
В«Поклонении имени Христа» изображен Страшный суд. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Оно прослеживается в более поздних работах художника, таких как, например, «Поклонение имени Христа»27. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти. Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи — лишь своеобразные символы правосудия. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника.
Maurice). Другим связующим звеном между двумя мирами (кроме облаков) является движение рук и вскинутая голова священника, стоящего среди людей спиной к зрителю.
Эль Греко был известен не только как художник, но и как архитектор и скульптор72. Он разработал убранство капеллы госпиталя, однако созданные им деревянный алтарь и скульптуры, по всей видимости, утрачены73. С наступлением эпохи романтизма в конце XVIII века о работах Эль Греко вновь заговорили77. Поступали ему заказы и из других мест. Документ от 2 июля 1577 года, подтверждающий размер предварительной платы за работу, является первым письменным упоминанием имени Эль Греко в Испании.
Драматичный и экспрессионистский стиль Эль Греко приводил в смущение современников, однако получил признание в XX столетии. Да и в самом деле, лучше и лаконичнее не скажешь: мы прекрасно знаем, что любой художник принадлежит своему времени, «растет» из него, питается той нетленной пищей, которую ему предлагают виртуальные «закрома» его эпохи и, если все сложится, как надо, способен свою эпоху прославить и обессмертить. Зеничев). Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Правая рука выглядит расслабленной. Такой поворот судьбы не мог не сказаться на творчестве.
Один из них, в церкви Санто-Доминго эль Антигуо в Толедо, он украсил скульптурами в других случаях Эль Греко конструировал сам каркас алтаря. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков.
Кпримеру, когда он уже жил вТоледо, кнему явился один искусствовед, человек весьма передового мышления. i. Остров Крит в те времена принадлежал Венецианской республике. Сегодня среди художников, возможно, оказавших влияние на Эль Греко, называют также Бассано, Веронезе, Тинторетто и еще ряд венецианских мастеров не исключено, что именно у Тинторетто Эль Греко позаимствовал практику использования маленьких восковых или деревянных моделей для компоновки композиции своих крупномасштабных многофигурных произведений (например – «Изгнание торговцев из храма»). К сожалению, оба эти трактата бесследно исчезли.
На склоне лет Эль Греко создает пейзажную композицию «Вид Толе-до» (1610–14), в которой сумел выразить свое восприятие мира. Стюарт Анстис, профессор Калифорнийского университета (факультет психологии), пришел к выводу, что «даже если бы у Эль Греко был астигматизм, он бы приспособился к нему и его фигуры, будь то из памяти или из жизни имели бы нормальные пропорции. И все это не случайно.
Деформированные фигуры напоминают то взвивающиеся к небу языки пламени, то уподобляются вытягивающим-ся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым тонам («Пир у Симона фарисея», 1609 «Вознесение Марии», 1613). Используя свои навыки иконописца, Эль Греко работал в технике многослойной живописи с белильными прокладками. Ну и с Тицианом, конечно, но Тициан действовал «на удалении» из Венеции и потому испанским художником считаться не может.
С растущим числом заказов помогали справляться и появившиеся именно в этот период «фирменные приемы» в композиции: «драматическая поза» изображаемых персонажей— заломанные или показанные в молитвенном жесте руки, слезы, стоящие в глазах и т. п. соседствуют в его работах с «драматическим пейзажем» фона— обычно это неспокойное небо, согнувшиеся в порыве ветра деревья. Также, основываясь на оценке творчества Эль Греко, как отражающего дух католической Испании и ссылаясь на завещание Эль Греко, где он описал себя как «набожного католика», католические исследователи утверждают, что Эль Греко был частью католического меньшинства на Крите или перешел в католичество до отъезда с острова120. Третий результат относится аж к 31 января 1997 года, когда на аукционе Christies картина «Распятие» (1570–1577) была продана за 2249520 фунтов (3605000 долларов).
Великие рыцарские романы, герои которых неизменно странствуют в поисках лучшей доли, – «Неистовый Орландо», «Освобожденный Иерусалим», «Эротокрит», «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский», были созданы (плюс-минус несколько десятилетий) современниками художника. Точное количество работ Эль Греко было весьма спорной темой. Использовав образы известных художников (Микеланджело, Тициан, Кловио и, предположительно, Рафаэль) в своей работе «Христос изгоняет торговцев из храма», Эль Греко не только отдал дань уважения признанным мастерам, но и провозгласил свое намерение конкурировать с ними. В 1607 году они закончились для художника полным поражением. Обнаружение «Успения» привело к атрибуции трех других подписанных «Domnicos» произведений к Эль Греко (Моденский триптих, «Св. На переднем плане Эль Греко написал пышную растительность.
Сведения о его пребывании в Италии довольно скудны. В Риме Эль Греко познакомился с античным искусством, увидел работы Микеланджело и начал получать заказы. Ко времени его пребывания в городе относится любопытный эпизод. Существует легенда, согласно которой Эль Греко, глядя в Сикстинской капелле на фрески Микеланджело, вроде бы заявил, что если «замазать всю эту мазню», то он «сделает гораздо лучше».
Все сказанное выше смело можно отнести и к полотнам толедского мастера. Вышедшая в 1981 году книга Ф. Мариаса и А. Бустаманте «Художественные идеи Эль Греко» способствовала представлению о живописце как об эрудированном и тонком мыслителе, приверженце философской эстетики неоплатонизма. Так появился смешанный греко-венецианский стиль, проявившийся в первой работе Эль Греко. Офтальмологи Август Голдшмидт и Герман Беритенс настаивали, что удлиненные человеческие фигуры в работах Эль Греко порождены его проблемами со зрением (вероятно прогрессирующий астигматизм и косоглазие), что заставляло его видеть тела длиннее, чем они были и под углом к перпендикуляру86.
Впрочем, сам Эль Греко испытывал к Микеланджело смешанные чувства.