Помимо Донато Браманте над базиликой также работали Рафаэль, Антонио да Сангалло Младший, Микеланджело, Якопо Бароцци да Вигнола, Джакомо делла Порта, Карло Мадерно и Джиан Лоренцо Бернини. Мириться с бедностью, которая становилась хронической, Донато Браманте было все тяжелее и он поехал в Милан на службу к герцогу Лодовико Моро – тому самому, у которого работал Леонардо да Винчи. Одна из важнейших работ в биографии Донато Браманте, вероятнее всего, – проект Святого Петерса, впечатляющая куполообразная структура громадного размера. Кардинал Асканио Сфорца обратил внимание на Донато Браманте, работы которого уже стали известны и пригласил его в Милан.
Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см. Сначала учился живописи, по-видимому, у Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, работал художником-декоратором, а затем посвятил себя архитектуре, став одним из величайших зодчих Высокого Возрождения.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503—45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Несмотря на миниатюрные размеры (Tempietto – букв. Уничтожение построек неинтересного периода носило массовый характер – особенно в Риме. А тут подоспел упомянутый тендер на строительство нового собора Святого Петра. Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Ни в утилитарно-практической сущности римских сооружений Браманте и окружавших его мастеров, ни в их эстетических идеалах нет и признаков какого-либо принципиального перелома.
Браманте Донато принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488—92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. – обелиск, который стоял в Большом цирке.
Подкупольное пространство остроумно увеличено включением (на высоту до самого барабана) треугольных в плане отсеков, замыкающих боковые нефы вливаются в средокрестие также пространства одинаково укороченных ветвей трансепта и восточной части собора. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Петра в Риме. Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки).
В 1492—1497 гг. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци). Воспользовавшись этим обстоятельством, Вентура сделал собственноручно модель восьмигранного храма, шириной в локтей и высотой в (Пропуск в подлиннике. ) локтей с вестибюлем или портиком, пристроенным снаружи, богато украшенного внутри и поистине прекрасного.
В Риме Браманте закончил строительство палаццо Канчеллерия (1499-1503 годы), построил аркаду двора церкви Санта-Мария-делла-Паче (1500-04 годы). На службе у этого первосвященника Браманте ездил в Болонью, когда в 1504 году она снова была присоединена к церковному государству и в продолжение всей войны за Мирандолу он был занят многочисленными весьма важными инженерными работами. Достраивал её Браманте. Сонеты, что он оставил, не лишены элегантности. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим.
Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Точно известно лишь, что им выполнены хоры в алтарной части церкви (прообраз декоративных мотивов барокко). Здесь же, в Милане, он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят. библиографию), Ант. В этой истории многое переплелось.
Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Между тем Донато Браманте было уже 38 лет. Петра, которым он занимался, по-видимому, с 1505 г. и до самой смерти. Бедный маркеджано хотел разбогатеть хотя бы в старости.
Величественный, несмотря на сравнительно малую протяженность, дворец, разделенный на два яруса, в отличие от аристократической сдержанности и суровой, почти феодальной замкнутости палаццо Канчеллерии имел более открытый и парадный характер. Неунывающий Браманте, каким-то образом раздобыв ключ, стал таскать в Сикстинскую капеллу Рафаэля, чьи фигуры в стансах Ватикана (ему поручили их роспись) приобрели невиданную монументальность и одухотворенность. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
Браманте оформил большую часть церкви Санта-Мария Сан-Сатиро в Милане. Браманте занимался также перестройкой хора (алтарной части) и средокрестия в начатой за двадцать лет до того доминиканской церкви Санта Мария делле Грацие. Браманте и сам начинал как художник. Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Слава его, огромная по жизни, выросла по смерти через медленное строительство собора св.
Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499-1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Донато Браманте добился своего – сооружение гробницы было приостановлено. Он был первым главным архитектором нового собора св.
Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. Браманте приписывают также очаровательный дворик (см. Начал он так: Julio II Pont.
Сам он возводить ее не мог – слишком занят был на строительстве собора Святого Петра. Его здания кажутся выше и стройнее, а пространство – шире. В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь. Над его созданием трудилось несколько поколений великих мастеров: Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Бернини, т. е. И хотя позднее строили и лучше, дворец этот тем не менее почитался и почитается еще за свою обширность жилищем удобным и великолепным строителем же этого здания был некий Антонио Монтекавалло.
Церковь прижата к виа Фальконе и это не только обусловило необычную (не в форме латинского креста) конфигурацию плана, но помешало придать трансепту третий неф и развить алтарную часть — она сведена к плоской нише, в которой Браманте иллюзорно, средствами живописи и неглубокого рельефа изобразил хор (рис. В 1499 г. после взятия Милана французами и падения Сфорца Браманте переехал в Рим, где первоначально был занят живописью, зарисовками и обмерами античных памятников. Строг и величав завершенный Браманте в 1499 – 1511 фасад дворца Канчеллерия его внутреннему двору с 2 ярусами изящных аркад Браманте придал лёгкость и пластичность. Его уважали и обласкувалы прелаты и сеньоры. Впервые она появилась именно в творчестве Донато Браманте.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор Св. Основа архитектуры Высокого Возрождения – грациозная величественность. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини).
Работам зодчего этого периода свойственны расчлененность форм, обилие и разнообразие декора (интерьер сакристии при церкви Сан-Сатиро, апсида и барабан церкви Санта-Мария делла Грация). Петра в Риме. Настоящий талант Браманте проявился в архитектуре, особенно в сооружениях римского периода творчества (1499 – 1514) – в зданиях Ватиканского дворца, в часовне Темпьетто монастыря Сан Пьетро ин Монторио, палаццо делла Канчеллерия, а также в проекте известного собора святого Петра в Риме.
В 1493 г. Браманте уехал из Милана. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479–1483) и Санта Мария делле Грацие (1492–1497). Он сохранил там только алтарь св.
Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (150004), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Однако собор св. БРАМАНТЕ, ДОНАТО (Bramante, Donato) (1444–1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо дАнтонио, Pascuccio dAntonio).
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Здесь его встречают соотечественники и друзья: с их помощью ему поручено рисовать фрески – гербы папы Александра IV с ангелами и фигурами, которые поддерживают (в соборе Сан Джованни де Латерано), под царскими вратами. Предполагалось построить колокольни по обе стороны фасадов.
Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). Внутри купол представляет сферическую поверхность с круглым световым отверстием посредине. Собственно, настоящее имя итальянского архитектора Паскуччо дАнтонио (Рascuccio dАntonio). Первый проект собора был составлен Кристофором Рокки в 1487 г. и, несмотря на то, что переделывался Амадео, все же не удовлетворил заказчика. Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает.
Донато Браманте потирал руки. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср.
После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший. Петра, с тем чтобы выстроить ее заново, составил бесчисленное множество проектов. Наибольшей пластичной цельности и жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио (1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Папа Юлий II поручил Браманте соединить Бельведерский с Апостольским дворцом.
И если бы начало столь потрясающего и великолепного сооружения было меньших размеров, то ни Сангалло, ни все другие и даже ни Буонарроти не смогли бы расширить этот проект, а только уменьшили его так, как они это и смогли сделать ибо Браманте задумал нечто большее. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (149297) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Среди таких работ: перестройка церкви Санта-Мария-прессо-Сан-Сатиро (с 1476 года Браманте перекрыл сводом неф и трансепт, выполнил перспективную роспись и рельеф создал композиции сакристии и капеллы Снятия с креста) строительство хора, средокрестия с лёгким куполом и клуатра церкви монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (1492-97 годы), ансамбль дворов канониката Сант-Амброджо (1492-96 годы все – в Милане). 22) и сакристию, перекрытую зонтичным куполом.
Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте – перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (147983): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании. Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал. Родился в местечке Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино.
Из его работ следует выделить двор Бельведера в Ватикане (проект с 1503 г., строительство окончено после смерти Браманте), а также восьмигранный двор и винтовую лестницу-пандус при вилле Иннокентия VIII. Именно Браманте построил трапезную, где впоследствии Леонардо да Винчи написал свою фреску. В 1499 г. Браманте переехал в Рим.
Павийский собор, подобно собору Санта Мария дель Фьоре, представляет собой сочетание базиликального типа храма с центрическим (рис. Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. Цилиндрические своды, перекрывающие трансепт и средний пролет главного нефа имеют небольшие размеры (пролет около 10 м при высоте 13 м), но производят сильное впечатление благодаря низкому расположению пят свода, так что отношение ширины последнего к высоте перекрываемого пространства составляет 1 : 1, 3.
Этому способствовала также и биография мастера. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. С 1503 году Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора). Петра в Риме. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Сначала успешно работал маляр. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. Вначале выступал как художник, что отразилось и в первой архитектурной работе Браманте Донато — перестройке церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479—83): перекрыв главный неф и трансепт мощными цилиндрическими сводами, Браманте Донато использовал перспективную роспись и рельеф, чтобы изобразить перекрытый таким же сводом хор там же Браманте Донато осуществлены гармоничные центрические композиции сакристии и небольшой капеллы Снятия со креста.
В данном случае речь идет о перенесении идеи концентрических колец, восходящей к определенной формальной величине (колонне), с тем, чтобы обеспечить пропорциональное соотношение между отдельными элементами и целым. Может быть, но именно эти арки Рафаэль не спроектировал, а только срисовал. Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (148892), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были. Весь план пронизан нерушимой логикой. Ему принадлежит шедевр архитектуры Высокого Возрождения – храм-часовня Темпьетто (1502 год), построенный на месте, где, по легенде, казнили апостола Петра (в клуатре церкви Сан-Пьетроин-Монторио). БРАМАНТЕ (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, близ Ферминьяно – 11. 4. 1514, Рим) итальянский архитектор, художник, поэт.
До конца жизни Браманте Донато проектировал и строил грандиозный собор св. Папа Юлий II избранный 1503 года, немедленно нанял его на свою службу. Родился Браманте в Кастелло – Дуранте, в государстве Урбино в убогой, но уважаемой семье. Возвратимся, однако, к Браманте. Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность.
Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св. Браманте Донато Творчество и биография Донато Браманте Собор святого Петра, 1506-1667, Рим Браманте Донато (Bramante Donato) (1444–1514) Крупнейший представитель итальянского зодчества эпохи Высокого Возрождения. Переехав в 1499 в Рим, Браманте Донато занял здесь ведущее место среди архитекторов, которые создали общеитальянский стиль Высокого Возрождения, повлиявший на всё европейское зодчество.
Прав ли был Микеланджело в остальном. 5). В центре был задуман огромный купол. К счастью, воровали все-таки с оглядкой.
Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. В знаменитом центре паломничества в Лорето он укрепил начатый А. да Сангалло Младшим купол Санктуария Марии и создал по заказу папы модель Санта-Каса (1507-09 годы). Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени.
Его завершать была должна большая купольная полусфера над центром всего сооружения. Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм. При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503 г. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера). Недостаточно отмечалось своеобразие четкого выделения середины аркады: при повторении этого приема на всех четырех сторонах задуманного Браманте двора он должен был приобрести уникальный, не имевший прототипа облик перистиля с ярко подчеркнутыми осями, пересечение которых в центре, вероятно, должно было быть отмечено каким-либо сооружением (например, колодцем, беседкой и т. п. ). Браманте, проведший свою молодость в гуманистической атмосфере Урбинского княжества, знакомился с живописью по работам Пьеро делла Франческа и Андреа Мантеньи, с научной литературой — по сокровищам знаменитой Урбинской библиотеки (среди которых необходимо отметить трактат о перспективе Пьеро делла Франческа), с архитектурой — по произведениям Лучано да Лаураны, Альберти, Франческо ди Джорджо Мартини, а также по работам странствовавших мастеров-строителей из Ломбардии, в совокупности открывших ему все многообразие локальных школ современного итальянского зодчества.
планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
Важную роль среди них играло освещение, которое хотя и было при Браманте значительно слабее (круглые окна в торцах трансепта были увеличены лишь в XIX в. и средокрестие первоначально освещалось фонарем), зато сосредоточивалось под куполом. Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте Донато достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. Юлий II пришел в ярость.
Главное создание Браманте — проект собора святого Петра в Риме (1506), воплотивший замысел идеального центральнокупольного здания с симметричной композицией. В этой истории многое переплелось.
Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500-04 г. ), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхнем, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному. Тогда его имя было еще не известно.
15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. Браманте был человеком очень веселым и приятным, всегда охотно помогавшим своим близким.
Уничтожение построек "неинтересного" периода носило массовый характер – особенно в Риме. До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией.
Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. Однако, скорее всего, они поссорились бы в любом случае, причины были. Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1). 16). Хор оставался бы лишь трюком внехудожественного иллюзионизма, если бы не служил зодчему в качестве необходимого и единственного в данных условиях средства для осуществления задуманной им центрической композиции, главным ядром которой он хотел сделать пространство средокрестия, перекрытого полусферическим куполом на парусах. В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Он любил свое удовольствие в поэзии и легко сам импровизировал.
С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. Сооружение выполнено из кирпича и снаружи богато декорировано. После смерти Браманте строительство возглавил Рафаэль Санти, вернувшийся к традиционной форме латинского креста (с удлинённой четвёртой стороной), затем Бальдассаре Перуцци, остановившийся на центрическом сооружении и Антонио да Сангалло избравший базиликальную форму. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Так же, по-видимому, должны были выглядеть углы в незаконченном Браманте дворе каноники Сант Амброджо в Милане.
Каждая ячейка плана завершается обращенной к центру апсидой, увенчанной конхой. С 1503 года – главный архитектор собора Святого Петра. Просто победа Браманте была бесспорной. В 1470-х годах переехал в Милан, где испытал влияние архитектурных идей Леонардо да Винчи. С 1499г. Браманте вынужден был искать работу в другом месте.
Сохранилось его Христос у колонны и несколько фресок, одна из которых с изображением философов Демокрита и Гераклита (Брера, Милан). рис. От иллюзорной перспективности средств мастер переходит к сочности реальных архитектурных форм (Павийский собор). Он любил поэзию и с удовольствием слушал импровизации под лиру.
Вся композиция, активно изменяясь, развивается от первого, глухого яруса, в гранях которого чередуются плоские и полуциркульные ниши, через второй ярус, включающий круговой обход в толще стены, открывающийся внутрь двумя арочками в каждой грани, к завершающему восьмигранному куполу, сквозь круглые проемы которого помещение получает естественный свет. Итальянцы не были единой нацией.
Браманте также консультировал при строительстве укреплений в Имоле, Фолиньо и др. «Браманте был человеком очень веселым и приятным, – пишет в своих «Жизнеописаниях» Вазари, – всегда охотно помогавшим своим близким. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. вёл по поручению Юлия II обширные работы в Ватикане (двор Сан-Дамазо и двор Бельведера).
После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Спроектировал и начал строить главный храм Рима – собор Св. Элементы орнаментального украшения – изображения листьев, цветов, людей и животных. В конце 1482 г. участок был вновь расширен, это позволило осуществить здесь новый, третий по счету проект, составленный полностью Браманте и превращавший ораторию в трансепт (точнее — в главный неф трансепта) сохранившейся поныне церкви.
Петра, Браманте сломал половину старого и приступил к работе с мечтой о том, чтобы новый собор по красоте искусству, выдумке и стройности, а также по огромности, богатству и украшенности превзошел все сооружения, воздвигнутые в этом городе могуществом государства, а также искусством и талантом стольких доблестных мастеров. Миланский период Браманте длился двадцать лет. Благодаря четырем, расположенным на тех же диагоналях, помещениям, над которыми возвышаются колокольни, весь комплекс вписывается в больший квадрат, за пределы которого выступают только четыре главные апсиды. С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Донато Браманте (итал.
До него этот приём применялся лишь в живописи. При восстановлении двора каноники, разрушенного во время второй мировой войны, мнимая ошибка Браманте была «исправлена»: несмотря на то, что пилястры у Браманте продолжались ниже окон, доходя до единственной горизонтальной штрабы над арками, возможно отмечавшей верхнюю границу предполагавшегося керамического декора и завершавшей его сверху тяги, теперь над арками лоджии протянут обычный трехчастный антаблемент, доходящий до подоконников второго этажа. Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы. Государь сей оказал им милость и приказал Джорджо Вазари туда отправиться и изыскать способ возведения купола. Он заложил винтовую лестницу и две галереи, окаймляющие двор Бельведера, на которые можно было попасть с лестницы (западная галерея была завершена гораздо позже). Лестница Браманте не имеет ступеней, это, скорее, пандус, обвивающийся вокруг внутреннего пространства. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см.
После 1499 года в биографии Донато Браманте был покинут Рим. С 1503 Браманте Донато вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Петра.
Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, – 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения. рис. К лучшим произведениям Браманте относятся основанные на изучении римских вилл террасные дворы Ватикана – Бельведер и Сан-Дамазо (1503-1505 годы). Так же контрастно соотношение высоты нефов и средокрестия, перекрытого поднятым на широком фризе куполом, безраздельно гос подствующим над невысоким пространством этой маленькой церкви подкупольное пространство сразу же воспринимается как ядро всей композиции.
Так что расчет Браманте выглядел верным. Микеланджело рвал и метал, а Браманте тем временем начинал строить собор Святого Петра. Вся наружная отделка церкви не принадлежит Браманте. Он был первым главным архитектором нового собора св. Петра.
Архитектурная деятельность Браманте повлияла (особенно в области объёмно-пространственной композиции и восприятия интерьера как единого целого) на многих архитекторов, включая Рафаэля, который был его другом, Микеланджело и А. Палладио. Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Рядом с ним переусложненный проект Сангалло, где детали не образовывали единый ансамбль, а существовали сами по себе, просто не смотрелся. В свой римский период Донато Браманте использовал так называемый «большой ордер», что позволяло достичь идеального баланса пропорций.
на периоды раннего, высокого и позднего Возрождения. И в детстве своем он обучался не только читать и писать, но очень прилежно и арифметике. С 1499 г. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
Между тем Донато Браманте было уже 38 лет. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492-97) Браманте создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Кроме того, он выполнял живописные и многие инженерные работы по реконструкции герцогского замка Карманьола (1491 г. ) и укреплению Кревола в долине Оссола (1498 г. ), участвовал совместно с Кристофором Рокки в экспертизе, переработке проекта и строительстве собора в Павии (1487—1488 гг. Прав ли был Микеланджело в остальном. А тут подоспел упомянутый "тендер" на строительство нового собора Святого Петра.
Первой постройков Браманте стала сакристия церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро. План, общая композиция и облик были изменены в последующем столетии. В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно.
Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств. После консультаций с основными художниками того времени он привлек к работе Браманте. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим.
При папе Юлии II стал главным папским архитектором с 1503г. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис. Это чуть стилизованные фрагменты строившегося тогда собора Святого Петра. ниже). Франциск, арка, крыша и башня, обозначавшие по-своему: мастер Франческо, архитектор.
Первое крупное произведение Браманте – церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро (1476) в Милане. Строительные работы, порученные Браманте и Амадео, велись, однако, по проекту Браманте. Равным образом по его проекту была расширена и главная капелла в Санта Мариа дель Пополо.
(Bramante, Donato) (1444-1514), выдающийся итальянский архитектор эпохи Возрождения (настоящее имя Паскуччо д39Антонио, Pascuccio d39Antonio). Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (150345) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Восьмигранная в плане двухъярусная сакристия вписана в тесный квадрат. Важную роль во внутреннем убранстве храма стали играть скульптурные изображения святых. Пологий подъём был сделан доставки животными поклажи в Ватиканский дворец.
Буквально в переводе с итальянского «темпьетто» означает храмик, но более точно это означает часовню-ротонду. Когда во врагах у тебя Микеланджело, это не помешает. Этот стиль появился в Западной Европе в XV в. под влиянием возрождения античной культуры и искусства.
«храмик»), это здание является грациозным и даже величественным. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. Церковь строилась с 1469 г. в стиле поздней готики под руководством Гвинифорте Солари. Однако одним этим фактором союз Браманте и Рафаэля не объяснишь. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502 г. ), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами. Главный акцент здесь сделан на гармонии пропорций, простоте фигур (цилиндры и полушария) и умеренности дорического ордена. Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. План собора представляет сочетание квадрата с греческим равноконечным крестом.
Окончательно разработав после переезда в Рим в 1499 году тему купольного сооружения, Браманте внес важнейший вклад в развитие мировой архитектуры. Те же, кто занимается обмером архитектурных памятников древности, находят, что в архитектуре Браманте не меньше, чем во всех этих древностях, вложено и знания рисунка и искусства. Одновременно Браманте строит дворец кардинала Риарио (Канчеллерия) и церковь Сан Лоренцо ин Дамазо. К нему относится, вероятно, только цоколь и нижний ярус апсид с окнами.
Но средокрестие представляет собой в плане не традиционный для Ломбардии восьмигранник, а большой квадрат (18х18 м), сторона которого отвечает трем нефам старой пятинефной постройки. Но любовь к архитектуре заставила Браманте покинуть Родину и отправиться в Ломбардии.
В интерьер Темпьетто – шедевры живописи: «Бичевание» и «Преображение» Себастьяно дель Пьомбо, которому помогал в работе Микеланджело, а также большой плафон Вазари. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Петра в Риме.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор святого Петра в Риме. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Микеланджело в то время был почти исключительно скульптором.
Браманте принадлежит композиционный замысел собора в Павии с куполом на 8 стройных столбах над обширным средокрестием (с 1488 года). Постройки Браманте (церковь Санта-Мария прессо Сан-Сатиро с сакристией и капеллой, хор и клуатр церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане фасад палаццо Канчеллерия и двор Бельведера в Ватикане в Риме) отличаются стройным величием, гармоничным совершенством пропорций, ясностью монументальных пространственных решений, творческим использованием классических форм. Браманте (Bramante) Донато (1444, Монте-Аздруальдо, ныне Ферминьяно, близ Урбино, — 11. 3. 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Возрождения.
С 1503 Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане. Несмотря на необходимость включить в композицию разнородные остатки более ранних сооружений и трудности, связанные с теснотой и изрезанностью участка, почти со всех сторон сжатого улицами, Браманте создал сложный, богатый новыми композиционными приемами, крепко спаянный комплекс, который включает, помимо нетронутой мастером средневековой кампанилы, короткую Т-образную в плане трехнефную перекрытую цилиндрическими сводами церковь, восьмигранную сакристию (Сакристия строилась как баптистерий) у правой ветви трансепта и перестроенную снаружи капеллу Сан Сатиро. Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (примерно 1510 г. ) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-45 г. ) для турниров и зрелищ разница в уровнях его трёх террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Двор Бельведера, развивая приёмы древнеримских ансамблей, предвосхитил композицию многих вилл последующего времени. Таким образом, храм становился правильным четырехугольником. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением.
Это он привез в Рим славного Рафаэля из Урбино. Но в 1478 г. прикуп земли послужил толчком к составлению нового проекта (рис.
До конца жизни Браманте проектировал и строил грандиозный собор св. Погребен он был в Сан Пьетро в 1314 году. Тем не менее дела Донато Браманте в Риме шли совсем неплохо.
Петра (1506–1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте. Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489-1503) и Юлии II (1503-1513), которые стали его покровителями. Начав как художник, находился под сильным влиянием А. Мантеньи («Христос у позорного столба», галерея Брера, Милан фризы на фасадах Палаццо дель-Подеста в Бергамо, Каса-Фонтана в Милане роспись с изображением «древних философов» в Каса-Панигарола – ныне в галерее Брера).
В архитектурном творчестве испытал воздействие Л. Б. Альберти, Л. Лаураны и сиенского мастера Ф. ди Джорджо Мартини. И потому, когда в 1503 году папой был избран Юлий И, он начал служить и ему. Если в предшествовавших центрических сооружениях Брунеллеско (сакристия Сан Лоренцо, капелла Пацци) подкупольное пространство фактически составляло главную часть постройки, то в этой церкви с сильно развитыми ветвями креста подобное впечатление достигается искусным применением композиционных средств. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии. Закончить ее до своей смерти он не успел и после него завершил ее Бальдассаре, сиенец.
1510). До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи. Он был большим другом людей одаренных и покровительствовал им, сколько мог, что можно видеть на примере знаменитейшего живописца, обаятельнейшего Рафаэля Урбинского, которого он вызвал в Рим.
Здесь при папе Юлии II он стал главным папским архитектором. Оно не только лишает цельности творческую индивидуальность Браманте (Некоторые исследователи (например, Парибени) рассматривают ломбардские постройки Браманте как незрелые произведения затянувшейся (до 56 лет. ) «молодости» Вазари в своем жизнеописании Браманте просто обошел его ломбардский период), но и слишком резко отрывает римский этап его деятельности от предшествовавшего развития итальянского зодчества, обобщением и кульминацией которого он является. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы.
Выдающееся искусство Браманте повлияло на дальнейшее развитие архитектуры Италии и других европейских стран. С 1482 до 1486 года Браманте реконструировал церковь Санта Мария Прессо Сан Сатиро (проект, возможно, начат в 1478 г. ) с 1492 г. перестраивал средокрестие и апсиды церкви Санта Мария делле Грацие (до 1497 г. ), дворы каноники и монастыря Сант Амброджо (работы прерваны в 1499 г. ). Итальянцы не были единой нацией. 22). Архитектор намеревался разбить сад и создать двор для развлечений и празднеств. И хотя проект Д. Браманте по реконструкции Ватикана не был полностью осуществлен (сначала умер папа Юлий II, а потом и сам архитектор), Донато Браманте остаётся одним из величайших зодчих Высокого Возрождения. Петра (1506-1514), но не завершил эту постройку в процессе строительства план собора неоднократно менялся, однако в основе окончательного варианта, принадлежащего Микеланджело, лежал проект центрического здания, предложенный Браманте.
В 1506 году Микеланджело поссорился с папой, после чего уехал во Флоренцию. Архитектурная деятельность Браманте началась в Милане, где он перестраивал церкви Санта Мария прессо Сан Сатиро (1479-1483) и Санта Мария делле Грацие (1492-1497). В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. С детства он учился читать и писать и еще много времени отдавал счете. До 1477 переехал в Милан, где познакомился с архитектурными исканиями Леонардо да Винчи.
1510). Крупнейшим творением Браманте является собор св. Проект не был осуществлен, но его идеи воплотились во многих центрально-купольных зданиях Италии и других стран. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках. Вся композиция (прототип которой можно усмотреть скорее в пизанском, чем флорентийском соборе) рассчитана на то, чтобы придать максимальное значение центральному пространству средокрестия, перекрытому куполом, легко поднимающемся на восьми высоких стройных столбах, соединенных арками равной высоты. Задача осложнялась сильным падением рельефа местности от виллы ко дворцу, различной ориентацией подлежавших объединению зданий и необходимостью обеспечить обороноспособность сооружений Ватикана с востока, так как существовавшие с этой стороны укрепления следовало снести при постройке нового двора.
Видимо, гравюра помогла, так как со следующего года он начинает получать серьезные заказы. Знаменитый двор (рис. Другие работы Браманте в Риме: хор церкви Санта Мария дель Пополо (1509 г. ), здание папского трибунала с церковью Сан Бьяджо делла Паньотта (не закончено), двор Сан Дамазо в Ватикане (1510 г., завершен Рафаэлем), собственный дом (снесен в XVII в. ), церковь Сан Чельсо э Джулиано (1510—1514 гг. ). Браманте не успел воплотить свой замысел полностью. 224).
Первые шаги к такому обобщению можно проследить именно в ломбардских постройках Браманте. В 1546 г. руководство работами было поручено Микеланджело. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте: дворы Бельведера (1503-1545) и Сан Дамазо (ок. 17 этой главы и рис. Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). Творчество Браманте— одна из вершин архитектуры Возрождения. Браманте принадлежит и основной замысел собора в Павии (1488-92), с куполом, высоко поднятым на 8 стройных столбах над обширным средокрестием. И вот после того как папа постановил начать сооружение потрясающе огромного собора св.
К счастью, воровали все-таки с оглядкой. Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио. От древних времен Рим не видел такого красивого замысла. Другие выдающиеся работы Браманте – круглый храм Темпьетто во дворе монастыря Сан Пьетро ин Монторио (1502), внутренний дворик церкви Санта Мария делла Паче и фасад палаццо Канчеллерия (1499–1511), одного из наиболее изысканных ренессансных дворцов в Риме. Петра, продолжалось много лет.
Им созданы здесь двор Сан-Дамазо (около 1510) и достигающий в длину около 300 м, завершенный огромной нишей двор Бельведера (1503-1545) для турниров и зрелищ разница в уровнях его 3 террас использована для создания мест для зрителей и грота с фонтанами. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Сравнительно небольшие размеры главных подкупольных устоев, неоднократно подвергавшиеся сомнению и увеличиваемые всеми позднейшими строителями собора, являются решающими для задуманной Браманте композиции. после захвата Милана французскими войсками переехал в Рим. В комплексе Ватиканского дворца находятся две постройки Браманте – дворы Бельведера (1503–1545) и Сан Дамазо (ок.
Браманте, когда хотел, умел нравиться людям и новый папа проникся к нему симпатией. на стр. Первые архитектурные работы — двор м-ря Санта Мария делла Паче (1500—1504 гг. ) и колокольня церкви Санта Мария дель Анима. Особого упоминания заслуживает на редкость лаконичные конструктивные формы карнизов, тяг и терракотовых элементов со скупо использованным орнаментом.
Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Но она произошла позднее, когда Браманте уже стал признанным мастером. Однако вскоре стали поступать сведения (доступ в капеллу был закрыт для посторонних), что Микеланджело не только не провалился, но, кажется, создает нечто великое.
18). Рим стал столицей нового стиля, а Донато Браманте — его создателем. Вроде бы первая их встреча, обернувшаяся конфликтом, произошла именно в связи с этим.
Петра в Ватикане (с 1505 г. ) и успел возвести храм до высоты арок. В Милане рождаются главные темы, сопутствующие всей последующей деятельности Браманте, – тема центрического купольного сооружения, олицетворяющего в ту эпоху совершенство мироздания и тема открытого, но замкнутого с боков двора, пространство которого становится самодовлеющим и ценным наподобие античного форума. Спроектировал и начал строить главный храм Рима— собор Св.
Он выгнал епископа и сказал, что никто не смеет так говорить о Микеланджело. Петра в Ватикане (с 1505г. ) и успел возвести храм до высоты арок. Однако подобное объяснение неудовлетворительно.
1510). Начать с того, что архитекторы Возрождения уважали прошлое выборочно. Папа знал цену людям и великий мастер вернулся в Рим. Округлая форма здания олицетворяет божественное совершенство. Значительность главных сводов подчеркивается несвойственным базиликальным церквам данного периода контрастным соотношением высоты среднего и боковых нефов (последние перекрыты крестовыми сводами).
В 1502 г. он построил Темпьетто во дворе церкви Сан Пьетро ин Монторио. Он возвёл несколько зданий, например, алтарную часть церкви Санта-Мария-делле-Грацие. В 1497 г. Браманте начал фасад собора в Аббьятеграссо, оставшийся незаконченным. В миланский период творчества (до 1499) Браманте работал в Павии и выезжал в разные города, в том числе во Флоренцию (1492, 1494) и в Рим (1493, 1497). Микеланджело тогда было около тридцати, Браманте – за шестьдесят.
Наибольшей пластической цельности он достиг в маленькой часовне-ротонде Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Родился в Монте-Аздруальдо (ныне Ферминьяно) в герцогстве Урбино в Центральной Италии.
Поиски Браманте образа пластически цельного, абсолютного в своей законченности центрического сооружения (часовня-ротонда Темпьетто во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио, 1502 проект собора Святого Петра, 1506–1514, – оба в Риме) во многом были восприняты Рафаэлем и другими итальянскими архитекторами, воплотились во множестве центрально-купольных построек Италии и других стран Европы. Прожил он 70 лет. Заняв своими заслугами и гением принадлежащее ему высокое место, он тратил благородно свое богатство и жил всегда достойно и пышно. 15, слева вверху). С 1503 года Браманте вёл по поручению папы Юлия II обширные работы в Ватикане.
почти все крупные архитекторы Италии по очереди участвовали в проектировании и строительстве собора. В 1506 г. был утверждён проект архитектора Донато Браманте, в соответствии с которым начали возводить центрическое сооружение в форме греческого креста (с равными сторонами). Умер Браманте в Риме 11 марта 1514. Оригинальна композиция дворика церкви Санта-Мария делла Паче (1500—04), столбы которого в нижнем ярусе несут аркаду, а в верхние, перемежаясь с коринфскими колонками, завершаются архитравным перекрытием. Вот таким образом собор в основном воплощает замысел Браманте.
Где-то 1499 он отправился из Милана в Рим. 21). Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Исключительно богатая внутренняя отделка сакристии включает рельефные гротески, выполненные из тончайшего стука на поверхности угловых пилястр (их излом, не имеющий прецедентов в других памятниках, позволил Браманте обойтись на каждом углу лишь одной пилястрой), богатый скульптурный керамический, частично покрытый бронзой, фриз над первым ярусом (исполнен скульптором Фантуччи), обработку импостов в виде плоского акантового листа между парными арочками второго яруса и более плоско выполненный орнамент второго фриза. Но поссорился ненадолго.
Здесь искусство Браманте приобрело классическую чистоту и монументальность. Вместе с Леонардо он работал над архитектурными проблемами конструкции фонаря – особой надстройки на куполе зданий, которая не только выполняла декоративную функцию, но и служила для освещения и вентиляции. В основу своего проекта Браманте положил равноконечный (греческий) крест с обширным пространством в средокрестии. В церкви Санта-Мария делле Грацие в Милане (1492—97) Браманте Донато создал хор и светлое просторное средокрестие, увенчанное лёгким куполом цельность замысла сочетается здесь с традиционной для зодчества Ломбардии декоративностью. Наибольшей пластичной цельности и ясности, жизнерадостной гармонии Браманте достиг в маленькой купольной часовне-ротонде Темпьетто (во дворе монастыря Сан-Пьетро ин Монторио 1502), окруженной внизу римско-дорической колоннадой и расчленённой в обоих ярусах полукруглыми нишами.
Браманте принимал участие в реализации большинства архитектурных проектов, осуществленных в Риме при папах Александре VI (1489–1503) и Юлии II (1503–1513), которые стали его покровителями. К этому периоду относится создание им маленькой часовни-ротонды Темпьетто (1502) во дворе монастыря Сан-Пьетро-ин-Монторио. Творчество Браманте – одна из вершин архитектуры Возрождения.
Работал в Милане и (с 1499) в Риме.
Но в отличие от картины церковь или дворец нельзя создать в инициативном порядке. Браманте успел возвести 4 подкупольных столба с парусами, часть южной ветви креста и один из малых куполов (1506-14 годы). А после их смерти Бальдассаре Перуцци, строивший в средокрестии со стороны кладбища капеллу короля французского изменил его замысел, при Павле же третьем все переиначил Антонио да Сангалло и, наконец, Микеланджело Буонарроти отверг все многочисленные предложения и без излишних затрат достиг такой красоты и такого совершенства, о каких никто из тех не мог и помышлять и которые целиком вытекали из его проекта и из его вкуса, хотя он и мне говорил не раз, что он считал себя лишь осуществителем замысла и проекта Браманте ибо тот, кто спервоначалу заложил большое здание, тот и автор его.
.