Модерн подхватили художники всех европейских стран, но Альфонс Муха – самый преданный поклонник и самый известный художник, работавший в этом направлении. Альфонс Муха помимо прочего занимался так же разработкой и ювелирных украшений. Подобно цветам Ван Гога и влюбленным парочкам Климта, работы Альфонса Мухи хорошо тиражируются и продаются вне зависимости от объекта для нанесения изображения. В 1906 году Альфонс Муха уезжает в Америку, чтобы заработать деньги, необходимые для осуществления мечты всей его творческой жизни: создания картин во славу своей Родины и всего славянства. В любой отрезок своей жизни Альфонс Муха находил работу.
Надо сказать, что в области декоративноприкладного искусства работали почти все художники югендштиля и Альфонс Муха не был исключением. Альфонс Мариа Муха (Alfons Maria Mucha, 1860-1939) — чешский живописец, театральный художник иллюстратор и плакатист, работавший в стиле art nouveau (термин принято переводить как модерн).
Муха, приверженец славянского сепаратизма, с энтузиазмом взялся за работу с новым правительством. В итоге «Славянский эпос» осел в замке Моравски-Крумлов и является местной достопримечатепьностью. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Об этом же, к слову, свидетельствует переписка художника и с самой Бернар.
Через два года, трагический пожар в театре «Рингтеатре» (погибло 500 человек) уничтожил его мастерскую и декораторская фирма потерпела крах. Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня).
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. На первоначальном этапе в образном строе ювелирных украшений, так же как и в искусстве модерна в целом, яркое развитие получило флоральное направление (от французского слова floral — цветочный), которое в наибольшей степени отвечало художественным устремлениям того времени.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. И это совсем другой Муха — не тот, что крутил роман с Бернар и малевал задники в сцене. Можно сказать, что благодаря Мухе у блистательной актрисы открылось «второе дыхание», сделавшее Бернар еще более популярной. «Мой дорогой Муха, – сказал он, – только что мне позвонила Сара Бернар. Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. В работах Макарта Мyxy интересовал прежде всего формат. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар.
Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Интересна история внучки Мухи. От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. От заказов не было отбоя. И при этом, как ни странно, у него еще остается время для того, чтобы создавать удивительные портреты «для души». Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи.
Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908). Альфонс был первым сыном во втором браке. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар. В этом сложно было усомниться, учитывая то, что Бернар славилась количеством романов.
Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Семья была большая.
Сара Бернар была в таком восторге от его работы, что заключила с Альфонсом Мухой шестилетний контракт. Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу. А вот сделанная специально для выставочного тура реконструкция павильона Боснии и Герцеговины (1900) для Всемирной выставки в Париже на треш не похожа.
Жить в апартаментах «от Мухи» считалось писком моды. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Художник Альфонс Муха родился 24 июля 1860 года в маленьком моравском городишке Иванчице. Коммерческий успех и широкое признание творчество Мухи получило в 1893 году, когда художник получил заказ от театра «Ренессанс» – ему предстояла написать афишу представления «Жисмонда», в котором играла сама Сара Бернар.
В 1871 году Муха присоединился к хору в Соборе Святого Петра в Брно, где он посещал начальную школу. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело. Одновременно он принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США, где жил и работал до 1910года и считался крупнейшим художником современности. От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже». Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций. Эту женственность искусства конца века, пожалуй, лучше других сумел выразить в своем творчестве чех Альфонс Муха (Alfons Mucha).
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. В 1885 году Муха поехал подучиться в Мюнхен, чтобы не слытъ самоучкой. Тем не менее, ему удалось разглядеть в сыне художественный талант.
В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями. В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Художник моментально становится знаменитым. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру.
Мальчик с детства хорошо рисовал. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга.
Художнику удалось передать не только красоту, но и характер героини, что не могло не вызвать восторга Бернар. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой.
Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Отец будущего художника, Анджей Муха, был дважды женат и в каждом браке имел по три ребенка. Работает над обложками и иллюстрациями для журнала «Кокорико», над дизайном интерьеров и разнообразных этикеток, рекламными плакатами (один из самых известных был создан им для мыла «Bagnolet»). В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
У неё две дочери. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Мелкому судебному чиновнику Ондрею (Анджею) Мухе после смерти матери Альфонса пришлось в одиночку растить пятерых детей от двух браков. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера.
Элегантные виньетки Мухи можно увидеть в пабах и ресторанах всего мира. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter).
Если на афишах эти украшения выглядели убедительно, — как и совершенно все изображения украшений, сделанные Мухой, — то при воплощении оказались чем-то спорным. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. Предки его занимались выращиванием винограда. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. В этот период Альфонс Муха создает свои знаменитые циклы портретов: «Времена года» (1, 2, 3, 4), «Драгоценные камни» (1, 2, 3), «Звезды» (1, 2, 3) и «Цветы» (1, 2, 3, 4). Муха быстро стал душой парижского светского общества. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн — Общественного дома, отелей «Европа» и «Империал», создаёт эскиз главного витража достраиваемого Собора святого Вита.
Декоративные панно были выпущены ограниченным тиражом большого размера их печатали на шелковой или плотной бумаге, пышно обрамляли и вешали на стенах или они оформляли ширмы. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях).
Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. 50-летней Бернар льстило то, как ее изображал художник. А вместе с ней взошла звезда и никому ранее не известного художника Альфонса Мухи. Естественно, за годы их сотрудничества ходило немало слухов о том, что художника и актрису связывали не только деловые, но и романтические отношения. Муха появился часа через два и тут же, на мраморной плите одного из столов, сделал набросок будущего плаката. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США.
Длительное время она прожила в Испании, где два года училась в Барселоне в престижной школе изобразительных искусств Массана на отделении живописи. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Как рассказывал впоследствии художник, в конце 1893 года ему позвонил владелец типографии по имени де Бруноф, с которым он поддерживал деловые отношения. Альфонс был первым сыном во втором браке. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея».
В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, – ответил Муха, – но я могу попробовать». Близится Рождество. В Художественной галерее Гипо-Культурштифтунга в Мюнхене сделала последнюю остановку гигантская выставка работ Альфонса Мухи (1860- 1939).
Но мысли его отныне направлены на одно — создать нетленный монумент во славу отечества. Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Сотрудничество с Бернар сделало Альфонса Муху признанным и популярным мастером прикладной графики.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились.
В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ). Вскоре после этого художник, как это принято говорить, «проснулся знаменитым». В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. «Сара была великолепна», — вспоминал Муха. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар.
Он свершает серию поездок по разным славянским странам, в том числе посещает и Россию. С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Граф, восхищенный талантом художника, соглашается оплатить его обучение в академии искусств города Мюнхен.
Он даже писал в пражскую Академию художеств с просьбой принять Альфонса на обучение. В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью. Экспонировать эти работы всегда было трудно — Чехия толком не знала, где их разместить. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7. В 1900году Муха принимает участие в отделке павильона Боснии и Герцеговины на Всемирной выставке в Париже.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Заказ достался Мухе практически случайно, повезло из-за того, что Бернар обратилась в типографию, принадлежащую знакомому художника. Надо заметить, что Фуке наступали на пятки не менее именитые ювелиры Р. Лалик и А. Вевер. Публика восхищалась его работами и заваливала его заказами: всем хотелось иметь что-то «от Мухи».
Украшения для волос, отдаленно напоминающие диадемы, сложные многоярусные ожерелья, пояса-шателены с подвесками, застежки-аграфы и пластины, плавно переходящие в платье («Брюнетка», «Зодиак» и др. ). К 1890-м годам мода перестала быть привилегией высших классов. Образы эффектно подчеркивали самые невероятные драгоценные предметы.
В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Благодаря модным журналам широкая публика имела возможность познакомиться с самыми последними ее тенденциями, рождавшимися в мире богемы и в модельных домах Парижа, которые, как и поэты того времени, создавали культ «инфернальной» женщины, капризной и томной, чувственной и экзотической. Так продолжалось вплоть до конца 1893 года.
Занимался он и практической работой. Я предложил мою работу о драпировках. В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц.
Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия). В настоящее время она живет в Чехии. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские.
В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико». У неё две дочери. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. Его кумиром был художник академического направления Ганс Макарт.
Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В 1890-е годы во Франции даже амбициозные представители «высокого искусства» изменили свое отношение к творчеству ювелиров: их произведения начали допускать на выставки Национального общества изящных искусств, в Обществе французских художников открылась секция прикладного искусства, устраивались персональные выставки художников-ювелиров их изделия стали публиковаться в журналах, закупаться музеями.
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Вслед за другими именитыми родоначальниками ар нуво Муха настаивал на демократичности искусства, задача которого украшать повседневность, а не отсиживаться в «башне из слоновой кости», ублажая тонкий вкус узкого круга эстетов. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. Объединяет их то, что все персонажи картин дышат неподдельной чувственностью, восхищают настоящим «живым» теплом, грациозностью и статью.
В настоящее время она живет в Чехии. В ювелирных украшениях своеобразная изощренность флорального направления модерна проявлялась также в плавной текучести асимметричных форм с изысканными очертаниями, в прихотливой изощренности композиционных построении и и почти мистическом колорите вещей, который возникал от сочетания мерцающих как старинные витражи, эмалей и зеленых, лиловых, голубых, белых, красных камней. Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas».
Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». Она уже побывала в венском Бельведере и Музее Фабра в Монпелье. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». В 1906 году мастер женится на Марии. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим. Очень часто ему приходилось выбирать между покупкой еды и красок. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее).
В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Во время своего путешествия в 1902 году он увлекся созданием эпических патриотических работ, передавая, таким образом историю славянского народа в нео-классическом стиле. Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
В ту пору он заинтересовался историей славян. Хитилова была соотечественницей Мухи.
В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Великая актриса была очарована работой. Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса.
Альфонс Муха — самый известный из художников стиля ар нуво. Интересна история внучки Мухи. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц. В представлении принимала участие Сара Бернар.
Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Он согласился. Акварели эти художник называл «Блаженствами». Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. К началу XX века флоральное течение модерна достигло апогея своего развития.
Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь.
После двух лет занятий в Мюнхене Муха в 1887году переезжает в Париж и поступает в Академию Жюлиана, а затем в Академию Коларосси, наиболее известные художественные школы своего времени. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
После первой мировой войны художник возвращается на родину. Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. Образы меняются от картины к картине до той поры, пока и в жизни и в творчестве художника не остается только одна женщина – Мария Хитилова, его ученица, супруга и муза. Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Посетители узнают и детали личной жизни автора.
В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине», «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Сценические украшения, нарисованные воображением художника, определили также тематику серии декоративных панно («Драгоценные камни»).
Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Он стал писать афиши, плакаты, открытки. По ее настоянию Муха получил должность главного декоратора театра.
Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Но ее роль в его жизни трудно переоценить. Муха остался без средств к существованию. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Alfons Maria Mucha 24 июля 1860, Иванчице – 14 июля 1939, Прага) чешский художник и дизайнер, один из ярчайших представителей стиля ар-нуво. Особенности творчества художника Альфонса Мухи: автор грандиозной живописной «Славянской эпопеи» (20 картин размером 68 метров), при жизни Муха был популярен как дизайнер – он виртуозно придумывал ювелирные украшения, рекламные плакаты и театральные афиши, в восторге от которых была сама Сара Бернар. Известные произведения Альфонса Мухи: серия «Времена года», «Зодиак», афиша к спектаклю «Жисмонда». Альфонса Муху, которого еще при его жизни нарекали гениальным художником, сейчас называли бы скорее гениальным дизайнером. И лишь потом Муха начал разрабатывать эскизы украшений на заказ. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи».
Он создавал массу эскизов, которые немедленно шли в дело. Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Это было довольно прибыльным делом. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Приведем краткое описание картины. В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа.
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Сотрудничество между художником и ювелиром началось в 1898 году или около того. Муха был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Куэн-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф под Веной.
3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Растительные орнаменты, также являются отличительной чертой творчества художника.
В их браке родились две дочери, которые, когда выросли, тоже стали персонажами многих картин художника. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Тогда Муха стал брать уроки рисования. На рубеже веков Альфонс Муха стал настоящим мэтром, к которому внимательно прислушивались в кругах художественной общественности.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря. Вскоре художник совершил, вместе с супругами Куэн-Беласси, путешествие в Северную Италию и в австрийский Тироль.
Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Для их создания Муха изучал историю и фольклор. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Всё своё свободное время он посвящал занятиям в местном любительском театре— вначале как актёр, затем как декоратор и художник афиш и пригласительных билетов.
Это было время творческих скитаний и поисков себя. Когда в 1918 году провозглашается республика, Альфонс Муха получает заказ на изготовление чехословацких почтовых марок, государственного герба и денежных знаков. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы».
Но на этом сказка закончилась. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать».
Однако тогда в работах мальчика таланта не увидели. Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Хитилова была соотечественницей Мухи. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника.
Молодой Муха провалился на вступительных экзаменах в Пражской академии художеств и был вынужден искать работу, которая подвернулась ему в Вене, куда он в 1879 году и переселился. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея». Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много.
Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Техника создания – масло и яичная темпера. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов. От того, что заказчики всегда хотели получить что-то «точно такое же, как на картинке, но немного другое». Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Художник достиг такого уровня мастерства в стиле ар-нуво, что его какое-то время даже называли «стилем Мухи».
Этот плакат — манифест ар нуво, который можно увидеть на московской выставке, — произвел настоящую сенсацию, а «божественная Сара» настолько увлеклась сдержанным новаторством художника, что подписала с ним долгосрочный контракт на оформление декораций, создание ее сценических костюмов и ювелирных украшений. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. С 1904 по 1913 гг. Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории».
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём.
Он сотрудничал с такими журналами как «Маленькая французская иллюстрация», «Народная жизнь» («La Vie populaire») и газетами «Фигаро» и «Парижская жизнь». Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров.
В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров. Вся работа заняла у Мухи три месяца. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль.
Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем. Является единственным официальным музеем художника. Дело в том, что небольшие выставки, посвященные творчеству чешского художника, в Европе случаются регулярно (почти всегда что-то выставляется в Чехии сверх постоянной экспозиции в государственных музеях), но, во-первых, они редко доезжают до Германии, где в Мюнхене Муха недолго жил и работал и, во-вторых, обычно на этих выставках показывают какой-то один аспект его творчества так что данная выставка, которую можно назвать «весь Муха, вызвала небывалый ажиотаж.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Следующие несколько лет он посвятил созданию Славянской Эпопеи, серии из двадцати монументальных полотен. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин. Оригинальные рисунки Мухи пришлись по душе ювелиру.
Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Позже у них рождаются две дочери и сын. Все, что касалось любиимых славян, Муха делал очень тщательно.
После провозглашения в 1918 году республики, Альфонсу Муха было поручено изготовление первых чехословацких почтовых марок, денежных знаков и государственного герба. Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно.
Лето – с помощью ярких зеленых оттенков, осень – насыщенно-оранжевой, а зима – прозрачно-холодной. Альфонс Муха (чеш. Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. От заказов не было отбоя. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже.
В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. За заработком ездит в США — там ему удает-ч хоть как-то заработать. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Муха умер с кистью в руках, заканчивая очередное «историческое» панно. Она захотела познакомиться лично с автором афиши. Предки его занимались выращиванием винограда. На гребне успеха Муха продолжал работать как художник-график иллюстрировал журналы, выполнял архитектурные заказы и писал портреты американских миллионеров. Однако позже в письмах своей жене Марии Муха будет утверждать, что с актрисой у него сложились исключительно приятельские отношения.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. Именно такой, какой она сама себя представляла – молодой и стройной.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Он прожил здесь два года и уехал покорять Париж. Сара Бернар помогла Мухе реализовать его ювелирные фантазии. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Так появляются прославившие его на весь мир «женщины Мухи» : страстные, чувственные, нежные иногда полуобнаженные и всегда окруженные ореолом длинных, причудливо уложенных волос. Хотя художник считал свои работы в стиле ар-нуво не более чем возможностью для получения денег, которые он мог бы потратить на реализацию более серьезных вещей, но критики думали иначе.
Плакатов, афиш и зарисовок всяких зеркал, шкафов, трюмо и кроватей на выставке представлено столь много, что, как бы прекрасны они не были иэ-за похожести и однотипности все это «парижское наследство» Мухи начинает казаться «трешем». С другой стороны его целью было выразить безусловное визуальное утверждение ар-нуво. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж.
Художественное образование получает в Брно. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Блистательная актриса Сара Бернар решает возобновить демонстрацию спектакля «Жисмонда», для чего оказывается необходимым срочно изготовить новые афиши. 1893 год. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар.
Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям. Однако мнение это, конечно же, разделили не все.
Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. И что же. Во Франции художника называли Мюша. С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества.
Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. Каждый его визит длился несколько месяцев, а с осени 1906 года он прожил в Америке два с половиной года, до июня 1909го. Мальчик с детства хорошо рисовал.
Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. Рыжеволосые славянки-красавицы на картинах Альфонса Мухи продиктованы именно образами жены художника и его дочерей: все три обладали этим типом внешности. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Напечатали всего 252 нумерованных экземпляра книги и каждый из них стоил целое состояние — 40 тыс. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Произведения дышат спокойствием и негой. От того, что здесь его называют Мюша. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. В отличие от тревожных картин современных ему мастеров – Климта, Врубеля, Бакста – произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Семья была большая.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера.
Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги. франков. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Но судьба благосклонна к гению.
Ведь справедливости ради стоит сказать, что его живописные картины, в том числе и знаменитая серия «Славянская эпопея» и близко не были такими популярными, как тиражируемые образы романтических красавиц с афиш и этикеток. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. Украшения на театральных афишах Мухи представляли собой утонченную историческую стилизацию в духе подлинных артефактов Средневековья: широкий декоративный пояс, рельефная орденская цепь и богато орнаментированное оружие («Лорензаччо», «Гамлет»). Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары.
Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Кроме афиш к спектаклям актрисы («Дама с камелиями», 1896 «Медея», 1898 «Гамлет», 1899) он создает театральные декорации, эскизы костюмов, украшений. Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского.