«порожняки» (1872) – одно из лучших произведений Прянишникова, созданных в 70-е годы. Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1871, Харьковский художественный. Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском.
Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой. Прянишников в «Порожняках» написал обоз, который тянется по снежной дороге. Картина Порожняки одного из основателей Общества передвижников Иллариона Михайловича Прянишникова стала заметным явлением в русском живописном искусстве пореформенного периода.
Чехов — в лавке отца, Прянишников — у чаеторговца Волкова, к которому его определили «в науку». Догорает малиновая зимняя заря.
Сильный мороз. Если мы обратимся к первоначальному эскизу, то увидим что там подвыпивший чиновник предается своим кривляниям «в охотку», не находя в этом ничего унизительного. Неужели ты нюхом не чуешь, что эта тема уже отжила и нагоняет зевоту. » (4января 1886 года).
По бескрайнему заснеженному полю движется порожний крестьянский обоз. На переднем плане – едва умещающаяся на стуле хозяйка лавочки в шелковом салопе. Этот прием позволяет Прянишникову добиться необходимого выразительного эффекта. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех. Вопреки «осколочным» обличительным традициям чеховская заметка начиналась словами: «Наша маленькая Академия художеств может принять уверение в глубоком уважении».
«В этом умении обратить зрителя внутрь самого себя заключается вся сила таланта и г. Прянишников обладает этою силой в большом количестве», — писал Щедрин. Сопоставляя полотно с главой некрасовской поэмы, они вспомнят и «лицо худое, бледное» Гриши Добросклонова. Картина Прянишникова «Жестокие романсы» представляла собой комичную сценку: молодой человек (из приказчиков или лакеев), тщательно завитый «барашком» и в новом сюртучке, неистово заливается под гитару, стараясь душещипательным романсом пленить сердце сидящей рядом девушки. Полотно «Порожняки» может быть привлечено в процессе разбора главы «Пир -- на весь мир» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» и соединено с образом Гриши Добросклонова. Мальчик напросился в пассажиры, чтобы попасть домой.
На последних розвальнях сидит семинарист, который, прежде всего и привлекает внимание зрителя. В своей заметке об училище среди профессоров имевших особенное влияние на учеников, Чехов отмечает И. М. Прянишникова — «спартанца в искусстве и в общем милого человека». Полотно Прянишникова — словно продолжение рассказа об Анюте, которая так же терпеливо позирует художнику в такой же холодной комнате и только на минуту осмеливается приблизиться к маленькой железной печурке, в которую художник торопливо, не выпуская палитры из рук, подкладывает дрова. Но в чеховскую эпоху в осмыслении темы «маленького человека» появились и новые акценты.
Повествуя о том, что пережил и передумал в этот ненастный вечер окоченевший от холода герой, Чехов, как и Прянишников, обращается к впечатлениям, которые «так мимолетны и смутны», но которые так много могут значить в человеческой жизни. Пейзаж рассказа созвучен картине Прянишникова. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью. Реальнее теперь изображать коллежских регистраторов, не дающих жить их превосходительствам и корреспондентов, отравляющих чужие существования. » Сам Чехов создает рассказ «Тайна» (1887) с парадоксальным сюжетом: важный действительный статский советник доведен почти до умопомрачения робким, ничтожным дьячком.
Кажется, что картина очень грустная: холод, сумерки, дорога и озябший бедный мальчик. Центральный образ картины – пляшущий старик. Гостиный двор в Москве» (1865), таков его шедевр «Порожняки» (1871), где фигурка подростка-семинариста, зябнущего под вечер в обозе на заснеженном тракте, превращается в мрачный символ социального отчуждения.
(Мальчик-коробейник, Чтение письма в мелочной лавке) отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. Его поза напряжена, он явно совсем замерз. Поскольку костюм в живописи порой вырастает в целое жизнеописание персонажа. В конце концов он оказался на полу, но поднялся с «блаженной улыбкой»: «Осчастливили вы меня своею лаской искреннею, не забыли газетчика, старикашку рваного.
Ученикам предлагается подумать, в какой степени одежда характеризует героя картины. Уже в первых работах начала 1860-х гг. Не находящая от волнения слов Василиса «стояла перед ним, задумавшись, с выражением заботы и скорби на лице». Всё одно, как запой.
Произведения Прянишникова 1870-х гг. Помимо бытописательства, Прянишников принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве, обращался к историческому жанру, написав несколько вариантов картины «Эпизод из войны 1812 года». Значительным произведением Прянишникова является картина «В 1812 году» (1874).
В 1871 году вместе с В. Е. Маковским создал альбом «Эпизоды из севастопольской жизни 1854-1855 года», посвященный обороне Севастополя. Вероятно, «спартанцем в искусстве» Чехов окрестил Прянишникова за простоту сюжетов и четкую, чуть суховатую манеру письма. Его шарф слишком стар, чтобы защитить шею от ветра.
А картина, написанная им в последний год обучения, – Шутники. Прянишников создает замечательный по содержанию живописный образ, глубина и значительность которого приобретает социальное звучание. Она написана под прямым воздействием пьесы А. Н. А картина, написанная им в последний год обучения, – "Шутники. Передвижной выставке 1871 года Прянишников представил две картины, которые сразу же привлекли внимание публики: «Погорельцы» и «Порожняки». «Человек для искусства просит, а не для пустяков каких-нибудь», — веско поддерживает друга Клочков.
Чеховский рассказ «На святках» (1899) — словно попытка воссоздать предысторию ситуации изображенной Прянишниковым. В законченной картине мы находим нечто иное. Привычным стало использование картин при изучении произведений Н. А. Некрасова, когда полотна В. Г. Перова «Проводы покойника» и В. М. Максимова «Больной муж» сопоставляются с поэмой «Мороз, Красный нос», холст «Ремонтные работы на железной дороге» К. А. Савицкого -- со стихотворением «Железная дорога». О ней с восхищением отзывался Стасов.
Не имея средств, он пристроился к «порожнякам» для того, чтобы добраться из города, где учился, в далекую деревню. Герой рассказа, сын сельского дьячка Великопольский, обучавшийся в духовной академии, приехал (должно быть, с таким же попутным обозом) на Пасху домой, в свою нищую, голодную деревню. Он едет на каникулы домой. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки. А в рассказе «Корреспондент» (1882), показывая сцену, напоминающую ситуации «Шутников» Островского и Прянишникова, Чехов ведет повествование так, что читатель возмущается не только издевательствами купцов над «маленьким человеком», но и его рабской, восторженной покорностью, униженным заискиванием перед власть имущими. У ее колен – сынок и наследник. Ты не хочешь, а тебя за душу тянет».
Сидящий на переднем плане молодой человек одет не по погоде. Среди его произведений – «Погорельцы» (1872), «Жестокие романсы» (1881), «Охота пуще неволи» (1881), «В мастерской художника» (1890). В середине XIX века искусство часто обращалось к негодующему рассказу о глумлениях «хозяев жизни» над безответными жертвами, вынужденными ради куска хлеба сносить все, подавляя обиду. Одинокие птицы и пустой обоз усиливают эффект.
Характерна для 60-х годов картина Иллариона Михайловича Прянишникова (1840–1894) «Шутники» (1865). Его пальто слишком тонкое, чтобы выдержать такой мороз. И он в русле критического реализма изображал убогие развлечения городского люда («У театра марионеток», 1867) страдания бездомных нищих («Калики перехожие», 1870) непосильный труд измученных женщин-работниц («Швея», 1870). А по моему глупому предположению, как я это дело понимаю, это не баловство, а болесть.
Однако возле мальчика можно разглядеть несколько книг. В свою очередь пьесой Островского «Шутники» была навеяна известная картина Прянишникова «Шутники (Гостиный двор в Москве)» (1865). Такова же манера повествования в чеховском рассказе «Он понял. » (1883). Художник соединяет в своем произведении бытовой жанр и пейзаж.
Родился в селе Тимашово Калужской губернии в купеческой семье. На первый взгляд, картина грустная: зимние сумерки, ветер, мороз, бесконечная дорога и закоченевший юноша-бедняк. Уже в первых работах начала 1860-х гг. Перекликаются между собой чеховский рассказ «Анюта» (1886) и картина Прянишникова «В мастерской художника» (1890). Эта картина впервые выставлялась на 9-й Передвижной выставке 1881 года. отличались от ранних большей композиционной цельностью и колористической насыщенностью.
Чехов в своем рассказе как бы развивает этот сюжет, дописывая его продолжение. На многих картинах Прянишникова можно видеть сам Лальск, бумажную фабрику, директором которой и был его брат, окрестности, так на последней неоконченной картине художника «Крестный ход» изображена церковь Покрова на Лузе. Возможно, эта картина послужила прообразом сна Дмитрия Карамазова в романе Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы». Все это общество сытых и самодовольных людей предается своеобразной забаве.
фуй. Произведения Прянишникова 1870-х гг. Прянишников – один из московских живописцев, работавших в «малом жанре». Замешательство смущенной героини с картины Прянишникова сродни поведению Дуняши, которая, копируя «благородных господ» в одежде и в манерах, от малейшего волнения готова упасть в обморок. Переклички произведений Прянишникова и Чехова не только выявляют сходность мировидения художника и писателя, но и помогают проследить общие закономерности исканий русской художественной культуры второй половины XIX века.
В 1883 году начинающий писатель Антон Чехов, публикующий в разных изданиях юмористические «мелочишки», получил от редактора журнала «Осколки» Н. А. Лейкина приглашение вести фельетонное обозрение «Осколки московской жизни». С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности. Будущий художник тоже вырос в семье небогатого провинциального торговца. Читатель, как и барин Волчков, начинает понимать неудержимый охотничий азарт «маленького сутуловатого мужичонки» в «донельзя изношенных, заплатанных штанах», со смешным самодельным ружьишком.
Из других произведений Прянишникова заслуживают внимания «Жестокие романсы» (1881), «Спасов день на севере» (1877), «В мастерской художника» (1890). Действие происходит в одном из торговых помещений Гостиного двора. («Немало Русь уж выслала / Своих сынов, отмеченных / Печатью дара Божьего, / На честные пути. »). Выставляя себя на посмешище тунеядцам, такой ценой расплачиваясь за их подачки, чиновник делает это с величайшим усилием над собой. Пейзаж в картине Порожняки имеет важный повествовательный подтекст.
Запоминаются образы решительных и смелых крестьян, захвативших пленных. Героиня Чехова Анюта, молодая женщина с кроткими глазами, безропотно выполняет роль «наглядного пособия» для Клочкова, студента-медика, готовящегося к экзамену. Порожняки получили восторженные отклики современников. Он живет в городе.
Отмечая черты внешности героя «Порожняков», учащиеся выделяют его серьезные, умные глаза, его мужественное исхудалое лицо. Сопоставление бытовой картины с произведением художника слова является испытанным средством конкретизации представлений учащихся о литературном герое. То, что мы знаем из литературы об эпохе «хождения в народ», о самоотверженной молодежи 70-х годов, предстает перед нами в картине Прянишникова в живом и конкретном, глубоко поэтическом образе. (Он одет в холодное черное пальтишко, полосатые бумажные брюки и совсем не зимние сапоги. Подобные ситуации воспроизводятся, например, в пьесах И. С. Тургенева «Нахлебник» (1848) и А. Н. Островского «Шутники» (1864).
Достоевский в своем романе прямо указал одну из картин, размышление о которой стало важным идейно-философским узлом повествования, это — «Созерцатель» И. Н. Крамского. Спасибо вам». Пытаясь согреться, семинарист надвинул на лоб студенческую форменную фуражку, спрятал руки в рукавах не спасающего от холода пальто, обмотал шею худым красным шарфом. Но особенной популярностью пользовалась картина Прянишникова «Порожняки». Полотно демонстрировалось на первой передвижной выставке с такими шедеврами русской живописи как «Грачи прилетели» Алексея Саврасова, «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» Николая Ге.
А в последней чеховской пьесе «Вишневый сад» (1903) появятся герои, уже знакомые по полотну Прянишникова «Жестокие романсы» (1881). Захмелевшие гости, потешаясь, то заставляют Ивана Никитича пить водку стаканами, то сыплют ему на голову соль, то начинают подбрасывать к потолку с возгласами: «Качай его, шельмеца. » Герой же — «пыхтел, кряхтел, пищал, страдал, но. На городской окраине по колено в мутной, мелкой речушке стоит человек в потрепанной одежонке, сосредоточенно насаживая наживку на рыболовный крючок. Возможно, этот молодой крестьянин теперь учится.
Он ни в каком случае не ожидал такой чести для себя, «нолика», как он выражался, «между человеками еле видимого и едва заметного». В рассказе Чехова — тот же психологический контраст. Типичный «передвижник», он постоянно сочетал сатиру и драму с бытописанием, не претендующим на какой-либо социальный урок. Зимний вечер в сопровождении поземки окутывает равнину, стирая грань между небом и землей. При взгляде на эту картину вспоминается и чеховский конторщик Епиходов, который, стремясь завоевать симпатии горничной Дуняши, распевает под гитару жестокий романс и вторящий ему лакей Яша, рисующийся перед Дуняшей своим «европейским» лоском. Островского того же названия, поставленной на сцене московского Малого театра. И Анюта покорно отправляется к художнику. В чеховских «Осколках московской жизни» за 1884 год есть отзыв о картинах В. М. Васнецова, которые экспонировались на этой выставке в Москве. Недаром Чехов всем своим творчеством стремился доказать, что человеку необходимо научиться по капле «выдавливать из себя раба».
Одним из талантливейших мастеров бытовой картины был Илларион Михайлович Прянишников (1840--1894). И если герой Некрасова мечтает о просвещении своего народа («Иди к униженным, / Иди к обиженным -- / И будь им друг. »), то, наверное, с такой же мечтой едет прянишниковский семинарист в деревню на свои «медные» с порожняками. ("Мальчик-коробейник", "Чтение письма в мелочной лавке") отчетливо проявились черты таланта художника: наблюдательность, способность к живым и точным социально-психологическим характеристикам, сочные цвета живописи. «Охота пуще неволи» (1882) — так назвал Прянишников одну из своих картин. Салтыков-Щедрин отмечал, что при внешней непритязательности сюжета художник сумел воплотить в картине что-то такое сокровенное, что надолго останавливает зрителя, заставляя его задуматься над впечатлениями, которые бывают обычно «так мимолетны и смутны». Такой герой уже не вызывал у читателя сострадания.
Высокую оценку произведению дал известный критик В. В. Стасов. Принимал участие в работе над росписями храма Христа Спасителя в Москве. Одежда помогает определить, что герой картины учится в семинарии («. Он – один из бедняков, которые пробивают себе дорогу сами. Но зрители разглядели в санях рядом с юношей узелок с небогатым имуществом и связку книг. Чехов описывает студеный вечер ранней весны, когда дул «холодный пронизывающий ветер», «по лужам протянулись ледяные иглы», на западе «узкою полосой светилась холодная багровая заря», а вокруг все «утопало в холодной вечерней мгле». Прянишников метко характеризует стремления интересы своего героя.
Судя по заметке, Чехову были хорошо известны и бытовые привычки художника. Егор — это «сама пошлость, грубая, надменная, непобедимая, гордая тем, что она родилась и выросла в трактире». О посещениях этой выставки писателем рассказывается в воспоминаниях М. П. Чехова. Один из вариантов «Порожняков» был несомненно известен Чехову по экспозиции Всероссийской выставки, проходившей в Москве в 1882 году.
Подпоив старенького чиновника, купцы заставляют его кривляться и плясать себе на потеху. Рыболов зябко съежился в холодной воде. На последних санях, не по погоде одетый семинарист, сжался от нестерпимого холода. Гостиный двор в Москве" (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Несколько раз художник совершал путешествия для зарисовок с натуры («Спасов день на Севере», 1887). Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами "Погорельцы" (1871), "Порожняки" (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
Гостиный двор в Москве (1865)-сразу принесла ему широкую известность. Но Егору некогда ждать, пока Василиса соберется с мыслями и он лихо строчит что попало, полагая, что лучше знает, как и что писать.
блаженно улыбался. Изучение героических былин традиционно сопровождается привлечением известного полотна В. М. Васнецова «Богатыри», а изучение русских народных сказок -- рассматриванием его же картин «Аленушка» и «Иван-царевич на сером волке». Следующий этап развития творчества Прянишникова связан с картинами Погорельцы (1871), Порожняки (1872), которые экспонировались на I передвижной выставке и были признаны критикой крупными достижениями русской живописи.
С начала 1870-х годов Прянишников в соответствии с общими тенденциями русской живописи переходит ко все более «многомерному» изображению действительности3. Картина дает надежду многим таким юношам в светлое будущее. Картина Прянишникова «Порожняки», экспонированная на первой передвижной выставке в 1871 году, принесла ему новый успех.
Одним из лучших произведений И. М. Прянишникова является его картина «Порожняки» (1871). Мужичонка с дрожью в голосе поясняет, что нарушил закон об охоте не ради добычи, а «от тоски»: «Тянет да и тянет на охоту, хоть ты тресни тут. День выдался пасмурный и ненастный. А сон Дмитрия — словно воспроизведение «Погорельцев»: сгоревшая деревня, зимняя дорога и в толпе, просящей подаяние, — баба с плачущим ребенком на руках. Это произведение было приобретено одним из коллекционеров задолго до открытия выставки.
Причем Лейкин категорично указал начинающему фельетонисту его задачи: «Говорить надо обо всем выдающемся в Москве по части безобразий, вышучивать, бичевать, но ничего не хвалить и ни перед чем не умиляться»1. Годами он создавал летопись «униженных и оскорбленных» и эта тема приобрела у него еще более остропсихологический – на грани трагизма – характер: такова его самая известная картина «Шутники. В марте 1894 года, когда разнеслась весть о смерти Прянишникова, был начат чеховский рассказ «Студент», в котором словно развивается тема одной из лучших картин художника — «Порожняки». Картина «Порожняки» изображала морозный вечер, гаснущую полоску заката, дали, подернутые туманной дымкой и зябко съежившуюся на крестьянском возу фигуру молодого человека, семинариста или студента, едущего с попутными порожняками в свое глухое селение.
«Добротный материал для таких сопоставлений дают картины художников-передвижников, обращавшихся к самым острым проблемам современности». Извозчики сидят на дне саней, пряча от холода лица и руки. По дороге, растянувшись до самого горизонта, движется обоз саней.
На последних – плохо одетая фигурка студента, съежившегося от холода. Как шакалы». В этом смысле он двигался в общем русле русского искусства и литературы своего времени. Выставка не прошла мимо внимания Чехова.
Воспоминания о повседневном быте мелочных лавочек, где перед оком невозмутимых и всезнающих лавочников проходит пестрая жизнь «маленьких людей» и где житейские драмы переплетаются с комическими курьезами, отразились в картине Прянишникова «Чтение письма в овощной лавке» (1864).