Но поистине уникальным произведением Веласкеса является его последнее крупное произведение – картина «Пряхи», которая посвящена испанскому трудовому народу. В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». «пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. Картина Диего Веласкеса Пряхи (миф об Арахне): описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Погруженная в полумрак прозрачных теней среда напоена мерцающим золотистым светом. 318 x 276 см. Вот таким образом границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Окончательно эту меру определяет третья фигура. В "Лас Менинас" художник изобразил на первом плане инфанту Маргариту в сопровождении фрейлин и карликов, а рядом — себя за мольбертом в момент исполнения им портрета королевской четы, отражение которой видно в зеркале в глубине зала. В 1623 году Веласкес переехал в Мадрид и стал королевским живописцем.
Ему 57 лет. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). А позади, в тени, благодаря отодвинутому тяжелому красному занавесу, видны сложенные стопкой уже готовые гобелены (один из видовдекоративно-прикладного искусства, стенной односторонний безворсовый ковёр с сюжетной или орнаментальной композицией). На переднем плане женщины прядут и разматывают нити.
Людей с физическими уродствами расценивали как «утварь», они служили для увеселения знати и помогали им чувствовать себя более красивыми и уверенными в себе. Подписанный после долгой войны между Францией и Испанией Пиренейский мир предусматривал брак между Людовиком XIV и старшей дочерью Филиппа IV Марией Терезой.
Рубенсу было пятьдесят три года, а его второй жене — всего шестнадцать. Каждый из них держится по-своему – в соответствии с возрастом. Тонко и точно разработанная гамма красных и розовых оттенков – эмоциональный ключ к пониманию жестко-правдивого образа папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим), портрет которого Веласкес написал во время второй поездки в Италию в конце 1648 – середине 1651 годов.
На ковре Веласкес изобразил сюжет, почерпнутый из «Метаморфоз» Овидия: разгневанная Афина указывает на чудесный ковер, сделанный Арахной, простой девушкой, сумевшей превзойти богиню в искусстве ткачества и за это жестоко наказанной ею. Она очень мила. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Побеждённые барахтаются в воде, окрашенной отблесками далёкого пожара.
Испания. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Справа – на спине белого быка Юпитера виднеется Европа. На многофигурном полотне с двумя планами изображена гобеленовая мастерская.
Разумеется, нет. Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Художник создал целую галерею портретов итальянских аристократов. Местом действия выбрана королевская мастерская ковров.
Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения.
ность и непринужденность. Перед ней на столе лежит чеснок, на тарелках рыба и яйца, стоит кувшин. «Похищение дочерей Левкиппа» (1619—1620 гг. ) привлекает необыкновенно искусная композиция. В последние годы жизни В. написал две самые знаменитые свои картины: "Лас Менинас" ("Фрейлины", 1656) и "Пряхи" (первоначальное название — "Миф об Арахне", 1657) — обе в Прадо.
Так как с остальными двумя более или менее все ясно. Они были созданы одновременно вскоре после того, как Веласкес завершил свое обучение у Франсиско Пачеко и предназначались для севильского монастыря Кармелитас Кальсадас (впоследствии разрушенного). Веласкес скончался, достигнув вершины своего искусства. Его картины очень многоплановы. В монументальной композиции «Пряхи» (1657, Мадрид, Прадо) одновременно изображены сцены труда (испанские пряхи за работой — на переднем плане), светской жизни (нарядные дамы, рассматривающие великолепный гобелен, — на дальнем плане) и миф (об Афине и ткачихе Арахне), вытканный на гобелене, повешенном на стене дальнего плана.
В аллегории картины прослеживаются политические убеждения автора. Веласкес, собственно Родригес де Сильва Веласкес (Rodrguez de Silva Velsquez) Диего (4 или 5. 6. 1599, Севилья, — 6. 8. 1660, Мадрид) испанский художник. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью. Прелестная светловолосая девочка в центре комнаты – их пятилетняя дочь инфанта Маргарита.
За гордыню всемогущая Афина превратила ткачиху в паука. Две эти фигуры расположены симметрично относительно центральной оси холста. С большой реалистической силой написаны бродяги. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата.
Мне кажется, Веласкес, до сих пор сам бывший внутри этой истории, разрывавшийся между «тезисом» и «антитезисом», вдруг овладел «синтезом». Живые лица, простота и выразительность самого замысла, мастерство выражения вещей (стол, покрытый смятой скатертью, «натюрморт», находящийся на нем, одежда и оружие, висящие на стене в глубине) говорят о живом восприятии действительности, о реалистической направленности, свойственной таланту Веласкеса. Это также одна из последних картин, написанная Веласкесом. Произведения эти не имеют себе равных в мировой живописи.
Старая работница на переднем плане — это Афина, а молодая — Арахна и Веласкес показал сцену их состязания. о символике цвета в 21/2005). Две Мойры, две богини судьбы художника, спорят о его душе.
Собственно, Диего Родригес де Сильва Веласкес (Diego Rodriguez de Silva Velazquez). Придворный театр был любительским.
Точка зрения сверху вниз избранная художником, сжатое пространство, как бы теснящее юношу, усиливают чувство одиночества, подавленности. Прялка— не просто прялка, а сложный механизм с дополнительной полочкой, с резными ножками. Лицо осунулось, побледнело. Приехав в Мадрид, он вскоре почувствовал приступ возвратной лихорадки. Как ни странно, Рубенс ещё задолго до встречи с ней изображал в своих работах женщин с подобными чертами. Одновременно с этим он подводит некий итог своего творчества.
все — 1631—48, Прадо). Реальный эпизод испано-нидерландской войны даёт повод В. показать воюющие стороны во всей сложности их взаимоотношений. Справа, по центру – Арахна, слева Афина Паллада.
Ее свободной позе передает естественную красоту и человеческое достоинство. Это дорого стоило. Веласкес очень тонко переплетает между собой бытовую зарисовку и мифологический сюжет, а также искусно играет глубиной и многоплановостью композиции.
Веласкеса называют «главой и князем всех испанских живописцев». Изображен момент, когда командующий голландским гарнизоном вручает ключ от крепости испанскому полководцу, милостиво дарующему свободу побежденным. Он почти не пишет аксессуаров, редко изображает жесты, движение.
Глубину изображения подчеркивает черная рама зеркала, в которое любуется собой Венера – по данным искусствоведов, «родная» рама картины также была черной играя на перспективу. Рыба веры, плод зрелости, наследство старика (хлеб, вино) юности – его опыт, знания, мастерство.
В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. По небу проносятся свинцово-сизые и огненные тучи. Образ жизни Веласкеса, однако, не изменился. Это одна из 12 балатльных картин во славу военных побед короля Филиппа IV. Веласкес говорит нам: загадка картины— это загадка третьей мойры. Как все его сюжетные картины, полотно необычно по замыслу.
О высоком творческом подъеме Веласкеса свидетельствует его картина «Сдача Бреды» (Копья 1634—1635, Мадрид, Прадо), запечатлевшая падение в 1625 году голландской крепости Бреда — одну из немногих крупных побед испанского оружия в неудачной для абсолютистской Испании войне с демократическими Нидерландами. Что ж, это интересное толкование картины-головоломки, как иногда называют «Менины». Своеобразная аллегория, возможно, на сей раз имеет политические нотки.
В «Менинах», (1656 год), как мы видим, напряжение достигает предела. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье. Учился в родном городе у живописцев Франсиско де Эрреры Старшего и Франсиско Пачеко (1610–1616), в 1617 получил звание мастера. Вторая половина XVII века — это иной, во многом кризисный период в испанской культуре. Мастер доверял исполнять цветы и животных в своихкомпозициях Яну Брейгелю, натюрморты — Франсу Снейдерсу, пейзажные фоны — другим живописцам. «После пяти лет обучения и образования, — писал Пачеко, — я отдал за него замуж свою дочь, побуждаемый его добродетелью, чистотой и другими качествами, а также в надежде на его природный и высокий гений». Быть может импровизированная репетиция уже идет, так как две из дам разыгрывают сцену из «Метаморфоз» Овидия о состязании в мастерстве ткачества богини Афины (фигура слева в шлеме) и простой смертной, Арахны (фигура справа, анфас).
Справа мальчик-карлик пытается ногой растолкать огромную собаку, растянувшуюся на полу. Один из них заявил, что краски ван Дейка — «доподлинные плоть и кровь, свет и прозрачность». Их позы имеют большую естественность, а выражения лиц – большую индивидуальность. Но прежде всего Веласкес – художник.
Несмотря на сюжетную неявность, в отличие от «Менин», где прямо заявлена проблематика «Художник и его творчество», проблемы искусства в «Пряхах» разработаны на более глубинном, философском уровне и, что самое главное, языком самого искусства. Расплата за вольнодумство часто заканчивалась для смелых людей сожжением на костре. Но здоровье Веласкеса было подорвано.
Он подарил миру около трёх тысяч картин и множество рисунков. Но оба плана картины -как бы две сферы бытия – нераздельно слиты друг с другом. С присущим ему безупречным вкусом сам он пополнял художественные коллекции Алькасара. Не вызывает сомнений и то, что это чрезвычайно умный человек.
Это слово (кстати, португальское) можно перевести как «придворные дамы» или «фрейлины». Потребовались доказательства его аристократического происхождения и многочисленные свидетельства того, что он занимался живописью только «ради своего удовольствия и по повелению короля», картин своих не продавал, а жалование получал лишь по занимаемым придворным должностям. е. среди зрителей) и смутно отражаясь в зеркале на противоположной стороне зала. Но всадник далек от реальной войны, да и думает ли он о ней. Портрет главы римской церкви стал самым знаменитым созданием Веласкеса вне Испании.
Так, в 1657 году Веласкес пишет свою знаменитую картину «Менины», которую сложно отнести к какому-либо жанру, так как она соединила в себе элементы бытовой сцены и групповой портрет. Идеальный мир высокого искусства, живописи, театра и музыки (ее знаком является виола да гамба, прислоненная у края сцены) светозарным розово-голубым невесомым видением парит в атмосфере сумрачно-оливковых стен среднего плана. Веласкес изобразил на заднем фоне гобелен, совместившей в себе одновременно картину Тициана «Похищение Европы», связанную с одноименным мифом и концовку другого мифа об Арахне. Ортега-и-Гассет) реальности.
«Разность потенциалов» еще увеличивается членением темного холста на три части светлой нишей второго плана. Возле ее босых ног, мы видим, уютно приютившуюся кошку. Богиня Афина сказала Арахне :- «Послушайся моего совета : стремись превзойти лишь смертных своим искусством. Не вызывай богиню на состязание» Арахна проиграла состязание и Афина превратила её в паука-Арахну. И не только неуважение это, а и насилие над свободой восприемника произведения.
Мост надёжен, но слишком мал, чтобы вместить скопище людей и коней. Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. «Сдача Бреды» Сюжетом картины послужил эпизод войны Испании с Нидерландами.
Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. Таким образом, данная картина по композиционному строю представляет собой классический вариант «картины в картине», где два сюжета тесно перекликаются по смыслу. Сын небогатого дворянина. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после. Художник накапливает и синтезирует в портрете свои наблюдения, ничего не утрируя, словно предоставляя другим судить об изображенном. "Кузница Вулкана" (1630, Прадо) полна ощущения реальной жизни благодаря колориту, близкому к натуре и естественности поведения её несколько простодушных героев.
Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры. Психологической завязкой сцены является передача ключей от крепости. Ее лицо наклонено и повернуто в сторону Афины. Художник освоил всё неповторимое богатство итальянской живописи.
Посмотрим теперь на женщину в темном платье, на старшую пряху. Событие показано с большой жизненной правдивостью, оно предстает как некое звено общего исторического процесса.
Картины, размещенные над зеркалом, свидетельствуют о том, что и автор «Менин», подобно героям «Метаморфоз», бросает вызов природе. Необычайна интересна композиция этого произведения. Контрастное освещение фигур, выдвинутых на передний план, плотность письма интерес к точной передаче особенностей натуры сближают живопись севильского периода художника Диего Веласкеса с караваджизмом.
До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Время не имеет лица. Монарху и аристократам это нравилось и они не давали Веласкеса на растерзание церкви.
«Прях» также можно интерпретировать, как аллегорию искусства, требующего и божественного вдохновения (Афина) и усердного труда (Арахна). Ван Дейк всегда тонко понимал индивидуальность модели. Еще в XVI веке в искусстве Испании установился определенный канон парадного изображения. Испанский искусствовед И. Д.
Всё пронизано трепетным движением серебристого воздуха. Возможно, они подбирают подходящий для театральной постановки гобелен. Лица обеих групп реальны.
Их позы и жесты живые, естественные. С ними античный бог вина Вакх и фавны. «Кермесса» (1635—1636 гг. ).
В этом движение отчетливо выявляется красота ее сильного, здорового, стройного тела, подчеркнутая простой одеждой. «Портрет супругов Рубенс» (1631 г. ) Они чинно прогуливаются по заботливо ухоженному саду. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Кто эти женщины, зачем они сюда пришли. Порой В. вводит в бытовую сцену религиозный сюжет как самостоятельный мотив ("Христос в доме Марфы и Марии", около 1622, Национальная галерея, Лондон). «кардинал Гвидо Бентивольо»Парадность соединяется с живостью и эмоциональностью.
А еще возможно это даже фрейлины королевы. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Главным источником вдохновения раннего периода творчества Веласкеса был быт простых людей. «Автопортрет» 1622—1623 гг., художник одет в изысканный чёрный плащ, на голове у него большая шляпа, усы и бородка тщательно ухожены.
Он светлый и противопоставлен первому. В этих полотнах обычно отсутствуют аксессуары, жесты, движение. Таким образом, противопоставлены два плана. Картина Веласкеса пропитана благородным гуманистическим смыслом. Барокко.
Здесь фабула древнегреческого мифа тесно граничит с идейным содержанием картины. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Эль Бобо из Кории, Эль Примо, так называемого Хуана Австрийского, Себастьяна Мора и других, все – 1631–1648, Прадо, Мадрид). «Битва греков с амазонками» (1615— 1619 гг. ). Вместе с тем картина наполнена движением пространственных планов, воздуха, света. На картине первый министр испанского короля Филиппа IV, герцога Оливареса.
Картина состоит из двух композиционных планов, которые четко выражены и противопоставлены друг другу. Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Совершенствованию мастерства В. во многом содействовали знакомство с королевскими собраниями, богатыми итальянской живописью (в частности, картинами Тициана), а также встречи с прибывшим в Испанию П. П. Рубенсом (конец 1628 — начало 1629) и поездка по Италии (конец 1629 — начало 1631). Живописного единства достигает прежде всего светом.
В 1631 году Веласкес возвращается в Мадрид и получает заказ от короля написать портрет наследника трона. Каждый образ на редкость красноречив. Год спустя тридца-тичетырёхлетняя Изабелла, мать троих детей, умерла от чумы. Рядом с ним любимица Маргариты – карлица с одутлватым лицом.
И в этом особенный трагизм. Фламандская школа — это прежде всего школа Рубенса. И вот на картине герцог гарцует на коне и указывает рукой туда, где идет бой, где видны далекие дымы пожарищ. Ведь на месте позирующих монархов стоит зритель и прямо на него направлен напряженный и в то же время отстраненный взгляд художника, сверяющего с натурой каждый мазок кисти. «Шубка» (1638—1640 гг. ) молодая женщина, выйдя из ванны, набросила чёрную шубку. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью. Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения.
А почему в мастерской находится инфанта. Свет падает от нас слева, прямо в лицо молодому человеку. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол. Итак, содержание картины – круговорот жизни, ее содержание и закономерности.
Осанка, как и прежде, элегантна, но во всём облике чувствуется приближение старости. Уже название, впервые упомянутое в инвентаре 1664 года («Сказка об Арахне»), отсылает нас к греческой мифологии, хотя Веласкес, как всегда, погружает миф в современную ему действительность, заставляя миф работать на концепцию картины3. Самые важные фрагменты будущей картины он выписывал более детально. Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне». Мы видим пять женщин-прядильщиц, каждую занятую каким-то своим делом. Посетив галерею Дориа-Памфили, В. И.
Эти два разных плана находятся в прямом и одновременно сложном взаимодействии друг с другом. Первый – темный, где показан труд Арахны и второй – светлый, на котором висит освещенный гобелен с изображением триумфа ее соперницы. Две фигуры —старухи и молодой женщины в зеленой юбке — свидетельствуют об этом.
В 1618 году он женился на дочери Пачеко Хуане Миранде. Заметим, что миф об Арахне, очевидно, был для Велескеса особенно важен: в написанной примерно через год после «Менин» картине «Пряхи» художник изобразил большой ковер со сценой состязания Афины и Арахны. Если принять эту точку зрения, тогда следует предположить, что миф развертывается перед нами в разных временных (начало и конец) и пространственных (земное бытие и Олимп) срезах, совмещенных в оптически единую композицию. Возле ее босых ног уютно приютилась кошка.
(Если под таким углом посмотреть и на молодую пряху, то можно предположить, что итальянская возлюбленная успела окружить Веласкеса каким-то временным уютом, сумела свить для него «птичий домик», подобный непрочной вертушке, с которой она сматывает шерсть). Впервые они начали упоминаться в литературе с 1800 года, когда еще находились в монастыре. «портрет Изабеллы» жены художника. Здесь не только противопоставление тяжелого труда и его результата.
Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи». Никто не отрицает удивительного сходства молодой пряхи, сматывающей клубок, с «Венерой перед зеркалом». Их объединяют общая атмосфера приподнятости, близость к силам природы. Красота народа, его созидательная сила — лейтмотив картины. Прадо.
В высших слоях испанского общества «семьей» в те времена называли не только близких родственников, но и всех домочадцев, включая прислугу. Его книга «Метаморфозы» была хорошо известна европейскому читателю 17 столетия. С ней беседует гвардадамас – придворный, обязанный повсюду сопровождать инфанту.
«Пряхи» Веласкеса – гимн повседневному труду, поэзия, которая творится руками простых людей. Античная мифология всегда была для Рубенса источником вдохновения. Не случайно Веласкес изобразил на готовом гобелене финал древнеримского предания об Арахне. «Святой Мартин и нищие», 1620—1621 гг. ) уже сформировался характерный для него художественный почерк — мелкие, но энергичные мазки образуют плотные, насыщенные красочные пятна.
Картина кажется жанровой, но ее иконография относится к мифу об Арахне из «Метаморфоз» Овидия, согласно которому ткачиха Арахна бросила вызов самой Афине. В последнее десятилетие своей жизни Веласкес создал свои знаменитые картины «Венера перед зеркалом» (ок. В этом окружении динамичного пространства доминирует образ самого художника исполненного творческого самоуглубления, возвышающегося и над парадным и над случайным в жизни. На первом плане представлена мастерская, занятые работой ткачихи.
В то же время он искал пути к созданию полотен широкого обобщающего смысла. Ее привели для развлечения королевской четы во время утомительных сеансов.
Группа горделивых испанцев стоит под лесом стройных копий. В построении картины он достиг большой естественности. Все мы, смотрящие на картину, словно становимся участниками вечно длящегося сеанса и в то же время, благодаря отражению в зеркале, мы видим фрагмент будущего произведения, над которым работает художник.
Ничуть не бывало. «Непорочное зачатие» и «Иоанн Евангелист на острове Патмос» – картины парные. Эта двуплановость образного строя непосредственно отражена в композиции. Веласкес скромно изобразил себя в полутени, погруженным в работу. Однако, в отличие от итальянцев, Венера кисти испанца целомудренно изображена со спины.
Ярким примером такой работы может служить картина «Христос в доме Марии и Марфы» (около 1620, Национальная галерея, Лондон). На мальчика свет падает слева – это утро. Веласкес рисовал так называемые «бодегоны» (в переводе с испанского «bodegon» – съестные лавки).
Итог, которого для нее печален – искусная прядильщица была превращена в паука. Гордилась она, что нет ей равной на свете в искусстве ткать. Освоение колоний, утверждение господства над ними, установление новых правил на присоединённых территориях удивительным образом отразилось на укладе жизни старой Испании. Рубенсу оставалось жить меньше года. Божественного в Венере Веласкеса, кстати, не так и много – это скорее гимн человеческой красоте, чувственной стороне любви. «Пряхи» занимают особое место в европейском искусстве XVII века.
Они писали о чём угодно, только не о деталях, например, картин, если речь шла о живописи. Этот наряд соответствует скромной должности камеристки при инфанте Изабелле. Одновременно с картинами В. написал много портретов, составивших необычайно разнообразную галерею представителей испанского общества: конные парадные портреты (герцога Оливареса инфанта Бальтасара Карлоса оба — 1634—35, Прадо), поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж дамы с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон Хуана Парехи, 1650, собрание Раднор, Солсбери), серия портретов инфант (Художественно-исторический музей, Вена Прадо Лувр, Париж).
Но портреты Веласкеса — явление высокого искусства прежде всего и, может быть, первое, что заставляет зрителя вспоминать об этом, это чарующая, неповторимая по красоте живопись «портреты инфанты Маргариты» В портрете Филиппа IV (Ла Фага) Импозантность фигуры монарха и красота костюма не могут скрыть ни душевной апатии, которая читается в некрасивых, тяжелых чертах его лица и в пустом взгляде, ни заурядности его личности. Новый период исканий Веласкеса в первую очередь сказался в портрете и бытовом жанре. Бытовой жанр приобретает новое звучание. Действующих лиц мы можем перечислить поименно.
Однако Филипп 4 был доволен своими портретами. На первом же плане гобелена Веласкес изобразил двух женщин в античных одеждах. Роль Рубенса в истории европейского искусства исключительна.
Веласкес Диего, великий испанский художник. Суриков писал: «Для меня все галереи Рима — этот Веласкеса портрет. Веласкес выделяет здесь фигуру молодой пряхи. Они были написаны так мастерски, что изображения на них казались как живые, без преувеличений.
Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов. Время возникло из небытия тьмы и оттого одеяния старухи чернее ночи. Русского художника Ивана Крамского, автора знаменитой «Незнакомки», не отягощала необходимость «объяснять» чудо Веласкеса, вот таким образом его простые искренние слова о великом собрате по профессии говорят нам больше, чем страницы глубокомысленных рассуждений: «Смотрю на него и чувствую всеми нервами своего существа: этого не достигнешь, это неповторимо. В центре две фигуры: комендант голландской крепости Юстин Нассауский и испанский полководец Спинола. «Портрет камеристки инфанты Изабеллы» 1625 г. Строгое чёрное платье с большим белым воротником отражает стиль брюссельского двора того времени.
К этому же периоду относятся Венера перед зеркалом (около 1650, Национальная галерея, Лондон), в которой необычный композиционный прием (лицо Венеры видно только в зеркале) придает особую свежесть и остроту изображению гибкого, стройного, полного жизненного обаяния обнаженного женского тела, а также два пейзажа Вилла Медичи (1650–1651, Прадо, Мадрид по другому мнению – около 1630), в необычайно для своего времени широкой живописной манере воссоздающие целостные образы природы. Он смотрит на зрителя, словно желая удостовериться, что его фигура производит впечатление на зрителя. Хаос мазков чистой краски исчезает при рассмотрении картины с отдаленного расстояния — все сливается в живописном единстве в гармонически прекрасное целое. Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Увидев портрет, римский Папа, как известно, воскликнул: «Слишком правдиво. », — но принял его благосклонно и художника наградил золотой цепью. Картиной "Сдача Бреды" (1634, Прадо) В. закладывает основы всей европейской исторической живописи на тему современной действительности. Рассмотрев картину «Пряхи» или «Миф об Арахне» Веласкеса, как самое позднее крупное его произведение можно лишней раз убедиться в его состоятельности не только как выдающегося художника, но и как настоящего Человека. Между образами огрубленных жизнью бродяг и античного божества нет непреодолимой дистанции.
Вот где кроется даже не ирония, а горечь сожаления великого мастера. Молодая пряха в «Мифе об Арахне» написана с тем же личным отношением— она не просто молода и красива, она, без сомнения, любима.
Картина хранится в Риме, в галерее Дориа-Памфили. Веласкес картины писал в особенной манере. Рука расслабленно лежит на эфесе шпаги. Справа от нее мы видим двух других, тоже молодых прях. Историки искусства считают, что художник вдохновлялся картиной Ван Эйка «Чета Арнольфини» (1434 г. ), которая находилась во времена Веласкеса в собрании испанского монарха. Сами полотна имеют темный, чаще всего условный фон.
Гостеприимный дом Пачеко современники называли «академией образованных людей не только Севильи, но и всей Испании». Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Это все взято с картины Тициана. На заднем плане, в арке на подиуме, готовую продукцию осматривают дамы. Веласкес приобщился к демократическим устремлениям общественной мысли того времени.
Подлинную творческую свободу Веласкесу удалось проявить в портретах шутов. Свидетельством этого является его произведение «Менины» (1656 год). Неужели ради очаровательных фрейлин инфанты был написан этот огромный холст. Лишенные мистической окраски, они напоминают больше бытовые сцены.
В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы.
Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. Дух напряжённой, яростной схватки. Здесь лежащая на тарелке рыба олицетворяет символ Христа, а старая женщина, приостановив молодую кухарку, указывает на картину-зеркало, в котором узнается сюжет «Христос в доме Марии и Марфы», напоминая ей, таким образом, о вечных ценностях, также как Христос, пришедший домой к Марии и Марфе. Глубоким психологизмом отмечен самый поздний портрет стареющего Филиппа IV (1655—1660, Мадрид, Прадо), в котором привычная величавая невозмутимость испанского монарха не может скрыть того, что он не только обрюзг и устал, но и душевно подавлен, одинок в его обычно вялом и холодном взгляде угадывается что-то скорбное.
Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его. До 1623 работал в Севилье, писал "бодегонес" (испанский bodegn — харчевня) — сцены из народного быта ("Завтрак", около 1617, Эрмитаж, Ленинград "Водонос", около 1620, Музей Уэллингтона, Лондон). А искусствоведа дело лишь сообщать мысли, обобщающие это внутреннее видение. Представьте себе её без этого красного знака – равновесие всего изображения нарушается, вес картины устремляется в верхний левый угол. «Пряхи» Последняя крупная работа Веласкеса — раскрывает в полную силу возможности бытовой жанровой композиции. Веласкес трактует тему подлинно новаторски.
Церковь не позволяла рисовать ничего лишнего на картинах. За группой переднего плана — фигуры придворной дамы и кавалера. Главное лицо в картине намеренно скрыто от нас— отсюда ощущение таинственности, несомненное для всякого, рассматривающего «Миф об Арахне». Следуя традиции, он исполнял заказанные ему портреты шутов, карликов, уродцев.
" Афина не захотела признать свое поражение и превратила Арахну в паука. группового портрета и бытовой картины, что усложняет и обогащает композицию. Полотно хранится в музее Прадо в Риме. Найти их нетрудно. Изображена на холсте королевская ткацкая мастерская на улице Санта Исавель2.
Веласкес задумал передать на холсте внутренний мир понтифика. Он имел «тайную свободу» своей кистью высказывать правду о людях, которых он рисовал. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью. За доньей Исабель из полумрака выступает Марсела де Ульоа – дуэнья, без присмотра которой благородные испанские девицы не могли сделать и шагу.
Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Найденные для каждого портрета неповторимые сочетания оттенков серебристо-серого, оливкового, серо-коричневого цветов при общей сдержанности гаммы создают индивидуальный строй образов (портреты: Хуана Матеоса, около 1632, Картинная галерея, Дрезден графа-герцога Оливареса, около 1638, Эрмитаж, Санкт-Петербург Дама с веером, около 1648, собрание Уоллес, Лондон серия портретов инфант, Лувр, Прадо). Художник изобразил свою мастерскую в королевском дворце и себя, слева, с кистью в руке. Написанный же в 1650 году портрет римского Папы Иннокентия X (Рим, галерея Дориа-Памфили), невиданный по откровенности образа, буквально покорил итальянцев.
Там же (или вскоре по возвращении в Испанию) В. исполнил "Венеру с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон). На груди художника алеет крест рыцарского ордена Сант-Яго. Героями композиции Веласкеса являются военачальники, рядовые участники сражения.
Ключи на его поясе свидетельствуют о том, что Веласкес – к тому же и апосентадор, т. е. Ему дорого их здоровье и самочувствие. На полотне изображена мастерская художника в королевском дворце в Мадриде.
Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Может быть, он забыл о работе. Его помощниками были Антонис ван Дейк, Якоб Йордане. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Полная же цитата откровенного полотна Тициана является, по существу, признанием (в условиях крайнего пуританства испанской культуры) могущества стихийной чувственной витальности жизни, гениальными поэтами которой были как сам Тициан, так и современник Веласкеса П. Рубенс, а в перспективе прошлого — мастера античного искусства.
По широте охвата мира в «Пряхах» Веласкес идет дальше, чем в «Менинах». Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Что за картину пишет Веласкес и кто ему позирует. Композиция носила открыто-замкнутый характер. Мадрид.
И нет этому конца и нет покоя. Рядом тоже молодая женщина внимательно наблюдает за ее работой. И не случайно этот мир находится под знаком абсолютной во всех отношениях фигуры круга (круглое окно или люнета) и над ним возносится символическое небо арки (ренессансная иконография помещает под аркой персонажей Святого Писания). Среди сохранившихся коллекции ковров испанских Габсбургов можно найти гобелены с сюжетами из «Метаморфозы» Овидия.
В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи». управляющий дворцом (должность почетная, однако хлопотная и к искусству отношения не имеющая). При этом портреты Веласкеса эмоционально очень сдержанны. На это указывает отражение в зеркале.
В картинах Вакх (Пьяницы, до 1630) и Кузница Вулкана (1630 обе картины в музее Прадо, Мадрид) художник объединил мифологические образы богов с грубоватыми, нарочито приземленными образами людей, наделил их реальными психологическими характерами. Да, одна хорошенькая, а вторая вызывает содрогание, но у обеих очень умные лица. Однако художественное пространство пока еще достаточно плоское и слабо энергичное.
Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе. Рядом с ней находится другая женщина, наблюдающая за работой. В середине 1623 В. переехал в Мадрид и в том же году стал королевским живописцем. На заднем плане тревожно догорает закат.
Деог был старшим из восьмерых детей в семье. Удвоенную изображением на гобелене «итальянскую» картину Веласкес вписал в атмосферу быта ремесленной мастерской — «голландского» жанра. Полотно хранится в мадридском музее Прадо. В 1657 году художник просит разрешения снова поехать в Италию, но король не отпускает его.
Исчезли темные тени, высветлился колорит, цветовая гамма стала необычайно богатой. Это период, когда Испания правила миром. Необычный композиционный приём (лицо Венеры видно только в зеркале) придаёт особую свежесть и остроту изображению обнажённого женского тела — гибкого, стройного, полного прелести и жизненного обаяния. Но три пряхи в греческой мифологии— это Мойры, богини судьбы. В самом же спектакле участвовали не профессиональные актеры как в народном театре, а придворные королевы, фрейлины и даже члены королевских семей. Ортега-и-Гассет замечает, что Веласкесу «удалось создать полотно, в котором одновременно есть что-то итальянское, что-то голландское, а все вместе — веласкесово».
Под стать пляске лёгкие движения кисти живописца. В картине «Венера с зеркалом» (ок. Наряды дам сливаются с изображением на ковре, да и сами фигуры почти тонут, растворяются в этом золотом свете, в то время как на первом плане полутемное помещение, куда проникает свет только слева из окна, он выхватывает головы и спины прях, колесо прялки. Та, не снеся унижения, повесилась.
«Сдача Бреды» рассказывает о завершении десятимесячной осады испанцами голландского города Бреда. Полотно названо Менины – так именовали фрейлин, которые с детства служили у принцесс. С 1568 по 1648 год Испанская империя боролась за сохранения владычества Габсбургов над Испанскими Нидерландами (так называемая Восьмидесятилетняя война) – сражение под Бредой было важным с политической точки зрения, победа должна была поднять дух испанских воинов и показать всю тщетность сопротивление голландцев. Композиционно полотно состоит из двух частей. В каждой паре положение одной из фигур в несколько изменённом виде повторяет другую. Вместе с тем и взгляд В. на мир становился всё более проницательным.
Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. Афина изображена величественно, победительницей. Даже не так. Творчеством Веласкеса восхищались Мане, Пикассо, Бэкон.
Интересно, что картина Веласкеса «Завтрак», где минимум один из персонажей имеет благородной происхождение, на что указывает висящие на стене короткополая шляпа и шпага, отличается от других «бодегонов» тем, что, несмотря на бедность обстановки, персонажи на картине излучают оптимизм и радость молодости. К этому же периоду относятся и два пейзажа В. (оба — "Вилла Медичи", 1650—51, Прадо), в которых художник при необычных для того времени свежести и кажущейся этюдности письма создал целостные образы природы. Первая — это персонаж из ранних бодегонов, в которых столь же внушительно-загадочные пожилые женщины священнодействовали над яичницей («Женщина, приготовляющая яичницу») или наставляли молодых и неопытных («Христос в доме Марфы и Марии»). Лицо мастера спокойно и уверенно.
В «бодегонах» прослеживается влияние караваджизма. Слева изображены потерпевшие поражение голландцы — их ряды беспорядочны и беспокойны справа испанцы — их организованность и подтянутость подчеркивает лес поднятых копий. Основной пафос картины – несомненно, великодушие. Колористическое богатство и свободный пастозный мазок отличают одну из самых знаменитых картин Веласкеса «пряхи». В основе этого произведения лежит миф о состязании между Афиной-Паладой, которая дает мудрость и знание, учит людей искусствам и ремеслам, и гордой пряхой Арахной, которая дерзнула утверждать, что в ткацком искусстве она превосходит богиню. Итак, время действия – 1656 год. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте.
Веласкес писал эту картину без предварительного наброска, прямо на холсте, органично соединяя непосредственные впечатления от натуры и вольную импровизацию со строгой продуманностью композиции. Всех троих объединяет сияние белого цвета, цвета начала начал. Он пишет простых людей за работой и передает красоту этого труда, воспевая его. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Живописный талант мальчик обнаружил в раннем детстве, в 10 лет его отдали на обучение сначала к севильскому художнику Франсиско Эррере Старшему, а затем к Франсиско Пачеко.
Они изображены на переднем плане, в центре картины. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Диего Родригес де Сильва Веласкесродился 6 июня 1599 года в Севилье, в семье марранов (евреев, принявших христианство). В семнадцать лет Веласкес получил звание мастера.
В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. Картина написана стремительными, энергичными мазками. Ортега-и-Гассет считает, что на переднем плане представлены парки (богини судьбы), так, как они описаны в поэме Катулла «Свадьба Фетиды и Пелея»: «Левая рука держит прялку с намотанной мягкой шерстью, между тем как правая легко тянет шерсть, свивая нить согнутыми пальцами, а опущенный вниз большой палец вращает веретено У их ног стоят тростниковые корзины с белой спутанной шерстью». На вид ей около пятидесяти лет.
Веласкес обнаруживает мир внутренних переживаний в степенном, одиноко печальном умном карлике Эль Примо, в растерянном, забившемся в угол дурачке (Эль Бобо) из Кории, в уродце Себастьяно Морра, устремившем на зрителя взгляд, полный укора и мрачного отчаяния (все — Мадрид, Прадо). В левой части картины побежденные голландцы, они представлены с тем же чувством достоинства, что и победители – испанцы, более плотной массой сгруппированные в правой части композиции, на фоне рядов копий (отчего картина имеет второе название Копья). От него невозможно оторваться, я с ним перед отъездом из Рима прощался, как с живым человеком, простишься, да опять воротишься — думаешь, а вдруг в последний раз его вижу». Сюжет с изображением обыденной жизни простолюдинов вызвали презрительное отношение севильской публике к работам Веласкеса, они сочли его живопись не достойной для высокого названия «искусство».
Веласкес часто ставит искусствоведов в тупик. Победа в состязании обернулась для неё наказанием. Необходимый же динамизм сцене придает вращающиеся колесо пряхи.
О ситуации на картине можно сказать, что работницы мануфактуры заняты прядением шерсти. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Неуважение-де это к читателю, который и сам с усам и не нужно его так опекать. Этот портрет был написан В. во время его второй поездки в Италию (конец 1648 — середина 1651). Карьера придворного при самом чопорном и консервативном дворе Европы подчинила его жизнь жесткому церемониалу дворцового уклада. В левой части комнаты Веласкес изобразил себя во время работы над парадным портретом королевской четы.
Вместе с тем мастер с уважением и симпатией изображает побежденных голландцев. 1650, Лондон, Национальная галерея), «Лас Менинас» (1656), «Пряхи» (ок. Веласкес дважды совершил путешествие в Италию. Гнет католической церкви становится все сильнее. Одна из них тянет нить бытия (старуха за прялкой), другая измеряет срок жизни (фигура справа), третья — подбирает обрывки завершенных судеб (женщина в центре).
Учился в Севилье у Ф. де Эрреры Старшего и у Ф. Пачеко (1610—16). Не может простой человек превзойти бога.
Творчество художника Веласкеса является вершиной испанской живописи XVII века и одним из ярчайших явлений мирового искусства. Прямые лучи солнца на юношу говорят о полудне жизни. решимость мужественно перенести утрату.
Не случайно Веласкес изобразил на готовом гобелене финал древнеримского предания об Арахне. В картине Менины (Фрейлины, 1657, Прадо, Мадрид) частный эпизод придворного быта (на первом плане – инфанта Маргарита в окружении фрейлин и карликов, рядом – сам художник за исполнением портрета испанской королевской четы, отраженной в зеркале в глубине зала) изображенный в смелом пространственном развороте, предстает как один из моментов общего течения жизни во всей сложности ее взаимосвязанных и изменчивых проявлений. Подразумевалось, что читатель их сам знает, как бы видит их внутренним зрением. Движения ее точны и экономны, это движения много пожившей опытной женщины.
Зато за его образом на разных стадиях бытия закреплена символика определенных цветов. Ему было важно найти меру противостояния, разделить, связывая.
В 1617 получил звание мастера.
На «одном дыхании» написана и другая прославленная картина «Пряхи», столь же сложная и многоплановая по своему замыслу. В молодой пряхе легко угадывается та же модель, которая позировала для картины «Венера перед зеркалом». Другая сматывает клубок, в котором все сконцентрировано— начало и конец, любовь, счастье, сын, разлука, вся жизнь, уместившаяся в короткие два года. Фигуры второго плана явно соотносятся с первым и недаром так же второй слева (и также с покрытой головой) стоит на втором плане Афина, покровительница женских ремесел и домашнего очага. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. Особенно важной для творчества художника была первая поездка (1629-1631годов), когда он соприкоснулся с итальянским Ренессансом. Веласкес оттачивает мастерсто, копируя Леонардо, Микеланджело и великих венецианцев.
В условиях наступления католической реакции в Испании он воскрешает античную тему, волновавшую мастеров итальянского Возрождения. Именно это и есть «веласкесово». Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе.
В картине "Вакх" (до 1630, Прадо, Мадрид) В. изобразил на фоне пейзажа бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов. Вероятно. Картина «Пряхи» наглядно объясняет существо испанского реализма и, в частности, реализма Веласкеса — путь к красоте через обыденную действительность. Яркий узорчатый кант ковра и его чистые звучные цвета превращают всю дальнюю часть комнаты в сказочное торжественное представление, разворачивающееся среди обыденности первой части картины. Обе картины написаны на сюжеты греческих мифов в изложении древнеримского поэта Овидия.
В ее широкой спине и больших руках с закатанными рукавами передана точность и уверенность движений. Холст, масло.
Существенно изменилась живописная манера Веласкеса. Так как за всеми людьми в Испании тайно следила Инквизиция.
Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. "В самом деле, от Продавца воды до его последней картины (будь то Пряхи или портрет Марианны Австрийской), Веласкес постоянно оттачивает технику отрицания. Вторая серия из трех портретов, на которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, отличается большей интимностью. Сестры, оставив свои домашние дела, слушают речи Христа.
– спрашивает Веласкес и сама написанная им картина отвечает на эти вопросы. Как достичь совершенства, как сделать картину зеркальным отражением жизни. Это напряженная композиция, основанная на равновесии разнонаправленных движений. Когда Иннокентий Х увидел свой портрет, он воскликнул «Чересчур правдиво. » За свою работу Веласкес получил в дар нагрудную золотую цепь с миниатюрой папы в медальоне – а слава о талантливом испанском живописце прокатилась по всей Италии, породив множество подражателей. В центре, опустившись на одно колено, молодая работница подбирает с пола мотки шерсти.
Матовый тон меха подчёркивает перламутровые оттенки и свежесть кожи. Эстафета жизни передана новой жизни – мальчику.
Это произведение вызвало восторг у современников и последователей художника. Описывая вытканную Арахной сцену похищения Европы Зевсом, принявшим образ быка, Овидий в восторге восклицает: "сочтешь настоящим быка, настоящим и море.
Сначала Рубенс делал красками эскиз. Он стал писать их слуг, придворных карликов и шутов. Но за кажущимся внешним бесстрастием В. таится глубоко человечное отношение к окружающему. Слева, в небрежно наброшенном на голову платке, возле своего деревянного станка сидит усталая ткачиха, разговаривающая с помощницей. Арахна не пожелала учесть миролюбивые намерения богини и избрала для своего ковра сюжет, нелицеприятный для богов, а именно похищение Зевсом в образе быка Европы. Отчаянно отплясывают они бешеный танец. В этой картине, хоть она и является ранней, хорошо показана структура художественного пространства мастера. Пленительная красота и живописное многообразие реальности воплотились в серо-жемчужном колорите картины с нанесенными свободными ударами кисти голубыми, розовыми, темно-серыми, коричневатыми прозрачными мазками.
Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. До 1623 Веласкес работал в Севилье. В центре картины – инфанта (принцесса) Маргарита, окруженная придворными. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес.
И именно эту фигуру художник пишет с максимальной степенью обобщенности, прячет ее лицо в широкой тени, необъяснимой просто манерой «сокращенного письма». Художник очень жалеет юных принцесс, которые часто лишены детства. Знакомство с королевским собранием картин, встречи с Петером Паулем Рубенсом, посетившим Испанию в конце 1628 – начале 1629 и поездка в Италию (конец 1629 – начало 1631) содействовали совершенствованию его мастерства. Возле ее босых ног уютно примостилась кошка. Среди них выделяется женственной прелестью девушка справа.
Елена стала неизменной моделью рубенсовских картин 30-х гг. Сейчас бы это назвали «бэкстейдж» – на картине изображен художник, работающий над портретом короля Филиппа IV и королевы Марианны. Она изображена в открытом чёрном платье.
Прожившей 37 лет во дворце, он вносил изменения и поправки в свои работы, тем самым создал многочисленные проблемы искусствоведам при установлении времени написания некоторых своих работ. 1657, обе — Мадрид, Прадо), великолепные придворные портреты. Последние намекали на возможность мирного урегулирования конфликта, так как вызывать богов на состязание (а Арахна сделала именно это), было в высшей степени дерзко и подлежало наказанию.
Черты лица Арахны размыты. Рубенс написал немало портретов. Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Почему же картина (всем своим строем неуловимо напоминающая корабль), была написана только через шесть лет. И действительно, с 17 века у картины было второе название «Familia – «Семья». Картина хранится в мадридском музее Прадо.
В них часть персонажей, обязательно, должна была взаимодействовать со зрителем (направляя на него взгляд или адресуя ему жест). Секрет обаяния Елены — в простодушии и наивной жизнерадостности. Слева висит картина Питера Пауэла Рубенса «Афина и Арахна», справа – полотно Якоба Йорданса "Аполлон и Марсий" (возможно, копии).
Их обручение должно было состояться на острове Фазанов на испанской границе. Картины тесно связаны между собой по содержанию и символике. А приукрашивать действительность в Испании было не принято. Необычайно тонко и точно разработанная цветовая гамма красных и розовых оттенков в портрете папы Иннокентия Х (1650, Галерея Дориа-Памфили, Рим) — эмоциональный ключ образа, жестокой правдивости которого устрашился сам папа.
Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. Для чего же собралась в мастерской придворного живописца королевская семья. Выступив в начале своего творческого пути против всякой условности и идеализации (противопоставление бодегонов искусству романистов), Веласкес наконец-то находит гармоничную формулу включения итальянской стилевой концепции в свою собственную — она вошла в тривиальность быта как знак преобразованного искусством художественного образа или как знак идеального в реальном бытии.
Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. В последние годы жизни Диего Веласкес написал две самые знаменитые свои картины. Растерянный Эль Бобо из Корин (ок. Пустой плащ на стене – человека уже нет, ночь жизни, небытие. Приор Франсиско де лос Сантос писал в 1681 году, что испанский королевский дворец, который по собранию картин является «выдающимся среди других дворцов монархов мира», обязан этим «заботам Веласкеса». Даже дремлющему крупному псу отведена отнюдь не второстепенная роль.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Свет на правую часть лица старика говорит о закате жизни. Из пяти женщин переднего плана три явно главные героини, а две (по краям) только прислуживают им.
В числе последних работ Питера Пауэла Рубенса «Автопортрет 1639 г» Взгляд художника внимателен и суров. Как возникла у Веласкеса идея изобразить на полотне отражение в зеркале. В этих картинах Веласкес предстает мистическим художником.
Он подвел итог своего давнего внутреннего спора о приоритетности «художественной» (эстетически формализованной по законам красоты) и «естественной» (натуралистически-портретной) формы предмета, высокого стиля «историй» и низких истин бодегонов, условной красоты итальянской классики и антикрасоты бытового жанра, мифа как «высшего проявления свободы фантазии» и «тюремной клетки» (Х. Это самый лучший образ на этой картине. Художник организует пространство картины при помощи особой работы со светом. Солнечный свет заливает весь второй план картины.
В 1622 г. Рубенс во главе армии помощников приступил к большой серии картин «Жизнь Марии Медичи» по заказу самой Марии Медичи (1573—1642) — матери французского короля Людовика XIII. Он скуп в выборе изобразительных средств, предельно сдержан в выражении эмоций. Крестьяне спешат насладиться краткими радостями праздника.