- Условно мы эту картину назвали «Пряха», – рассказал КП-Чита Александр Литвинцев, заместитель директора Нерчинского краеведческого музея. В этой статье мы подробно остановимся только на двух работах, которые написал поздний Веласкес – картины с названиями «Менины» и «Пряхи». «пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. «пряхи» — картина Диего Веласкеса, написанная около 1657 года, в поздний период творчества художника. Картина Василия Тропинина Пряха: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Короткая челка не скрывает красоты лба. Начало ХХ столетия Куликов встретил полным творческих замыслов и устремлений. Он советовал Ивану Семеновичу перейти в мастерскую Репина. В этом в дальнейшем помогла изобретённая чесальная машина. Зимой 1903 г. Куликов создает несколько небольших жанровых произведений «Пряха», «Прачка», в которых показывает тяжелый женский труд и одно из первых крупных жанровых произведений «Пряхи». За свою жизнь создал более 3 000 портретов. Да уж слишком громоздкая и дорогая была его машина.
Границы империи простирались далеко за пределы одного материка. В дальнейшем сюжет с курами будет им повторен в известной картине «Бабушка с курами» имеющей несколько вариантов. Веласкес картины писал в особенной манере.
«Портрет моей матери» Куликов считал семейной реликвией и с ним никогда не расставался, несмотря на заманчивое предложение о его приобретении Третьяковской галереей. Все свободное время юноша посвящает рисованию с натуры и копированию. Его замысел становится очевиден только после завершения работы. Картина испанского живописца Диего Веласкеса «Пряхи».
Ему дорого их здоровье и самочувствие. В Муроме художник оказывается в кругу своих родственников и близких.
Мастер композиции не мог допустить подобной оплошности. Портрет был выполнен в двух вариантах с разницей примерно в 10 лет. Некоторые портреты художник дарит своим родным.
И. Е. Репин рекомендовал Куликову обратиться к известному врачу Боткину и в Совет Академии с просьбой о предоставлении отпуска для поездки на родину. Может быть, он забыл о работе. В картине «Менины» или «Фрейлины» (1656, Мадрид, Прадо), художник тонко улавливает внутреннюю подвижность и изменчивость жизни, ее контрастные аспекты. Для своих произведений собирает костюмы крестьян, деревенскую утварь, домовую резьбу. 318 x 276 см. В картине художник изображает небольшую сцену деревенского праздника.
Во всем облике молодой особы – изысканная простота и гармония. На Руси прялки делали из клёна, осины, берёзы и липы. Небольшой этюд «С фонарями в саду» привлек внимание зрителей своей широкой манерой письма и световыми эффектами, достигнутыми минимумом изобразительных средств. В конце 1900 г. И. Е.
В поздний период своего творчества Веласкес написал многоплановую по замыслу художника картину «Пряхи». Подчас эти этюды подсказывали ему сюжеты картин. Размер картины 222 x 290 см, холст, масло. Участвует и во многих международных выставках: в Льеже (1905), в Мюнхене (1909), в Риме (1910, 1912), в Венеции (1911, 1914). Красная скатерть стола мягко вписывается в серый фон, оживляя его.
По рекомендации Морозова в январе 1894 г. Куликов был принят в школу Общества поощрения художеств. Здесь его окружала родная природа, близкие по духу городские и деревенские жители.
Картина «Пряха» является одним из знаменитых портретов Тропинина, на котором изображена простая крестьянка, а не дама из высшего света. Отношения цветовых пятен уравновешены. Работая над картиной «Портрет матери» Куликов ставил задачу создания обобщенного материнского образа. Куликов одновременно работает над несколькими композициями. До – это неэтично, после – невозможно, так как картина ему уже не принадлежала. Композиционно картины идентичны изменение было внесено лишь в лице девушки.
Ничуть не бывало. Как выполнялся весь процесс прядения. «Пряслице» – так называлась прялка в Древней Руси. Это произошло в 1741 году.
В произведениях состояние грусти сопровождается надеждой на лучшее. Его живописи присуща свободная гармония цветов и уникальный реализм в передаче атмосферы. И уже оттуда в 1960 году поступил в Алтайский художественный музей. Над высокими окскими просторами почти в профиль изображена девушка-крестьянка. В конце 1900 г. И. Е. Репин рекомендует А. М. Горькому привлечь Куликова в числе своих учеников для иллюстраций его произведений (Куликов выполнил иллюстрации к рассказам «Коновалов» и «Двадцать шесть и одна»).
Веласкес очень глубоко чувствовал характер своих моделей. Он написал большую картину на современную историческую тему —«Сдача Бреды» (1634—1635, Мадрид, Прадо). Мягкая гамма портрета построена на коричневатых, сероватых и фиолетовых тонах. Вторичные командировки за границу выпускники получали нечасто.
В картине «В праздничный день» Куликов показал себя как мастер, владеющий техникой живописи. В картине «Вакх» («Пьяницы», 1628—1629, Мадрид, Прадо) он обратился к мифологической теме, но интерпретировал ее в бытовом аспекте. На Весенней выставке 1908 г. в числе других произведений Куликов показал жанровую картину-портрет «Старуха Дарья из Прудищ». Мягкие черты растворяются в потоке света, обостряя выражение взволнованности. Одновременно Куликов создает портреты своих друзей-художников Л. В. Попова и В. В. Беляшина.
Позже в 1939 г. И. С. Примером этому могут быть такие жанровые произведения, как «Бабушка с курами», «У околицы», «Черемуха», «Боярышни в саду» и многие другие. Творческая целеустремленность, наблюдательность и знание жизни народа помогли Куликову в сравнительно короткий срок выработать свой живописный язык.
И мечта Куликова сбывается: он переводится в мастерскую Ильи Ефимовича Репина. Тема конкурсной картины «В крестьянской избе» продолжала волновать его. «Автопортрет» (1896), «Портрет матери» (1896), «Портрет актера Зайцева» (1898), «Портрет Б. М. Нустодиева» (1899), портреты близких и друзей – сначала очень робкие и выполненные неуверенной рукой, без той свободы и размаха, которые были характерны в дальнейшем для художника, затем все более и более свободные и приближающиеся к репинской манере проникновения в глубину психологии изображаемого лица. Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV.
Несмотря на свою неграмотность, мать была его лучшим советчиком, гордилась успехами сына и, несмотря на все трудности, одобряла его устремления и деятельность. Он практически не делал лишний мазков, прорисовок, эскизов. Летом и зимой 1906-1907 гг.
Небольшие этюды: «Маляр» (1896), «Мальчик» (1897), «Мальчик в красной рубахе» (1898), «Сидящий мальчик в красной рубахе» (1898), «Крестьянка за чаепитием» (1899) и многие другие характеризуют выбор творческого пути художника, в основе творчества которого было изображение быта простого народа. Наиболее значительными из них он считал «В праздничный день», «Кормление кур», «На дворе» и «Три девицы», которые были им экспонированы на выставке передвижников в 1908 г. Одновременно с этим художник пробует свои силы в более сложном бытовом жанре и пишет два крупных полотна «Зимним вечером» («В зимние дни») и «Базар в Муроме». В портрете ничего нет лишнего.
Для формирования Веласкеса-живописца большое значение имела поездка в Италию (1629—1631), знакомство с произведениями великих мастеров Возрождения. С конца 1950-х годов он хранится в Барнауле, в Алтайском художественном музее. Он отвечал ей сыновней привязанностью и любовью. Сначала было ручное скручивание пряжи, а затем изобрели веретено и прялку.
Куликов поступает к Морозову в помощники, работая у него по пять часов в день изучая своего рода «кухню» художника, его приемы и методы работы, основные принципы композиции и цвета, что в дальнейшем оказало влияние на развитие мастерства художника. На отчетной выставке учащихся Куликов выставляет несколько этюдов, выполненных во время летнего отпуска, – «Старуха в красном», «Деревенский охотник», «Дворник», «Девушка с курами».
Растерянный Эль Бобо из Корин (ок. Его ошеломило величественное здание Академии с громадными выставочными залами, в которых в это время была открыта конкурсная выставка учеников. Он старается не пропустить ни одной более или менее значительной выставки. В изобразительных средствах художник скуп до предела.
Он не хочет, чтобы они чувствовали себя скованными неудобной одеждой моды тех лет. Совершенна композиция картины, основанная на равновесии фигур и архитектурных, форм. Жанровый портрет-картина «Параша» стал для Куликова своего рода программой для создания женских образов. Барокко. Он обратил внимание на способности юноши и рекомендовал родителям направить его в школу Общества поощрения художеств при Академии в Петербурге.
Возвращается к мольберту и делает несколько уверенных мазков. Испанский адмирал Спинола принимает символические ключи от города из рук побежденного голландского полководца. 1648 г., Мадрид, Прадо) забился в угол.
Морозов иногда проводил лето в Муроме, где находил сюжеты для своих произведений. Прялки пришли к нам из далёкой древности.
Детство Куликова было кратковременным. Гравюра, повторяющая во всех подробностях живописное полотно имеет название «Нескромный».
Материнским чутьем она понимала устремления сына и во всем поддерживала его. Ее фигура наполнена жизненной силой и изяществом, оптимизмом и мечтой. Его картины очень многоплановы. В 1899 г. написан первый небольшой этюд «Крестьяне за чаепитием», в 1900 г. создан эскиз конкурсной работы «В крестьянской избе», на котором изображена группа крестьян за праздничным столом с самоваром.
Как установил Й. Матей источником композиции послужил известный офорт Рембрандта «Флейтист» (1642, Bartsch, 188). «Прях» также можно интерпретировать, как аллегорию искусства, требующего и божественного вдохновения (Афина) и усердного труда (Арахна). Куликов почувствовал еще большую потребность в систематическом художественном образовании. Они могущественнее богов, так как привели его к вершине славы и карьеры.
Вероятно. В августе 1903 г. Куликов выезжает за границу в качестве пенсионера Академии. Яркие платки и шали подчеркивали этот контраст. В 1901-1902 гг. Почти два месяца Куликов ежедневно посещает Эрмитаж.
Но прежде всего Веласкес – художник. С осени до Великого Поста в «низеньких светёлках» при лучине с тихой песней пряхи сидели за своей работой до полуночи.
На родной земле он вновь обретает силы. Эта картина мифологического жанра имеет и другое название «Легенда об Арахне». Картина была написана для дона Педро де Арче, егермейстера Филиппа IV2. Он выбирает место постоянного жительства у себя в Муроме, в доставшемся по наследству небольшом «собственном» доме с мастерскими, построенными по его чертежам отцом художника незадолго до смерти.
В то же время Куликов делает много натурных зарисовок чаепитий, включая отдельные фигуры. Куликовым был написан портрет А. М. Горького, который нигде не выставлялся. Наиболее удаются Куликову женские образы. Пряжа от первых старинных прялок получалась разной по качеству и толщине.
Назначение стипендии создало возможность для творческой работы и учебы без заботы о пропитании. Нидерландские солдаты — мужественные люди из народа. Зеркальное отражение лица фиксирует самосозерцание, в которое погружена молодая женщина. Произведение написано смело и быстро, с темпераментом и вдохновением.
С ними античный бог вина Вакх и фавны. Но зритель видит ее только в зеркальном отражении позади художника. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе.
Её ласковый и озорной взгляд на более поздней версии художник обращает напрямую к зрителю. Василий Андреевич Тропинин (1776-1857) – великий русский художник, портретист. 1 (13) апреля 1875 г. в семье Куликовых, у которых было 3 дочери, родился сын Иван.
Она позволяла сделать вытягивание, скручивание и наматывание нити. Если предположить, что крест пририсовал ему сам Филипп, то это всё равно не укладывается в концепцию картины. Каждое произведение пронизано любовью к изображаемым персонажам. К осени 1902 г. картина была в основном закончена.
Холст, масло. Прадо. Веласкес воплотил в образе короля распространенный в испанском обществе идеал достойной личности исполненной самообладания и чувства чести. Вся толпа пронизана солнечным светом. Миловидное лицо девушки обрамлено темно-красным платком с яркими цветами. Они изображены на переднем плане, в центре картины.
Однако в ее еле уловимом движении чувствуется еще сила и жизнеспособность. После смерти отца в октябре 1900 г. на его иждивении осталась престарелая мать.
Слева Веласкес изобразил самого себя работающим над большим портретом короля к короле- вы, который отражается в зеркале прямо над головой инфанты. Как и розыскиваемую Пряху, так и этот портрет после смерти Михаила Бутина оказался в Саратове, у сестры Марии Александровны – Надежды Александровны Кубе. Весь окружающий мир Куликов воспринимает как человек с оптимистическим мировоззрением. И как оно часто бывает в технике, так и произошло – все недостатки предыдущих прялок были учтены, а достоинства объединили в одной, – так сделал свою прядильную машину Аркрайт.
Эту суетливую работу он проводил в своей голове. Художественная критика сразу же обратила внимание на эти произведения молодого художника, выставившего «Портрет моей матери» и «Пряхи» на Весенней выставке в 1904 г. Это было появление нового художника с определенным и ясным направлением – художника-бытописателя, художника реалистического направления, продолжателя идей передвижников. Однако занятия Куликова в мастерской B. Е. Маковского продолжались всего около месяца. Одним из значительных произведений, созданных художником в 1905-1906 гг., является картина «В праздничный день» (или «Деревенский праздник»), показанная впервые на Весенней академической выставке в 1906 г., а впоследствии и на выставке Товарищества передвижников. На отчетной выставке осенью 1900 г. Иван Семенович показывает жанровый портрет-картину «Параша».
Каштановые волосы уложены в модную на тот момент прическу, открывающие небольшие уши. Вот таким образом у многих складывалось впечатление, что он и не напрягается вовсе. В картине «Венера с зеркалом» (ок. Он не мог его подрисовать ни до присвоения, ни после.
Даже стул с гнутой спинкой, на который вначале была посажена мать, со временем из-за композиционных соображений был заменен на табурет. Вот тогда-то и собрал полностью механизированную прядильную машину тот же Джон Уайт. Картины «Пряхи» и «Пряха» с выставки были приобретены известными собирателями художественных произведений и коллекционерами Свешниковым и Цветковым. Его здоровье быстро восстанавливается.
Перед Куликовым была поставлена задача построения перспективы зала. В свою очередь каждая половина имеет свои внутренние деления. В своем творчестве Куликов отдает предпочтение изображению молодых крестьянок.
Для поступления в Высшее художественное училище требовалось согласие сельского схода. Эта работа была долгое время известна по гравюре Мишеля Обера в так называемом «Recueil Jullienne» – сборнике гравюр по рисункам и картинам Ватто, сделанным после смерти художника по заказу его друга известного коллекционера Жана де Жюльенна. Картина «Менины» написана с удивительной смелостью, легкостью и свежестью.
Постоит, посмотрит, походит, попьёт воды. Лихорадочно-беспомощно потирает он дрожащие руки, в глазах проскальзывает неясное душевное движение, но в страдальческой робкой улыбке много трогательно-детского, просветленного. По своей композиции картина «Пряхи» напоминает в какой-то мере конкурсную картину «В крестьянской избе». Прялки, пришедшие к нам из далёкого прошлого, ни одна не повторяет другую.
На этой же выставке экспонировалась его картина «Мечтательница» (1905). И нет этому конца и нет покоя. Семен Логинович Куликов был незаурядным специалистом кровельного и малярного дела. Ежегодно он создает произведения, постепенно усложняя композиционные задачи. Это период, когда Испания правила миром.
Чтобы это не бросалось в глаза и не вызывало неприязнь, Веласкес поместил рядом с девочкой её воспитательницу – карлицу Мари Барболу. Видимо, каждая хозяйка прялки, да и хозяин, скорее всего, приложили свои усилия, выдумку и фантазию для украшения, удобства, для облегчения труда. У каждой есть своя особенность. Это был исконно женский труд – прясть пряжу. Используя всякую возможность, делает этюды со своих деревенских родственников.
Родственникам было приятно и лестно видеть свои изображения на полотнах художника. Портрет почти суров по колориту и построен на контрасте бескровного лица, белого воротника и тёмного костюма. В них можно разбираться бесконечно долго – слишком много смыслов в них спрятано. Где бы он ни был, он всегда помнил о матери с большой благодарностью, в письмах делился с ней и радостью и неудачами.
Да разве можно всё описать вот так просто на одной страничке всё то, что пришлось испытать самой прялке и тем, кто с любовью к труду и к технике приложил много стараний и усилий, чтобы прялка стала такой, какой мы видим сегодня. «Пряхи» (описание картины заслуживает большого внимания, так как на ней изображены только женщины) – это портрет трёх любимых женщин художника. Это лишь одна из трактовок сюжета картины, которую написал за три года до смерти Веласкес. Прялку стали называть самопрялкой. Даже не так.
Веласкес родился в 1599-м, а умер в 1660 году. Крестьянская семья представлена за праздничным столом. Она очень мила.
Девочке всего пять лет, но признаки вырождения – следствие родственных браков – уже заметны: рахитичный лоб, жиденькие волосы, большие прозрачные глаза. В левой части комнаты Веласкес изобразил себя во время работы над парадным портретом королевской четы. Мадрид.
В портрете Филиппа IV (1628, Мадрид, Пра-до) передано анемичное холодное лицо с бесстрастным взглядом и тяжелой челюстью но данная в рост стройная фигура удлиненных пропорций с широким разворотом плеч и небольшой головой импозантна. И в его мечтах появилось неодолимое стремление к искусству, знаниям, владению живописным мастерством. Веласкес смело расширил границы бытового жанра, насыщая его содержательностью.
Движения девушек неторопливы и полны грации. Гордые испанские гранды с утонченными лицами, строгой выправкой образуют компактную группу, над которой победоносно высится лес копий. Основное внимание обращено на празднично одетую девушку, размещенную на переднем плане.
Композиция конкурсной картины «В крестьянской избе» предельно проста. С немощным телом Эль Примо (1644, Мадрид, Прадо) контрастирует его умное сосредоточенное лицо, сдержанно-печальное, полное душевной красоты и значительности. Он остановился на бытовой сцене чаепития в крестьянской избе.
Следующей прялкой стала прялка «Дженни» изобретённая Харгвисом. Первоначально прялку изобрели в Древнем Риме. Художник смотрит на группу девушек несколько сверху. Она посвящена взятию в 1625 г. голландской крепости испанскими войсками. Престарелый отец уже не мог оказывать необходимой материальной помощи сыну.
В это же время Куликов пробует свои силы и в портретной живописи. Все действующие лица следуют строгому семейному укладу: молодые мужчины беседуют их жены внимательно слушают, пожилые мудро поддерживают беседу. Вот таким образом он изображает группу, сидящую в красном углу избы, несколько сверху. Бытовой жанр приобретает новое звучание. Широкой кистью мазки положены по форме платьев. Платье из розового шелка.
17 ноября 1893 г. Куликов едет в Петербург. Длинное темно-зеленое платье подчеркивает статность фигуры девушки.
Работа над «Государственным советом» продолжалась почти два года.
Различные оттенки красных рубах и платьев в сочетании с яркими платками и шалями поддерживают праздничное настроение крестьянской семьи. Композиционно картина делится на две части: верхнюю — свободную, нижнюю — занятую фигурми. 1 ноября 1902 г. Иван Семенович Куликов заканчивает Академию. Испания. В 1904 г. по настоянию И. Е. Репина и по рекомендации Совета профессоров Академии Куликов вновь отправляется за границу.
Все это пронизано солнечным светом, падающим из окна. Для него лично, как часто отмечают искусствоведы, «Пряха» стала первым опытом написания «с натуры». Окружавшая его среда, близкие ему люди вдохновляли художника.
Видимо, одновременно с этим рисунком был сделан набросок с надписью «Сергей-босяк». Назвал он её в честь любимой дочери. Ясность пропорций рождает у зрителя чувство гармонии. Процесс прядения был полностью автоматизирован.
В связи с работой над «Государственным советом» Куликову не удалось принять участия в конкурсной выставке осенью 1901 г. Его конкурс был перенесен на следующий год. В них мягко вписываются розовое платье инфанты, ее хорошенькое, с трепетно-нежными очертаниями надменное лицо с живыми глазами, в обрамлении золотистых волос, кораллово-красные и голубые цвета лент на платьях и в волосах инфанты и фрейлин, световые блики на потолке комнаты, «Это не картина, а сама жизнь», — писал о «Менинах» французский писатель Теофиль Готье.
На заднем плане публика рассматривает один из завершённых гобеленов Арахны «Похищение Европы» — сюжет, который Арахна использовала среди прочих во время состязания, в соответствии с мифом изложенным Овидием. Из общей праздничной толпы он выхватывает группу отдыхающих крестьян. Работа над портретом явно доставляла удовольствие обоим. 7 декабря 1902 г. Владимирская Казенная палата уведомила Куликова об исключении «со 2-й половины 1902 года из податного сословия и счета крестьян деревни Афанасовой».
.