Итальянское Возрождение делят на четыре этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) – вторая половина XIII – XIV века Раннее Возрождение – XV век Высокое Возрождение – конец XV – первая треть XVI в. Позднее Возрождение – конец XVI века. Проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) и треченто (1300-е). С античным наследием, что даёт им возможность называть культуру этого периода общеевропейским Проторенессансом. Творчески переработав обе эти традиции, он освободил проторенессансную скульптуру от скованности, внеся в нее черты современности, страстность и динамику и открыл путь для дальнейшего развития реалистических форм искусств.
Романский стиль).
Иконографические типы Богоматери легко узнаваемы, однако Мадонны Дуччо абсолютно лишены строгой красоты и молитвенной сосредоточенности византийских образов. Младший современник Данте – Франческо Петрарка, философ и лирический поэт, считается родоначальником гуманистического движения в Италии. Во фресках «Страшный суд», сохранившихся лишь фрагментарно, написанных ок. 1310) в 13 в. работу продолжали Джотто (начавший строить колокольню), Андреа Пизано и Франческо Таленти.
Расцвет П. относится к 13 — началу 14 вв. (века) его становление, приходящееся на эпоху дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Брунеллески, Донателло, Мазаччо). Приготовленными на воде красками писали либо по сырой штукатурке (собственно фреска), либо по сухой -- эта техника называется «а секко» (в переводе с итальянского -- «по сухому»). Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. До подлинного ренессансного открытия личности тут еще не доходит. в Византии и влияние этого искусства на живописцев о. Крит, Афона, Балкан и Закавказья.
По мере развертывания и усложнения рассказа усложняются и живописные приемы художника. Это стало большим достижением мастера. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Джотто ди Бондоне (1266/76—1337) родился во Флоренции и переехал в Рим в конце 13 в., но из его работ этого периода известна лишь мозаика «Чудо на Генисаретском озере» («Навичелла») в соборе св. Поза Богини Венеры напоминает римскую статую, а тело кажется мраморным.
Узорный легкий трон изображен с иллюзией глубины правда, он дан в обратной перспективе. Он-то и сделал Джотто заказ на роспись стен древнего здания. 1240 — ок. Из произведений Джотто особенный интерес выпытает его икона «Мадонна со святыми и ангелами», ныне находящаяся в галерее Уффици во Флоренции.
1285—1344). Италия, вступившая на путь капиталистического развития, оставила далеко позади другие европейские государства, в которых бюргерство так и не вышло за рамки муниципальных (местных) привилегий. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств».
В 1334—1336гг. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). и франц. (французский) Renaissance — Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Проявляется интерес к античному культурному наследию, отсюда и «возрождение». Икона Джотто (дерево, 3, 27 X 2, 03) почти того же размера, как иконы Чимабуэ и Дуччо, что характерно для памятников подобного рода, относящихся к эпохе дученто, но все же она несколько меньше их, шире, приземистее и пространственнее в своем построении. Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Никколо Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто ди Бондоне, а также братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти).
Именно вот таким образом многие готические статуи Реймса так напоминают античные. Готика) зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Главнейшей постройкой Брунеллески стал купол собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Так, в сцене «Бичевание Христа» позы и жесты палачей, которые плотным кольцом из шести фигур окружили исполненного печали Христа, разнообразны и характерны. Глаза богини так же печальны, как и на полотне «Весна». Капеллы двух последних и быти расписаны Джотто. Но последняя не играет сколько-нибудь решающей роли в создании этого памятника.
Характерный пример представляет творчество скульптора Никколо Пизано (ок. Как писал историк и искусствовед П. П. Вот таким образом так естественна и жизненна поза младенца, сидящего на ее коленях.
Впервые применена каркасная система, крепкие грани членят купол на восемь граней. 1330). В итальянской культуре XIII—XIV вв. Здесь он имеет условное значение, подобно пейзажам изображенным на византийских иконах. Если за основу при оценке Возрождения взять сферу высшей культурной деятельности, то становится ясно, что в XIV веке вся культура Возрождения представлена лишь несколькими именами (Ф. 1240 -- ок.
Кроме Флоренции и Рима он работал в Неаполе, Болонье и Милане. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. Различие в интерпретации религиозного образа, который для раннего итальянского искусства остается в центре внимания как художников, так и скульпторов, станет ясным при сопоставлении между собой некоторых памятников живописи дученто и треченто, среди которых выделяются произведения выдающегося мастера сиенской школы Дуччо ди Буонинсенья и особенно его младшего и великого современника Джотто, того «Джотто, флорентийца», который «после долгого изучения» природы «превзошел не только мастеров своего века, но и всех за многие прошедшие столетия», как сказал о нем Леонардо да Винчи. Имеет четкий мощный силуэт.
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Ее начинали скульпторы – Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Главный его признак – отказ от многих принципов средневекового мировоззрения. Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции. Ученики и последователи Джотто не сыграли значительной роли в развитии флорентийской школы 14 в. Из его последователей следует назвать Таддео Гадди с его фресками на евангельские сюжеты, в которых он подражал Джотто, Спинелло Аретино и наиболее крупного из них — скульптора и живописца Андреа Орканья и его брата Нардо ди Чьоне.
Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело — великие мастера раннего и Высокого Возрождения — обращались к искусству Джотто как к живительному и вечно свежему источнику глубоко этических, человечных образов. Анне», ведущее значение имеет скорее не содержание композиции, а техника исполнения. Редкий по выразительности памятник живописи того времени -- огромная фреска «Триумф смерти» (1350--1360) в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе. Наиболее значительными из падуанских фресок оказываются именно те, где Джотто дает драматическую концентрацию рассказа или одухотворяет его чисто лирическим началом, как во «Встрече Иоакима и Анны у Золотых ворот» или во «Встрече Марии и Елизаветы», где он стремится выявить душевное состояние своих героев. Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном.
С чем связано это название. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом. Каковы же были эти реформы. За большим столом размещены Христос и двенадцать апостолов.
Однако главное здесь не только это.
Такой прием также помогает художнику создать реалистичную, близкую к жизни картину. Но всё же оно стало преодолевать характерное для них сверхчувствительное начало и встало на путь создания нового художественного стиля.
Он быт другом Петрарки, для которого написал портрет его возлюбленной Лауры (к сожалению, эта работа Симоне Мартини не сохранилась). Дуччо вручил им свою картину, которую бережно понесли в собор. Из них одна особенно обращает на себя внимание полусогнутой фигурой, словно придавленной какой-то реальной тяжестью и напряженным, тревожным, чисто «человеческим» выражением лица. В следующей работе Никколо Пизано вместе с сыном Джованни (ок. Контуры рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли.
Драматические образы сивилл Джованни Пизано словно предвещают образы сивилл Микеланджело.
Особое место занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 в. Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. Это пока еще «мертвая вода». В нем нет ничего героического, напротив, статуя полна изящества, даже манерности. Брунеллески, Донателло, Мазаччо). Развитие светской поэзии и новеллистической литературы значительно его опередило. Достижения Каваллини перенял и продолжил Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 -- 1337), величайший художник Проторенессанса.
«. Пространственность и драматизм происходящего выведены во фреске «Бичевание Христа» посредством определенного расположения фигур: один из палачей показан коленопреклоненным, другой наклоняется к Христу, третий показан в полный рост, последний стоит спиной к зрителю. 1294, 1297—1299) и последующие в капелле Барди церкви Санта Кроче во Флоренции (1320) в значительной степени демонстрируют архаизм и не имеют принципиальной новизны. 1284--1344), крупнейший и наиболее изысканный мастер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы («Маэста»). Прослеживая историю итальянского искусства, можно убедиться в непрерывности связей, соединяющих Проторенессанс, эпоху Данте и Джотто с ранним Возрождением, в зарождении на рубеже XIII—XIV веков контуров принципиально нового художественного мышления, основанного на ориентации на реальный мир и такие его фундаментальные свойства, как материальность, пространственная протяженность, логичность и познаваемость господствующих в нем связей.
Среди многих характерных для итальянских городов лоджий выделяется колоссальная Лоджия деи Ланци во Флоренции (1376—1382 строители Бенчи ди Чьоне и Симоне Таленти), служившая для гражданских церемоний и торжественных приемов. protos – первый и франц. Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение.
Термин «Возрождение» (фр. Но его прощали, т. к. В этом отношении чрезвычайно интересна «Тайная вечеря» — открытый со всех сторон интерьер с задней стенкой, перспектива которого дана посредством сокращающегося навеса. Величие Марии подчеркивается также ее белыми одеждами с длинным, прозрачно-белым шлейфом.
Бурно развивалось ремесленное производство во Флоренции, Сиене, Милане, Болонье. Это изображение «Кондотьера Гвидориччо да Фольяно», явившееся прототипом для многочисленных будущих конных портретов. Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально скорбно глядящую на него Марию. С большим мастерством переданы художником человеческие фигуры: сотворяющая молитву св. Самые известные его работы — «Мадонна Ручеллаи» и алтарным образ «Маэста» («Величие»), созданным между 1308-1311 гг. Из сцен капеллы Перуцци особенно интересно остановиться на одной из них — «Вознесении Иоанна Богослова».
В рельефе «Скульптор» показан момент создания статуи. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Старшему из них, Пьетро (упоминается в 1320—1348 гг. ), принадлежат изображения мадонн и алтарные иконы, в которых уже не сохраняется ничего византийского, а его образы, напротив, отражают скорее влияние скульптора Джованни Пизано. Они прекрасны нежностью ликов, особой лиричностью и утонченной душевностью.
Реалистический элемент возрастает еще сильнее во фреске «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Отличительная черта эпохи – светский характер культуры, антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности).
Средний период. Творчество Джотто во многом определялось уровнем экономического развития страны. «Мадонна» Джотто явилась началом становления в изобразительном искусстве абсолютно нового, жизненно правдивого художественного мировосприятия. 1293 г. в церкви Санта Чечилия ин Трастевере в Риме, Каваллини пошел еще дальше. Крупнейшим теологом Средневековья справедливо считается Фома Аквинский (1225-1274).
Одна из центральных фигур римского и флорентийского искусства 13 в. Арнольфо ди Камбио, так же как и художник римской школы Пьетро Каваллини, был наравне с Никколо Пизано подлинным создателем проторенессансного искусства и во многом идейным предшественником великого Джотто. 1377) и в соборе в Орвьето (начат в 1285 — 1290-х гг. ) — слабо выражен столь характерный для этого стиля взлет ввысь, а спиритуализация архитектурных форм уступила место декоративному богатству и почти ювелирной тонкости в отделке. Его фигуры массивны и несколько тяжеловесны, но осязательны и материальны. В связи с новизной художественной техники изменяется и значение композиции. Федериго можно считать образцом человека эпохи Возрождения.
Но для 13 в. реформы Никколо Пизано, хотя и сыгравшие свою роль в дальнейшем, были преждевременны и не смогли породить длительной традиции. Авторы фрески точно не известны. рто сооружение, призванное возвеличить мощь и славу Флоренции и соперничавшее своими колоссальными масштабами (длина собора свыше 153 м) с величайшими готическими храмами заальпийской Европы, отличается, однако, от последних трезвой простотой своего интерьера, пространственная необъятность которого усиливается благодаря небольшому числу опорных столбов и широчайшим пролетам арок. Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Возможно, что он был знаком с образами греческой скульптуры 5 в. до н. э., так как, в отличие от своего учителя, опиравшегося на позднеримские традиции, Арнольфо, как ни один из современных ему мастеров, воспринял дух и художественную традицию греческого искусства.
Присущий ему тонкий линейный ритм проявляется во всех его произведениях из которых следует выделить два: «Мадонна Ручеллаи» (Уффици) и «Маэста»—алтарный образ для Сиенского собора. по проекту Арнольфо ди Камбио. Центральной фигурой живописи стал Джотто. Это те начала, которые стали основополагающими для искусства Возрождения. Художник соединяет чувственность и одухотворенность.
Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344). В 1471 году купол был увенчан беломраморным фонарем. XV столетие явилось переломным в истории европейской культуры.
Из сцен, посвященных жизни Марии, особенно интересно «Отправление Марии в дом Иосифа». Маленькая «Мадонна» из сцены «Благовещение» (Ленинград, Эрмитаж), написанная на золотом тисненом фоне, с ее легким и изысканным силуэтом невесомой и изящной фигурки, узким овалом лица, с миндалевидным разрезом глаз и тонкими длинными пальцами также является одним из шедевров Симоне Мартини. Именно в это время феодальное государственное устройство сменяет абсолютно иной тип правопорядка — капиталистический.
Затем мастер работал в Риме. В 1260-1270 гг. Используемые мастером светлые, сочные и яркие краски (охра, розовые, светло-зеленые, насыщенно-фиолетовые, небесно-голубые цвета) воспринимаются зрителем как естественные и единственно возможные для передачи характера того или иного образа. Они составляют идейный центр композиции.
Одна из центральных фресок падуанского цикла — «Поцелуй Иуды». Примером яркой и тонкой передачи психологизма образов, движений человеческой души является фреска «Поцелуй Иуды». Формам готики (См. Renaissance – Возрождение), этап в истории итальянской культуры (XIII – начало XIV вв. ), подготовивший почву для искусства Возрождения термин Проторенессанс был впервые употреблён швейцарским историком Я. Буркхардтом.
Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Дурного правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке. Иначе они только мешают, только отвлекают от погони за «хлебом насущным» (желательно с «маслом»), скрашенной мечтами о бесконечном блаженстве в Царствии Небесном. Место для фресок быто найдено сразу: им стала большая стена, находящаяся напротив окон и не имеющая никаких украшений.
Rinascimento от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. По своему облику она напоминает величавую и монументальную «Мадонну со святыми и ангелами», описанную выше. Одни и те же античные фигуры использовали для разных сюжетов. Таково «Опьянение Ноя», где под виноградной лозой около огромной винной бочки лежит толстый опьяневший крестьянин.
В композиции интересен человек, заглядывающий в гробницу, расположенную в полу капеллы. Постепенно от синопий отказались.
Вот таким образом высокая готика (название стиля) есть, в сущности, проторенессанс (название периода) и является своеобразным средневековым Классицизмом. Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Проторенессанс (от прото. Особый интерес во фреске «Возвращение Иоакима к пастухам» представляет пейзаж. Это первое в искусстве эпохи Возрождения изображение обнаженной фигуры.
Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. Расцвет П. относится к 13 — началу 14 вв. Искусство Джотто отличалось огромной изобразительной силой и драматической выразительностью своих образов. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда. Каваллини и в особенности Джотто) добивались убедительности пространственных построения многофигурных сцен, эмоциональная выразительность образов, материальной осязаемости форм. «Благовещение» (Уффици), написанное в 1333 г., — одна из самых лучших работ художника. Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11—13 вв., где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля (См. Так как блаженство он обретет на небе после праведной, но тяжелой жизни на земле.
Фрески были расположены в три ряда. Мелкие изображения увеличиваются до огромных размеров. Навстречу Иоакиму движутся пастухи. Его крупнейшая работа -- огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»).
В более свободном по композиции и изысканном по формам здании городского управления Сиены — Палаццо Пубблико (1298—1309, башня — 1338—1349) меньше суровой монументальности и заметнее готические элементы. Среди капелл Медичи, Ринуччини, Кастеллани и других, расписанных различными художниками треченто, фрески двух капелл — Барди и Перуцци — принадлежали кисти Джотто. Пастухи обращены спиной к зрителю, фигура сидящего Иосифа дана на переднем плане. Помещение представлено в виде ящика без передней стенки. Из его последователей следует назвать Таддео Гадди с его фресками на евангельские сюжеты, в которых он подражал Джотто, Спинелло Аретино и наиболее крупного из них — скульптора и живописца Андреа Орканья и его брата Нардо ди Чьоне. Живучесть феодальных традиций в Сиене объясняет консерватизм ее идеологии и ее искусства, сопротивляемость зарождающимся явлениям гуманизма интерес к проблемам готического стиля и к французской рыцарской поэзии, литературе и быту.
Брунеллески, Донателло, Мазаччо). Замечательна и фреска под названием «Отправление Марии в дом Иосифа». Капелла дель Арена, названная так потому, что на ее месте находилась когда-то арена римского цирка, принадлежала банкиру Энрико Скровеньи, который заказал Джотто расписать ее фресками. Различные символические и аллегорические изображения, выражающие отвлеченные понятия и образы средневекового христианства, встречались до того в итальянской скульптуре повсеместно. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте).
Указ исходил от Фридриха II императора «Священной Римской империи» и одновременно короля Сицилии, в первой половине XIII века долго (хоть и тщетно) боровшегося против папства за объединение Италии и прозванного «возродителем древних цезарей». С 1420 года он проектировал купол. Джотто же в изображаемых интересует их земная жизнь, что он ест и что пьёт, какие у него отношения с родными, на какие средства он живёт и что будет делать завтра, в общем, всё то, что заставляет зрителя поверить в реальность существования персонажа. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
Статуя из бронзы, небольших размеров. Посреди улицы показана толпа людей, дивящихся чуду: Иоанн отрывается от земли и взлетает. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте). С уверенностью можно говорить о том, что творчество Джотто было связующим звеном между античным искусством и живописью эпохи Возрождения.
К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (ок. В «Кузнице», «Гончарной мастерской» с большой Экспрессией и непосредственностью переданы различные жизненные ситуации.
наступает готическая реакция, длившаяся вплоть до конца XIV — начала XVв. Боккаччо, А. Пизано, Джотто ди Бондоне). в самом сердце Франции (т. е.
Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. По своей образной глубине «Поцелуй Иуды» едва ли не лучшая фреска из всего цикла Капеллы дель Арена. Рельефы «Страшный суд», «Избиение младенцев» и «Распятие» полны динамизма и экспрессии, приведших к перегруженности композиции, угловатости контура, нервному ритму и излишней дробности.
Эти черты очень сильно проявились в скульптуре сына Никколо Пизано, Джованни, но почти миновали творчество замечательного архитектора и скульптора 13 в. Арнольфо ди Камбио. итальянцы очень высоко ценили творцов произведений. Лучшая часть фрески — левая, с изображением праведников.
Но такое умение требовало длительной подготовки, которая и началась в Италии очень давно. В следующем веке их становится еще больше. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм.
Несмотря на обновление техники художественного письма, образы Джотто все же несколько статичны и не выражают того разнообразия чувств, которые будут представлены значительно позднее, в «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. Принял участие в создании серебряного алтаря в городе Пистое.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Потому этот период его истории и назвали проторенессансом. После Джотто в развитии итальянской живописи произошел заметный спад. Реалистический и наглядный, он превратил религиозные абстракции в материальные конкретные образы, дающие непосредственное ощущение действительности и обладающие большой изобразительной силой. Лючии, выполнена Аванцо.
Боттичелли не стремился создать подлинную глубину пространства. На входной стене расположена огромная роспись «Страшный суд», против нее — «Благовещение». Последователем великого мастера стал талантливый художник Симоне Мартини. Безупречные формы носа, рта, подбородка и мощной шеи оттенены темной бородой. 3олотые края ее одежды, прихотливо извиваясь, создают изящный линейный орнамент.
Как яркий психологический контраст ему противопоставлен низкий с резко выступающими надбровными дугами лоб Иуды, его лицо с узкими, словно бегающими глазами и как бы срезанным подбородком. Анны. Renaissance Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом.
Монументальные образы герцога и его жены полностью заслоняют пейзаж. В «Мадонне» Джотто все приобретает конструктивный смысл, так как каждая линия выполняет определенное назначение, моделируя и очерчивая голову, торс, бедро, ногу, ступню и ее направленность и напряжение всегда определяются движением фигуры. Художники Возрождения считали его реформатором живописи.
Основное связующее вещество штукатурки -- известь. Итальянское искусство 14 в. (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. Красота, гармония изящество рассматриваются как свойства действительного мира. Они выделяются своим новым подходом к форме, основанным не на линейном принципе, а на чрезвычайно сильной светотеневой моделировке, которая, по словам Гиберти, придавала форме «величайший рельеф». В Англии проторенессансом иногда называют искусство времени правления короля ГенрихаVII Тюдора (1485—1509), начала Тюдор-Ренессанса. Светлый и холодноватый колорит этих росписей не оставляет, однако, впечатления пестроты: ярко-желтые, нежно-розовые, бледно-зеленые, фиолетовые, голубые тона являются для Джотто не самоцелью, а всецело подчиняются задачам выявления формы и вот таким образом помогают ее вещественному, материальному восприятию.
1320), старший современник Джотто, работал во многих городах. Франциска. У самых истоков итальянского Проторенессанса стоит основатель пизанской школы скульптуры Никколо Пизано (1220-1278). Огромные средства вкладывались в торговлю и промышленность. В целом эта фреска еще несколько статична. вплоть до тех пор, когда флорентиец Томмазо, прозванный Мазаччо, показал совершенным произведением, что те, которые вдохновлялись иным, чем природой, учительницей учителей, трудились напрасно» (Леонардо да Винчи, Избранные произведения, т. II, М. —Л., «Academia», 1935, стр.
возродить прекрасное античное искусство. В рельефах кафедры Баптистерия в Пизе (1260) Никколо Пизано обратился непосредственно к позднеримскому наследию, заимствовав отдельные фигуры и приемы трактовки складок одежд с рельефов римских саркофагов, находившихся рядом, в пизанском Кампосанто. Проторенессанс (от греч. 1247 — ок. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.
В конце XIII в. во Флоренции складывается поэзия «dolce stil nuovo» -- «нового сладостного стиля». Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Именно Италия продолжает идти во главе исторического развития. Их образы естественны и реальны, хотя и не лишены величественности и возвышенности.
В этом произведении Каваллини выступил уже как законченный мастер. В начале 14 столетия капелла дель Арена (название происходит от располагавшейся когда-то на ее территории арены римского цирка) была собственностью богатого банкира Энрико Скровеньи. Средневековая тема скоротечности жизни и безграничного могущества смерти все чаще возникала в европейской живописи, воплощаясь как в масштабных аллегорических композициях, так и в небольших натюрмортах. Т. к.
85—86. ). Не случайно именно эту фигуру скопировал Микеланджело в одном из своих ранних рисунков. Джотто дает трехмерное изображение интерьера комнаты св. Конные статуи XII—XIIIвв.
На балюстраде были исполнены мраморные рельефы с изображением евангельских сцен: «Рождество» вместе с «Благовещением», «Поклонение волхвов», «Принесение во храм», «Распятие» и «Страшный суд». Он начал работать в цехе ювелиров. В наружной отделке собора применена восходящая к инкрустационному стилю облицовка разноцветными мраморами (западный фасад не был завершен и целиком отделан заново уже в 19 в. ). Начальный период своей деятельности Никколо Пизано (1220/25—1278/84) провел на юге Италии, при дворе императора Фридриха II Гогенштауфена. И в этом смысле его трудно поставить в один ряд с идейными предшественниками Джотто. Петра в Риме.
Некоторые исследователи видят наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре 11—13 вв. (века), где полихромная мраморная облицовка, тонкие пропорциональные членения стен использование античных деталей помогли преодолеть тяжеловесность романского стиля. Во второй половине XIVв. Этот властитель был человеком незаурядным, понимавшим требования своего времени. В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место. Возвышаясь на семи колонках, кафедра Никколо Пизано представляла собой целое архитектурное сооружение и была обозрима со всех сторон, благодаря чему скульптурные изображения, украшавшие ее базу и высокую шестиугольную балюстраду, могли без труда рассматриваться молящимися.
Художники Возрождения считали его реформатором живописи. его становление, приходящееся на эпоху дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Оно продвинуло на много шагов вперед развитие итальянской живописи.
Даже красный цвет не пламенеет Это характерно для всех полотен Боттичелли. 1245 — ок.
Центральной фигурой живописи сталДжотто. Кроме того, на возможное авторство Джотто указывает и мягкий, светлый образ героя. Однако монументальные, хотя и плоскостные религиозные образы Чимабуэ, особенно его большая икона «Мадонна на троне со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици), все же представляют большой интерес с точки зрения развития флорентийского искусства. Они были хорошо известны средневековым мастерам. На флорентийской почве сформировалось могучее дарование друга Данте, родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67—1337), связанного с передовыми кругами Флоренции.
Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте). Опираясь на традиции куртуазной поэзии, представители этой школы отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров: Дама, «что с небес сошла на землю -- явить чудо» (Данте), перестает восприниматься как зем ная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобре тает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, она наполнена радостью. Эпоха Возрождения возникла в Италии, первые «веяния» были заметны еще в XIII- XIV веках, но установилось оно окончательно с 20-х гг. В рельефе «Поклонение волхвов» величественная фигура мадонны похожа на римскую богиню Юнону. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности).
Каждая линия в «Мадонне» выполняет конструктивную роль, строя и очерчивая контуры фигуры и направление движений представленный образов. Середина IX в. -- 1204 г»).
Прежде чем перейти к знаменитому фресковому циклу Джотто, написанному им около 1305 г. в Капелле дель Арена в Падуе, надо остановиться на одном из его крайне немногочисленных станковых произведений — большой иконе «Мадонна со святыми и ангелами» (Флоренция, Уффици). Однако новые идеи, подобно свежему роднику, все же пробивались из-под пластов средневекового мировоззрения. Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии».
С 1290-х гг. Отделившись от пилона или пучка колонн интерьера готического храма, статуя перед стеной или в нише вступала в иное соотношение с архитектурой. Пизано и др. ) художники Проторенессанса (П.
Сюжет одной из самых знаменитых композиций – Чудо со статиром – взят из Евангелия от Матфея. Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда — предатель учителя.
Сейчас, конечно, никто так не считает. Более консервативной, чем флорентийская, была живопись Сиены. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Его ученик и последователь, младший брат Амброджо (упоминается в 1319—1348 гг. ), был еще более крупной фигурой в сиенской живописи треченто и ближе других связан с Флоренцией, так как одно время он там жил и работал. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». Большая часть фресок данного цикла, посвященная легендам из жизни св. статью «Искусство Византии. Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladee) -- плясовой песни исполнявшейся солистом или несколькими певцами.
Со стороны содержания пизанская кафедра не представляла собой принципиального шага вперед. В орнаменте вместо античных пальметт и акантов вновь возникли листья дуба и плюща. Со смертью Дуччо завершилась эпоха живописи Дученто. Вода лилась снизу.
Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. Купол был завершен без фонаря, шара и креста к 1436 году. После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн — «Францисканская Мадонна» (23, 5х16 см название граничит с тремя монахами-францисканцами изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20, 8 см она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31, 5х22, 5см) из бернского Музея искусства. Петрарка, Дж. Архитектура Проторенессанса не обладала большой степенью стилевого единства.
Он-то и был идейным предшественником и, по всей вероятности, учителем Джотто. для сиенского собора. Изобретение в XV веке книгопечатания сыграло огромное роль в распространении античного культурного наследия по всей Европе.
Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). И все-таки это уже не средневековое искусство.
1220 — 1280), который был родом из Апулии (его второе имя Никколо дАпулия). Слишком многое напоминает античные образцы и наполняется реализмом. Отрицательная реакция Никколо Пизано на тревожную эмоциональность средневекового искусства предвещала интеллектуальный рационализм Возрождения, который восторжествовал через 2 столетия и принес с собой новую эмоциональность – более собранную, мужественную и интеллектуально обогащенную по сравнению с готическим вихрем смятенных чувств.
Вследствие неудачно проведенной в XIX в. реставрации фрески были значительно повреждены.
Из этого вытекает и осознание человеком важности и независимости своей личности. Уже в такой ранней постройке, как церковь Санта Тринита (начата в 1258 г., закончена не позднее 1290-х гг. ), создателем которой был, очевидно, Никколо Пизано, явственно выражены телесность архитектурных масс, простота и ясная логика членений, нейтрализующие звучание собственно готических форм. Renaissance итал. Первый проект его был создан крупнейшим итальянским зодчим этого времени Арнольфо ди Камбио (ок.
Пластическая мощь, влияния античного искусства присущи скульптуре Проторенессанса (Н. Одним из самых ярких и последовательных сторонников античной культуры был скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио (1245-1310). К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
Разнообразны жесты, мимика печальных лиц. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового».
Итальянские города, ставшие республиками и в первую очередь Флоренция, – вот центры нового мировоззрения, получившего название гуманизм. Но не во всех рельефах выдерживается эта монументальная манера. В конце столетия представителей Возрождения становится чуть больше, но это лишь небольшая флорентийская группа гуманистов (флорентийская школа была одной из первых ведущих и наиболее передовых художественных школ Итальянской эпохи Возрождения). Волосы Венеры сплетены в сложный узор и, конечно, нарисованы не с натуры. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период.
Решительные перемены совершаются в конце XIIв., т. е. Умная, сдержанная, властная Батиста написана очень сдержанно. В «Добром правлении» выделяется фигура Мира в лавровом венке, знаменующая собой благосостояние государства.
Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики (творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и др. ). он посетил Францию, где изучал готическую архитектуру и скульптуру.
Однако его творчество не было столь консервативным, как у Чимабуэ. Сам собор был начат еще в 1296 году Арнольфо ди Камбио. По-видимому, около 1270—1277 гг. В результате гробницы кардиналов, украшенные Арнольфо, напоминали древние гробницы. Появляется интерес кантичной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Тем реалистичнее изображена фигура медленно идущего Иоакима. Такова его знаменитая «Мадонна», хранящаяся в Эрмитаже. В средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой. Чувственный юнец, полный неги и истомы. Видно, что Донателло при работе над этой статуей вдохновлялся античной статуей Гермеса (Лисипп. ). protos – первый и франц. и франц.
Художники этого времени открывают законы линейной перспективы. В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Возрождение или Ренессанс (фр.
Они, по существу и были главной силой, вступавшей в борьбу с феодальной знатью. Несравненно большей силой воздействия обладает отличающийся поистине гиперболизированной монументальностью флорентийский Палаццо делла Синьория (впоследствии Палаццо Веккьо), построенный в 1298—1314 гг. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Лючии», яркие портретные изображения в сцене «Погребение св.
На боковых створках композиции изображены святые. Именно она служит тем композиционным звеном, которым объединяет главного героя с другими действующими лицами повествования. Более того, оно отставало от других форм художественной культуры. В 20-е годы 15 столетия он фактически создал перспективу (способность создавать на плоском листе трехмерное пространство).
На противоположной стороне зала Симоне поместил фреску иного характера. Все открытия совершались на интуитивном уровне. В рельефах кафедры Сиенского собора (1205—1268) исполненной им совместно с Арнольфо ди Камбио, Джованни Пизано и другими, Никколо Пизано обратился к готической традиции.
В кафедре пизанского собора (1302—1311) и похожей кафедре собора в Сьене (1265—1268) отсутствуют античные мотивы (остаются лишь традиционные аллегории).
Кафедра Джованни Пизано, так же как и кафедра в Пизе его отца Никколо Пизано, возвышается на семи колоннах и балюстраду ее украшают пять рельефов: «Рождество», «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», «Распятие» и «Страшный суд». Поэты «dolce stil nuovo» разрабатывают новые поэтические жанры, среди которых: канцона (стихотворение со строфами одинаковой струк туры), баллата (от итал. Восьмигранный купол имеет 42 м. в диаметре у основания.
В «Возвращении Иоакима к пастухам» условно трактованный пейзажный фон, еще к тому же несоразмерный по масштабам с фигурами людей, напоминает по своему характеру фоны византийских икон. Эта фреска, написанная на противоположной от «Маэста» стене, приобретала своего рода символическое значение, так как была трактована художником как призыв к военному возрождению республики. Только тогда следы величия предков помогают потомкам развиться. Наиболее раннее проявление новых веяний в тосканской архитектуре относится к XI-XIII вв. Пространственность композиции задается здесь с помощью диагонального изображения стены с аркой, находящейся посередине, где и встречаются Иоаким и Анна. Эти фигуры даются по-разному: то в профиль, то в трехмерном изображении.
Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII – XIV веков. Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т. п. В центре между фигурами помещена золотая граненая ваза с высокими лилиями.
Джованни Пизано (ок. В старые средневековые сюжеты он вводит массу новых бытовых деталей, относясь к библейским легендам, как к реально существовавшим историческим событиям. Это не атлет, победивший великана.
Особенно же ярко новые веяния выразились в другом монументальном флорентийском храме — церкви Санта Кроче (начата в 1295 г. ), приписываемой тому же Арнольфо ди Камбио. Она выполнялась в технике фрески. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом.
Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Злого правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке. Дуччо изображая святых, думает об их чвсвах, эмоциях, духовности.
Сцены отделены друг от друга изображенными почти в круглом рельефе фигурами святых и помещенных над капителями сивилл, переданными в сложных контрапостных поворотах. В «Мадонне Ручеллаи» Дуччо не чувствуется той плоскостности, как у Чимабуэ. «Venus Pudica) изображали в качестве Евы. Его образам свойственны отвлеченность и статичность.
Возрождение) термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Около 1305 г. Джотто создал свой фресковый цикл в Капелле дель Арена в Падуе. Есть свидетельства, что, когда 3 июня 1311 г. Дуччо закончил свою «Маэсту», закрылись все мастерские и лавки в Сиене.
buona maniera) Якопо делла Кверчья, Л. Гиберти и Донателло. Термин «Возрождение» встречается в творчестве многих итальянских гуманистов, в частности у Д. Вазари. Противоположное Надежде Отчаяние оценивается художником как отрицательное качество, так как изображена повесившаяся на веревке женщина, к которой слетает маленькая фигурка дьявола. С 1404 года к строительству приглашен Брунеллески. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (ок.
В Палаццо дель Подеста во Флоренции (впоследствии дворец Барджелло, ныне Национальный музей 1234—1285, дальнейшее строительство до 1346 г. ), пристроенном к более старой башне, наружный облик здания из-за слабой расчлененности массивного блока и общего крепостного характера архитектуры еще мало отличается от средневековых сооружений. Ранее всего — с 1200-х гг. К 1315 г. относится его известная фреска «Маэста», во многом аналогичная по композиции с иконой Дуччо, но написанная не для церкви, а для зала Большого совета Палаццо Пубблико. Ренессанс ит. Первыми ростками стали живопись и скульптура. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы.
В итальянской культуре XIII—XIV вв. Анна и служанка, занятая работой по дому. Все это, придавая изображению мажорную интонацию, существенно отличает полотно от мрачных икон, созданных Чимабуэ. В ясности и своеобразном рационализме архитектурного языка этого сооружения словно угадывается предвестие стройной легкости просторных интерьеров Брунеллески.
Развитие искусства в эту эпоху тесно взаимодействует с ростом научных познаний. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы в мировой литературе.
Его Христос во фреске «Страшный суд» — уже не бесплотный символ, а живой, мужественный человек, полный внутреннего достоинства. Однако умалять технические достоинства фрески Джотто нельзя. Проторенессанс (от греч.
вне связи с антикизирующими тенденциями XI—XIIвв. Во всей фигуре, в естественном движении этого человека как бы сконцентрировано мировоззрение Эпохи, вступившей на путь эмпирической проверки отвлеченных и непонятных явлений. Но ее решение очень декоративное – «садовая скульптура». Среди фресок для капеллы Перуцци выщеляется «Вознесение Иоанна Богослова».
Вероятно, сиенский художник был ближе «миру горнему», чем земному, вот таким образом он следовал тем художественным приемам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем так наз. Однако образ мадонны Дуччо так же отвлеченен и «церковен», как у Чимабуэ, в нем не ощущается той человечности и жизненности, которая чувствуется в «Мадонне» Джотто. Чрезвычайно важен вклад зодчих Проторенессанса в гражданскую архитектуру. Ангелы переданы в более объемной манере, контуры фигуры мадонны плавны и ритмичны. Но основная пора его деятельности протекала во Флоренции, где он жил с 1307 г. Живой, общительный и активный, он пользовался здесь огромным уважением и почетом и с 1333 г. был назначен главным руководителем всех художественных работ от городского управления. К концу XV века достигла наивысшего расцвета.
Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. более не повторялись вплоть до эпохи Возрождения. Мы даже не видим среднего плана. В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках изобразив необычный жест младенца.
В своём главном произведении «Сумма теологии» он смог гармонично соединить основные идеи Аристотеля с христианскими догмами. Не менее выразительна группа справа — Пилат с фарисеями. Сведения об их жизни крайне скудны.
Так, например, в «Благовещении» трон мадонны напоминает по своей архитектуре римскую триумфальную арку, а фигура ангела с мощно распростертыми крыльями словно предвосхищает собой образы искусства раннего Возрождения. Источником живой воды было искусство Джотто. Итальянское искусство 14 века (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. Это первый подобный портрет эпохи. Новые качества его искусства не были восприняты его учениками (за исключением Арнольфо ди Камбио), да и он сам в известной мере отошел от них в последующих произведениях.
В пятой новелле шестого дня «Декамерона» Боккаччо называет Джотто «превосходным талантом», «светочем флорентийской славы», который «вывел на свет искусство, в течение многих столетий погребенное» и следовал в своих изображениях природе. К числу сильных сторон его искусства принадлежал редкий по красоте колорит. Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона.
С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, ее разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Наиболее известные произведения Джотто -- росписи капеллы дель Арена в Падуе (1304--06). В университетах огромное внимание уделялось изучению теологии (богословия), вот таким образом именно университеты стали центрами христианской религиозной философии. Дуччо ди Буонисенья (ок. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие.
его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Вторая половина 13 столетия (дученто) и 14 век (треченто) сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства. А изнеженный. Церковь, несмотря на отдельные отступления от своих позиций, все же продолжала оказывать большое влияние на культуру дученто (то есть 13 в. ), религия по-прежнему оставалась существенной частью мировоззрения. Во Франции и Германии эта эпоха началась значительно позднее.
Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Самым знаменитым произведением Дуччо была его «Маэста» или «Величество», — огромный двусторонний алтарный образ, написанный в 1308—1311 гг., с изображением мадонны — покровительницы города Сиены — с младенцем и ангелами, которое занимало всю центральную часть лицевой стороны этой иконы. Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. 1260—ок.
Формам готики зодчие Проторенессанса (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. В «Страшном суде» заметны измельчание форм, некоторая утрированная подвижность фигур, нервная напряженность, связанные с элементами французской готики. В «Явлении ангела св. ballata), сонет.
1315) вернулся к готическому стилю. В центре полотна – Венера, которую на волнах моря в раковине несет к берегу. Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319). На полотне мы видим абсолютно точный портрет со всеми присущими герцогу чертами.
Заслуженной известностью пользуется алтарный образ «Благовещение» кисти Симоне Мартини, ныне хранящийся в галерее Уффици во Флоренции. Пьетро Каваллини придал своим религиозным образам более земной, осязательный характер. Отдельные аллегорические фигуры над капителями, как, например, «Сила», напоминают античные изображения Геракла. Основателем сиенской школы стал Дуччо, старший современник Джотто.
Человек эпохи Возрождения интересуется прежде всего собой, реальным миром, его красотой. Расцвет П. относится к 13 началу 14 вв. Они сочувственно переглядываются между собой. Фрески датированы 1300-1304 гг. 1377—1379 гг. ).
XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете. Испанская капелла церкви Санта Мария Новелла во Флоренции). Причудливая смесь северноготических средневековых форм, заимствованных из французской книжной миниатюры и реалистического начала, проникшего в сиенскую живопись после Джотто, отразилась во фреске Симоне Мартини исполненной им в 1328 г. также для сиенской ратуши изображающей полководца Гвидориччо да Фольяно, едущего на коне. В «Принесении во храм» преобладает тонкий линейный ритм композиции на заднем плане даны архитектурные изображения.
С точки зрения реалистичной передачи интересна также фреска, получившая название «Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот». Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Объемно переданная коленопреклоненная фигура св. Но его прощали, т. к. К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. XV века.
Из византийского искусства мастера стали заимствовать не восточные, а эллинские элементы. (от прото. и в 1320-х гг. ) в церкви Санта Кроче. Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции. Развитие сонета по философской триаде «тезис -- антитезис -- синтез» поднимает любую избранную тему, даже абсолютно частную, на высокий уровень философского обоб щения, через частное передает художественную картину мира.
его мастерская выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве. Его напряженный взгляд полон укора и гнева. Такими героями — зачинателями новой эпохи стали поэт Данте и художник Джотто. Среди рельефов кафедры «Избиение младенцев» выделяется как наиболее сложная многофигурная композиция, построенная на живописных светотеневых контрастах, охваченная напряженным движением и страстью. Дело в том, что в это время распространилась точка зрения на эпоху средневековья как период беспросветного невежества, варварства, погубивший все прекрасное, что некогда было в древности ( античности). В Средние века люди тоже находили рукописи и скульптуры классической Древности, не придавая им особого значения и зачастую уничтожая их в угоду религиозным убеждениям.
Никколо Пизано работал еще в сер. Во второй половине XIV в. на первое место выходит живописная школа Сиены. Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511--1574) итальянского архитектора, живописца и историка искусства. Она была выполнена по заказу семейства Медичи как скульптура для украшения фонтана.
1302). В истории итальянской живописи Дуччо принадлежит, несомненно, важное место. Человек господствует над миром. Однако многие ученые говорят о том, что, вероятнее всего, фрески в церкви Сан-Франческо принадлежат кисти не самого Джотто, а живописцев, относящихся к римской школе. В живописи эти тенденции выразились в создании больших росписей, отличающихся Эклектизмом и известной банальностью, как, например, «Триумф церкви» кисти флорентийского мастера Андреа Буонайути (упоминается в 1339—1377 гг.
Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Документы сохранили свидетельство о том, что, когда в 1299 г. в Сиене утвердилось народное правительство пополанов, Дуччо отказался принести ему присягу.
Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. XIII в. стал эпохой становления европейских университетов. За иконой со свечами шли все знатные граждане Сиены, а замыкали шествие женщины и дети. Гамма картины холодная: преобладают зеленые и голубые оттенки. По бокам от него восседают отцы церкви.
Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был Симоне Мартини (ок. Во фреске, получившей название «Явление ангела св. Особое место в искусстве Проторенессанса занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 веке (в настоящее время подлинным автором фрески считают Буффальмакко Буонамико). У Джотто не было настоящих последователей.
После антикизирующих стилизаций XII—XIIIвв.
Это не живые люди, а символы – материнской любви и жертвенной любви к богу. pittura greco-veneto). В самой же Флоренции возникли сооружения, овеянные новым духом.