У центр уваги флорентйських художникв стояв чоловк. Для талйцв готична конструктивна система була мпортовано системою. В живописи, фресках и алтарных картинах Симоне Мартини все фигуры, начиная с мадонн, отмечены чертами готического изящества и элегантности, в какой-то степени отражающими черты рыцарского быта, к которому художник испытывал большой интерес.
Тут псля перемог над феодальною монархю Всконт патротичн почуття пережили особливий пдйом, що не могло не позначитися на «громадянський» характер мистецтва. У читача може, звичайно, виникнути питання, чому дослдження, присвячене «Походженням талйського Вдродження», починаться з XIII столття, коли ще не було ренесансного мистецтва. 1284--1344), крупнейший и наиболее изысканный мастер сиенской живописи XIV в. Росписи Симоне Мартини, украшающие зал Маппамондо (Карты Мира) в сиенском палаццо Публико, свидетельствуют о том, что несмотря на приверженность мастера к культуре поздней готики, в его творческом воображении рождались необычные образы («Маэста»). Источником живой воды было искусство Джотто. После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн — «Францисканская Мадонна» (23, 5х16 см название граничит с тремя монахами-францисканцами изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20, 8 см она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31, 5х22, 5см) из бернского Музея искусства. Достижения Каваллини перенял и продолжил Джотто ди Бондоне (1266 или 1267 -- 1337), величайший художник Проторенессанса.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Возрождение или Ренессанс (фр. Развитие сонета по философской триаде «тезис -- антитезис -- синтез» поднимает любую избранную тему, даже абсолютно частную, на высокий уровень философского обоб щения, через частное передает художественную картину мира.
Renaissance Возрождение), этап в истории итальянской культуры, во многом подготовивший почву для искусства Возрождения термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Таким «великим мовою», яким користувалися Донателло, Кверча Мазаччо в тогочаснй вроп не користувався н жоден нший майстер. Одним из самых ценных источников сведений о жизни и творчестве итальянских художников Возрождения служит внушительный труд «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», принадлежащий перу Джорджо Вазари (1511--1574) итальянского архитектора, живописца и историка искусства. В совр. В итальянской культуре XIII—XIV вв.
В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» – фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»). Новое ощущение человеческого достоинства выразилось во фресках Джотто едва ли не с такой же силой, как в «Божественной комедии». В кафедре пизанского собора (1302—1311) и похожей кафедре собора в Сьене (1265—1268) отсутствуют античные мотивы (остаются лишь традиционные аллегории). Слишком многое напоминает античные образцы и наполняется реализмом. А еще более ранним был особый указ, разрешавший вскрытие человеческих трупов, что долго почиталось делом греховным, даже дьявольским, которому предавались разве что колдуны, нередко сжигавшиеся на костре.
Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Термин введён Я. Буркхардтом во 2-й пол.
Петра. Чимабуэ был знаменит во Флоренции как мастер торжественной алтарной картины и иконы. Крупнейшим теологом Средневековья справедливо считается Фома Аквинский (1225-1274). его становление, приходящееся на эпоху дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ.
protos – первый и франц. 14– нач. иконографией. Во второй половине XIVв.
Назидательный и устрашающий характер этой фрески становится ясным из самого названия. Это не живые люди, а символы – материнской любви и жертвенной любви к богу. Вот таким образом мы рассматриваем конец XIII--XIV веков в Италии не как преддверие Возрождения, а как его первый этап, время его становления. зарубежном искусствознании термин «П» употребляется сравнительно редко. В х творчост яскраве поетичне заломлення отримали деали тих феодальних кл, як все активнше засвоювали основи ново ренесансно культури, але прагнули в той же час зберегти благородн «рыцарственные» традиц.
Раньше всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано). Итальянское искусство 14 века (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. В орнаменте вместо античных пальметт и акантов вновь возникли листья дуба и плюща. 1315) вернулся к готическому стилю. Вн був для талйцв не меншою реальнстю, нж Проторенессанс Ренесанс, але вн був, якщо можна так висловитися, х «улюбленим дтищем».
В Англии проторенессансом иногда называют искусство времени правления короля ГенрихаVII Тюдора (1485—1509), начала Тюдор-Ренессанса. Это позволило мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества.
искусствознании концепция П. развита В. Н. Брунеллески, Донателло, Мазаччо). 15вв. ). (в скульптуре), 1280–1425 (в живописи). Необходимо возродиться душой, почувствовать внутреннюю потребность в возвышенном.
У самых истоков итальянского Проторенессанса стоит основатель пизанской школы скульптуры Никколо Пизано (1220-1278). При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы. В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Але коли була можливсть (не слд забувати, що в цю епоху зявилися колекцонери антикв), вони охоче черпали творч мпульси прямо з античних памяток, запозичуючи з них композицйн схеми, мотиви руху, характер драпрування, типи осб, накше кажучи, все те, що полегшувало м ршення нових, реалстичних завдань. Если за основу при оценке Возрождения взять сферу высшей культурной деятельности, то становится ясно, что в XIV веке вся культура Возрождения представлена лишь несколькими именами (Ф. У х свдомост воно преломлялось як виконане в античних традицях (переднй antica).
В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме. Свою кульминацию итальянская культура достигает на стыке XIII и XIV столетий. Ранше все це намтилося в архтектур, дещо пзнше в живопису (особливо в мнатюр) та скульптур.
Потому этот период его истории и назвали проторенессансом. Редкий по выразительности памятник живописи того времени -- огромная фреска «Триумф смерти» (1350--1360) в галерее кладбища Кампо Санто в Пизе. Тому цлком логчно, щоб у книз про походження талйського Вдродження було б вдведено таке велике мсце Проторенессансу. Середина IX в. -- 1204 г»).
1294, 1297—1299) и последующие в капелле Барди церкви Санта Кроче во Флоренции (1320) в значительной степени демонстрируют архаизм и не имеют принципиальной новизны. Воно висунуло цлу низку чудових майстрв (скульптори Андреа Нно Пзано, живописц Смоне Мартн, Птро Амброджо Лоренцетт, Лоренцо Монако). До подлинного ренессансного открытия личности тут еще не доходит. Живопись треченто (бр. Только тогда следы величия предков помогают потомкам развиться. П. Каваллини, Чимабуэ, Джотто и др.
его становление, приходящееся на эпоху Дученто, было граничит с подъёмом свободных итальянских городов (особенно тосканских), где бурно развивались ремесло и торговля, был проведён ряд антифеодальных реформ. Боккаччо, А. Пизано, Джотто ди Бондоне). В самой Италии проторенессансное искусство существовало только в Тоскане и Риме.
Одним из самых ярких и последовательных сторонников античной культуры был скульптор и архитектор Арнольфо ди Камбио (1245-1310). Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, художник, архитектор и поэт. В следующей работе Никколо Пизано вместе с сыном Джованни (ок. Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «дольче стиль нуово», Данте). К XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов.
К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. В межах тречентистского мистецтва, в якому панувала готика, можна простежити свою «проторенессансную» лню розвитку. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран. Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию.
применительно к архитектуре инкрустационного стиля, в дальнейшем перенесён на всё иск-во Италии 2-й пол. Дуччо изображая святых, думает об их чвсвах, эмоциях, духовности. Указ исходил от Фридриха II императора «Священной Римской империи» и одновременно короля Сицилии, в первой половине XIII века долго (хоть и тщетно) боровшегося против папства за объединение Италии и прозванного «возродителем древних цезарей». Одновременно он разработал приемы тональной светотеневой моделировки форм при помощи постепенного высветления основного, насыщенного красочного тона, что позволило придать формам почти скульптурную объемность и в то же время сохранить сияющую чистоту цвета, его декоративные функции.
Расцвет П. относится к 13 — началу 14 вв. Формам готики (См. Заслуженной известностью пользуется алтарный образ «Благовещение» кисти Симоне Мартини, ныне хранящийся в галерее Уффици во Флоренции. Дуччо ди Буонисенья (ок. Это изображение «Кондотьера Гвидориччо да Фольяно», явившееся прототипом для многочисленных будущих конных портретов.
предшествующее Раннему Возрождению. Во Франции и Германии эта эпоха началась значительно позднее. В средневековой Италии византийские влияния были очень сильны наряду с готикой. 13– нач.
Ученики и последователи Джотто не сыграли значительной роли в развитии флорентийской школы 14 века. Готика вклинилася мж Проторенессансом Ренесансному. все ж готика була панвним стилем в тал понад ста рокв. Вероятно, сиенский художник был ближе «миру горнему», чем земному, вот таким образом он следовал тем художественным приемам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем так наз.
Они были хорошо известны средневековым мастерам. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия -- Франческо Петрарка (1304--1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313--1375), основоположник жанра новеллы (короткого рассказа) в мировой литературе. Эти тенденции с неравномерной силой проявляются в творчестве поэтов, писателей или художников. Мелкие изображения увеличиваются до огромных размеров. Во второй половине XIV в. на первое место выходит живописная школа Сиены. статью «Искусство Византии.
К кругу Дуччо принадлежал Симоне Мартини (ок. Это пока еще «мертвая вода». Брунеллески, Донателло, Мазаччо). На противоположной стороне зала Симоне поместил фреску иного характера. 15вв., т. е.
В своём главном произведении «Сумма теологии» он смог гармонично соединить основные идеи Аристотеля с христианскими догмами. Цей североитальянский «емпричний реалзм» знайшов соб пзнше талановитих адептв в особ Джентле та Фабрано особливо Пизанелло, чия дяльнсть пада вже на XV столття. buona maniera) Якопо делла Кверчья, Л. Гиберти и Донателло. Не вони створили, вона була результатом розвитку французько середньовчно архтектури. Постепенно от синопий отказались.
Приготовленными на воде красками писали либо по сырой штукатурке (собственно фреска), либо по сухой -- эта техника называется «а секко» (в переводе с итальянского -- «по сухому»).
Нетипична и сама иконография картины -- ангелы в ней поддерживают трон Мадонны. Никколо Пизано работал еще в сер. и франц. Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. Тим бльш що самий термн «Проторенессанс» доречний лише в тому випадку, коли за позначуваних ним явищем пшов «Ренесанс», а це сталося лише в однй кран – тал. Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн — «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение.
в самом сердце Франции (т. е. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм. коли талйц засволи, вони почали переробляти вдповдно до свох смакв установок. Возрождение) термин «П» был впервые употреблен швейцарским историком Я. Буркхардтом. Петрарка, Дж.
готики. Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Було б, однак, неправильно недооцнювати мистецтво треченто. Вони схильн були перебльшувати, нстинктивно розумючи близьксть нового реалзму до реалзму. «Venus Pudica) изображали в качестве Евы.
В межах ц теч ми стикамося з свордним культом деталей, переданих з надзвичайною точнстю (портретного типу особи, модн костюми, вдтворюють конкретн мсцевост пейзаж, наслдують реальним будвель архтектурн фони т. д. ). У этого мастера и его последователей рельеф скульптурных фигур был максимально приближен к формам живых людей. Вторая половина XIII века была в Сиене временем большого обновления в искусстве. кафедр, пилонов на фасадах соборов, дверей баптистериев использовании новых схем скульптурного декора церковного фасада (статуи в нише), переработке типа пристенного надгробия. В центре ее среди жестикулирующих стражников и апостолов выделяются Христос и Иуда.
Но такое умение требовало длительной подготовки, которая и началась в Италии очень давно. Його характерною рисою, роднящей його з ренесансною культурою, була динамка розвитку. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Дуччо изображая святых, думает об их чвсвах, эмоциях, духовности.
Аналогичные явления (усиление чувственного правдоподобия образов) наблюдаются и в итальянской литературе этого периода (поэзия школы «Дольче стиль нуово», Данте). Renaissance итал. Стремительно эволюционирует алтарный образ (Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ, Джотто, бр. Все це робить талйський Проторенессанс настльки неповторним феноменом. Конные статуи XII—XIIIвв. В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место.
В дйсност основоположники ренесансного мистецтва спиралися в бльшй мр на проторенессансное мистецтво, нж на античне. Мрачные и пессимистические образы средневековья с их лейтмотивом «Memento mori» («Помни о смерти») переплетены в этой фреске с наивно натуралистическими подробностями. в Византии и влияние этого искусства на живописцев о. Крит, Афона, Балкан и Закавказья. «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Центральной фигурой живописи сталДжотто. Вже талйськ письменники XIV-XV столть (Джованн Вллан, Боккаччо, Ченнино Ченнини, Ф-лпп Вллан, Кристофоро Ландна та нш), а слдом за ними Вазар високо цнували внесок проторенессансных майстрв процес становлення реалстичного мистецтва, займаючи в цьому вдношенн набагато бльш правильну позицю, нж ряд сучасних дослдникв, розчинювальних Проторенессанс в середньовчно готики. З XIII столття в тал стали проникати з Франц готичн форми.
Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319). Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля – «Сикстинская мадонна». 1220 — 1280), который был родом из Апулии (его второе имя Никколо дАпулия). Анатомя сприяла уточненню знань про людський теле його пропорцях.
Вот таким образом высокая готика (название стиля) есть, в сущности, проторенессанс (название периода) и является своеобразным средневековым Классицизмом. Эпоха Возрождения возникла в Италии, первые «веяния» были заметны еще в XIII- XIV веках, но установилось оно окончательно с 20-х гг. Оно было замкнуто в кругу простых верований и ясных непосредственных чувств». И все-таки это уже не средневековое искусство. пластики, так и с визант.
Архитектор, скульптор, поэт, самый значительный вклад он сделал в развитие живописи. Этот властитель был человеком незаурядным, понимавшим требования своего времени. Следовательно, недостаточно найти следы прежней великой культуры. Тема фрески «Христос ип Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуанский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др. ). Ранее всего искусство проторенессанса проявилось в скульптуре (Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио, Андреа Пизано).
Даже величайшие новаторы этого времени не были абсолютными новаторами: нелегко проследить в их творчестве четкую границу, отделяющую «старое» от «нового». Однако подчеркнутая игра света на лике Мадонны, нетипичный жест младенца и присутствие тонко выписанных «французских» ангелов в углах картины, свидетельствуют о том, что это уже не византийская икона. Расширяются как пластические (под влиянием скульптуры и раннехристианских мозаик) возможности живописи, позволяющие разрабатывать объём и пространство, так и колористические складываются новый тип организации архит. Це североитальянский «емпричний реалзм», найбльш яскраво представлений фресками Томмазо да Модена у Тре-взо падуанскими розписами Альтикьеро.
треченто (нач. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Так национальная литература на итальянском языке, которая зародилась еще в первой половине XIII века, начинает активно развиваться, а поэзию «сладостного нового стиля» сменяет величавый герой Данте.
Средний период. В итал. Если детально рассматривать его произведение «Комедия, которая в дальнейшем обретёт названия «Божественной», то красочность образов, живописное описание природы, человеческие страсти говорят о начальном этапе появления отличий от средневековых рассказов о «загробном мире». Все открытия совершались на интуитивном уровне. традиции, создаёт собств. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306).
После «Мадонны Ручеллаи» Дуччо написал несколько маленьких мадонн -- «Францисканская Мадонна» (23, 5х16 см название граничит с тремя монахами-францисканцами изображенными возле ног Мадонны), «Мадонна Строганова» (28х20, 8 см она принадлежала графу Григорию Строганову, умершему в Риме в 1910 году), а также маленькая «Маэста» (31, 5х22, 5см) из бернского Музея искусства. Авторы фрески точно не известны. школах (в частности итальянской) П. не выделяется вкачестве самостоят.
У XIV столтт головний акцент перемстився на лтературу (Петрарка, Боккаччо), яко ранше всього намтилися гуманстичн вяння. Так було в тал. Пьетро Каваллини придал своим религиозным образам более земной, осязательный характер. Високе уявлення про людину, яке ми знаходимо в Донателло Мазаччо, стало можливим лише на рунт Флоренц, з розгалуженим «гражданственным гуманзмом».
В этих шедеврах мастер отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе синтеза объема и плоскости. вне связи с антикизирующими тенденциями XI—XIIвв. Вторая половина 13 столетия (дученто) и 14 век (треченто) сыграли очень большую роль в развитии итальянского искусства.
Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы). После Джотто в развитии итальянской живописи произошел заметный спад. Потому этот период его истории и назвали Проторенессансом. 13– нач. Традиция повествоват.
Готический стиль большой алтарной картины «Маэста» неоднократно подталкивал ученых к мысли, что Дуччо тоже мог побывать во Франции. Итал. Готика) зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. Период Высокого Ренессанса был сравнительно коротким. пространства живописью, новые приёмы повествовательности.
Не так всё просто было и с понятием изобразительного искусства XIII – XIV веков. Контуры рисунка переносили на влажную штукатурку с помощью угольной пыли. В городах возникают светские центры науки и культуры, деятельность которых находилась вне контроля Церкви. Поэты «dolce stil nuovo» разрабатывают новые поэтические жанры, среди которых: канцона (стихотворение со строфами одинаковой струк туры), баллата (от итал. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе. его мастерская выполняла многочисленные заказы в городах средней Италии.
В истории итальянской живописи Дуччо принадлежит, несомненно, важное место. Они составляют идейный центр композиции. В 1334—1336гг. Последний поэт Средневековья и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265--1321) создал итальянский литературный язык.
Наука прийшла на допомогу при розробц нових засобв реалстичного вираження. Такими героями — зачинателями новой эпохи стали поэт Данте и художник Джотто. Разнообразны жесты, мимика печальных лиц. Гордостью эпохи являются архитекторы и скульпторы Никколо и Джованни Пизано, Арнольфо ди Камбио и художник Джотто ди Бондоне. Появляется интерес кантичной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
В конце столетия представителей Возрождения становится чуть больше, но это лишь небольшая флорентийская группа гуманистов (флорентийская школа была одной из первых ведущих и наиболее передовых художественных школ Итальянской эпохи Возрождения). В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках изобразив необычный жест младенца. XIII в. стал эпохой становления европейских университетов. Возрождения. иск-во претерпевает заметные изменения после великой чумы 1348.
В 1316 г. в Болонье были прочитаны лекции по анатомии человека -- первые в средневековой Европе на тему, от которой, согласно церковному вероучению, следовало отворачиваться с краской стыда на лице. Формам готики зодчие П. (Арнольфо ди Камбио и др. ) придавали уравновешенность и спокойствие. С именем Джотто связан поворот в развитии итальянской живописи, ее разрыв со средневековыми художественными канонами и традициями итало-византийского искусства XIII в. Наиболее известные произведения Джотто -- росписи капеллы дель Арена в Падуе (1304--06). Але х досягнення н в якй мр не знмають цннсть досягнень х проторенессансных попередникв. «. Термин «Возрождение» встречается в творчестве многих итальянских гуманистов, в частности у Д. Вазари.
К концу XV века достигла наивысшего расцвета. После антикизирующих стилизаций XII—XIIIвв. рельефа проявляется в декорировании проповеднич.
С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 — 1337) связан решительный поворот к реалистическому искусству. Т. к. В следующем веке их становится еще больше. Отличительная черта эпохи – светский характер культуры, антропоцентризм (интерес к человеку и его деятельности). наступает готическая реакция, длившаяся вплоть до конца XIV — начала XVв. Зате воно було набагато бльше творчим двим. Пластическая мощь, влияния позднеантичного искусства присущи скульптуре П. (Никколо Пизано и др. ) художники П. (римлянин П. Каваллини и в особенности флорентиец Джотто) добивались особой осязательности и материальной убедительности форм.
периода, а все худож. Основное связующее вещество штукатурки -- известь. Первыми ростками стали живопись и скульптура. мастера (Мастер легенды святого Франциска, Мастер Исаака), работавшие в базилике Св. Численн послдовники Джотто (так зван джоттески), чи посередн роботи отримали таку гпертрофовану оцнку в працях ряду сучасних науковцв, частше тупцювали на мсц, нж виршували нов проблеми.
Проторенессансное мистецтво повнстю зберга свою самостйну естетичну значимсть. Сложившемуся главным образом в Тоскане проторенессансу были свойственны пробуждающийся интерес к античному наследию (пластика Никколо Пизано), стремление к уравновешенности и спокойствию архитектурной формы (постройки Арнольфо ди Камбио), к убедительности пространственных построений, эмоциональной выразительности образов, материальной осязаемости форм (живопись Пьетро Каваллини и в особенности Джотто ди Бондоне, а также братьев Амброджо и Пьетро Лоренцетти). Опираясь на традиции куртуазной поэзии, представители этой школы отстаивают новое понимание любви, трансформируют образ Прекрасной Дамы и поэта по сравнению с поэзией трубадуров: Дама, «что с небес сошла на землю -- явить чудо» (Данте), перестает восприниматься как зем ная женщина, уподобляется Богоматери, любовь поэта приобре тает черты религиозного поклонения, но вместе с тем становится более индивидуализированной, она наполнена радостью. Створення фрески Мазаччо «Трйця» свдчило про оволодння художниками науково перспективою з диною точкою сходження лнй.
Решительные перемены совершаются в конце XIIв., т. е. Вона набува настльки важливого значення, що заходи стають основою пропорцй. Содержание этих росписей, дающих аллегорическое изображение «Доброго и Дурного правления и их последствий», сложно и запутанно, как это было свойственно аллегорической тематике того времени и не всегда поддается разгадке. Цю наукою жваво цкавилися гуманстичних колах, вона була сприйнята передовими митцями. Общая площадь фрески 600 кв. м. Проторенессанс (от греч. В университетах огромное внимание уделялось изучению теологии (богословия), вот таким образом именно университеты стали центрами христианской религиозной философии.
У Джотто не было настоящих последователей. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. 19в. А к концу XV века уже многие представители высокой культуры стоят под знаком Возрождения с точки зрения художественного профессионализма и почти вся Италия к этому движению так или иначе, причастна, но отсюда не следует, что даже в это время идеи и дух Возрождения охватили все сферы человеческой деятельности. Лоренцетти, Мартини и др. ), преобладающей формой которого к 14в. Його специфчною особливстю була високорозвинена мська культура. В конце XIII века во Флоренции возводится главное храмовое сооружение — собор Санта Мария дель Фьоре, автором был Арнольфо ди Камбио, затем работу продолжил Джотто, спроектировавший кампанилу Флорентийского собора.
«Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы (небольшого рассказа) в мировой литературе.
Спадкомн звязку проторенессансного ренесансного мистецтва сильн дв. Но такое умение требовало длительной подготовки, которая и началась в Италии очень давно. В «Мадонне с младенцем» мафорий уже совсем «готический», Дуччо акцентирует внимание на его «невизантийских» складках изобразив необычный жест младенца. Начатое Данте продолжили другие великие флорентийцы XIV столетия — Франческо Петрарка (1304—1374), родоначальник европейской лирической поэзии и Джованни Боккаччо (1313—1375), основоположник жанра новеллы в мировой литературе. Проявляется интерес к античному культурному наследию, отсюда и «возрождение». «Последний поэт Средневековья» и первый поэт новой эпохи Данте Алигьери (1265—1321) создал итальянский литературный язык.
Поступово «емпричний реалзм» розчинився в широкому ренес-сансном рус, повнстю який перемг у тал в другй половин XV столття. ПРОТОРЕНЕССАНС (Предвозрождение), начальный период итал. Аналогичного переходного периода не было ни в одной из европейских стран.
В расширительном истолковании термина «П» его временные рамки принято ограничивать 1260– 1410-мигг. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом. и раннехристианской традиций. На флорентийской почве сформировалось могучее дарование друга Данте, родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67—1337), связанного с передовыми кругами Флоренции.
Тем не менее они привлекают яркостью образов и повествовательным мастерством. Живопись представлена двумя художественными школами: Флоренции (Чимабуэ, Джотто) и Сиены (Дуччо, Симоне Мартини). Его крупнейшая работа -- огромный алтарный образ «Маэста» («Величие»). В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического события с портретом современника. На первый взгляд «Мадонна Креволе» выглядит обычной византийской иконой соблюдены все привычные нормы: красный мафорий на голове, тонко стилизованные руки, типичный «византийский» нос, складки одежды, отделанные золотом.
Вона домну, й пдпорядковуться все нше – пейзаж, архтектурн кулси, нежив реч. 1302). Основателем сиенской школы живописи был Дуччо ди Буонинсенья (около 1255—1319). В Тоскане получает распространение живопись на досках, которая, отталкиваясь от визант.
В итальянской культуре переплетались черты старого и нового. Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377—1446) — один из основоположников архитектуры Ренессанса. Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения.
более не повторялись вплоть до эпохи Возрождения. Ее начинали скульпторы – Никколо Пизано и Арнольфо ди Камбио. Характерный пример представляет творчество скульптора Никколо Пизано (ок. Папа Лев X назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Вона – центр всесвту, на не орнтуться все вся. Пизано в своем уникальном опыте пренебрег сложностью античного наследия, так же как и актуальным содержанием средневекового искусства.
Именно вот таким образом многие готические статуи Реймса так напоминают античные. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. В некоторых науч.
Завершается период П. распространением интернациональной готики. В отеч. XIII века, когда европейская готика была в полном расцвете. Ця «нтернацональна готика» довго трималася в тал в XV столтт, поколння Брунеллеск, Донателло Мазаччо довелося вести запеклу боротьбу. Младший современник Леонардо великий художник Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. pittura greco-veneto).
Второй отрезок связан с эпидемией чумы, обрушившейся на Италию. Разом з тим не можна не вдзначити измельчания талйського мистецтва XIV столття. «. Центральной фигурой живописи стал Джотто.
Итальянское искусство 14 века (треченто) после смерти Джотто отмечено чертами компромисса. Лоренцетти, С. Мартини, джоттески) развивается на базе достижений мастеров рубежа 13–14вв. Указ исходил от Фридриха II императора «Священной Римской империи» и одновременно короля Сицилии, в первой половине XIII века долго (хоть и тщетно) боровшегося против папства за объединение Италии и прозванного «возродителем древних цезарей». Сучасникам Брунеллеск, Донателло Мазаччо подобалося х нове мистецтво. Тут гуманстичний свтогляд затвердився ранше, нж в якому-небудь ншому мст тал (Колуччо Салутати, Никколб Нк-кол, Леонардо Бруни, Поджо багато нших).
Вдохновляясь римской пластикой, Пизано преодолевает бесплотность готических фигур и «успокаивает» их повышенную экспрессию. С невиданной ранее силой Джотто передает характеры героев, раскрывающиеся в их поступках, в замедленных движениях, жестах.
индивидуальный язык. Оптика полегшила ршення низки складних завдань з диним джерелом свтла, з падаючими тнями, з точним розмщенням вдблискв. XV века. Одни и те же античные фигуры использовали для разных сюжетов. В результате гробницы кардиналов, украшенные Арнольфо, напоминали древние гробницы.
становится полиптих. В итальянской культуре XIII—XIV вв. В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. В 1260-1270 гг.
Они прекрасны нежностью ликов, особой лиричностью и утонченной душевностью. Франциска в Ассизи, реформируют монументальную живопись, вводя вупотребление технику собственно фресковой живописи (buon fresco). Его образам свойственны отвлеченность и статичность. Итальянская баллата происходит не от французской баллады, а от французского виреле (virelai, chanson balladee) -- плясовой песни исполнявшейся солистом или несколькими певцами. Из византийского искусства мастера стали заимствовать не восточные, а эллинские элементы.
Этот период делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Эпическое величие и драматизм сцены «Оплакивание Христа» подчеркнуты построением пейзажа спускающийся склон горы развернут так, чтобы выделить главных действующих лиц: мертвого Христа и пристально скорбно глядящую на него Марию. Сравнивая Джотто и Дуччо, отчётливее становится то новое, что привнёс в изобразительное искусство Джотто ди Бондоне. У Донателло, Кверча Мазаччо людська фгура набува самоцннсть.
Романский стиль). На флорентийской почве сформировалось могучее дарование друга Данте, родоначальника реалистического искусства Возрождения Джотто ди Бондоне (1266/67--1337), связанного с передовыми кругами Флоренции. Несмотря на его разносторонние таланты его называют, прежде всего, первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508— 1512). 1247 — ок.
Проторенессанс представляв з себе ункальне, суто талйське явище. Его святые не парят над землей, а прочно стоят на ней обеими ногами. Отвергнув господствовавший в искусстве того времени церковный канон, Джотто изображает своих персонажей похожими на реальных людей: с пропорциональными, приземистыми телами, круглыми (а не удлиненными) лицами, правильным разрезом глаз и т. п. Було б логчнше, якби перший безпосередньо перейшов у другий.
Особое место в искусстве Проторенессанса занимает «Триумф Смерти» в Кампо Санто в Пизе, большая настенная фреска, созданная мастерами болонской школы 14 веке (в настоящее время подлинным автором фрески считают Буффальмакко Буонамико). В итальянской культуре XIII—XIV вв. Це багато в чому зближу «емпричний реалзм» з тим, що ми знаходимо в найбльш свтських зразках франко-ндерландсько мнатюри рубежу XIV-XV столть. Это те начала, которые стали основополагающими для искусства Возрождения.
Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Так народився талйський варант готики. Она выполнялась в технике фрески. В конце XIII в. во Флоренции складывается поэзия «dolce stil nuovo» -- «нового сладостного стиля».
Скульпторы семьи Пизано, Арнольфо ди Камбио, Л. Майтани утверждают метод работы, основанный на изучении позднеантичных памятников (прежде всего саркофагов), однако он тесно связан как с влияниями сев. -европ. 1240 -- ок. Иначе они только мешают, только отвлекают от погони за «хлебом насущным» (желательно с «маслом»), скрашенной мечтами о бесконечном блаженстве в Царствии Небесном.
Его напряженный взгляд полон укора и гнева. Считается, что самый ранний период Дуччо, до «Мадонны Ручеллаи», был особенно лиричным и что в это время он написал одну из самых изысканных своих мадонн -- «Мадонну Креволе», которую рассматривают как самое раннее его произведение. Важнейшие открытия, ярчайшие мастера живут и работают в первый период. Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344).
Это не живые люди, а символы – материнской любви и жертвенной любви к богу. Воно склалося на основ глибоких економчних зрушень в життя талйських мст, перш за все в житт Флоренц, цього самого передового мста тал, де перемога над старими бюргерства феодальними угрупованнями була надто радикальною. Отталкивающе безобразен лицемерный Иуда — предатель учителя. Потому этот период его истории и назвали проторенессансом.
Однако усиление феодальной идеологии во второй половине XIV в. несколько затормозило развитие реализма и способствовало оживлению готических тенденций, с особой ясностью проявившихся в искусстве Сиены, где работал современник Джотто – художник Дуччо ди Буонинсенья. Це дозволило флорентйського мистецтва стати вихдною точкою нового, реалстичного напряму. Самым выдающимся и одаренным последователем Дуччо был современник и друг Петрарки Симоне Мартини (около 1285—1344). Расцвет П. относится к 13 началу 14 вв. Але в стор мало що розвиваться за законами логки.
Вероятно, сиенский художник был ближе «миру горнему», чем земному, вот таким образом он следовал тем художественным приемам, которые с его точки зрения могли реальнее передать религиозную идею, чем так наз. Тенденции проторенессанса часто уживались с традициями так называемый итало-византийского искусства и готики (творчество Дуччо ди Буонинсенья, Симоне Мартини, братьев Лоренцетти и др. ). В рельефах кафедры Баптистерия в Пизе (1260) Никколо Пизано обратился непосредственно к позднеримскому наследию, заимствовав отдельные фигуры и приемы трактовки складок одежд с рельефов римских саркофагов, находившихся рядом, в пизанском Кампосанто. явления этого времени рассматриваются как феномены итал. Rinascimento от «re/ri» — «снова» или «заново» и «nasci» — «рождённый») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. ballata), сонет.
Как писал историк и искусствовед П. П.