Во второй раз (1535 – 1541) Микеланджело создаетфреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стороне Сикстинской капеллы. Музей Унтерлинден (Кольмар, Франция).
Имена их известны многим, остановимся на самых ярких личностях. Жизнь эпохи Возрождения была тесно связана с искусством.
Слева картины изображены апостолы Варфоломей, Андрей, Иаков Младший. Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги ирисовавший повешенных. Именно в их среде стало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанами Возрождения». Франциска, видимо, членами его мастерской.
Такое «эллинизированное христианство» имеющее в основе неоплатонизм, присущий эпохе ренессанса вместило в себя предшествующий опыт развития итальянского искусства, ушедшего от средневековых традиций. Причем в каждой из областей Леонардо да Винчи (1452-1519) проявил себя как новатор.
В этой фреске воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Оригинальная же черта собственного таланта Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного. И это верно до известной степени. Нет другой такой картины, где бы Младенец изображался столь активным. Правда, флорентийские художники ограничивались линейной перспективой и почти не замечали роли воздушной среды. Произведения искусства XV в. выполнялись бережно и любовно. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка).
Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружилсвоим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, вогромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь:взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он толькоудостоит заметить. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитыйпортрет Моны Лизы или «Джоконда». Католическая церковь объявляет поход против гуманизма во всех его проявлениях.
ее трибунал в Риме. Главное художественное средство Мазаччо — могучая светотень, развитое понимание объема. Особенно эффектна его Венера, которая нагая плывет по морю в раковине и боги ветров осыпают её дождем из роз и гонят раковину к берегу. В первом из них, хранящемся в Лувре. Коленопреклоненная Мария погружена в чтение миниатюрного часослова.
Тициан явился одним из основоположников монументальной алтарной картины, пейзажа как самостоятельного жанра, различных типов портрета, в том числе и торжественно-парадного. Великолепие этих произведений строится на колоссальном напряжении чувств персонажей (Саркофаг Джулиано Медичи). Художники включают в легендарные сцены портреты заказчиков и даже автопортреты.
Леонардо да Винчи работал подмастерьем в мастерской Верроккьо. Роспись Леонардо была закончена в 1497 году. Названные в «Списке» произведения литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучения от церкви. Работа над новой фреской была закончена в 1541 году.
По этому пути пойдет вся последующая живопись, покоящаяся на экспрессии и выразительности. Рафаэлло считал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгие часы. Свой творческий путь этот титан Возрождения начал со скульптуры.
Изысканный и утонченный характер его работ с элементами стилизации (обобщение изображений при помощи условных приемов – простота формы, цвета, объема) отличают его от остальных мастеров того времени. Изначально центром Ренессанса считалась Флоренция, но к 16 веку он захватил Венецию. Его живопись искренняя и чуткая, а жизненный путь сложный и трагичный. В одной из последних тетрадей этот счастливец записал: «Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать»., возраст которых определяется в десятки тысяч лет, тому доказательством. В это время живопись и все искусство в целом мало чем отличается от недавнего прошлого.
Наконец, последний, тоже римский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «Сикстинская Мадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировой живописи. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого (Средних веков), но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Каждый по-своему, но все вместе они закладывают основы нового искусства. Художник и архитектор родом из Урбино. «Мадонна Литта»). Бернардино работали в древней традиции иконописи6.
В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение -- «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Темами росписей была обычная семейная жизнь людей.
Такими же разнородными талантами отличался и его современник Микеланджело Буонарроти, работавший в Риме, где он расписал часть Ватиканского дворца (Сикстинская капелла, в которой поражает своим грозным величием картина страшного суда) из его статуй особенно прославился Моисей. Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (1489--1490), «Покинутая» (1495--1500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись. Доменико Гирландайо в кратчайшие сроки написал свою собственную версию картины12. Нельзя найти ни одну область деятельности человека, которую бы не затронул Ренессанс. В 1483 году росписи были завершены и капелла была освещена папой Сикстом IV. Резные деревянные детали остались в Изенгейме и с 1860 г. утрачены. Войны уносили с лица земли и людей и то великое, что люди создавали.
В историю искусства Высокого Возрождения яркую страницу вписала Венеция, где этот период продолжался до середины XVI в. Особое великолепие город приобрел после перестройки его центра учеником Браманте Якопо Сансовино (1486--1570). Он прежде всего знаменит как создатель дивных мадонн, небесно-прекрасных и очень земных. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской». Он отдавал изобразительному искусству не очень много времени и работал достаточно медленно. В этом феномен этого произведения. Давая иллюзию глубины картины и изображая фигуру Марии, указывающую на зрителя, автору удалось создать связь между пространством зрителя и божественной Троицей.
В эпоху Возрождения классика все чаще ассоциируется с Возрождением. Художник Джотто использовал светотени для создания формы. В этой зале расположены такие его работы как «Диспут», «Афинская школа» – они находятся на длинных стенах, на узких другие его работы «Парнас», «Мудрость, Умеренность и Сила». Тициан принадлежит к величайшим колористам мировой живописи. В общей сложности на создание дверей понадобилось 50 лет.
Картина «Мадонна с Младенцем» (около 1476 года), предлагающая единственное в своем роде решение фигуры Младенца, по праву признана одним из лучших и наиболее оригинальных произведений Джованни Беллини. Среди наиболее крупных основоположников маньеризма Якопо Понтормо (1494—1557) и Анджело Бронзино (1503—1572), работавшие в основном в жанре портрета. В искусстве гениального художника родился новый образ человека эпохи Возрождения -- прекрасного, гармоничного, абсолютного физически и духовно («Портрет Б. Кастильоне»). Это произведение положило начало жанру психологического портрета в европейском искусстве.
Петра. Двери стали местом работы многих художников Флоренции. Его самые известные работы: «Мертвый Христос», «Триумф Цезаря», «Юдифь», «Битва морских божеств», «Парнас» (на фото) и т. д. На потолке образовалась идеальная поверхность для росписи на тему двенадцати Апостолов.
Родиной Возрождения стала Флоренция. В этой картина художник вводит световые эффекты изобразив в затененных местах две ночные сцены— «Благовещение Захарии» и «Благовещение пастухам». Петра и ансамбля площади Капитолия в Риме.
Оплотом республиканского строя на Апеннинах были города Венеция и Флоренция. Певший мягким баритоном и заставлявшийулыбаться Мону Лизу. Фрески алтарной стены выполнялись самим художником, а эпизоды из жизни Св. При жизни он получил признание в Европе.
Влияние Микеланджело можно проследить на стилях композиций художников Андреа дель Сарто, Понтормо, Бронзино, Пармиджанино, Веронезе, Эль Греко, Карраччи, Караваджо, Рубенс, Пуссен и Тьеполо, классических и романтических художников XIX-го века, таких как Жак-Луи Давид и Эжен Делакруа. Трудно было найти человека, равнодушного к искусству. Итальянский художник и архитектор, основоположник эпохи Проторенессанса.
Благодаря своему стилю, не похожему не на один другой, он прославился как новатор. Свою любовь поэт сохранил на всю жизнь. Перед итальянскими художниками открылся новый мир возможностей. что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до полной независимости ей еще далеко. На фото выше фрагмент фрески в церкви Сан Франческо в Ареццо «История царицы Савской».
Они вызваны реальными встречами и событиями, наполнены искренней теплотой, отмечены неповторимой индивидуальностью. Но при своей жизни Рафаэль пользовался не меньшим, если не большим почётом у публики, собратьев по художественному цеху и заказчиков. Он создал целый ряд великолепных алтарных образов и портретов (т. н. Молодой Боттичелли сразу жезанял выдающееся место среди мастеров своего времени.
В них он изобразил противоречивость своей эпохи. Они стремились к раскрытию богатств, присущих самой живописи.
Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. Однако в трактовке этих сюжетов явно преобладает ренессансное начало. Стражники привели Христа в дом первосвященника Каиафы и глумились над ним. В его художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как «Тайная вечеря» — фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Грацие в Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона Лиза»).
Восприятие мира и человеческой личности как будто укрупнилось в художественном творчестве это отразилось не только в величественных масштабах архитектурных сооружений, монументов, торжественных фресковых циклов и картин, но и в их содержании, выразительности образов. Основным его жанром были фресковые росписи. Ее пронизывает сложнейший и прихотливыймузыкальный ритм.
Впервые на его полотнах появляется изображение толпы как части композиции. Эпоха потребоваласильных, образованных, не боящихся никакой работы людей. Обнаженная фигура Давида (c. 1440-42) Донателлодемонстрирует одно из лучших творений эпохи Классицизма. В этот период Донателло использует древнегреческую и римскую технику литья, чтобы создать форму из бронзы. Это произведение положило начало жанрупсихологического портрета в европейском искусстве. Жизни и творчеству художников, архитекторов, скульпторов, теоретиков искусства, работавших вИталии, Нидерландах, Франции, Англии и Германии, посвящена эта книга. Петра.
Заключительный период охватывает временной промежуток с 1530 года по 1590-1620 годы. Джорджоне считается первым мастером Высокого Возрождения в Венеции. Как и его отец, создавал витражи и писал портреты. Важнейшими произведениями базельского периода Гольбейна являются портрет юриста Бонифация Амербаха десять картин страстей Господних фрески в новой ратуше, органные дверцы в местном соборе, створки алтарного складня для фрейбургского собора изображения Рождества Христова и Поклонения волхвов Мадонна со святыми для города Золотурна знаменитая «Мадонна семейства Мейер», портреты Эразма Роттердамского, Доротеи Оффенбург, а также рисунки к Ветхому Завету (91 лист) и «Пляска Смерти» (58 листов), гравированные на дереве Лютцельбургером. Несмотря на его разносторонние таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии благодаря самой значительной работе уже зрелого художника — росписи свода Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508—1512).
В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия. Лучшее доказательство этому – его портреты. Возрождение – это эпоха интеллектуального и художественного расцвета в истории европейской культуры. В капелле Торнабуони хранится один портрет итальянского поэта Полициано, в сопровождении влиятельных членов Платоновской Академии, включая итальянского философа, гуманиста, астролога, основателя и главы флорентийской Платоновской академии Марсилио Фичино. Его искусство абсолютно особое.
Возрождение или Ренессанс – историческая веха в европейской культуре. Рафаэль занимается росписью станцы делла Сеньятура (комнаты печати), где демонстрирует талант монументалиста декоратора. Нашим современникам Леонардо в первую очередь известен как художник. Еще до того как ему исполнилось 30 лет, за Тицианом закрепилась слава «короля живописцев и живописца королей». Вокруг него расположено множество обнаженных человеческих фигур.
Таким образом художник будто предсказывает события последних дней жизни Христа. Роспись Капелли Сасетти включала в себя четырёх сивилл (пророчиц и прорицательниц), шесть фресковых композиций на тему жизни Святого Франциска и алтарную картину «Поклонение пастухов». Одновременно с ними работало много превосходных художников. Однако историческое значение открытия перспективы было огромно. Их граждане гордились своими завоеваниями. Период Позднего Возрождения был отмечен наступлением католической реакции.
Напротив изображенный святой наделен жизненными силами и физической красотой. В их числе Антонио да Корреджо, Андреа Палладио (считается основоположником классицизма и палладианства) и Тициан. Леонардо создавал монументальные скульптурные образы, проектировал и строил архитектурные сооружения. Наиболее известные работы: «История царицы Савской», «Бичевание Христа» (на фото), «Алтарь Монтефельтро» и пр.
Леонардо отказался от традиции помещать Иуду отдельно и изобразил его среди апостолов. Кем являются ещё два изображённых слева персонажа, достоверно неизвестно. За окном открывается вид Венеции XVI столетия. Утонченный гедонизм стал важной темой его живописи. Наконец, последний, тожеримский, период, венцом которого стал рафаэлевский шедевр – «СикстинскаяМадонна» (1515-1519 г. г. ), наверное, самая знаменитая картина во всей мировойживописи. Начало 15-го века знаменито рассветом эпохи Ренессанса.
Одна только стеклянная ваза на картине могла привлечь внимание художников. Позднее фреска Луки Синьорелли и композиция Гирландайо «Вознесение Христа» погибли от рухнувшей части архитрава. Леонардо да Винчи (1452—1519) едва ли имеет равных себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения. Время отрочества Рафаэля совпало с началом эпохи Возрождения. Одной из вершин творчества Леонардо является фреска «тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие.
На стенах комнаты играют световыми эффектами светотени. Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы. Проводились выставки и в самой Италии. Приверженцы классицизма -- братья Карраччи, Пуссен, Менгс, Давид, Энгр, Брюллов и ещё многие другие художники -- превозносили наследие Рафаэля как самое абсолютное явление в мировом искусстве. Хотелось бы показать вам больше итальянских шедевров, но боюсь вас утомить. Они были объединяющим фактором источником гордости художников города.
Он часто писал восхитительных красавиц, настоящих богинь. Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». До настоящего времени дошло лишь 15 его картин, а также множество эскизов. Стоит отметить, что пейзаж за спиной героини не что иное, как инновационный прием Леонардо да Винчи, создающий мягкий, дымчатый эффект, который позже получил название смуфато.
Он делится на два подпериода: до смерти Джотто ди Бондоне и после (1337 год). Величайший представитель венецианской школы — Тициан Вечеллио (1477 или 1487 —1576). Он прожил недолгую, но очень плодотворную и счастливую жизнь. Затем –работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, кудаРафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины1510г. ) там Рафаэлю впервые по-настоящему открылась античность и он, будучи ужезнаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита. Наиболее известные работы Тициана: «Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», «Святой Себастьян» и др.
Все эти дарования с особой силой проявились в его росписях апартаментов папы Юлия II в Ватикане («Афинская школа»). Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: его пребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работ Леонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в котором натура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. Так, многие художники, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм1) великих мастеров Возрождения.
Раньше всего она началась в Италии – 1420-1500 года. Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была созданапервая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)». Рафаэль родился в маленьком итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. «Отцами» Возрождения называют живописца Мазаччо, скульптора Донателло, архитектора Ф. Брунеллески. Горожане, торговцы и ремесленники Италии еще с 12-го века вели героическую борьбу против феодальной зависимости.
Это период приблизительно в 150 лет. Многие передовые ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были репрессированы, погибли на кострах инквизиции (среди них великий итальянский астроном Джордано Бруно, 1548—1600).
Основы мастерства он получил от своего приемного отца.
Характерным примером в этом плане может служить картина «Святой Себастьян». Но кроме росписей плафона Сикстинской капеллы, мастер, уже в старости, создал яростно-вдохновенный «Страшный суд» -- символ крушения идеалов своей великой эпохи. С творчеством Рафаэля в истории мирового искусства связывается представление о возвышенной красоте и гармонии. Эпоха Ренессанса имеет относительные временные рамки. Затем – работа над «станцами» (росписями парадных зал) Ватиканского дворца в Риме, куда Рафаэль отправился по приглашению папы Юлия (с осени 1508 года до середины 1510г. ) там Рафаэлю впервые по-настоящему открылась античность и он, будучи уже знаменитым мастером, увлекся ею с энтузиазмом неофита.
Рафаэллосчитал эту фреску изображением Маджии и иногда проводил около стены долгиечасы. В ней господствовал неоклассический вкус. Венецианская школа выступала их своеобразным противовесом и антиподом. У подножия колокольни собора Сан-Марко мастер построил небольшое изящное здание -- Лоджетту, а в 1532--37 гг. Вокруг него расположено множество обнаженныхчеловеческих фигур. метров.
Кисти Леонардо принадлежит одно из самых прославленных произведений мировой живописи -- «Мона Лиза» (Джоконда). Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще. Наряду с воплощением прогрессивных идей в живописи изменилось и само ее идейное содержание – герои картин стали более «земными», с ярко выраженными личными качествами и характерами. Мировоззренческие противоречия и общее ощущение кризиса вылились во Флоренции в «нервное» искусство надуманных цветов и изломанных линий — маньеризм. Живописи в этом стиле характерна надуманная цветовая палитра и ломаные линии. Памятников этого светского жанра осталось мало и самыми традиционными являются батальные.
Одна из ключевых фигур в истории западного искусства. Зрелые работы живописца выде- ляются совершенством композиционных решений, колоритом и экспрессией. Алтарь сиял интенсивными красными и зелеными цветами. Рафаэль Санти (1483-1520) – этого художника в настоящее время знают несколько хуже, чем да Винчи (впрочем, это можно сказать о любом художнике).
Еше более ярким примером могут служить варианты картины «Коронование терновым венцом», посвященной эпизоду из жизни Христа. Они надели на его глаза повязку и, ударяя по лицу, требовали узнать, кто бил. Его мастерство делает его одним из самых оригинальных художников эпохи Возрождения. Эпоха Возрождения прошла в Нидерландах и Германии другим путем.
Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром. Во второй раз (1535 – 1541) Микеланджело создает фреску «Страшный Суд», разместив ее на алтарной стороне Сикстинской капеллы. Характерной особенностью этого времени становится отсылка искусства к эпохе античности. Этот взрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».
Здесь прочнее сохранились старые традиции готического искусства. Произведения искусства того времени до сих пор являются одними из самых дорогих, а их авторы оставили свои имена в истории навсегда. Художники Возрождения считали его реформатором живописи. Великий итальянский художник эпохи Высокого Возрождения (см. Весь гений Леонардо заключен в удивительно живом взгляде Моны Лизы, ее таинственной и загадочной улыбке, мистической дымке, покрывающей пейзаж. Они смело берут на вооружение лучшие образцы античного искусства для своих произведений, как в целом, так и в отдельных деталях. После смерти Брамане в 1514 году, занимал пост архитектора собора Св.
У второго мастера – основы линейной перспективы. великий итальянский архитектор позднего Возрождения и маньеризма. (Маньеризм (от итальянского maniera, манера) — западноевропейскийлитературно-художественный стиль XVI — первой трети XVII века. С 1460 года и до самой смерти он работал придворным художником в семье герцогов Гонзага. Центральной фигурой живописи стал Джотто.
Он предчувствовал ужаснуюсудьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника ФранческаСфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Вот последующие этапы творческого пути Рафаэля: егопребывание во Флоренции (1504-1508 г. г. ) – время пристального изучения работЛеонардо да Винчи, анатомии, перспективы, время усиленного самовоспитания, в которомнатура гениальная остро нуждается на пороге окончательной зрелости. Однако следом подытожил:«Хорошо прожитая жизнь - долгая жизнь». Впрочем, вполне возможно, что между ними было лишь возвышенное, платоническое чувство.
Фреска «Афинская школа» посвящена апофеозу философии и изображает встречу образованных древних афинян, собравшихся вокруг центральной фигуры Платона, которого Рафаэль лихо скопировал с образа Леонардо да Винчи. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Андреа Мантенья (1431-1506) – выдающийся художник падуанской школы, первоначально являвшийся подражателем Мазаччо, но постепенно выработавший свой особенный стиль. При этом наблюдается гармония между отраслями искусства: скульптура, архитектура и живопись.
Держа в руках своего младенца, она спускается на землю к людям и движение ее, едва уловимое, переданоРафаэлем с исключительным мастерством. Его картины сияют золотом и сложной гаммой вибрирующих светоносных полутонов цвета. Именно о них в контексте временных периодов Ренессанса далее и пойдет речь в статье.
О них можно судить по работам трех разных художественных школ: фрескам Пизанелло в Мантуе (Палаццо Дукале), Пьеро делла Франческо в Ареццо (росписи хора церкви Сан Франческо) и триптиху Паоло Учелло Битва при Сан-Романо.
«Дармштадтская мадонна» является демонстрацией приверженности бургомистра Майера католическому вероисповеданию. Там бывали философы, поэты, музыканты.
Идея возродить высокую цивилизацию древнего мира вызвала к жизни философию, литературу, музыку, подъем естественных наук и – более всего – расцвет художества. И это действительно так. Леонардо по сей день остается одной из самых харизматических личностей эпохи Возрождения. Именно в этот период были сформированы эстетические, технические и семантические (то есть смысловые и образные) каноны привычного нам изобразительного искусства. Певший мягким баритоном и заставлявший улыбаться Мону Лизу. Немногие скульптуры.
Пожалуй, за звание самого искусного портретиста эпохи с Рафаэлем может соперничать разве что Тициан (1490-1576) – главный представитель венецианской школы XVI столетия. В знаменитом споре «старых и новых» художников последние опирались на пример Венеции. Эти циклы связывают с Чёрной смертью— эпидемией чумы в Италии в 1348 году. Все композиции выстроены единообразно по размерам фигур, облику персонажей. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле», проникнутая изяществом и мягким лиризмом.
Немногиескульптуры. Города добились самоуправления и почти полной независимости от феодалов. Эту картину еще иногда так и называют — «Джаконда».
Мастерскую Джованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене им самим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Его самыми важнейшими произведениями стали фреска «Тайная вечеря», картины «Мона Лиза», «Мадонна Бенуа» (на фото выше), «Дама с горностаем» и т. д. В этот период написано самое узнаваемое произведение искусства в мире – «Мона Лиза» (1503-06) Леонардо да Винчи. Универсализм Леонардо настолько непостижим, что Вазари не смог объяснить этот феномен иначе, как вмешательством небес: «К чему бы ни обратился этот человек, каждое его действие носит печать божественности», -- так писал знаменитый биограф о великом Леонардо да Винчи. Его скульптура — это красота человеческого тела, сила духа, такое единство присуще античной культуре. Мы видим гибкое тело Давида, лёгкий асимметричный баланс композиции демонстрирует классическую технику Ренессанса под названиемконтрапост (приём изображения фигуры, при котором положение одной части тела противоположно положению другой).
Леонардо отдал дань не только теории искусства. Урсулы» изображен мягко освещенный интерьер, где спит молодая девушка. В 1533 году папа Климент VII хотел получить Микеланжело написать на боковых стенах Сикстинской капеллы фрески «Страшный суд» и «Падение ангелов».
Искусство становится более регламентированным, придворным. И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия. Борьба за гуманистические идеалы носила в этих странах более острый характер. В начале 15-го века в Италии произошли огромные изменения в жизни и культуре.
Однако папа умер в 1534 году. Рафаэль считается художником женственной и небесной стихии, которому «звуков небес заменить не могли скучные песни земли». Общая площадь фрески 600 кв. Художник изобразил редко встречавшийся до этого иконографический сюжет Евангелия.
Эпоха потребовала сильных, образованных, не боящихся никакой работы людей. Одним из наиболее трогательных образов, созданных Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы дель Арена в Падуе, 1304—1306). Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения Филиппа Брунеллески (1377—1446) — один из основоположников архитектуры Ренессанса.
Молодой Боттичелли сразу же занял выдающееся место среди мастеров своего времени. Художники, как правило, ограничиваются заимствованиями мотивов и приемов великих мастеров. Мадонна изображена легко парящей на облаках.
Прежде всего, необходимо отметить, что творцы Возрождения не только занимались «чистым» изобразительным искусством, но и проявили себя как талантливые исследователи и первооткрыватели. Вероятно, самый влиятельный архитектор в истории. Последним титаном Высокого Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — великий скульптор, художник, архитектор и поэт.
Возникновение Академии Каррара граничит с покупкой графом Джакомо Каррарой старинной таверны «Ла Кампана». Из представителей других итальянских школ ближе всего к Венеции был Леонардо. Ему посвящено огромное количество книг и статей, подробнейшим образом изучена его жизнь.
Эпоха Возрождения объединила их.
Если Проторенессанс и ранняя эпоха длились почти полтора столетия и век соответственно, то данный период охватывает всего несколько десятилетий (в Италии с 1500 по 1527 год). Первые произведения Данте – «Новая жизнь» и «Пир» – представляют собой лирические стихи любовного содержания, посвященные его возлюбленной Беатриче, которую он встретил однажды во Флоренции и которая через семь лет после их встречи умерла. Его работы необыкновенно привлекательны в своем естественном изяществе («Сикстинская мадонна»). Леонардо, к тому времени уже прославленный по таким работам как «Витрувианский человек» (около 1 409) и«Тайная вечеря» (1495-98), берется за написание портрета жены местного купца Франческо дель Джокондо. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с ясным осознанием предначертанной ему судьбы.
Вот лишь немногие, наиболее известные, его работы: «Венера Урбинская», «Похищение Европы» (на фото), «Несение креста», «Коронование терновым венцом», «Мадонна Пезаро», «Женщина с зеркалом» и т. д. В сентябре 1425 года Мазолино уехал в Венгрию и Мазаччо продолжил росписи самостоятельно. на Большом канале -- нарядное палаццо Корнер делла Ка-Гранде.
В настоящее время цикл работ включает в себя 12 композиций. Тициан вошел в историю итальянского искусства как титан и глава венецианской школы, как символ ее расцвета. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Боттичелли («Человек с медалью», ок. В период Высокого Возрождения (первая половина XVI века) сполна раскрывается весь идейно-творческий потенциал художников. Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год.
И все было хорошо в их доме, пока не умерла Маджия. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», акроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. В совсем юном возрасте (20 лет) он получил квалификацию мастера Гильдии Святого Луки. Огромные богатства независимых итальянских городов стали причиной их яркого расцвета.
Отсюда брали начало тенденции, которые вели к барокко и романтизму. При этом художник, писавший портреты почти всех выдающихся людей своего времени (они почитали за огромную честь быть увековеченными на холсте именно Тицианом и записывались к нему в очередь), не ограничивался виртуозной передачей всех деталей внешности и одежды моделей. А сейчас Иосиф пытается уговорить стражника сжалиться над Христом. Именно в их средестало возможно появление тех немногих гениев, которых называют «титанамиВозрождения». Памятники, созданные в Италии на рубеже XV—XVI вв., отличаются совершенством и зрелостью.
Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности и они с большой находчивостью и живостью фантазии свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. Одно из них состоит в том. Лучшее доказательство этому– его портреты. У Изенгеймского алтаря три варианта развёртки.
Здесь царил дух новаторства и радикального, революционного обновления. В первых самостоятельных работах (несколько «Мадонн») чувствуется влияние Мазаччо и Липпи. Отец сделался учителемсына. Стены этих галерей два с половиной века украшались фресками.
В Южной Европе восторжествовала Контрреформация (Контрреформация (лат. Рафаэль был поклонником античного искусства и это повлияло на его творчество. Идеи Аристотеля вернулись в Европу еще раньше, до эпохи Возрождения. По своему жанру лирика Данте находится в русле средневековой куртуазной поэзии, где объектом воспевания выступает образ «Прекрасной Дамы». Микеланджело называл эти двери вратами Рая.
С помощью оригинальной конструкции он с блеском выходит из сложной ситуации. Только 8 летисполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Повезло и Государственному музею изобразительных искусств в Москве, в котором открылась выставка «Великие художники Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо».
Данный период, в который произошло пышное развитие стиля, приходится на 1500-1527 гг. Прожив там два года в качестве живописца и военного советника, Беллине Джентиле создал серию картин, в которых пытался соединить эстетику итальянского Ренессанса с традициями восточного искусства (наивный декоративизм, плоскостность, фронтальность). Главной отличительной чертой живописи стала научно обоснованная перспектива. Она пробудила в нем скрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего. В 1559 г. папа Павел IV впервые издает «Список запрещенных книг» (Index librorum prohibitorum), впоследствии неоднократно дополнявшийся.
Первой достоверной работой исследователи считают «Триптих Сан Джовенале» (на первом фото), который был обнаружен в небольшой церкви недалеко от городка, в котором родился Мазаччо. статью в разделе История искусства). Представитель раннего Ренессанса Мазаччо и его «Троица с Девой, святого Иоанна Богослова» (ок 1425-27 / 28) в базилике Санта-Мария-Новелла во Флоренции демонстрирует возрождение интереса к человеку исключительно в божественном, религиозном смысле. Впервые с древнейших времен благодаря точному применению линейной перспективы эта фреска словно изображена в трехмерном пространстве, оставаясь при этом на плоской поверхности. Именно за ним признается заслуга возрождения живописи как художественной самоценности.
Это замечательное время дало свой старт в XIV веке и стало клониться к закату в XVI веке. Это касалось даже работ на темы, касающиеся религии. Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года.
Темой фресок был выбран рассказ о «первом возрасте» истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)25. Он сделал это в картине Терра-Верде («Зеленая земля»), оживляя её композиции с добавлением киновари. Это период усиления феодальной реакции. Так итальянский художник Раннего Возрождения Витторе Карпаччо в картине «Король мавров прощается с послами» уделял главную роль не фигурам, а эффекту солнечного света, льющегося слева через открытую дверь и освещающего бедного писца, в его картине «Сон Св. И этоверно до известной степени.
Особенно выделяется из живописных работ мастера фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд», написанная спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. Искусство Рафаэля Санти (1483--1520) также принадлежит к вершинам итальянского Возрождения. На выставке «Великие художники Ренессанса из Академии Каррара в Бергамо» в Музее изобразительных искусств представлено 58 картин и я, конечно, не могла охватить все произведения великих итальянских живописцев.
Граф открыл в бывшей таверне художественную школу. Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними –праведники. Брунеллески талантливо решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной перспективы). художник пребывал в Англии, где познакомился с Томасом Мором. Его колоссальные статуи стали символом нового человека -- героя и борца («Давид»).
Мадонна изображена легко парящей на облаках. В картине изображены 12 апостолов, разбитых на 4 группы. Художник умер в возрасте тридцати семи лет от сердечной недостаточности. Они словно идут рука об руку, дополняя друг друга и взаимодействуя.
Но особенно знамениты росписи Микеланджело в Ватикане, в Сикстинской капелле, в которых он проявил себя как гениальный художник. Библейский смысл Страшного Суда выражен ярко и впечатляюще. Микеланджело Буонарроти (1475—1564) Микеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони. Там бывали философы, поэты, музыканты.
В возрасте 16-17 лет он переехал во Флоренцию, где работал в мастерских. И только в последующие годы скульпторы, архитекторы и художники эпохи Возрождения (список которых очень велик) под влиянием современных условий жизни и прогрессивных веяний окончательно отказываются от средневековых основ. Творения этой залы отличаются изяществом и величием.
Однако начинают впервые появляться элементы, позаимствованные из классической древности. Мазолино успел расписать своды (росписи не сохранились).
Его «Мадонны» передают красоту и изящество матерей, портреты соплеменников передают достоинство и величие, несут на себе печать потрясающей одухотворенности. Именно он внес огромный вклад в развитие живописи, став великим реформатором. Перед ним стояла исключительно сложная задача, поскольку требуемый купол должен был иметь огромные размеры – около 50 м в диаметре. Рафаэль прожил ровно 37 лет.
Одной из вершин творчества Леонардо является фреска«тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта Мария Делла Грацие. Младший современник Леонардо великий художник Италии Рафаэль Санти (1483—1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда живописных шедевров. Результатом стали два научных трактата: «О перспективе в живописи» и «Книжица о пяти правильных телах».
В 1475 году во Флоренцию прибыл огромный запрестольный образ «Поклонение Пастухов». Она пробудила в немскрытый до той поры талант ваятеля и талант зодчего.
Путь художника он выбрал не сразу, а первоначально обучался ювелирному мастерству. жителей в XV веке) итальянского города Флоренция. Рафаэль прожил ровно 37 лет. Тема фрески «Христос и Иуда» проходит лейтмотивом через весь падуан-ский цикл («Встреча Марии и Елизаветы», «Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др. ).
Он был собирателем и знатоком произведений культуры античного периода. Мазаччо (1401-1427) – флорентийский художник, одна из самых ярких и трагических фигур в истории мировой живописи. Батальные композиции раннего Возрождения до нас не дошли. Наиболее условным был пейзаж, который играл второстепенную роль.
Им мало было реалистического правдоподобия и достоверности. 1474 «Юноша», 1480-е гг). Распятие часто встречается на готических алтарных образах.
В центре композиции, в световом нимбе находится фигура Христа, поднявшего в грозном жесте правую руку. Тех самых, кого мы зовем только по имени.
Петра). У художественных традиций Венеции была собственная логика развития до конца 1570-х годов там работали Палладио (настоящее имя Андреа ди Пьетро). Собственный портрет Рафаэлы находится справа, возле своего учителя, Перуджино26. Авторство цикла до настоящего времени оспаривается.
Микеланджело избрал другую схему. Эта работапоражает не только общей композицией, но и точностью. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем в эпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чем самая лучшая биография». В первый свой приезд в Англию, а также и во второй (1532-1543) он писал преимущественно портреты и даже был придворным живописцем короля Генриха VIII. Многие художники вот таким образом так хорошо знали ремесло искусства.
Боттичелли – это псевдоним, настоящая фамилия – Филипепи. Это росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее творение Рафаэля — «Сикстинская мадонна». Этотвзрыв вызван словами Христа: «Один из вас предаст меня».
Таким образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась. В основном художник писал картины на мифологические и библейские темы, к тому же, прославился как великолепный портретист. В итальянском искусстве XV в. вырабатывается своеобразное понимание художественной правды. Это произведение относится к числу редчайших шедевров искусства.
Милой и трогательной я бы назвала картину «Благовещение» (1504) кисти Франческо ди Симоне да Сантакроче. Во многих городах власть сосредотачивалась в одних руках, появились синьории. Лишь на первый взгляд картина проникнута теплой домашней атмосферой. Общение с ними и перенятые навыки не могли не сказаться на юном живописце. Во время Ренессанса, по словам Лютера именно он, а не Христос, «правит в европейских университетах». Характеризуется утратой ренессансной гармонии между телесным и духовным, природой и человеком. ) Основоположник палладианства (Палладианизм или Палладиева архитектура — ранняя форма классицизма, выросшая из идей итальянского архитектора Андреа Палладио (1508—1580).
Победа Флоренции в борьбе за независимость от Милана в конце XIV— начале XV века способствовала распространению республиканских идей и оказала влияние на развитие принципов гражданского гуманизма. Цецилии до сиенских мастеров во главе с Амброджо Лоренцетти. Неповторимое искусство поражает своей красотой и глубиной замысла.
Первой красавицей при герцогском дворе в то время считалась Симонетта Веспуччи. Грюневальд изображает Христа в образе человека исключительной кротости и терпения. Влияние большой мастерской Тициана сказалось на всем венецианском искусстве. Кризис охватил и искусство.
Его герой, вступающий в борьбу с враждебными силами, погибает, но сохраняет свое величие. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (1509--1511), среди которых безусловный шедевр мастера -- фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св. Художник участвовал в создании шести из них, а именно: «Чудо со статиром», «Изгнание из рая», «Крещение неофитов», «Раздача имущества и смерть Анании», «Воскрешение сына Теофила», «Святой Петр исцеляет больного своей тенью» и «Святой Петр на кафедре».
Наиболее распространенной темой картин являлась «Мадонна с младенцем». Их действующими лицами были реальные люди, которых писали узнаваемо. Это направление было тесно граничит с архитектурой. Эти его «идеи» имеют под собой в основе трактаты Платона. В своем знаменитом «Трактате о живописи» (1498) и других записях Леонардо уделил большое внимание изучению человеческого тела, сведениям по анатомии, пропорциям, зависимости между движениями, мимикой и эмоциональным состоянием человека.
В настоящее время роспись находится в плохом состоянии. Это момент утверждения нового художественного идеала в искусстве Запада. Вторую половину XVI и первую половину XVII века принято называть Поздним Возрождением. Расцвет человеческой культуры, творчества искусства, наук. Работами Джотто вдохновлялись Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело. итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель.
Стиль картин Джорджоне сходен со стилем работ Винченцо Катены и Джованни Беллини. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Верроккьо. В верхней части стен между окнами были написаны портреты пап. Петра.
Отец сделался учителем сына. Но в восприятии современного человека настоящая живопись появляется тогда, когда рождается живопись эпохи Возрождения. Последние две трети XVI в. называют Поздним Возрождением. То же самое можно сказать о фламандских художниках Рубенсе и Ван Дейке.
Двери имели огромное влияние на развитие флорентийской живописи. Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства. Молодежь проходила обучение, работая в качестве подручного у зрелого мастера. «Исторический жанр» был важным шагом в эволюции «монументального портрета», в нём художники изображали реальные события.
Современник Леонардо да Винчи и юного Микеланджело оставил яркий след в мировом искусстве («Рождение Венеры» (фото), «Весна», «Поклонение волхвов», «Венера и Марс», «Рождество» и т. д. ). Выше них расположены устремленные вверх души, а над ними – праведники.
Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь. Пожалуй, никто в мировом искусстве, ни до ни после Микеланджело, не создавал таких сильных телом и духом персонажей («Сотворение Адама»). Через Венецию прошел Велас- кес. Второй вершиной творчества Леонарда стал знаменитый портрет Моны Лизы или «Джоконда».
Это произведениеотносится к числу редчайших шедевров искусства. И так статья непомерно выросла в своих размерах. Тех самых, кого мы зовем только по имени. Выполнил множество картин по заказам Медичи. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских — он выполнял заказы для девяти из них.
Трудно назвать ту область знаний, которой бы не коснулся его гений. Он предчувствовал ужасную судьбу своих творений: разрушение «Тайной вечери», расстрел памятника Франческа Сфорца, низкую торговлю и гнусные кражи его дневников, рабочих тетрадей. Его отец был «художник посредственный, но человек здравомыслящий», а кроме того еще и поэт, писавший стихотворные хроники. Однако следом подытожил: «Хорошо прожитая жизнь – долгая жизнь». Все части его картин подчинены циркулярному движению, они располагаются то вдоль плоскости, создавая глубину, то разворачиваются по кругу, то двигаясь по спирали.
За достаточно короткую жизнь (37 лет) он создал много известных на весь мир картин, фресок и портретов. Войны уносили с лица земли илюдей и то великое, что люди создавали.
История этого периода в значительной степени история творчества этих мастеров. Итальянский художник и еще один представитель эпохи раннего Возрождения родом из Тосканы. Однако выражаемые поэтом чувства уже принадлежат Возрождению. Этот художник Мадонн был блистательным портретистом, причем вэпоху, когда, «скульптурный или живописный портрет говорил людям больше, чемсамая лучшая биография».
«Тайная вечеря» Леонардо, роспись в трапезной монастыря в Милане, стала эталоном для картин с религиозным сюжетом следующей половины тысячелетия. Это представитель падуанской школы живописцев. Новый заказ на фреску «Страшный суд» он получил от папы Павла III Фарнезе.
Линия на картине четко очерчивала предмет и изображение имело вид раскрашенного рисунка. Мазаччо, Донателло, Брунеллески были далеко не одиноки в своих исканиях. Ее пронизывает сложнейший и прихотливый музыкальный ритм. Только 8 лет исполнилось тогда Рафаэлю, а через три года он потерял и отца. Гиберти выиграл конкурс. В это время происходит перемещение центра итальянского искусства в Рим из Флоренции. Исчислять продолжительность периода стоит в зависимости от страны. Благодаря этому его произведения приобретали и особый драматизм.
Изобразительный язык, который в эпоху Раннего Возрождения, по определению некоторых исследователей, мог показаться слишком «болтливым», стал обобщенным и сдержанным.
Мазолино присоединился к работе в 1427 году. Папа Лев Х назначил художника руководителем строительства купола Собора св. Вазари приписывает разработку общего замысла цикла художнику Сандро Боттичелли. Любимый всеми и одинокий, сгибавший стальные шпаги и рисовавший повешенных.
Но никогда до Маттиаса Грюневальда оно не изображалось так мучительно. И хотя романтики чтили Рафаэля их настоящими богами были Тициан и Веронезе. В одной из последних тетрадей этот счастливец записал:«Мне казалось, что я учусь жить, но учился я умирать». Первая развёртка алтаряДо 1793 г. алтарь находился в церкви Изенгейма.
Среди фресковых циклов кладбища наиболее значительными являются «Страсти Христовы», «Вознесение Христа», «Триумф Смерти». Развивая торговлю и производство, горожане постепенно богатели, сбрасывали власть феодалов и организовывали свободные города-государства. Эти свободные итальянские города становились очень могущественными. Микеланджело избрал для фрески нетрадиционную иконографию. Эта работа поражает не только общей композицией, но и точностью.
Художник Филиппино Липпи сохранил стилистические особенности манеры предшественников. Совершенно обоснованно Рафаэля называют «мастером Мадонн», особенно знамениты те, что написаны им в Риме. Творчество итальянского художника Пьеро дела Франческа полностью принадлежит к периоду раннего Возрождения.
В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Они рисовали картины в основном на религиозные темы, некоторые из них были большими алтарными картинами изображающими Мадонну с младенцем. В 1460-е годы в Италии также возникли академии в Риме и в Неаполе.
В истории человечества нелегко найти другую столь же гениальную личность, как основатель искусства Высокого Возрождения Леонардо да Винчи (1452--1519). Конечно, в той или иной степени каждый из них обладал всеми этими качествами. Свое понимание людей Рафаэль, прежде всего, обнаружил своим «Автопортретом» 1506 года: прекрасное лицо написано вполоборота, в огромных глазах – бесконечная печаль, даже и отрешенность, но не обманитесь: взгляд этих глаз зорок – от него не ускользнет ничто из того, что он только удостоит заметить. Авторский стиль формировался под воздействием флорентийской школы живописи.
МастерскуюДжованни Санти, как уже говорилось, украшала фреска, написанная на стене имсамим: красавица мать (мадонна) с малышом на коленях и книгой в руке. Мастер получил также известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви и небольшой часовни в Ватикане. Последние годы жизни Сандро Боттичелли доживал в бедности и забвении. В конце XVI в. кризис усиливается.
Микеланжело же успел сделать наброски задуманных композиций. Рафаэль считается художником женственной и небеснойстихии, которому «звуков небес заменить не могли скучные песни земли». Архитектура, скульптура и живопись этого времени гармонично дополняли друг друга. Действие на полотне происходит в доме интерьер которого написан со строгим соблюдением правил перспективы.
Без сомнения, под влиянием этой атмосферы была создана первая большая картина Боттичелли «Примавера (Весна)». В художественном планет Мазаччо продолжал и развивал то направление, которое задал Джотто.