Сформировать представление об изменении восприятия мира людьми эпохи Позднего Возрождения и характере отражения его в произведениях Веронезе и Тинторетто. Такое упорство привело к тому, что сегодня большинство исследователей считают портреты Тинторетто одними из лучших произведений художника. Суровую драматичность произведениям Тинторетто придают как бы вырывающиеся из мрака напряженные вспышки звучных цветовых пятен.
Таким образом она пыталась спасти свою родину и свой народ. Оплакивающие Христа, размещенные у подножия креста, образуют пирамидальную структуру, придающую динамическую стабильность всей композиции, которая строится на пересекающихся диагоналях. Знаменитый художник родился в Венеции. Своё прозвище Тинторетто он получил по профессии отца, бывшего красильщиком (tintore). Трудно проверить, у кого учился Якопо Робусти — такова настоящая фамилия Тинторетто, — называют Бонифация Веронезе или Париса Бордоне, а может быть он был гениальным самоучкой. Молодой пастух придерживает собаку, с интересом наблюдающую за происходящим. Марка (1562, Венеция, галерея Академии).
У кого Якопо учился дальше не известно. Таким образом, зритель, «освоив» пространство картины, возвращается к ее центральной фигуре, в которой сосредоточен весь смысл описанных здесь драматичных событий. В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму.
Как верно подметил знаменитый русский художник И. Е. На заднем плане толпится их многочисленная свита. Эти небольшие композиции завораживают своей поэтичностью и утонченностью музыкой плавного, волнообразного ритма — такова одна из лучших в этом цикле композиция «Вакх и Ариадна» (1577—1578, Венеция, Дворец Дожей). Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рожденного от земной женщины.
Декоративный характер его живописи, оригинальные композиционные и колористические решения. (автопортрет, около 1590, Лувр) строгой простотой и психологизмом отчасти предвосхищают искусство Рембрандта. Творчество Тинторетто, проникнутое бунтарским духом, отражало идейные, в частности религиозные, движения второй половины XVI в. и отвечало запросам демократических масс в эпоху надвигавшейся Контрреформации. Полное название картины соответствует названию библейской легенды – Юдифь и Олоферн. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма.
Он ведет беседу со своими учениками. Особый путь, выбранный Тинторетто, намечается в лучшей из его ранних работ — «Омовении ног» (1547, Мадрид, Прадо). В Евангелии от Иоанна Пётр просит Иоанна узнать, о ком из учеников говорит Христос Иисус указывает на Иуду Искариота, обмакнув кусок хлеба и подав ему, а затем произносит: «что делаешь, делай скорее» после чего Иуда встаёт и выходит. В картине представлен драматичный момент, когда палач собирается убить раба молотом.
О предках художника почти ничего не известно. Поэтическое воображение Тинторетто проявляется только в двух панно с изображениями Марии Магдалины и Марии Египетской и в поэтическом «Бегстве в Египет» (1583—1587), где Святое Семейство, только что поднявшееся по склону холма, прерывает свой путь в непосредственной близости от нас и предстает перед нами на фоне расстилающейся внизу долины неподалеку от скромной крестьянской хижины и небольшого пруда, на поверхности которого играют переданные быстрыми движениями кисти блики света. ТАЙНАЯ ВЕЧЕРЯ – последняя вечеря, в христианских представлениях последняя совместная трапеза (ужин) Иисуса Христа и двенадцати апостолов в канун «страстной пятницы», дня крестной смерти Христа.
И опять, наклонившись низко, писал на земле. В результате, художник получил все заказы на роспись потолков и стен Скуола ди Сан-Рокко. В своем овладении техникой письма он пошел даже дальше Тициана. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни. Все его персонажи словно статуи – недвижно застыли на полотне.
Автор использует приемы, которые потом станут визитной карточкой его творчества: динамику поз и ракурсов. «Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св.
Из капель, пролившихся на небо и образовался Млечный путь. Левая (относительно полотна) часть кажется относительно мирной, ведь зрителю не показывается место отсечения головы.
С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях. Художник подробно пишет мелкие детали: на сухой ветке прицеплен мешочек с едой, тут же глиняный горшок и тряпица – Иосиф подберет скарб, когда одолеют подъем справа поблескивает водоем с мостками для стирки белья и крошечной фигуркой зашедшего в воду человека вдалеке другая фигурка вышла из дверей уютного домика. Последняя «Тайная вечеря» Тинторетто стала высшим воплощением духовного кредо художника, его завещанием. Светский характер религиозных картин: Брак в Канне (1562), Пир у Симона Фарисея (1570), Пир в доме Ливия (1573).
Картина привлекает внимание динамизмом композиции и яркостью красок. Представитель венецианской школы.
Главная работа Тинторетто – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565-88) в ней Тинторетто дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды, уделив особое внимание изображению народа, пейзажа, который нередко выступает носителем тревожных, романтически взволнованных настроений. За основу сюжета взят миф из Ветхого Завета о том, как Адам и Ева не послушали Бога, но вняли увещеваниям Дьявола в образе Змея и вкусили запретного плода, за что были изгнаны из Рая на Землю и наказаны болезнями, смертью, голодом, необходимостью добывать пищу и кормить семью (Адам) и рожать в муках детей (Ева). Отставленная назад нога балансирующего в воздухе персонажа с губкой почти касается (на картине) руки мускулистого человека, распинающего нераскаявшегося грешника на еще лежащем на земле кресте. Итальянский художник, представитель венецианской школы.
Картина «Христос в Эммаусе» – очень характерное для творчества Веронезе произведение. «Похищение Елены» является не единственной картиной Тинторетто на тему морских сражений. Царь не решился на убийство дочери, но замуровал подальше от людских глаз, чтобы у нее не могло быть детей. Бытует мнение, что причина кроется в ревностном отношении зрелого Тициана к таланту молодого Тинторетто, но более вероятно, что художники просто «столкнулись» характерами. Необычностью трактовки традиционного сюжета поражает большое полотно «Брак в Кане» (1561, Венеция, церковь Санта Мария делла Салюте).
«Мы венецианцы, а потом уже христиане». Одной из ведущих тем творчества Тинторетто в 1550-е годы становится портрет. Таким пафосом самоутверждения, вызовом традициям венецианской школы пронизано «Чудо Святого Марка» (1548, Венеция, Галерея Академии). Тициана, напротив, принято считать портретистом высших политических и религиозных лиц. Неся Свое тяжкое бремя, Он прошел, шатаясь, еще несколько шагов и рухнул как подкошенный.
После смерти Тициана (в 1476 году) Тинторетто выдвинулся в лидеры венецианской живописи. Мария бережно прижимает к груди сыночка, а Иосиф сильно тянет ослика за узду. Это животное в средневековом искусстве считалось символом Азии и одновременно послушания. Среди произведений в Белом зале сложно выделить более значимые: «Похищение Европы» Веронезе соседствует с «Грехопадением Адама и Евы» Тинторетто, а «Венера и Адонис» Тициана —со «Снятием с креста» Тинторетто. Настоящее имя – Якопо Робусти. Бросая взгляд от Саломеи в другой конец экспозиции, зритель сталкивается с «Тайной вечерей» из церкви Сан-Маркуола.
Тинторетто изобразил момент, когда вкусившая плод Ева уговаривает отведать его и Адама. Трагические тенденции в поздних картинах художника: Распятие, Оплакивание Христа. В своих юношеских произведениях Веронезе проявил характерные особенности веронской школы с её нежным колоритом, но вместе с тем и выказал свободу создания художественных образов, которой он был обязан влиянию рафаэлевской школы.
Более вероятна — психологическая несовместимость художников. Именно с нее началось признание Тинторетто. Работа над композицией складывалась у Тинторетто следующим образом. На суде инквизиции Веронезе сказал: «Мы, художники, осмеливаемся на те же вещи, на которые осмеливаются поэты и безумные». «Значение Веронезе огромно. В то же время это «шумное» полотно, с его плотно забитым первым планом, композицией, построенной по принципу горельефа, сравнительно неглубокой сценической площадкой, нестерпимой яркостью света, некоторой форсированностью цвета, многочисленными «цитатами» из репертуара поз, жестов, контрапостов излюбленных мастерами римской школы, кажется чрезмерно театрализованным. В вариации Тинторетто мы видим ту часть сюжета, в которой Юдифь и ее служанка собираются унести отсеченную голову Олоферна. Эпическое по размерам, оно изобилует бытовыми деталями, низводящими библейский сюжет до бытописания красочной жизни венецианцев.
Эта рука является направляющим вектором, «ведущим» зрителя к фигуре размещенного на заднем плане всадника, показывающего на Христа. Господь с Тобою благосветная Ты между женами. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Историческое полотно Битва при Лепанто (1571), отклик художника на современные события – на победу Венеции над турками. Леонардо располагает Христа посередине прямоугольного стола.
Эль Греко, Рубенс, Веласкес, Делакруа, Суриков отдавали должное его непревзойденному дару в своих высказываниях и живописных исканиях. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от всех остальных. Здесь запечатлен момент предсказания Иисусом предательства. Вазари, посетивший Венецию через два года после описываемых событий, рассказывает в Жизнеописаниях итальянских художников, что Тинторетто, воспользовавшись тем, что потолок зала был уже украшен позолоченной резьбой, в которой были оставлены проемы для будущих плафонов, сумел измерить проем, предназначенный для центрального плафона, написал дома композицию «Триумф Святого Роха», тайно пронес ее ночью в зал и укрепил на потолке. Тинторетто – младший современник Тициана и Веронезе и последний корифей венецианского Высокого Возрождения.
При этом многие росписи за половину тысячелетия безвозвратно утеряны. Т. любит асимметрические разорванные композиции с прорывами в глубину использует мощные световые эффекты чистые, сияющие краски, характерные для ранних произведений Т., всё более утрачивают свою яркость, обретая большую эмоциональную напряжённость. Одно из главных творений Тинторетто – серия монументальных композиций в Скуола Гранде ди Сан Рокко (1564-87), включающая 36 панно и плафонов. Все элементы картины привязаны к центральной фигуре распятого на кресте Христа, определяющей центральную ось и оси симметрии композиции и не позволяющей изображению рассыпаться на отдельные фрагменты. Прорезающие лоб горизонтальные морщины говорят о долгой, полной раздумий и трудов жизни.
В своих изображениях евангельских сцен с участвующим на них Христом Веронезе своеобразно соединил библейское с современным. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е — 90-е годы). Картины Тинторетто и целые циклы его картин объединены не столько его мыслью, сколько его страстью, его глубоким чисто художественным (и при этом специально живописным) чувством.
Можно предположить, что это Иуда Искариот, который в будущем предаст своего Учителя. Полотно Веронезе «Несение креста» необычно для художника, как его более чем скромными размерами, так и лаконичной трактовкой сюжета. Еще один шедевр из мифологического творчества мастера – полотно Даная. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
Художник с большим вниманием отнесся к тому, чтобы показать, сколь роскошны их одежды, особенно Валтасара, преклонившего колени перед Марией. Тинторетто – уроженец Венеции. В ней, впервые, в полной мере, проявиласьего оригинальная манера письма.
К числу лучших работ такого рода относится полотно «Сусанна и старцы» (1555—1556, Вена, Музей истории искусства). Не бойся принять Марию, жену твою ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Многие современники и искусствоведы последующих поколений отмечают неравноценность созданного Тинторетто. Его отец по фамилии Робусти был ремесленником (красил обувь). Духовное родство Тинторетто с Микеланджело особенно полно проявляется в колоссальном полотне «Голгофа» (1565, Венеция, Скуола ди Сан Рокко), которое целиком, от угла до угла, от потолка до сравнительно невысокого цоколя заполняет одну из стен зала Альберго.
Роха. Между ними стоит, опираясь передними лапами на ступеньку, собака. Живописное наследие Тинторетто огромно. С его уходом Христос, ещё прежде совершивший обряд омовения ног ученикам (рассматриваемый как последнее свидетельство любви и пример взаимного служения), обращается к ним с последней заповедью: «да любите друг друга». «Распятие» входит в цикл произведений, созданных художником для Скуола ди Сан-Рокко.
Школы существовали на добровольные пожертвования. Впервые в искусстве итальянского Возрождения Тинторетто изображает не традиционный, драматический момент предсказания предательства («Один из вас предаст меня»), а мистический момент утверждения таинства («Сие есть Тело Мое»). Очень материально выписана текстура тканей использован насыщенный, сочный колорит.
Но к ней следует относиться осторожно. Фигура Христа, озаренная мерцающим светом, отделена от человеческой массы. От этого союза у Данаи родился Персей, диск которого на спортивных состязаниях случайно попал в голову деда и убил его.
Леонардо. Роспись в церкви св. Для этого он напоил его молоком из груди властительной богини, на время им усыпленной. Когда он возвратился домой, разгневанный господин приказал его казнить. Немного схоже с дантовскими кругами. Однако, самые значительные произведения Тинторетто по-прежнему остаются в Венеции.
Многогранность, свободолюбивый характер реалистического дарования Т. делают его творчество (как и творчество Микеланджело) грандиозным эпилогом искусства позднего Возрождения. Вокруг стола на деревянных, грубо сколоченных табуретах сидят апостолы и Иисус Христос (некоторые ученики стоят возле табуретов). Его дочь, Мариетта Робусти (1560—1590), образовавшаяся под отцовским руководством, успешно занималась портретной живописью. В присутствии Иуды Искариота опечаленные ученики спрашивают Христа: «не я ли, господи. » Иуде Христос отвечает утвердительным «ты сказал», остальным называет знак, по которому они могут определить предателя: «опустивший со мною руку в блюдо, этот предаст меня. ». Пролившиеся на небо капли молока, превратившись в звезды, образовали Млечный путь.
Центром второй части является св. Казнь на Голгофе еще не завершилась — крест, к которому пригвожден Христос, уже водружен, но крест с одним из распятых разбойников еще поднимают палачи, туго натягивая привязанные к его перекладине канаты другой крест лежит на земле и палачи приколачивают к нему второго разбойника. В том же году художник становится членом братства. «Распятие» Тинторетто отличается композиционной сложностью и драматизмом.
Марка, 1548, Галерея Академии, Венеция). Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола Сан-Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ).
В этой картине, полной движения и радостного фейерверка красок слышится шум голосов и веселья блестящего венецианского карнавала. Именно он передал своему народу скрижали от Бога, где были высечены заповеди, по которым люди должны были жить. Оба мира переплетаются, рождая удивительные эмоции.
Рох в госпитале». «поэзий». В том же году художник становится членом братства. Распространенный сюжет из Библии. «Автопортрет» Тинторетто навсегда определил его представление о себе как о вдумчивом человеке и темпераментном художнике.
В толпе видны как люди, охваченные благоговейным ужасом, так и случайно любопытствующие. Капли же молока, упавшие на землю, стали белоснежными лилиями. Цвет этого изображения приглушен и наполняет картину мистическим настроением, которое прослеживается и во второй работе «Похищение тела святого Марка».
Св. Попавшие же на землю стали белоснежными лилиями. Эти новшества находят выражение прежде всего в капитальном труде художника – десятках огромных панно для филантропического братства – скуола ди Сан Рокко. Якопо Робусти известный в искусстве как Тинторетто (тинторетто – красильщик: отец художника был красильщиком шелка). В 50-х—60-х годах складывается зрелый стиль художника. Картина вообще изобилует детьми самых разных возрастов, от младенца на руках у молодой женщины в красном до мальчика, почти юноши, стоящего за спиной у Христа.
Позже, Тинторетто стал отдавать предпочтение более спокойным тонам. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Явившись днем к изумленным руководителям Скуолы, он заявил, что дарит этот плафон Святому Роху, а в дальнейшем берется работать за более чем скромную символическую плату — исключительно «из любви к Святому Роху». Однако, правильность подобных подсчетов не раз подвергалась сомнению. В 50 – 60-х гг.
Христос пришел в храм и весь народ шел к Нему Он сел и учил их. Один из последних шедевров мастера – картина Тинторетто «Тайная вечеря» – написан в 1592 году. Он избрал ее в качестве своей жены и в виде золотого дождя сошел к возлюбленной. В 1562 году специально для Скуолы Сан-Марко художник создал три картины.
Единственным, кто не принес эскиза, был Тинторетто. А там, вдали, поднимается на холм Спаситель. Около этого времени произошла и столь характерная история (рассказанная Вазари) – каким образом Тинторетто получил предпочтение перед другими художниками, участвовавшими на конкурсе для декоровки плафона этого зала.
В портретах художник уходит от использования динамичных ракурсов и поз. В толпе мы видим как людей, охваченных благоговейным ужасом, так и обычных зевак. Он скончался в 1549 году, успев довести строительство до этапа отделочных работ. Говорили же это искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Спокойному Тициану мог не прийтись по вкусу взрывной импульсивный характер Тинторетто.
К ней склонился пожилой мужчина в красном, по всей видимости, это Святой Иосиф. И хотя распространение темы «Поклонение волхвов» в первую очередь было граничит с идеей подчинения светской власти церковной именно мирское начало превалирует в этой маленькой картине, написанной на медной доске.
Это большое полотно отличает необычная для венецианских многофигурных композиций этого времени сложность и эффектность композиционного решения, пульсирующая динамика пространства, которое становится самостоятельной эстетической категорией, стремительно уходит в глубину. Живописные и величественные античные руины со стройными коринфскими колоннами, небо в облаках, ветви зеленых деревьев, создают нарядную декорацию для происходящего события. Рох в госпитале». Достаточно, однако, взглянуть на картины Тинторетто, чтобы понять, кто перед нами.
И его законченные полотна отличал особый блеск совершенства. В его работах вообще все происходит по воле высших сил именно они управляют человеком. Марка» (1548, Галерея Академии, Венеция).
Ею стал знаменитый Рай (1590 г. ), поразивший современников своими размерами и многофигурной композицией. Подходя к двери, зрители видят и самого Иисуса — молодого, сильного, здорового мужчину. В картине Бегство в Египет действие происходит на фоне пышной растительности Иосиф пригибает голову осла, чтобы Богоматерь могла сойти и отдохнуть.
Зевс захотел сделать бессмертным своего сына Геракла, рождённого от земной женщины. В полутемном коридоре, уставленном гробами, св. Паоло Веронезе (Паоло Кальяри) (1528-1588) -мастер алтарных картин и пышных монументальных росписей, где главным действующим лицом является сограждане художника.
На первом плане играют две прелестные девчушки с собакой.
«Обручение Вакха с Ариадной», «Кузница Вулкана», «Минерва отстраняет Марса от Мира и Изобилия», «Меркурий и три Грации». Марка показана в смелом ракурсе и выделена с помощью цвета и вспышки света. Он написал для Братства св. Первый вариант картины Тинторетто имеет много черт, перенятых у классиков Возрождения.
Большинство апостолов – в профиль. Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Здесь мы видим прекрасно написанный, наполненный воздухом пейзаж. Сюжет для своей работы Тинторетто взял из греческой мифологии. Несмотря на недоброжелательное отношение учителя, для Тинторетто он стал живым воплощением «золотого века» венецианской живописи и олицетворением вершины ее великолепия. Работа над циклом, посвященным чудесам Святого Марка, еще не была завершена, когда началась грандиозная творческая эпопея Тинторетто — работа над живописным декором Скуола ди Сан Рокко, продолжавшаяся (с перерывами) более двадцати лет. Закончив в 1581 году росписи Большого зала Скуола ди Сан Рокко, Тинторетто через два года вновь вернулся в здание Скуолы и в 1483—1487 годах работал в гораздо более скромном по облику Нижнем зале (выполнявшем роль вестибюля), написав шесть настенных панно, посвященных жизни Марии и две узкие настенные композиции изображающие Марию Магдалину и Марию Египетскую на фоне пейзажа.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Священники и правители не испытывали ни малейшего сочувствия к своей страдающей жертве, однако поняли, что Он не в состоянии нести дальше это орудие казни.
К этому времени Тинторетто написал две картины для церкви Сан-Рокко (позже к ним добавились еще шесть произведений). Его работы – сплошной вихрь, водоворот, буйство.
Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто. Но, видимо, Тинторетто нуждался в более эффектном самоутверждении.
Композиция Св. И все же, наиболее заметна композиция картин в Скуола ди Сан-Рокко. В 50-60-х гг. Брат художницы, Доменико Робусти (en:Domenico Tintoretto) (1562—1637), подобно сестре, ученик своего отца, усвоил себе его манеру и пользовался известностью преимущественно как искусный портретист.
В этом жанре он, как правило использовал теплую цветовую гамму. Тогда Мария сказала: се, раба Господня да будет Мне по слову твоему.
Ангел, вошед к Ней, сказал: радуйся, Благодатная. Тинторетто (Tintoretto собств. Например, о благородстве и достоинстве Альвизе Корнаро или о дальновидности и мудрости венецианского дожа Лоренцо Соранцо. Главная его работа – цикл панно для Скуола ди Сан-Рокко в Венеции (1565 – 88), в которой Т. дал глубоко демократическое истолкование христианской легенды. Святой Рох считался (и считается) небесным покровителем Венеции, главным защитником от чумы, периодически посещавшей город.
После пожаров в 1574 и 1577 году, уничтожившего декор двух самых больших интерьеров Дворца Дожей, он вместе с Веронезе и большой бригадой второстепенных и третьестепенных мастеров приступает к созданию новых росписей, среди которых выделяются лишь эффектный «Триумф Венеции» Веронезе и поражающий своими размерами и богатством фантазии художника колоссальный «Рай» Тинторетто. Рох во славе, до сих пор украшающую потолок в Актовом зале Скуола ди Сан-Рокко.
Картину «Чудо Св. Оба здания спроектировал Бартоломео Буон. Даная посвятила себя Зевсу.
Она смотрит в сторону разместившихся за длинным столом людей. Вот таким образом так напрягается ослик, так сильно тянет его широко шагающий Иосиф. Но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов. Его очень ценили за его острый ум, высокие моральные качества и простой, открытый нрав. Следующие шесть лет он работал здесь (на этот раз его темами стали житие Богородицы и Рождество Христово), завершив свой фундаментальный труд в 1587 году.
Чуть ниже – ангельское войско исполняющее вердикт. Такова окончательная композиция Леонардо. окончательно складывается индивидуальный стиль Тинторетто. В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, разнообразные мотивы движения, Т. уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 1540-х гг., Эрмитаж, Ленинград) новизной и смелостью художественных исканий намного опередил современников. Некоторые исследователи считают портреты лучшими творениями Тинторетто.
Его популярность росла так стремительно, что это сыграло с ним недобрую шутку. Пейзажные фоны на его полотнах становятся средством выражения эмоций.
С 1539 работал самостоятельно. Величественный цикл Тинторетто неизменно приводит в восхищение всех, кто его видит. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Картина «Тайная вечеря» была создана между 1592 и 1594 годами.
Т. е, это уже опосредованная информация. Кажется, что в любое мгновение все изображенное поменяется до неузнаваемости.
Особняком в позднем творчестве Т. стоят росписи зала, так называемые антиколледжо Дворца дождей (1578), полные мягкой музыкальности и грации. Особенно удачны поздние полотна, которым присуща необычайная острота и насыщенность духовного выражения: «Альвизе Корнаро», «Себастьяно Вениер». Иисус повернут к зрителю лицом.
Когда Иосиф узнал, что Мария ожидает ребенка, он смутился и хотел отпустить ее от себя. Это полотно стало настоящей сенсацией для венецианцев. Но эта задача ещё ничто по сравнению с изображением фигуры Христа, которая должна была выделяться даже среди таких людей, каковы любимейшие и пламеннейшие из его учеников. Репин: «В картинах Веронезе скрыты граждане его времени в поэтической обстановке, взятой прямо с натуры». Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В самом начале своей творческой деятельности Тинторетто написал ряд портретов венецианцев. Затем Тинторетто начинал организовывать фигурную композицию с помощью восковых моделей.
Особое внимание живописца отдано портретам умудренных жизнью старцев. Сотрудничество началось с любопытного эпизода иллюстрирующего работоспособность мастера. Библейское повествование о нескромных старцах, подглядывавших за купающейся Сусанной, предстает здесь как волшебная феерия света источником которого кажется прекрасное обнаженное тело сидящей у воды женщины. Всецело преданный искусству, Тинторетто воспитал в любви к нему и своих детей.
Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Мастер выбирает форму поколенного портрета. Там же он обзавелся семьей и прожил всю жизнь. Марке, 1562-64, Галерея Академии, Венеция, Брера).
В 50-х – 60-х годах складывается зрелый стиль художника. Не разуверился лишь тот, кто вел их по пустыне – Моисей. Из его настенных панно и плафонов, также созданных в технике масляной живописи, особенно великолепны находящиеся в Скуола ди Сан Рокко («Распятие или Голгофа», «Избиение младенцев», «Мария Магдалина в пустыне», «Медный змий» и др. ) и во Дворце дожей в Венеции (колоссальное «Воскресение праведников или Рай», «Венеция— богиня морей», «Завоевание Цары» и др. ). Иоанн на картине выразительным жестом указывает вдаль. Еще одна версия 1512 год имеет своим происхождением свидетельство первого биографа Тинторетто, Карло Ридольфи (1594 1658). Распространенный сюжет, однако, у Тинторетто новое его решение.
Художник запечатлел в картине момент, когда Христос преломляет хлеб и произносит слова: «Сие есть тело Мое». Ту же диагональ дублируют светящиеся лучи исходящие от дланей Бога-Отца. На смену ему пришли новые художественные течения маньеризм и барокко.
У ног Христа написан стоящий на лестнице человека, который наклонился, чтобы смочить в уксусе привязанную к палке губку (этот эпизод зафиксирован в Евангелии). Фигура св.
По желанию св. Полотно было заказано Братством св. Основой для создания одной из «поэзий» Тинторетто — картины «Спасение Арсинои» — послужила французская повесть, написанная в XIII столетии. Что произошло между учителем и учеником, до сих пор точно никто не знает.
Формы здесь кажутся «вырванными» из темноты игрой цвета, что значительно отличает эти полотна от последнего изображения «Святой Марк, спасающий сарацина». Соперничать с ним мог лишь его друг гениальный Паоло Веронезе.
Особо интересно в этом плане полотно Битва архангела Михаила с Сатаной. Так, в «Поклонении пастухов» (1579—1581) действие разыгрывается на двух уровнях убогой пастушеской хижины — вверху, на чердаке, под стропилами еще не наведенной крыши, в красноватом зареве света, проникающего с неба через эти стропила, полулежащая на сене Мария приподнимает покрывало Младенца, которому поклоняются две пастушки внизу, на первом этаже, рядом с полусонным волом и пьющим воду петухом четыре пастуха и цыганка с тамбурином в руках с разной степенью взволнованности реагируют на известие о рождении Христа. Тинторетто явно понимал портретный жанр как повесть о передуманном и пережитом. Все это ощущается и в «Автопортрете», приобретенном для Лувра Людовиком XIV, где художник запечатлел себя в возрасте семидесяти лет. Марка (Милан, галерея Брера) изображены три благочестивых венецианца, которые обнаружили тело св.
Остроэмоциональны по замыслу батальные композиции Т. (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592 – 94). В ответ на недоуменные вопросы он молча показал присутствующим на потолок, на котором уже была закреплена (как Тинторетто умудрился сделать незаметно история умалчивает) законченная картина Св. В 1565–1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Сам масштаб его творческой деятельности в эти годы, новизна решения традиционных тем поразительны.
Едва Христос пришел в Себя, Ему на плечи вновь взвалили крест и заставили идти вперед. Впрочем и в собственной жизни художника немало белых пятен. Так, «Похищение Европы» было одним из наиболее популярных мифов в эпоху Возрождения —история повествует о молодой женщине, которую похищает превратившийся в быка Зевс. И хотя возле женщины и мужчины на ступени стоят пища и питье, собака увлечена пирующими. Среди них была мать Иисуса, которую, поддерживая, вел Иоанн, любимый ученик Христа.
Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю. Марка (1548, Галерея Академии, Венеция) показывает Т. вполне сложившимся мастером. Роха во славе. Толпа, подстрекаемая священниками, схватила его и заставила нести крест Христа.
1585). В 1564 году Тинторетто выиграл этот конкурс, показав свою работу Св. Особое внимание он уделял здесь изображению народа (Поклонение пастухов, Крещение и др. ), пейзажу, который у него нередко растворяет в себе человеческую фигуру, выступая носителем тревожных, романтически взволнованных настроений (Бегство в Египет и др. ). Тинторетто выбрал тот отрывок мифа, где Зевс в виде золотого дождя приходит к Данае. Среди заказчиков Тинторетто (по преимуществу, богатых венецианцев) можно отметить двух коронованных особ испанского короля Филиппа II и императора Священной Римской империи Рудольфа II. «Не поддающаяся анализу и превыше всех похвал», – так отозвался об этой картине Тинторетто знаменитый теоретик искусства XIX века Джон Рескин.
На полотне, видимо, запечатлен момент узнавания Христа учениками. Робусти (robusto – крепкий) – прозвище отца художника, заслуженное им в боях за Венецианскую республику. Сначала решили, что Он мертв, но немного погодя Он вновь очнулся. Его лицо, будто ореолом, окружено седой бородой и шевелюрой.
Когда композиционный замысел находил свое окончательное воплощение на кукольной сцене, Тинторетто приступал к фиксации отдельных фигур в рисунках углем или итальянским карандашом на квадрированных листах бумаги – каждой фигурке на сцене (или во всяком случае большинству действующих лиц) соответствовал отдельный рисунок. Как правило, художники обращались к «Метаморфозам» Овидия или другим античным текстам.
Последние тридцать лет жизни художник работает для братства, создает 56 картин. В 1565-1588 Тинторетто создал цикл панно на библейские темы для Скуола ди Сан Рокко. Тинторетто, ведущий мастер венецианской живописной школы середины и второй половины XVI века, свое прозвище получил благодаря профессии своего отца — красильщика шелковых тканей (tintore). Стремительно налетает небесное воинство и вот уже адские чудища летят вниз, в бездну.
Марк появляется над своими мощами, чтобы указать место их погребения. Робусти, Robusti), Якопо (29. 9. 1518, Венеция, – 31. 5. 1594, там же) итальянский художник венецианской школы. И отошел от Нее Ангел» (1, 26 – 38). Картина выполнена в лучших традициях Возрождения.
Т. немало заимствовал из искусства маньеризма (контрапосты, мотивы винтообразного движения, орнаментальность композиции), но ему была чужда холодная формальная изощрённость маньеристов. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, – все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Испытал влияние А. Скьявоне, Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. Картины Тинторетто – это особый мир, отличный от мира титанов эпохи Возрождения. В 1562 художник создал еще три картины для Скуола ди Сан Марко. Тут выразился весь гений Леонардо как в замысле, так и в исполнении.
Как сказал известный американский писатель Генри Джеймс (1843-1916): «На всей Земле нет другого места, где все стены и потолки были бы украшены рукой гения». В назначенный день эскизы поступили к представителям Братства. Некоторая часть его картин откровенно не достойна имени такого великого живописца. Наследие мастера огромно. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения.
Рох во славе». В 1581 году Тинторетто спустился из Большого зала в Нижний зал. Согласие было получено и Тинторетто приступил к работе. Но даже такие позы у Тинторетто говорят.
Роха (Скуола ди Сан-Рокко) огромную картину «Св. Родит же сына и наречешь Ему имя Иисус ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Лука, 1).
Для этого он погрузил в глубокий сон свою жену, богиню Геру и приложил младенца к её груди, чтобы тот смог напиться божественного молока, дарующего бессмертие. Эта знаменитая картина поражает прежде всего феерическими световыми эффектами. Одно из наиболее важных произведений на выставке —«Саломея» Тициана.
В то время как многочисленные последователи Микеланджело и Рафаэля без устали копируют «Битву при Кашине» и фрески в ватиканских станцах, развивая тем самым жанр маньеризма, венецианские художники следуют за колористическим мастерством Раннего Возрождения в Венеции —Витторе Карпаччо и Джованни Беллини. Марка (1562, Венеция, галерея Академии). В совершенстве владея рисунком, умением передавать сложные ракурсы, драматические световые эффекты, Тинторетто уже в ранних работах (Рождение Иоанна Крестителя, конец 40-х гг., ГЭ) намного опередил современников смелостью художественных поисков (Чудо св. Это полотно можно назвать итоговым произведением в творчестве Тинторетто.
1550 — 1635 гг. ). Под мягко серебрящимися усами проступают упрямо сжатые губы. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, нс обращая на них внимания. Картины огромного размера на библейские сюжеты содержат следы видимой торопливости. Эта группа составляет самостоятельную композицию.
Так сбылось предсказание оракула. Эти слова так созвучны с творчеством Веронезе.
В этой картине еще сильно влияние традиций живописи Возрождения. Характерно, что после смерти Веронезе (в 1588 году) именно к Тинторетто перешел, неисполненный Веронезе, заказ на создание картины для Дворца дожей. Значительная часть их выполнена помощниками художника по его эскизам. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе или Париса Бордонс, а также у Тициана. Автора привлекает в каждом герое не внешнее, а внутреннее содержание.
Оно насыщено персонажами и отличается гигантскими размерами. Скуола ди Сан Рокко (Братство Святого Роха) принадлежала к числу шести так называемых Старших Скуол (Скуоле Гранде). Первое крупное произведение Тинторетто, Чудо св. Процветание школы во многом объяснялось популярностью имени ее святого.
Падают с ними и поверженные ангелы. Лучшие портреты Тинторетто. В таком же остродраматическом духе решены батальные композиции Тинторетто и «Рай» во Дворце дожей (80-е – 90-е годы). Марка (Венеция, галерея Академии), было создано в 1548 по заказу религиозного братства Скуола ди Сан Марко. Его живопись свободна и имеет некоторый фантастический оттенок.
Сюжет картины взят из жития святого Марка, который считается небесным покровителем Венеции: некий раб-христианин ушел без согласия своего господина в Александрию, чтобы поклониться там мощам святого Марка. Еще в 1549 году Тинторетто написал для братства св. Предчувствия этих изменений прослеживается в работах Тинторетто.
Марк, слетающий с неба на помощь юноше. Эта картина стала вершиной его портретного творчества. Она же, увидевши Его, смутилась от слов Его и размышляла, что бы это было за приветствие.
Испытал влияние Микеланджело, Тициана, Пармиджанино, Л. Лотто. В Поклонении волхвов подчеркнут «человеческий», гуманистический аспект происходящего: пастухи передают еду бездомной семье. Оно насыщено персонажами и отличается весьма большими размерами. Косо поставленный стол, снующие фигуры слуг, выдвинутые на первый план жанровые мизансцены, — все «работает» на замысел и в то же время резко отличается от традиционных приемов воплощения этого очень распространенного евангельского сюжета. Но, несомненно, должен был учиться, тем более, что в Венеции того времени (а это была эпоха расцвета венецианской живописи) не было недостатка в достойных учителях. Полные мягкой поэтичности и грации росписи зала так называемого антиколледжо Дворца дожей (1578) стоят особняком в позднем творчестве Тинторетто.
Все персонажи находятся в зоне освещенности. Полностью убранство трапезной было закончено Тинтореттов 1567 году. Спустя восемь лет Тинторетто продолжил оформление школы, на этот раз в верхнем (или Большом) зале, своими размерами намного превосходящем трапезную. На полотне «Обретение тела святого Марка» изображены три благочестивых венецианца, которые перевозили Марка из Александрии, спасая его от сожжения язычниками. Сыну при рождении дал имя Якопо. Любимов).
Уникальность творчества Тинторетто состоит в его понимании противоречивости мира. Среди них главное место занимает «Тайная вечеря», написанная в год смерти художника (1594). О детстве и юности Якопо сегодня известно очень мало, но самым ярким фактом из раннего периода его биографии принято считать попытку учиться художественному ремеслу у самого Тициана. Марк, спасающий сарацина (Венеция, галерея Академии) построена с использованием пятен тени с фосфоресцирующими краями, с помощью которых передается ощущение хаоса морского шторма. Виртуозно передающая удивление и восторг толпы картина Чудо св.
Полотно, созвучное со знаменитыми автопортретами Рембрандта, показывает, что в этом жанре художник намного опередил свое время. От Боскини осталось описание творческого метода мастера. В 1579--80 гг. Они вершат суд над людьми, распределяя их по их деяниям в те или иные части Ада. Стол поставлен по диагонали и уводит глаз в глубину помещения. Себастьяна (1555-1556). Портреты, созданные Тинторетто, очень психологичны.
То же ощущение ирреальности наполняет картину Похищение тела св. Соответственно возрастают поэтичность и одухотворенность общего настроения. Он изо дня в день ходил в Боргетто, район, где жили все мошенники и негодяи столицы, но не находил ни одного злодейского лица, достаточно его удовлетворяющего.
Христа, любимого Сына Божьего, вывели и предали черни для распятия. Этому циклу не хватает той цельности, которая отличает декор залов верхнего этажа. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто.
Около 1550 г. Тинторетто женился на юной Фаустине де Вескови. Марка» художник написал, когда ему было около тридцати лет. Это одно из ранних произведений Тинторетто.
Марка и перевезли его из Александрии, чтобы спасти от сожжения язычниками. В начале своей карьеры живописца он писал произведения медленно, относился к каждой детали очень внимательно и создавал по-настоящему грандиозные картины, которые до сих пор завораживают зрителя своей могущественной красотой. К 90-м годам относится последний вариант «Тайной вечери» Тинторетто. Композиция Св.
Родился в семье красильщика, отсюда прозвище Тинторетто («маленький красильщик»). Краски приглушаются, зато свет создает единую вибрирующую среду, благодаря чему все, что окружает героев картин, начинает жить с ними единой жизнью.
Тинторетто Якопо (Tintoretto собственно Робусти, Robusti) (1518-1594) итальянский художник эпохи Позднего Возрождения. 1565 годом помечено знаменитое Распятие в Albergo или Зале Совета братства св. Тинторетто отличался крайним бескорыстием. Часть этих пожертвований предназначалась для помощи бедным (в первую очередь, больным и старикам). Во времена Тинторетто в Венеции существовало шесть крупных школ (не считая массы незначительных), каждая из которых была посвящена какому-нибудь святому. Самая первая из них заявила о себе в конце XIII века. С наибольшей яркостью характеризуют искусство Тинторетто работы, составившие циклы декоративных панно и позволившие его «манере письма» воплотиться в грандиозных и драматичных композициях.
Все двенадцать апостолов помещаются по шесть с обеих от него сторон. Учился, возможно, у Бонифацио Веронезе, а также у Тициана. На полотне Обретение тела св. У Фаустины и Якопо родилось восемь детей (три мальчика и пять девочек) трое из них (в том числе и дочь Мариэтта) стали художниками.
Нарисовав Христа и одиннадцать апостолов, Да Винчи долго не мог окончить образ Иуды. В 1584 году в Венеции была напечатана книга Рафаэло Боргини, в которой о Тинторетто упоминается как о 60-летнем художнике (из чего следует, что он родился в 1523-м или 1524 году). Монументальны по замыслу батальные композиции Тинторетто (Битва при Заре, около 1585, Дворец дожей, Венеция) и отличающаяся феерическими световыми эффектами Тайная вечеря в церкви Сан-Джорджо Маджоре в Венеции (1592-94). Рох во славе».
Сыновья Симона были последователями Иисуса, но сам Симон не был Его учеником. Это произведение «Битва при Заре» (ок.