Произведения Тициана этого периода отличаются чертами торжественного величия, где звучат патетические ноты. В раннем периоде Тициан работал вместе с Джорджоне и его произведения этого периода перекликаются с произведениями Джорджоне, например, Любовь земная и небесная, Флора – они безмятежные по настроению, знойные и глубокие по краскам.
Одна из его работ так и названа: «Красавица» (1536 год). Выразителем стиля ранних работ молодого и смелого живописца, который писал без оглядки на произведения гениев Возрождения, являются картины Тициана: «Вознесение Богоматери», «Мужчина с перчаткой» и особенно «Мадонна Пезаро». В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны.
В своих портретах Тициан центр тяжести переносит на лицо и руки. Полотно решено в золотисто-каштановых тонах. Сюжет картины, очевидно, был выбран заказчиком, находившимся в конфликтных отношениях с римским Папой Львом X. Композиция этой небольшой картины очень проста — изображенные по пояс фигуры Христа и фарисея предстают перед нами на темном нейтральном фоне. А ведь ему было уже за сорок. Портрет не имеет равных у Тициана по великолепию и богатству цветового решения, симфонии красных тонов, в которой объединяются краски утренней зари, ее отблески на металлических доспехах, цвета красной попоны коня, украшающего голову скакуна плюмажа и перевязи на груди всадника. В те дни Тициан писал для кардинала Александра Фарнезе свою Данаю. Но вряд ли кто и изучил так возможности живописи, как величайший труженик Тициан, стаж которого на ниве холста бьет все мыслимые рекорды.
Прежде всего в «Мученичестве» изображение архитектурной перспективы и напряжение человеческих фигур производят впечатление преувеличенного экспрессионизма. Колорит – контрастный. Эту картину Тициан напишет сразу же после трагической смерти Джорджоне. Точная дата его рождения неизвестна. Сидят они по обе стороны каменного гроба, с Амуром, окунающем руку в воду, по центру.
Младенец игриво поворачивается в руках Марии и смотрит на св. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. У подножия трона изображен величественный апостол Петр — напоминание о том, что славная победа над турками была одержана венецианцами вместе с римским Папой — земным наместником апостола.
Одновременно Тициан посвящает себя работе над тремя полотнами огромной важности: «Вознесением» для церкви Сан Доменико Маджоре в Неаполе, «Распятием» для Сан Доменико в Анконе и «Мученичеством святого Лоренцо» для капеллы дей Массоло в церкви Крестоносцев в Венеции. Впереди у него – еще 70 лет жизни, которую он (судя по биографии) проживет в спокойном обладании. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Знаменитая «Венера Урбино» посвящена, однако, сыну Франческо, Гвидобальдо. Над темным морем он несет её на Крит.
Теперь она выставлена в Вашингтоне. В произведениях Тициана начинает звучать тревога и разочарование. Над картиной Тициан работал с 1559 года и закончил ее к 1564-му. Увидев ее, лежащую в гибкой сладострастной позе, принимающую в свое лоно Зевса (в виде Золотого Дождя. В то же время на волне успеха «Ассунты», Тициан получает множество заказов – как на родине, так и за границей – на оформление алтарных ниш. С началом сороковых годов Тициан обращает свои художественные искания к безмятежному натурализму и идеальным классическим пропорциям, примененным к конструктивистскому использованию цветового материала, уступая место поискам новых форм, уже выраженным в таких произведениях, как упоминавшиеся «Цезари» для Фредерико Гонзага и огромное повествовательное полотно «Введение Марии во храм», предназначенное для сценической постановки и выполненное в 1534-1539 годах для венецианской Скуола Гранде дель Карита.
В картине три уровня.
А выйдя из мастерской, сказал Вазари: Все, что он пишет, совершается здесь, на земле. Действующие лица, написанной в 1565 году картины «Венера, привязывающая Амура» (галерея Боргезе), смотрят грустно и возвышенно, появившаяся в том же году «Кающаяся Магдалина» (Санкт-Петербург) сменила тонкий налет эротики, наполняющий написанное тридцатью годами ранее для семейства Делла Ровере полотно, на усиленный пафос. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения.
Это часть алтарного образа (Тициан кроме Благовещения работал также над еще одним образом в этой же церкви – Преображением Господним), заказанного тем же венецианцем Пьетро Корнови для часовни церкви Сан-Сальвадор в Венеции, где работа находится до сих пор. Когда в 1510 году Джорджоне безвременно скончался от свирепствовавшей в городе чумы, Тициан по праву стал считаться главой венецианской живописи и официальным художником Венецианской республики, в его обязанности входило исполнять и портреты дожей, что компенсировалось годовым содержанием от властей Венеции. Отталкиваясь от картины Рафаэля «Портрет папы Льва X с кардиналами Людовико деи Росси и Джулиано деи Медичи», Тициан воплощает групповой портрет изображая беспокойного и деспотичного прелата из семьи Фарнезе в обществе его племянников.
В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи. Новую интерпретацию получает у Тициана и традиционная для мастеров венецианского Раннего Возрождения многофигурная повествовательная композиция в колоссальном полотне «Введение Марии во храм» (1539, Венеция, Галерея Академии). Облокотившись на подушку, нагая Венера смотрит на зрителя. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов.
Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность. Наиболее эффектные картины написаны на сюжеты «Дианы и Актеона» и «Дианы и Каллисто». Недаром современник Тициана и его биограф Лодовико Дольче увидел в ней «устрашающую духовную силу (terribilita) и величие Микеланджело». Он является одним из основателей парадного портрета, складывавшегося в Европе. Это властный уверенный в себе человек, который осознает, как его воспринимают окружающие (с преклонением перед его талантом). Художник предлагает – на выбор – два способа жить: упоенно грезить или спокойно обладать.
В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио. Но фигура Христа величественно господствует в композиции, почти полностью заполняя ее, выделена мощным аккордом розово-красных и синих тонов его одеяний.
Нимфа Каллисто, давшая, как и все служанки богини, обет безбрачия, забеременела от Юпитера и это обнаружилось лишь через девять месяцев, когда богиня решила устроить купания в любимом ею источнике. Созданные им образы обладают мощными силами. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты).
Несколько слов о «Вакханалии». Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. Соединение этих влияний легко распознается в его первых произведениях, особенно в маленьком полотне, где «Папа Александр VI представляет Якопо Пезаро святому Петру». Темные драпировки, волосы и прочие второстепенные детали картины он часто писал «алла прима». Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Ключом к прочтению аллегории является фигура старика, в раздумьи сидящего с правой стороны картины: это автопортрет Тициана.
У Тициана все не так. Колонны по сторонам картины притягивают взгляд к небесам, где резвятся ангелы в облаках и держат крест.
Много и охотно художник писал женские портреты. Крупнейший представитель венецианской школы. И, улыбнувшись, добавил: Мы с Рафаэлем обещаем. Он обращается к драматическим, религиозным сюжетам: Кающаяся Магдалена, Мучения святого Лаврентия, Венчание тернием, Святой Себастьян. И религиозные и мифологические сюжеты решаются как реальные жизненные сцены. Это подсказывает иконография «Пала ди Сан Марко», картины, созданной по обету избавления от чумы 1510 года и находящейся ныне в церкви Санта Мария делла Салуте, главным персонажем которой, является не Мадонна с младенцем, как можно было бы ожидать, но апостол-покровитель города, то есть, несомненно, самой Венеции. Учился в Венеции у Джованни Беллини, в мастерской которого сблизился с Джорджоне работал в Венеции, а также в Падуе, Ферраре, Мантуе, Урбино, Риме и Аугсбурге.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. Одному из Амуров Венера завязывает глаза, а нимфы подают ему лук со стрелами. Такой диалог культур позволял художникам проникаться новыми свежими идеями для творчества. Это лишь ранний этап тициановских поэзий. Вот таким образом Тициан считается величайшим из итальянских колористов.
Подобный эффект особенно заметен в многочисленных портретах этого периода, на которых привычная откровенность граничит порой с ценизмом, обнажая не только тело, но и психологические черты персонажа. Государственный Эрмитаж Святой Себастьян – святой мученик католической церкви. Глубина и полнота духовной жизни модели присущи даже наиболее торжественным портретам, таким, как Портрет урбинского герцога Франческо Марии делла Ровере (1538, Флоренция, Галерея Уффици).
Он служил в страже императора Диоклетиана (284-305 гг. ), который занимался гонениями христиан. Катина принадлежит собранию Галереи Уффици, Флоренция. Потом Тициан. Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Среди них его сын Горацио, которому художник доверял выполнение многочисленных копий своих быстро прославленных и постоянно заказываемых произведений, таких как, например, различные повторы «Кающейся Магдалины», созданной для делла Ровере около 1533 года. Отсюда крайняя степень «очеловечивания» персонажей из Писания («Оплакивание Христа», 1573—1576 гг.
Себастьян» и «Даная» выставлены в Эрмитаже. У Джорджоне, у Лотто много личного интимного. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана.
Подобно тому, как небо украшено звездами, так Эгейское море украшено островами». Картина изображает встречу Вакха и по воле богов оставленной Тесем Ариадны. Взаимная симпатия художника и его сюзерена крепнет. Между 1516 и 1524 годами Тициан создает для него три «вакханалии» или «поэмы», как называет их сам художник: «Праздник Венеры», «Андрийские вакханалии» и «Вакх и Адриадна». Так называли современники Тициана. Император Священной Римской Империи на портрете поразительно естественен. Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. Ведь Венеция эпохи Возрождения была богатой республикой, центром торговли, куда стекались путешественники со всего света.
Перед Марией на черепе – символе тленности всего земного – лежит раскрытая Библия. Конец 30-х – 40-е гг. Его учителями называют мозаичиста Цуккато, Джентиле и Джованни Беллини.
Каждый раз, как Тициан его писал, он получал в подарок тысячу золотых. В поздних картинах художник стал уделять больше внимания именно цвету, наделяя его особыми психологическими характеристиками. (Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена), близки искусству Джорджоне (его незаконченные картины дописаны Тицианом). Она изображает двух женщин, одна из которых богато одета, в то время как другая обнажена. Даже в сюжете о «Чуде святого Антония» изображенном на фресках исполненных драматической силы и дерзких композиций в 1511 году в Скуола дель Санто в Падуе, сквозь господствующую тему прощения можно ощутить глубокую любовь заказчика к Венеции и увидеть метафору с примирением Падуи, которая во время кризиса 1509 года предательски перешла на сторону империи.
Все здесь основано на контрасте поз, взглядов, жестов. По мнению исследователей, это Джованни Рам (Giovanni (Juan) Ram), непосредственный заказчик картины. И к тому же один из самых больших его портретов.
Их роднят интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит. В тридцатые годы Тициан налаживает также отношения с урбинским двором.
Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Другой бы на его месте бросил все ибо (как принято было считать) только в Риме можно было стать великим. Эта и некоторые другие «евангельские» картины сближаются по основным идеям с «античными» полотнами Тициана («Даная», около 1554 г. и др. ). Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников. И третий уровень – Бог – отец встречающий и благословляющий Марию.
Чтобы усилить этот эффект, художник ограничил все окружающее пространство.
Жизне- утверждающее полнокровие и красота человеческого тела и реального мира стали главной темой многих произведений Тициана на мифологические сюжеты, отличающихся богатством колористических и композиционных решений (Даная, около 1554, Прадо, ГЭ Венера и Адонис, 1554, Прадо Венера перед зеркалом, 50-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). Поздние религиозные полотна Тициана выражают сокровенные мысли художника о трагических жизненных коллизиях человека. «Диана, застигнутая Актеоном» и «Диана, обнаруживающая беременность Каллисто», по-видимому, должны были размещаться на разных сторонах стены в одном помещении и потому композиция в обоих случаях строится по диагональному принципу, основанному на встречном движении: в первом случае слева направо, во втором — справа налево. «Христос и разбойник» из венецианской Скуола ди Сан Рокко, датирующийся 1506 – 1507 годами, наоборот, представляет собой переработку северных образцов, в особенности Альбрехта Дюрера.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Это отразится в его автопортретах. В пейзажном фоне этой картины легко узнаются мотивы пейзажных панорам картин Джорджоне.
– время расцвета портретного искусства Тициана. Тициан, «Кающаяся Мария Магдалина» – одна из жемчужин эрмитажной коллекции. Франциска, сколько дают нам красивые и впечатляющие сцены жизни венецианской аристократии. «Даная» – картина Тициана, была неоднократно написана художником.
Одна из самых ранних работ художника, среди известных на данный момент. Петра. Другие картины Тициана на эту тему находятся в европейских музеях. Еще одна ранняя работа художника на библейский сюжет. И наконец, такова же, написанная в те же годы наполненная внутренним драматическим напряжением картина «Коронование терновым венцом» для церкви Санта Мария делле Грацие в Милане.
Точная дата его рождения неизвестна, наиболее вероятным считается 1488 год. Около 1508 помогал Джорджоне в исполнении росписей Немецкого подворья в Венеции (сохранились фрагменты). Трудно дифференцировать произведения Беллини, Джорджоне и Тициана первых лет 16 в. К 1510 Тициан усвоил живописную манеру Джорджоне. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция).
Будучи связан с высшими культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Т. воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Тем не менее, документально засвидетельствовано только лишь его участие в переопределение пейзажа и покрывала знаменитой «Спящей Венеры» из Дрездена, созданной Джорджоне в 1507 году, хотя в этом случае придется исключить предположение, что это происходит еще при жизни автора. Имя венецианского живописца Тициана Вечеллио стоит в одном ряду с величайшими гениями итальянского Возрождения — Леонардо да Винчи, Рафаэлем, Микеланджело. В основе колорита поздних произведений Тициана лежит тончайший красочный хроматизм: цветовая гамма, в целом подчиненная золотистому тону, строится на тонких оттенках коричневого, сине-стального, розово-красного, блекло-зеленого. Так получилось, что свою последнюю картину, «Пиета», Тициан написал для собственного надгробия. Из известных работ Тициана «Даная» (для герцога Оттавио Фарнезе), «Глория», «Вакханалии», «Кающаяся Мария Магдалина», «Святой Себастьян».
С нею после смерти живописца расстался его сын и она попала в коллекцию Эрмитажа. Уже в своих ранних портретах, таких, как прославленный «Юноша с перчаткой» (1520—1525, Париж, Лувр), перед нами мастер, умеющий передать не только живое обаяние модели, но и ее душевное состояние. На неапольской версии картины рядом с Данаей – амур, в отличие от других картин. Так в творчестве Тициана новаторским жанром явился парадный портрет, как индивидуальный так и групповой.
Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»— первоначально оказались рядом с «Пиром богов» последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя. Позднее художник создаст немало картин на античные сюжеты: он несколько раз повторит сюжет «Данаи», в которой ощутимо влияние не дошедшей до нас микеланджеловской «Леды», создаст многочисленных «Венер» — «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Венера с органистом».
Тициан родился в семье Грегорио Вечеллио, государственного и военного деятеля. Таков групповой «Портрет Папы Павел III с Алессандро и Оттавио Фарнезе» (1546, Неаполь, Музей Каподимонте). Это полотно посвящено победе при Санта Мавра, одержанной в 1502 году венецианцами над турками. Но даже не все гении обладали сразу двумя этими достоинствами. В 1554—1560 годах он пишет серию мифологических композиций для испанского короля Филиппа II, которые сам в письмах к этому монарху называл «поэзиями». У них родился сын Персей.
Тициан (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок. В мире есть два понятия, которые абсолютно необходимы человеку: Порядок и Класс.
В 1559 появляется драматическое «Положение во гроб» и «Поклонение волхвов» (Эскориал). Франциска. Эту – одну из своих лучших картин – он завещал поместить в часовне, над своим надгробием.
Вместе с тем им стал свойственен некоторый пафос исполнения. Художник родился в Риме (отсюда и прозвище Романо, ставшее известнее фамилии Пиппи) и перебрался в Мантую по приглашению герцога Франческо Гонзаго. Одна из наиболее гармоничных работ выставлена у нас в Эрмитаже.
Тициан выполнил множество рисунков, отличающихся смелой живописной манерой. Микеланджело, посетивший Тициана, восхищается его «цветами и манерой», однако сетует, что в Венеции в последнее время не думают о рисунке.
Он чувствует себя независимым. Первым его учителем был Джентиле, позднее известный художник Джованни Беллини. Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году. На созданном в 1567 году «Автопортрете» (Прадо) художник изображен в той же решительной позе, что и на предыдущем автопортрете, хранящемся в Берлине. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Тициан Вечеллио родился в 1488 году, по некоторым данным в 1490 в Пьеве ди Кадоре. События разворачиваются настолько стремительно, что не все персонажи картины успевают заметить Актеона: его видят лишь Диана, одна из нимф и служанка-негритянка, появившаяся здесь не случайно: светлое лицо богини охоты и луны контрастирует с ее темной кожей, подобно тому, как противостоят друг другу светлая и темная стороны луны. Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником.
В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. 1515, Галерея Уффици, Флоренция), одновременно проявляя интерес к живописи Андреа Мантеньи, Альбрехта Дюрера и Рафаэля, все больше ориентируясь на экспрессивный реализм, который был принципиальным новшеством для венецианской школы и всей культуры Серениссимы (фрески скуолы Святого Антония в Падуе, 1511 серия портретов, включая Ариосто, Национальная галерея, Лондон первые ксилографии).
Эта тема наиболее полно, в ликующем, мажорном ключе раскрывается в написанных по заказу правителя Феррары Альфонсо дЭсте Вакханалиях — «Празднество Венеры» (1516—1518, Мадрид, Прадо) и «Вакх и Ариадна» (1523—1524, Лондон, Национальная галерея), программу для которых, видимо, разработал прославленный поэт Лодовико Ариосто. Такими мэтрами для него стали Рафаэль и Микеланджело. Художнику пришлось дипломатично подойти к работе над портретом. Вот последние шедевры мастера: хранящийся в Эрмитаже «Святой Себастьян» – образец высшего художественного мастерства «Истязание Марсия» – это самое обескураживающее из произведений великого художника, некий вид печального завещания, выражающего крушение внутренней веры художника в способность искусства воссоздать высочайшую гармонию и размеренность. Работал главным образом в Венеции, а также в Падуе (1506), Ферраре (1516 и 1523), Мантуе (1536 – 37), Урбино (1542 – 44), Риме (1545 – 46) и Аугсбурге (1548 и 1550 – 51).
Мадонна Пезаро (1519—1521, Венеция, церковь Фрари) была призвана увековечить память о семье, престарелый глава которой Якопо Пезаро прославился тем, что в 1502 году он, будучи адмиралом венецианского флота, одержал, совместно с флотилией Папы Александра VI, убедительную победу над турками. Все его святые просто земные люди. Отныне все дожи времени Тициана (все восемь. ), в порядке их избрания, будут удостоены его кисти – последний такой портрет художник напишет в 90 лет. Все работы несколько отличаются друг от друга сюжетно, главные героини каждой из картин лежат в одинаковой позе (кстати, повторяющей позу Леды с утраченной картины Микельанджело). Кающаяся грешница предстает перед нами в образе красивой длинноволосой девушки. Все они образуют единую праздничную толпу, упивающуюся радостями жизни.
В Риме, где художник даже получает почетное гражданство, он оставляет несколько портретов членов папской семьи, среди которой изумительный «Портрет Павла III с племянниками», подлинный шедевр психологической интроспекции. Последние годы жизни Тициан провел в Венеции исполняя в числе прочих многочисленные заказы Филипа II Испанского. Нынешний памятник поставлен австрийской администрацией. На переднем планеизображен Юпитер, в образе быка, схвативший принцессу Европу. «Никто еще не воспел море во всем его величии, ни один поэт, ни один оратор, — писал греческий поэт II века Элий Аристид. — Но Гомер воспевал «море черноводное и виноцветное».
На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. Добавлю, что при всей своей реалистичности Тициан был редчайшим колористом.
Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение. Интересно, что Джорджо Вазари писал о нем еще в 1550 году: «Тициан заслуживает любви и уважения художников, а во многом – восхищения и подражания, как тот, кто создал и еще создает творения, достойные бесконечной похвалы, которые будут жить, пока существует память о знаменитых людях». Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Перед нами зрелый плод вдумчивых размышлений живописца о мученичестве и смерти. В 1575 году в Венеции начинается вторая большая эпидемия чумы. Реализм проявляется у Тициана и в картинах из Священной истории.
На картине Романо изображен как архитектор, он держит в руках план обустройства церкви. После смерти сына Джулиано Романо портрет был выкуплен семейством Гонзага (в 1562 году), а сейчас хранится в Мантуе в музее, расположенном в Палаццо де Те (Museo Civico di Palazzo Te), построенном по его проекту и им же расписанном. К их числу относится одна из самых известных его работ этих лет — «Любовь земная и Любовь небесная» (1514, Рим, Галерея Боргезе). По Ридольфи, поверх серой гризайли он выписывал тело лишь тремя красками: белой, черной и красной, причем с помощью их доводил живопись почти до полной законченности, которой не доставало лишь желтых тонов эти последние наносились затем лессировкой.
Приехал в Венецию в юношеские годы. Однако произведением, которое после первого замешательства, вызванного его революционной новизной относительно венецианской изобразительной традиции, поставило Тициана в один ряд с величайшими художниками эпохи Возрождения, с Рафаэлем и Микеланджело, стала «Ассунта». Второй уровень – Богоматерь, возносящийся в окружении ангелов на облаках к небесам.
Антонио Порчия – дворянин из Порденоне (город в одноименной итальянской провинции). Эта картина была заказана ему в 1516 году францисканцами церкви Санта Мария Глориоза дей Фрари и торжественно представлена миру в 1518 году. За свою жизнь Тициан написал около 130 картин, плюс фрески, рисунки, гравюры на дереве. Ранние произведения Тициана, относящиеся к началу 1510-х гг.
Так, монахи одной из венецианских церквей, сочтя написанную по их заказу алтарную картину неоконченной, потребовали у Тициана завершить ее последний ограничился тем, что прибавил к своей подписи «TITIAN FECIT» (Тициан сделал) еще раз слово «FECIT». Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/77 или 1480-е гг., Пьеве-ди-Кадоре, Венеция, – 27. 8. 1576, Венеция) итальянский художник, крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения.
Он прожил ровно век. Произведение «Чудо страдающей женщины» проникнуто созвучным ему тоном драматического повествования, особенно патетически звучащим в эпизоде с ревнивым мужем изображенным в момент убиения явно несправедливо заподозренной в измене жены. И когда арестовали двух его друзей (Марка и Маркеллина) Себастьян стал на их защиту, чем навлек гнев императора.
У него в запасе несколько официальных заказов. В своей Данае художник просматривает великое чувство человека – любовь. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 30-е гг. ) связан с общественным подъёмом в Венеции, ставшей одним из оплотов гуманизма и республиканских городских свобод в мире нарастающей феодальной реакции. Таковы же и три «Библейские сцены» с дерзкими ракурсами, созданные между 1542 и 1544 годами для потолка церкви Санто Спирито ин Изола в Венеции. Это предостережение несет в себе чрезвычайно актуальную для того исторического момента политическую подоплеку: как раз в это время император Максимилиан присоединяется к силам Лиги Камбре (1508), собранной против Республики после папского отлучения Венеции. В картине Тициана он похож на одинокого странствующего рыцаря и, одновременно, это триумфатор, предстающий на фоне победно разгорающейся на небе утренней зари.
Относится к собранию Галереи Палатино Палаццо Питти, Флоренция. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло. Даная – женщина в ожидании встречи с любимым. Композиция, как правило, диагональная и пронизана стремительным движением. Прозрачные лессировки не скрывают подмалёвка, а местами обнажают зернистую фактуру холста.
Художник скончался от чумы в Венеции 27 августа 1576 году, ухаживая за больным сыном. И вспомним, что он прежде всего художник. Ассунта Тициана полна героического пафоса. Архитектор и скульптор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино и Тициан составили блестящий триумвират, царивший на венецианской культурной сцене в течение нескольких десятилетий.
Эта прекрасная земная женщина изображенная в дворцовом интерьере. В 1522 году – полиптих «Воскресение» церкви Сан Назарио е Чельсо в Брешии для папского легата в Венеции Альтобелло Аверольди. Его благотворное влияние охватывает не только Италию, а распространяется по всей Европе. В величественном монументальном полотне господствует триумфальное начало. Он был приговорен к смерти – в него пустили град стрел, но ни одна не смогла поразить его. Мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1515-16, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден).
Тициан написал целую серию картин (по разным данным 5-6 версий). В картине «Смерть Актеона» художник драматург значительно отходит от текста Овидия. Как бы предчувствуя свою раннюю смерть, Джорджоне написал свой главный шедевр на 50 (. ) лет раньше столь же знаменитой Венеры трижды пережившего его друга и соперника.
Картина практически лишена глубины фона из-за темноты, в которой едва угадываются очертания стены за спинами изображенных. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем. Поначалу полотно чуть не было отвергнуто из-за своей поистине революционной новизны. Картины Тициана с названиями «Потрет молодой женщины в шляпе с пером», «Кающаяся Мария Магдалина», «Несение креста», «Св.
Языческие сюжеты на этих полотнах дышат игривостью и чувственностью, элегантностью формы, богатой и звучной цветовой гаммой. Затем следуют заказы от императора Карла V, который назначает Тициана придворным живописцем и для кого тот выполнил ряд картин. В «Метаморфозах» сказано, что разгневанная Диана «почерпнула воды, что была под рукою и мужское ею лицо обдала» и в результате охотник начал превращаться в оленя.
Композиции Тициана проникнуты движением и охвачены пространством. Интересно будет узнать новую информацию, что в честь Тициана назван кратер на Меркурии. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии. Зрителю как бы предлагалось насладиться цветовыми сочетаниями и контрастами, включая множество тончайших оттенков и переходов.
Эта работа новатора. Картина Введение Марии во храм (1534-1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Ее поддерживает сияющий полукруг ангелов, а на земле бушует радостное волнение апостолов. Лик Зевса на фоне льющегося золотистого дождя еле-еле просматривается. А Тициан – дает.
Такова «Торжественная речь Альфонсо д, Авалоса», написанная в 1540-1541 годах, на которой торжественный жест правителя Милана очевидным образом заимствован из репертуара Классической скульптуры. «Поздняя манера», в которой написаны картины Тициана, казавшаяся современникам небрежной и эскизной, в действительности чрезвычайно сложна. Несмотря на то, что этот портрет был написан Тицианом в возрасте приблизительно 25 лет и относится к раннему периоду его творчества, он является квинтэссенцией того, что принято называть тициановской красотой, чувственной и полнокровной.
Храмовая лестница колоссальна, заполняет половину всего первого плана. Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Поздние работы отличаются еще более тонким хроматизмом цвета. В 1548 и 1550 годах Тициан дважды посетил Аугсбург по приглашению самого могущественного из своих покровителей — императора Карла V. Конный портрет Карла V при Мюльберге (1548, Мадрид, Прадо) с еще большим основанием, чем портрет семьи Фарнезе, можно назвать портретом-картиной.
Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545-1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). Оставшись в Венеции, Тициан еще раз доказал ей свою преданность.
Ее глубокий смысл приближает это произведение к творениям Джорджоне, хотя оно и отличается от них удивительной живостью и естественностью фигур, реализмом исполнения пейзажа и богатой, теплой колористикой. Здесь преобладают темные тона, доминируют синий и черный, а белый, которого совсем немного, выглядит как вспышки света. На портрете изображен итальянский живописей и архитектор Джулио Романо (или Джулио Пиппи) – ученик Рафаэля и один из ярчайших представителей маньеризма. В отличие от героя Овидия Актеон Тициана не успевает окончательно превратиться в животное. В 1548 и 1550-1551 годах Тициан гостит при императорском дворе в Аугсбурге.
Его слава выходит за пределы Венеции — одним из его заказчиков становится феррарский герцог Альфонсо дЭсте, для которого, в числе других картин, был написан «Динарий кесаря» (1516—1518, Дрезден, Картинная галерея). Тициан должен прежде всего закончить грандиозное полотно «Пьета» (ныне в Академии), предназначенное для капеллы Распятия в церкви дей Фрари, где должна была быть могила самого мастера.
Альфонсо д, Эсте, герцог Феррады, приглашает его завершить украшение «алебастровой комнаты», своего частного кабинета, оставленное незаконченным Джованни Беллини и, к сожалению, разрушенного уже к концу XVI века. В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). На картине сидит полуобнаженная прекрасная богиня. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини. Около 1508 года помогал Джорджоне в исполнении росписей Fontega dei tedeschi (Немецкого подворья) в Венеции, которые можно теперь видеть в Ка-дОро. В это же время он пишет «Портрет Изабеллы дЭсте», дочери герцога Феррары, очень амбициозной и высокопоставленной особы.
Теперь одно из ведущих мест в его творчестве, как и в молодости, занимает мифологическая тематика. Век, значение которого в искусстве равно тысячелетию. Человек, одаренный высочайшей Божьей милостью творить красоту. На лице его написано мучительное переживание и непоколебимость веры, ради которой он был готов умереть.
Тициан Вечеллио да Кадоре (ок. Сначала явился Леонардо. – Л. Л. ) изображенную с абсолютно античной свободой, Микеланджело очень ее расхвалил.
С 1517 года занял должность официального живописца Венеции и её республики. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). Умер в Венеции 27 августа 1576 года. И написать чуть не столько же, сколько все великие итальянцы его времени, вместе взятые. К поздним картинам Вечеллио относятся Даная, Венера и Адонис, Положение во гроб и др. Он начинает писать большую композицию «Битва» для Дворца дожей.
Внимательный зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников. Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Vecellio) (1476/1477 или 1480-е гг. Но он был и великий ремесленник, поднявший слово ремесло на недосягаемую высоту. Разный по силе нажим давал разнообразные оттенки. Кроме того, став официальным художником Венецианской республики, Тициан выполнял государственные заказы, портретируя правителей – дожей и рисуя картины на исторические сюжеты («Битва при Кадоре», которую современники сравнивали с батальными полотнами Леонардо и Рафаэля и др. ). Совершенны четыре варианта Данаи. 1487-1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
К моменту его рождения Венеция, преодолев войны и чуму, достигла пика своего благосостояния и ласковой роскоши. Одной из известнейших картин художника является прекрасная «Венера Урбинская», которую он пишет для герцога Урбинского. К сожалению, вопреки желанию самого Тициана, над могилой не оставили, его последнее полотно, душераздирающую «Пьету» (она теперь в Академии). К сожалению, эта роспись погибла в пожаре 1867 года. Это аллегория Венеции изображенной в виде Справедливости (или библейской Юдифи), которая как будто предостерегает стоящего перед ней имперского солдата – а одновременно и купцов, входящих в помещение гильдии.
Точная дата его рождения неизвестна. В 1520 году для церкви Святого Франциска в Анконе создается «Пала Гоцци» с Мадонной, святым Франциском и святым Альвизием, написанным с заказчика.
Эта тенденция обрела законченное выражение в картине Тициана «Любовь земная и небесная» (1515, Галерея Боргезе, Рим) и монументальном алтарном образе «Ассунта» («Успение Богородицы и взятие её на небо», 1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция). «Ассунта» – шедевр религиозной живописи Тициана. Связанный с культурными кругами Венеции (писателем П. Аретино, архитектором и скульптором Я. Сансовино и др. ), Тициан воплотил в своих произведениях гуманистические идеалы Возрождения.
Напротив того, все сплочено и сжато в одно целое. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Но, вызванный в 1519-м (за год до смерти Рафаэля. Портрет Пьетро Аретино, находящийся в Питти, на котором один и тот же персонаж с одной стороны, выглядит человеком из плоти и крови, а с другой, – скорее изображен в виде «наброска, чем в виде чего-то завершенного».
В. Суриков считал, что это лучшее произведение Тициана. К сожалению, многие из этих картин сгорели во время пожара в палаццо Дукале в 1577 году. Среди творений этого периода – от конца первого десятилетия века и до середины второго – утонченные музыкальные аллегории, хранящиеся ныне в Лувре: «Прерванный концерт» и потрясающий «Деревенский концерт», аллегорически представляющий всеобщую гармонию и социальный контраст поэтически-морализаторские «Три возраста» (ныне в Эдинбурге) «Noli me tangere» или «Не прикасайся ко мне» (Национальная галерея в Лондоне) и наконец, вершина тициановского творчества – «Любовь земная и любовь небесная», сейчас находящаяся в Риме, в галерее Боргезе. Кроме того, государственные заказы требовали от художников репрезентативности и Тициан не был исключением, что четко прослеживается в его творчестве.
Была создана «Венера и органист», где художник вновь затрагивает темы музыки и любви. В своих первых работах Тициан разрабатывает «живопись тона» («Не прикасайся ко мне», Национальная галерея, Лондон серия женских полуфигур, таких как Флора, ок. В ней он порвал с многовековой традицией помещения фигуры Мадонны в центр.
Сюжет этой жизни исполненной фантастических трудов, до трагичности прост. Тициан писал в портретном жанре. Влечение его к прозрачным краскам подтверждается другой его поговоркой: «Желал бы, чтобы белила стоили столько, сколько ультрамарин, а ультрамарин – сколько белила».
«Кающаяся Магдалина», 1565 г. моделью для последнего шедевра послужила художнику его дочь). В отличие от гладкой лессировочной живописи предшествующего времени, «Себастьян» Тициана решен широкими мазками, нанесенными пастозно. Если в раннем творчестве это ликующая радость, то позднее это драматические коллизии. Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Последняя картина Тициана «Оплакивание Христа» (1576, Венеция, Галерея Академии) предназначалась самим художником для капеллы, в которой он хотел быть погребен.
На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. «Поклонение святой Троице» или «Глория», прославляющая Габсбургов, объединила в себе, на фоне светоноснейших эмпиреев, двор земной и двор небесный. Все главные храмы города открывают художнику свои двери. «Даная», работу над которой художник начал уже в Венеции и которая предназначалась в подарок кардиналу Алессандро Фарнезе, несет на себе отпечаток его чувственного натурализма и сочной колористики: она столь соблазнительна, что кажется ханжой по сравнению с «Венерой Урбино» – замечает монсеньор Джованни Делла Каза.
В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Кто изображен на картине – загадка. к творчеству мастера. В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет.
Кстати, в ГМИИ есть и известная работа самого Джулиано Романо – Форнарина или Дама за туалетом как еще называют эту работу (зал 7 Искусство Италии VIII-XVIII веков). В ногах невесты спит собака – символ супружеской верности, на заднем плане хлопочут служанки, перебирая приданное в сундуках. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Для самостоятельного художественного развития вся жизнь Тициана сложилась чрезвычайно удачно: он жил не в замкнутом узком кругу, а в широком общении с учеными и поэтами того времени и был желанными гостем у владык мира и знатных людей, как первый портретный художник. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате.
Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Данная работа входит в знаменитую серию из семи картин под названием «Poesies».
Одним из наиболее больших и важных для творчества художника является выполненная в 1516 году «Ассунта». В картинах Тициана часто присутствует пейзажный фон, его персонажи предстают в них в счастливой гармонии с природой. И она отвечает ему любовью.
Тициан поистине мыслил краской. В 1553-1554 годах созданы удостоившееся многочисленных копий «Венера и Адонис» хранящаяся в Прадо «Даная», еще один вариант картины, созданный для семейства Фарнезе. Мадонна сидит на очень высоком, с крутыми ступенями троне, в ее сторону направлен «шаг» двух колоссальных, уходящих в небо, за пределы полотна, колонн.
Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов» и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях. Одной из главных тем в творчестве художника стали женские портреты. В более поздних из них Тициан вводит большую подвижность фигур, большую страстность в выражении лиц, большую энергичность в трактовке сюжета. Период после 1540 г., отмеченный поездкой в Рим (1545 – 1546), стал поворотным в творчестве Тициана: он обратился к новому типу фигуративного изображения, стремясь наполнить его повышенным драматизмом и накалом чувств. Таковы картина Ессе Homo (1543, Музей истории искусства, Вена) и групповой портрет Павел III с племянниками Алессандро и Оттавио (1546, Национальная галерея и музей Каподимонте, Неаполь).
Но на самом деле и эти картины не столько повествуют о чудесах любимого ученика св. В картины на религиозные и мифологические темы он вводил обширные архитектурные фоны, наполняя их бытовыми деталями (Введение во храм, 1534-38, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици). Однако на всю жизнь сохранил интерес к цвету Тициан. Так, в одиночестве и прожил полвека: в тревогах за любимых (и конечно, неблагодарных) детей и под тяжестью огромной всепоглощающей работы имя которой – живопись.
Тициан становится любимым художником монарха, установив с ним прекрасные «профессиональные» отношения, которые он поддерживал впоследствии и с сыном Карла Филиппом и всем испанским двором на протяжении сорока лет. Сопровождавший скульптора в Бельведер, римскую мастерскую Тициана, Вазари взял на себя роль посредника между двумя гениями. Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. К этому периоду относится и ряд портретов, спокойных и строгих по композиции, сдержанных и богатых оттенками, тонко психологичных (Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон Юноша с перчаткой, около 1520, Лувр).
– 1576) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Его светлая одежда с пышными рукавами расшита золотом.
Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным. Но на этом последнем пиршестве за столом был он один. Когда умерла жена, оставившая ему троих детей, он не ввел в дом мачеху, не завел ни одной любовницы.
Тициан, «Святой Себастьян» – позднее произведение Тициана, но основано оно на ранних штудиях и набросках художника. С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: уверенность и достоинство, лицемерие, лживость и подозрительность и т. д. Наряду с одиночными (Ипполито Медичи, 1532-33, так называемая Ла Белла, около 1536, Пьетро Аретино, 1545, – все в Галерее Палатина, Флоренция Карл V, 1548, Старая пинакотека, Мюнхен), он создавал и групповые портреты, беспощадно вскрывая скрытую сущность взаимоотношений изображённых персонажей (Папа Павел III с Алессандро и Оттавиано Фарнезе, 1545-46, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Тициан похоронен в венецианском соборе Санта Мария Глориоза дей Фрари (Basilica di Santa Maria Gloriosa dei Frari). Художник и император становятся друзьями. Ариадна в испуге отворачивается от бога вина.
То было первое произведение венецианской живописи, проникнутое духом «большого стиля» Высокого Возрождения. В некотором смысле, Похищение стала прообразом работ в стиле барокко. Неизвестен тот факт, что в 1528 году художник выигрывает конкурс на роспись алтаря в доминиканской церкви Санти Джованни е Паоло.
В числе прочих произведений ему принадлежали датированный приблизительно 1525 годом знаменитый портрет, ныне хранящийся в Прадо (где герцог предстает в ярком голубом костюме, который еще больше оттеняет белая шерсть изображенного рядом пса) и «Снятие с креста», а также утерянная серия портретов двенадцати римских императоров, «Цезари», созданная в 1538-1539 годах и воссоздаваемая только по гравюрам и многочисленным копиям. В 1516 году от монастыря Санта-Мария Глориоза деи Фрари художник получает заказ написать алтарную картину «Ассунта» («Вознесение Марии», 1516–1518). А это всегда драма.
Но наиболее значительные произведения были им выполнены лишь во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда обилие заказов со стороны испанского короля Филиппа II позволило создать множество интересных полотен на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия. В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Лишь однажды искусство сумеет еще раз подняться до столь замечательного эффекта остановленного момента в знаменитой скульптурной группе Бернини «Аполлон и Дафна», также иллюстрирующей «Метаморфозы». Тициан подолгу гостит в Аугсбурге, выполняя там работы для императорского двора. Даже не кистью – легким прикосновением пальцев нанес несколько завершающих мазков и юношески твердой рукой подписал: «Тициан сделал».
Монументальностно и пафосом отмечена картина Вознесение богоматери (Ассунта). Если же говорить о самой картине, то и композиция довольно типична для стиля того времени – Мадонна изображена на фоне пасторального пейзажа, который, по мнению некоторых исследователей, напоминает родину самого художника – итальянскую область Кадоре (Тициан переехал в Венецию в возрасте 10-12 лет). Благодаря вмешательству властей, тело художника не было сожжено в чумных кострах.
1477-1576) был одним из величайших художников итальянского Возрождения. Две любви: небесную и земную. Художник одет в простую и дорогую одежду. За долгую жизнь в искусстве коренным образом менялась художественная манера мастера. Как и в «Вакхе и Ариадне», художник выбирает наиболее драматичные моменты В то время, как Диана и ее служанки спокойно наслаждаются жизнью, Актеон выбегает, продолжая гнаться за диким зверем. Огромное полотно Введение во Храм включает разнообразные по своему характеру, яркие декоративные сцены.
Ведь именно в эти годы рождались, творили и умирали величайшие художники. Она смотрится в зеркало, которое держат ее постоянные спутники – амуры. Фон картины динамичен: на фоне темных красок вспыхивают и вихри световых вспышек. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон). Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Познавательно, что при жизни живописца ведущее положение Венеции среди других городов стало ослаблено и это тоже отразилось на его работах: наряду с религиозными появляется интерес к аллегорическим и мифологическим сюжетам. Вазари описывал этот стиль позднего Тициана, как сделанный из пятен краски. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Для них типично общее для «возрожденцев» любование красотой человеческого тела и воспевание чувственности.
Ясно одно: эта золотоволосая юная девушка послужила художнику прототипом и других картин – Женщина перед зеркалом (Лувр) и Саломея (галерея Дориа Памфили), а также вдохновила художников следующих поколений – в частности, Рембрандта и Веласкеса. Рассказ об Тициане и античности будет неполным, если не упомянуть «Похищение Европы». Прославился среди художников, как мастер Венецианского Возрождения.
В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию. После этого учился у мастеров Джованни Беллини, Джентилле Беллини, Джорджоне. Отсутствие уплощающих объем жестких контуров помогает добиться красивого пластического рисунка, тело девушки кажется переданным в движении. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль. В чертах одряхлевшего лица и блуждающем взгляде уже заметна усталость, хотя Тициан еще носит золотую медаль, пожалованную ему Карлом V и уверенно сжимает в руке кисть.
Но, мудрый стратег, Тициан понимал, что его время еще не наступило. Это полотно также называется «Венера перед зеркалом». С Флорой Венеру разделяют полвека и, безусловно, меняется манера письма мастера. В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.
В основе колорита поздних произведениях Тициана лежит тончайший красочный хроматизм. Рядом с ней находится в рубище св. Картину «Благовещение», Тициан создает для церкви Сан Сальвадоро в Венеции в первой половине шестидесятых годов.
Согласно евангельскому тексту Христос, спрошенный фарисеем, следует ли платить подать кесарю (римскому императору), указав на лик императора, отчеканенный на монете, ответил: «Воздайте Богу — Богово, кесарю — кесарево». Но если скульптор XVII века любуется переходом человеческого туловища в ствол дерева, то Тициан намного жестче, экспрессивной, энергичней.
Учился в мастерской Джованни Беллини, где сблизился с Джорджоне. Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Силуэт Ариадны выделяется на фоне моря и неба. Из темного фона вперед выдвинута мощная фигура императора.
В 1519 году Тициан берется написать для Якопо Пезаро огромное «Святое семейство» («Мадонна семейства Пезаро»). Лицо придворного оттенено яркой вышивкой переливчатого воротника рубашки: технический прием, достаточно характерный для тициановского искусства портрета. Картина Тициана была так дорога сердцу художника, что он не продавал его. Ревнивая Юнона — жена Юпитера превратила ее в медведицу, которую через много лет попытается убить собственный сын, ставший первоклассным охотником. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато.
Склоняясь друг к другу, эти две прекрасные фигуры образуют подобие невидимой арки, придающей всему изображенному таинственность и величие. Так написан ряд последних мифологических сцен Тициана и композиций на религиозные темы, в их числе «Святой Себастьян» (1575, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). Пройдет еще четверть века и он въедет в Рим как триумфатор. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
Первым, однако, Венеция признала автора Спящей Венеры. Себастьян – оба в ГЭ Оплакивание Христа, 1573-76, Галерея Академии, Венеция). Каменная маска оленя, спрятанная в ветвях кустарника, указывает на развязку сюжета.
Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Тициан прожил долгую жизнь, до последнего вздоха не прерывая работы. Среди последних особенно выделяется «Мужской портрет» (так называемый «Молодой англичанин», 1544—1545, Флоренция, Палаццо Питти). В период позднего расцвета своего искусства Тициан возвращается к выделяющимся своей чувственностью мифологическим сюжетам (которые сам он называет «поэмами»), предназначенным прежде всего для короля Испании Филиппа II. На момент написания этой работы художнику было около 18 лет (согласно разным источникам он родился в 1488 или в 1490-м году).
Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа». Последний период творчества Тициана связан с эпохой Позднего Возрождения. Необычно исполнение картины.
Нежности, молодости и красоте Данаи противопоставляется уродливая старость и корысть. В день смерти он завершил свой последний творческий замысел – картину «Пьета» («Оплакивание Христа»). Их свободные мазки изысканность тона не имеют прецедентов в истории живописи.
Иногда краски наносились на холст не только кистью, но и шпателем и даже пальцами. Кроме живописи, творчество Тициан отмечено и другими видами искусства. В этот период художник создал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-18, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, а колорит основан на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен (Празднество Венеры, 1518, Прадо Вакх и Ариадна, 1523, Национальная галерея, Лондон Положение во гроб, 20-е гг., Лувр). Из многообразия свободных мазков рождались образы, наполненные подлинным драматизмом. Десятилетним мальчиком Тициан отправился в Венецию и там посвятил себя изучению живописи.
«Кто хочет сделаться живописцем, не должен знать больше как три краски: белую, черную и красную и пользоваться ими со знанием», — так говорил Тициан. Сейчас картина принадлежит коллекции римской Галереи Боргезе. Принято даже в нем видеть отца современного, то есть самоценного, пейзажа и если это не совсем точно (так как Италию в создании самоценного пейзажа опередили германские школы живописи, а самого Тициана – Джорджоне), то все же Тициану действительно принадлежит та заслуга, что он дал идеально прекрасные отражения отношения художника к природе, нечто стихийно-захватывающее и увлекающее.
«Портрет дожа Антонио Гримани, коленопреклоненного перед Верой в присутствии святого Марка», в честь участия испанского флота Филиппа II в победоносном сражении с турками при Лепанто в 1571 году – произведения «частные». Тициан на картине Венера отобразил идеальную женщину эпохи Возрождения. Фрески в падуанской Scuola del Santo, сохранившиеся в несравненно лучшем виде, рисуют нам Тициана в полном расцвете.
В этот же период меняется характер его живописи. Значительное влияние оказал на развитие ТицианаДжорджоне, с которым он вместе исполнял около 1507 г. в венецианской церкви Фондако дей Тедески теперь погибшие фрески (самая ранняя из нам известных работ Тициана). Одно из самых ранних и самых совершенных произведений Тициана «Христос с денарием» (Дрезден) – замечательное по глубине психологической характеристики, по тонкости исполнения и блестящему колориту. «Поздняя манера» далеко не всегда встречала понимание у его современников. Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». На первом плане изображено коленопреклоненное семейство заказчика. И оказался прав.
Трудно назвать художника, который бы смелее орудовал цветом. Созданная для Гвидобальдо, «Венера», один из шедевров тициановской классики, скорее всего призвана служить аллегорией супружества, утонченным, но убедительным примером чувственности для не блиставшей особенной красотой юной супруги Гвидобальдо, Джулии Варано да Камерино, вышедшей замуж за герцога в 1534 году в возрасте всего десяти лет. Постижение Небесной любви, воплощения гармонии и мирового разума, через Любовь земную было одним из излюбленных тезисов ренессансной неоплатонической философии. К 27 годам его уже считали лучшим живописцем Венеции. Обнажив голову, он держит в правой руке, черный берет с пряжкой. Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свитедельствует о творческой зрелости мастера.
Да, он был творец. Затем Микеланджело. Первые из них, полные движения иногда не лишенные и драматического начала, в то же время проникнуты гедонистическим мироощущением, кисть Тициана великолепно передает и теплоту, сияющую прелесть обнаженных женских тел и мягкие краски пейзажа (Венера перед зеркалом, 1554—1555, Вашингтон, Национальная галерея искусства). И королей и святых. Образы, порожденные Тицианом нередко полны трепетной жизненности и внутренней драмы.
Только кисть, которую мужчина держит в правой руке, указывает на его занятие. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Вот таким образом понятые как аллегорический призыв к любовному примирению, скрытым смыслом наполняются обстоятельства, послужившие толчком к созданию картины. Картина написана с той же женщины, что и другое произведение урбинского цикла, так называемая «La Bella».
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали.