И семья переехала в родовое поместье, находящееся во Флоренции. В начале работ он предложил им написать что-нибудь в качестве образца. Обе статуи Микеланджело высек собственноручно в течение менее одного года. Это были годы изнурительного, нечеловеческого труда.
Когда они предстали перед папой, Микеланджело пал на колени, Его же Святейшество взглянул на него искоса, будто гневно и сказал ему: «Вместо того чтобы тебе к нам прийти, ты ждал, когда мы придем к тебе. » – желая сказать этим, что Болонья ближе к Флоренции, чем Рим. Встречаясь с Микеланджело, папа напоминал ему часто: «Не сделать ли капеллу красками и золотом побогаче, ведь она бедновата».
Слова Вазари о «божественной красоте» произведения должны быть поняты в возможно более буквальном смысле, для того чтобы в максимальной степени постичь смысл этой Мадонны. Младенец изображён без нимба. Однако не тут-то было. Петра вокруг церкви Санта Катарина, между церковью и проходом к замку.
Мать мальчика умерла, когда ему было шесть лет. Тот же на это ответил, что подумает об этом после, по-другому же сделать нельзя. Такой комплекс беспорядочных фигур редкость для флорентийского искусства, где его, как правило, можно найти только в изображениях, показывающих либо «Избиение младенцев» или «Муки ада».
По первому из шести проектов надгробие представляется свободно стоящим сооружением (напоминающим античные квадрифроны), обработанным ордером, арками и нишами для размещения сорока больших (в рост человека) скульптур. Эта фреска самая широкая в манере изображения и была написана за один день. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в Капрезе возле провинции Ареццо, регионе Тоскана. Петра (рис. Только в 1531 году Микеланджело возобновил свой проект капеллы. На истории этой явственно видно, как по-разному умирают те, кто от этих укусов потерял всякую надежду.
Во время последнего пребывания в Риме Микеланджело выполнил свою вторую грандиозную живописную работу в Сикстинской капелле — фреску «Страшный суд» на алтарной стене (начата в 1533 г., картон был готов в 1535 г., окончена в 1541 г. ). Они перекрыты горизонтальным архитравом, покоящимся на ионических колоннах. Лишь одно из них — палаццо Консерваторов — частично получило новый внешний облик при жизни мастера, другое — Капитолийский музей (сокровищница античной скульптуры, на плане слева) — было закончено в XVII в. По всей длине боковых зданий на высоте первого этажа устроены глубокие портики.
Микеланджело добился большей простоты и слитности наружной композиции, отказавшись от ордерных галерей и угловых кампанил (во внешнем облике собора это выявило равносторонний крест, лежавший в основе его плана) и объединив основные помещения в общем объеме, завершенном центральным куполом (купол возведен Джакомо делла Порта после смерти Микеланджело, в основном по его модели, но с одним важным отступлением: стрела подъема была несколько повышена). Микеланджело изобразил пьяного бога вина, которого сопровождает сатир (жизнерадостные козлоногие существа, населявшие греческие острова). Когда скульптуры были закончены их показали Пьерфранческо, который заявил Микеланджело: «Если ты их закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, выдав за антики, я уверен, что тебе поверят и ты выручишь за них гораздо больше, чем если продашь их здесь».
8 месяцев он в Карраре (каменоломня в итальянской провинции Масса-Каррара, регион Тоскана) выбирает необходимый для работы мрамор. В то время как деятельные и отменные умы, просвещенные знаменитейшим Джотто и его последователями изо всех сил стремились даровать миру образцы доблести, коей благосклонность созвездий и соразмерное смешение влажных начал одарили их таланты и в то время как они, полные желанием подражать величию природы превосходством искусства, дабы достичь, насколько было им возможно, высшего познания именуемого многими «интеллигенцией» повсеместно, хотя и напрасно, этого добивались, тот, кто благосклоннейше правит небесами, обратил милосердно очи свои на землю и, увидев бесконечную пустоту стольких усилий, полную бесплодность самых жарких стремлений и тщеславие людского самомнения, отстоящего от истины дальше, чем мрак от света, порешил, дабы вывести нас из стольких заблуждений, ниспослать на землю такого гения, который всесторонне обладал бы мастерством в каждом искусстве и в любой области и который один, собственными усилиями показал бы, что совершенство в искусстве рисунка заключается в проведении линий и контуров и в наложении света и тени для придания рельефности живописным произведениям для правильного понимания работы скульптора и для создания жилья удобного и прочного, здорового, веселого, соразмерного и обогащенного разнообразными архитектурными украшениями и, помимо этого, он пожелал снабдить его истинной моральной философией, украшенной нежной поэзией, дабы мир избрал его единственным в своем роде зерцалом, любуясь его жизнью, его творениями, святостью его поведения и всеми его человеческими поступками и дабы и мы именовали его чем-то скорее небесным, чем земным. Микеланджело трудился над фреской с 1534 года до октября 1541 года.
На что Микеланджело отвечал попросту: «Святой отец, в те времена люди золота на себе не носили, а те, что там изображены, слишком богатыми никогда не были, но были святыми людьми, так как презирали богатство». Среди самых знаменитых фресок на потолке – «Сотворение Адама», «Грехопадение и изгнание Адама и Евы», «Потоп», «Пророк Иеремия» и «Кумская сивилла». что ваятель успел создать, считается, величайшими шедеврами мирового искусства. Только наглость и невежество он карал неумолимо.
В-третьих, Юлий II умер и новый папа — флорентиец Лев X отменил все его заказы. Во Флоренции Буонаротти выполнил грандиозную работу – статую «Давид» (1501-1504 года). Это изваяние стало восприниматься как символ Флорентийской республики и одна из вершин не только искусства Возрождения, но и человеческого гения в целом. Статуя предназначена для кругового обзора. Большинство её стихотворений посвящено духовной тематике, любви к Богу. Второе десятилетие активного поэтического творчества Микеланджело (1547 – 1556 гг. ) – после её кончины, когда ожидание собственной смерти стало заключительной темой всей поэзии Микеланджело. «Микеланджело в эти заключительные годы своей поэзии словно подбирал исконные, самые ходовые слова, чтобы выразить обычные, самые простые чувства старого, умирающего человека но только человек этот был великаном, умирал как великан и слова смерти вырывались у него по-великаньи». До фрески «Страшный суд» стихи «были для Микеланджело ещё обителью отдыха.
Кондиви описывал, что он был безразличен к пище и напитку, ел «больше из потребности, чем для удовольствия» и что он «часто спал в одежде. Однако то. Недаром, когда Доменико возвратился и увидел рисунок Микеланджело, он заявил: «Ну, этот знает больше моего» – так он был поражен новой манерой и новым способом воспроизведения натуры, которым по приговору неба был одарен этот юноша в возрасте столь нежном, да и в самом деле рисунок был таков, что большего нельзя было бы и пожелать от умения художника, работавшего уже много лет. Прибыв в Рим, он провел там много месяцев, прежде чем его заставили за что-либо взяться.
Однако стоит приглядеться к деталям. Давид Микеланджело ваялся в течение трех лет, а взялся за нее мастер в возрасте 26 лет. В это время Микеланджело работал над рядом архитектурных проектов.
делла Порта). В «Распятии Петра» солдаты занятые своей обязанностью рыть яму и поднимать крест, в то время как на них смотрят люди и обсуждают происходящее.
Он покинул безопасный двор Медичи и вернулся в дом своего отца. Главным сооружением ансамбля, расположенным по оси площади и замыкающим ее заднюю сторону, является трехэтажное палаццо Сенаторов, украшенное парадной двусторонней лестницей и увенчанное башней (фасад выполнен Джироламо Ринальди (1592 г. ), башня — М. Лунги Старшим (1579 г. ). Папа вспылил, говоря: «Я ждал этого тридцать лет и теперь, когда я стал папою, я от этого не откажусь, договор я разорву, так как хочу, чтобы ты мне служил во что бы то ни стало».
Это утверждение остаётся недоказанным, однако, сам Микеланджело верил в него. В работах известных под общим названием «Рабы», каждая показывает фигуру, отчаянно пытающуюся освободиться из уз скалы, в которой застрял. Вскоре семья переехала во Флоренцию. В семье было много детей, вот таким образом Микеланджело отдали на воспитание в семью кормилицы, а вскоре умерла мать (будущему художнику было всего 6 лет). Особой склонности к наукам он не имел, его влекли краски, резец.
20 января 1494 г., после обильных снегопадов, наследник Лоренцо, Пьеро де Медичи, заказал снежную статую и Микеланджело снова вошёл во двор Медичи. А помимо красоты необыкновенной в творении этом видно такое единство живописи и ее выполнения, что кажется, будто написано оно в один день, причем такой тонкости отделки не найдешь ни в одной миниатюре и, по правде говоря, количество фигур и потрясающее величие этого творения таковы, что описать его невозможно ибо оно переполнено всеми возможными человеческими страстями и все они удивительно им выражены.
Недаром, беседуя как-то с Вазари, Микеланджело сказал в шутку: «Джордже, если и есть что хорошее в моем даровании, то это оттого, что я родился в разреженном воздухе аретинской вашей земли, да и резцы и молот, которыми я делаю свои статуи, я извлек из молока моей кормилицы».
Эфрос «Поэзия Микеланджело»). В это время Микеланджело создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». Ведь, загораясь с каждым днем все сильнее желанием созидать, накопляя и улучшая созданное, он не замечал усталости и не заботился об удобствах.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Мать прикрывает головку ребёнка. К счастью семья в которую он был отдан была любящей и относилась к воспитаннику хорошо. «Поэзия была младшей из микеланджеловских муз и он держал ее на положении Золушки. «Мадонна Брюгге», во время её создания, в отличие от других таких статуй, которые показывают Деву Марию, с гордостью представляет своего сына.
Выздоровев от болезни, он воротился к работе и, не прерывая ее больше, закончил все в несколько месяцев, придав такую мощь своей живописи, что оправдал этим слова Данте: «Мертвые там мертвы, живые совсем как живые» – такие в ней страданья грешников и радость праведников. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе и спроектировал новое оформление Капитолия. Так же было создано единственное дошедшее до нас станковое произведение «Мадонна Дони». Папа рассердился и дубинкой, которую он держал, ударил епископа с такими словами: «Это ты невежда, что говоришь о нем гнусности, каких мы ему не говорим». «Скованный раб» — одна из более поздних статуй для гробницы папы Юлия. Прибыв на флорентийские земли, он почувствовал себя в безопасности. Он боготворил Данте и любил Петрарку.
На последней панели, представлено «Отделение света от тьмы». Тогда сквозь разрывы по сторонам палаццо Сенаторов он видит уходящие в стороны лестницы, одна из которых ведет к боковому фасаду церкви Санта Мария дельи Арачели, другая к портику на так называемой Тарпейской скале (лестницы и замыкающие их арочные портики построены Виньолой).
Микеланджело промолчал, но ему не понравилось, что его творение приписывают другому. А так как картон этот стал школой художников, его перенесли в палаццо Медичи, в большую верхнюю залу, причем его отдали в руки художников, чересчур на них положившись, вследствие чего во время болезни герцога Джулиано, когда за картоном никакого присмотра не было, его разорвали, как об этом рассказано в другом месте, на отдельные куски, которые были рассеяны по разным местностям, о чем свидетельствуют некоторые его обрывки, которые и теперь можно увидеть в Мантуе в доме мессера Уберто Строцци, мантуанского дворянина, хранящего их с большим почтением. Сюжет близок к бытовому жанру.
Обе фигуры слиты в единое целое. Петра в капелле Девы Марии.
Петра и ансамбля Капитолия, чтобы поставить его в ряд крупнейших зодчих эпохи. Но чем больше он отказывался, тем сильнее разгоралась прихоть папы, который шел напролом в своих затеях, а к тому же его снова начали подстрекать соперники Микеланджело и в особенности Браманте, так что папа, который был вспыльчив, уже готов был рассориться с Микеланджело. Достаточно увидеть, что намерение этого необыкновенного человека не стремилось ни к чему другому, кроме как к написанию абсолютной и самой соразмерной композиции человеческого тела в самых различных его положениях и не только этого, но вместе с тем и волнения страстей и духовной удовлетворенности – и в этом он превзошел всех близких к нему художников и указал путь к большой манере и к изображению обнаженного тела и обнаружил все, что он познал в трудностях рисунка и в конце концов он раскрыл путь ко всем возможностям искусства в главном его задании, каким является человеческое тело стремясь к одной лишь этой цели, он оставил в стороне красоту красок, причуды и новые выдумки в некоторых мелочах и тонкостях, то, чем многие другие художники, в чем есть, может быть, некоторый смысл, полностью не пренебрегают.
Микеланджело ответил, что он увещевает болонский народ вести себя благоразумно. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения. Картина создавалась под опекой его старшего друга Франческо Граначчи.
Но Микеланджело, неизменно прочно утвердившийся в самой глубине искусства, показал, как достичь совершенства тем, кто достаточно сведущ. Безупречная композиция делает их удивительно правдивыми и достоверными. Для этого Микеланджело получил помещение в больнице красильщиков при Сант Онофрио и принялся там за огромнейший картон, потребовав, однако, чтобы никто его не видел. И вообразить себе невозможно разнообразие лиц дьяволов, чудовищ поистине адских. По многим параметрам она отступает от церковных канонов.
Воздев руки, Микеланджело громким голосом смиренно попросил у него прощения за то, что поступил он так, вспылив, не будучи в состоянии перенести, что его попросту выгнали вон и, признавая свою вину, он еще раз попросил прощения. Некоторые из фресок, как, например выжившая «Ливийской Сивиллы», демонстрируют внимательность художника к деталям, таким, как руки и ноги. 25) (начата в 1530г. Мучение Св.
Пророк Иеремия, предвидевший падение Иерусалима, является изображением самого художника. Ими были семь пророков Израиля и пять сивилл, прорицательниц античного мира.
В этот списокработ вошли как скульптурыи архитектурные проекты, так и живописные труды. Дед и прадед Микеланджело считались преуспевающими банкирами, но родители жили бедно. В 1546 году Микеланджело назначили архитектором собора Святого Петра в Риме. Контраст ее молодости с безжизненным телом Христа еще более усиливает трагизм ситуации.
Рядом с ней играют четверо детей: трое на лестнице, а один чуть виднеется из-за её плеча (возможно, это намёк на четырёх евангелистов). Мадонна у Микеланджело не изображена хрупкой или слабой, ее душа не наполнена болью. И Микеланджело сделал для него картон изображавший св.
Покончив со своими обязанностями по должности подесты, Лодовико воротился во Флоренцию в селении же Сеттиньяно, что в трех милях от города, где у него был земельный участок, полученный по наследству (а место это скалистое и полное залежей мачиньо, постоянно обрабатываемых каменотесами и скульпторами, большинство которых оттуда и родом) в это селение Лодовико и отдал Микеланджело на кормление жене одного каменотеса. Картина получила широкое признание от пэров. Микеланджело не мог иметь единомышленников, так как от природы был отшельником и меланхоличной личностью, «bizzarro e fantastico», человек, который «уходил от компании мужчин». Микеланджело — гениальный скульптор, художник и архитектор — был одним из последних «универсальных людей» Возрождения, со всей страстностью своего темперамента преданным передовым идеалам итальянского гуманизма — не только эстетическим, но и общественным.
Последняя основана на теме предложенной Полицианом и заказана Лоренцо де Медичи. Первоначально созданная для могилы французского кардинала Жана де Билье скульптура изображает Деву Марию, держащую Тело Христа после его распятия на кресте. Его преемник, Павел III сыграл важную роль вначале и завершении проекта художником. Издание Энзо Ноэ Джирард (Бари, 1960) итал. Enzo Noe Girardi) состояло из трех частей и было значительно совершеннее издания Фрея в точности воспроизведения текста и отличалось лучшей хронологией расположения стихов, хотя и не вполне бесспорной35.
Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. С завершением Давида пришёл другой заказ. Один епископ спросил привратника: «Ты разве не знаешь этого человека. » — «Слишком хорошо знаю, — ответил привратник, — но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальников и папы». В личной жизни, Микеланджело был воздержан.
В это время Микеланджело высекал рельефы «Мадонны у лестницы» (1490—1492) и «Битву кентавров» (1491—1492). С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Ни одна из работ не была закончена и обе потеряны, когда зал заседаний восстановили. По возвращении он неустанно продолжал работы по укреплению города и хотя они и мешали ему, он тем не менее написал для упоминавшегося герцога картину темперой с Ледой работа эта была божественной, о чем и будет рассказано в своем месте, а также тайком работал он и над статуями для гробниц в Сан Лоренцо. Синьория (городской совет), торговые гильдии, богатые покровители, такие как Медичи и их банковские партнеры оказывали поддержку искусству. Микеланджело добился впечатления неустойчивости без композиционной неуравновешенности, которая могла бы нарушить эстетический эффект. По мнению советского искусствоведа Виктора Лазарева, «Вакх» – «наименее самостоятельная из работ Микеланджело», так как в ней легко читается влияние античной пластики.
Тяжесть второго, более высокого этажа умеряется могучими коринфскими пилястрами большого ордера (один из первых примеров применения этого приема в гражданской архитектуре Италии), объединяющего оба этажа. Детство его проходило во Флоренции и в сельской местности, в родовой усадьбе.
Микеланджело был убеждён в том, чтобы взять на себя проект. выдать как античную работу и. продать гораздо дороже». Микеланджело Буонарроти родился 6 марта 1475 г. в Капрезе (регион Тоскана) в семье обедневшего дворянина, который занимал государственные должности.
Петра. Эта капелла должна была стать монументальным мавзолеем семьи Медичи. Статуя изображает римского бога вина в расслабленном положении. Главным достоянием Художественного музея Кимбелл в Техасе является картина Мучения Св. Договор согласовали в августе следующего года. Что же можно сказать о четырех историях по углам в распалубках этого свода.
Микеланджело приступил к росписи начиная с более поздних сцен повествования. А так как шутки эти, по их мнению, продолжались слишком долго, они смирились и с позором воротились во Флоренцию. В ангеле Микеланджело всё динамично. В 1494-1495 гг.
В это время Микеланджело создает свое бессмертное произведение — капеллу Медичи. Клименту хотелось, чтобы на этих стенах, а именно на главной из них, там, где алтарь, был написан Страшный суд, так чтобы можно было показать на этой истории все, что было в возможностях искусства рисунка, а на другой стене, насупротив, приказано было над главными дверями показать, как был изгнан с небес Люцифер за свою гордыню и как были низвергнуты в недра ада все ангелы, согрешившие вместе с ним. Четкость и характер рельефов создавали причудливую игру светотени. Публика видит сильную и крепкую женщину, которая способна родить и воспитать настоящего героя.
Заказом который стал заключительным аккордом в его жизни стал собор Святого Петра.
Петра в Риме, чтобы, как об этом рассказано в другом месте, поместить в нее и гробницу. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж. Не имея достаточного опыта в подобной росписи, он пытался свалить с себя этот груз. Следующим на очереди был проект усыпальницы рода Медичи. В благодарность он подарил церковнослужителю распятие с лицом Христа.
Микеланджело принимает участие в этом конфликте и выступает в качестве военного инженера. Подобные мраморные панели создали Никколо и Джованни Пизано, а фигуративные композиции – Гиберти на бронзовых дверях баптистерия Сан-Джованни.
Приблизительно с 1490 до 1492 года Микеланджело находится при дворе Медичи. Мадонна Брюгге была единственной скульптурой Микеланджело, покинувшей Италию при жизни художника. В 1501 году Микеланджело снова посещает Флоренцию. Микеланджело вернулся во Флоренцию в 1499 году. Мелоццо изображал фигуры с разных сторон, словно они плывут в Небесах и их видят снизу.
Франциска, принимающего стигматы, а цирюльник выполнил его весьма старательно красками на доске небольших размеров и живописная работа эта находится ныне в первой капелле церкви Сан Пьетро а Монторио, по левую руку от входа. Во время создания декора для усыпальницы архитектору поступило предложение на оформление часовни Льва Х и скульптуру «Христос с крестом». Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Тогда Микеланджело, приняв его, показал ему написанную им Леду, обнимающую лебедя с Кастором и Поллуксом, вылупляющимися из яйца, на большой картине, непринужденно написанной темперой, но посланец герцога, наслышавшийся имени Микеланджело и считая, что тот должен был создать что-то более величественное, но, не поняв, как искусно и превосходно была написана эта фигура, заявил Микеланджело: «О, это пустяки. » Микеланджело спросил у него, чем он занимается, зная, что наилучшее суждение о том или ином деле могут дать только те, кто достаточно глубоко им овладел.
На следующий день он опять пошел поговорить с папой, но, когда его не впустили, так как привратник заявил, что ему следует запастись терпением ибо ему приказано не впускать его, один епископ сказал привратнику: «Да ты разве не знаешь этого человека. » – «Слишком хорошо его знаю, – ответил привратник, – но я здесь для того, чтобы исполнять приказания начальства и папы». В «Страшном суде» у Микеланджело была возможность, в беспрецедентном масштабе изобразить фигуры, которые в действии также стремятся ввысь или падают и их стаскивают.
Первая крупномасштабная скульптура Микеланджело — мраморный Вакх. Микеланджело заботился о своем отце и четырех братьях.
Небо же, казалось, улыбалось потому, что душа папы вознеслась к небесной славе. Рубенс написал копию работы Леонардо, а Бастиано да Сангалло – работы Микеланджело. При исполнении этой работы приор монастыря предоставил в распоряжение Микеланджело труп, на котором художник впервые познакомился с анатомией. В 1488 году отец отдал тринадцатилетнего Микеланджело учиться в боттегу (мастерскую) Доменико Гирландайо, который в то время почитался одним из лучших мастеров не только во Флоренции, но и во всей Италии.
Их толковали по-разному, как ангелов, муз или просто как художественное оформление. Однако окончательная доработка их несколько отличается от первоначального замысла. Так, если в ансамблях кватроченто зритель обычно уже «с порога» видит между зданиями перспективу улицы или ясные дали, то на Капитолии он может удовлетворить свое любопытство, лишь миновав центр площади, когда перед ним раскроются новые объекты интереса, а с ними и новые качества ансамбля.
По обеим сторонам площади, сужающейся к ее открытой (это расположение обусловлено античными руинами, включенными в палаццо Консерваторов, но отвечает композиционным принципам, заложенным Росселино в центральном ансамбле Пиенцы), обращенной к подходу стороне, симметрично поставлены двухэтажные здания с одинаковыми фасадами. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Одно из центральных изображений, «Сотворение Адама» — одна из самых известных и наиболее воспроизведённых работ в истории искусства. С течением времени много детей народилось у Лодовико, а так как жилось ему плохо и доходов у него было мало, то сыновей своих он пристраивал к шерстяному и шелковому цеху, а Микеланджело, когда он подрос, отдал в обучение грамоте учителю Франческо из Урбино.
В стране вспыхивает революция. После Оплакивания Христа, флорентийского гиганта и картона слава Микеланджело стала такова, что в 1503 году, когда после смерти папы Александра VI был избран Юлий II (а Микеланджело тогда было около двадцати девяти лет), он с большим почтением был приглашен Юлием II для работы над его гробницей, причем подорожных через папских казначеев ему было выплачено сто скудо. Микеланджело вернулся во Флоренцию, но не получив заказа от нового правительства города под управлением Савонаролы. Младенец Христа, которого сдерживает рука его матери, уже готов выйти в мир. Блистательно пользуясь средствами архитектуры, скульптуры, цветом и т. п. используя рельеф, он искусно связал ансамбль с примыкающими частями города. После смерти Медичи в 1492 году Микеланджело возвращается домой.
Две гробницы герцогов Лоренцо и Джулиано Медичи представляют собой саркофаги с покатыми крышками, на которых расположено по две фигуры – «Утро» и «Вечер», «День» и «Ночь». Возблагодарите же за это небо и стремитесь подражать Микеланджело во всем. В ноябре 1497 года французский посол Святого Престола кардинал Жан Билэр де Лагрола поручил ему высечь «Пьету», скульптура показывает Деву Марию, оплакивающую тело Иисуса. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. Вот, собственно, все, что просочилось наружу.
Работы дают уникальную возможность проникнуть в сущность методов скульптуры, которые использовал Микеланджело и его способ пролить свет на то, что он узрел в камне. «Правду вы говорите», – ответил им Микеланджело, желая намекнуть (о чем он как-то признался одному из своих друзей), что он имеет в виду баранов и быков, ничего в искусстве не смыслящих. Микеланджело противился этому всеми силами, ссылаясь на обязательства в отношении гробницы, взятые им перед кардиналом Четырех Святых и Аджинензе.
Антония – первая из известных картин Микеланджело. Дух и талант Микеланджело не могли оставаться без дела, а так как писать он уже не мог, он принялся за глыбу мрамора, чтобы высечь из нее четыре круглые статуи, превышающие рост живых людей, создав Мертвого Христа для собственного удовлетворения и препровождения времени и, как он сам говорил, потому, что работа молотком сохраняет в его теле здоровье. В 1508 году мастер все-таки вернулся в Рим, но не смог заняться капеллой. Наконец, на самом верху были еще две статуи: Неба, несущего, улыбаясь, на своих плечах гроб и Кибелы, богини земли, как бы горюющей о том, что после кончины такого мужа мир лишился всех добродетелей.
Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции. В последующие месяцы он вырезал полихромное деревянное «Распятие» (1493), в качестве подарка настоятелю флорентийской церкви Санто-Спирито, который позволил ему некоторое время исследовать анатомию на трупах в больнице церкви. Не имея возможности воспитывать многочисленное потомство Людовико Буонарроти вынужден был отдать сына кормилице. Через левое плечо он перекинул пращу, нижний кончик которой подхватывает его правая рука. В 1503 г. Микеланджело выполняет работы по заказу: «Двенадцать Апостолов» для флорентинского собора.
Отходя от традиции. И тут же под этой памяткой или договором, также рукою Лодовико подписано: «Из них вышеназванный Микеланджело получил сего 16 апреля два золотых флорина золотом: я, его отец Лодовико, сын Лионардо, получил за его счет 12 лир и 12 сольдо». Кроме того, Микеланджело сделал набросок лестницы в нише брамантевского Бельведера (1550 г. ), рисунки для церкви Сан Джованни деи Фьорентини (с 1550 г. ), модель дворца для Павла III (1551 г., не сохранилась), перестроил Порта Пиа (с 1561 г., не окончена) и создал в руинах терм Диоклетиана церковь Санта Мария дельи Анджели (1563—1564 гг. ). Сперва художник расписывал потолок вместе с Франсеско Гранакси, Джулиано Бугардини и сотней чернорабочих, но потом в припадке гнева уволил подручных. Живую форму ребёнка позже адаптировал Рафаэль в картине «Мадонна Бриджуотер».
Во Флоренции Микеланджело создал бессмертный образец Высокого Возрождения— статую «Давид» (1501—1504), ставшую на многие века эталоном изображения человеческого тела, в Риме— скульптурную композицию «Пьета» (1498—1499), одно из первых воплощений фигуры мёртвого человека в пластике. Это также одна из нескольких работ художника, сосредоточение на языческой, а не христианской тематике.
Одним из самых монументальных произведений художника являются фрески потолка Сикстинской капеллы, о которых Гёте писал, что: «Не увидев Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек»56. Это была общая тема для похоронных памятников в ренессансную эру Италии. Одно из них, крепко связанное с идеологией воинствующей католической церкви, вскоре привело к барочному искусству другое, пытавшееся сохранить верность архитектурным идеалам Возрождения и примирить их с новыми общественными требованиями, в свою очередь разделилось на два русла: маньеризм, связанный с аристократической верхушкой (он развивался преимущественно вне Рима) и академизм виньоловского толка, подготовивший появление в Европе стиля «классицизм». Работа была создана по указу Папы Римского Павла III в 1541. Предполагают, что статуя изначально предназначалась для церковного алтаря. Внешний облик собора приведен в соответствие с разработкой интерьера: и там и здесь применены пилястры колоссального коринфского ордера (чуть более высокие снаружи), расположенные парами в родственном ритме. скульптор работает над заказами римского папы Юлия II в Риме – тот заказал ему гробницу.
В тот период, у него была самая большая мастерская во Флоренции. Слава Микеланджело гремела по всей Италии и его вызвали в Рим. Для папы Павла III он закончил Палаццо Фарнезе (третий этаж дворового фасада и карниз) и спроектировал для него новое убранство Капитолия, материальное воплощение которого продолжалось, однако, достаточно долго.
Когда же он спросил, как полагает Его Святейшество, не вложить ли ему в левую руку книгу, тот ответил: «Дай мне в руку меч – я человек неученый». Больше 300 фигур было изображено на потолке капеллы. 13). Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Когда же Микеланджело собрался заняться статуями, в это время папе пришло на ум вызвать его к себе, так как задумал он расписать стены Сикстинской капеллы, в которой Микеланджело расписал потолок его предшественнику Юлию II. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Через год Микеланджело поступает в художественную школу «Сады», находящуюся при монастыре в Сан Марко.
Когда Микеланджело это увидел, он спросил Браманте, как же заделать дыры после того, как роспись будет закончена. Данный образ широко использовался как художниками, так и скульпторами XV века. Две работы – статуя «Вакх» и группа «Пьета» – созданные в конце XV в., принесли Микеланджело широкую известность и славу.
Её должны были разместить снаружи Кафедрального собора Флоренции. А поверх всего этого царит другое: смятение, ужас, величайшая определенность ощущения надвигающейся «двойной смерти» – физической, когда, в могилу должно лечь тело и духовной, когда на вечные муки за грехи будет осуждена душа» (все цитаты из статьи А. М. Полагают, что художник нарисовал ее в возрасте 12 — 13 лет на основе гравюры немецкого живописца 15-го века Мартина Шонгауэра. Когда же один из них обратился к другому с вопросом, кто же сотворил это чудо, тот ответил: «Наш миланец Гоббо». По характеру своего дарования он был прежде всего скульптор.
Как было сказано в жизнеописании Антонио да Сангалло, папа Павел приказал построить в том же этаже и по образцу капеллы Николая V некую капеллу именуемую «Паолиной», решив, чтобы Микеланджело написал в ней две пространные истории на двух больших картинах на одной из них он написал Обращение св. Как-то Альдовранди пошел с ним посмотреть на раку св. Исследователи писали по поводу сонетов, посвящённых Микеланджело Виттории: «Нарочитый, вынужденный платонизм их отношений усугубил и довёл до кристаллизации любовно-философский склад микеланджеловской поэзии, отразившей в значительной мере воззрения и стихотворчество самой маркизы игравшей в течение 1530-х годов роль духовной руководительницы Микеланджело. Огромное количество предложений приходило к ваятелю в этот период.
Подобным же образом написан над дверью капеллы и старец Захария, который, разыскивая в книге что-то, чего найти не может, стоит, опершись на одну ногу и подняв другую, а так как увлечение поисками того, чего он не находит, заставляет его стоять в этом положении, он забывает о тех неудобствах, которые оно ему доставляет. Вот таким образом, как полагают многие биографы Микеланджело и историки искусства именно этим фактом можно объяснить «плодовитость» мастера, который спешил творить, боясь потерять трудоспособность.
Его статуи лишены портретных черт и изображают текучесть времени. Страшный Суд часто упоминается в качестве одной из самых сложных работ Микеланджело. Тот же, усмехаясь, ответил: «Я купец», полагая, что Микеланджело не узнал в нем дворянина и вроде как издеваясь над таким вопросом, показывая вместе с тем, что он презирает занятия флорентинцев. Справа на переднем плане, Микеланджело вышел на картину с выражением разочарования на лице.
Ныне же пусть поражается всякий, сумевший разглядеть в нем мастерство в фигурах, совершенство ракурсов, поразительнейшую округлость контуров, обладающих грацией и стройностью и проведенных с той прекрасной соразмерностью, какую мы видим в прекрасных обнаженных телах, которые, дабы показать крайние возможности и совершенство искусства, он писал в разных возрастах, различными по выражению и по формам как лиц, так и очертаний тел и членам которых он придавал и особую стройность и особую полноту, как это заметно в их разнообразных красивейших позах, причем одни сидят, другие повернулись, третьи же поддерживают гирлянды из дубовых листьев и желудей, входящих в герб и в эмблему папы Юлия и напоминающих о том, что время его правления было золотым веком ибо тогда еще не ввергнута была Италия в несчастия и беды, терзавшие ее позднее. Особое внимание заслуживает статуя «Моисей», выражающая титаническую силу, могучую волю и темперамент.
До сегодняшнего дня в базилике не хватает фасада. И в один прекрасный день, когда он отправился в собор св. Два из наиболее известных своих творений «Пьета» и «Давид», Микеланджело создал, прежде чем ему исполнилось тридцать. В ансамбле Капитолия (как и в замысле завершения палаццо Фарнезе) Микеланджело проявил себя замечательным градостроителем. Он желал отметить свое правление такими «чудесами», которые мог создать лишь великий государь, а он себя именно таким и считал. Вакх (Бахус, Дионис) – младший из олимпийцев в древнегреческой мифологии, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Скульптурная группа предназначена для кругового обзора.
В часовне также находится Мадонна Медичи созданная Микеланджело. Увиденное потрясло воображение многих людей.
В это же время на Италию нападает французская армия под предводительством Карла VIII. В то время, Флоренция была крупнейшим центром искусства и учения в Италии. Закончена к 1588 г. по проекту Дж. Микеланджело ди Лодовико Буонарроти Симони (6 марта 1475–18 февраля 1564), широко известен как Микеланджело – итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт и инженер эпохи Высокого Возрождения, который оказал беспрецедентное влияние на развитие западного искусства.
Он как-то сказал своему ученику, Асканьо Кондиви: «Однако, богатый я, возможно, был, я всегда жил как бедный человек». Деятельность его связана в основном с двумя итальянскими городами— Флоренцией и Римом. Позже написать «Битву при Кашине» доверили Микеланджело. Она отличалась безупречным целомудрием и благочестием.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Обоих Лоренцо и Микеланджело обманул посредник с реальной стоимостью работы.
Иоанна ребенком и тут же из другого куска мрамора спящего Купидона натуральной величины и когда он был закончен, через Бальдассарре дель Миланезе его, как вещь красивую, показали Пьерфранческо, который с этим согласился и сказал Микеланджело: «Если ты его закопаешь в землю и потом отошлешь в Рим, подделав под старого, я уверен, что он сойдет там за древнего и ты выручишь за него гораздо больше, чем если продашь его здесь». Здесь Микеланджело получил возможность ознакомиться с основными материалами и техникой, к этому же периоду относятся его карандашные копии произведений таких флорентийских художников, как Джотто и Мазаччо, уже в этих копиях проявилось характерное для Микеланджело скульптурное видение форм19. Библиотеку открыли в 1571 году, а вестибюль оставался неполным до 1904 года. Петра (руководство работами — с января 1547 г., окончание главного барабана и изготовление терракотовой модели купола в 1557 г., деревянной модели в 1558—1561 гг. ) окончание строительства палаццо Фарнезеи реконструкция площади и дворцов на Капитолии, которые были завершены после смерти мастера (новый цоколь для статуи Марка Аврелия — 1538 г. начало строительства дворцов — 1560 г. ).
Данная композиция напоминает живопись, но в то же время отличается от нее.
Каковы были способности Микеланджело, отлично понял после этого мессер Якопо Галли, римский дворянин, человек одаренный, который заказал ему мраморного Купидона натуральных размеров, а затем статую Вакха высотой в десять пальм, держащего в правой руке чашу, а левой – тигровую шкуру и виноградную кисть, к которой тянется маленький сатир. На ней изображен Давид перед схваткой с Голиафом.
Пятый проект (договор 1532 г. ) еще скромнее и рассчитан на установку надгробия в церкви Сан Пьетро ин Винколи, где оно было завершено в 1545 г. на основании последнего проекта, разработанного шестидесятилетним художником после 1542 г. К тому времени из композиции надгробия уже исчезли последние отголоски темы античных триумфов. В 1520 году работу внезапно прервали, до достижения какого-либо реального прогресса из-за нехватки финансовых средств у его покровителя. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством.
Недаром папа, почувствовавший в этом свое величие и решившийся на еще большие начинания, деньгами и богатыми подарками всячески вознаградил Микеланджело и тот не раз говаривал, что, судя по столь великим милостям этого папы, последний явно очень высоко ценил его достоинство и если иной раз он, любя и обижал его, то заглаживал это особыми милостями и дарами: как и случилось, что однажды, когда Микеланджело обратился за разрешением на поездку во Флоренцию для работ в Сан Джованни и попросил у него на это денег, он на вопрос папы: «Ну, ладно, а когда же ты покончишь с капеллой. » ответил: «Когда смогу, святой отец». Так как доставку следовало оплатить, Микеланджело отправился, как обычно, к папе. Пирамидальный верх мавзолея увенчивался саркофагом со скульптурными изображениями папы.
В процессе росписи потолка, Микеланджело исследовал различные тела. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Его абстрактное видение приземленных вещей делало его работу уникальной в своем роде. 18—22).
Фреска эта находится в средокрестии церкви, возле капеллы св. А когда по тому же случаю к нему пришел сын Франчи и кто-то назвал его очень красивым юношей, Микеланджело, обратившись к нему, сказал: «Твой отец изготовляет живые фигуры более красивыми, чем написанные». Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. В роли помощников для небольших сцен, художник нарисовал двадцать юношей.
Он вернулся к работе у Медичи. Позднее во Флоренцию воротился картон с Ледой, принадлежащий ныне Бернардо Веккьетти и также четыре картона для капеллы с обнаженными фигурами и пророками, привезенные скульптором Бенвенуто Челлини и находящиеся в настоящее время у наследников Джироламо дельи Альбицци. Вскоре её стали рассматривать как один из великих шедевров скульптуры в мире, «раскрытие всех возможностей и силы искусства скульптуры».
Начиная с 1530-х годов в архитектуре Рима все яснее намечаются два течения. На это папа дубинкой, которую он держал в руках, начал колотить Микеланджело, приговаривая: «Когда смогу, когда смогу, я-то заставлю тебя ее закончить».
Обнажённый Давид сосредоточен на предстоящей схватке с Голиафом. Однако Пьер Содерини уговорил его явиться к папе (хотя ему этого не хотелось) в качестве должностного лица, обезопасив его титулом флорентийского посла и в конце концов направил его к своему брату кардиналу Содерини, дабы тот представил его папе и отослал его в Болонью, куда уже прибыл тогда из Рима Его Святейшество. На западе он считается величайшим скульптором и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие трудыпомогли обрести ему место среди величайших художников.
Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других. Микеланджело обмерил ее заново, поразмыслив о том, какую толковую статую можно было бы из этой глыбы высечь и, приноровившись к той позе, какую ей придал испортивший ее мастер Симоне, решил выпросить ее у попечителей и Содерини, которые и отдали ее ему как вещь ненужную, считая, что все, что бы он с ней ни сделал, будет лучше того состояния, в котором она тогда находилась ибо, разбей ее на куски или оставь ее в испорченном виде, толку от нее для постройки все равно никакого не будет. «Мадонна Дони» изображающая Святое семейство имеет элементы всех трёх предыдущих работ: фриз с фигурами на заднем плане имеет вид барельефа, в то время как круглая форма и динамичность фигур напоминают «Тондо Таддеи». План имеет девять панелей иллюстрирующие сцены из Книги Бытия и расположены в архитектурной раме. Статуя эта была поставлена в нишу над дверьми Сан Петронио. В 1546 году художник получил самые значительные в его жизни архитектурные заказы.
Посему решил и Микеланджело сделать модель, высказав желание, чтобы только он и никто другой, был главным руководителем архитектурных работ. В том же году, Медичи изгнали из Флоренции в результате восстания Савонаролы.
Лоренцо «Великолепного» и его брата Джулиано похоронили недалеко от них. Микеланджело воспринимал Бога в савонароловской обработке.
В 1488 году, в возрасте тринадцати лет, Микеланджело отдали на обучение Гирландайо. Видя, что Его Святейшество упорствует, Микеланджело решился, наконец, взяться за работу. Бронзовая скульптура, создание которой заняло практически год, в будущем была уничтожена. Микеланджело создавал конструкцию часовни Медичи по собственному усмотрению. К моменту завершения скульптуры Микеланджело было 24 года.
Современники же почти не знали их совсем.
В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что даже высек на нем свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери (больше никогда он себе этого не позволял). Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины. «Страшный суд» был заказан папой Климентом VII незадолго до кончины. Фигура передаётся в контексте с увиденным на фреске «Отделение света от тьмы».
Все фигуры выглядят безрадостными, они выражают тревогу и мрачное настроение. Согласно Кондиви, Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи, для которого Микеланджело работал над скульптурой святого Иоанна Крестителя, попросил Микеланджело «исправить её таким образом, чтобы выглядело, будто она была погребена» следовательно, он сможет «отправить её в Рим. В грешниках же видны и грех и вместе с тем страх вечного осуждения. Другие художники, такие как Понтормо, привлекали скрученные фигуры «Страшного суда» и фресок капеллы Паолина. Потолок Сикстинской капеллы — работа беспрецедентного величия, как по своим архитектоническим формам, которым подражали многие художники по росписи потолка в стиле барокко, так и по богатству его изобретательности в изучении фигур.
«Страшный суд» темой для которого послужило второе пришествие Христа именно эта работа стала последним произведением эпохи Возрождения. Некоторые фигуры на рельеф переданы достаточно смело. Ее основал флорентийский правитель Лоренцо Медичи. Подобные образы были включены и в грандиозный проект гробницы Юлия (рис. 27), капеллу Сфорца в церкви Санта Мария Маджоре в Риме и много укреплений.
– «Теперь мне нравится больше, – сказал гонфалоньер, – вы его оживили». В конце 1494 года политическая ситуация во Флоренции стала спокойнее. Климента нельзя назвать обнаженным — его фигуру держит в удушающих объятиях огромный змей, прикрывая все «непристойные» части тела. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. О блаженные мастера искусства.
Микеланджело какое-то время работал над скульптурой Бертольдо ди Джованни. В качестве модели для «Сотворения», Микеланджело изобразил себя в процессе росписи потолка. Подагра, если можно так выразиться, была «фамильным» проклятием Буонарроти. В 1496-1501 гг.
Работая над гробницей, одновременно создаёт скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия». Статуя Давида является самой известной скульптурой в мире.
Георгия за двести дукатов. Вот таким образом Микеланджело вылепил модель из воска, задумав изобразить в ней в качестве дворцовой эмблемы юного Давида с пращой в руке, с тем чтобы, подобно тому как Давид защитил свой народ и справедливо им управлял и правители этого города мужественно его защищали и справедливо им управляли.
В Пьете Микеланджело обратился к теме, которая всегда связывалась с идеей искупления. созданные для гробницы папы Юлия II – «Моисей», «Скованный раб», «Умирающий раб», «Просыпающийся раб», «Скорчившийся мальчик». Полотно уникально в своем роде тем что Микеланджело изобразил живопись словно скульптуру. В то же время работа очень отличается от работы Микеланджело по характеру.
Он закончил и мраморного Моисея высотой в пять локтей и со статуей этой не может по красоте сравниться ни одна из современных работ, впрочем, то же можно сказать и о работах древних: в самом деле, он сидит в величественнейшей позе, опираясь локтем на скрижали, которые придерживает одной рукой, другой же он держит ниспадающую прядями длинную бороду, выполненную из мрамора так, что волоски, представляющие собою трудность в скульптуре, тончайшим образом изображены пушистыми, мягкими и расчесанными, будто совершилось невозможное и резец стал кистью. Вернемся же к самому изображению. Действительно, художникам больше не нужно искать новые изобретения, новые отношения, одетые фигуры, свежие способы выражения, различные композиции или возвышенные сюжеты, эта работа содержит все возможные совершенства этого направления».
Моисея. Микеланджело завершил свой земной путь в Риме 18 февраля 1564.
Однако в цельности интерьера и пластической слитности внешнего объема церкви, завершенного безраздельно господствующим сферическим куполом, явно выражен индивидуальный почерк великого мастера. он создаёт «Бахуса» и «Римскую Пьету». В так называемом «Умирающем рабе», Микеланджело вновь использовал фигуру с выраженным контрапостом, предложив специфическую позу человека, в этом случае просыпающегося ото сна. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи.
Микеланджело именовал их как «ignudi». Купол, завершенный только после его смерти, Банистер Флетчер назвал «величайшим творением эпохи Возрождения». Большое доверие, которое показал папа и его окружение подтолкнуло скульптора к написанию в указе на исполнение заказа, пункта об совершенно бесплатной работе над проектом.
Кое-кто из друзей его написал ему из Флоренции, чтобы он приезжал туда ибо не следует упускать мрамор, лежавший испорченным в попечительстве собора. На это указывает желание мастера выполнить ее из дерева (Амманати сделал ее каменной), примененного в отделке зала в таком изобилии.
Также он дружил с Джованни (второй сын Лоренцо, будущий папа Лев Х) и Джулио Медичи (внебрачный сын Джулиано Медичи, будущий папа Климент VII20). Вскоре, во Флоренции разгораются массовые мятежи против тирании Медичи. Возможно, в это время были созданы «Мадонна у лестницы» и «Битва кентавров». Фигура Мадонны создает монументальность произведения, несмотря на его небольшие размеры. Посему, воодушевленный этим, папа Юлий решил заново перестроить церковь Св.
ботинках». В начале 1504 года Леонардо да Винчи поручили изобразить «Битва при Ангиари» между силами Флоренции и Милане в 1434 году в зале заседаний совета в Палаццо Веккьо. (Сегодня, Капрезе известна как Капрезе-Микеланджело) На протяжении нескольких поколений его семьи были мелкими банкирами.
В барельефе «Мадонна у лестницы» узнается влияние Донателло, прослеживаются элементы зрелого Микеланджело. Не менее прекрасны и те, кто, взирая на змия и чувствуя, как при взгляде на него облегчается боль и возвращается жизнь, смотрит на него с величайшим волнением и среди них женщина, которую поддерживает мужчина, написана так, что в ней видна и помощь со стороны того, кто ее поддержал и насколько она, внезапно и напуганная и ужаленная, в ней нуждается. Франциск принял стигматы, родился, говорю я, сын в шестой день марта, в воскресенье, в восьмом часу ночи назвал он его Микеланджело: в самом деле, долго не размышляя, а по внушению свыше, отец хотел этим показать, что существо это было небесным и божественным в большей степени, чем это бывает у смертных, как это и подтвердилось позднее в его гороскопе тем, что при его рождении Меркурий в сопровождении Венеры были благосклонно приняты в обители Юпитера, а это служило знаком того, что искусством руки его и таланта будут созданы творения чудесные и поразительные. В первой он смог поразительно тонко передать состояние легкого опьянения, неустойчивого равновесия.
Его тело наполнено смелостью и отвагой. Потолок имеет сплющенный цилиндрический свод, который поддерживают двенадцать треугольных парусов поднимающиеся между окнами часовни. Несмотря на невысокое мнения о живописи, Микеланджело также написал две наиболее влиятельных работы в стиле «фреска» в истории западного искусства: сцену из Генезиса на потолке и Страшный суд на стене алтаря в Сикстинской капелле в Риме. Это был первый случай со времен античности размещения статуи обнаженного героя в публичном месте.
Из других статуй, предназначенных для гробницы, две известны как «Умирающий раб» и «Скованный раб», находятся сейчас в Лувре. Нимб вокруг её головы указывает на то, что это Богоматерь. На коленях у Марии – сонный ребёнок, его правая ручка заброшена за спину.
Когда он с величайшим рвением и любовью работал над творениями подобного рода, в 1529 году началась осада Флоренции (она-то и помешала завершить их) по этой причине пришлось ему работать совсем мало или вовсе прекратить работы ибо сограждане поручили ему укрепить помимо холма Сан Миньято и всю землю, как об этом уже говорилось. Микеланджело в отличие от Рафаэля и Браманте интересовался не светлыми пространствами спокойных интерьеров и ясно показанной гармонией хорошо уравновешенных усилий в тектонике сооружений, но пластической выразительностью самой архитектурной массы. Рельеф Микеланджело «Битва кентавров» создан в то время, когда он был ещё юношей, связанный с Академией Медичи. Микеланджело похвалил очень портрет, но ничто не могло задержать его во дворце, так как он хотел возвратиться на постоялый двор.
Лия – персонаж из Ветхого Завета, первая жены Иакова, старшая сестра Рахили. Микеланджело расписал потолок Сикстинской капеллы (Sistine Chapel).
Иоанна — ребенка, а из другого куска мрамора — спящего Купидона. Над этим карнизом проходит второй гладкий ордер без порезок и с другими гермами, отвечающий по отвесу первому в виде пилястр с многообломным карнизом и верхний ордер во всем подчиняется нижнему и сопровождает его в нем в проеме, подобном той нише, в которой теперь находится Моисей, на выступах карниза стоит мраморная гробница с лежащей статуей папы Юлия, выполненной скульптором Мазо даль Боско, а прямо над ней в самой нише – Богоматерь с сыном на руках, выполненная скульптором Скерино из Сеттиньяно по модели Микеланджело и статуи эти выполнены весьма толково. Республика изменялась после падения антиренессансного священника и правителя Флоренции Джироламо Савонаролы (казнён в 1498 г. ) и восхождения гонфалоньера Пьеро Содерини.
Сегодня она находится в Лувре.
К числу высших достижений Микеланджело относятся также работы. Христос, кажется, уже готов покинуть мать и вступить в мир людей. В 1504 г. Микеланджело получает заказ на создание «Битвы при Кашине». С 1505 по 1508 гг. Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным. На барельефе изображена женщина, сидящая у лестницы и играющие вокруг нее дети.
Вот таким образом папа распорядился, чтобы оформление фасада Сан Лоренцо во Флоренции, церкви семейства Медичи, было поручен Микеланджело.
Он не любил пускать свои стихи в свет. Его исполнение, возможно, свидетельствует о знакомстве Микеланджело с римскими рельефами саркофагов из коллекции Лоренцо Медичи. Здесь мы добавим, что Виттория Колонна (маркиза де Пескара) (1490/1492-1547) – знаменитая итальянская поэтесса периода Возрождения, влиятельный интеллектуал своего времени, друг Микеланджело, занимавшая в его сердце главное место на протяжении десятилетия (с 1537 г., когда они сблизились и до дня её смерти). Это, без сомнения, значительно органичнее связало бы античную скульптуру с современным итальянским искусством, которое должно было быть представлено лежащими фигурами «Нила» и «Тибра» работы самого Микеланджело (обе предназначались в свое время для гробницы Медичи).
Там не хватало двух фигур высотой около локтя: ангела, несущего подсвечник и св. Наконец, так как уговоры не помогали, папа приказал ему согласиться. Мёртвые восставшие из могил, будут отправлены либо в Рай или в Ад.
Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских»4. Он спокоен и сосредоточен, но мышцы его напряжены. Несколько поколений семьи занимались банковским делом.
В 1496 г. кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим. Спроектированный два года спустя вестибюль библиотеки приближается в плане к квадрату. Ему казалось, что Микеланджело опережает не только других учеников (а их было у Гирландайо немало), но и его самого. Много лет спустя обнаружилось, что Микеланджело делал наброски и различные рисунки для этого замысла, причем по одному из них была написана фреска в римской церкви Тринита одним сицилийским живописцем, который много месяцев служил у Микеланджело, растирая ему краски. Четкое разграничение и вместе с тем связь архитектурно организованного пространства площади (или системы площадей) с природой (или с окружающим городом) искусный показ сооружений в живописной смене аспектов и с разных уровней, чередование манящих перспектив и полных покоя архитектурных мизансцен — все эти свойства, лежащие в основе непревзойденного обаяния старых итальянских городов и их ансамблей, реализованы в Капитолии более сознательно, чем прежде, с новой динамикой и драматизмом.
Гений Микеланджело наложил отпечаток не только на искусство Возрождения, но и на всю дальнейшую мировую культуру. Насколько же твои заслуги обогащаются его доблестями. Статус мэра не приносил отцу больших денег, но другую работу (физическую) он считал унизительной. В картине подчёркиваются крутящие движения присутствующее в «Мадонне Брюгге».
Семья Буанарроти утверждала, что происходят от графини Матильды ди Каносса. Вазари кратко сформулировал современное мнение: «Безусловное чудо, что бесформенный кусок камня превратился в совершенство, которое природа вряд ли способен воссоздать во плоти».
К этому же периоду относится его картина «Мучения святого Антония» (копия гравюры Мартина Шонгауэра). За полгода во Флоренции, Микеланджело работал над двумя статуями, «Молодого Иоанна Крестителя» и «Спящего Амура».
Павла и св. Незадолго до своей смерти в 1534 году папа Климент VII заказал Микеланджело нарисовать фреску «Страшный суд» на стене алтаря Сикстинской капеллы.
Эфроса, переводчика поэзии Микеланджело). Его отец был градоправителем или по-другому подеста. Также он выполнил роспись Палаццо Веккьо (1504 – 1506 годы), в которой выразил стремление и готовность граждан Флоренции защищать республику. по проекту Я. Сансовино.
Это издание было неполным и содержало определённые неточности31. Тем не менее благодаря истории этой известность Микеланджело стала такова, что он тут же был вызван в Рим, где по договоренности с кардиналом св. Его же он изобразил в той же истории, где он парит, благословив землю и создав животных такова на этом своде сокращающаяся фигура, которая, куда бы ты ни шел по капелле, все время вращается и оборачивается и в ту и в другую сторону. Он являет собой образ человека-борца. Вся эта история послужила в укор кардиналу св. Мать Микеланджело — Франческа ди Нери дель Миниато ди Сиена.
Савонарола входил в один ряд с Библией и Евангелием. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Скульптор считал, что все его работы недостойны Господа Бога.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. На двух фресках капеллы Паолина, «Распятие Петра» и «Распятие Павла», Микеланджело использовал различные группы фигур, чтобы передать сложное повествование. Художник оставил о себе достойную память изваяв мраморную скульптуру Пьета (Оплакивающая Христа), которая была помещена в соборе Св. В 1897 году вышло издание немецкого искусствоведа Карла Фрея (нем. Karl Frey) «Стихи Микеланджело, собраны и прокомментированы доктором Карлом Фреем» (Берлин)36. Когда же он увидел, что, не считаясь с древним образцом и руководствуясь собственной фантазией, тот выдолбил у него рот так, что стали видны все зубы и приделал язык, синьор этот, по обычаю своему мило подшучивая, сказал ему: «Тебе следовало бы только знать, что у стариков не все зубы бывают целы, сколько-нибудь их всегда не хватает».
Картины включали детали местности и группы фигур, «Опьянение Ноя» было первым в этой группе. В это же время начал он мраморную статую св. Некоторые исследователи видят в этом переход художника от «языческого» культа красоты и платонизма к «строгой», т. е. церковной религиозности. До 31 октября 1512 года он написал на своде Сикстинской капеллы более трехсот фигур. Кто-то, не знаю, кто именно из упомянутых благородных господ, спросил Микеланджело, что, по его мнению, дороже: статуя этого папы или пара волов. Она задумчива, полна благородства и тихого величия.
Как архитектор, он положил начало маньеризма в Библиотеке Лауренциана. Скульптор Лоренцо Гиберти трудился пятьдесят лет для создания бронзовых дверей Баптистерия, которые Микеланджело описал как «Врата рая». Он спроектировал как интерьер самой библиотеки, так и её вестибюль.
Работая в Садах Сан Марко, молодой скульптор получил разрешение от Нико Бичелини (настоятеля церкви) на изучение человеческих трупов. Затем, нагнувшись к гонфалоньеру, который следил за ним, он сказал: «А ну-ка, посмотрите на него теперь». На другой изображено Распятие св. Теперь она находится в базилике святого Петра. Скульптуру «Бахуса» Микеланджело заказали с указанием специфической темы, молодой бог вина. Эта ось определяет направление ведущей на холм великолепной широкоступенчатой лестницы, начатой еще самим Микеланджело (Разделенная на наклонные ступени с уменьшенными до предела подступенками, эта лестница стала прообразом многочисленных лестниц такого рода в парках итальянских вилл во второй половине XVIв. ). Микеланджело, который неохотно взялся за эту работу, убедил Папу дать ему свободу действий. В то же время всю свою жизнь он был одиноким, жил весьма скромно и, в отличие от других художников его эпохи, никогда особо не стремился к роскоши (злые языки утверждали, что это происходило в основном из-за патологической его скупости).
Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Его биограф Паоло Джовио рассказывает: «По натуре он был настолько грубым и неотёсанным, а его внутренние привычки — невероятно убогими, что лишили последующего поколения учеников, которые, возможно, последовали бы за ним».
Фреска изображает Второе пришествие Христа и его суд над душами. Завершение этой работы заняло около четырёх лет (1508–1512). Им были произведены на свет знаменитые фигуры для «алтаря Пикколомини», «Давит» и «Двенадцать Апостолов». После чего Великолепный отвел ему помещение в собственном доме и приказал его обслуживать, вот таким образом тот за столом сидел всегда с его сыновьями и другими достойными и благородными лицами, состоявшими при Великолепном, который оказывал ему эту честь и все это происходило в следующем году после его поступления к Доменико, когда Микеланджело шел пятнадцатый или шестнадцатый год и провел он в этом доме четыре года, до кончины Великолепного Лоренцо, последовавшей в 1492 году. В ней воплотились идеи героического порыва и гражданской доблести. Когда Микеланджело начал обучаться искусству у Доменико, было ему четырнадцать лет.
Барельеф изображает женщину, сидящую у лестницы на камне. Группа «Пьета» изображает мертвое тело Христа, лежащее на коленях Мадонны, скорбно склонившейся над ним. Ночью он заперся в капелле и вырезал свое имя.
Не менее прекрасна история с жертвоприношением Каина и Авеля, где показано, как один несет дрова, другой, нагнувшись, раздувает огонь иные же рассекают жертву и все написано с не меньшей тщательностью и точностью, чем остальное. Зато симметрично поставленные по сторонам верха лестницы античные группы Диоскуров (вопринимаемые словно авангард всей армии античных скульптур имеющих такое важное значение в общем замысле ансамбля) ясно отмечают воздушную границу площади и окружающего ее пространства. Здесь он познакомился с философами Платоновской академии (Марсилио Фичино, Анджело Полициано, Пико делла Мирандола и другие). Исчезли и тонкие масштабные градации внутренних пространств.
Другие архитектурные работы включали: церковь Сан-Джованни-деи-Фиорентини, часовня Сфорца (капелла Сфорца) в церкви Санта-Мария-Маджоре и Порта Пиа. Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Народ требовал соблюдения своих прав и получения свободы от диктата. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам.
В это время Микеланджело учился трудным рельефам, которые высекал Якопо делла Кверча вокруг главного входа Базилики Сан-Петронио, включая фреску «Сотворение Евы», композиция возродившуюся на потолке Сикстинской капеллы. Об этом пишет Асканио Кондиви – итальянский художник, скульптор, ученик, друг и предполагаемый автор ранней биографии Микеланджело: «Кондиви не обошел одной подробности имеющей определяющее религиозного мышления Микеланджело: упоминания, что художник «с величайшей ревностью и тщанием читал Священное писание и Ветхий завет столько же, сколько Новый» биограф добавляет, что Микеланджело «трудился над писаньями Савонаролы, к которому всегда чувствовал великое почтение, храня еще в своем уме воспоминание о живом его голосе». Убирайтесь-ка вон отсюда». «Тондо Таддеи» 1502 года показывает младенца Христа, который испугался снегиря, символа распятия. Человек представленный в статуях для фасада здания подан в богемном подобии.
«Восставший раб» — одна из двух более ранних статуй такого рода для гробницы папы Юлия, которую скульптор довёл до почти законченного состояния. Обеими фресками восхищаются и сохранены их копии. К сожалению, город не смог отстоять свои права и в конечном итоге пал. Микеланджело изображает Мадонну юной и прекрасной. В подробности замысла и композиции этой истории вдаваться не буду ибо так часто изображалась она на картинах и гравюрах и больших и малых, что нет необходимости терять время на ее описание.
А так как Микеланджело показалось, что он похвалил скорее его бронзу, чем его мастерство, он заявил: «Значит, я стольким же обязан папе Юлию, от которого я получил ее, скольким вы москательщикам, от которых вы получаете краски для живописи», – и в гневе обозвал его дураком в присутствии благородных господ. Среди тесной застройки, окружавшей Капитолийский холм (ныне эта застройка значительно разрежена в связи с возведением в конце XIX в. огромного памятника Виктору Эммануилу), Микеланджело безошибочно выбрал основные оси композиции. Откровенно гомоэротичный характер поэзии стал источником дискомфорта для последующих поколений.
Для «Страшного суда» Микеланджело черпал вдохновение из фрески Мелоццо да Форли в церкви Санти-Апостоли в Риме. Таким образом, при жизни собрание его стихов не печатались, а первый сборник был опубликован только в 1623 году его племянником Микеланджело Буонарроти (младшим) под названием «Стихи Микеланджело, собранные его племянником» во флорентийском издательстве «Джунтине» (итал. Giuntine)34. Потолок Сикстинской капеллы был расписан между 1508 и 1512 годами. Выполнена она по его личному архитектурному проекту. Так что человек толковый и в живописи сведущий видит потрясающую силу этого искусства и замечает в этих фигурах мысли и страсти, которых никто, кроме него, никогда не изображал.
За несколько дней до смертихудожник уничтожил наброски, рисунки и незавершенные поэмы. Микеланджело родился 6 марта 1475 года в городке Капрезе, недалеко от Флоренции. Кажется, что Вакх готов упасть вперед, он шатается, но сохраняет равновесие.
Впоследствии он занимался ею с увлечением. Он занимался там в течение одного года. После завершения капеллы Микеланджело снова вернулся к гробнице Юлия, чтобы без помех довести работу до конца.
Уже на пятнадцатый день мастер закончил глиняную модель. Последние 30 лет жизни он провел в Риме.
Взгляд бога обращен на чашу с вином. На что Аньоло, которому работа понравилась, заявил: «Дай ему семьдесят». Недаром последующие обсуждения всего этого были разнообразными и бесчисленными, тем более что работу над фасадом пожелали поделить между несколькими лицами много архитекторов съехались в Рим к папе и проекты составили Баччо дАньоло, Антонио да Сангалло, Андреа и Якопо Сансовино, а также прелестный Рафаэль Урбинский, который с этой целью был отправлен во Флоренцию позднее, когда туда прибыл папа. Еще более противоречивое впечатление производят стены вестибюля трехчетвертные колонны заглублены в стену и так же неоправданы, как и консоли под ними контрастное применение темно-серого и белого цветов не способствует (в отличие от интерьеров Брунеллеско) ясности композиционного замысла и производит резкое, почти суровое и в то же время беспокойное впечатление.