После Донателло осталось много потрясающих произведений, продолжающих радовать современников. В своих произведениях Донателло стремился не только к объективной правильности пропорций и построения фигуры, но всегда учитывал впечатление, которое будет производить статуя, установленная на предназначенном ей месте. С 1443 по 1453 Донателло работает в Падуе, создавая наиболее значительные произведения.
Донато (1386-1466), которого близкие друзья называли Донателло и который именно так подписывался на некоторых своих произведениях.
Своеобразную галерею остроиндивидуальных портретных образов представляют собой статуи пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416–1435, Музей собора, Флоренция). музей Барджелло).
для фасада кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции разными скульпторами были созданы статуи четырех евангелистов: Иоанн Богослов работы Донателло, апостол Лука работы Нанни ди Банко, апостол Марк – Николо Ламберти, апостол Матфей – Чуффаньи. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. Елизавета, спасающая упавшего в колодец ребёнка и св. Франциска, Распятие, помещенное теперь высоко над алтарем и ряд других фигур, первоначальная расстановка которых была впоследствии изменена. Георгия, выполненная по заказу цеха оружейников для Ор Сан Микеле (теперь хранится в Барджелло).
К этому периоду относится монументальный рельеф Благовещение (Алтарь Кавальканти, 1-я пол. По словам Вазари, статуя Давида была создана по заказу Козимо Медичи. Уже в этой ранней работе проявляется интерес художника к созданию героизированного образа. С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Итальянцы прозвали его Гаттамелатой (Хитрой Кошкой).
По своим изобразительным возможностям такой рельеф приближается к живописи (смотри Живописный рельеф), что демонстрируют даже ранние работы Донателло: «Битва святого Георгия с драконом» (Национальный музей Барджелло, около 1415 ранее размещался у подножия статуи святого Георгия), «Пир Ирода» для купели сиенского баптистерия (около 1425) «Передача ключей апостолу Петру» (2-я половина 1420-х годов, Музей Виктории и Альберта, Лондон), «Мадонна Пацци» (около 1430, Государственные музеи, Берлин). Антония (Санто). Капелла Пацци во дворе францисканской церкви Санта-Кроче во Флоренции – это ещё один архитектурный вызов, который преодолел Брунеллески. Статуи пророков и «Давид» (ок. 1430-32) еще во многом связаны с позднеготической традицией: фигуры подчинены отвлеченному декоративному ритму, лица трактованы идеально однообразно, тела скрыты за тяжелыми складками одеяний.
Это одна из трёх скульптурных портретов, выполненных Донателло. Ему удалось сделать несколько пространственных зон, в которых находятся персонажи. Помимо статуи Гаттамелаты, Донателло выполняет в Падуе скульптурный алтарь св. 17). Перед жителями Флоренции предстала лёгкая, простая, понятная и гармоничная капелла. В 1420—1430-е наиболее полно раскрывается многогранность таланта Донателло. Работал главным образом во Флоренции, а также в Сиене (1423-34 и 1457-61), Риме (1430-33), Падуе (1444-53).
С другой, он придавал своим работам черты возвышенной героики. Д/цеха оружейников исполнил вооруженную фигуру св. Но в богатой пластической жизни тела с широким использованием контрапоста (выдвинутые вперед правое плечо и нога, повернутая в обратную сторону голова, отставленная назад левая нога) ощущается уже стремление мастера свободно развернуть фигуру в пространстве.
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры. Данная статуя Гаттамелаты (1447-1453 года) – первый свободно стоящий конный монумент, который был сотворен в Европе со времен античности. В эти же годы после путешествия в Рим в творчестве Донателло происходит усиление антикизирующих тенденций (кантория для собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1439, Музей собора алтарь «Благовещение», 1-я половина 1430-х годов, церковь Санта-Кроче оба – во Флоренции).
Выполненные Донателло в 1416 – 35 совместно с помощниками статуи пророков для кампанилы флорентинского собора (мрамор, Музей собора, Флоренция) представляют собой галерею остро индивидуальных образов исполненных суровой правды. Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428 – 33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433 – 39, Музей собора, Флоренция). 1423—1425) и св. В то время филистимляне пошли войной на израильский народ.
И в этом проявился его характер. Автор создает свободно стоящую скульптуру, не связанную со стеной здания. – спросил он. В 1430 году Донателло создал «Давида» – первую обнажённую статую в итальянской скульптуре Возрождения. Образцом для Донателло послужил римский памятник Марку Аврелию: кондотьер изображен сидящим в седле, в античных доспехах и с жезлом полководца в руке.
Эту величественную скульптуру можно увидеть и сегодня. С августа 1432 по май 1433 Донателло находится в Риме, где вместе со своим другом Брунеллески занимается обмером римских памятников изучает памятники античной скульптуры (по легенде, местные жители считали их кладоискателями). Антонием Падуанским. Особенно это заметно в изображении св. Скульптор этот в поздний период творчества создал не так много интересных работ. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры. Усиливает пространственную иллюзию использование приемов прямой перспективы. В 1420-е годы Донателло, развивая идеи Ф. Брунеллески, вырабатывает так называемый живописный тип рельефа, создавая впечатление глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображений (рельеф «Пир Ирода» на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423 – 27).
Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428-33, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433-39, Музей собора, Флоренция) с бурным жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е гг., Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. «Давид» впервые упоминается в документах 1469 (в то время он стоял на колонне посреди двора Палаццо Медичи во Флоренции), после изгнания Медичи в 1495 статуя была перенесена во двор Синьории и стала своеобразным символом Флоренции и ее борьбы за независимость и свободу. В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. Наверху, на тяжелом аттике, помещен рельеф «Оплакивание Христа», выполненный в технике rilievo schiacciato. С неба сошел глас: «Твои молитвы дошли, делай, что задумал».
Марка Евангелиста. Но израильтяне испугались при виде силача Голиафа. Она отличается ясной тектоникой построения фикуры, спокойным величием и силой. Оставаясь на почве исконного русско-византийского иконописания, он не относился равнодушно к западному искусству, веяние которого вообще уже сильно распространилось в XVII столетии на Руси, писал и древним пошибом и в новом, так называемом "фряжском" стиле, улучшал первый заимствованиями из второго и, вместо рабского повторения одних и тех же типов икон, вместо изображения окоченелых, неестественных фигур изобретал новые композиции, присматривался к западным образцам и к натуре, стремился сообщать фигурам характерность и движение, хотя достигал всего этого, конечно, лишь настолько, насколько было ему доступно при тогдашней зависимости искусства от церкви и от требований русского быта. Выработал так называемый живописный тип рельефа, достигая впечатления пространственной глубины с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения рельефности (рельеф Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423-27 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434-43). 1454), он оставлял поверхность материала шероховатой и как будто не до конца обработанной.
В созданной для той же церкви статуе святого Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу внутреннюю собранность и напряжение. Для церкви Сант-Антонио в Падуе Донателло выполнил в 1446—50 один из наиболее крупных скульптурных алтарей эпохи Возрождения, состоявший из статуй и рельефов, заключённых в строгое ордерное обрамление. Чем же мы будем завтракать, ежели ты все рассыпал. »- «Что до меня, -отвечал Донато, – я на сегодняшнее утро свою долю получил, если хочешь свою-возьми её, но только не больше тебе дано делать святых, а не — мужиков». 1417, Музей Барджелло «Мадонна Пацци», ок.
Вершина творчества Донателло в технике бронзы – статуя Давида (ок. В поздних работах Пьетро делла Франческа (Рождество, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Донателло «Благовещение» (около 1428-1433).
Затем последовали статуи сидящих евангелистов: Иоанна (ок. 1412–1415 ранее находилась сбоку от главного портала, ныне – в левом нефе собора) и Марка на фасаде Орсанмикеле (1411–1413). Этот молодой герой стоит непоколебимо, как скала.
Как и его друг Брунеллески, он сыграл решающую роль в становлении нового искусства. Все это одни лишь предположения ив настоящем своем виде табернакль воспринимается как единое целое, в котором рельеф и обрамление органически дополняют друг друга. Сцену «Благовещение» Донателло трактует с большой естественностью, простотой и задушевностью.
В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Донателло приближал рельеф к живописи.
Скульптор работы создал различные по тематике, в которых проявляется данный идеал. Затем, вознеся молитву, он просил явить знамение и повергнуть хищника к его ногам. 1. Церковь Орсанмикеле (Флоренция)В 1411-1412 гг.
Петра и завершения ряда других заказов. Композиция была составлена из статуй Мадонны с Младенцем, Распятия (располагается теперь высоко над алтарем Святого Франциска) и ряда прочих фигур изначальный порядок расстановки которых был позже изменен. Фигуры размещены на фоне закрытой двери, украшенной тончайшим линейным орнаментом. В творчестве мастера наступил новый период. В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья.
Вероятно, ок. Донателло «Давид» (около 1440). Пьеро ослеп шестидесяти лет от какого-то воспаления и жил т. о. Лаврентия изображающим Страсти Господни. С одной стороны, Донателло жаждал в искусстве жизненной правды.
Драматические ноты, всегда присущие произведениям Донателло, достигают наивысшего звучания в его поздних работах – статуе Марии Магдалины (дерево, середина 1450-х годов, Музей собора, Флоренция), свидетельствующей о своеобразном возврате к готике в поисках новых выразительных средств, а также в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (конец 1450-х годов, Палаццо Веккьо, Флоренция). Донателло одним из первых используя язык римской пластики, воплотил в своих статуях гуманистические представления о человеческой личности («Святой Марк», 1411-13 «Святой Георгий», 1415-1417, обе – для церкви Орсанмикеле статуи пророков для колокольни собора Санта-Мария-дель-Фьоре, 1415-36 все – во Флоренции). Тогда свиток в руках Давида был сменен на пращу, которая получила призывающую к гражданским подвигам надпись: «Тем, кто храбро сражается за родину, боги даруют помощь даже против самых страшных противников». Лаврентия во Флоренции— барельефы-медальоны изображающие евангелистов вдохновлёнными или погруженными в думу, а также сцены из жития Иоанна Крестителя, полные драматизма. Героизм св. В 1412 Донателло был принят в гильдию Св.
В творчестве мастера наступил новый период. В ней сильнее выражен индивидуальный характер человека. Мастеру удается создать несколько пространственных зон, где находятся персонажи ощущение пространственности усилено за счет тонкой градации объемов фигур персонажей и иллюзорной архитектуры – более пластичных, объемных на первом плане и графично трактованных, выполненных в технике «relievo schiacciato» – на втором. о его первоначальном виде можно судить лишь по реконструкции. Антония (1447—1450, Падуя, базилика Сант Антонио), в композицию которого входит 7 бронзовых статуй и более 20 рельефов, посвященных жизни и деяниям св. Ни одна часть (в том числе и наискось поставленный щит) не выступает из плоскости, руки прижаты к телу, завязанный узлом плащ крепко охватывает корпус.
По свидетельству Вазари, во время работы над скульптурой Донателло все время повторял, обращаясь к «Аввакуму»: «Говори же, говори, чтоб ты лопнул. », словно видел свою задачу в том, чтобы вдохнуть в каменную статую жизнь. Всего было выполнено 10 статуй пророков и группа Авраам и Исаак. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Пребывание Донателло в Риме в начале 1430-х гг. Иоанна Евангелиста. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса.
музей Барджелло). Так, в 1443 году Донателло получает приглашение в Падую, где и проживает десять лет. Тяжесть тела покоится в основном на правой, прямо поставленной ноге, оттененной вертикальными складками одеяния.
Цоколь статуи Святого Георгия украшает мраморный рельеф Битва Святого Георгия с драконом (около 1417 года). Георгия, полную жизни голова его выражает красоту юности, смелость и доблесть в оружии. Однако уже в них Донателло ставит своей задачей воспроизвести новый идеал эпохи — индивидуальную героическую личность (особенно — св.
И все дело не только его в уникальном мастерстве. После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху.
В 1411–1412 он создает мраморную статую Св. Такие смелые сочетания мог себе позволить только Донателло при всем своем несколько нарочитом богатстве они все же не выглядят у него насилием над формой. Одна из главных работ Донателло 30-х годов – кантория (певческая трибуна) во флорентийском соборе (1433-1439) – И она имеет очень богатое декоративное обрамление: все плоскости покрыты орнаментом, фон и колонны испещрены углублениями, заполненными золотой пастой, что создавало эффект мерцающей мозаики. Благодаря тому, что путти располагаются позади колонн, перерезающих их фигуры, акцентируется движение процессии, как бы проходящей перед зрителем: фигуры то появляются, то скрываются за колоннами и это еще в большей мере усиливает динамику и без того динамичной композиции. Марка (1411-13) и св.
Пять фигур находятся в музее собора. Местоположение статуи не изменилось. Пророки Донателло немолоды и некрасивы, наделены огромной силой духа. Их крепкие жилистые фигуры скрыты тяжелыми складками плащей. В 1444 году Донателло предложили отличную работу в Падуе. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Изучив классические образцы скульптуры, он принял в свой творческий арсенал и греко-римскую пластику. Все это помогло ему создать первый конный монумент Нового времени, полный величия и благородства (Памятник кондотьеру Гаттамелате, 1445—1453, Падуя, Пьяцца дель Санто). Чувствуется, как нагрузка торса ложится на ноги, как тяжело свисает плотная ткань одежды. В этом смысле его можно сравнить с тем же Караваджо и другими творцами реалистами. Донателло так обрабатывает переднюю сторону статуи (а она рассчитана на рассмотрение с фронтальной точки зрения), что она воспринимается как своего рода рельеф. Начиная с этой вещи Донателло вступает в период «бури и натиска», создавая на протяжении второго и третьего десятилетий один шедевр за другим, которые открывают новую эпоху в искусстве. По сравнению с «Иоанном» «Лука» Нанни кажется более элегантным, более пропорционально сложенным, более хрупким.
Марк, 1412 св. Можно вспомнить о подобных приемах в позднем творчестве Тициана и Рембрандта. Работы, выполненные мастером, украшали (и сейчас украшают) многие архитектурные достопримечательности Флоренции: башню Джотто, музей Барджелло, Старый Дворец Казимо Медичи.
В состав его композиции входили статуи Мадонны с Младенцем, Св. Георгий (1415–1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности. Антония. (отказался от имения-назначил ему в своём банке сумму-наличными деньгами, к-я выплачивалась ему каждую неделю).
В Падуе Донателло создает еще одно выдающееся произведение – Конную статую кондотьера Гаттамелаты (1447–1453). Жизнь избороздила глубокими морщинами поблекшее лицо Аввакума, пророк совсем облысел, за что его во Флоренции прозвали Цукконе (Тыква). Скульптор был приглашен сюда венецианскими властями для увековечения памяти главнокомандующего венецианскими сухопутными войсками уроженца Падуи Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (хитрая кошка). Около 1440 Донателло создает восемь медальонов и бронзовые двери для Старой сакристии Сан-Лоренцо во Флоренции (1435-43). Антония в Падуе.
В 1415 заканчивает статую св. Донателло. Немало вопросов вызывает позднее творчество Донателло. 1424— 1427, Флоренция, баптистерий). Данное произведение должно было изображать кондотьера Гаттамелаты. Иоанна Евангелиста для фасада флорентинского собора. Особенно известен Святой Георгий – юноша-воин со щитом в руке. Знаменитая бронзовая статуя Давида, созданная для палаццо Медичи и находящаяся сейчас в Барджелло, обычно приписывается этому наиболее классическому периоду творчества мастера.
Он выполняет конную статую Эразмо де Нарни (статуя Гаттамелаты). И в каждом из них Давид предстаёт в особом образе. В Сан Микеле ин Орто он исполнил д/цеха мясников мраморную фигуру св.
В 1430-е для церкви Санта Кроче во Флоренции Донателло создает Алтарь Кавальканти (4, 20 2, 50 м) с рельефом Благовещение, а также Канторию для певчих (кафедру) (1433–1439, Музей собора, Флоренция) для Собора Санта Мария дель Фьоре. Чтобы найти аналогии столь смелым перспективным решениям, надо обратиться к рельефам падуанского алтаря и проповеднических кафедр в Сан Лоренцо. Не совсем ясным остается вопрос о времени исполнения табернакля «Благовещение» во флорентинской церкви Санта Кроче343. Глубокий интерес к реальности во всем многообразии ее индивидуальных, конкретных проявлений сосуществует в творчестве Донателло со стремлением к созданию классических форм и видов ренессансной скульптуры (свободно стоящей статуи, настенного надгробия, конного памятника, «живописного рельефа»). Все в этой фигуре весомо и материально. Он использовал т. н. 1440, по-видимому, являющаяся изображением Приапа, античного божества плодородия).
Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей изможденной. Сюжет заимствован из Ветхого Завета. У него главным является слитность группы, ее неделимость, ее нерасторжимость. 1410), высеченная из песчаника фигура льва, так называемый Мардзокко, – эмблема Флоренции (1418-20, Национальный музей, Флоренция), бронзовый реликварий Сан Россоре для церкви Оньисанти (1427, Национальный музей, Пиза), бронзовая статуэтка из Национального музея во Флоренции (так называемая «Аттис Аморино» ок. Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок История животворящего Креста в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452-1466) исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Отсюда рождается та цельность, в которой тело неотделимо от одеяния и одеяние от тела.
В Падуе Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447 – 53), отличающийся величественной простотой построения, спокойствием и мужественной целеустремленностью образа. Напряженность и смятение пронизывают композиции рельефов, посвященных деяниям св. Вглядываясь в архитектуру, без труда замечаешь, что своими массивными формами она ближе к тому, что культивировал в противовес Брунеллески Альберти.
Практически сразу после приезда скульптор начинает работать над конной статуей кондотьера и дипломата Эразмо де Нарни (прозвище Гаттамелата). Для Мадонны скульптор выбрал весьма необычную позу. Фигура Марка необычайно устойчива и монументальна.
Итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Есть в этой статуе — постановке фигуры изгибе торса, движении рук — и отзвуки готики. Особенно известен "Святой Георгий" (1416) – юноша-воин со щитом в руке. В нём Донателло был занят работой над украшением собора и церкви Орсанмикеле во Флоренции.
В конце XVI в. алтарь был разобран. 1430-32, Музей Барджелло, Флоренция). Впечатления от античного искусства воплотились в полном праздничности и изящества рельефе «Благовещение» с пышным антикизирующим декором (так называемый алтарь Кавальканти известняк с подцветкой и позолотой, терракота, около 1428—33, церковь Санта-Кроче, Флоренция), в певческой трибуне флорентинского собора с проникнутыми бурным, ликующе-жизнерадостным движением фигурами «путти» (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433—39, Музей собора, Флоренция).
В скульптуре Донателло в 1450-х – начале 1460-х годов – в деревянной статуе Марии Магдалины (Баптистерий, Флоренция), в бронзовой группе «Юдифь и Олоферн» (ок. Таким образом, Донателло работал в двух стилях: реалистическом и классическом. Возведение капеллы было задачей для Филлипо Брунеллески. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске Воскресение Христа (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). В круг занятий Ушакова входило изготовление рисунков для граверов.
Марк, 1412 св. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел. Но уже в этих творениях старается передать новый идеал своей эпохи – героическую индивидуальную личность – Донателло. 1423—1425) и пророка Иеремии (оба — Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо).
Кажется, нет такой силы в мире, которая способна сдвинуть его с места. Его кафедра для певчих (1433—1439, Флоренция, музей собора Опера дель Дуомо), парная к кафедре Луки делла Роббиа, должна была олицетворять строки одного из псалмов Давида, призывавшего восхвалять Господа песнями и плясками. Донателловским фигурам с их мощной пластикой было слишком тесно в отведенном им пространстве (теперь статуи хранятся в Музее собора).
Она представляет собой образ юного рыцаря и является первой портретной статуей Донателло. Бронзовая статуя (3, 20 м высотой) возвышается на восьмиметровом каменном постаменте. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Затем Донателло производил отделку и полировку поверхности произведения – без излишней тщательности, заглаженности, оставляя их с своеобразной «незаконченностью» ? non-finito, уходя от ювелирных традиций, учитывая расстояние, с которого их будут посматривать. Антония. В конце 1430 – начале 1440-х годов для семейства Медичи он создал скульптурную декорацию построенной Ф. Брунеллески Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо, включающую в себя ряд стукковых и бронзовых рельефов. Приблизившись к врагу, он пустил камень из пращи и убил Голиафа.
Эпоха Возрождения в искусстве прочно ассоциируется с таким гениальным художником и скульптором как Донателло. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Ранние произведения мастера (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406–1408) еще отмечены готической скованностью форм измельченной дробностью линейного ритма. (Первая книга царств, гл. В бронзовой скульптурной группе Юдифь и Олоферн (1456–1457, первоначально входила в состав композиции фонтана в саду палаццо Медичи, ныне на площади Синьории) невозмутимость Юдифи, образ которой напоминает по стилю позднеготические статуи Мадонны и расслабленность ее жертвы глубоко поражают зрителя, несмотря на то, что изображенное здесь действие не кажется убедительным.
Над их созданием мастер работал на протяжении почти двух десятилетий (с 1416 по 1435 год). 1455–1460). фото ниже), певческая трибуна одного из флорентийских соборов, а также наружная кафедра, выполненная для собора в Прато (время создания – 1434-1438 годы).
Рисуя резцом, скульптор уподобляется пишущему картину художнику. Донателло передавал страсти резко, с некоторою жесткостью иногда даже в отталкивающих формах, как например, в выполненном из крашеного гипса барельефе «Положение во гроб», находящемся в церкви Св. В своем «Благовещении» Донателло, без сомнения исходил от свежих римских впечатлений, но сделал это столь тонко и тактично, что ни о каких прямых заимствованиях из произведений античного мастерства здесь не приходится говорить. В богатом декоративном обрамлении рельефа с применением позолоты Донателло хотел оттенить радостный характер развернутой перед зрителем сцены. 1430-х, Флоренция, церковь Санта Кроче).
Его познания в Эвклиде настолько отличнейши, что лучше любого другого геометра нет. В «живописных» рельефах Донателло архитектурный фон изображен по правилам прямой перспективы с единой точкой схода линий. Для городского собора, посвящённого Святому Антонию, Донателло выполнил в 1446-1450 годах огромный скульптурный алтарь со множеством статуй и рельефов. 1427-1428, церковь Сант Анджело а Нило в Неаполе «Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру», 1428-30, Музей Виктории и Альберта, Лондон).
В этих работах преобладает трагическая тема, которую развивает Донателло. Церковь Санта Кроче (Флоренция)Вот что пишет об этой работе Джорджо Вазари: «Свое имя он прославил созданием Благовещения из песчаника, который помещен в Санта Кроче, на алтаре капеллы Кавальканти. Жизнь избороздила глубокими морщинами поблёкшее лицо Аввакума, он совсем облысел, за что его во Флоренции и прозвали Цукконе (Тыква). Конный памятник (1447-53) главнокомандующему сухопутными войсками Венецианской республики Эразмо да Нарни известному под прозвищем Гаттамелата, через много столетий воскресил в европейском искусстве античную традицию конных монументов образцом послужила статуя императора Марка Аврелия, которую Донателло видел в Риме. Облик героя отмечен благородством и сознанием собственного достоинства (virtu) – впервые со времен Средневековья человек удостаивался памятника за свои личные заслуги и воинскую доблесть.
Рельефы из жизни св. Поздние исполненные во Флоренции, произведения Донателло обостренно экспрессивны, отмечены чертами духовного надлома (группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456–1457, площадь Синьории рельефы кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е годы). «Что это ты затеял, Донато. Но и этого ему мало.
В конце XVI в. алтарь был разобран. Из 10 скульптур, украсивших внешние стены церкви, Донателло принадлежат статуи евангелиста Марка (1411—1413), св. Местные жители, по легенде, считали двух друзей кладоискателями. Путти Донателло предельно общительны. А это и составляет сущность донателловского образа.
Донателло принадлежит рельеф Пир Ирода (1423—1427, Сиена, баптистерий). Первоначально «Давид» был установлен во дворе дворца Медичи-Риккарди, но после конфискации дворца в 1495 г. статую перевезли во двор палаццо Веккио, где и установили на мраморной колонне. Фигура Марка пропорциональна, устойчива и монументальна. Георгия (ок. В работах Донателло формируются принципы построения ренессансного рельефа-картины, в котором линейная перспектива (открытая в начале 15 века) объединяется с техникой низкого рельефа известной ещё с античных времён, что позволяло создать иллюзию пространства, ввести архитектурный или пейзажный фон. С августа 1432 года по май 1433 года Донателло находился в Риме.
Стремление к реалистической передаче зрительно убедительного иллюзорного пространства приводит его к созданию «rilievo schiacciato» (сплющенного рельефа), в котором впечатление глубины достигается за счет градации объемов. Скульптор в исполнении придерживался натурализма, который граничил с духовным надломом. Петра, д/цеха льнопрядильщиков-св. 1415, Флоренция, Нац. Он довел до совершенства бронзовое литье и моделировку мрамора.
Евангелист Марк (1411). Поздние произведения Донателло, созданные в период кризиса демократических традиций раннего кватроченто, обострённо экспрессивны и отмечены чертами духовного надлома (статуя Марии Магдалины, раскрашенное дерево, 1450-е гг., баптистерий группа Юдифь и Олоферн, бронза, около 1456-57, площадь Синьории рельефы двух кафедр церкви Сан-Лоренцо, бронза, 1460-е гг., – все во Флоренции). Марка (1412 год), св.
Донателло отправляется в 1443 году в Падую.
1422, Берлин-Далем «Пир Ирода» для купели Сиенского баптистерия, ок. Георгия (1415-17). Гармония этих статуй иного порядка, чем у современников Донателло -- Лоренцо Гиберти и Нанни ди Банко. Недаром он не побоялся обострить на творческой почве свои отношения и с Брунеллески, хотя последний был его другом, приобщившим мастера к новому направлению в искусстве. После «Пиршества Ирода» для сиенского баптистерия самым сложным по композиционному построению является рельеф на тот же сюжет из Музея Викар в Лилле (ок.
Центральное место под балдахином занимала статуя Мадонны с Младенцем, по обеим сторонам которой располагалось шесть статуй святых. Надгробие делится на три яруса. По мере роста своей репутации, Донателло получал все новые заказы, среди которых была и статуя Давида из бронзы для дворца Казимо Медичи.
Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем. Она возникла около середины второго десятилетия (1415-1417)- В «Георгии» Донателло наиболее полно воплотил новый гражданственный идеал. Соприкосновение и перекрещивания фигур сведены до минимума, фигуры по возможности не перерезают друг друга. Около 1434, после создания табернакля для старого собора св. Патриотическое гражданственное звучание.
Намеченные в творчестве Донателло проблемы надолго определили развитие европейской скульптуры. В статуях пророков для кампанилы флорентийского собора (мрамор, 1416-35, Музей собора, Флоренция) создал галерею остроиндивидуальных портретных образов. В творчестве мастера наступил новый период. Мрамор. У него сосредоточенный, глубокий взгляд он прочно стоит на земле, широко расставив ноги.
Огромный скульптурный алтарь, состоял из двадцати девяти статуй и рельефов. Библейский пастух, победитель великана Голиафа, - один из излюбленных образов Ренессанса. Использование принципов прямой перспективы усиливает иллюзию пространственности – скульптор, «рисуя» резцом, уподобляется живописцу, пишущему картину («Битва Георгия с драконом», ок. Ранние произведения Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентийского собора, 1406-08) ещё отмечены готической скованностью форм измельчённой дробностью линейного ритма.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам. ». Вероятно, ок. Это тип плоского, как бы сплющенного рельефа.
Козимо питал к доблестям Донато великую любовь и постоянно давал ему работу. 1456-57, Площадь Синьории, Флоренция), статуе Иоанна Крестителя (1451, Санта-Мария деи Фрари), в рельефах на темы Страстей и Воскресения Христа двух кафедр («Распятие», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Воскресение», «Мария у Гроба Господня» и др. ) в церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (1460-е годы) – преобладает трагическая тема, натурализм исполнения граничит с духовным надломом. Автором пьедестала был Дезидерио да Сеттиньяно. Давид – библейский персонаж, псалмопевец.
Что примечательно, данная статуя была первым обнажённым произведением в итальянском искусстве, которое было не граничит со стеной. Это и делает статую таким неповторимым произведением искусства. В живописных рельефах (Пир Ирода на бронзовой купели сиенского баптистерия, 1423–1427 рельефы Старой сакристии церкви Сан-Лоренцо во Флоренции, 1434–1443) Донателло создавал впечатление большой глубины пространства с помощью линейной перспективы, точного разграничения планов и постепенного понижения высоты изображения. Ныне памятник находится в Национальном музее Флоренции.
Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея). Наивысший расцвет творчества Донателло связан с падуанским периодом. Ренессансный идеал воина-героя воплощен в образе Святого Георгия для той же церкви (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция).
Иосифа он написал прекраснейшую историю с изображением Обручения Богоматери. Донателло отлил ее в 1447 году, а установлена эта работа была немного позже – в 1453-м. Это еще одно новшество, введенное Донателло.
Вокруг он изобразил цветочный узор. Здесь начинается следующий этап его творчества. Голова Юдифи – одно из прекрасных творений раннего Возрождения. Лишь один Давид не испугался.
От скульптора требовалось лишь одно – проявить свои умения и отлить бронзовую статую. Дошла очередь и до дочери царя. Давид умел хорошо играть на гуслях. Однако это впечатление обманчиво. В Падуе он выполняет конную статую венецианского кондотьера Эразмо де Нарни, по прозвищу Гаттамелата (Черная кошка) (отлита в 1447, установлена в 1453).
Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Статуя Святого Георгия является прекрасным наполнением готической ниши. Ушаков (Симон или Пимен Федорович, 1626 – 1686) – знаменитый московский иконописец, происходил, вероятно из посадских людей и, по-видимому, очень рано получил основательную подготовку к своей специальности, так как, будучи всего 22 лет от роду, был принят в царские "жалованные" (то есть получавшие постоянное содержание) мастера Серебряной палаты при Оружейном приказе. Антония в падуанском соборе («Чудо с ослом», «Чудо с говорящим младенцем», «Чудесное исцеление гневного сына», «Чудо с сердцем скупца») – вершина творчества Донателло в области «живописного» рельефа. В конце XV века алтарь был разобран.
Этот же мотив Донателло повторил в наружной, украшающей один из внешних углов здания кафедре собора в Прато (1424—1438). Но все они так обработаны, чтобы выявить жизнь скрывающегося за ними тела.
Петра в Риме), «Благовещение» (так называемый Алтарь Кавальканти, Флоренция, церковь Санта-Кроче), выдающееся спокойным ритмом своих простых обобщенных линий и абсолютно античной ясностью и красотой ликов, певческая трибуна флорентийского собора (1433-40) и наружная кафедра собора в Прато (1434-38), украшенные рельефами пляшущих и играющих на различных музыкальных инструментах полунагих путти, похожих на античных амуров. Царь Саул взял его к себе в услужение, т. к. Погребен он был с почестями своими согражданами в главной церкви.
Он не оставляет без украшений буквально ни одну поверхность, даже каннелюры пилястр он покрывает чешуйками, он предельно усложняет и цокольную часть и антаблемент (семь полос. ) и завершающую часть в виде полукруглого фронтона с волютами. В тот же период Донателло создал три «живописных» рельефа: Св. Георгий и дракон на пьедестале мраморной статуи Св. Георгий, барельеф Вознесение Богоматери, посланный в Неаполь для надгробия кардинала Бранкаччи и бронзовый рельеф Пир Ирода для купели сиенского баптистерия. В 1443 скульптор был приглашен в Падую, где пробыл десять лет. Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны.
Здесь Донателло, стремясь выразить новые гражданственные идеалы, превзошел самого себя, создав один из самых счастливых и жизнерадостных образов ренессансного искусства, близкий по общему своему духу тому, что позднее четко сформулировал Альберти: «безмятежность и спокойствие радостной души, свободной и довольной самой собою». Хотя статуя Георгия стоит в ранее сделанной готической нише, она не вступает с ней в противоречие, так как и в статуе очень сильно выражены вертикальные линии (прямое положение всей фигуры, перекрестье щита, шея, нос). Левая нога, несколько согнутая в колене, слегка отставлена назад, левая рука, держащая книгу, одновременно придерживает плащ, который ложится свободными складками, превосходно выявляющими рельеф ноги. Она слегка наклонилась, что подчеркнуто изгибом спинки стоящего рядом кресла. На самом деле фигура полна движения, но сдержанного движения.
Статуя Давида, созданная как навершие фонтана, который стоял во дворе дворца Медичи, была обозрима со всех сторон. Исполнил д/фасада Флоринтийского собора пророка Даниила из мрамора и св. В четырех вылепленных из стука рельефах («Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом», «Вознесение на небо») скульптор достигает поразительной свободы в изображении огромных зданий интерьеров и фигур людей. Действительно, статуи Св.
В 1433 г. он завершил мраморную кафедру флорентийского собора. В статуе св. Говори, чтоб ты лопнул. ».
В 1443-53 годах Донателло работал в Падуе над двумя монументальными бронзовыми произведениями: алтарём в базилике Святого Антония Падуанского и конным памятником кондотьеру Гаттамелате (смотри иллюстрацию в статье Возрождение). углубило интерес художника к наследию античности. Здесь он вместе с Брунеллески обмеряет памятники города изучает античную скульптуру.
Франциска, св. 2 Творчество Донателло – Донателло – итальянских скульптор. Франциском, св. Римские впечатления отразились в таких работах, как табернакль, выполненный для Капеллы дель Сакраменто по заказу Евгения IV (папы), Благовещение (иначе – Алтарь Кавальканти, см. Покровительство Медичи дало ему возможность создать последние шедевры.
Революционными были опыты Донателло в технике рельефа. Кроме вышеуказанной он выполняет алтарь св. Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Скульптуры, созданные им в этот период, действительно великолепны.
Людовика Тулузского (ок. Небольшая статуя Давида — одна из самых гармоничных работ Донателло. Молодая Мария отпрянула от ангела испуганная его неожиданным появлением. Они веселятся не в одиночку, а гурьбой. В падуанский период Донателло создал первый светский монумент эпохи Возрождения – конный памятник кондотьеру Гаттамелате (бронза, мрамор известняк, 1447-53) и большой скульптурный алтарь для церкви Сант-Антонио (1446-50) – оба в Падуе.
Марк, можно поверить и его писаниям». Там же можно любоваться отлитыми им дверями с фигурами апостолов и святых.
С помощью диагонали, которую образуют меч и жезл Гаттамелаты (прозвище Эразмо), а также положения рук, объединил фигуры коня и всадника в цельный силуэт скульптор Донателло. Бронзовый памятник, увековечивший полководца Эразмо да Нарни по прозвищу Гаттамелата (переводится как «пятнистая кошка»), расположен на площади перед Собором св. Родился во Флоренции, в семье богатого чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Они прыгают, скачут, радуются, брыкаются. Для этого он не гнушался добавить к своим работам совсем непривлекательные черты, чем разрушал всю основу античного искусства, которое до него считалось единственно верным и правильным. Латы, напоминающие римские, голова, обнаженная на античный манер, – все это обращение к античной традиции.
Донато радостно и без забот прожил остаток дней своих как верный слуга и друг дома Медичи. У Донателло нередко одни и те же мотивы повторяются в разные периоды жизни, но применяются в различных аспектах и в различном толковании. Во время пребывания в Риме Донателло выполнил еще две надгробные плиты – папы Мартина V в Сан Джованни ин Латерано (Донателло принадлежат только голова и руки, все остальное – работа флорентийского ювелира Симоне Гини, отливавшего плиту) и Джованни Кри-велли в Санта Мария ин Арачели (полустерлась). Этот шаг Донателло сделал позднее – в своей стоявшей на колонне статуе «Изобилие», украшавшей старый рынок во Флоренции (1428-1431 не сохранилась) и в статуе обнаженного Давида, также увенчивавшей колонну. Слава Донателло росла с каждым годом и строительная комиссия собора решила заказать ему пять статуй для украшения ниш Кампаниле. Однако уже статуя Святого Марка для фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции (мрамор, 1411–1413) отличается ясной тектоникой пластических масс, силой и спокойным величием.
Луки, гильдию живописцев, как художник, скульптор и золотых дел мастер. Донателло первым создал образ одухотворенной человеческой личности. Этот папа совмещал в себе все противоречия века.
Подобная трактовка лишает фигуру всякой статичности, что тонко подметил уже Вазари. С отъездом Донателло в 1443 в Падую начинается следующий период его творчества.
Давид был простым пастухом из Вифлеема. Статуя Гаттамелаты (1447–1453) стала первым свободно стоящим конным монументом, созданным в Европе со времен античности. Приём отдельного расположения фигуры (подобно античным) получил развитие в творчестве Донателло. С одной стороны Донателло жаждал в искусстве жизненной правды. Алтарь включал в себя семь больших статуй в натуральную величину и рельефы, среди которых выделяются четыре (с изображением чудес святого Антония), являющиеся своеобразным эталоном рельефа-картины Раннего Возрождения. Цецилии в профиль, едва отделяющуюся от фона, принадлежит к классическому стилю Донателло (находится в Англии). В 1415 строительная комиссия флорентийского собора для украшения кампанилы заказала Донателло статуи пророков, над созданием которых мастер трудился на протяжении почти двадцати лет (1416-35 пять статуй – в Музее Собора). Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения.
Одним из самых значительных этапов творчества Донателло являются годы работы в Падуе (1445—1453). Антония и других). В Перудже выполнил много произведений-в церкви монахинь св. 1425 «Вознесение Марии», ок.
У Донателло пророки Иеремия и Аввакум — цельные и духовно богатые натуры. Воин протягивает Ироду блюдо с головой Иоанна Предтечи. Потом взял его меч и отсек ему голову.
Представление о личности Донателло дает Джорджо Вазари: «Он был человеком чрезвычайно щедрым, любезным и лучше относился к друзьям, чем к самому себе никогда не придавал никакой цены деньгам». Фоном им служат огромные городские постройки и аркады. Как на сохранившиеся лучше других и особенно любопытные, можно указать на иконы: Благовещения, в которой главное изображение окружено композициями на темы акафиста Пресвятой Богородицы (находится в церкви Грузинской Божьей Матери, в Москве), Владимирской Богоматери с московскими угодниками (там же), святого Феодора Стратилата (у могилы царя Федора Алексеевича, в Архангельском соборе), Нерукотворенного спаса (в соборе Троицко-Сергиевской лавры), Сошествия Святого Духа (там же) и на икону-портрет царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича (в Архангельском соборе). Донателло (Donatello собственно Донато ди Никколо ди Бетто Барди, Donato di Niccolo di Betto Bardi) (около 1386 – 1466) итальянский скульптор эпохи Раннего Возрождения. Библейские герои (Давид, победитель Голиафа и Юдифь, убившая Олоферна) были излюбленными персонажами флорентийских мастеров, ассоциировались с победами, одержанными маленькой Флоренцией над могущественным Миланским герцогством. Первым бесспорным из дошедших до нас произведений Донателло является его «Давид» в Бар-джелло.
Он взял несколько камней и пращу и вышел против Голиафа. Произведения его создало ему имя: Благовещение из мачиньо, нах-ся во Флоренции, в церкви Санта Кроче на алтаре капеллы семейства Кавалькантидеревянное распятие (история с. 80). Фигура исполнена достоинства.
В этой фигуре всё значимо. В 1986 проводилась реставрация, в настоящее время статуя выставлена в Палаццо Веккио. Статуя сразу привлекла внимание современников, т. к. В 1433 году он завершил мраморную кафедру флорентийского собора.
Фигура Марии с младенцем в окружении шести святых (Франциска, Антония, Даниила и Юстины, Проздоцима и Людовика) составляли монументальную группу в пространстве церкви. Библейский пастух, победитель великана Голиафа – один из излюбленных образов Ренессанса. Статуи пророков и «Давид» (ок.
Позднее творчество Донателло содержит немало проблем подчас говорят об «упадке» мастерства или возвращении к готическим приемам и нарастании духовной экспрессии. Позднее данный портал получил также украшение в виде мраморного рельефа Нанни ди Банко (один из наиболее талантливых скульпторов, которые работали с Донателло на раннем этапе его творчества). Пейзаж (холмы), который стал фоном действий рельефа – это тоже инновационный для того времени приём. Антоний, воскрешающий мальчика, св. По словам Вазари, Донателло, «работал столько же руками, сколько расчетом», в отличие от мастеров, чьи «произведения заканчиваются и кажутся прекрасными в том помещении, в котором их делают, но будучи затем оттуда вынесенными и помещенными в другое место, при другом освещении или на большей высоте получают абсолютно иной вид и производят впечатление как раз обратное тому, какое они производили на своем прежнем месте». После сильного пожара монастырь Санта Кроче нуждался в реконструкции. Георгия (мрамор, около 1416, Национальный музей, Флоренция) Донателло воплотил ренессансный идеал воина-героя, придав образу величие и наполнив его патриотическим, гражданственным звучанием.
Вазари дал прекрасное описание этой статуи: «. Работа удалась на славу.
Почти десять лет Донателло работал в Падуе, старом университетском городе, родине глубоко почитаемого в Католической Церкви Святого Антония Падуанского. Донателло родился в 1386 (приблизительно) году в Италии. Елизаветой, св. Он работал во Флоренции, Сиене, Риме, Падуе. Одним из первых он стал использовать в своих произведениях теорию линейной перспективы.
В 1425—38 имел общую мастерскую с архитектором Микелоццо. В содружестве с ним он создаёт ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425—27, баптистерий, Флоренция). В его власти было передать нечто глубокое, скрытое от глаз других. Он показан как символ победы над врагами Флоренции. Иоанном Крестителем и св. Особенно известен «Святой Георгий» (1416 г. ) юноша-воин со щитом в руке.
Представитель флорентийской школы. В скульптуре Св. Марка (1411-13) и св. До восемьдесят шестого года своей жизни.
Статую предназначали для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Ренессансным претворением античных форм отмечены такие произведения Донателло, как надгробие Бальдассаре Коша (антипапы Иоанна XXIII совместно с архитектором Микелоццо ди Бартоломмео, мрамор, бронза, 1425–1427, баптистерий во Флоренции), в котором использованы античный по форме саркофаг, аллегорические фигуры и ордерное обрамление, алтарь Благовещение (так называемый алтарь Кавальканти известняк, терракота, около 1428–1433, церковь Санта-Кроче, Флоренция) с пышным антикизирующим декором, певческая трибуна флорентийского собора (мрамор с мозаикой и позолотой, 1433–1439, Музей собора, Флоренция) с жизнерадостным хороводом веселящихся путти, статуя Давида (бронза, 1430-е годы, Национальный музей, Флоренция) – первое изображение нагого человеческого тела в статуарной пластике Возрождения. Стремление к реалистическому изображению иллюзорного пространства приводит скульптора к созданию сплющенного рельефа, где впечатление глубины производится с помощью градации объемов. Первым известным нам произведениям Донателло (статуи пророков для бокового портала флорентинского собора, 1406 – 08) еще присущи готические скованность и нерасчлененность форм измельченность линейного ритма.
Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. Их крепкие фигуры скрыты тяжёлыми складками плащей. В церкви Сан Чириако дАнкона за алтарём св. Если Лука делла Роббиа разделил скульптурный декор на отдельные композиции изображающие поющих детей, то Донателло решил его как единый фриз: в обрамлении двух горизонтальных полос с антикизированными вазонами и пальметтами, за сдвоенными колоннами стремительно проносится хоровод детей, охваченных азартом почти вакхической пляски.
Эта скульптура демонстрирует отход от традиционных канонов христианского искусства: удивляет женственность главного героя, а также степень его обнаженности (это была одна из первых настолько откровенных работ, созданных в эпоху Возрождения). Однако огромная слава не изменила его простого образа жизни.
Донателло был ключевой фигурой в истории ренессансной пластики. Эта статуя – первое со времен античности изображение свободно стоящей обнаженной фигуры. Здесь и портик и арки и лоджии и порталы и ведущая вглубь лестница. В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии.
Показан момент, когда Юдифь заносит меч, чтобы нанести последний удар. Почти восьмиметровая статуя на высоком пьедестале одинаково выразительна со всех сторон. Очень живописен рельеф Пляска ангелов, украшающий кафедру.
Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. Это один из первых ренессансных конных монументов.
Образом послужил памятник Марку Аврелию. Его творчество поражает разнообразием новых начинаний. Совместно с Микелоццо ди Бартоломмео Донателло исполнил гробницу антипапы Иоанна XXIII во флорентийском баптистерии (1425-1427), продолжив традиции Проторенессанса и вместе с тем создав образец ренессансного пристенного надгробия для нескольких поколений итальянских скульпторов. – Не страшись и будь спокойна».
Большое влияние на творчество Донателло оказало знакомство с Филиппо Брунеллески. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. Его параллельно расположенные руки перекликаются с правой согнутой рукой Марии. На пределле в историях с малыми фигурами изображены: св. В содружестве с архитектурой Микелоццо он создает ренессансный тип настенного надгробия с античным по формам саркофагом (на котором покоится фигура умершего), с аллегорическими фигурами и величественным ордерным обрамлением (надгробие папы Иоанна XXIII, мрамор, бронза, 1425 – 27, баптистерий, Флоренция).
У него сосредоточенный глубокий взгляд, он прочно стоит на земле, широко расставив ноги. В самых ранних работах скульптора ещё ощутимы отголоски готической традиции («Давид», 1409, Национальный музей Барджелло, Флоренция), которые постепенно преодолеваются благодаря освоению античного наследия. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи. Самым интересным фактом остается то, что эта статуя стало первой, которую можно было бы поставить в один ряд с монументами древних римлян.
Огромный (длиной около 5 м) алтарь был дважды перестроен в 16 и 17 вв. Совсем другое у Донателло. В настоящее время эти статуи находятся в музее собора во Флоренции.
Многолюдные сцены представлены в едином движении в реальной жизненной обстановке. В этих статуях Донателло особо подчеркивал их характерные черты, порой грубоватые и неприкрашенные, даже уродливые, однако живые и естественные. Это узкие, чисто готической формы ниши, увенчанные крутыми стрельчатыми арками. Георгия (1415-17). Христианская легенда о спасении св. Франциск, получающий стигматы. живописный рельеф.
Ныне эту нишу занимает скульптурная группа Уверение Фомы работы Верроккьо. На протяжении нескольких веков она находятся прямо перед собором святого Антония. В этом произведении начинающего мастера уже чувствуется характерное для зрелого периода его творчества стремление к соединению элементов классического и готического искусства. «А ты уверуешь в моего Бога. В своём искусстве он старался придерживаться максимального реализма. Для украшения фасада здания Ор Сан Микеле Донателло выполняет статуи св. Массивная голова с осанистой бородой, мужественное, сильное лицо, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну такую внушительность, которая невольно заставляет вспомнить о «Моисее» Микеланджело.
Совместно с Микелоццо ди Бартоломео (1396–1472) Донателло работает над надгробием Бальтасаре Косса (папы Иоанна XXIII) (1424–1427), которое находится в Баптистерии Собора. Перейдём к первому периоду, длившемуся до 1443 года.
Именно для Евгения IV выполнил Донателло табернакль, который стоял в Капелле дель Сакраменто в папском дворце (теперь находится в сакристии деи Бенефичиати в соборе св. Петра в Риме). Табернакль очень свободно скомпонован, в явной оппозиции к строгим принципам Брунеллески. И, конечно, ни в одной скульптуре не найти столько жизни, ни в одном мраморе – столько одухотворенности, сколько природа и искусство вложили в это произведение руками Донато». В 1403-07 обучался в мастерской Лоренцо Гиберти, где изучил технику бронзового литья. Но достоверными эти сведения считать нельзя. После этого Саул сделал Давида начальником над всем своим войском. В противоположность «готической кривой» в большинстве статуй XV в., донателловский Георгий твердо стоит на ногах. Широкое использование контрапоста (отставленное назад правое плечо, слегка повернутая в другую сторону голова, отодвинутая вглубь левая нога, небольшой изгиб корпуса) позволило скульптору внести большое разнообразие в трактовку драпировок.
Постепенно формы приобретают ясность, становятся цельными объемы, портретностью сменяется типовое выражение лиц, а складки одеяний облекают тело естественно, вторят его движению и изгибам. Антония. Крест на щите определял ось фигуры и ее направление вверх (вертикаль прямо стоящего тела) и вширь (горизонталь плеч). Он выносил очень бодро свою старость, ему было подарено сыном Козимо Пьеро имение в Кафаджуоло с таким доходом, что тот мог дожить свой век без работы. Донателло очень тонко использует контрапост для оживления фигуры. алтарь Кавальканти), Амур из Барджелло. Вид у него такой, как будто он не сознает в полной мере важность абсолютного им подвига.
Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. Ему неведома донателловская мощь. Представился 13 декабря 1466 года -похоронен в церкви Сан Лоренцо рядом с могилой Козимо.
Георгия (1415 год), а также Аввакума и Иеремии (годы создания – 1423-1426). Данное произведение скульптора уже наполнено теми характерными чертами для зрелого периода его работ: стремлением к однородности элементов классического и готического искусства. Донателло (Донато ди Никколо ди Бетто Барди) родился около 1386 года во Флоренции (Италия), в семье чесальщика шерсти. Однако рука Юдифи, держащая меч, лишена силы.
Уже в произведениях 1450-х годов (Крещение Христа, 1450-1455, Национальная галерея, Лондон Мадонна делла Мизерикордия, около 1450-1462, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро Бичевание Христа, около 1455-1460, Национальная галерея Марке, Урбино) проявились основные черты искусства Пьетро делла Франческа: величавость образов, объемность форм, прозрачность приглушенного колорита, перспективное построение пространства. Еще одно крупное произведение второго периода творчества Донателло – бронзовые двери старой сакристии церкви Сан Лоренцо во Флоренции (1434–1443). Хотя документы указывают на более раннее (1411-1413) возникновение статуи евангелиста Марка в нише Ор Сан Микеле, в художественном отношении эта вещь превосходит статую Иоанна. В произведениях, созданных мастером после возвращения во Флоренцию (ок. У Донателло пророки Иеремия и Аввакум – цельные и духовно богатые натуры.
Цукконе (Лысый пророк) и Иеремия – образы, наиболее сильные по своей внутренней напряженности и глубине. Марка (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. Скульптор Донателло в период с августа 1432-го по май 1433-го находится в Риме. Статуя предназначалась для фонтана во внутреннем дворе палаццо Медичи.
Опыты в технике рельефа у Донателло также были революционными.
Донателло с большим мастерством выразил индивидуальный характер персонажа. Гиберти и Бруннелески на всю жизнь остались самыми близкими друзьями скульптора. В 1408-1415 гг. Пронзительный взгляд, тяжелые, привыкшие к труду руки придают Иоанну внушительность и мощь, напоминая «Моисея» Микеланджело, которого именовали «сыном этого отца», таким образом, по праву сидящего «Иоанна» Донателло считают вдохновителем и гениальным предшественником этого грандиозного творения Ренессанса. Давид и статуи пророков (примерно 1430-1432 годы) во многом еще связаны с существовавшей в то время позднеготической традицией. Прекрасные образцы позднего стиля Донателло – бронзовые рельефы двух кафедр для церкви Сан Лоренцо (1460-е годы), законченные после смерти мастера его учениками.
Здесь одеяние полностью подчинено телу, прямым отголоском которого оно является. Людовика, находящуюся сейчас в музее Санта Кроче. Однако главным произведением, выполненным Донателло в Падуе, был высокий скульптурный алтарь для церкви Сан Антонио (1446–1450). Произведения Донателло в ризнице церкви Св. Марк, можно поверить и его писаниям».
Он возродил изображение наготы в статуарной пластике, положил начало скульптурному портрету, отлил первый бронзовый памятник, создал новый тип надгробия, попытался решить задачу свободно стоящей группы. Не менее привлекателен опустившийся перед нею на колени ангел. Из произведений раннего периода следует отметить также бронзовую статую Св. Высота 1, 58 м. Национальный музей Барджелло (Флоренция)Эта скульптура – первое изображение свободно стоящей обнажённой фигуры со времён античности.