Первые опыты в живописи он делал еще в раннем детстве изображая на рисунках жизнь крестьян и красоты природы. Соответствует Слову и характер живописных образов, воссозданных Васнецовым. Из Франции он привез полотно «Балаганы в окрестностях Парижа», акварели и эскизы.
В 1885 году Васнецов получает от А. В. Именно этот кружок снова вдохновил Васнецова, снова привлек его русский колорит, его эстетическаязначимость. Каким-то особым русским духом веяло от нее.
Поэтическое сказание «Слово о полку Игореве» привлекло Васнецова могучей эпической силой. Столь масштабной работы не было в русской живописи XIX века. В 1881 году Васнецов создает свое наиболее проникновенное и целостное в поэтичности и искренности чувства произведение – картину «Аленушка». Полотно Васнецова «Богатыри» стало одним из первых обращений к былинному сюжету в истории русской живописи. Он находил живой отклик у своих современников. Не закончив академию художеств, Виктор Михайлович в 1876-м вдруг отправился в Париж, где занялся рисованием французского быта и, кроме того, сам стал моделью для картины Репина «Садко». И вот началась подготовка к картине.
На этом полотне художник изобразил события из истории Древней Руси. «Никогда еще фантазия, — писал Стасов о декорациях Палаты Берендея, --, не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной». Уроки рисования ему когда-то давал гимназический учитель Н. Г. Чернышев и И. Н. Крамской. Вчера после Лувра делали большую прогулку в St. В это время художник рисовал иллюстрации к сказкам и литературно-педагогическим трудам Николая Столпянского — «Народная азбука», «Солдатская азбука».
Им были иллюстрированы сказки Конек-Горбунок, Жар-птица и другие. Вот, широко разметав руки, спит вечным сном русский богатырь. После смерти жены за главного остался отец семейства, Михаил Васнецов. Васнецова».
Такая приверженность говорит о каких-то твердых основах народного понимания прекрасного. Тем не менее, творчество В. М. Однако эти рисунки были опубликованы только в 1912 году в альбоме под названием «Русские пословицы и поговорки в рисунках В. М. Репиным. Здесь были задуманы и осуществлены полностью или частично многие произведения художника.
Тот устраивает его рисовальщиком. Как они могли сохраниться на протяжении столетий. С общей направленностью станковой живописи Васнецова 1880-1890-х гг.
Период этот стал для Васнецова весьма непростым. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Художник долго не мог найти модель для нее.
В академии Васнецов получил две малые серебряные медали за учебные работы, а через два года ему вручили Большую серебряную медаль за картину «Христос и Пилат перед народом». Здесь, на этих посиделках, художник впервые.
Первая историческая картина «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880, ГТГ) экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Активно использованы тексты и надписи. В Москве ему посчастливилось общаться с Мамонтовым и Третьяковым. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах. Прахова приглашение принять участие в росписи только что построенного Владимирского собора в Киеве. Зорко, сурово смотрит он вдаль, приглядывается, нет ли где врага. Но главное их внимание сосредоточилось на галерее Павла Третьякова.
И хотя картину многие хвалили, сам Васнецов видел уже все ее недостатки. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Эта картина была встречена публикой и критикой недоброжелательно. Стасовым. Жизнь семьи Васнецовых нельзя было назвать особо богатой.
Время это для Васнецова очень трудное. Мамонтова. Изобразительный ритм картины приближен к эпическому звучанию Слова о полку Игореве.
Однако картины его подвергались критике за "кадаверизм" (от слова кадаверин – трупный яд)- увлечению изображений трупов. Так, в начале 1900-х гг. Государственная Третьяковская галерея (Третьяковка) – это самая большая картинная галерея в Москве.
Чернышева. В 1866—67 годах, Васнецов выполнил семьдесят пять рисунков для «Собрания русских пословиц» этнографа Николая Трапицина. Весной 1876 года художник принял участие в парижском Салоне двумя картинами: «Чаепитие в трактире», ранее выставленной на Передвижной выставке и «Акробаты».
Земля отходит ко сну. Выполнять работу было трудно: отцы церкви требовали официально-традиционного решения росписей, а художник не мог отказаться от своего восприятия мира, от живого, реалистического видения. Кончилась битва медленно встает из-за туч луна. Совместно с В. Поленовым он построил храм в «русском стиле».
Постепенно Васнецов охладевал к учению в академических стенах. В доме Васнецовых соседствовали уклады деревенской и городской жизни. Картина не встретила всеобщего одобрения.
А за спиной у мальчика новый посетитель, похожий на подвыпившего мастерового. В 1912 году художник был введен во дворянство Российской Империи. Боголюбова, где часто собирались русские художники. Нарядная орнаментальность картины придает ей оттенок фольклорности, рождая ассоциацию с поэтическим произведением, расцвеченным узором народных эпитетов, сравнений и метафор, подобно лермонтовской «Песне о купце Калашникове», которую любил и иллюстрировал художник и которая, несомненно, оказала воздействие на характер стилевого и образного решения картины».
Таких еще не бывало в русской школе1.
Васнецов никогда не писал заказных портретов, но лишь людей близких ему, дорогих или интересных какой-то своей характерностью. У Васнецова была особенность, не раз удивлявшая окружавших его людей. В 1881 году в Абрамцеве Васнецов написал одно из лучших своих произведений — «Аленушка» (ГТГ) — на сюжет русской сказки. Васнецов будучи человеком застенчивым (или просто с заниженной самооценкой)болезненно воспринимал критику, переживал. В 1878 году, после возвращения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву.
Крамской, поддержавший талантливого юношу. Удивительно, что именно здесь, в мастерской Поленова, художник создаст эскиз «Богатырей». Картины бытового характера с реальными персонажами сменялись полотнами со сказочными сюжетами. Конь у него огромный, выгнул шею колесом, сверкает раскаленным глазом.
По окончании работ в киевском Владимирском соборе Васнецов получил многочисленные заказы на оформление храмов в Петербурге, Гусь-Хрустальном, Дармштадте, Варшаве. Cloud (Полен, Васнец, Крамск и я, – рассказывал Репин Стасову. Васнецов обратился к сказке об Аленушке и ее братце Иванушке, по-своему, творчески претворив ее в живописи. Революционные движения в начале ХХ века затронули и великого художника.
Работа была интересной, но и очень сложной. Исполнив жанровые картинки «Молочница» и «Жница» (1867), разыграв их в лотерее, Васнецов на вырученные деньги едет в Петербург. Особенно не понимание картины В. В. Так возникло новое течение передвижников. Налево от Ильи – на золотистом коне – самый младший богатырь, Алеша Попович.
Дверь в чайную раскрыта. Да что уж говорить если сама фамилия Васнецов звучит сказочно. В 1874 году художник получил бронзовую медаль на Всемирной выставке в Лондоне за картины «Книжная лавка» и «Мальчик с бутылкой вина». Из того же письма: Сегодня всей компанией были в салон. Одной из тем картин стал Ковер-самолет – сказочно быстрое средство передвижения.
Очень значительна была в то время поддержка С. И. В детстве эти нищие вызывали в нем какое-то щемящее, тоскливое чувство. В огромной композиции (700 х 690 см), посвященной теме последнего судилища, он воплотил рожденное его могучей фантазией представление о вселенной и человечестве., писал художник. Мамонтова, одним из организаторов которого и активным участником он был в 1880-х годах. Это событие произошло в 1898 году и с того времени эскиз находился в собрании картин Поленова в организованном им музее.
В них он просто и точно отобразил черты деревенского быта Вятского края. Его отец был священником и предполагалось, что сын пойдет по стопам отца. тесно связаны его работы для театра. Здесь же художники много и плодотворно работали.
Тут он встречает брата своего вятского учителя Красовского. Художник Васнецов родился 15 мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии. Для знаменитой пьесы «Снегурочка» Васнецов готовил декорации и костюм главной героини. Его называли первопроходцем.
Рядом с ним прекрасный светловолосый юноша, сраженный стрелой, – он кажется спящим. Перед ним каждый мог ощутить себя на месте неведомой души, ожидающей приговора высшего суда. Вот мы и расстались, – позднее объяснял он.
Васнецов исполнил костюмы и декорации для постановок в театре Мамонтова, в 1881 году вместе с В. Поленовым построил церковь в «русском стиле» в Абрамцеве. Нестеров. Именно в этом жанре Васнецовым были созданы его главные шедевры: Богатыри (1898 год), Царь Иван Васильевич Грозный (1897 год), Иван-Царевич на Сером Волке (1889 год), Аленушка (1881 год), Витязь на распутье (1882 год), После побоища Игоря Святославовича с половцами (1880 год). На Виктора Михайловича это все не произвело впечатления. К прочувствованной теме единения слушателя и рассказчика он потом не раз возвращался в своем творчестве, начиная с первой жанровой картины Нищие певцы (1873) до большого позднего полотна Баян (1910), где сказитель и слушающие его песни воины охвачены общим эмоциональным порывом. Они хотели добиться права для талантливой молодежи самим выбирать тему конкурсных заданий.
Он мог одновременно выполнять самые разнообразные, несовместимые на первый взгляд задания. В центре – Илья Муромец. Васнецов стал завсегдатаем музыкальных вечеров в доме Третьяковых.
Виктор через знакомых смог устроиться рисовальщиком, чтобы заработать себе на прожитьё. В 1876-77 годах Васнецов жил во Франции. Художник говорил: «Нет на Руси для русского художника святее и плодотворнее дела, как украшение храма». Идеальный женский образ получил наконец свое завершение. Сюжет возник из детских воспоминаний о тех нищих-певцах, которые в праздник обычно толпились у рябовской церкви, сидели на земле.
В соответствии с былинными образами Васнецов разработал характеры своих персонажей. За проданные картины Васнецов получил 60 рублей и с этой суммой отправился в Петербург. В дальнейшем он спроектировал и осуществил немало построек: собственный дом и мастерскую в 3-м Троицком переулке (ныне Васнецова), галерею Цветкова на Пречистенской набережной, фасад главного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке и т. д. Искусство Васнецова порождало острые дискуссии.
В 1880 году Васнецов написал картину «После побоища Игоря Святославича с половцами». Многие видели в нем начало нового истинно национального направления в русской живописи. Третий богатырь – Добрыня Никитич – в соответствии с былинами представителен и величав. Споры, жаркие дебаты, затеянные на выставках, переносились в мастерскую А. П.
Личная жизнь Васнецова В. М. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу, сказке, родной истории. Васнецову досталась роль Деда-Мороза. «Никогда еще фантазия не заходила так далеко и так глубоко в воссоздании архитектурных форм и орнаментики Древней Руси, сказочной, легендарной, былинной», — отзывался о его работе Владимир Стасов.
Произведение было не просто иллюстрацией религиозного сюжета. Очень скромные, без малейшей аффектации портреты эти поражают сходством с оригиналом. В это же время он идет учиться в школу Общества поощрения художников. Мать, Аполлинария Ивановна, родила шестерых сыновей из которых Виктор был вторым. Васнецов отправился в Санкт-Петербург в 1867 году. Отправился искать угол и хоть какую-то возможность заработать денег. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышёва.
Тем не менее такая выставка состоялась в февоале 1904 года в Историческом музее в Москве. Все они были задуманы и писались в ощущениях музыки. Оказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Для картины художник использовал все, что предстало перед ним в Историческом музее, когда он изучал здесь изукрашенные древние доспехи, вооружение, одежду. Виктор Васнецов родился в Вятском крае 15 мая (по новому стилю) 1848 года в семье сельского священника Михаила Васильевича Васнецова.
Хотя книжка не вышла, Васнецов бережно сохранил рисунки. Вынужденный зарабатывать деньги на жизнь, Васнецов дает частные уроки иллюстрирует различные издания, сотрудничает в иллюстрированных журналах и дешевых народных изданиях. «Когда я приехал в Москву, — писал он, — то почувствовал, что приехал домой и больше ехать некуда, — Кремль, Василий Блаженный заставляли меня чуть не плакать, до такой степени все это веяло на душу родным, незабвенным». Чай пьют медленно, степенно. Первыми приобретенными картинами стали «Стычка с финляндскими контрабандистами» кисти В. Г. Худякова и работа Н. Г. Шильдера – «Искушение».
Глубокая печаль разлита по всей русской земле. В следующем же году обучения начинающий художник знакомится с другими великими мастерами. Свою историю Третьяковская галерея начала в 1856 году. Васнецов называл роспись храма главной работой своей жизни — он посвятил ей около 11 лет. Учил рисовать, выписывал для них научные журналы.
Кроме написания картин Васнецов делал иллюстрации к книгам, создавал эскизы архитектурных сооружений и расписывал храмы в разных городах России. Поисками типа национальной красоты характеризуются многие портреты художника 1880-1890-х годов: Даши, горничной в доме Мамонтовых – В костюме скомороха (1882), Наталии Анатольевны Мамонтовой (1883), Татьяны Анатольевны Мамонтовой (1884), Бориса Васнецова, сына художника (1889), Елены Адриановны Праховой (1894), Веры Саввишны Мамонтовой (1896), Татьяны Васнецовой, дочери художника (1897) и другие. На переднем плане слева орел чистит перья. Художник болезненно осознавал несоответствие своих сил грандиозности задачи:.
Мотивами его первых натурных зарисовок стали деревенские пейзажи, сцены из деревенской жизни. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева.
На степь ложится сумрак. Художник занимается иллюстрированием сказок «Жар-птица», «Конек-горбунок» и некоторых других. Дружба его с ними была крепкой и повлияла на его становление в художественном мире.
Он тяготел к классике и все свободное время бродил по музеям. В 1868 году Виктор становится учеником академии. Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии.
а у седла висят гусли-самогуды. Здесь он будет заниматься (с перерывами) до 1876 года. Заметно изменилась творческая манера художника. В 1885 году он перебрался в Киев, чтобы расписывать Владимирский собор.
Особые споры возникли после выхода первого номера журнала «Мир искусство» в 1898 году, где также было представлено творчество Васнецова. Природа созвучна ее настроению, она словно скорбит вместе с девочкой. Искусство Васнецова не осталось незамеченным, вот таким образом его работы украшали страницы таких журналов как «Мир искусства». Исполнять спектакль должны были члены мамонтовского кружка. Синими тучами закрыт горизонт, красная, как бы омытая в крови, луна повисла над степью. Дар Васнецова-монументалиста, проявившийся в этих фризах, настолько очевиден, что в том же году (1885) его пригласили в Киев для участия в декоративных работах для только что построенного Владимирского собора.
Завершенное Васнецовым во Франции полотно Акробаты (На празднике в окрестностях Парижа) (1877) носило еще жанровый характер. Васнецов рисовал, делал наброски, писал этюды. Близость к фольклору ощущается не только в трактовке образа, но и в особенностях стилевого решения картины. Большое влияние оказал на молодого Васнецова в академии П. П.
Художник работал над росписью Собора более десяти лет. Он выразил давнюю мечту народа о свободном полете, придав картине поэтическое звучание. Парижское полотно Репина Садко в подводном царстве (1876), где Васнецов позировал для Садко, хоть и осталось у него единичным в этой тематике, ясно говорило о возможных путях национальных исканий. На самом деле главную трудность для Васнецова в то время представляла, видимо, необходимость противопоставить уже формирующуюся свою трактовку народной поэзии академической.
В Абрамцеве Васнецов принял участие в создании декораций к пьесе-сказке «Снегурочка», которую решено было поставить в 1881 году на любительской сцене Мамонтова. Свое ощущение захватывающей таинственности, состояние сопереживания он выразил в рисунках Бабушкины сказки (1871) и Сказки деда (1870). За эти годы художник создал огромное количество иллюстраций к азбукам и сказкам. Однако он по-прежнему плодотворно трудился: за это время выполнил более 200 иллюстраций к «Солдатской азбуке», «Народной азбуке», «Русской азбуке для детей» (Водовозов). Во французской столице художник участвовал в парижском «Салоне» со своими произведениями – Чаепитие в трактире и Акробаты.
Они отдыхают после работы. Одни, как П. П. Чистяков, восторгались, считая ее «необыкновенно замечательной, новой и глубокой поэтической вещью», другие отнеслись к ней более чем равнодушно, не поняв новаторства Васнецова. Вся история человечества есть борьба человека зверя с человеком духовным.
Виктору пришлось работать с удвоенной силой, рисуя картинки к русским сказкам и пословицам, но, в то же время, он активно воплощает на холстах бытовые городские сюжеты, принесшие молодому художнику бронзовую медаль с лондонской выставки 1874 года. Добро и зло в картине олицетворено в персонажах из русской и христианской истории. На поле лежат тела убитых русских витязей, лежат половцы. Именно в Вятке зародилась его страстная привязанность к искусству, к народному эпосу.
В Петербурге он смог отточить свое мастерство в области живописи. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал.
Впрочем, без поддержки Васнецов не остался. Учился живописи в Петербурге— сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). Они величавы и возвышенно героичны.
– Одновременно он продолжал писать портреты. Пристальное внимание Васнецов уделял и изучению смежных областей искусства: народного творчества, древнерусской книжной миниатюры. Талантливый автор сказочных сюжетов, положенных в основу картин «Богатыри» и «Спящая царевна», «Иван-Царевич на сером Волке» и «Аленушка» и многих других былинных полотен, пейзажей и портретов, Виктор Михайлович Васнецов, проживший трудную, но чрезвычайно красивую жизнь, родился 15 мая 1848 года в семье потомственных православных священников в небольшом селе Вятской губернии.
Нарядные декорации Васнецова донесли до зрителя очарование поэтической сказки. Ещё в Академии художеств Васнецов исполнил ряд набросков на темы русских былин, сделал эскиз «Княжеская иконописная мастерская». Нетрудно заметить, как много внимания уделено в ней орнаменту. С Парижем отношения у художника не сложились.
Он был передвижником и по началу рисовал жанровые сцены из жизни простых людей. Ее нельзя было не полюбить, не привязаться к ней сердцем. Началось все с того, что 14 выпускников отправили в Совет академии письмо с просьбой изменить правила поступления.
Денег у него было совсем мало, но выручила продажа двух его картин: «Молочница» и «Жница». А вот рисовать детей учила бабушка. В Абрамцеве же Васнецов выступил и как архитектор: по его проектам была построена небольшая церковь-усыпальница, «избушка на курьих ножках». В Париже также родилась идея создания знаменитой картины «Богатыри»: Васнецов однажды зашел в парижскую мастерскую Поленова и быстро написал эскиз, реализовав свою давнюю мечту об эпической русской истории. Его называли истинным богатырем русской живописи. Посередине на вороном коне – атаман большой Илья Муромец, крестьянский сын.
Умер уникальный мастер эпической былинной живописи 23 июля 1926 года от разрыва сердца. Тесное дружеское общение с ними имело большое значение для развития молодого художника. При его посредничестве Васнецов получил заказ на декоративные картиныпанно для зала заседания правления Донецкой железной дороги. В свою очередь Васнецов, зайдя однажды в парижскую мастерскую Поленова, быстро написал знаменитый эскиз Богатырей (1876), выплеснув как вполне зрелое и сложившееся свою грезу об эпической русской истории.
м стен. Там он знакомится с И. Н. Крамским, что сыграло немаловажную роль в последующей его жизни. Весной 1867 года Васнецов отправляется на год в Париж, где уже создают шедевры его знакомые художники.
Религиозная тематика наследия Васнецова отразилась в образцах стенной живописи во Владимирском соборе в Киеве, храме Воскресения (Спаса-На-Крови) в Санкт-Петербурге, храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Чуть позже Михаил Нестеров писал: «Десятки русских выдающихся художников берут свое начало из национального источника – таланта Виктора Васнецова».
Чистяков. Андриоли и его знакомый епископ Адам Красинский поговорили с губернатором Кампанейщиковым и тот помог им продать картины «Молочница» и «Жница», которые нарисовал Васнецов. Васнецов выбрал невиданный для изобразительного искусства мотив. Талант Виктора Васнецова проявился во многих сферах искусства. Он скучал по России и им овладела мысль создания национального стиля.
Отличающиеся народнопоэтическим складом декорации и костюмы к пьесе-сказке Снегурочка А. Н. Островского (поставлена в домашнем театре С. И. Мамонтова в 1882) и одноимённой опере Н. А. Римского-Корсакова (в Московской частной русской опере С. И. Мамонтова в 1886) исполненные по эскизам Васнецова, – пример творческой интерпретации подлинного археологического и этнографического материала, – оказали большое влияние на развитие русского театрально-декорационного искусства в конце 19 – начале 20 вв. Как я стал из жанриста историком (несколько на фантастический лад), – писал он, – точно ответить не сумею.
Глубоко личные душевные переживания художника позволили ему с необыкновенной простотой и человечностью, воплотить в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. В этих трех картинах – «Ковресамолете» (1880), «Битве славян со скифами», «Трех царевнах подземного царства» (1884) – Васнецов и начал осуществлять новую программу своего творчества. В этом же году художник работал над тремя другими, не менее известными полотнами: «Битва скифов со славянами», «Ковер-самолет», «Три царевны подземного царства».
Васнецов предстал здесь и как мастер тонкого пейзажа-настроения. Так, среди напряженной работы над росписями Владимирского собора он находил время и для размышлений над громадным полотном Богатыри, которое перевез с собой из Москвы в Киев и для работы над картиной Иван-Царевич на Сером Волке, которую показал в 1889 году на выставке Товарищества передвижников в Петербурге выполнял театральные эскизы и делал книжные иллюстрации, не говоря уже о многочисленных пейзажах и портретах, написанных им в годы сидения в Киеве. Во многом при работе он ориентировался на московские старообрядческие иконы.
Его пафос не прельщал художника. В семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Но однажды художник понял, что у его героини должны быть глаза Верочки Мамонтовой. Чудесный памятник по себе оставит Васнецов русским людям, – писал М. В. Здесь же он сближается с И. Е.
Успевает Васнецов рисовать и для себя – как правило, это были рисунки на бытовую тематику. Крамского. Детей священников в такие заведения принимали бесплатно. Первая картина, написанная Васнецовым в Петербурге, была Нищие-певцы.
В 1880 году художник завершает первую историческую картину – «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), которая экспонировалась на Восьмой передвижной выставке. Худенькая, хрупкая девочка с ласковым русским именем Аленушка тоскует над речкой. Это потому, что в нем слишком много места отведено «кадаверизму» (то есть воспеванию трупов)». Чрезвычайно интересна одна из значительных его работ — фриз «Каменный век», созданный Васнецовым для Московского Исторического музея. Богоматерь идущую по облакам с Младенцем, он написал в апсиде алтаря.
Ребята получили отказ, но не сдались. Бенуа. Рецензент в «Московские ведомостях» писал: «Картина производит с первого раза отталкивающее впечатление, зрителю нужно преодолеть себя, чтобы путем рассудка и анализа открыть полотну некоторый доступ к чувству.
Новое произведение вызвало многочисленные отклики в прессе, преимущественно восторженные. Богатырь справа, самый младший, напуском смелый – Алеша Попович. Он создавал картины используя противоположные жанры иногда несовместимые друг с другом. Во время жизни в Петербурге Виктор Васнецов создавал полотна бытового жанра — «Нищие певцы», «С квартиры на квартиру», «Рабочие с тачками». Тихо.
И как первооткрыватель, творчество которого является переходным, сочетающим в себе разные элементы, Васнецов вызывал у современников противоречивые чувства и оценки – недоумение и восторг, резкую критику и преклонение, но он никогда и никого не оставлял равнодушным, всегда был предметом размышлений и споров.
Как в жесткий надежный футляр, фигура царя облачена в тяжелую, глухо застегнутую, тканую золотую одежду (ферязь), в узорчатые рукавицы и чоботы, унизанные жемчугом.