Призвание святого Матфея – одна из самых необычных картин Караваджо.
Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Рассмотрим, как изобразил этот евангельский эпизод великий Рафаэль. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». Он все время молился, чтобы все племя обратилось в веру. 5. 31).
Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. Они забросили — и поймали такое количество рыбы, что стали рваться сети. Даже сейчас, в XXI веке, картина производит на зрителя очень сильное впечатление, а 400 лет назад она была взрывом, скандалом, вызовом всем нормам и традициям. Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев.
Но Фульвиан еще более разозлился. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф 9:10—13). Предание говорит, что Матфей обошел с проповедью Сирию, Мидию, Персию и Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Удивительный человек, о котором, к сожалению, мы так мало знаем Что было на душе у него, сборщика налогов— ненавидимого своим народом предателя, которого позвал за собой Иисус. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Однажды апостолы были в лодке, а Иисус молился в одиночестве на горе.
Когда наступят для этого другие дни и они останутся в мире одни, тогда и будут поститься. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Все это они делали для того, чтобы отвлечь учеников от Учителя».
Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. (Акафист апостолу Матфею читают в день смерти его в Эфиопии 16 ноября. ) В городе под названием Мирменах, в самом начале своего пребывания в Эфиопии, святой апостол Матфей обратил в христианскую веру несколько человек, назначил епископа и построил небольшой храм.
Жест Иисуса остается неизменным. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола.
Но Фульвиан еще более разозлился. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства. 11:3). Но придут дни, когда отнимется у них жених и тогда будут поститься». Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе.
Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу.
За наемником и Матфеем виден алтарь. Как мы знаем из Евангелия, Матфей был сборщиком налогов, то есть, это человек, который собирает деньги. Апостол перекрестил злого властителя. Лк 18, 18).
Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ».
На праздник были приглашены все желающие. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей.
Апостол встал на возвышении и стал говорить проповедь. Но Фульвиан еще более разозлился. Ждать пришлось недолго.
Иисус увидел две лодки, стоявшие у берега Войдя в одну из лодок (это была лодка Симона), Иисус попросил его немного отплыть от берега и, сидя из лодки продолжал учить людей, оставшихся на берегу. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус идя по морю. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Страна эта была населена племенами каннибалов с грубыми обычаями и верованиями.
Ночью апостолу явился сам Иисус, ободрил его, сказав, что не оставит в мучениях, которые Матфею предстоит пройти. Художник не ошибся в выборе. Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Но его мнением Караваджо пренебрёг.
Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Своим бунтарством Караваджо поразил современников, которым не приходилось ещё сталкиваться со столь вольной и непривычной трактовкой евангельского сюжета. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези.
Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал.
Но пламя растопило идолов, как воск и опалило Фулвиана. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду.
О том, что происходило в его душе, знает лишь один Господь Бог. А Левий-Матфей терял больше, чем большинство других апостолов. В одном исподнем его повели на эшафот.
Дабы не отвлекать внимание от происходящего, нет и резких светотеневых переходов — только обыгрывание светло-коричневых и красноватых тонов. Его тело осталось невредимым. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен.
Так вот и апостол Матфей имел еще одно имя – Левий. На одном из больших картонов, написанных для шпалер Сикстинской капеллы, мы видим перед Спасителем коленопреклоненного Петра (Симона). Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. Всё было готово. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке.
Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. В радости, Матфей приготовил в доме своем большое угощение. Все, кроме Фульвиана. Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Фарисеи же обратили их внимание на то, что ученики Христовы не соблюдают столь строго установленных постов и вот они спрашивают у Господа: «Почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся. » На это Господь отвечает им словами их же учителя: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного пока с ними жених.
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. Но Тот, Кто не возгнушался блудницы и не возбранил ей облобызать и омочить слезами ноги Его, не устыдился и мытаря ибо Он и пришел для того, чтобы уврачевать не только тело, но и душу от зла. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом.
Но здесь еще есть намек на возможное спасение. Спокойная картина мгновенно преображается, когда один из вошедших — а это Христос с лёгким нимбом над головой — молча указал перстом на одного из сидящих за столом людей. В тот же вечер он слёг в горячке. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». Не нужны Богу твои жертвы, если ты отказываешь ближнему в милости.
Высокий постамент памятника украшен тремя барельефами с фигурами славных борцов с церковным мракобесием, многие из которых разделили трагическую судьбу Джордано Бруно. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Но Матфей, хоть и был мытарем, все же не потерял человеческого облика. Увы, всему приходит конец. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы.
Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Но счастливый владелец никому её так и не уступил. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле.
Этот выразительный жест рифмуется с неуверенным движением руки Левия и с указующим жестом спутника Христа. Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Но Фульвиан еще более разозлился.
Несмотря на безрассудный характер, он был влиятельным итальянским художником 17-го века, создававшем крупномасштабные работы на религиозную тематику в Риме и Неаполе. Один из лучших живописцев всех времен, Караваджо известен своими работами в реалистичном стиле барокко. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко. Пламя повернулось к идолам и расплавило их, опалив стоящих поблизости.
Я и пришел ныне как врач, а не как судия, вот таким образом терплю и смрад греховный. Петра. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. «Подивись евангелисту, – замечает блаженный Феофилакт, – когда он так откровенно обличает свою жизнь, тогда как прочие евангелисты скрыли даже само имя его, назвав его именем Левия» именем более почетным, чем простонародное имя Матфей.
Мытарь —лицо, назначаемое Римским прокуратором для сбора податей с Иудеев (в современном смысле — таможенник). Мытари обыкновенно брали на откуп собирания этих пошлин и употребляли всевозможные меры, чтобы извлечь для себя наибольшие выгоды. Им был понятен драматический пафос нового произведения. А тот встал и последовал за Ним (Мф 9, 9). Оторвав взор от рукописи, он испуганно глядит через плечо на неожиданно объявившегося красивого ангела, который, разгибая поочерёдно пальцы, диктует евангелисту, на что ему надобно обратить особое внимание в его писании.
Весь город сошелся на такое чудо и вкушали плоды дерева и пили чистую воду. Благодаря своей должности, он нажил приличное состояние. Наверняка, Матфей и раньше был знаком с Иисусом. Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия.
если это Ты, повели мне прийти к Тебе по воде. Да так как праведники не нужны Спасителю. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев.
Хотя он и раскаялся, но сомнений своих еще не оставил. Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный.
Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Вокруг полутьма. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека.
Работа великолепна и по композиции и по исполнению. Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. Что же не устроило в картине церковный клир. Матфея схватили и прибили к земле за руки и за ноги большими гвоздями.
Но ведь Иисус предстал тогда перед вчерашним мытарем отнюдь не в сиянии Своей небесной славы, а в смиренном облике бродячего проповедника, которого вовсе не жаловала духовная и светская «элита» того времени. Вот достоподражаемый пример, как и богатые могут «пройти сквозь игольные уши», чтобы в Царствие Небесное войти. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке. Иногда символы евангелистов, без их персонифицированных изображений, можно встретить на самых разнообразных иконах, таких, например, как «Спас в силах», где их непременно изображают в окружении Христа в углах композиции.
В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь.
Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении.
Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. Какое грозное предостережение дает Господь и всем нам в этом ответе фарисеям. Уже в скором времени Матфея приобщили к числу двенадцати апостолов.
И ничто не может умалить Его выбора, Он призывает того, кого призывает и это тайна, почему он выбирает конкретного человека. Вскоре подошёл и Манчини. Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека.
«Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. В городе, возле храма, апостол крепко воткнул жезл и на глазах у всех произошло чудо. Иисус, услышав это, ответил: — Не здоровые нуждаются во враче, а больные. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете.
В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. Иисус появился лишь на мгновение – его босые ноги повёрнуты к выходу. Настал день расставания с дворцом Мадата.
И задумал владелец города убить апостола Матфея. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения.
В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама».
Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие.
Свое наименование фарисеи (особенные, отделенные) получили от того, что старались отличиться особенною ревностью к закону. Он устроил в своем доме большой пир для Иисуса. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. И он встал и последовал за ним».
Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия». Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней.
И, тем не менее, Матфей не только не проявил колебаний (он последовал за Учителем «тотчас»), но и публично выказал свою великую радость по поводу происшедшего. Христос пришел призвать к покаянию и спасти не тех, которые считают себя праведниками (здоровыми) и воображают, что им не в чем каяться, но тех, которые смиренно сознают себя грешниками (больными) и просят у Бога милости. «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости.
Запахло гарью и палёным мясом. Так например, на одной миниатюре Матфей разворачивает свиток, сверяя текст. «Как будто, – замечает святитель Филарет, – не учитель учеников, а ученики учителя должны учить, как ему поступать». И святой Матфей исполняя общее желание, написал Евангелие, спустя 8 лет по Вознесении Христовом.
Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту.
Иначе говоря, дал немедленный и великодушный ответ. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Через пару дней неожиданно пришла помощь. Крестились и жена с сыном Фульвиана.
Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Знает Сердцеведец Господь, когда кто более готов последовать Ему и потому каждого призывает в свое время. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Иисус в сопровождении людей однажды вышел из города и пошел к морю. С замечательной картиной произошло непредвиденное.
Широкая пейзажная панорама, на фоне которой разворачиваются события, придают им вневременной, всеохватывающий характер. Лишь бы это пошло ему на пользу. Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности.
Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. И тот тут же встал и последовал за Иисусом. Они замахали товарищам с другой лодки, чтобы те плыли на помощь.
Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. Св. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. Все движение на полотне направлено от центра к краям. Мк. По их понятиям, праведник не станет оскверняться общением с грешниками аесли Иисус ест и пьет с мытарями, значит и Он Сам грешник.
Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Так призвание апостола Матфея Господом в ученики обратило в веру целый народ.
Яркий свет слева скользит по белому хитону с выразительными в классическом духе складками плаща и атлетическому торсу Христа. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана. Лодка была уже на средине моря и ее било волнами, так как ветер был противный.
Они заполнили обе лодки рыбой, так что лодки стали погружаться в воду. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли.
Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). ». Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Его тело осталось невредимым. Я пришел, говорит Спаситель, не для того, чтобы грешники остались грешниками, но чтобы они переменились и сделались лучшими.
Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах. На вопрос фарисеев ответил Сам Господь: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Лк. Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Матфей Левий, следуя всеобщему желанию, написал свое Евангелие – Евангелие от Матфея. Неудивительно, что люди недолюбливали тех, кто занимал такую должность, ведь очень часто мытари притесняли народ, злоупотребляя своими должностными обязанностями, проявляли жестокость и немилосердие.
Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст. Он хотел с их помощью сжечь Матфея. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. У Матфея – это изображения ангела. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Он же сказал: иди.
Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Петр сказал Ему в ответ: Господи. Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183).
С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». Было предназначено первоначально для палестинских христиан из Иудеев. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет».
Матфей был верным учеником. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными.
Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Как раз к тому месту, где Матфей собирал подати с проходящих кораблей. Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид.
Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Художнику удалось передать пронзительную искренность этой сцены: римский военачальник, не постыдившийся ни своих воинов, ни окружающих людей, весь обращен к Христу. Те, будучи рыбаками, могли в любой момент вернуться к кормившему их промыслу, а вот покинувший свой пост таможенник едва ли мог рассчитывать на возвращение на свое «теплое местечко», наверняка тут же занятое другим человеком. Видя это, весь народ пришел в ужас от столь великого чуда и воздал хвалу Богу Апостола. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Исполненный радости, что удостоился внимания Господа, Левий (его имя в апостольстве – Матфей) пригласил Иисуса к себе в дом и предложил Ему большое угощение. Желая отметить день своего призвания и поблагодарить за него, святой Матфей устроил в своем доме большое пиршество и пригласил на него своих друзей, многие их которых считались «грешниками». Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов. Будущий апостол оставил все свое имущество и пошел вслед за Господом. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Там же случилось быть и некоторым из книжников и фарисеев. Чем больше художник задумывался о работе, тем отчетливее понимал, что выполнить заказ будет совсем не просто. «Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом. Забыв об осторожности, Джордано Бруно отправился в Венецию, которая издавна славилась своим свободомыслием и терпимостью к инакомыслию и там угодил в ловушку.
По толкованию св. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров.
Это было самое первое Евангелие Нового Завета. Однако позднее с этими тремя великими полотнами произошла невероятная вещь, в которую сегодня даже трудно поверить.
По-видимому, его мастерскую займёт расторопный и услужливый Леони, которому кардинал явно благоволил. Это чудо обратило ко Господу множество язычников. Со всех сторон посыпались заказы.
Мф. Но раз Ты велишь, я заброшу сети. Для чего и сами вы едите и пьете с этими грешниками.
На трапезу пришли родственники Матфея и его товарищи по сбору податей. По давно заведённой традиции во время рождественской литургии читается именно Евангелие от Матфея. Ступайте и постарайтесь себе уяснить, что значат слова: «Милосердия хочу Я, а не жертвоприношений». Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит святому Матфею. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Перед нами убогая обстановка. После ежегодного карнавала, который был проведён с особой пышностью, произошло событие, не вызвавшее поначалу у римлян особых эмоций, так как эйфория праздничного веселья полностью захлестнула город. Все, кто был рядом, уверовали и приняли крещение в воде из источника. Другой, по-настоящему отличный от местной компании. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону.
Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь это Я, не бойтесь. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж.
Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог.
Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. И вот как-то раз Матфей находился на высокой горе в посте и молитве. В окончательном виде художник по-иному решил фигуру Матфея и его одеяние (на нем, в частности, отсутствует головной убор) изменил жест левой руки Христа, которому в алтарной композиции сообщена большая энергия и выразительность.
Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Происходящее иллюстрирует, насколько безмерной была радость вновь призванного Апостола. Особенно радовался Чекко, которому стало досаждать чрезмерное внимание со стороны ласкового кардинала. Художник превзошёл самого себя, живописуя своими излюбленными средствами — тенью и светом — исполненную драматического накала картину, построенную на резких контрастах. Матфей именем Христовым изгнал бесов.
Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично.
Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Неожиданно возникла проблема с натурщиком.
Одним из мытарей и был Матфей Левий. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати.
Иисус, заметив Матфея, предложил ему последовать за Собой. Настал этот вожделенный час призвания Божия и для мытаря Матфея, который сам и повествует об этом. ПРОХОДЯ ОТТУДА, ИИСУС (оттуда, где исцелил расслабленного, Он пошел к морю Галилейскому)УВИДЕЛ ЧЕЛОВЕКА, СИДЯЩЕГО У СБОРА ПОШЛИН, т. е. Казнь была назначена на пятницу 17 февраля.
11:3). Выйдя из дома после абсолютного Им чуда исцеления расслабленного, Господь увидел человека, сидящего на мытнице, то есть у сбора пошлин или податей, по имени Матфей или Левий и сказал ему: «Следуй за Мною». Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника.
Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Собирали подати мытари. Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак.
Но внезапно ослеп и стал просить Матфея смилостивиться и простить грехи. Апостол погасил пламя. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». А для вас, пока вы считаете себя праведниками, спасение невозможно, так как ваше гордое сердце неспособно внимать голосу благодати Моей, призывающей ко спасению. Когда Господь с учениками выходил от Матфея, то поджидавшие их фарисеи сказали ученикам Христовым: «Для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками. » (Мф.
И если принять во внимание те жертвы, с которыми сопряжено подлинное следование за Христом, то легко можно и опечалиться, подобно богатому юноше, не пожелавшему расстаться со своим большим имением (ср. Матфей здесь — продажный чиновник, плут.
Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. В эпоху же Андрея Рублева (конец XIV — начало XV века), напротив, единообразие в изображении евангелистов стало цениться больше. В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да». Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста.
По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего.
И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Тот юноша думал лишь о том, что он теряет. Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения. Его тело осталось невредимым.
Это удивительно, так как полностью отражает идею Церкви, как видимого выражения присутствующего Христа, находящую свое конечное выражение в фигуре Петра и в его служение.
И Христос воздал ему по вере. Фульвиан же, вначале с почтением и удивлением отнесшийся к деяниям апостола, сильно разгневался, когда понял, что новая вера отрешает народ от идолов. Матфея.
— Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». Узнав о его приходе, епископ Платон встретил его вместе с клиром. Вон на стене висит его карандашный рисунок. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня. Как определил Лазарев, работа представляет законченный эскиз моделло для композиции Нальдини Призвание апостола Матфея из капеллы Сальвиати церкви Сан Марко во Флоренции (сведения из заметок ученого на полях рецензируемого им рукописного каталога итальянской живописи, 1972 год).
Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Те приплыли. Тогда Фульвиан сам с сопровождением пришел к храму. Не прольет ли свет на это маленький рассказ, который сохранил и привел в своем Евангелии только Матфей.
Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. 9. 11). спаси меня. А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его.
Фульвиан разгневался еще больше и отправил за апостолом гораздо больше воинов. В переполненной церкви находился и Караваджо. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом.
Традиция изображения символов евангелистов — ангела (Матфей), льва (Марк), вола (Лука) и орла (Иоанн) — основана на ветхозаветном тексте видения пророка Иезекииля.
Подойдя к будущему апостолу, Господь сказал, чтобы тот следовал за ним. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию.
Я ведь пришел призвать не праведных, а грешников. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Но пламя растопило идолов, как воск, и опалило Фулвиана.
Господь не отрекся от приглашения и вошел в дом Матфея. Его тело осталось невредимым. Фулвиан раскаялся в содеянном и хотел вытащить святого из огня, но он, сотворив молитву, — предал святую свою душу в руки Божии. По преданию, кончинаапостола Матфея последовалаоколо 60 года по Р. Х. Тогда Фулвиан приказал принести золотой одр и на нем положить честное тело Апостола, неповрежденное огнем и, одев его в драгоценные одежды, поднял вместе с своими вельможами и внес в свой дворец.
Во второй лодке двое рыбаков — Иаков и Иоанн. Это сам Караваджо. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. Святого Матфея растянули на земле лицом вниз, засыпали хворостом и подожгли.
На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. Во времена Римской империи люди часто имели два имени. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. Фульвиан принял решение сжечь апостола.
Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Все предельно реалистично.
11:3). А о том, чем так привлек его Иисус, мог бы поведать лишь сам Апостол. «В другом случае, – говорит святитель Златоуст, – когда ученики, по-видимому, согрешили, фарисеи обращаются с укоризной к Самому Учителю, говоря: «вот, ученики Твои делают, чего не должно делать в субботу» (Мф. 12:2) а теперь перед учениками клевещут на Учителя. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу.
Почему к нему. Гости возлегли за один стол с Христом и Его учениками. зачем ты усомнился. » (Мф 14:24—31).
Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Но, так или иначе, он оставил свою конторку и последовал за Господом.
И жена и сын Фульвиана пошли за апостолом, став смиренными. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Присутствовавшие были в ужасе и тоже восхваляли Бога. Здесь он пытался обратить в веру дикий народ людоедов (антропофагов) со звериными обычаями и нравами.