Призвание святого Матфея – одна из самых необычных картин Караваджо. «призвание апостола Матфея» (итал. Vocazione di san Matteo)— картина Караваджо, выполненная им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году. Каждый раз, когда мне выпадает счастье побывать в Риме, я иду в церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези для того, чтобы посмотреть на картину одного из моих любимейших художников Микеланджело Меризи да Караваджо «Призвание апостола Матфея».
Сегодня я хотел бы поговорить с вами о картине Караваджо «Призвание апостола Матфея», выполненной им для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези в 1599 году.
Забыв об осторожности, Джордано Бруно отправился в Венецию, которая издавна славилась своим свободомыслием и терпимостью к инакомыслию и там угодил в ловушку. Может, это на него показывает Иисус. Солнце взошло – свет. Со всех сторон посыпались заказы.
Правильно. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня.
Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343). В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Жест Иисуса сказывает куда-то дальше, а не на него (хотя при особенном желании можно рассмотреть это и иначе). Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства.
Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен. — Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». Настал день расставания с дворцом Мадата. Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь.
Я немного изучала этот вопрос. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко.
Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. Альфа и Омега. С замечательной картиной произошло непредвиденное.
Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. А он смотрит на свои деньги и даже не замечает его. После призыва «следовать за мной», Матфей выполняет просьбу. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания.
Жест Иисуса остается неизменным. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Все предельно реалистично. Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма.
Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия. Да так как праведники не нужны Спасителю. Почему к нему.
При такой трактовке ясно, что человек с бородой — это налогоплательщик, который пришел отдать деньги, два охранника стерегут его, мужчина с очками проверяет все ли отдано точно. Что же не устроило в картине церковный клир. И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения. У него всё хорошо. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём.
В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу.
Вход бесплатный. Да и вообще, кто ты. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна». Через пару дней неожиданно пришла помощь. Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу.
Не прошло и года после казни Беатриче Ченчи, как в самый разгар бойкой торговли индульгенциями и раздававшихся с церковных амвонов призывов ко всеобщему покаянию и раскаянию в грехах на многолюдной и обновлённой площади Навона показались вереница карет и повозка с сидящим в ней в кандалах осунувшимся щуплым монахом. Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз.
И каждое из полотен вызывает в обществе скандал. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо. Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Ждать пришлось недолго.
Были освящены новые церкви, а Чезари дАрпино закончил фресковый цикл в базилике Сан-Джованни ин Латерано и в прилегающем папском дворце. Тогда и солнца-то не было, когда появился свет. А там – просто в церкви висит такой шедевр. Рим, конечно, удивительный город. Но здесь еще есть намек на возможное спасение. Какой реакции можно ожидать.
Перепуганные ребята побежали утром за Манчини. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Вскоре подошёл и Манчини. Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст.
Это тот самый свет первого дня, который приносит с собойкто. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным.
Посмотрю ещё я на тебя. Заходят люди, толпятся у Караваджо. Ну как если бы «Троица» Рублёва у нас висела бы в церкви Малого Вознесения напротив консерватории. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус. Здесь Караваджо с помощниками проживёт два плодотворных года, о которых будет потом вспоминать как о счастливых днях жизни, полных свободы и творческого подъёма.
Иисус продолжает настаивать на своем несмотря ни на что. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Это сам Караваджо. А лампочки и тем более.
Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». Он. Богословы говорят, что речь здесь идёт не о свете как физическом явлении, знакомом нам. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею.
Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу.
Лишь бы это пошло ему на пользу. Вновь поражает светотеневая лепка фигуры мальчика, обнимающего рукой не ягнёнка, согласно установившейся традиции, а взрослого барана, написанного с поразительной тщательностью.
Вдруг открывается дверь, кто-то входит и говорит: «Брось всё, консерваторию, музыку, риторику оставь своих родных и следуй за Мной». Христос (справа от Петра) указывает на Левия, сборщика налогов (бородатый человек в берете), который неоднократно появляется в работах для этой церкви. Петра.
И он встал и последовал за ним». При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие.
Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. «Да будет свет». Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих.
Свет первого дня – это такая экзистенциальная сущность. Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ».
Или ещё кого-то. Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Вокруг полутьма.
Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея». Показался и щуплый монах, с которого сорвали сутану и крепко завязали рот, чтобы приговорённый к сожжению не смог обратиться к толпе или произнести слова проклятия, как это произошло в прошлом году с приговорённой к смерти Беатриче Ченчи. На мой взгляд, этот персонаж картины – наименее вероятный претендент на роль Матфея. На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников. Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней.
Нам не сильно видно его лицо, но вся его фигура устремлена к Иисусу, к Свету. Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Легко бы было это сделать.
Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. Через секунду ему придется совершить выбор и он понимает всю серьезность данного решения. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Обычным, в принципе, делом – считают деньги. Это мы ещё подумаем.
Густые плотные мазки его кисти кажутся неподвижными и безвоздушными, чем создаётся особый напряжённый колористический настрой картины. Увы, всему приходит конец. Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан.
Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Но его мнением Караваджо пренебрёг. Завершённый живописный цикл в Сан-Луиджи стал событием, о котором говорил весь Рим и поток желающих увидеть новые работы молодого мастера с каждым днём возрастал. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183).
Три шедевра пылились в церковной крипте почти три века вплоть до 1922 года и о них, казалось, навсегда забыли. Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. «Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. Все движение на полотне направлено от центра к краям.
Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров. Правой рукой он пересчитывает монеты, которые ему отдает взрослый мужчина с бородой. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. Правнучка папы Климента двенадцатилетняя Маргарита Альдобрандини была, наконец, выдана за тридцатидвухлетнего хворого князя Рануччо Фарнезе, получившего в качестве приданого четыреста тысяч золотых скудо, а по другим сведениям, вдвое больше.
И тут появляются двое мужчин, один из которых говорит: «Оставь всё и следуй за Мной». Однако позднее с этими тремя великими полотнами произошла невероятная вещь, в которую сегодня даже трудно поверить. К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида».
Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением. В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. Хочется бежать от этой картины как можно дальше.
Но мужчина с бородой рядом с ним выразительно указывает на кого-то из них или же на них обоих пальцем: «Ты его зовёшь. » Возможно, что он (или молодой человек с монетами) – и есть призванный Матфей, но пока не знает об этом. Или Микеланджело. Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник.
Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. В состав этой работы вошли Призвание апостола Матфея, а также Вдохновение (1602) и Мученичество святого Матфея (1599–1600). Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Он просто стал быть. И такой свет и видим на картине Караваджо.
Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль. Вот когда для римлян открылась заманчивая возможность сравнить эти фресковые росписи с картиной Караваджо в Сан-Луиджи деи Франчези. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо.
Неожиданно, прорвав оцепление, какая-то бесноватая женщина в лохмотьях пустилась в пляс вокруг эшафота и стала подбрасывать охапки хвороста в костёр — дикое зрелище. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. В обстановке, в которой все обстоятельства говорят против, кроме сердца Матфея, которое в итоге ответит «Да». Вы, конечно, знаете, как в книге Бытия описывается сотворение света. Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Несмотря на уникальный стиль и реализм в работах, некоторые консервативные церковнослужители считали ряд картин вульгарными, несмотря на их спрос.
Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. Всё было готово. И решить для себя, как в случае с работой «Призвание апостола Матфея», кем из персонажей хочешь быть ты. Пять человек сидят за столом и заняты делом.
Помимо всего прочего он единственный, кто сидит на стуле, остальные же сидят на скамейке. За наемником и Матфеем виден алтарь. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Сам Свет.
Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия».
Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. При прощании добряк Гвидобальдо обнял художника и прослезился, а затем подарил одну из своих книг о перспективе с дарственной надписью.
И он встал и последовал за ним». Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Восемь человек в ужасе разбегаются и только один из них застыл и смотрит с печалью и мукой на эту сцену. Преклонных лет мужчина с линзами в руках и его соратник, деловито подсчитывающий выручку, контрастируют с нищим и босым Иисусом. Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «.
Начинается месса, туристов просят уйти. Вон на стене висит его карандашный рисунок. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Неожиданно возникла проблема с натурщиком.
«Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати. Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо.
Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. В тот же вечер он слёг в горячке. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. Перед ним стоит стоит Сам Бог.
Обычно именно хозяин заведения сидит в самом дорогом кресле, его же «клиенты» вынуждены ютиться на чем получится. Молодой человек, уткнувшийся в монеты, даже не поднял голову. А то прямо встал и побежал. Человек, сидящий на стуле спиной к нам – совсем другой случай. Работа великолепна и по композиции и по исполнению. (одна из них погибла в 1945 г. ). Тот вскоре появился и, осмотрев больного, установил, что это не рецидив малярии, а сильный нервный срыв, отягощённый общим истощением организма.
Тогда загорается свет на какое-то время и ты можешь её рассмотреть. Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. Так как Иисус – это и есть Свет мира. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне. Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези. По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. «Призвание Матфея» изображает момент, в который Иисус Христос вдохновляет Матфея на следование за Господом и дальнейшее становление апостолом.
Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. Теперь на лице юноши мы читаем всю драму происходящего. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли.
Во второй половине XVII века в ходе очередного всплеска религиозной истерии они были упрятаны в подвал церкви Сан-Луиджи деи Франчези, а образовавшиеся пустоты на стенах разрисовали нейтральным цветочным орнаментом. Им был понятен драматический пафос нового произведения. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов. Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав.
Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св. ».
И только Матфей понимает, что сейчас произошло. Стало быть, не напрасны были его муки и старания. Именно в такой драматической обстановке ему придется принять решение.
Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными. В переполненной церкви находился и Караваджо. Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. Знаете иногда говорят, что можно послушать одну симфонию Малера и понять всего Канта и Гегеля с Шопенгауэром лучше, чем прочитав все их книги.
«Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём.
Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Ну, включил лампочку – свет. В одном исподнем его повели на эшафот. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше.
К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. Действительно, на картине Караваджо именно он пересчитывает и сгребает деньги к себе. Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты.
Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы.
В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Нужно ли оставлять мирские блага для какой-то там жизни вечной. Другой, по-настоящему отличный от местной компании.
Здесь о страданиях не говорит вообще ничего. Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. Вот мы сейчас тут сидим, занимаемся.
Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Перед нами убогая обстановка. Он весь в сомнении. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах.
Матфея. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Это не исходящий от чего-то свет.
Желая загладить вину и восстановить справедливость, Италия, ставшая наконец единым национальным государством, прилюдно попросила прощения у своего прославленного сына и 9 июня 1889 года воздвигла ему памятник на той же самой Кампо ди Фьори, почти не изменившейся и столь же людной со своими прежними торговыми рядами. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом. А вы представьте. Художник не ошибся в выборе.
Матфей здесь — продажный чиновник, плут. Запахло гарью и палёным мясом.