Да и вообще, кто ты. По сравнению с первой картиной количество персонажей доведено до тринадцати. Ему нужно было изобразить два сюжета: призвание и мученичество св.
«Юный Иоанн Креститель» и «Всепобеждающий Амур» — эти два бесспорных шедевра были единственными у Караваджо, в которых он, отбросив все запреты и условности, смело воспел красоту набирающего силу молодого мужского тела, выразив радость жизни, свойственную молодости. «Что ж, оно даже к лучшему, — подумал художник. Люди не верят, что у тех, кто однажды ступил на скользкую дорожку, могут быть достойные устремления.
Караваджо заверил хозяина дома, что его пожелание будет исполнено к нужному сроку. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. В. И. Ленина, Музею архитектуры Академии строительства и архитектуры СССР и персонально—М. Учителем Караваджо был известный в своё время художник Симоне Патерцано.
Караваджо бросил на стол несколько монет в уплату за ужин. Сам апостол Матфей на ней утратил прежний облик мудреца сократовского типа.
Можно вспомнить например картину Паоло Веронезе «Мученичество святого Георгия». Я немного изучала этот вопрос. В отличие от спокойного «Призвания апостола Матфея» здесь с особой наглядностью и глубиной проявился дух нового динамичного искусства барокко, которое повсеместно прокладывало себе путь. Именно через него заказчик Крешенци передал тогда партию дорогостоящих красок, которые, по мнению Помаранчо, должны были «придать нужную красоту и пышность». Матфей здесь — продажный чиновник, плут.
Солнце взошло – свет. А. С. Пушкина, Государственной Третьяковской галле-рее, Государственной библиотеке им. Он приобрёл её за сто пятьдесят скудо. Это была одна из тех бессмысленных художественных деталей, что всегда так раздражали его.
Встреча с суровыми испытаниями на жизненном пути никого не минует, но пока ты молод, живи и радуйся жизни. Двое гвардейцев схватили её и силком уволокли в сторону.
Или Микеланджело. Конечно, святого ждет смерть, но ему на это совершенно все равно. О детстве его известно не очень много.
Прошло совсем немного времени и ни о каком спасении Караваждо думать уже не смог. Всё было готово. Видно, что ступни босых ног обращены к выходу. Это ангел, протягивающий пальмовую ветвь Матфею. Но все последующие варианты, а их было шесть, для которых позировал уже не Чекко, а Лионелло Спада и другие натурщики, уступают первой картине по мастерству светотеневой лепки обнажённой фигуры и бьющей через край радости жизни озорного смешливого отрока. Остался ли в твоей душе хоть один незапятнанный уголок. » Эта мысль обожгла его.
Насколько правдиво можно его писать. Может даже, я знаком с этой госпожой. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. Толпу оттеснили ещё дальше, а на помост поднялись палач с подручными.
Запахло гарью и палёным мясом. Но Пруденца все еще смела надеяться на высокое чувство, словно ремесло шлюхи не лишило ее невинности. По давно заведённой традиции во время рождественской литургии читается именно Евангелие от Матфея. Богословы говорят, что речь здесь идёт не о свете как физическом явлении, знакомом нам.
Караваджо начал со второго, но картина у него откровенно не получалась. Нужно ли оставлять мирские блага для какой-то там жизни вечной. «А ты, Микеле. Вы, конечно, знаете, как в книге Бытия описывается сотворение света. Простым людям, заполнившим церковь до отказа и не только знатокам, всё понятно и близко.
306. ). Им был понятен драматический пафос нового произведения. Реформационное движение в различных странах Европы вызвало ответную волну католической реакции.
Продолжая жить во дворце Навичелла, Караваджо ни в чём не мог отказать обходительному хозяину, создавшему идеальные условия для работы, о которых любой художник мог только мечтать. Петра. Тогда и солнца-то не было, когда появился свет.
Лишь ставня окна на стене — в итальянских домах, как и в русских избах, она всегда снаружи — указывает на то, что изображённые на картине люди, сидящие за столом после трудов праведных, удобно расположились в тенёчке перед таверной, что так характерно для римского быта в летнюю пору, хотя место события не играет здесь существенной роли. Рим, конечно, удивительный город. В одном из номеров «Аввизи» говорится, что в праздничные дни Вечный город посетило более миллиона верующих. Все из-за того, что в образе богоматери предстала подруга художника — проститутка Элен.
А затем, подумав, осенил крестным знамением, как бы благословляя на нелёгкое дело. Многие из стран Европы становятся ареной классовых битв. Обычно взгляд его был довольно жестким, что говорило о сильном характере и гордом нраве улыбнувшись девушке, он понял, как сильно ее этим удивил, – проявление такого добродушия с его стороны прежде ей казалось невозможным. Со всех сторон посыпались заказы.
Он. В упоминавшейся выше картине «Неверие апостола Фомы» (107x146) наиболее зримо и убедительно выражено кредо художника, который в своём неприятии официального искусства, отягощённого условностями маньеристского и академического толка, доводит изображение до полемической заострённости, демонстративно отказавшись от всех атрибутов святости, чьё наличие обязательно в сугубо евангельском сюжете. Дель Монте решил, что как раз о них лучше умолчать. Упомянутый выше Иаков Ворагинский в своём сочинении «Золотая легенда», этом своеобразном католическом аналоге православной книги Четьи Минеи, пишет: «Месса шла к завершению, когда в храме неожиданно появился убийца, подосланный эфиопским царём. Шипионе он поведал, что картины у Караваджо заказывали маркиз Джустиниани, банкир дон Оттавио Коста, монсеньор Барберини – который, по мнению многих, однажды взойдет на Святой престол. Вероятно, советуя задрапировать картину, немец беспокоился не только о том, что она «затмевает» все другие работы, а среди них картины Рафаэля, Джорджоне, Тициана и других великих мастеров.
К сожалению, о замечательной картине сегодня можно судить только по копии, поскольку оригинал погиб в 1945 году в Берлине, как и упоминавшийся ранее великолепный портрет «Куртизанка Филлида». Альфа и Омега. Работа великолепна и по композиции и по исполнению. С помощью ломового извозчика нехитрый скарб был погружен на телегу. Всё значительно проще с «Всепобеждающим Амуром», для которого позировал озорной подросток Чекко. В 1608 году он арестован испанскими властями на Сицилии, на этот раз по недоразумению. Недаром одно из его сочинений так и называется «О героическом энтузиазме» в нем философ высмеивает невежество и схоластику, мужественно отстаивая собственные принципы и право каждого человека на свободу мысли. Накануне Рождества любимый племянник папы Пьетро Альдобрандини привёз из Марселя целый корабль с отборными французскими винами, а из Пармы прибыл обоз, доверху гружённый кругами пармезана и сырокопчёными окороками — дар будущего родственника, пармского князя Рануччо Фарнезе, который решил наконец посвататься за неимением лучшей партии к правнучке папы — рыженькой веснушчатой замухрышке Маргарите.
Стоило художнику создать произведение, не соответствующее воззрениям кардинала-племянника и ему грозила отнюдь не только потеря заказа – но и костер. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу. В то время и у самого Караваджо тоже появились все основания для радости. Были освящены новые церкви, а Чезари дАрпино закончил фресковый цикл в базилике Сан-Джованни ин Латерано и в прилегающем папском дворце.
Этим произведением он ещё больше подлил масла в огонь полемики вокруг своего творчества. Особенно радовался Чекко, которому стало досаждать чрезмерное внимание со стороны ласкового кардинала. Казалось, сама природа воспротивилась этому вымученному браку-сделке. Он просто стал быть. И такой свет и видим на картине Караваджо. И в разгар очередной сделки к нему и приходит Иисус.
Пять человек сидят за столом и заняты делом. В этом моменте Караваджо перефразирует произведение своего великого предшественника Микеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». При первом взгляде на картину трудно определить, где происходит действие. Хотя бы попытайся». В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. –О, мне в жизни хватает страданий, тут вы правы.
В. Алпатову, А. И. Архангельской, Б. М. Бернштейну, А. Г. Габричевскому, 3. Что толку в запоздалом признании и невысказанных вовремя словах благодарности. И только Матфей понимает, что сейчас произошло.
Несмотря на критические стрелы, выпущенные многими недоброжелателями Караваджо против «Амура» и вопреки раздававшимся утверждениям, что это всего лишь пародия на скульптуру Микеланджело «Победа» во дворце палаццо Веккио во Флоренции, когда в ответ остаётся только развести руками, поскольку возражать тут бесполезно и глупо, картина пользовалась неимоверным успехом. Спустя почти триста лет отвергнувший философа мир всё же вспомнил о нём. Через пару дней неожиданно пришла помощь.
Зато ярко освещены ступени перед алтарём, где разыгралась трагедия. Караваджо трижды повторяет жест вытянутой руки исследователи видят в нём сходство с мотивом из «Сотворения Адама» Микеланджело в Сикстинской капелле. Вход бесплатный. «Неверие апостола Фомы» является основополагающим для понимания метода Караваджо при построении композиции, когда каждая деталь на картине выверена с математической точностью в стремлении добиться чёткой организации пространства.
Кончилось всё это как нельзя более печально: в ссоре из-за игры в мяч Караваджо убил человека. Всю ночь бредил, вскрикивал, его мучили кошмары. А чего стоят строители, не справляющиеся с работами в моем дворце. Он сумел произвести впечатление на главного в Ватикане ценителя искусства. Свет первого дня – это такая экзистенциальная сущность.
Иисус на минуту зашёл в помещение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Каков был сюжет картины и была ли она написана, так и осталось невыясненным. Композиция как будто оживает и стремится перейти с холста в реальную жизнь. Но Караваджо не слушал ничьих советов и продолжал работать с прежним остервенением.
И снова никаких младенцев-ангелов, никаких небес, никакого явного откровения.
Здесь Бог через касание вдохнул жизнь в первого человека. Караваджо отказался от фресковой живописи и выполнил заказ на больших холстах.
Вот таким образом заказчик торопил с завершением работы. К ним присоединились оказавшиеся там же друзья Лонги, Леони, Марино и Милези. У него всё хорошо. Буржуазные революции конца 16—17 в. являлись одновременно народными революциями, хотя угнетенному народу не было суждено воспользоваться плодами революционных побед. Да так как праведники не нужны Спасителю.
Врач предписал кормить его крепким бульоном и специальными целительными отварами из трав. Вокруг полутьма. А вот для центральной картины над алтарём Караваджо решил использовать знакомого натурщика по «Отдыху на пути в Египет». Вот он, его лицо видно чуть выше руки убийцы, сжимающей смертоносный клинок. Тогда же им были написаны ещё два Иоанна Крестителя в пустыне.
Стало быть, не напрасны были его муки и старания. А он смотрит на свои деньги и даже не замечает его. Иисус появился лишь на мгновение— его босые ноги повёрнуты к выходу. Склонился к костяшкам пальцев, одновременно вопросительно глядя на дель Монте.
Вероятно, тогда у него оказалась в руках «Исповедь» блаженного Августина, которая помогла ему ориентироваться в сложной богословской символике и толковании библейских сюжетов. Обычным, в принципе, делом – считают деньги. К обнажённому Бруно подошёл священник и поднёс к лицу распятие. По его распоряжению к больному приставили опытную сиделку. Ну как если бы «Троица» Рублёва у нас висела бы в церкви Малого Вознесения напротив консерватории.
В его новой картине «Апостол Матфей и ангел» апостол выглядит благообразным крестьянским мудрецом с высоким сократовским лбом. Но Караваджо работал так, как подсказывали ему сердце, Писание, надежда на спасение. С замечательной картиной произошло непредвиденное.
Единственное, что напоминает здесь о религии — это едва заметный нимб над головой Христа. Он весь в сомнении. (одна из них погибла в 1945 г. ). На площадь въехала вереница закрытых экипажей, сопровождаемых отрядом всадников.
Казнь была назначена на пятницу 17 февраля. В напирающей толпе кое-кто даже отпрянул в сторону при виде сидящего спиной парня в шляпе с плюмажем. Посмотрю ещё я на тебя. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. В римской церкви Сан Луиджи деи Франчези висит картина «Призвание апостола Матфея», написанная в самом начале XVII века. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 22, стр. Картина «Юный Иоанн Креститель» (128x94) пользовалась не меньшим успехом у знатоков, чем «Всепобеждающий Амур». «То же произошло и со мной», – подумал художник.
Он вложил девушке в руку золотой скудо и согнул ее пальцы. Лестницу венчала статуя Геркулеса, привезенная сюда с руин римского форума. Это тот самый свет первого дня, который приносит с собойкто. Бегство, скитания по Италии, скандалы, картины – гениальные картины.
Этот же луч освещает и руку Спасителя, указывающую на будущего апостола. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
Дель Монте заказал несколько работ, подобных этой. Картина лишний раз доказывает, сколь демократично искусство Караваджо. Одна его рука еще сжимает монеты на столе, но он уже не смотрит туда. Жест Иисуса сказывает куда-то дальше, а не на него (хотя при особенном желании можно рассмотреть это и иначе).
И он встал и последовал за ним». Что касается «Мученичества апостола Матфея», то там сама фигура евангелиста несколько отошла на второй план, уступив место убийце и вот таким образом художнику не столь важен был типаж. Правильно.
Всё прошло гладко и спокойно, без упрёков и обид. Для него живопись стала подобием руки Христовой, протянутой, дабы напомнить о призвании. Помаранчо был близок к кругу кавалера Чезари дАрпино, о чём не мог не знать Караваджо. И тут появляются двое мужчин, один из которых говорит: «Оставь всё и следуй за Мной».
Этот выразительный жест рифмуется с неуверенным движением руки Левия и с указующим жестом спутника Христа. И каждое из полотен вызывает в обществе скандал. Не осуждающий, а повелительный жест Христа вызывает в памяти протянутую длань бога Саваофа на плафонной фреске Микеланджело «Сотворение человека» в Сикстинской капелле. Бедняжка расплакалась и, запутавшись в длинном шлейфе, громко запричитала: «Мама, мама. » Хворый супруг был не в силах её успокоить, так как сам зашёлся в диком кашле и его била лихорадка.
Перепуганные ребята побежали утром за Манчини.
Как много ему прощалось этим человеком и скольким он ему обязан. Матфея. Знаете иногда говорят, что можно послушать одну симфонию Малера и понять всего Канта и Гегеля с Шопенгауэром лучше, чем прочитав все их книги.
Караваджо почесал шею. Изображённые на картине персонажи хорошо им знакомы и узнаваемы. Вот что немец отметил в книге «Галерея Джустиньяни», где среди пятнадцати картин кисти Караваджо особо выделен его «Всепобеждающий Амур»: «Эта работа, которая находится в одном помещении вместе с другими тремя сотнями картин самых известных мастеров, по моему настоятельному совету была задрапирована тёмно-зелёным шёлковым покрывалом и показывалась лишь в последнюю очередь иначе она затмевала бы своей броской красотой остальные не менее прекрасные произведения других мастеров»58. Понтифик Павел V заказывает ему картину для собора Св. Караваджо вторично обращается к образу Спасителя, рисуя вдохновенный профиль.
Первая картина «Призвание апостола Матфея» накануне рождества была доставлена в церковь из дворца Навичелла, где располагалась тогда мастерская художника. Есть основания предполагать, что семья была довольно обеспеченной, хоть и не богатой. Тогда загорается свет на какое-то время и ты можешь её рассмотреть. Вскоре подошёл и Манчини.
Заходят люди, толпятся у Караваджо. Это не исходящий от чего-то свет. Ощущение полной сопричастности со всем происходящим на картине было более чем очевидным.
Но счастливый владелец никому её так и не уступил. Девизом этой эпохи стали высказанные на ее пороге слова Джордано Бруно: «Единственным авторитетом должны быть разум и свободное исследование». Сроки поджимали и под впечатлением увиденного на площади Кампо ди Фьори он приступил к написанию второй картины цикла «Мученичество апостола Матфея» (323x343).
«Успении Богоматери» было отвергнуто заказчиком из-за того, что, по слухам, Караваджо использовал в качестве модели Девы Марии труп проститутки из морга. Но Караваджо по-своему решает эту сцену из Священного Писания. Рука пахла лайкой перчаток и амброй, которой те были надушены.
Затем наступила тишина — толпа умолкла и слышно было, как потрескивают дрова в костре.
Молодой человек, уткнувшийся в монеты, даже не поднял голову. За скрытую слабость, питаемую к томным, сговорчивым юнцам, молодые художники и музыканты, жившие в палаццо Мадама, прозвали его «кардинал Мадама». Будто на него напала падучая, а не снизошло божественное откровение. Златошёрстный баран упрятал мальчика от гнева отца в далёкой Колхиде — родине «золотого руна».
И он встал и последовал за ним». На мой взгляд, этот персонаж картины – наименее вероятный претендент на роль Матфея. «Мог бы и догадаться, что это работа того дурака Бальоне», – подумал он.
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея: «. Уж он-то понимал важность поручения. Караваджо презрительно усмехнулся. Мудрый Джустиньяни ещё задолго до совета осторожного Сандрарта прикрыл на всякий случай шёлковой кисеёй ранее купленную им картину «Неверие апостола Фомы», которая была куда более крамольной и опасной, нежели юнец ангел с его дерзко вызывающей наготой. Но вернёмся к тому трагическому дню четырёхсотлетней давности. Почти полтора десятка раз его имя попадало в списки нарушителей закона в Риме.
— Не нужно произносить непременных в подобных случаях слов благодарности за хлеб-соль». За наемником и Матфеем виден алтарь. Между черными усами и бородкой мелькнули белоснежные зубы. Не убоявшись кривотолков и злых языков инквизиция выбрала этот несчастливый день для совершения «правосудия» в её понимании. Но «Мадонна со змеей» провисела там только два дня.
Известно, что под контрактом поставил свою подпись и Онорио Лонги, взявшийся опекать не очень-то сведущего в практических делах друга и не отходивший от него ни на шаг после неудачи с картиной «Апостол Матфей и ангел». Неожиданно, прорвав оцепление, какая-то бесноватая женщина в лохмотьях пустилась в пляс вокруг эшафота и стала подбрасывать охапки хвороста в костёр — дикое зрелище. Воодушевлённый успехом Караваджо приступил к написанию последней картины цикла «Апостол Матфей и ангел» (223x183). Он изображён во всей своей откровенно плотской красе с отнюдь не ангельскими крылышками и плутовской улыбкой, словно вопрошая: «А теперь что вы на это скажете, господа хорошие. » Можно многое сказать об Амуре, этом излюбленном персонаже маньеристов со свойственными их творениям гедонизмом и явным эротизмом. Три шедевра пылились в церковной крипте почти три века вплоть до 1922 года и о них, казалось, навсегда забыли. Но его мнением Караваджо пренебрёг.
Банкир Джустиньяни не раздумывая приобрёл отвергнутую картину, увидев в ней то главное, что Караваджо хочет выразить в искусстве и чем он так отличается от всех современных художников. Благодаря общим усилиям Караваджо был через пару недель поставлен на ноги. Хочется бежать от этой картины как можно дальше. Сожжение Джордано Бруно, как и предыдущие подобные акты, должно послужить предупреждением всем инакомыслящим, явным и скрытым, что святая инквизиция ещё больше ужесточит свои действия в отстаивании чистоты христианского вероучения и избавлении людей от любого налёта скверны. Вон на стене висит его карандашный рисунок.
Легко бы было это сделать. Слава о двух шедеврах в церкви Сан-Луиджи шла по всему городу. Дрожа от холода, он стал похлопывать себя руками по бокам, чтобы как-то согреться. Наиболее интересна композиция «Призвание апостола Матфея» (1599—1600 гг. ). Пока помощники возились с вещами, Караваджо с грустью осмотрелся в последний раз.
Молитвенные собрания и канцелярская рутина, всяческие прошения. Пожалуй, это были последние работы, которые по радостному мировосприятию и яркому колориту могли сравниться с «Отдыхом на пути в Египет». Во время своих скитаний он проповедовал всеобщий «закон любви, созвучный природе» в развитие гуманистического толкования внеисповедного христианства. Караваджо встречался с ним ранее у Крешенци, где тот расписывал фресками парадный зал. Во дворце можно было повстречать ещё одного художника, лет на двадцать старше Караваджо.
«Будь обходительнее, Микеле. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников. Увы, всему приходит конец. Он взял руку Пруденцы и провел по ее ладони большим пальцем. Но здесь еще есть намек на возможное спасение.
Никакой условности или нимбов — всё жизненно достоверно. Щупальца инквизиции проникали в самые потаённые области жизни человека. Какой реакции можно ожидать. «. Сомневающийся жест Петра, который как будто спрашивает Иисуса: «Неужели мы возьмем его. ». Такого барана при желании нетрудно было заполучить на время, особенно перед Рождеством, когда по римским улицам под звуки шарманок и пастушьих рожков бредут тучные отары овец и коз, перегоняемые через весь город с летних пастбищ на зимние стойбища. Но приговорённый к смерти монах отвернулся, отказавшись приложиться к кресту. Сам Свет.
Его покровитель поджал губы. Ведь если он откинется невзначай назад, то порвёт холст и окажется среди толпы в реальном пространстве. Вокруг столба были разложены поленница сухих дров и кучи хвороста. «Большинство людей сочтет эту девушку недостойной любви, – подумал он. – Так же, как и меня». Эта мысль оказалась революционной в эпоху жестокого подавления любого инакомыслия.
Молодой человек последует за Иисусом, даже если и не уготована ему честь стать Его учеником. Может, это на него показывает Иисус. А то прямо встал и побежал. Человек, сидящий на стуле спиной к нам – совсем другой случай. В переполненной церкви находился и Караваджо.
Все эти детали связаны с Иисусом Христом, принёсшим себя в жертву ради спасения людей. Теперь ему постоянно заказывают религиозные сюжеты. Скрестив ноги, он удобно сидит в кресле, называемом «савонароловским» и неспешно пишет своё Евангелие по наитию свыше. В толпе раздался гул, то ли осуждающий, то ли сочувствующий. Человеку, прожившему такую яркую, наполненную, но и беспутную жизнь было всего 37 лет.
Ну, включил лампочку – свет. Постояв немного, старик так же незаметно уходил, как и появлялся, не проронив ни слова. Что же до картин из коллекции госпожи Олимпии Альдобрандини. А лампочки и тем более. Картина содержит ряд деталей, нуждающихся в пояснении.
Но картину увидел Джустиньяни и уговорил автора от греха подальше расстаться с ней. Перед нами убогая обстановка. А вы представьте. «Природа – единственная наставница, в которой я нуждаюсь. ».
Живописца озолотят. Стоит обратить внимание на то, что убийство происходит в храме. В ее руки въелась грязь, под каждым ногтем чернела траурная полоска. Вдруг открывается дверь, кто-то входит и говорит: «Брось всё, консерваторию, музыку, риторику оставь своих родных и следуй за Мной». Все предельно реалистично. Всё было продумано до мелочей и вы глядело на удивление буднично.
А теперь прежняя неприязнь ещё более усилилась, что вполне объяснимо не только большой разницей лет, но и непримиримостью во взглядах на искусство. Культура 17 столетия воплощает в себе всю сложность этой эпохи. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия.
Еле различимы отдельные элементы архитектуры в виде тонущих во мраке колонн храма. Все движение на полотне направлено от центра к краям.
Явно не с радостью переносил он собственный опыт на холст. Нам не сильно видно его лицо, но вся его фигура устремлена к Иисусу, к Свету. «Да будет свет».
Но было бы ошибкой не видеть огромной роли народных масс в этой борьбе. Настал день расставания с дворцом Мадата. Почему к нему. Его направление также организует взгляд зрителя, заставляя его читать сцену слева направо. Его притягивал этот образ непокорного, дикого, слившегося с природой вольного человека, довольствовавшегося немногим. Перед ним стоит стоит Сам Бог.
Поток света, падающий с той стороны, где стоят Иисус и апостол Пётр, прорывает мрак. Но мужчина с бородой рядом с ним выразительно указывает на кого-то из них или же на них обоих пальцем: «Ты его зовёшь. » Возможно, что он (или молодой человек с монетами) – и есть призванный Матфей, но пока не знает об этом. Его недоуменный взгляд обращен на Христа и апостола Петра, а своей левой рукой он неуверенно указывает на себя, как будто задавая вопрос: «Неужели вам нужен я. ». В одном исподнем его повели на эшафот.
Лишь бы это пошло ему на пользу. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Вы, конечно, знаете эту евангельскую притчу.
Вот мы сейчас тут сидим, занимаемся. Это сам Караваджо. Или ещё кого-то. «Пусть здесь и останется, — решил Караваджо, — напоминая кое-кому обо мне». Неожиданно возникла проблема с натурщиком. Караваджо специально идет против сложившихся правил живописи.
Духовенство решительно отвергло работу как противоречащую евангельским канонам. Именно благодаря ему Караваджо и получил свой первый крупный заказ – картину «Призвание святого Матфея», Известно, что Караваджо исключительно презрительно относился и к боготворимой в то время античности и к Титанам Возрождения. В тот же вечер он слёг в горячке. Дабы не отвлекать внимание от происходящего, нет и резких светотеневых переходов — только обыгрывание светло-коричневых и красноватых тонов.
Однако Караваджо никак не мог оторвать взгляда от новой картины. Собравшиеся на площади молча смотрели на полуголого человека, привязанного к столбу. Здесь о страданиях не говорит вообще ничего.
А он, неблагодарный, даже не простился с ним, впопыхах покинув Милан. Караваджо опустился на одно колено и взял Шипионе за руку. «Ну что ж, пусть знает, для кого еще поработал Караваджо за те двенадцать лет, что провел здесь», – подумал дель Монте.
Сама того не сознавая, она сберегла чистоту души. Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Здесь он провёл почти пять лет и ему неплохо жилось и работалось. Призвание на апостольское служение мытаря (сборщика податей), будущего автора одного из канонических Евангелий – один из самых символичных эпизодов Нового Завета, вот таким образом неудивительно, что во все времена этот сюжет пользовался популярностью у христианских художников.
Девки как раз подкрепляются винцом перед ночными трудами, рассудил он. Глубина перспективы утопает в тёмном безвоздушном пространстве. Среди них наверняка найдется подходящее для святой лицо.
И он встал и последовал за ним». Художник оказался в тупике и тогда решил на время оставить работу над «Мученичеством святого Матфея» и обратиться к другой картине — к «Призванию святого Матфея».
Опустившись на одно колено, он принял бледную холеную руку, протянутую Шипионе и, склонив голову, прикоснулся к ней губами. Так как Иисус – это и есть Свет мира.
А там – просто в церкви висит такой шедевр. Нет, ему нужно такое ничтожество, как Матфей. И решить для себя, как в случае с работой «Призвание апостола Матфея», кем из персонажей хочешь быть ты.
Что же не устроило в картине церковный клир. Картина «Мученичество святого Матфея» принесла художнику огромную славу. Это мы ещё подумаем. Нет лучшего способа отвлечься от мыслей о грядущем сомнительном успехе, чем работа. Из карет стали выходить члены верховного суда инквизиции. Кажется, есть еще что-то.
Этот призыв прозвучал на картине зримо и психологически достоверно. Он без труда отыскал его в одной из дешёвых таверн на улице Скрофа. Начинается месса, туристов просят уйти. Художник не ошибся в выборе. Он улыбнулся.
Ждать пришлось недолго.