Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Сентименталистское и романтическое почитание человека, растворенного в природе, созданный Руссо культ "благородного дикаря" стали опорой для примитивизма. Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910)— французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Жюльен Феликс Руссо по прозвищу «Таможенник» (1844—1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Руссо (Henri Rousseau)— французский живописец, писавший встиле «примитивизм».
Именитые мастера кисти усмотрели вполотнах Руссо протест против цивилизации, выраженный сквозь призму «наивного» мира примитивизма. Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века. Рождение примитивизма о творчестве необыкновенного французского художника-импрессиониста – Анри Руссо (1844-1910).
Анри Руссо (Henri Rousseau, 1844-1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Сам же Руссо объяснял, что его дар отвергли, так как он изобразил «неправильные цветы», вместо гвоздик нарисовал левкои. Близкими себе живописцами считал Эдгара Дега, Поля Гогена и Одилона Редона. Следует рассмотреть лубочное начало в соединении изображения и слова в картинах Руссо, обратив внимание на создание им пояснения-«поэмы» к своим живописным работам.
В отличие от воинственно настроенных Гогена и Сезанна он считал себя служителем муз в одном строю с увенчанными лаврами академиками, великими мастерами прошлого, картины которых (вопреки заявлениям критиков) видел в Лувре и простодушными малярами-вывесочниками изготовлявшими на заказ «живописные карточки» – портреты. Одни считали ее подделкой, шуткой, авторство которой приписывалось Дерену. Этим художникам удалось создать собственную идеальную модель мира, опирающуюся на миф (Ноев ковчег, Всемирное братство, Рай, В садах Эдема). В XVIII–XIX веках большое число народных мастеров превращается в кустарей изготовляющих наивные образцы религиозной живописи и скульптуры (вертепы, вотивные картины и др. ), снижающие, подчас пародирующие свои высокопрофессиональные прототипы.
Руссо сказал как-то В. Уде, что «это не он сам пишет свои картины, только его рука». М. З. Однако его новаторство осталось непонятым крупнейшими мастерами постимпрессионизма. Об этом писали Библия и древние авторы. Вряд ли прославленные академики могли предположить в те годы, что сегодня об их аллегориях и пейзажах будут вспоминать в связи с использованием их в работах «простодушного таможенника». Эти маститые салонные художники (к ним еще можно прибавить имена Кабанеля и Бонна, на которых Руссо ссылается в письмах) просто не принимали всерьез его усилий, видя в них лишь забавные ухищрения дилетанта, однако как мыслящий художник Руссо платил им тем же. А Гоген после знакомства с картинами Руссо в Салоне Независимых в конце 1880-х годов иронически заметил, что это «не более дико, чем у Бугро».
У «фольк»-мастера свои традиции и свой путь развития в ХХ столетии. Руссо (Rousseau) Анри – французский художник. Его полотна завораживают Пикассо смесью дотошного реализма с народной поэзией. Ар-брют – важная отрасль примитивизма.
Когда же Руссо спросили, почему же он изобразил её таким образом, он ответил, что «большому поэту нужна большая муза». Направление, возникшее в европейском и русском искусстве в начале ХХ века. Изобразительная система Руссо не затронута опытом французского импрессионизма. И вот настало время жить. Необходимо раскрыть своеобразный мир героев пьес Руссо.
Истоки новаторства Пикассо лежали в искусстве музеев, а Руссо никому не наследовал. В городских условиях такие мастера являются создателями низовой культуры (лубка, вывесок и т. д. ). когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году.
Этот этап соответствует расцвету сюрреализма в мировом искусстве. Отношение авангардистов к творчеству Руссо носило противоречивый характер. Существует легенда о "золотом веке", воспоминание о котором отягощается грехопадением. Ближе к символизму многозначительно упрощенные образы мещан у М. З. Шагала. Ему действительно удается увидеть мир его глазами. На разных этапах этой борьбы, отделенных друг от друга не столько во времени, сколько по смыслу разнонаправленных идейных установок, при всем их отличии друг от друга, выносился приговор развлекательному, услаждающему обывателя и «просвещающему» его искусству.
Картины примитивистов грешат банальностью формы, манерностью, что характерно и для профессиональных авангардных течений в этот период. «Сон» – таково название последней картины Руссо. Подлинный расцвет русского примитивизма был связан с деятельностью в 1960--1980 гг.
Тем самым примитивизм Руссо контрастировал не только с официальным салонным искусством, но и с профессиональными «левыми» направлениями. Его первые работы Итальянский танец и Заход солнца были выставлены в Салоне на Елисейских Полях. Необходимо также коснуться картин американских примитивов, работавших по фотографии (Эдвин Элмер). А в 1861 году, уже по окончании лицея, переехал в Анжер, где работал клерком. Картины художника Руссо весьма разнообразны по жанрам и тематике. В живописи Шагала причудливо переплетается реальность и фантазия, поэзия и обыденность ("Дачное окно", 1915), гротеск и абсурд ("Я и деревня", 1911), печаль и сострадание ("Зеленый еврей", 1914).
В поле зрения исследователя должен попасть пейзаж с изображением цеппелина и дирижабля «Свобода», запуск которых произвел большое впечатление на парижан, современников Руссо. Проблемы, поставленные в их искусстве на рубеже столетий, остаются актуальными и сегодня.
Если можно найти параллель визионерским мифологемам Гогена таитянского периода в современной ему не только французской, но и всей европейской живописи, то это не что иное, как «экзотические» пейзажи Руссо 1890-х годов с яростными битвами диких зверей, вызывающие в памяти, как это ни парадоксально, фантастический рай с алтарных створок Босха, где также изображены пожирающие друг друга животные. Высказывание Пикассо симптоматично: он поражен непосредственностью персонажей на портретах Руссо их кажущейся «застылостью», знаковостью, сближающей образы Руссо с доренессансным искусством. Это было время борьбы изобразительного искусства за независимость от потребительских вкусов заказчиков, за право не только исследовать природу и видеть ее непредвзято (что завоевали импрессионисты), но воссоздать на полотне собственную философскую доктрину вселенной. Действительно, существовали эпохи, определявшиеся высоким искусством профессионалов, когда народное, «примитивное» творчество практически не влияло на современные ему «большие» стили и не соответствовало запросам времени.
Как и любое другое нововведение, примитивизм вызвал большой общественный резонанс. Пикассо несчастный Таможенник представлялся опасным соперником, творившим новое искусство без предшественников и как бы вне культурного наследия – искусство «балаганное», грубое, являющее собой антипод интеллектуальным экспериментам кубизма. был построен акведук. Оказавшись в период становления своего искусства вне специальной художественной среды, будучи художником по призванию, но не по профессии, Руссо не получил заданных эстетических установок, для него не существовало признанных авторитетов в живописи, что давало ему абсолютную свободу в выборе собственных «кумиров» по личному вкусу.
На этой распродаже фигурировали картины Руссо, в частности его знаменитая Спящая цыганка, вокруг истории создания которой «бандой» Пикассо распространялись самые разные слухи. Творчество художников-«примитивов» (причем во всех смыслах, которые можно вложить в этот термин) начинает играть в нем одну из главных ролей. Общество перестало безразлично относиться к живописи оно почувствовало себя задетым, втянутым в дискуссию о границах поэтического вымысла или, если воспользоваться определением Бодлера, «дерзновенного воображения». Рай Гогена «открыт» в результате путешествия в дальние страны, создан на основе географической реальности. Любовь диких животных в клетке.
Создавалось впечатление, что «примитивизм» Руссо контрастировал не только с официальным академическим искусством «школы», но и с «левыми», «экстремистскими» направлениями. В наивном взгляде на мир человек ищет утраченную "невинность добрых старых дней". Когда началась оценка его творчества сразу после смерти, в нем видели «блаженного», юродивого, но не мученика.
Он чувствовал себя первым живописцем на Земле, как бы «нарочно» забывая о всей предшествующей ему многовековой истории живописи. : Нико Пиросманишвили. «Спящая цыганка» -эта картина была обнаружена в 1923 году, когда работы Руссо еще не были широко известны.
«Рай» Руссо – чистый плод поэтического воображения, результат одухотворения художником будничной, замкнутой среды обитания и в этом он больше отвечает настроениям людей грядущего XX века. Художников и критиков поражает откровенная лубочность и специфика формальных приемов Руссо на фоне позднего импрессионизма, фовизма и других течений. Московского заочного народного университета искусств (ЗНУИ), художники которого выявляли народные таланты, помогали им в творчестве, организовывали выставки. Примитивизм – атавистическая тоска о прошлом, тоска по доцивилизованному образу жизни. Детски примитивистский взгляд на реальность присутствует во многих картинах художника. Путь к Бастилии для героев Руссо – целое путешествие исполненное радостей и страхов. Однако они подходят к примитиву извне, открывают его в окружающей реальности, в то время как Руссо и Пиросмани несут в себе этот мир изнутри.
Следует подвергнуть критике распространенное представление об «инстинктивном» характере работы «примитивов», заметив, что внутренняя потребность в творчестве лежит в основе всякого искусства. В одной из лучших картин художника ("Над городом", 1917-1918) молодая пара влюбленных летит над крышами домов, над городом, над миром и звучит песня любви и живет ощущение, что хотя бы миг счастья не зависит не только от земного притяжения, но и от всех жестоких законов бытия мира. Правда, Руссо относился к этой травле наименее болезненно. На это обстоятельство впоследствии намекал Жан Кокто, напечатавший в 1926 году «Предисловие к каталогу распродажи коллекции Джона Квинна». Дега, судя по воспоминаниям Воллара, возмутился, увидав у него в галерее привезенные для продажи пейзажи Руссо: «Неужели теперь и это считают искусством. » – раздраженно воскликнул он, считая, что современное молодое поколение превращает выстраданное им самим, Э. Мане и Сезанном творчество в забаву.
Примитивизм служит и естественным способом самовыражения художников-самоучек. Но народный художник-примитив, так же как и «неопримитивист» в духе Клее или Гончаровой, – явления иного порядка, чем творчество Пиросмани или Руссо. Столь же неясным оказываются термины «народный» или «фольк»-мастер, часто употребляющиеся вместо слова «примитив».
Их, бесспорно, нельзя причислить к сознательным примитивистам в духе Клее, Шевченко и др. У Бонна он обнаружил эффектное использование черного и белого – эти крайности цвета всегда завораживали Руссо и он широко применял их, особенно в портретах: к черному он обращался, чтобы придать образам большую значимость (вот таким образом почти все изображенные на его портретах одеты в черное).
Вместе с тем в эти годы в кафе Вольпини выставлялись его «экзотические Евы», в которых откровенно народная лубочность сочеталась с тоской по иным берегам и «земле обетованной», где зачарованный путник прислушивался к таинственным и прекрасным звукам первых дней творения, к устрашающим шорохам земли, заселенной демонами, преследующими человечество после Грехопадения. Руссо стоял в стороне от художественной полемики. В своем, если воспользоваться термином Голдуотера, «романтическом примитивизме» Гоген, находясь в те годы под сильным воздействием литературного символизма и клуазонистской стилизации, не смог понять близости собственных поисков с кажущейся лубочностью Руссо. Причудливость и густота растений облегчали Руссо решение проблемы построения пространства. На выставках возле расположенных в дальнем закутке картин Руссо собирались зрители и громко потешались над простодушным неучем, затевая нечто вроде игры: «кто откроет глубину» Руссо. Открытие и последующее знакомство Пикассо с Руссо знаменовало для «банды» художников с Монмартра новый этап их поисков. Однако отношение Пикассо к Руссо вовсе не было простым.
Невозможно и объявить их чистыми примитивами, так как они не были «наивными» народными художниками и, владея всеми элементами «примитивного» языка, которые были либо присущи им органически, либо вызваны к жизни потребностью самовыражения, воплощали «большие» темы. Наряду с искусством первобытных народов творчество Руссо воспринимается как «антиклассика», значительная в своей непрофессиональности. Жером, к которому, если верить Руссо, он ходил в молодости брать уроки живописи и Бугро, рекомендовавший его в Салон отверженных в 1885 году, а несколько ранее давший ему разрешение на право копирования в Лувре, без сомнения, делали это из жалости к «несчастному таможеннику» ибо надо поощрять стремление простых людей заниматься искусством: оно облагораживает душу. Пейзаж Руссо, как и пейзаж Гогена, обладает рядом особых признаков: это мифологическая природа, рай, в котором пребывает «туземная Ева» и где растут странные деревья-цветы, «которых не открыл бы никакой Кювье и ни один ботаник». Шагал начинал с примитивистского взгляда на мир, с простодушных бытовых сценок ("Роды", 1910), проникнутых духом жизни местечек и маленьких еврейских городков.
С этого времени он бросил службу на парижской таможне и целиком отдался живописи. Его интерес к работам Бонна определялся желанием постичь традиционное. Пафос открытия освоения окружающей действительности был особенно силен у американских «примитивных» художников – Эрастуса Филда и Эдварда Хикса. Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел). Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр. ) после того, как поранил себе ногу. Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения Константин Брынкуши. Руссо писал, что у него один учитель – природа.
в картине Мальчик на скалах, где можно понять, что это – портрет умершего ребенка. Сюжетную канву пьесы составляет путешествие провинциалов (супругов Лебожек) по Парижу в дни Всемирной выставки. Руссо был художником-дилетантом. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых».
Он написал картины Вечер карнавала и Раскат грома, Бедный бес. Кубистов покоряли чистота стиля Руссо, его способность к упорядоченности композиционного построения картины в соединении с четкостью деталей, ясно читаемым «вещизмом», к которому они стремились в своих портретах и натюрмортах. Однако было бы ошибочно утверждать, что Руссо стремится подражать примитиву.
Открывая в своих поисках обновленной формы культуры, не затронутые цивилизацией, раскапывая негритянскую пластику в музеях, Пикассо и не подозревал, что многое уже найдено и реализовано его современником, далеко не столь образованным в истории мирового изобразительного искусства, но, кажется, без особых мук создавшим свой неповторимый, лежащий вне достижений импрессионистов и ухищрений ар нуво стиль. Почему Руссо, не будучи сам примитивом в прямом смысле этого слова, скажем, представителем низовой городской культуры, обратился к простейшему живописному языку, способствуя открытию «примитивов» художественной интеллигенцией рубежа XIX и ХХ веков.
Аполинер обиделся и не принял подарок. В 1886 году Анри Руссо продемонстрировал четыре работы в Салоне Независимых и с тех пор принимал участие в нем каждый год (кроме 1899 и 1900). Для него характерно прямое обращение к примитиву со стороны профессиональных художников.
Святой Иероним, спящий на льве – названия этих работ напоминают нам о Руссо. Однако это было обретение ценой потери. Руссо был постоянным участником двух последних Салонов. Крупный художник не вмещается полностью ни в одно направление. В автопортрете «Портрет-пейзаж» (Прага, Национальная галерея, 1890) художник выражает свою мечту о славе, держа в руках палитру с именами своих жен, с наградой министерства культуры на лацкане пиджака за его спиной изображены символы эпохи –Эйфелева башня, флаги Всемирной выставки на паруснике, металлический мост и воздушный шар, подобно которому Руссо поднимается над Парижем. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, его пиры и застолья говорят о радостной мгновенности земного существования. Говорил же Руссо о своем методе работы над картиной: «Я всегда вижу свою картину внутри себя, прежде чем ее начать Только в процессе работы я нахожу мотивы, которые останавливают мое внимание и доставляют мне массу удовольствия».
Художников и критиков рубежа XIX и XX веков поражала откровенная «лубочность» формальных приемов Таможенника Руссо даже на фоне позднего импрессионизма, дивизионизма, фовизма – течений, регулярно заявлявших о себе на специальных групповых выставках, в Осеннем Салоне и Салоне Независимых. В искусствоведческой науке XIX и ХХ веков подчас уделяли недостаточное внимание творчеству «примитивов», отводя им мало места в эволюции современного искусства. Анри Жюльен Феликс Руссо (фр. Организуются многочисленные выставки примитивистов и примитивов.
Фактически, примитив (особенно сближающийся с детским рисунком) – это стилистическая маскировка экспрессионизма. Интенсивный и богатый множеством оттенков зеленый цвет оттеняет пестрый колорит фигур. Четвертый этап начинается после Второй мировой войны.
Примитивисты третьего этапа сознательно отходят от авангардистского разрушения формы ради утверждения новой вещественности. Это делало его счастливым художником.
В их лице «народное» искусство перестает быть безымянным, обретает имя. Подражает рисункам на заборах (с надписями) и лубкам в своей иронической солдатской серии М. Ф. Ларионов. Деревья трактованы обобщенно и декоративно. Мы не хотим больше ехать вместе с Барресом в Бейрут и Равенну Вероятно, существует магия современности». Человек и мир становились понятными, радостно-детскими, но игрушечными и утопическими.
Леон Жером упоминается первым среди учителей. Руссо явился своеобразным связующим звеном между рождающейся живописью XX века и старым «неиспорченным» французским искусством. Их произведения поставили искусство конца XIX века в пограничную ситуацию, разделили зрителей и критиков на друзей и врагов, открыли путь «независимым» художникам. К этому восхищению молодежи работами Таможенника примешивалась и некоторая подозрительность, что дало повод ряду исследователей предположить, что банкет, организованный в ателье Пикассо в честь Руссо, до некоторой степени был актом «экзорцизма».
Новая постройка должна была напоминать место её детства – флорентийский дворец Питти. примитивизм позволил соединить новые художественные течения с народной традицией (буйство чистого цвета, орна-ментальность) и с дорогим сердцу любого человека детским рисунком. Аналогичные явления можно наблюдать в современной литературе или киноискусстве.
Нельзя забывать, что при создании Авиньонских девиц Пикассо опирался не только на формы искусства аборигенов, но и на портреты Руссо, один из которых висел у него в мастерской. После службы в армии устроился на работу в французскую таможню. Аполлинер, впоследствии издавший письма и стихотворения Руссо и воспевший его на страницах «Суаре де Пари», сначала не принял его искусства, заявив, что Руссо «типичный ремесленник» и потом всячески старался забыть об этом своем высказывании. Прозвище Руссо – Таможенник – обязано своим происхождением его основной профессии.
Необходимо отметить освоение и утверждение художниками-примитивами окружающего мира, рассмотрев творчество австрийских и немецких «сельских» мастеров (Бартоломеуса Ляммлера и Франца Антона Хайма). Для Руссо Пикассо был не дикарем и варваром, а испанцем, погрузившимся в наследие прошлого, «дальше» Древнего Египта и открывшим там для себя кумиров. Henri Julien Flix Rousseau, по прозвищу Le Douanier, «Таможенник» 1844—1910) — французский художник-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства или примитивизма. Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье сантехника. Вот таким образом он и был принят как близкий и понятный художественный язык, хотя и не сразу.
Синонимом определения является термин искусство аутсайдеров. И тот и другой мастер передают образ одухотворенного мира, но если Гоген конструирует свой собственный мир, то Руссо предлагает зрителю «зашифрованную реальность», непосредственно обращаясь к подсознанию, как в Сне Ядвиги или Заклинательнице змей. С этой точки зрения особый интерес представляет пьеса «Посещение Всемирной выставки 1889 года».
Под «неопримитивами» понимают как художников «воскресного дня» или послевоенных югославских примитивов, так и профессиональных живописцев конца XIX – начала ХХ века (Гогена, Гончарову, Ларионова, Бурлюка, Клее и др. ). «Художником, который более всего продемонстрировал полное неведение искусства старых мастеров и самое ремесленное и наивное копирование вещей, был А. Руссо известный по предыдущим выставкам своими портретами с плоскими лицами, остекленевшими глазами и короткими руками своими пейзажами, построенными из немыслимого нагромождения топографических планов, подобно тому, как это делают дети». Однако большинству искусствоведов простые шедевры понравились и примитивизм все-таки занял свое место в огромном многообразии стилей. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. Ответом на этот запрос времени стало искусство таких художников, как Руссо и Пиросмани.
В это время начинается серьезное изучение примитивизма в истории мировой культуры. Грустные размышления об идеалах женской красоты навевает его картина Венера, будто пальцем нарисованная на крашеной панели (была событием на грандиозной выставке Москва--Париж в 1981 г. ). Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (Прогулка в лесу, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (Автопортрет с палитрой, 1889-1890, Национальная галерея, Прага Артиллеристы, 1895, Музей С. Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом. На территории сада расположены 106 скульптур, фонтаны и несколько зданий.
Если импрессионистов отвергали в начале их карьеры, то Сезанна, Гогена, Ван Гога и Руссо – на протяжении всей жизни. Один из таких гениев был обнаружен художниками в Тбилиси 1910-х гг. Картина подверглась глумлению и издевательствам со стороны критиков, но художник продолжал рисовать под всеобщий смех, когда весь окружающий мир назвал его «ребенком» и «дураком». Возникает потребность законсервировать «наивное» творчество «первозданных» примитивов.
Конфликт Руссо с современным искусством в целом, даже с левыми его достижениями в лице представителей импрессионизма, представлялся кубистам абсолютным новаторством.