Яркие примеры ампира в архитектуре можно найти и в России. Со временем ампир перерождается в чистый академизм, теряет способность реагировать на возникновение новых функциональных задач и достижений техники XIX в. Примером может служить здание Парижской биржи (1808, А. Т.
Шальгрена. Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги. С ними тонко сочеталась мебель новых форм.
Наиболее значительной личностью был К. Н. В интерьере ампир важную роль придавали зеркалам их вешали не только в привычных местах: между окнами, над камином, но и над кроватями. Искусство превращается в официально-апологетическое, помпезное. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. Здания начали отделывать позолотой, а колоннады стали нарядней и масштабней. Их локотники поддерживаются резными фигурами лебедей, грифонов, львов и пр.
Основными представителями ампира в зодчестве были Шарль Персье и Пьер Фонтен, которые, будучи придворными архитекторами Наполеона, стали наиболее видными представителями нового стиля. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного классицизма. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Огромное значение придается в нем выразительности текучих ритмов, цвета и фактуры узорной поливной керамической облицовки, кованного чугунного железа, оконных и дверных витражей.
Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806-1808). осуществлялось грандиозное 24-томное издание «Путешествие по Верхнему и Нижнему Египту» с гравюрами по рисункам исполненным во время похода бароном Д. -В. Композиция ампирного орнамента близка к римским образцам.
Заказы для провинции (московских помещиков) имеют мягкие формы, они не так нарядны и официальны, отличаются более домашним внешним видом. Дополнительными украшениями для головы служили обручи, диадемы или фероньерки. Скульптурная обработка в интерьерах уступает место живописной. Материалом для её изготовления служили берёза, липа, ясень. Петербургский фарфоровый завод приступил к изготовлению различных плакеток и медальонов из фарфора и фаянса, украшенных мотивами на античные темы, которые врезались в деревянные плоскости парадной ампирной мебели. вышло столь же грандиозное «Описание Египта» Ф. Жомара, также иллюстрированное рисунками Денона.
Его чертами были античные мотивы, продвижение идей Просвещения, строгость и сдержанность. Росси связано развитие парадной мебели из красного дерева с богатой золоченой резьбой. Несмотря на напыщенность оформления, украшение помещений следует продумать тщательно. Во время империи Наполеона, который видел назначение искусства в прославлении своей личности и своих воинских подвигов, архитектура вновь, как при Людовике XIV, подвергается строгой регламентации и государственной опеке. Развитие дворцовой мебели ампира в эти годы граничит с проектами архитектора А. Н. Такой стиль, конечно, сложно представить в обычной квартире, но и не в каждом частном доме он будет уместен.
Большая часть мебели павловского классицизма вообще создавалась отечественными мастерами (к этому привел запрет на ввоз французских изделий), при этом качество ее было на высочайшем уровне. Для форм локотников (боковин) диванов часто использовался мотив рога изобилия. Они дополнены резьбой, лепниной, золочением. Авторами были Персье и Фонтен. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор.
Преимущественное внимание уделяется художественному наследству императорского Рима. меблируются авторской мебелью. Ж. -Ф. К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг).
Потолки окрашиваются в белый цвет и либо отделываются по углам простым декором, либо расписываются. складывается стилевое направление, близкое к французскому стилю ампир. кровать-ладья, предназначенная, как тогда говорили, облегчить течение жизни.
А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». После Египетского похода Наполеона (1798-1799), как бы вопреки его полному провалу, в Париже распространилась мода на «египетский стиль».
Под платья-туники надевали рубашки или трико телесного цвета. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Передние ножки прямые точеные, суживающиеся книзу. Обращается особое внимание на показ самой структуры, текстуры дерева, которое выводится наружу.
Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Одним из лучших мебельных мастеров александровского и предыдущего периодов по праву считается Генрих Гамбс (1765 – 1831 гг. ) и его фирма, которую после его смерти возглавили его сыновья и преемники Пётр Гамбс (1802 – 1871 гг. ) и Эрнст Гамбс (1805. Это единство противостояло неумолимо надвигающейся эклектике. Эйбушитц, 1898 Сандуновские бани, архитектор Б. В. Огюст Монферран).
Примечательно, что в стиле Ампир было создано относительно мало выдающихся произведений архитектуры, скульптуры и живописи. К инженерам-строителям отошла значительная часть строительства зданий. Основоположниками ампира – стиля империи – принято считать художника Ж. Л. Сюжетами деликатно вводимого декора служат античные (розетки, пальметты, кадуцеи, гермы, архитектурные элементы) изображения лебедей, грифонов, змей, ножки мебели нередко оформляются в виде лап, а ручки и подлокотники кресел, диванов и стульев – в виде голов животных. В кабинетах к этим мебельным объектам добавлялись: письменный стол или бюро, книжный шкаф, секретер или конторка.
Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». или же колоннами с каннелюрами и капителями, завитками и т. п. П. Верле назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI».
В других помещениях дворца стояла мебель из карельской берёзы, красного дерева и ореха с золоченой резьбой. Обивка мебели выбирается самим архитектором, а её рисунок им проектируется заранеё в полном согласии с композицией мебельного объекта и декором стен. Пьер Поль Прюдон «Жозефина Богарне» (1805)Ампирный силуэт был создан по типу античных пеплосов и хитонов. Он был мягче и пластичнее. Главным их украшением служат великолепные люстры с хрустальными подвесами. Опоры и подстолье преддиванных столиков также украшались резьбой или золоченой бронзой. В это время весьма модными становятся т. н.
Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В искусстве европейского классицизма и ампира конца XVIII – начала XIX в. важное место принадлежит России. Ампир первоначально сложился во Франции на рубеже 18 – 19 вв. Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. Грифоны окрашены в черный цвет, а ваза и некоторые другие резные элементы – позолочены.
Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820-1830-х гг. С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Ампир рождает новые типы мебели. При этом такие элементы могут быть выполнены как полностью, так и в виде резьбы.
Булле – автор проекта мавзолея Ньютона (1784 г. ) в виде пустотелого шара, Ж. Лекен – автор проектов идеальных сооружении на революционную тематику. Украшением парадных комнат богатого дома служила также т. н. Кваренги, Тома де Томон, К. И. Рисунок обивочных тканей обычно был вышит шерстью или выткан золотыми нитями. Именно на эти её качества опирался ампир. Многие интерьеры украшают колоннами, античными скульптурами, объемной лепниной.
Скульптор А. -Д. Кроме уже известных к тому времени красного дерева, карельской берёзы и ясеня, стали широко применять тополь, волнистые клён и берёзу, мореную грушу и др. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг». И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи».
Архитектурность построения мебельных объектов, в т. ч. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб. Мебель, выполненная из березы (карельской), применялась в интерьере российских построек. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». К памятникам стиля ампир следует причислить и Нарвские Триумфальная ворота в Петербурге и Триумфальная арка в Москве (арх. Отто Вагнер, выразитель идей сецессиона, руководитель кафедры архитектуры в Академии пластических искусств, стремился к созданию нового стиля, который избавился бы от повторений прошлого и был созвучен времени.
Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). Зданиямсамого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы. В моду вошли шиньоны, а лоб прелестных дам скрывался под завитой челкой.
В дворянских домах появляется т. н. Для отделки поверхностей используют натуральное дерево, зеркала, бронзу.
Полы настилаются паркетом, составленным из цветных пород дерева. Одним из прекрасных мастеров русского классицизма и ампира был архитектор А. Н. Хотя между вернувшимся в моду классицизмом и ампиром можно увидеть схожие черты.
Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». Продолжает делаться мебель, окрашенная в белый цвет, декоративная резьба которой золотится или тонируется под старинную античную (патинированную, зеленую) бронзу.
Томира и его мастерской. На основе разработок конструктивистов (А.
При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. Фонте, – повторение арки Септимия Севера в Риме). В стране восходящего солнца место для отдыха располагается в центре комнаты. Для изготовления мебели используют ценные породы дерева, натуральный мрамор или порфир. Часто использовалась раскладная мебель.
Сам Наполеон восхищался «эпосом Оссиана» (стилизацией под шотландский эпос) наравне с Гомером. Иногда даже платья из тонких материй смачивали водой, чтобы они прилипали к телу4.
Женское тело было хорошо видно. Такое сиденье делается трапециевидной формы. В мебели и гарнитурах преобладают тянутые, вялые волнистые очертания. Классицизм перерождается в тяжеловесный и торжественный стиль ампир (поздний классицизм), очень цельный во всех проявлениях.
Иероглефы – почти неизбежный атрибут оформления жилья под Японию. По одному мебель делается парадной, по другому – бытовой, камерной. Триумфальные ворота также были возведены по проекту Бове у Тверской заставы. В архитектуре стиль модерн расцвел бурно и пышно. Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля ампир стали историзм, нормативность, рационализм, декоративность, тектоничность, в поздних формах – открытый эклектизм.
В 1793 г. был заложен первый камень в фундамент здания Капитолия (У. В это время в России большое разнообразие получает мебель для сидения. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. В архитектуре царило засилье эклектики и украшательства. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости.
Типичная деталь – японская раздвижная стенка и конечно, бамбуковая мебель. Осип (Иосиф Джузеппе) Иванович Бове (1784-1834) – российский архитектор итальянского происхождения.
Известен большой гарнитур, выполненный К. Росси в 1817 г. для гостиной Аничкова дворца. Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям). Авторами были Персье и Фонтен. – 1849 гг. ). После революции в Париж вновь приехали из разных стран многочисленные архитекторы и художники, которые стали работать в этой новой для себя стилистике.
Не изменились формы и используемые породы дерева. «Фасадная» архитектура эклектики, несмотря на некоторую дробность и монотонную повторяемость деталей, придала фронтальной поверхности зданий большую рельефность и живописность, в ней активно использованы рустовка, формы ордерного декора, богато украшенные наличники, тонко проработанная декоративная лепнина, стукковая скульптура, рельефы и статуи, в том числе фигуры атлантов и кариатид появление эркеров внесло в структуру декора сильные пластические акценты. В 1802-1813 гг.
Те же черты характеризуют и Триумфальную арку (арку Звезды) на площади Звезды в Париже (архитектор Шальгрен). Балдахин теперь подвешивается на раму, которая крепится к потолку. Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью. Наиболее простейшим приёмом при этом станет отделка стен в виде рельефа. Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу.
Предтечей русского ампира во многом стал мебельщик Д. Рентген, чей своеобразный архитектурный стиль повлиял на мебель высокого классицизма (так нередко именуют ампир отечественные искусствоведы). В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма.
Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Временем второго "Британского ампира" считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Ш. Персье и П. Фонтен, 1806), Вандомская колонна (арх. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». Они обычно устанавливались в спальне симметрично по обеим сторонам кровати.
А картина Жерара «Оссиан, вызывающий призраков» (1801) исполненная по заказу Наполеона для дворца Мальмезон, вызвала шумный успех в Париже (см. На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева. На фасаде, который иначе выглядел бы почти классическим, каменные углы железных оконных фонарей выполнены так, чтобы подчеркнуть наличие внутреннего металлического каркаса. Двигаясь в своих завоеваниях по континенту, Наполеон навязывал придуманный стиль везде.
В связи с предложением идеального города Шо (1785-1804) он спроектировал кладбище в форме круга, собор и домик сторожа в форме шара. стиль цопф. Такой экзотический декор лишь усиливал театральность обстановки всего интерьера. Вдохновленные идеями Давидаархитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Вместо неё применяется лепка из гипса или левкаса или же резьба из дерева, которые потом или золотятся или красятся в черный цвет или отделываются под старую (патинированную) зелёную бронзу.
Мебель в ампире выглядит основательно и эффектно. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром. В мебели для сиденья появляется новая конструкция с цельной боковой рамой. Декольте тоже были максимально открытыми. Шальгрена. Он почти не применяет орлиных лап и голов, львиных масок, птичьих крыльев и т. п.
Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье».
Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. «Русский ампир» (это определение правильней брать в кавычки) был мягче, свободнее, пластичнее французского. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». Именно вот таким образом Ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, Ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, Готика, а непримирим к народным традициям).
И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». в виде «греческого» храмового сооружения периптерального типа. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Попав в Россию, этот стиль стал похож в большей степени на римский классицизм, нежели на «наполеоновский» ампир. Стулья делаются проще, чем кресла. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию.
Нижний край часто отделывали блестками. Формы окон, дверей, лестниц становятся разнообразными чуть ли не до бесконечности. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». В Англии в период 1812 – 1830 гг.
и русской – это строгое подчинение её формообразования законам классической архитектуры: трехчастным делением основного объема на основание (цоколь), тулово (основную часть) и завершающую верхнюю часть, что подчеркивалось обычными для зодчества членениями в горизонтальном и вертикальном направлениях. В начальный период ампира большую популярность имели большие диваны, стоящие на тумбах, подобных пилонам, опирающиеся на львиные лапы и имеющие глухие локотники (боковины). С легкой руки Давида эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Вкладное сиденье устанавливается между боковыми стенками рам стула на поперечные бруски. Предметы словно преображались, в интерьере присутствовал своеобразный карнавал, мраморная шкатулка в действительности была выполнена из картона, а яшмовый флакон оказывался из фарфора.
И, разумеется, это, прежде всего выбор обеспеченных людей, ведь такая отделка помещения стоит довольно дорого и всем свои видом она должна подчеркивать высокий статус и финансовое благополучие владельца. Важнейшими элементами украшения ампирной мебели являются архитектурные шаблоны: колонны, капители, фризы, карнизы. Но в основном ножки идут прямо от подлокотников.
После пожара, случившегося в Павловском дворце в 1803 г., ему было поручено восстановление его парадных апартаментов, а несколько позднеё – интерьеров и меблировки жилых помещений дворца.
Эта особенность привнесена отечественными мастерами. Оформление интерьеров составляет наиболее сильную и значительную сторону их творчества. Деноном. К 1804 г. платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. породы. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян».
В качестве обивки подбирали ситец. С творчеством К. И. Такой тип конструкции стула или кресла продержался в русской мебели весьма долго. На высоте сиденья рамы стягиваются двумя поперечными брусками. Ампир в архитектуре, примеры зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений имел достаточно космополитический характер исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Сплошь остекленный, с металлическими переплетами, фасад этого здания освещал общий торговый зал первого этажа, торговые галереи верхних этажей и объединяющую лестницу.
Город имеет прямоугольную основу уличной сети, разрезанную широкими диагоналями бульваров. Особое место в мебельном искусстве принадлежит зодчему К. И. Казаков, Дж. оссианизм). Гладкие прически украшались цветами и красочными лентами, а также разделялись пробором.
Русская аристократия подражала нравам парижских салонов. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Поверхности предметов обрабатываются элементами классической архитектуры — колонками, пилястрами, карнизами.
В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. Иосиф Бове – 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). В истории искусства наиболее заметное место занимает эклектизм архитектуры середины--2-й половины 19 в., чрезвычайно широко и зачастую некритически использовавшей формы различных исторических стилей (готики, ренессанса, барокко, рококо и др. ) характерно, однако, что этот архитектурный и оформительский эклектизм с его свободои выбора архитектурных и орнаментальных мотивов оказал значительное влияние на становление целостного в своей сущности, но питающегося из самых разнообразных источников стиля модерн. Она приобретает черты классицизма (стиль Людовика XVI). Таким образом, основными категориями формообразования в искусстве стиля Ампир стали историзм, нормативность, рационализм.
Росси (1775 – 1849 гг. ), который уже с 1816 г. для возводимых им зданий сам проектирует мебель. Ампир относится к так называемым «королевским стилям», которые можно характеризовать театральностью в оформлении архитектурных построек и внутренних интерьеров. Локотники кресел часто опираются на резные фигуры орлов, львов или лебедей.
Выдающийся образец кровати этой эпохи – кровать императрицы Жозефины. В мебельных объектах, выполненных по рисункам А. Н.
Для производства качественных бронзовых конструктивных элементов и украшений мебели у Гамбса была своя литейная мастерская. В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие. Комбинируя стекло и металл так, что образуются как бы прозрачные пленки, он достигает того, что свет проникает повсюду и лестничная клетка превращается в озаренный центр жилого помещения. Опорные части кресел и стульев, а также диванов и столов, делаются в виде уже упомянутых выше герм, сфинксов, кариатид, атлантов, грифонов, тритонов, львиных лап и колонн. Ножки приобретают круглое или квадратное сечение, они становятся прямыми и стройными.
Украшением поверхностей служат накладки с позолотой или из бронзы. во всех странах Западной Европы и России, стал завершающей стадией эволюции классицизма.
Воронихин (1759 – 1814 гг. ), спроектировавший Казанский собор и Горный институт. Иногда формы античной мебели для сидения заимствуются почти без изменений. Фрейденберг, 1894--95). Иногда вся фасадная грань комодов делалась из одной целой доски, распиленной по линии ящиков, благодаря чему сохранялся общий рисунок струй древесины. Тот же принцип планировки типичен для Детройта (1807), Нью-Йорка (1811) и других американских городов. В отделке нарочито парадных интерьеров дворцов (Мальмезон, Фонтенбло, Богарне и др. ), перестроенных Персье и Фонтеном, мотивы египетских рельефов, этрусских ваз, помпеянских росписей, греческого и римского декора созвучны ампирной мебели Ф. О. Жакоба, стилизованной в духе обстановки богатого древне-римского дома.
над постановками В. Э. Мейерхольда, А. Я. Таирова). В 1800 г. он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле». В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Росси) и его общественные сооружения (Адмиралтейство по проекту Д. Захарова, 1806-1823, Горный институт по проекту Н. Воронихина, 1806) до сих пор собирают толпы туристов не меньшие, чем Триумфальная арка в Париже. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж.
Расцвет его приходится на эпоху правления Наполеона I в 1804-1813 годах. Это уже была декларация эклектики. Но постепенно его ввели в состав гарнитуров для гостиных. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж).
Для второго этапа русского ампира (1814-1830-е) характерна идея ансамбля в интерьере, когда доминирующей формой меблировки становится гарнитур. Орта показал себя мастером интерьера. А. первоначально сложился во Франции на рубеже XVIII-XIX вв. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Весниными проекте Дворца труда для Москвы (1923) с его чётким, рациональным планом и выявленной во внешнем облике конструктивной основой здания (железо-бетонный каркас).
Он активно применял поливные изразцы в облицовке отдельных вставок на поверхности стен и в оформлении оконных проемов. Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом. Современники по традиции называли ее «жакоб», хотя она не имеет ничего общего с изделиями Жакобов. Им удалось добиться единства решений целых улиц.
Возведенная Лепером и Гондуэном мемориальная Вандомская колонна (колонна Великой армии) покрыта листами бронзы, перелитой из австрийских орудий. Здесь сохранился почти без изменений центральный Белоколонный зал. Минину и Пожарскому в Москве, 1804-1818, скульптор И. П. Воистину, говоря словами самого Наполеона, «от великого до смешного один шаг».
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира». Это новое направление стиля классицизма начало развиваться в эпоху Директории (1795 – 1799 гг. ), а затем при Консульстве (1799 – 1804 гг. ) и достигло расцвета в период между 1804 (год коронации Наполеона I) и 1813 гг., получив название ампир (от фр. Популярны кресла-гондолы (корытца) имеющие полукруглую в плане спинку, переходящую в локотники, которые часто украшаются резными фигурами лебедей. Эпоха ампира в России была весьма непродолжительной. В 1806 – 1836 гг.
Стасов, О. И. На первом месте здесь мебель простых форм (подчиненность строгим архитектурным членениям исчезает), главным декором которой являются большие открытые поверхности с естественным узором текстуры карельской и волнистой березы, тополя, ясеня, капа. Мебель изготовленная для столицы, более всего похожа на французский оригинал. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
«Узел Психеи» красовался на затылке и представлял собой незамысловатый пучок. На это были и свои внутренние причины: Россия становилась могущественной империей. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Томира и его мастерской.
Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Появившаяся в это время форма камина имитирует античные древнеримские мраморные надгробья. Дворянские усадьбы, в подражание императорскому двору, также меблировались в стиле ампир. Вместе с тем в своей теоретической и практической деятельности конструктивисты допустили ряд ошибок (отношение к квартире как к материальной форме, схематизм в организации быта в некрых проектах домов-коммун, недоучёт природноклиматических условий, недооценка роли крупных городов под влиянием идей дезурбанизма). Несмотря на «многостилье», эклектика тяготела к созданию больших городских ансамблей в «русском» или «европейском» стилях (Красная и Лубянская площади, застройка Китай-города). Ампир впитал в себя также отдельные древне-египетские архитурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. п. ). Так «русский ампир» разделяется на два вида – столичный и провинциальный.
Настолько был силен гипноз французской моды. С этой целью обычно используют полуколонны и фальшрамки изготовленные из гипсокартона. Важным предметом обстановки становится клавир. Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Декор можно смело назвать самой главной деталью в композиции в стиле ампир.
Стиль ампир возник во время правления Наполеона. эстетические принципы современной архитектуры.
Стиль модерн оказал свое влияние также на строительство Венского метрополитена. Ненадолго появились шелковые платья с длинными шлейфами, вышитые золотом и серебром, широкие кружева и воротники «стюарт». Большой вырез платья при выходе на улицу прикрывали пелериной. Само ложе напоминает походную палатку римского полководца с шатром из алого кашемира. Ф. Степанова, Л. С. Попова) и практичные модели рабочей одежды (Степанова, В. Е. Татлин). В отделке интерьеров часто используются бронзовое литье, роспись плафонов, альковов.
Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. Мартос) и декоративно-прикладном искусстве. Стволы колонн окрашены в цвет стен и имеют золоченые капители. Обои здесь можно заменить тканью, которая также может использоваться в обтяжке плафонов комнатных ламп. Изделия из дерева, деревянная мебель, в стиле Ампир призвана создавать официальную интеллектуальную атмосферу. Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнаменталистов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров.
диванные комнаты, в которых устанавливаются диваны, а на ковре перед ними – т. н. Французский ампир несколько отличался от классицизма. Ампирный диван, обязательный преддиванный круглый, овальный или прямоугольный стол на одной широкой вазообразной стойке (или в виде тумбы) и несколько расставленных вокруг него стульев или кресел, большое зеркало или картина над диваном в богатой раме из красного дерева или карельской берёзы являлись непременными атрибутами меблировки русского жилища того времени. В период Второй Империи во Франции, годы правления императора Наполеона III (1852-1870), получил развитие помпезный и эклектичный стиль, несколько иронично называемый Вторым Ампиром.
Любопытно, что вся эта мешанина из элементов римского и египетского искусства не переходила в открытую эклектику. Именно вот таким образом ампиром правильно называть только искусство Франции начала XIX в., но в своей сути, ампир не национален, а космополитичен (не интернационален, как, к примеру, готика, а непримирим к народным традициям). Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф. В своей мебели А. Н. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. При внешней и внутренней облицовке зданий использовались керамика и майолика. боковой рамой и вкладным сиденьем.
В это время в России работают великие архитекторы: А. Н. Стены декорируются также пилястрами и полуколоннами.
Шинкель работал в художественной и строительной Академии в Берлине, откуда вышли наиболее видные творцы архитектуры XIX в. в Германии.
А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Главным материалом служили красное дерево (завезенное с Ямайки в Англию в 1720-х), карельская береза (специфический материал именно русского ампира, впервые использованный для создания мебели в 1780-х), тополь («паплевое дерево», как его называют в старых описях имущества), декорированные накладными деталями из золоченой бронзы или, гораздо чаще, резьбой, оставленной в цвете дерева или имитирующей бронзовые детали. Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Зеркала помещают на шкафах, зеркалами отделываются потолки ванных комнат. Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля «русского (петербургского) ампира».
Менялись своими ролями и целые комнаты. Леду. Иногда он применяет также бледно-зеленые и бледно-сиреневые тона.
Мебель, которая изготавливалась из местных пород и вот таким образом была недорогой, часто окрашивалась в белый цвет, а резьба золотилась, окрашивалась в темные цвета или чернилась. Ампирная мода ценила вытянутый силуэт, созданный с оглядкой на античные пеплосы и хитоны. Эти отношения были прерваны войной.
Весьма часто потолки, в подражание древнеримским, делаются кессонированными. Ланфана был заложен Вашингтон. В 1809-1813 гг. Вначале в этом стиле решаются резиденции родственников Наполеона в Италии и их обстановка.
Большую роль в меблировке русских домов начинают играть диваны. Шею и руки оставляли открытыми. Для обивки использовали шелк или бархат.
С 1805 г. Томир был «придворным чеканщиком» Бонапарта, он изготавливал бронзовые детали мебели, светильники — бра, канделябры, треножники, вазы и корпуса часов. Они сосуществовали целостно и органично в едином «пространстве» романтического мышления. этот музыкальный инструмент (по существу, рояль) имел вертикально расположенные струны. Скульптор А. -Д.
Знаменитый дом Эмиля Тасселя (1892-1893), профессора Брюссельского университета, стал своеобразным манифестом нового стиля. Этому существенному различию не всегда придают должное значение, когда говорят о преемственности стилей и об «Ампире как о высшей стадии развития Классицизма». Каррузель в Париже, 1806, арх. Вся мебель окрашена здесь в белый цвет, а резьба невысокого рельефа позолочена. Наряду с роскошно декорированной парадной мебелью русские мастера создают болеё удобную и простую мебель для помещичьих усадеб и зажиточных слоев городского населения.
В 1806-1836 гг. Настолько был силен гипноз французской моды.
Но «правил» величественный дизайн не очень долго – примерно с 1799 по 1814 год. Нижний край отделывали синелью, пайетками и блестками. Выявляется структура вещи, каждый элемент мебели имеет свои ясно обозначенные границы.
Провинциальный «московский ампир» и стиль подмосковных дворянских усадеб отличался еще большим своеобразием, вот таким образом правильнее его называть не ампиром, а московским классицизмом. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
Всегда эти поверхности подчеркиваются контрастно нанесенным орнаментом (часто рельефным), мотивы которого заимствовались из египетского, греческого, этрусского, римского искусства. Применяются гирлянды и венки императорские орлы, военные римские доспехи, мелкий позднеримский акант, античный геометрический орнамент (меандр и др. ), фигуры в античных одеждах, вазы, пальметты, лира, маскароны, рог изобилия, подражание помпейским канделяберным композициям, реже – мотивы фауны египетские темы: сфинксы, мумии, обелиски.
В московской архитектуре второй половины XIX в. наряду с «русско-византийским стилем» в крупнейших государственных и церковных постройках и «русским стилем» в общественных сооружениях, призванных выразить возрождение национальной культуры, во многих зданиях (в том числе абсолютно нового типа, таких, как вокзалы, банки, торговые, конторские здания, крупные доходные дома) использовались элементы «европейских», так называемых «исторических», стилей (неоренессанс, необарокко, неорококо, неоготика). При этом основой его является неоклассицизм с его массивной монументальностью. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
золотыми и украшенные позолоченными или посеребренными накладками. Позже в России стали использовать карельскую березу. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий». Другой павильон, сооруженный Таутом для выставки Веркбунда в Кельне и получивший название Стеклянный дом, представлял собой прозрачный двенадцатигранный объем с большим куполом, состоящим из стеклянных пластин ромбовидной формы.
Это уже была декларация эклектики. Давида и архитекторов Ш. Персье и П. Фонтэна. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Стилизация, нетворческое отношение к наследию других эпох, рабское подражание средствам и приемам классического искусства, лишают многие произведения ампир художественной ценности.
Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск.
Мягкую и светлую гармонию искусства периода Людовика XVI и демократическую строгость стиля Директории сменили парадный пафос и театральное великолепие «Стиля Первой Империи». Входят в моду изделия из стекла или фарфора синего цвета, расписанные красками, в т. ч. Однако с методологической стороны Ампир нормативен и, следовательно, неромантичен. Комоды делаются иногда без ножек и стоят прямо на цоколе имеют мраморную верхнюю доску. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами».
Наполеоновский Ампир – стиль жесткий и холодный. Шальгрена, 1806 – 37) и на площади Карусель (арх. Не случайно парижский декоратор этого же времени Ж. Зюбер прославился обоями имитировавшими деревянную обшивку стен в неоготическом стиле «трубадур». Ш. Персье и П. Ф. Л.
так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики". Шею и руки оставляли открытыми. Он знаменит реконструкцией Москвы после пожара 1812 г. Роль Бове в создании облика Москвы можно сравнить только с работой К. Росси в Санкт-Петербурге. Во время Отечественной войны О. Бове участвовал в ополчении, а после окончания войны начал восстанавливать Москву. Под началом Бове в центре Москвы были перестроены Торговые ряды в стиле классицизма напротив Кремля, которые не сохранились проведена реконструкция Красной площади снесены земляные укрепления вокруг Кремля и засыпан ров разбит Кремлёвский (Александровский) сад построен Манеж создана Театральная площадь с Большим (Петровским) театром. Томира и его мастерской.
диванная комната. Большой популярностью пользуются табуреты или банкетки на скрещивающихся, украшенных бронзой ножках, форма которых пришла из Древнего Египта. Конструктивизм сыграл заметную роль в развитии плакатной графики (фотомонтажи братьев Стенбергов, Г. Г. Клуциса, Родченко) и конструирования книги (использование выразительных возможностей шрифта и других наборных элементов в работах Гана, Л. М. Лисицкого и др. ). Наиболее интересным в этом отношении является немецкий архитектор Бруно Таут (1880-1938). А. Н. Воронихин все – в С-Петербурге), монументальной скульптуре (пам.
Авторами были Персье и Фонтен. Архитектура Франции времен Наполеона – начала XIX века, так называемый стиль империи – ампир представляет собой новую фазу в развитии классицистической архитектуры, соответствовавшую новым политическим и идеологическим задачам. Ампир продолжил обращение к истории, углубление в прошлое – не только в античность, но и в Древний Египет. Широко использовалось стекло в металлоконструкциях. Наполеон стремился к блеску и ореолу славы римских императоров. Вдохновленные идеями Давида архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в стиле ампир дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри).
Император желал больше пышности и великолепия. А его конкурент Ж. Дюфур выпускал «картинные обои» на мифологические темы с «итальянскими пейзажами и античными фигурами». Паизиелло «Дидона» (1830 г. ), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г. ). Иной, чем ранее, характер приобретают люстры. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, можно видеть в произведениях прославленного парижского бронзовщика П. -Ф.
Для общественных зданий и особняков эклектики характерна отделка интерьеров в различных «исторических стилях» (классицизирующих, неоготическом, «мавританском» и др. ). С французским ампиром Россия знакомилась в два этапа: по рисункам (в 1801 г. было осуществлено первое издание собрания проектов Персье и Фонтэна) и непосредственно, в 1813-1814 годах во время оккупации Франции, откуда немало мебели было вывезено, а еще больше – сделано потом по образцам уже своими мастерами. Но не стоит думать что ампир – это только пышность, богатство и величие. Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута».
В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные арки, памятные колонны) иногда повторявшая древне-римские образцы (арка на пл. Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево. После отечественной войны 1812 года ампир появился в России. В модерне широко применялись как железобетон (теория расчетов которого появилась как раз в этот период), таки металл как конструктивно-декоративный элемент.
Новые черты придал ампиру завоевательный поход Наполеона в Египет. Направление в русском (СССР) искусстве 1920-х гг. С поздним классицизмом были связаны датчане X. Ф.
Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Конструкции табуретов были настолько замысловаты, что из них можно было сделать мольберт. Первоначально этот тип кресел был выработан во Франции как кресло к письменному столу. Ткани тоже кремовые и белые, преимущественно натуральные: хлопок и шелк. Это одно из заимствований из Древнеримской культуры.
Однако она получается не такой тяжеловесной и прямолинейной. Слава художника превратила его в первого живописца Империи. В ампирном интерьере весьма значительную роль играют зеркала. В 1812 г. вышло в свет грандиозное издание «Собрание эскизов для украшения интерьера и всех видов обстановки». «Английским ампиром» иногда условно называют «стиль Георга IV» (1820-1830), наступивший после «английского стиля регентства» или «ридженси».
XIX в. ) была заменена на обивку светло-зеленого тона. Давиду. Характерной особенностью застройки Москвы 1870--90-х гг. Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице.
Для изготовления гарнитуров используется орех, а также красное дерево. Подобные экраны значительно меньших размеров ставились также перед подсвечниками.
Истоки стиля уходят к Античному Риму с его тяготением к грандиозности и симметрии. Стоун). Установленные под большими настенными зеркалами-трюмо эти шкафы выполняют роль столов-консолей.
В итоге направления разделились. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».
Вместо локотников они имеют высокие боковины с резными колонками. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия. Это направление, получившеё название стиля Регентства (Regency) и наступивший после него стиль Георга IV (1820 – 1830 гг. ) зародились еще в классических интерьерах и мебели братьев Адам. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
Так спальня императрицы Жозефины во дворце Мальмезон была превращена в некое подобие походной палатки римского центуриона, а одетые в «римские туники» женщины мерзли от холода в плохо отапливаемых парижских Салонах и в заснеженном Петербурге, во всем подражавшем французской столице. Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. Анны в Брно. Стиль ампир (или поздний классицизм, как еще его называют) родился с амбициями Наполеона Бонапарта и длился три десятилетия – ничтожный срок для архитектурного стиля.
В этом же стиле были построены еще два особняка – Эйтвельд и Сольвейг. И только одна страна-победительница – Россия добровольно приняла «стиль Империи». Воздвигаются триумфальные арки на площадях Этуаль и Каррузель, триумфальная колонна на Вандомской площади (подобие колонны Траяна в Риме), дворцы и общественные здания. Такой стиль стал модным и в высших кругах русского аристократического общества. С приходом стиля ампир искусство становится болеё масштабным, монументальным. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов.
Продолжают делаться и прямоугольные столы на четырех свободно стоящих ножках, а также столы-консоли на ножках в виде герм, представляющих собой четырехгранный, расширяющийся кверху столб, увенчанный головой или бюстом мифологического персонажа, кариатид, грифонов или мумий, опирающихся на специальные хорошо профилированные подставки-постаменты (цоколи). Во Франции они оформляли интерьеры дворцов Мальмезон, Фонтенбло, Компъен, Лувр, Медон, Сен-Клу, Версаль, Тюилъри, построили Триумфальную арку на площади Карусель в Париже, наподобие древнеримских (1806 – 1808). Элементы пасторальности, характерные для стиля Людовика XVI исчезают. Стиль итальянизирующего ампира в архитектуре Петербурга 1820 – 1830-х гг. В своих прическах модницы ампирского стиля подражали греческим и римским образцам – высоко собранные волосы заплетались в косы (также использовалась специальная сеточка). В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. Это было граничит с запретом ввоза в страну красного дерева.
Наиболеё ярко стиль ампир проявился в архитектуре. Хронологические рамки оригинального французского «Стиля Империи» узки, – они ограничены, с одной стороны, концом правления Директории (1799) или годом коронации Наполеона (1804), а с другой – началом реставрации Бурбонов (1814-1815). Белые стены зала имеют теплый оттенок и украшены в верхней части лепным золоченым фризом, над которым находится живописный плафон потолка. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. мебели для сидения, полностью исключает проседающие, мягкие обивки, вот таким образом она всегда кажется жесткой. Особенно сильно это было заметно в цветовой гамме. В России ампир главенствовал в архитектуре до 1830—1840гг.
Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами. Для модерна характерны силуэты и орнаменты, стилизующие в плавных, легко изгибающихся линиях формы растений и водяных раковин. imperium – власть). При этом особое внимание уделялось симбиозу архитектуры и монументальной скульптуры, а в культовых храмовых сооружениях к ним добавлялась монументальная живопись.
Это уже была декларация эклектики. Декоративное убранство фасадов, а особенно интерьеров достигает невероятной изощренности. Ориентировался он на греческие и римские образцы, как и его предшественники веком раньше.
Эти альбомы сыграли существенную роль в распространении стиля "русского (петербургского) ампира". Плавные гнутые формы ножек стульев и кресел иногда имеют вид лап льва или грифона. Мотивы эти получили впоследствии большое распространение. В 1800 году он написал портрет знаменитой парижской красавицы мадам Рекамье в тунике на античный манер, возлежащей на кушетке с плавно изогнутым изголовьем, выполненной Жакобом и стоящим рядом торшером в «помпеянском стиле».
Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. создавались исходя из специфики того или иного интерьера, для строго определенного зала и определенного места. Типичным примером таких решений стала улица Риволи в Париже. Русский ампир оказался мягче, свободнее, пластичнее французского и, кроме того, делился на «столичную» и «провинциальную» версию (имеются в виду загородные усадьбы). Наряду с техникой набора в мебели широко применяется фанеровка. Для первого этапа русского ампира (1800-1814) характерна ясно читаемая архитектурная структура, с распределением декора по основным конструктивным элементам.
Стойки спинки соединяются поперечной доской, обычно украшенной резьбой невысокого рельефа. И. Грабарь писал, что «блестящее развитие Классицизма во Франции было прервано «холодной диктатурой Ампира».
Архитектура должна была прославлять и возвеличивать захватническую политику Наполеона. В своей угодливости придворные декораторы Наполеона доходили до абсурда. стало появление монументальных, представительных, нередко перегруженных декором иногда причудливых и вычурных по своим формам зданий, тем не менее достаточно органично «вошедших» в структуру города (Государственный банк на Неглинной улице, архитектор К. М. Объем зала разделен колоннами на три части. В гостиных стояли еще и горки с декоративным фарфором и хрусталем. Возможно именно эти разрушительные тенденции, независимо от политического поражения Наполеона, послужили причиной столь скорого перерождения Ампира в «стиль Карла X», открывший период собственно Историзма как эпохи «воссозданий».
Важными элементами декоративного убранства зданий становятся портики. Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов. В первую очередь применяется доведенная до совершенства техника фанерования. Отделка и меблировка всех помещений велась по проектам Фонтена и Персье. В стиле Ампир композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы. массивны, прямоугольны, замкнуты. А иногда, над такими лапами помещают фигуры львов, сфинксов или лебедей.
Элементами мебели и интерьера до сих пор служат колонны, музыкальные инструменты (например, арфы), вьющиеся растения. Выпуклость спинки плавно переходила в ножку. Возникло разделение труда инженеров и архитекторов. Наиболее известным представителем петербургского направления ампира стал архитектор Карл Росси, среди других представителей этого стиля принято называть архитекторов Андреяна Захарова, Андрея Воронихина, Осипа Бове, Доменико Жилярди, Василия Стасова, скульпторов Ивана Мартоса, Феодосия Щедрина.
Можно расставить в шкафах и на полках наборы фарфоровой посуды. Антонио Гауди-и-Корнет – самый необычный и своеобразный архитектор стиля модерн. Формы добротно изготовленных стульев и кресел имеют хорошие пропорции и изящный абрис. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах». Другое, более редкое название ампира – неоримский стиль.
Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Задние ножки искривлены. Но по сравнению с предыдущими зданиями добавились мотивы выразительной монументальности и воинской силы: массивные портики (преимущественно дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ).
empire – империя и лат. Он требовал применения больших остекленных поверхностей. Использовались также многие мотивы древнеегипетских орнаментов и символов в виде характерных рельефов, сфинксов, мумий, львов и др. Именно он призван выразить все величие, которое вкладывается в такой дизайн. Другим известным архитектором в этом направлении является В. Стасов. Мода на все французское появилась еще при императоре Павле.
Стены помещений окрашивались в пастельные тона – сиреневатые, зеленоватые, жемчужно-серые. Особенно популярны были венки из лавровых или дубовых листьев, колосьев и живых цветов. Захаров, М. Ф.
В качестве косяков в них используются бронзовые золоченые античные колонны или фигурки «Ники», богини победы. Стиль Ампир в интерьере имеет и некоторые новинки. В России становление и развитие ампира приходится на начало XIX в. и время правления Александра I (1801 – 1825 гг. ).
еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Его имя ассоциировалось у современников с высшими достижениями мебельного искусства. Потолки выглядят как произведения искусства. Во всех изделиях явственны отличия ампирной декорации от подлинного Классицизма. В XVIII в. Архитектор Б. Виньон построил церковь Ла Мадлен по образцу римского периптера используя коринфский ордер.
За пределами центра Бове построил Градскую больницу за Калужской заставой. Делаются диваны в форме ладьи или широкого кресла, а резные локотники имеют форму лебедей, львов или сфинксов. Мебель украшена была изображениями предметов оружия, трофеев, щитов, копий, мячей, пушек, стрел. Давиду. Особенности стиля АмпирСтиль Ампир отличается тяжелыми драпировками, металлическими украшениями, старинными настенными коврами и картинами в украшенных рамах. Ампир в интерьере характерен четкими формами оригинальной отделки и тяжелыми украшениями.
Идущий по спирали барельеф изображает события победоносной войны. Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. Вдохновленные идеями Давидаархитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен выполняли в этом стиле дворцы и усадьбы Наполеона I (Мальмезон, Фонтенбло, Версаль, Лувр и Тюильри). Постепенно такие инструменты стали заменяться на фортепиано. Последнюю фазу развития петербургского классицизма 1830—1840-х гг., в период царствования Николая I иногда именуют «николаевским ампиром». Росси, В. П. Исследователь архитектуры И. Грабарь отмечал, что Персье и Фонтен были слабыми архитекторами: «педантичными компиляторами, довольно надоедливыми, скучными и даже не слишком изобретательными в своих орнаментальных разводах».
А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича так под влиянием раннеромантических течений возникает эстетика историзма и эклектики». Рукомойники приобретают форму жертвенного алтаря (алтаря чистоты) или форму лиры, курительницы делаются в форме урны. Сонтон).
В декоре корпусной мебели основным признаком становятся большие плоскости дерева, оставленные открытыми. Он был учеником Ф. Жилли известного своими проектами памятника Фридриху Великому, а особенно Национального театра в Берлине (1797), которым показал связь архитектурной формы с назначением здания.
Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды. резкие, режущие глаз красный, синий, белый — цвета наполеоновского флага. Мебель подчинена архитектуре, она монументальна и имеет четкие конструктивные членения.
Про художника говорили тогда, что в поисках своего героя он «сменил Цезаря на Брута». антиками (вазами, скульптурой, посудой и т. д. ).
Он делится на две ветви: столичную и провинциальную. Стасов (1769 – 1848 гг. ), автор целого ряда интерьеров и мебели Большого Царскосельского дворца в начале 1825 г. Им был создан один из шедевров – т. н.
Искусство было призвано прославлять Наполеона и его завоевания. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. резкие, режущие глаз красный, синий, белый – цвета наполеоновского флага. К ним отлично подойдут конфетчицы и корзинки для фруктов изготовленные из серебра. Эти отношения были прерваны войной.
Такие парадные помещения как гостиные, кабинеты, диванные комнаты обставлялись, в основном, удлиненными овальными или восьмигранными столами, стоящими перед диванами на ковре и рядом стульев или кресел. Центральную часть его спинки украшают фигурки двух грифонов с вазой между ними. Династия Бонапартов сохранила свою эмблему – золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. Более строгий характер сохраняла архитектура сооружений гражданского назначения. Если классицизм настаивал на достоинстве человека и соразмерной этому достоинству архитектуре, то ампир утверждает совершенное превосходство императора (термин «ампир» происходит от французского empire – «империя») над странами и народами.
Однако Ампир коренным образом отличается от Классицизма. Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Фон заполняется слабо, орнамент располагается но краям поверхности.
Прежде всего, это Е. Л. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом». Однако ввозить в Россию мебель, купленную во Франции было категорически запрещено. Зданиямсамого различного назначения стали придавать античные архитектурные формы.
Между ёмкостью и полкой установлены зеркала. Быковский, 1893--95 Международный торговый банк на Кузнецком мосту, архитектор С. С. В моду входят круглые столы-геридоны, жардиньерки-подставки для цветов и столики для умывания в виде античных жертвенников (трипосы).
Ведь не случайно историк художественных стилей В. Курбатов подчеркивал, что «Появление стиля Ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I». Ампир позволяет создать ощущение роскоши при соблюдении принципов простоты, что делает его соперником классического стиля. Бове.
Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин. А. стремился приблизиться к античности больше, чем классицизм.
клавишная арфа или клавицериум, в виде большого шкафа, т. к. Родоначальником модерна считают бельгийского художника-архитектора Виктора Орта.
Еще до начала Отечественной войны 1812 г. архитекторы Персье и Фонтен, с разрешения Наполеона, через французского посла в Петербурге, посылали российскому императору Александру I альбомы с видами «всего замечательного, что строилось в Париже». Карло Росси) и величественный Олександрийський столб (арх. Ансамбли Санкт-Петербурга (по проектам К. И.
Как правило, яркая обивка дивана и кресел гармонировала с декором стен. В франц. Японский стиль по свидетельству дизайнеров, самый востребованный сейчас этностиль. Стены украшают картины и портреты в массивных рамах. Ампир демонстрирует вырождение классицистических форм, выхолащивание их подлинного историко-культурного смысла, духовного содержания, но, вместе с этим, этот стиль своеобразно продолжает никогда не прерывавшуюся во Франции (в этом особенность развития французского искусства) классицистическую традицию. Такая мебель несколько позже получила в России название мебели изготовленной в стиле Жакоб – по имени известного французского мебельного мастера.
Но, что интересно, ампир прижился и даже стал востребованным в России: здесь – в стране, которая тоже расправляла крылья в качестве могущественного государства, также воспевание императорской мощи стало актуальным, только на вершину превозносили, конечно, не Бонапарта, хотя какое-то время империи сосуществовали мирно и французский монарх даже отправлял Александру I изображение «новостроек» Парижа. Таким образом, в Европе сложились две разновидности Ампира: французский и русский. В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера».
АМПИР (фр. Отмечается зеркальная симметрия. В ампирном стиле меблируется дворец Жерома Бонапарта в Портичи и т. п.
Основная черта ампирной мебели, в т. ч. Шинкель развил этот рациональный подход в теории и практике. Еще накануне революции этот художник в картинах «Клятва Горациев» (1784), «Брут» (1789) прославлял героические эпизоды из истории республиканского Рима, по мотивам книг Тита Ливия.
Вот таким образом у ампирной мебели преобладают горизонтальные формы. П. Виньйон, 1807), триумфальные арки на площади Звезды (арх. В 1802 году похожий портрет мадам Рекамье, как бы соревнуясь с Давидом, написал его ученик Ф. Жерар.
Изысканные и легкие интерьеры предыдущей эпохи делаются теперь торжественно-монументальными, в них царят полный покой, упорядоченность и уравновешенность элементов, строгая симметрия. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир — от французского «empiere» империя.
А в его Турецком будуаре «наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. еще одна Триумфальная арка была возведена по проекту Ж. -Ф. Ворнихина. Копируются трехногие античные табуреты, найденные при раскопках Геркуланума и Помпей.
Укрепления частей уже не «стираются» и не маскируются, все большую роль играет прямой угол. Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы. К началу 1770-х годов значительно меняется облик французской мебели.
Подобная мебель обычно изготовлялась руками крепостных мастеров. -Л. Другим видным архитектором этого же стиля был В. Стасов. Популярными становятся отдельно стоящие напольные зеркала – псише, украшенные бронзой, а также небольшие псише, устанавливаемые на туалетных столах.
Династия Бонапартов сохранила свою эмблему — золотые пчелы на синем фоне (в отличие от лилий Бурбонов), они использовались художниками Ампира как декоративный мотив, но имели не римское и не египетское, а франкское происхождение и восходили к эпохе Меровингов. в недрах классицизма, в котором поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменились стремлением к предельной лапидарности и монументальной выразительности. В комментариях к своим проектам они подчеркивали «возможность использования самых разных стилей всех времен и народов», но на первом месте следовало ставить «величественный стиль римлян». Во всех образцах такой мебели выявлена природная красота дерева, которую подчеркивают типичные для Гамбса золоченые или патинированные бронзовые накладки и прорезные латунные орнаменты.
Гарнитуры были созданы по рисункам К. Росси в 1819 – 1822 гг. Подобные места для сидения входили в меблировку как дворянских, так и купеческих домов. Жардиньерки нередко имеют форму античных бронзовых алтарей. Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий. (в архитектуре, оформительском и театрально-декорационном искусстве, плакате искусстве книги, художественном конструировании, дизайне).
Они спроектировали арку Победы на площади Карусель (1806 г. ) и многочисленные парадные интерьеры. Временем второго «Британского ампира» считается викторианская эпоха 1830-1890-х гг. Его берлинские постройки – Новая гауптвахта, Старый музей, а особенно Драматический театр с редкостным по качеству интерьером в стиле классицизма – возникают на основе новых принципов, которые предвещают будущее развитие «модерна». Наряду с такими уникальными произведениями как это бюро фирма Гамбса изготовляла в большом количестве болеё простую и недорогую мебель для небогатых городских домов и загородных усадеб: шкафы, бюро, секретеры, комоды, горки, различную мебель для сидения, столы, консоли, тумбы, корпуса для часов и т. д. Наподобие римских триумфальных арок она имеет скульптурное оформление (Марсельеза), выполненное скульптором Ф. Рюдом.
В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Русский ампир поразил мир градостроительными решениями.
Кроме того, в отличие от «жесткого» и строгого наполеоновского ампира, она более удобна. Формы мебельных емкостей: шкафов, комодов, секретеров, бюро и др. Виктор Орта не только стремился использовать металл и стекло, но и, выявляя их органические качества, придать им новую архитектурно-художественную выразительность. Величие и настоящая богатая роскошь не могут быть безвкусными. А в его Турецком будуаре "наполеоновский ориентализм доходит почти до кича. В этот период подъем переживает и русское мебельное искусство.
Слава превратила его в первого живописца Империи. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно. Этот стиль стал в Америке первым национальным стилем под названием «греческое возрождение». Термином ампир первоначально определяли искусство Франции периода империи Наполеона I (1804 – 1815) в соответствии с существовавшей традицией именовать периоды художественного развития стили искусства по именам королей и формам правления.
В Англии стиль Ампир также не получил широкого распространения. Давид разрабатывал эскизы мебели, оформления интерьера, диктовал моду в одежде. Они творчески развивали идеи классицизма, сохраняя при этом стилевую чистоту.
В знаменитом парижском особняке, построенном в 1804-1806 гг., для пасынка Наполеона, принца Е. Богарнэ и его сестры Гортензии интерьеры оформлены в самых разных стилях, там соединяются «помпеянские», египетские, римские и даже «турецкие» мотивы, что создает общий «сибаритский характер ампирного интерьера». Пика. Подобные скульптурные украшения иногда делались из бронзы. Но сам император желал больше пышности и великолепия. Наряду с другими группами советских архитекторов конструктивисты (братья Веснины, Гинзбург, И. А. Голосов, И. И. Леонидов, А. С. Никольский, М. О. Барщ, В. Н. Владимиров и др. ) вели поиски новых принципов планировки населённых мест, выдвигали проекты переустройства быта, разрабатывали новые типы общественных зданий (Дворцы труда, Дома советов, рабочие клубы, фабрики-кухни и т. д. ). Это стремление к простоте проявляется сначала в одежде, а затем в мебели и интерьере.
Ножки часто делали в виде лап животных или птиц. Весьма модными были в это время изделия из неглазурованного фарфора (бисквиты), керамика Севрских мануфактур под яшму или под мрамор и каменной массы фирмы Веджвуда в виде различных плакеток с белыми рельефами на античные темы на синем или оливковом фоне, которые развешивались строго симметрично на стенах или которыми декорировались мебельные объекты. Считается, что именно он стал делать мебель из красного дерева простых прямолинейных форм, украшенную латунными узкими полосками (тягами), подчеркивающими вертикальные и горизонтальные членения мебельного объекта. До этого времени приоритетом аристократических интерьеров был французский неоклассицизм.
С легкой руки Давида, эта картина положила начало моде на стиль «рекамье». Спинкам стульев придается изогнутая форма лиры. Его основные элементы, почерпнутые из античного искусства, уже содержались в Классицизме «стиля Людовика XVI» и были кристаллизованы, в «стиле Директории».
Давиду. И только одна страна-победительница — Россия добровольно приняла «стиль Империи». Прием «перетекания» форм из одной конструктивной части в другую (например из ножек в сиденье – в креслах, стульях или же из ножек в закрытую часть комода) постепенно выходит из употребления.
Данные элементы располагаются в ампире упорядоченно, с соблюдением равновесия и симметрии. Дверные панели декорируются лепниной с изображениями женских фигурок или ваз с букетами цветов. П. Верлен назвал его «затвердевшим стилем Людовика XVI». Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция). Особого внимания заслуживает центральная прямоугольной формы плакетка с рельефной композицией Аполлон и музы (по мотивам картины итальянского художника XVII в. Гвидо Рени), а также медальоны с античными головками, фигуры муз изображения орлов, дельфинов, маскаронов. Но сам император желал больше пышности и великолепия.
Так, мебель обычно исполнялась на заказ из красного дерева либо ореха. В стиле ампир был построен Прадо – музей в Мадриде (архитектор X. де Виланева) кафедральный собор в Остржигоме (1822 – 1856) по проекту архитектора И. Хилда Национальный музей в Будапеште (первая половина XIX в. ) по проекту М. Поллака и многие менее крупные постройки в других европейских странах. Проекты жилых коммун, фаланстеров (реализованных, однако, в очень незначительном количестве) сохраняли образ и пространственные особенности, характерные для позднего классицизма. Ориентируясь на образцы античного искусства, ампир преимущественно опирался на художественное наследие архаической Греции и Рима, черпая из него мотивы для воплощения величественной мощи: монумент, массивные портики (главным образом дорического и тосканского ордеров), военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (дикторские связки, воинские доспехи, лавровые венки, орлы и т. п. ).
Эти отношения были прерваны войной. Сущность этого стиля была откровенно выражена уже в самом его названии: ампир – от французского «empiere» империя. Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира. Высокая мебель избегается.
Мебель в стиле ампер отличалась функциональностью, удобством и изяществом. Бюро богато декорировано золочёной бронзой.
Эти иллюстрации вместе с «образцовыми проектами» Персье и Фонтена стали главным пособием для многих рисовальщиков-декораторов, орнамента-листов, лепщиков, резчиков, мебельщиков, ювелиров. Русская ампирная мебель отличается от французской и английской. А. Д. Захаров Горный институт, арх. Характерное для Ампира сочетание «римских» и «египетских» мотивов, красного дерева и золоченой бронзы, а также бронзы патинированной, матово-черной, ассоциирующейся с базальтами Египта, композиция строится на контрасте чистого поля поверхности стены, мебели, сосуда и узких орнаментальных поясов, в строго отведенных местах, как правило, подчеркивающих конструктивные узлы и членения формы.
Воронихин, А. Д. К. Ф. Другое, более редкое название Ампира – неоримский стиль. Трактовка форм отличалась сухостью и подчеркнутым рационализмом.
в эпоху Великой Французской революции и отличался ярко выраженным гражданским пафосом. Создателем стиля петербургского ампира считается «русский итальянец» К. Росси, он и смягчил своим русско-итальянским вкусом излишнюю жесткость наполеоновского стиля, отчего этот стиль называют «итальянизирующим классицизмом».
Тематика ампира в значительной степени связана с героическими, триумфальными мотивами.