Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Боттичелли начал обучение у Филиппо Липпи и, сблизившись с кругами флорентийских интеллектуалов «золотого века», продолжил свое образование. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини.
Картина висела над софой, называемой летуччо. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Философские версии связаны с неоплатонизмом. Утверждается, что деревья в саду— это mala medica, ожерелья на Харитах— цветов Медичи, отыскиваются на картине элементы герба Медичи ит. д. От его полета согнулись стволы деревьев.
Исследователи предложили несколько толкований. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Месяц считался концом весны и началом лета. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен.
Заказчик: Джованни ди Пьерфранческо де Медичи, для его городской виллы во Флоренции. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель.
По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Она стала богиней в пышном одеянии. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Но, это неединственноеповторение в картине.
203 x 314 см. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Отсюда настроение глубокой созерцательности, благодаря которому входит в картину тема более важная, чем положенная в ее основу аллегория, — тема духовной жизни. Но не будем преувеличивать значимость содержательной канвы ибо писал картину художник, все преображавший своей одушевленной фантазией.
С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Зефиром.
Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. Каково же содержание картины. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано.
Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость).
Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис.
Она показана простой, тихой и скромной. Такие подарки были в то время обычным явлением1. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу.
Умер Боттичелли в безвестности. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях.
Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их.
Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»).
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи.
Вместе с дыханием с открытых губ нимфы слетают цветы, они сыплются из-под ее руки, покрывают мелким узором ее подол. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Из сочетания таких мотивов, как прозрачные одежды граций. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные.
Она не просто богиня любви и красоты. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. обе выполнены с грацией и выразительностью». Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие. Композиционно полотно делится на три части. Боттичелли воплотил диалектику через композицию.
Всё происходящее на картине лишь ее окружение. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Фигуры расположены волнообразно.
Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви.
Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Очень многие склоняются к религиозному значению, полагая, что символика жестов и поз принадлежит Мадонне, которую угадывают в чертах Венеры.
Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию.
В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры). Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера.
Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора. Она, возможно, была создана по заказу Лоренцо де Медичи в 1477 году или несколько позже Лоренцо или его двоюродным братом Лоренцо Пополано.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Движение в картине устремлено справа налево.
В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную.
Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Движение в картине устремлено справа – налево. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны. Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо.
Дерево, темпера. Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них – это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Многие его картины содержат философский и аллегорический подтекст, в частности. И все персонажи размещены в пространстве между передней частью сцены и декорацией на заднем плане, представляющей апельсиновый сад с деревьями, усыпанными цветами и зрелыми плодами. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются.
Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. От его полета согнулись стволы деревьев. Весна вызвала немало споров по поводу ее символического значения. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции.
Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет.
Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). И, конечно, это породило особое искусство. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Философские версии связаны с неоплатонизмом.
Картина Боттичелли «Primavera» («Весна») – одна из самых лирических и поэтичных во всей истории мировой живописи, а ее автора нередко называют «художником Весны», хотя он создал немало знаменитых и узнаваемых картин и фресок. В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. И как поэтично показано превращение. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. О том, как весной расцветает природа. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола.
Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Галерея Уффици. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой.
Жест заботливый, опекающий. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов.
В 1537 она была перевезена в Кастелло. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. В 1537 она была перевезена в Кастелло. И не только потому, что Алессандро ди Мариано ди Ваи ди Филипепи, прославившийся как Сандро Боттичелли, родился 1 марта 1445 года. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей. Италия.
Возрождение. Многие теории предполагают мифологичность – ведь на полотне изображены античные персонажи в цветущем саду. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Но давайте попробуем. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Флоренция. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Такие подарки были в то время обычным явлением.
Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций.
Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Но это не единственное повторение в картине. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482 – 1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора. Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость).
Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Это – гимн и природе и человечеству. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис.