Хотя, конечно, судьба уэтих произведений невероятная. Таквот в«Весне» какраз есть все эти оттенки. Почему мы говорим «мост надбездной». Мыуже говорили отом, чтоони чувствовали себя исторически, этобыли первые люди ссознательным историческим мышлением иони действительно пришли, чтобы возвестить новую эпоху.
Когда муж привез ее воФлоренцию она стала настоящей звездой, эталоном идеалом красоты. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Этосоединение темы любви, которая есть вэтой картине, стемой весны. Наверное, оназамечательно звучалабы, еслибы ее найти.
Иэто все-таки одна итаже модель уТициана сидит. Этого никто незнает. Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Этоочень красивые картины: и«Рождение Венеры» и«Primavera». Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году. Говорят, чтоон был забыт уже прижизни.
Иэто семья Медичи, онпоказывает, чтобыл частью этой семьи. Онииграли наинструментах, которые сейчас остались разве что вретро-оркестрах. Есть еще много источников, нововсяком случае то, очем мы сейчас говорим, безусловно, было. Справа– Лоренцо иего двор, слева– Джулиано иего двор– мыих узнаем, мыузнаем старого Козимо идаже их предка Джованни ди Биччи, мыузнаем героев медицейской Академии. Боттичелли был художником итальянским, флорентийским, художником Возрождения XVвека. Онабыла несубъектом, аобъектом.
Философские версии связаны с неоплатонизмом. Нет, егоинтересует ее функция, еевнешняя форма. Небудем говорить отом, сколько он там наврал, ноон написал эти мемуары. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна». Ноэто был тип, который был признан типом модной ипрекрасной женщины. Ивот таким образом художники эпохи Возрождения рассказывали старые истории нановый лад. «Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно.
Во-первых, тамузыка, которую они исполняли сами. Этотакаяже дружба, которая описана в«Двенадцатой ночи», когда Виола изображала изсебя мужчину ивместе сОрсино восхищалась красотой Оливии. С этого времени и начала расти ее всемирная известность. Этонетолько невозможно повторить, этодаже невозможно описать словами. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. Фигура, стоящая отдельно, абсолютно отдельно, такой одинокий голос.
Музыка вдрапировках. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Неисключено, чтокто-то изних ибыл внее влюблен.
Итальянцы живут наземле античности изих жил античная кровь неуходила никогда иникуда. Ивот таким образом художники пишут ито идругое, ноони пишут, каклюди нового времени. Ивот так прекрасно или, может быть, неочень прекрасно, по-своему драматично протекала эта жизнь. Онавообще всегда читается справа налево. Воттолько впервом образе она одета ипредъявлена каклюбовь земная избыточная, шикарно одетая, авовтором– каклюбовь небесная, спокойная, вбелом платье, сбезмятежным лицом.
Боттичелли сказал вэтой картиневсе. Когда вы подходите ккартине, выпоражаетесь тому, чтоэта ветка хмеля унее ворту написана так, какбудто он ее списывал изботанического атласа, онаабсолютно точно соответствует ботаническому виду. Онкак-то чувствовал это, какбольшой художник– этучувственность, сверхчувственность, этоодиночество ичто-тоеще. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору.
Этобыло удивительно: картины начинали петь, звучать идышать иначе. Каково же содержание картины. Онпишет ее икакчеловек своего времени. Туткомплекс признаков. Вчесть нее устраивались турниры, охоты, ейсочиняли сонеты, ейвсе поклонялись. Иэто точное соединение сименем Боттичелли, длякоторого оба имени были сокровенными. Внем совершенно никогда нет чувства мышцы ипобеды. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой.
Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. Возможно, оннеписал стихов, ноон был поэтом-романтиком, который выразил себя вискусстве. Гений излодейство существовали вместе, одновременно. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
После смерти Симонетта становится прекрасной дамой Боттичелли. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Впечатление она нанего производила, вероятно, необычайно сильное. Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Какиебы нибыли Медичи, ноих писали великие художники иим служили воФлоренции. Нет.
Ивот в«Primavera» очень глубокая тайна ивот таким образом доконца она неназываема. Также основная фигура выделена аркой из просветов позади Венеры, которые образуют кусты мирта и апельсиновые деревья. Меркурий (слева) нарциссически красив.
Этовидно также уТициана: мужчины– личности, аженщины– красавицы, Венеры. Этозамечательно описано уБулгакова, когда он в«Мастере иМаргарите» это вкладывает вуста героя: «Помянут меня, – сейчасже помянут итебя. » Вот их помянут– иего помянут. Вот, справой стороны группа изтрех фигур. Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Уних запросто случались иотношения смужчинами какая разница. Онвписан втой части, гдеизображены портреты Академии Медичи.
Онсказал: «Акто через сто лет будет знать, похож илинепохож. » Через сто, через пятьсот лет, ктобудет знать, похож илинепохож. Онописывал, какшел поФлоренции иувидал человеческую фигуру, похожую наптицу, распластавшуюся надеревянном заборе. Таместь очень интимная, очень глубокая нота.
Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. Именно орден волхвов, так как они чувствовали себя волхвами. Какэто можно знать. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Ачто значит писать.
Нетолько тогда, когда ушла Симонетта, атогда, когда иДжулиано ушел тоже. Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Боттичелли оставил нам очень интересный автопортрет. Оннаписал картину, которая называется «Поклонение волхвов». «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4. Мысейчас называем их словом «звезда». Наэтот вопрос трудно ответить. Ивот левая фигура, фигура Меркурия, одетая вплащ. Онпоказывает, содной стороны, себя внутри очень определенной картины– это«Поклонение волхвов».
Былли Боттичелли внее влюблен, каквженщину. Есть такой образ– КарлV, подающий кисти Тициану. Еерастащили накалендари, наженские платки, надизайн, растащили целиком, поэлементам.
Хмель варили, когда все зацветает, этоозначало, чтопришла весна. Этоиесть любовь земная илюбовь небесная– одно лицо, нопросто по-разному. Длилось это недолго: Симонетта очень рано умерла, ввозрасте 29лет, отбытовой чахотки. Короче говоря, судьба этой картины необычна идвусмысленна.
В«Primavera» мы видим сразу большое количество слоев. Заподозрить вчем-то человека, который имеет эту функцию, просто невозможно, вголову никогда непридет. Писалли он ее доее смерти.
Значит, онабыла великая женщина того времени, необыкновенная умница. Справа стоит Лоренцо ион очень хорошо виден. Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки.
Конечно, онбыл чувствилищем времени ивеликим поэтом-романтиком. Может быть, вот таким образом Сандро изобразил Меркурия повернутым спиной к остальным весенним божествам. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
Разве можно описать дуновение гения. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Джулиано Медичи позаконам того времени был отчаянно влюблен водну очаровательную женщину. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Тывлюблен, каквженщину иликаквкакую-то мечту илиидею.
«Primavera» ненаписана какповествование. Иодна бездругой несуществует. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Онбыл настоящим поэтом, так как дляпоэта важна любовь.
Этиоркестры изображены накартинах венецианских художников, натойже самой картине «Концерт». Онобманывается все время. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Идело невтом, чтоона лишена «квадратного» содержания, тоесть повествовательности, онаочень метафизична. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. обе выполнены с грацией и выразительностью». Только настоящий поэт чувствует эпоху, какникто.
Известно, чтоона была женщиной необычайной красоты ибыла прекрасной дамой воФлоренции. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. Картина написана на основе древнеримской мифологии.
Таквот, дети «Primavera»– этодети весны, этожизнь заново. Вэтой картине перспективная точка сходится наместе, которое называется ясли иливертеп. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны. Надо сказать обэтом автопортрете еще очень важную вещь.
Ивдруг именно это произведение наряду с«Джокондой» становится предметом такой невероятной агрессии. Ноя недумаю, чтобы сама культура обсуждала эти качества женские имважны были другие вещи. Онсвою лепту вносил вэту среду. Онипили очень часто все изодного кубка. Очень большое впечатление производит «Пьета», одна изего поздних картин. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Онневедает, вкого икакон попадет. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Этобыли одаренные люди, втом числе боковая линия, которая потом приходит квласти.
Дляпоэта иромантика это имеет очень большое значение. Боттичелли, видимо, ужетогда начал писать эту Симонетту Каттанео Веспуччи. Иногда подкартинами Филиппино Липпи ставят вопрос: этоБоттичелли илиэто Филиппино Липпи.
Исследователи предложили несколько толкований. Двевместе– ветер Борей иХлоя. Джулиано Медичи, младший брат Лоренцо Великолепного, былидеальным рыцарем своего времени, какописывают его историки икакописывает его молва.
Образы Амедео Модильяни очень близки образам Боттичелли. Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Боттичелли был художником-романтиком. Этому никогда неуделяли достаточного внимания, ноэто так. Инепотому, чтоподделывают, апотому, чтоточное авторство установить сложно.
Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Какэто можно обсуждать. Именно после смерти Джулиано, в1478году, онпишет свою картину «Весна». Ведь это не портрет, не икона, религиозной сюжет, а новое светское искусство, фантазия, рожденная пылким воображением художника. Ивзеркале Хлои, которая бежит отБорея сэтим цветком хмеля взубах.
Писать осебе. Сохранилась переписка Микеланджело иВиттории Колонны. Иони играли напрекрасных духовых инструментах, восновном это были флейтные звуки. Этитри грации тоже сцеплены ссобой. Ведь «Primavera»– этосовершенно элитарное произведение искусства, очень изысканное, онотаит всебе огромное количество стилистических загадок. Она не просто богиня любви и красоты.
Сандро Боттичелли был первым настоящим европейским поэтом-романтиком, вцентре творчества которого стоит любовь итрагическая утрата любви. Итолько тогда понял инаписал: «Этоже был мой Сандро». Дляискусства это абсолютно неважно инаэтот вопрос очень трудно ответить. Так как он смотрит нанас, так как идут века имы проходим мимо этой картины.
Между двумя картинами, «Primavera» и«Рождение Венеры», конечно, очень большая связь, хотябы потому, чтоони были выполнены какдиптих: позамыслу художника одна картина была какбы продолжением другой. Если брать францисканское представление олюбви, кнему больше подходит тема братства– «ты мой брат», тема связи людей, братства человеческого итема понимания. Сколько нисмотри натрех граций, наэти прозрачные драпировки, абсолютно непонятно, какони написаны, какнаписаны эти тела, касающиеся инекасающиеся земли, теневые иполные чувственной женственной прелести. Неслучайно Давид поставлен Микеланджело в1504году наплощади Флоренции, онзнаменует, чтотакое человек Возрождения какгерой.
Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Авот вся композиция в«Primavera»– этосплошная музыка, просто музыка. Вотвэтих словах– «мой Сандро»– вэтом любовь инежность Леонардо, которые небыли ему свойственны. В левой части полотна изображен мифологический герой Меркурий – посланник богов, учитель мудрости, разгоняющий тучи. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано. Онасидела натурнире, вее цвета были одеты люди, выступающие натурнире, вее цвета была одета свита Джулиано, онговорил: «Посмотрите, какона прекрасна. » Ивсе говорили: «О, какона прекрасна. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Определенность вэтих вопросах вовсе ненужна. Онистали мадоннами, музами художников ипоэтов, этобыло новое время. Существует какое-то количество имен, может быть, стоилидесять, аможет быть, только пять, которые представляют собой тот глубокий голос, внутренний, скоторым ты идешь посвоей жизни.
Чтоэто законцертная музыка. В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги.
Обратимся кее изначалью, ктому, какона была написана, чтопослужило основой дляее написания, кембыл Сандро Боттичелли ичем была его знаменитая картина «Primavera» вте далекие времена, впоследней трети XVвека. Этоочень мощная картина, также, как«Покинутая»– этофигура, сидящая наступеньках зазакрытыми дверями. Каждая эпоха предлагает нам свой тип красавицы.
Такие подарки были в то время обычным явлением1. Изломанное тело, такое молодое, нооно сломлено пополам Толи это оплакивание юного погибшего бога, толи это оплакивание Лоренцо, толи оплакивание Джулиано, толи оплакивание того времени, которое было длянего всем– егожизнью, егодыханием, егодружбой, еголюбовью, толи оплакивание Савонаролы, этого безумца. Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга.
Нолюбовь земная– этоможет быть иуличная девушка, услугами которых они тоже пользовались. И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Никогда уже двери неоткроются иникогда уже ничего невернется. Онписал их бесконечно. Относительно настоящих больших музыкантов эпохи Боттичелли сказать особо нечего. Новся династия Медичи (ведь все-таки ЛевX был папой)– проних нельзя сказать, чтоони только покупали эти должности илитолько делали карьеру.
Пауза, цезура. Тамтотже самый Браманте, Полициано, тампортреты современников итам он изображает себя.
Тема любви, которая так важна вообще дляИталии, которая важна была длятреченто, которая очень важна длякватроченто (тоесть дляXVвека), которая очень важна длявсей философии Медичи, двора Медичи, времени, онаимеет определенную этапность. Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Вообще, вдрапировках музыка есть всегда.
Считается, чтоздесь еще есть период полгода, ровно полгода– смарта посентябрь. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы.
Онабыла его музой, онаподстегнула его гениальность ивэтом главное. Боттичелли пишет эту картину каксвой бесконечно повторяющийся сон обутрате. Но красота Симонетты запечатлилась в памяти Боттичелли и послужила ему при написании Граций и других женских образов картины. Всяэта картина Боттичелли написана так, каквего время художники неписали.
Вот таким образом ифилософская неоплатоническая тема любви ивесь хмель двора Лоренцо Медичи итрагическая мечта снять зазеркалье Боттичелли– они, конечно, полностью выражены только вкартине «Primavera». Этоозначает, чтоих больше нет, ониушли. Такое впечатление, чтоФилиппино Липпи толи ее писал, толи кого-тоеще. Тамбыло представлено «Поклонение волхвов»: когда смотришь наавтопортрет Боттичелли, удивительно, какон выпукло соединяется собщей композицией– друзья Академии, семья ивместе стем, какон отделен вправой нижней части отвсего этого. Онаразделила трагическую участь Венеры Милосской, «Джоконды», «Черного квадрата» Казимира Малевича, так как эту картину растащили нацитаты. Аиногда пишут, чтоГирландайо– Боттичелли.
Авсе остальные вздыхали иговорили: «Ах, ну какая красавица, какая богиня. » Этоже говорил иБоттичелли. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Наней женился родственник путешественника Америго Веспуччи иона стала называться Симонетта Веспуччи.
Можно полностью уничтожить произведение припомощи вот такой популяризации, но, повсей вероятности, ни«Джоконда», ни«Весна», нидаже Венера Милосская этой ликвидации неподлежат. Есть стихи, посвященныеей, акогда ее хоронили, стихи написал сам Лоренцо Великолепный. Наочень иочень многих картинах показаны эти концерты. Вискусстве XXвека есть один художник, которого мы можем назвать неучеником, ноочень глубоким последователем Боттичелли. Даже уТициана есть такая картина «Любовь земная илюбовь небесная».
Судьба этой картины, которая была написана в1482году (посудите сами– более 500лет назад), необыкновенная. АвСредние века эти драпировки, которых очень много, скрывают тела, делая их бестелесными. Вообще, ничего никогда небывает однозначно. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками.
Вискусстве очень важно, когда ты сказал все инесказал ничего. Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья). Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. Всё происходящее на картине лишь ее окружение. Ненадо ссылаться только наВазари, есть бытописатели более надежные, чемчеловек, описавший жизни художников Возрождения. Мыпросто знаем, чтоприжизни Джулиано, дозаговора (онаже умерла задва года дозаговора), онбыл внее влюблен иэто было афишировано, этовходило вкультуру, этовходило втрадицию. Надней царит Купидон– маленький беспощадный бог, конечноже, слепой.
Это – гимн и природе и человечеству. Ведь вкаждую эпоху такой тип всегда существовал исуществует. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация). Боттичелли служил женской красоте.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). Намочень трудно сейчас понять вообще, ачто это такое было. Боттичелли абсолютно другой. Ихконцерты показаны накартинах очень многих художников. Атам, гдестоят Мадонна (илиВенера, тутуже трудно сказать) итри грации, надеревьях вдруг одновременно ицветы флердоранжа– образ свадеб, любви ибольшие оранжевые плоды.
Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. Ноболее всего он был другом младшего брата Лоренцо Великолепного, Джулиано Медичи. Тамсидит натроне Мадонна смладенцем (конечно, вее чертах мы узнаем все туже Симонетту), стоит Иосиф.
Онвидел себя ичерез сто лет ичерез двести ичерез триста, онмыслил себя исторически. Онбыл, какмы уже говорили, очень похож нагерцога Орсино из«Двенадцатой ночи», такогоже типа молодой человек. Если влюблен, каквженщину, торазве это обязательно жажда обладания. Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен.
Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Какая музыка адекватна той музыке, которая звучит вкартине «Весна». Стиль Боттичелли, егообраз постоянно мелькают, даже впесенках Вертинского они есть.
УБоттичелли нет этого героизма. Но давайте попробуем. Итакойже был его дед Козимо. Посвоему рождению, посвоему обучению, посвоей жизни он был флорентинцем.
Есть указания нато, чтоМедичи были создателями какой-то определенной организации, ккоторой принадлежали они ипосвященные люди икоторая называлась «орден волхвов». Композиционно полотно делится на три части. Тамвсе. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Ивсе-таки извсех картин, наверное именно «Весна» производит самое мощное иглубокое впечатление. Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Нодело невэтом, адело втом, чтоМодильяни, также, какиБоттичелли, – великий поэт линии.
Авот последователь унего (сам он никогда этого неговорил, но, посути, этотак есть) только один– этоАмедео Модильяни. Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня.
Внем есть образ любви ипоражения. Ион никак немог понять, кого она ему напоминала ипрошел мимо. Вот таким образом, может быть, Боттичелли остается единственным художником, который так остро, тактрагически понял свое время, выразил его рубежными вещами, праздничными, угарными вещами мечты исна, какими были «Primavera» и«Рождение Венеры». Боттичелли– дегероизированный художник. Этовот такой феномен любви.
Небыло нихудожника, нискульптора– никого, ктоненаписалбы «Поклонение волхвов». Этоответ очень банальный, нодело обстояло именно так. Гирландайо написал большую фреску, связанную ссемьей Торнабуони ичасть этой фрески находится вЛувре ивнизу написано Боттичелли, ноэто неБоттичелли, этоГирландайо. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину. Этовосхищение, этожелание, ноотнюдь непознание.
Чтоже касается членов Академии изображенных накартине, тоневсе отождествлены. Справа ислева расположены члены семьи Медичи.
Емунежалко было вкладывать деньги вбессмертие, онменял деньги набессмертие. Итретья нота, отделяющаяся отних, – Primavera, Весна. Именем Боттичелли называются картины, которых он неписал. Нодело невтом, какая картина больше известна, автом, чтовся полнота философских, поэтических, художественных, каких-то еще очень собственных внутренних интимных мыслей более широко развернута в«Primavera», чемв«Рождении Венеры». Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. Собственно говоря, этоавтопортрет любого художника.
Егозанятием были охоты, турниры, праздники, любовь. Например, один инструмент называется виола, виола дамур, виола да гамба. Икакон смотрит нанас: онобращен только кнам, эточеловек систорическим сознанием. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Важно толькото, чему равен итог этих переживаний, платонических иличувственных. Онипереписывались, существует переписка, онистали писать иписать очень много.
Козимо продолжал линию Лоренцо, только уже вXVIвеке, визменившихся условиях. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). «Primavera»– картина действительно необыкновенная, так как, когда вы ее видите вУффици, выневерите своим глазам– такая это красота. Очевидно, такова была система отношений.
Онстоит усамого края картины исмотрит нанас. Боттичелли глубоко связан спотребностью вкрасоте вромантизме, внем есть та недосказанность, которая должна быть вчувствах, которая должна быть ввосприятии мира, которая должна быть вжизни. Ачто зачеловек была Симонетта. Онаимела определенный тембр, высокий игрудной, очень нежный, очень сладостный звук. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
Докакой степени точно он осознает эту двойную позицию. Художники невсегда называют своих отцов. Икакинтересно живут эти деревья.
Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году. Инепростым придворным, онбыл театральным художником. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. В«Двенадцатой ночи» Шекспира описаны двор герцога Орсино иего отношения сОливией ивсе это точно соответствует тому, чтопроисходило воФлоренции. И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Этотакой всеплач, общее рыдание иэнергетика мощнейшая вэтой картине, гораздо больше, чемвдругих его вещах, в«Клевете» илив«Святом Зиновии». Каждая эпоха имела своих звезд, свой тип красоты, носителем которого был некий прототип.
Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Павел Муратов написал, чтоплащ уВенеры (илиБогородицы) итуника уМеркурия одинакового цвета иэто правда.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Туника орнаментирована очень мелким рисунком изпогасших факелов, которые повернуты вниз пламенем. Этакартина недавно была наочень большой выставке вЛувре, посвященной дому Медичи.
Хотя, пожалуй, этуагрессию можно отчасти понять, так как картина красива сверх меры, араз красива сверх меры, топочемубы непоместить ее наабажур, наплаток илиначашечку. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Дело втом, чтопринцип художественной организации пространства очень необычен. Ятолько частично был. Чего стоят только воспоминания Бенвенуто Челлини.
Этоавтопортрет врост, оннепогрудный инепрофильный. Этостекающая вниз линия, которая создает определенный ритм жизни формы. Правильно онем всегда пишут, чтоон непревзойденный поэт линии. КакКаспар, Мельхиор иБальтазар, тривеликих волхва, пришли первые, нопосле пастухов, вясли.
Ктоеще изображен наэтой картине, помимо самого художника. Происходит такое смещение: именем Боттичелли подписывается целый ряд других художников. Онвовсе небыл таким, каквсе остальные художники Флоренции этого времени. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. Ониникогда ненаступают наземлю, онипарят навершок надземлей. Тамжестковато эта композиция разбита, онанесколько угловата.
Всеего фигуры– непросто очерченные, форма какбы создается через линию. Картину «Primavera» можно прочитать внескольких абсолютно разных вариантах. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Онобманывается вЯго только потому, чтотот– функция, онего адъютант, онспал сним впалатке, онего охранник, онохраняет его сон.
Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами. Этаэпоха продолжалась. Нонасамом деле я– мост». Неслучайно это время очень хорошо разделяло две вещи: любовь земную илюбовь небесную. Этобыла главенствующая тема придворе Медичи, прилюбом рыцарском дворе, вкультуре, гдепрославляется прекрасная дама, гдеидея прекрасной дамы была соединена точно сименем Симонетты Веспуччи, сименем Джулиано илиЛоренцо Медичи, сименем Анджело Полициано, который пишет поэму «Турнир».
Носамым неприятным сточки зрения гигиены была посуда. ВБоттичелли было какое-то особое ощущение женственности иутраты инаэтом хотелосьбы остановиться. Этоодинокий голос. Чтоответил Микеланджело. XXвек обожает эту красоту, этокрасота особая, немного ущербная. Вот таким образом в огромном количестве женских образов, созданных Боттичелли, видны черты Симонетты.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Онкакникто знал ивещи Боттичелли иего иллюстрации к«Божественной комедии». Сних новое время иначалось. В стихах, которые Овидий относит к месяцу маю, богиня Флора рассказывает, что она когда-то была нимфой Хлоридой и, как и сейчас, вдыхала запах цветов. Трифигуры справа, которые составляют аккорд.
Время великих композиторов еще ненастало. Былинебыл.
Только Флора справой стороны входит втройку фигур, аМадонна– слевой стороны. Вообще, резонанс Боттичелли вкультуре XXвека огромен. Еелучше некасаться. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий.
Этоестественно. Иеще можно кэтому добавить, опять сославшись наШекспира: в«Отелло» ивочень многих других произведениях Шекспира прекрасно выражено это ренессансное отношение кженщине– точно также, какв«Двенадцатой ночи», гдеОливия– предмет поклонения. Новот уБоттичелли эти линии стекают вертикально, завиваются извиваются.
Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи. Ивсе– жизнь кончилась, двери закрыли илоскут синего неба там застеной. Через него пройдет время. Волхвы– первые, ктопришли возвестить новую эпоху, ктопришли возвестить новое время.
В 1477 имение Кастелло было приобретено Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, троюродным братом знаменитого Лоренцо Великолепного. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического. Итак было всегда. Трудно сказать, такэто было илинетак, ноесть такие сведения. Какон писал линию, какон писал музыку линии.
Зато в«Primave-ra» это зеркально дробный образ, то, чтоназывается «отразившийся вовсех зеркалах». Отелло абсолютно неволнуется внутренним миром Дездемоны, онсовсем ее непонимает. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло. Вообще, мыотом времени неочень много знаем изнания эти отрывочны. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера.
Известно, чтотворчество Боттичелли делится надве части. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг. Этоочень трагический финал. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Особенно «Рождение Венеры», гдеона стоит, прикасаясь кончиками ног краковине иразвеваются ее золотые волосы. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу.
Онистали себя осознавать, онистали осознавать себя исторически. И, конечно, это породило особое искусство. Меркурий гасит пору цветения всентябре. Третьи рассматривают картину как аллегорию расцвета Флоренции под руководством Лоренцо Великолепного после ликвидации последствий заговора Пацци. Например, накартине Пьеро делла Франческа «Рождество» показан этот оркестрик. Былобы прекрасно реставрировать музыку идать аккомпанемент кэтим картинам.
Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Если время великих композиторов вискусстве, тоесть великих мастеров больших симфонических композиций вживописи, настает вXIII– XIVвеках, томузыка настоящая, оркестровая, концертная, появляется вXVIвеке вВенеции, этострана музыки. Вообще, еготворчество необыкновенно неровное.
Сандро Боттичелли (или, какего звали, Алессандро Филипепи) родился в1445году. Этофигура Меркурия. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Если вы будете смотреть справа налево, товы увидите, чтодеревья справа– голые, наних нет ничего, ониеще нераспустились, наних нет даже еще листвы.
В«Рождении Венеры», всамой композиции, есть жестковатость, разделенность направую илевую половину: нараковину, накоторой она стоит инаусловный лес, какдекорация втех постановках, которые оформлял Боттичелли, сэтой феей, богиней леса, которая выходит излеса сплащом, который она хочет накинуть наплечи Венеры. Апотом– переход ктаким картинам, как«Покинутая», как«Саломея сголовой святого Иоанна Крестителя», какпоздние его вещи «Реквием» и«Положение вогроб». Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Модильяни– итальянец, флорентинец, окончивший флорентийскую Академию. Этобыла очень большая редкость.
Можноли сказать, чтоона была носительницей исключительных качеств. Посланника богов Меркурия можно также узнать по крылатым сандалиям и кадуцею персонал, которым он отгоняет друг от друга двух змей, чтобы помирить их. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви.
Первая– когда он был, таксказать, пажом илидругом своего герцога Джулиано ивторая– когда он начал вспоминать, когда он остался безних, когда он начал писать эти картины, когда он написал «Весну». Носамое поразительное, конечно, то, какБоттичелли писал эти струящиеся одежды, завивающиеся вразный орнамент, какбудто вода стекает стела. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. Потом втом месте, гдевозникает Флора– сама весна, ониначинают давать плоды, ониуже цветут. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера.
.