Прием волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве. И Е. Репин Холст, масло. Картина Ильи Репина Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Как вспоминал композитор Борис Асафьев, порой ему доводилось сопровождать работу Репина игрой на рояле— художник любил слушать «Хованщину»103. Этот вывод был сделан императором на основе личного опыта. Говорил он и о том, что слухи о новом переделе помещичьей земли беспочвенны. Картина шириной 5 метров, высотой 3 метра.
Сюжет первой из значительных картин Репина был подсказан жизнью. Ещё вюности будущий император увлекался живописью идаже занимался рисованием уизвестного профессора Тихобразова. В 1924—1925 годах в Москве и Ленинграде прошли персональные выставки художника, положившие начало «предписанному и агрессивному иконопочитанию» художника252. К 1871 году Репин уже обрёл некоторую известность в столице.
В годы Русско-турецкой войны 1877–1878 годов генерал-адъютант Александр Александрович Романов командовал знаменитым Рущукским (Восточным) отрядом, сыгравшим важную роль в ходе боевых действий. Крамской на страницах репинской книги— «не застывшая восковая фигура», а герой увлекательной, почти детективной повести199 друг-художник Фёдор Васильев, с которым Илья Ефимович ездил на Волгу, — «крикливый, бесцеремонный и бесконечно обаятельный юноша» очерк о сборе материалов для «Бурлаков» сродни «поэме о молодости». Илья Репин. «Прием волостных старшин императором Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (1885-1886) Холст, масло.
КТихому океану дал реальный выход— Транссибирскую магистраль. В центре картины — император. Вскоре Валентин уехал в Петербург и стал вольнослушателем этого учебного заведения.
Это означало охрану сословных прав дворян-помещиков (учреждение Дворянского поземельного банка, принятие выгодного для помещиков Положения о найме на сельскохозяйственные работы), усиление административной опеки над крестьянством, консервация общины и большой патриархальной семьи. В начале 1830-х годов дочь Бочаровых Татьяна Степановна (1811—1880) вышла замуж за Ефима Васильевича. На экзамене он получил первую золотую медаль за картину «Воскрешение дочери Иаира», звание художника первой степени и право на шестилетнюю поездку за границу35. Бросил её в сторону посла. Ежедневно почтальон приносил художнику много конвертов на каждое из писем Илья Ефимович отвечал сам— порой на это уходило несколько часов. Черты запорожцев Илья Ефимович отыскивал во всех знакомых. Неспроста его сын Николай IIпосле смерти родителя основал вего честь Русский музей.
Неспроста его сын Николай II после смерти родителя основал в его честь Русский музей. Император оказывал покровительство художникам и даже такое крамольное полотно как «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репина, хоть и вызвало недовольство, но не стало причиной травли передвижников. Несмотря на то, что слово «заказ» несколько тяготило художника, поставленная перед ним задача показалась интересной— в письме Павлу Третьякову он сообщал: «Эта новая тема довольно богата и мне она нравится, особенно с пластической стороны». О том же самом рассказывал в своих очерках о художнике и Корней Чуковский, чья первая встреча с Ильёй Ефимовичем произошла в Куоккале: художник, картины которого поражали масштабами, оказался отнюдь не исполином: «небольшого роста, с улыбающимся, крепким, обветренным лицом, в самых обыкновенных деревенских вязаных перчатках»226. Она ушла из жизни в 1931 году55. По существу, старшина был не столько предводителем крестьян, сколько клерком, нанятым крестьянами для несения тех административных обязанностей, которые на волость возложило государство (не имевшее на волостном уровне чиновников).
золотом. Но по своим делам был достоин называться Первым. Самые крупные деяния Александра IIIИмператору приписывается и, судя по всему, небезосновательно изобретение плоской фляжки.
Живя с отцом в Куоккале, Надежда Ильинична почти не покидала своей комнаты. В. Переплётчиков в своём дневнике писал: «это складная душа, может сложиться в какую угодно форму».
Они жили в Пенатах в течение двух недель. Дай Бог вам счастья и здоровья. Император оказывал покровительство художникам и даже такое крамольное полотно как «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репина, хоть и вызвало недовольство, но не стало причиной травли передвижников. Так, родившаяся в 1870-х годах идея «хоровой картины» воплотилась у Репина в полотно «Крестный ход в Курской губернии», в которой автору удалось показать характер толпы «несравненно убедительнее, чем всем художникам до него». Михаил Алленов включает в этот ряд также Рембрандта и Франса Халса242.
Репин», «Очень был бы Вам благодарен, если бы и сегодня Вы навестили меня. Прежде всего это касается двух его картин— «Стрекоза» (1884) и «Осенний букет» (1892)50. В СССР вопрос о возвращении Репина из Куоккалы имел политический характер прежде всего потому, что власти требовался «идейный вдохновитель реалистического искусства» предполагалось, что именно Илья Ефимович возглавит Ассоциацию художников революционной России253.
Таким же обязательным занятием было у него и чтение ежедневных газет. Л. Н. Толстого».
В письме своему товарищу В. М. Латкину он рассказывал, что Илья Ефимович при всей его «видимой мягкости и даже нежности»— человек с сильным характером. В манифесте «О Нашем Восшествии на Престол» от 29 апреля 1881 г. было чётко сказано: «А на Нас возложить Священный долг». Картина находится в постоянной экспозиции Государственного Русского музея. Рисунок сопровождался стихотворением: «Не правда ли, читатель мой, / Что для судей таких, как Стасов, / И репа лучше ананасов. »59. А может быть, даже единственным. Привыкание к Парижу шло медленно, но к концу поездки художник начал признавать французских импрессионистов, отдельно выделяя Мане60, под влиянием которого, как считают исследователи, Репиным была создана картина «Парижское кафе»61, свидетельствующая об овладении приёмами пленэрной живописи50.
На самом деле это несправедливо и нечестно. Клюёт у меня. Идеологическая платформа «Мира искусства» подразумевала противостояние Академии художеств и отживающему передвижничеству. Обращаясь к историческим сюжетам, Репин создал картину «Иван Грозный и сын его Иван», в которой конкретная трагедия выводит зрителя на вековую проблему: «деспот, наказанный мукой раскаяния»243. Слух о талантливом выпускнике Академии дошёл и до Москвы: хозяин гостиницы «Славянский базар» Александр Пороховщиков предложил Илье Ефимовичу написать картину «Собрание русских, польских и чешских композиторов», пообещав за работу 1500 рублей.
Валентин Серов, наблюдавший из окна Академии за событиями 9 января, увидел столкновение толпы с войсками по утверждению Ильи Ефимовича, с той поры «его милый характер круто переменился»158. Царь говорил как бредил. Вот таким образом, когда германский посол потребовал немедленной встречи, Александр сказал: «Клюёт. Так, бурно протестуя против мехов, она наотрез отказывалась носить шубы и в любой мороз надевала «какое-то худое пальтишко». В 1872 году, прослышав об интересном материале, привезённом выпускником Академии художеств с Волги, Третьяков прибыл в петербургскую мастерскую Ильи Ефимовича и, представившись, долго и сосредоточенно изучал развешанные вдоль стен этюды.
Александр III был по-настоящему великим. волостей, то есть с средней волости было 5–8 тысяч жителей. руб. Этой оценки хватило для того, чтобы вдохновение ушло вспоминая о дальнейшей работе, Репин сокрушался: «О, глупость моя, я сгоряча повернул мой удачно схваченный подмалёвок головой вниз и начал с другого поворота Увы, портрет вышел сух и скучен»83. Вера уже превратилась в барышню, осенний букет в руках которой был призван подчеркнуть её «чувство жизни, юности и неги»52.
Проводилась политика русификации. Героинями обеих работ является старшая дочь Репиных— Вера Ильинична. Всякая собственность точно так же, как и ваша, должна быть неприкосновенна. Письма говорили о том, что немолодого усталого художника часто одолевала хандра.
Он — такой же статный бородач, как и многие из них. Но свою любовь к изящному сохранил до последних дней и перенёс её на коллекционирование. Император также учредил День железнодорожника.
Бенуа в своих поздних воспоминаниях сожалел, что «теперешняя молодёжь не имеет своего Репина»251. Творчество Репина является, по словам искусствоведа Михаила Алленова, «вершиной передвижнического реализма» это касается и его тематического размаха и стилистической пластичности241. Корней Чуковский, который, по собственному признанию, «близко наблюдал» за жизнью Нордман в течение нескольких лет, считал, что второй жене художника усилиями некоторых исследователей была создана репутация «чудачки дурного тона».
Критик Виктор Буренин считал, что «Репин уверил самого себя и хочет уверить других, что Академия действительно возродилась с того момента, как ею овладел он с компанией». Недоумение вызвала у Павла Михайловича и тема картины «Пахарь» Репин в ответ объяснил, что не может согласиться с мнением, будто изображение Толстого во время работы на пашне сродни рекламе110. Через год художник вновь выбрал самого себя в качестве модели в результате был создан «лучший из автопортретов этого периода», хранящийся ныне в Русском музее204. Вся речь Александра III (опуская дежурные благодарности) была кошмарной чушью.
Предпринимались попытки повысить общественную роль православной церкви (распространение церковно-приходских школ), ужесточались репрессии против старообрядцев и сектантов. Неудача огорчила Илью Ефимовича, но не отбила у него желания учиться. Репин выступал в роли «тонкого, задушевного лирика» и при написании портретов детей. Последние 30 лет жизни Репин провёл в Финляндии, в своём имении Пенаты в Куоккале.
Заказ был инициирован художником А. П. Боголюбовым. Затем Илья Ефимович включился в выставочный проект Бенуа и Дягилева— 18 января 1899 года открылась Первая международная выставка журнала «Мир искусства», где среди 350 работ художников из Франции, Англии, Германии, Финляндии и России экспонировались и произведения Репина139. Портрет Гаршина, приобретённый промышленником и коллекционером Иваном Терещенко, был представлен на 15-й передвижной выставке в Петербурге (1887) и вызвал неоднозначную реакцию рецензентов: одни считали, что «Репин написал Гаршина сумасшедшим», другие утверждали, что не видели «прекрасней глаз его и светлого чела»127. В Куоккале Репин написал мемуары, ряд его очерков вошёл в книгу воспоминаний «Далёкое близкое». Причин для этого две: Александр Александрович Романов был царем-миротворцем.
В советские времена вину за беспорядок, в котором находился репинский архив, возлагали на Веру Ильиничну сообщалось, что, покидая Пенаты, она забрала с собой «самое ценное из художественного наследства отца»235. Рисунки «Встреча ангела с сапожником Семёном у часовни» и «Ангел у сапожника Семёна в избе» созданы в 1881—1882 годах для иллюстрации рассказа Льва Толстого «Чем люди живы» в сборнике 1882 года «Рассказы для детей И. С. Тургенева и гр. Между прочим, каждому из них полагалось «пособие» в размере 250 тыс.
Александр любил выпить, но не желал, чтобы о его пристрастиях знали окружающие. Штаны же заправлял в сапоги, по-солдатски. Он никогда не позволял, чтобы подданные ему перечили. Праздник был устроен оригинально — все балаганы, качели, карусели (то, что мы сегодня бы назвали аттракционами) размещались по огромному полукругу, в центре которого возвышался похожий на башню императорской павильон (виден на заднем плане, над головой царя).
В империи было чуть более 18 тыс. с мечами при рескрипте, в котором, между прочим, было изложено: «Благоразумные распоряжения Вашего Императорского Высочества во время командования отдельным значительным отрядом в действующей армии, вполне соответствующие видам главнокомандующего и общему плану кампании, дают Вам право на особенную Нашу признательность предводительствуемые Вами храбрые Наши войска неоднократно отражали все нападения превосходившего их численностью неприятеля и выказали притом свои превосходные качества». Но одной только военной наукой (кроме строевых приемов, великим князьям преподавали тактику и военную историю) дело не ограничивалось: Александр, как и его братья изучал русский язык и три иностранных — немецкий, французский и английский, а также Закон Божий, математику, географию, всеобщую и русскую историю, чтение, чистописание, рисование, гимнастику, верховую езду, фехтование, музыку. Но свою любовь к изящному сохранил до последних дней и перенёс её на коллекционирование.
Любую книгу, привезённую в Куоккалу, Илья Ефимович воспринимал как событие его письма, адресованные друзьям изобиловали «литературными» подробностями: «Перечитываю Короленко. Рама что-то не того, – писал он Стасову, – надо было самому шаблоны нарисовать. Весной 1881 года Стасов сообщил Репину из Петербурга, что Модест Петрович находится в Николаевском военном госпитале в крайне тяжёлом состоянии: «Как жаль эту гениальную силу, так глупо с собой распорядившуюся физически»104. Отрывки из этих писем были обнародованы журнал «Развлечение» (март 1875) откликнулся на них ядовитой карикатурой, на которой Стасов «помогал Репину вылупиться из гнезда».
Александр III любил выпить водочки или крепкого грузинского или крымского вина — именно ими он заменил дорогостоящие заграничные сорта. между Россией и Болгарией были разорваны дипломатические отношения. А. Остроумова-Лебедева, вначале преклонявшаяся перед ним, «как перед каким-то божеством», впоследствии разочаровалась в Репине и «выучилась отделять в нём гениального художника от человека». В 1884 году Репин получил первый «государственный заказ»: ему поступило предложение написать картину «Приём волостных старшин Александром III во дворе Петровского дворца в Москве» (второе название— «Речь Александра III к волостным старшинам»).
А те граждане, которым речь таки предназначалась – они не издали печатных изданий, которые бы до нас дошли, через что их мнение для нас загадка. Взаимная симпатия не мешала им полемизировать по самым разным вопросам. Крестьянские представители многих народов Российской Империи стоят спиной к зрителю, вокруг императора. Рама изготовленная по специальному заказу, увенчана гербом Российской империи и украшена гербами российских губерний. Он легко мог сломать подкову. Тем не менее, по утверждению художника Якова Минченкова, новые формы до конца жизни «ставили его в тупик, а пейзажисты-импрессионисты приводили в раздражение».
В 1880-е гг. Фляжка такой формы идеальна для тайного употребления. Именно ему принадлежит лозунг, за который нынче можно серьёзно поплатиться: «Россия — для русских». Правда, Александр сам дал к тому повод. В 1869 году состоялось знакомство Репина с художественным критиком Владимиром Стасовым, в течение многих лет входившим в «ближний круг» Репина17.
При нем флот получил 114 новых кораблей (в том числе 17 броненосцев и 10 бронированных крейсеров) и стал третьим по суммарному водоизмещению в мире. Вопреки тому что творения Репина явились глубоким проникновением в образ лермонтовского персонажа, его иллюстрации не впечатлили художественных критиков, Илья Ефимович и сам был недоволен своими работами к «Пророку». В журнале сотрудничали ученики Репина В. А. Серов, И. Э. Грабарь, А. П. Остроумова-Лебедева141. Следователи, выяснявшие причины крушения, резюмировали, что семья чудом спаслась, а если царский поезд и дальше будет ездить на такой скорости, то чуда во второй раз может и не произойти. Своеобразным откликом на их претензии стала написанная Репиным в Париже картина «Садко», герой которой «чувствует себя в некоем подводном царстве».
Прослышав, что отвары из свежего сена полезны для здоровья, Нордман ввела эти напитки в повседневный рацион191. Борода. Роль «главного провозвестника соцреализма» (по Вольфу)246 Репин поневоле выполнял в течение нескольких десятилетий. Так, Третьяков считал, что на полотне «Крестный ход» забавную мещанку, несущую киот, следовало заменить симпатичной барышней. Неудивительно, что крестьянин, случайно увидевший императора на железнодорожной станции, воскликнул: «Вот это царь так царь, чёрт меня подери. » Нечестивого мужика тут же схватили за «произнесение неприличных слов в присутствии государя».
Германия может подождать. Сеансы проходили в мастерской Репина и появление Всеволода Михайловича всякий раз удивляло художника: тот входил бесшумно излучая «тихий восторг, словно бесплотный ангел»125. Тем не менее, все эти иллюстрации, по мнению автора «Лермонтовской энциклопедии», являются «наиболее значительной попыткой передать глубокий смысл Пророка»185.
Он продолжал работать, хотя уже не так интенсивно, как прежде. Повторное посещение Академии завершилось успешной сдачей экзамена, однако после вступительных испытаний Репина вновь ожидали сложности: за право присутствовать на занятиях вольнослушатель должен был заплатить 25 рублей. Зная, что визиты многочисленных гостей порой не дают ему сосредоточиться на работе, она инициировала организацию так называемых «сред», дав тем самым возможность художнику не отвлекаться на посетителей в другие дни недели44.
Деньги на поездку— двести рублей— получил от богатых покровителей Васильев27. Непоследовательность суждений Репина об искусстве отмечали многие современники.
Однако Александр велел отпустить сквернослова. По сведениям И. Э. Грабаря, первые акварельные эскизы к «Песне о купце Калашникове» Илья Ефимович создал во время учёбы в Академии художеств, в 1868 году, — «Кирибеевич, преследующий Алёну Дмитриевну» и ещё два рисунка на этот сюжет. Во время коронации в 1883 Александр III объявил волостным старшинам: «Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства». Я этих подписей на рамах и у Верещагина не переношу, так сразу надоели.
Как признался позже художник, желание написать портрет литератора возникло у него уже при первой встрече— Илью Ефимовича поразили «гаршинские глаза, полные серьёзной стыдливости». Но в отличие от акварелей, карандашный рисунок «Казбич ранит Бэлу» (1887) считается лучшей работой Репина, связанной с творчеством поэта. Уже 9 марта в Еженедельном обозрении, 115, стб. Затем последовала многолетняя работа над полотном «Письмо запорожцев турецкому султану» с персонажами «Тараса Бульбы», но это всё-таки не книжная графика, а живописное произведение, рассчитанное на просмотр в выставочном зале, однако Репин выполнил рисунок на сюжет «Тараса Бульбы»— «Андрий и панночка» (1890).
Наиболее значительным из жанровых произведений Ильи Ефимовича является «Не ждали» в этой работе художника интересует «композиция именно как вопрос». На первой из них двенадцатилетняя девочка, освещённая солнцем, сидит на перекладине. Возможно, Репин критически относился к речам императора. Картина была предназначена для Большого Кремлевского Дворца, где и находилась до 1953 года. Юрий Ильич (1877—1954) пошёл по стопам отца и стал художником. Дал реальную свободу крестьянам — бывшие крепостные при нём получили возможность брать солидные кредиты, выкупать свои земли и хозяйства. Вот, например, еда. Подтверждением того, что возврат к прежним отношениям невозможен, стала реакция «Мира искусства» на выступление Репина в Академии художеств (декабрь 1899). Судьбы детей Репина сложились по-разному.
Однако намеченные планы разрушились по вине дочери, «обещавшей Илье Ефимовичу сопровождать его в Ленинград и Москву и отказавшейся выполнить своё обещание»209. Первый раз— в 1905 году, когда у него возникли разногласия с Серовым и Поленовым. За время двадцатилетнего знакомства со Львом Николаевичем Репин, бывавший и в его московской квартире и в Ясной Поляне, создал несколько портретов Толстого (самые известные— «Л. Н. Толстой за письменным столом» (1887), «Л. Н. Толстой в кресле с книгой в руках» (1887), «Л. Н. Толстой в Яснополянском кабинете под сводами» (1891), а также десятки зарисовок и набросков многие из них остались в разрозненных альбомах98. Вена, Кунстфорум, 2002» включить в число экспонатов картину Ильи Ефимовича «Дама, опирающаяся на стул» (1873)247. » В сентябре он уехал в Италию, а по возвращении написал прошение об отставке с мотивировкой: «Вследствие неопределенного положения В Х У в настоящем и возможных перемен в будущем». От местных мастеров Репин узнал, что их земляк, уже получивший к тому времени малую золотую медаль за картину «Моисей источает воду из скалы», семь лет назад покинул родные места и уехал учиться в Академию художеств. В доме повсюду были развешаны написанные хозяйкой объявления: «Не ждите прислуги, её нет», «Всё делайте сами», «Дверь заперта»193, «Прислуга— позор человечества»194.
Посетив Вену, Венецию, Флоренцию, Рим и Неаполь, художник снял квартиру и мастерскую в Париже57. Заказ Павла Третьякова на написание портрета Ивана Сергеевича Репин воспринял с воодушевлением. В частности, прозвали его «Ананас». В дальнейшем Пенаты должны были перейти в собственность Академии художеств. История о заплаткеНевзирая на своё более чем знатное положение, располагавшее к роскоши, мотовству и весёлому стилю жизни, который, например, Екатерина II успевала сочетать с реформами и указами император Александр III был до того скромен, что эта черта его характера становились любимой темой разговоров его подданных. Например имел место казус, который один из приближённых царя записал в свой дневник.
Уже в 1882—1884 годах были изданы новые правила о печати, библиотеках и кабинетах для чтения, названные временными, но действовавшие до 1905 г. Затем последовал ряд мер, расширяющих преимущества поместного дворянства— закон о дворянских выморочных имуществах (1883 г. ), организация долгосрочного кредита для дворян-землевладельцев, в форме учреждения дворянского земельного банка (1885 г. ), вместо проектированного министром финансов всесословного поземельного банка. В последние годы он обратился к библейским сюжетам. Дом был многолюдный, вот таким образом для «Не ждали» позировали все находившиеся там родственники и гости, включая тёщу художника и дочь брата Стасова122.
Там же был создан портрет дочери Нади про него сам художник рассказывал так: «Она в охотничьем платье, с ружьём через плечо и с героическим выражением»53. 8 апреля 1877 года Александр Александрович вместе с Александром II уехали из Санкт-Петербурга в Кишинев: там должен был состояться парад армии, готовившейся к вторжению на Балканы. Работа над портретом Тургенева была настолько тяжёлой, что исследователи называли её «хождением по мукам»80. В то же время Дягилев, утверждавший, что «взгляды Репина теперь не имеют значения», продолжал высоко ставить его как художника153. Царь спокойно заметил:— Ну что ж Наверное, сдюжим. И мобилизовал Балтийский флот. Владимира 1 ст. В начале января Репин согласился войти в редколлегию журнала.
На окраинах проводилась политика русификации, ограничивались права инородцев (особенно евреев). Ну теперь не переделаешь. Император оказывал покровительство художникам идаже такое крамольное полотно как «Иван Грозный исын его Иван 16ноября 1581года» Репина, хоть ивызвало недовольство, нонестало причиной травли передвижников. Как писал позже Репин, путешествие не ограничивалось созерцанием пейзажей «с альбомчиками» в руках28: молодые люди знакомились с местными жителями, порой ночевали в незнакомых избах, сидели вечерами у костра29. Отец художника Ефим Васильевич (1804—1894) был в семье старшим из детей3. Вопрос о его возвращении рассматривался, согласно протоколу заседания Политбюро от 22 мая 1924 года, на самом высоком уровне: по итогам одного из заседаний Политбюро ЦК ВКП (б) Генеральным секретарем ЦК ВКП (б) И. В. Сталиным была вынесена резолюция: «Разрешить Репину вернуться в СССР, поручив тт.
Но обязательно с шитьём на рукавах. Проезд и содержание старшин принимались на счет казны и на Немецкой (Бауманской) улице для них было устроено особая казарма в помещении заброшенной фабрики. Сборник с иллюстрациями выдержал несколько изданий188.
В галерее созданных Репиным живописных образов есть несколько картин, написанных, по мнению исследователей, «с женщин, которые истинно восхищали художника». Но для Репина заказ московского предпринимателя стал шансом наконец-то выбраться из многолетней нужды38 в своих воспоминаниях он признавался, что «назначенная за картину сумма показалась огромной»39. К переговорам был подключён и сын Репина Юрий, однако они завершились безрезультатно: художник остался в Куоккале214. 319 (Художественные новости), появился первый отклик на эту работу.
В. Серова очень ранили неосторожные слова Репина. М. Бунакову. В девятнадцатилетнем возрасте Репин создал ещё один автопортрет, который писал «с себя в зеркало»202. Болгария в1879г. Между прочим, каждому изних полагалось «пособие» вразмере 250тыс.
обрела свою государственность и стала конституционной монархией. Исследователи, упоминая о масштабе личности Репина имеют в виду не только многообразие подвластных ему жанров и художественных техник, но и «разносторонность творческих интересов»: он проявил себя как художник, педагог, теоретик искусства, писатель-мемуарист, публицист31. Позже она переехала в Хельсинки, где умерла в 1948 году. человек. Коммерсанты нарисовали лубки со своим видением ситуации.
Над её портретом Репин начал работать, когда художница уже входила в пору зрелости. Вес — более 120 кг. В мемуарных очерках, посвящённых детству, Илья Ефимович упоминал об отце как о «билетном солдате», который вместе с братом ежегодно ездил на Донщину и, преодолевая расстояние в триста вёрст, пригонял оттуда табуны лошадей на продажу4. В реальности же было так. Огромная торжественная картина, написанная по случаю коронации Александра Третьего и последовавших за нею торжественных встреч с народом.
Например, кто сегодня помнит Виктора Николаевича Тростникова — современного православного русского философа и богослова, великолепного математика (МГУ). Эти и последующие иллюстрации к Лермонтову— акварели к стихам «По небу полуночи ангел летел» (1880), «Три пальмы» (1884), к драме «Маскарад», к повести «Бэла» (1884) были неудачны. Александр же один правдив и правилен душой». В Европе о его кончине говорили примерно так же: «Мы теряем арбитра, который всегда руководился идеей справедливости». В заявлении на имя президента Академии Илья Ефимович указал, что побудительной причиной, заставляющей его отказаться от должности руководителя мастерской, является «малое время, остающееся для собственных работ»164. Зато «Осенний букет», над которым художник работал в имении Здравнёво, писался с натуры. Ученик художника Игорь Грабарь отзывался о своём мастере парадоксально: «Репин был плохим педагогом, но великим учителем»156. С. Ю. Дал гражданские свободы старообрядцам.
Государство издало брошюры со своим видением ситуации. золотом. Его отличал очень большой рост (193 см) и сила. Завершив работу над картиной, Репин поместил ее на выставку 14-я ТПХВ 1886, открывавшуюся в С. -Петербурге 2 марта, хотя в каталог она не вошла. золотом.
«Ампиратор чай пьють. Дал гражданские свободы старообрядцам. Луначарскому и Ионову принять соответствующие меры»213. Ему пришлось изменить свои намерения и заняться получением более фундаментального образования. Однако через два года учебное заведение было упразднено и Репин устроился в иконописную мастерскую к художнику. mw-parser-output. ts-comment-commentedTextborder-bottom:1px dottedcursor:helpmedia (hover:none). mw-parser-output. ts-comment-commentedText:not (. rt-commentedText)border-bottom:0cursor:autoИ. Дал гражданские свободы старообрядцам.
Письмо завершалось сообщением о том, что работа над портретом близится к завершению126. По окончании обеда старшин построили во дворе Петровского дворца и к ним вышел царь. Тем не менее его национализм не был направлен на третирование национальных меньшинств.
1 ноября 1894 г., в Крыму скончался человек по имени Александр. И всё же войны не случилось. Самым лучшим императором в истории Российской империи был Александр III. В итоге эти изображения в Собрание сочинений М. Ю. Лермонтова не вошли184 Следующее обращение к творчеству Лермонтова произошло в 1914—1915гг. — это были его рисунки к «Демону» и «Мцыри»185. Репин, находившийся в тот день в Ясной Поляне, «получил позволение ему сопутствовать».
введено обучение на русском языке в польских вузах (раньше, после восстания 1862-1863 гг. 15 сентября он пожалован кавалером ордена Св. Помните мультфильм «Волшебное кольцо». По воспоминаниям современников, он предпочитал простую русскую пищу: щи, уху и жареную рыбу, которую ловил сам, уезжая вместе с семьёй на отдых в финские шхеры. Одним из любимых лакомств Александра была «гурьевская» каша, придуманная крепостным поваром отставного майора Юрисовского Захаром Кузьминым.
Возможно, они правы. Едва ли не единственным из близких людей, поддержавших Репина, оказался Крамской, назвавший «Софью» исторической картиной71. Даже когда картина пополнила коллекцию галереи, Илья Ефимович втайне от Павла Третьякова пробрался в зал и работал до тех пор, пока не добился того эмоционального движения, которое долго искал, — моментального «перехода от радости к изумлению»124.
Тем не менее, А. Бенуа нравилась изменчивость Репина, по его мнению, она показывала, что несмотря на свой возраст, художник не потерял интереса к искусству, «что он всё ещё полон жизни он продолжал говорить и писать обо всех и всём с прежней юной непосредственностью и совершенной искренностью»150. Был издан новый Университетский устав 1884 года, который упразднял автономию высшей школы. Признанный мастер, появления которого ждали и зрители и коллеги, держался с «застенчивой скромностью», за которой скрывалась «маленькая рисовка баловня судьбы»225. Впервые за многие десятилетия появляется столь простое по форме и глубокое по сути осмысление актуальнейших «запретных» тем не только в привычном для светского общества интеллектуальном измерении, но и в непривычном, духовно-религиозном сакральном контексте. «Во время командования этим (Рущукским.
И сказал: «Вот так я поступлю с вашими корпусами». Рост — 193 см. В то же время рекомендацию Третьякова выбрать в качестве «модели» критика и издателя Михаила Каткова художник отверг категорически в письме Павлу Михайловичу он запальчиво пояснил, что негоже ставить «портрет ретрограда» в один ряд с Толстым, Некрасовым, Достоевским и бросать тень на «деятельность столь драгоценного музея»112.
Впервые интерес к «Запискам сумасшедшего» проявился у Репина в 1870-м году. В 1886 г. А. Баттенберг отрекся от престола. Так, прямые «заимствования» из его произведений были замечены как на полотнах советских живописцев, так и в агитационных материалах (к примеру, на плакате «Сбылись мечты народные»254). В нарушение церемониала он обратился к ним с речью: «Я очень рад ещё раз видеть вас. Порой Третьяков подсказывал художнику идеи для будущих произведений так именно он предложил Илье Ефимовичу написать портрет тяжело больного и жившего затворником писателя Алексея Писемского— в итоге галерею пополнило «из ряда вон выходящее художественное произведение»111. С 1868 г. являлся членом Государственного совета и Комитета министров. Немецкий историк искусства Норберт Вольф, видя в Репине типичный образец «салонно-академического художника», акцентирует внимание на его парижской командировке в этот период Илья Ефимович глубоко впитал живописный язык Мане246.
Оно было приурочено к столетнему юбилею Карла Брюллова, одобрительно принято залом, однако в дягилевском издании расценено «как лишённое мысли, полное курьёзов и нелепостей»152. Александр был очень корректен. Картина «Юбилейное заседание Государственного совета», по мнению исследователей, не вошла в число репинских шедевров169 и стала последним из его «грандиозных полотен»170 тем не менее эта работа продемонстрировала зрителям возможности «зрелого таланта» художника167.
Вторая причина – крушение страны в 1917 году (царь умер в 1894 г. ), не успели осознать его величие и мудрость. Именно о таких царях вздыхают нынешние монархисты. Постоянную связь с прежним окружением он поддерживал с помощью писем.
На открытые «среды» в Пенаты съезжались студенты, музыканты, друзья-художники, которые не уставали удивляться тому, что подача блюд за столом регулировалась с помощью механических устройств, а в обеденное меню входили только вегетарианские блюда и немного виноградного вина, называвшегося «солнечной энергией»192. Правительство облагало крестьян налогами и не предоставляло им никаких социальных сервисов взамен (образованием, здравоохранением и дорогами занималось земство, собиравшее особые налоги). оно было введено там в школах). И не просто плоской, а гнутой, так называемой «засапожной».
Зимний дворец с его помпезной роскошью царь не любил. В 1886г. Одновременно с этим усиливался полицейский режим и сословные привилегии дворянства.
Самовар матерушший. В нас, остальных, есть что-то неправильное, лисье. По мнению исследователей, Репин мог сопровождать писателя во время этих обходов подтверждением тому являются рисунки «Уличная сценка», «Л. Н. Толстой и счётчики на переписи» и некоторые другие97. Власть создавала образ Репина как «идеологического художника» именно этим объясняется разбросанность картин Ильи Ефимовича по десяткам небольших музеев, каждый из которых обязан был иметь в коллекции произведения «идеологически выдержанных художников»255.
— Прим. Рисунки предназначались для первого тома Собрания сочинений М. Ю. Лермонтова 1891 года. В ноябре 1926 года Илья Ефимович получил письмо от члена ЦК ВКП (б) К. Е. Ворошилова, в котором говорилось: «Решаясь переехать на родину, Вы не только не делаете личной ошибки, но совершаете поистине большое исторически-полезное дело». Америка—Франция—Россия. Искусствовед Ольга Лясковская обнаруживает в работах зрелого Репина явные отсылки к работам Веласкеса, который был интересен художнику с точки зрения «изучения человеческого лица и его мимики»245.
В письмах Стасову он сетовал, что столица Италии его разочаровала («Галерей множество, но не хватит никакого терпенья докапываться до хороших вещей»), а Рафаэль показался «скучным и устаревшим»58. В ходе дальнейшей полемики между «Миром искусства» и Репиным каждая из сторон использовала для обмена претензиями различные площадки, включая газету «Россия»151 и «Новости и биржевую газету»140. Авторы «Лермонтовской энциклопедии» и «Энциклопедического лермонтовского словаря» критикуют их за чрезмерный романтизм в изображении и непроникновение Репина в глубинный трагический смысл произведений Лермонтова. В 1930 году хранительницей усадьбы и архива стала дочь Репина Вера Ильинична. Помня о том, что ученичество— это для многих молодых людей сложный «финансовый период», руководитель мастерской устраивал своих питомцев в издательства в качестве иллюстраторов, давал им рекомендации для участия в оплачиваемых художественных проектах140.
Россия предполагала найти в Болгарии союзницу. В историю Российской империи ее предпоследний самодержец, родившийся 10 марта 1845 года и взошедший на престол 14 марта 1881 года император Александр III, отец будущего императора Николая II, вошел под именем Миротворца. Не на словах, а на деле.
Картина «Л. Н. Толстой на пашне», как вспоминал сам художник, появилась в тот день, когда Лев Николаевич вызвался вспахать поле одной вдовы99. Изготовлена рама в С. -Петербурге под наблюдением Е. И. В. Общение с прежними друзьями было только заочным.
Во всяком случае Еврейская депутация во главе с бароном Гинцбургом выразила императору «беспредельную благодарность за меры, принятые к ограждению еврейского населения в настоящее тяжёлое время». Начато строительство Транссиба — до сих пор это чуть ли не единственная транспортная артерия, которая хоть как-то связывает всю Россию. Вот этот вот феномен неполной информации. Всякая собственность, точно также какъ и ваша, должна быть неприкосновенна.
Почти все объекты сада, окружавшего дом имели имена, взятые из сказок или мифов: «храм Изиды», «башня Шахерезады», «скала Прометея»232. Антисистема вырабатывает для своих членов общее мировоззрение. В их число входили Василий Поленов, в доме которого начинающему художнику всегда был уготован радушный приём15 и Марк Антокольский, прибывший в столицу из Вильны учиться на скульптора и впоследствии писавший: «Мы скоро сблизились, как могут сближаться только одинокие люди на чужбине»16. Более того — наградил его рублём с собственным изображением: «Вот тебе мой портрет. »А его взгляд. В январе «по желанию учеников» Академию временно закрыли Репин отреагировал на происходящее вопросом: «Что можем мы в годину бедствий и позора. Было ограничено поступление в гимназии детей низших сословий («циркуляр о кухаркиных детях», 1887).
С началом зимней войны Вера и её брат Юрий переехали в Хельсинки. На втором плане за императором изображены: императрица Мария Федоровна и дети – цесаревич Николай, Георгий, Ксения, Михаил, Ольга. Эпитеты «школа безвкусицы» и «ползучий эмпиризм» в адрес академистов чередовались с обвинениями поздних передвижников в показной тенденциозности («направленство»— «оплеуха Аполлону», по словам А. Н. Бенуа), в измельчании тем передвижников-бытописателей 1890-х годов Г. Мясоедова, Вл. В 1889 году серия рисунков была дополнена эскизом «Сапожник Семён снимает мерку с ноги барина».
Согласно воле жены художника, в помещениях усадьбы надлежало создать дом-музей, «сохраняющий вкусы и привычки Репина». В семье периодически возникали проблемы с деньгами и Татьяна Степановна шила на продажу шубы на заячьем меху7. Гаршин также отзывался о художнике с симпатией. Кроме этого, художник иллюстрировал несколько других мелких произведений Льва Толстого, в том числе его заинтересовал образ чёрта в рассказе «Краюшка хлеба»183. Разочарован был и Мусоргский, который признался, что увидел на полотне «бабу не толстоватенькую, а всю расплывшуюся до того, что при её огромной величине (по картине) зрителям было мало места»75. До 1917 года полотно находилось в Мариинском дворце часть этюдов были приобретены Музеем Александра III.
Толстой работал без отдыха в течение шести часов Илья Ефимович с альбомом в руках фиксировал движения и «проверял контуры и отношения величины фигур»100. После 5-векового турецкого ига в результатерусско-турецкой войны 1877—1878 г. г. Была установлена процентная норма для евреев в средних, а затем и высших учебных заведениях (в черте оседлости— 10, вне черты— 5, в столицах— 3). Между прочим, каждому из них полагалось «пособие» в размере 250 тыс. В 1882 году Толстой участвовал в московской переписи населения.
Слова эти вполне консервативны. Волость возглавлял выборный волостной старшина.
Среди учениц Ильи Ефимовича выделялась Марианна Верёвкина. В шестнадцать лет юноша покинул и мастерскую и родительский дом: ему предложили 25 рублей в месяц за работу в кочевой иконописной артели, которая по мере выполнения заказов перемещалась из города в город11. Осенью 1888 года царский поезд потерпел крушение устанции Борки, в50километрах отХарькова.
Работая с Валентином возле монастыря, Илья Ефимович обратил внимание на изображение горбуна, сделанное юным Серовым (впоследствии именно этот типаж был использован для картины «Крестный ход в Курской губернии»). В зале гостиничного ресторана в ту пору уже были размещены портреты многих деятелей культуры не хватало лишь «большого декоративного пятна»36. В 1868 году, работая на этюдах, Илья Ефимович увидел на Неве бурлаков. По мнению искусствоведа В. В. Стасова, творчество Репина— «энциклопедия пореформенной России». Писатель мог без устали преодолевать большие расстояния иногда собеседники, увлёкшись разговором, «забирались так далеко», что для обратной дороги приходилось нанимать конный экипаж96. золотом. О таком государе и впрямь можно тосковать.
Кроме этого, были созданы четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1870) и одна к «Страшной мести» (1890). Расцвет творчества Репина пришёлся на 1880-е годы. 21 мая на Ходынском поле был устроен народный праздник, привлекший не менее 50 тыс. Репин дважды подавал прошения об отставке. Бывая в гостях у Льва Толстого в Ясной Поляне, Илья Ефимович подружился с дочерью писателя Татьяной её портрет, сделанный «с некоторой долей идеализации» излучает обаяние, свойственное этой женщине171. Часть учеников отправилась следом, однако их попытки вернуть мастера оказались безуспешными163. Между прочим, каждому из них полагалось «пособие» в размере 250 тыс.
Земское (1890 г. ) и городовое (1892 г. ) положения ужесточили контроль администрации над местным самоуправлением, ограничили права избирателей из низших слоев населения. Для того, чтобы не травмировать нежные чувства своей горячо любимой супруги Марии Фёдоровны, он тайком закладывал в голенище широких кирзовых сапог фляжку с горячительным напитком и прикладывался к ней, когда императрица не могла этого видеть. Невзирая нато, что вбыту онбыл прост инепритязателен, бережлив идаже экономен, огромные средства тратились наприобретение предметов искусств.
Это был отход от прежнего либерального курса: либерально настроенные министры и сановники (Лорис-Меликов, великий князьКонстантин Николаевич, Дмитрий Милютин) подали в отставку во главеМинистерства внутренних дел стал Игнатьев (славянофил) он изал циркуляр, который гласил: « великие и широко задуманные преобразования минувшего Царствования не принесли всей той пользы, которую Царь-Освободитель имел право ожидать от них. Третьяков»109. Мог запросто гнуть в ладони серебряные монеты. Неспроста его сын Николай II после смерти родителя основал в его честь Русский музей. Так что при оглашении документа царь неизбежно превращался в экзотический фрукт.
Илья Ефимович Репин родился в городе Чугуеве, Харьковской губернии. Помещение слов Александра III на раме вызвало негативную реакцию Репина, о чем он писал В. В. Стасову:.
И он не выглядит чужеродным телом среди крестьянских старшин. Из Куоккалы, включённой по окончании боевых действий в состав СССР, поступило известие о том, что дом Репина остался без надзора. Эти слухи распускаются Нашими врагами. Говоря о влиянии на Репина русской художественной школы искусствовед называет прежде всего представителя академизма Александра Иванова, чью идею «сделать искусство учителем жизни» Илья Ефимович сумел не просто освоить, но и развить кроме того, он достаточно глубоко воспринял «федотовское бытописание»237. Он один из самых неизвестных царей. Рисунок, выполненный «с блеском опытного мастера», стал свидетельством того, что Серов готов для поступления в Академию художеств.
Учебных предметов в ней было немного: чистописание, арифметика и Закон Божий. В 1882 г. было введено ограничение на фабричный труд малолетних, а также на ночную работу женщин и детей. Однако в основе этих «чудачеств» лежала искренняя забота о муже. По какому поводу Александру III вздумалось встречаться со старшинами. Наиболее важные работы: «Конструктивные процессы в математике», «Мысли перед рассветом», «Православная цивилизация», «Основы православной культуры», «Бог в русской истории», «Кто мы. », «Вера и разум. Это сотрудничество казалось многообещающим: Илью Ефимовича покорял «боевой задор» Дягилева тот, в свою очередь, понимал, насколько повысится авторитет его издания, если в редакционном списке будет фигурировать имя Репина140.
Этим поводом была его коронация, происходившая в Москве в мае 1883 года (императоры обычно короновались через полтора–два года после вступления на престол). Десять тысяч рублей, полученные от музея за эскизы, художник направил на нужды флота157. Прообразами других персонажей стали земляк Ильи Ефимовича— музыковед Александр Рубец (хохочущий казак), коллекционер Василий Тарновский (человек в шапке), художник Кузнецов134, сын Варвары Икскуль-Гильденбандт (молодой улыбающийся запорожец) и другие135.
В юности он мог пальцами согнуть монету и сломать подкову. Созревающий замысел был отделён от готовой картины, представленной миру на персональной выставке Репина (1891), двенадцатью годами работы. У кажного прибору ситного хлеба фунта по три. » Это всё про него. Но не только контрреформами характеризуется время правления Александра III. Первый эскиз «Запорожцев» появился в 1878 году в Абрамцеве. Часто повторяют его фразу: «Пока русский царь удит рыбу, Европа может подождать». руб.
Серия иллюстраций к «Пророку»: акварели с сепией «Пророк у входа в храм и издевающаяся над ним толпа», «Люди высмеивают и побивают камнями проходящего по улице пророка» изображают лирического героя в современном обществе акварель «Отверженный пророк в пустыне» и рисунок тушью «В пустыне» завершают эту серию. Витте так описывал императора: «Он производил впечатление своей импозантностью, спокойствием своих манер и, с одной стороны, крайней твердостью, а с другой стороны, благодушием в лице по наружности— походил на большого русского мужика из центральных губерний, к нему больше всего подошёл бы костюм: полушубок, поддевка и лапти и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно импонировал и, как я говорил выше, если бы не знали, что он император и он бы вошёл в комнату в каком угодно костюме, — несомненно, все бы обратили на него внимание».
Какая гениальная вещь его Тени», «Некрасова читать вслух народу— большое удовольствие»229. Корона. По словам художника Якова Минченкова, как профессор Академии Илья Ефимович «был притягательной силой для молодёжи»— не случайно в его мастерскую пытались попасть воспитанники многих художественных школ России157. Окончательное расставание с Академией произошло в 1907 году.
Ему достался участок в районе Смоленского рынка, включавший так называемую «Ржановскую крепость», заселённую городской беднотой. Дал гражданские свободы старообрядцам. Художник был не вполне доволен ею.
В конце концов, выигрывает войну та страна, которая оказывается к ней лучше подготовлена. Старший брат Александра Николай (он умер, так и не взойдя на престол) сказал о будущем императоре так: «Чистая, правдивая, хрустальная душа. Носвою любовь кизящному сохранил допоследних дней иперенёс еёнаколлекционирование. Владимира 4-й степени. Александр отличался удивительной силой.
Он именовался Третьим. Волжские пространства поражали молодых художников эпическим размахом настроение будущего полотна создавали постоянно звучавшая в памяти Ильи Ефимовича «Камаринская» Глинки30 и взятый им с собой томик гомеровской «Илиады»31. Европейская философия и ее вклад в познание истины», «Всмотрись — и увидишь», «Имея жизнь, вернулись к смерти». Акварель «Печорин у окна» 1890-х годов посвящена повести «Княжна Мери»184185. С Мусоргским Репина на протяжении многих лет связывали особо тёплые отношения. После войны участвовал в создании Добровольного флота — акционерной судоходной компании (вместе с Победоносцевым), которая должна была содействовать внешнеэкономической политике правительства. В один из дней художник увидел «совершеннейший тип желанного бурлака»— человека по фамилии Канин32 (на картине он изображён в первой тройке, «с головой, повязанной грязной тряпицей»)33.
За восемь лет, проведённых в стенах Академии, Репин приобрёл немало друзей. Однако в середине января 1899 года настроения художника изменились. Её создание осложнялось тем, что на поиски заказчика и денег ушло слишком много времени интерес к придуманному сюжету постепенно растаял и в одном из писем Стасову раздосадованный художник признался, что «ужасно разочарован картиной Садко»63. руб.
Оно началось через четыре дня. Вместе с Поленовым Серов подготовил письмо, адресованное совету Академии, в котором напомнил, что «лицо имеющее высшее руководительство над этими войсками, стоит во главе Академии художеств»159. руб.
Но очень любил рыбалку и охоту. Те, в свою очередь, упрекали Илью Ефимовича в «непонимании красоты»62. И человеком и императором. Начнем со старшин.
Контраст между праздной, беззаботной публикой, гуляющей на берегу и людьми, тянущими на лямках плоты, настолько впечатлил ученика Академии, что по возвращении в снимаемую квартиру он начал создавать эскизы с изображением «тягловой живой силы»25. Но глаз художника выхватил и монументальную значительность этого сюжета. Конторы.
Он был в 5 раз меньше тех сил, которыми располагали британцы на море. Его выражение «у России есть только два союзника: армия и флот» стало крылатым. Также императору принадлежит другая фраза «Россия для русских». Трагедией его жизни стала история без вести пропавшего сына Дия. Однако наставник Верёвкиной точно забыл о возрасте своей воспитанницы: он «сумел перенести на холст своё былое отношение к ней»171. Отзывы о педагогических методах Ильи Ефимовича были разноречивыми. О Международной выставке, организованной «Миром искусства», Репин отзывался восторженно («Есть вещи интересные своей художественностью, а есть— своей наглостью. »)140142. Картина «Бурлаки на Волге» может трактоваться и как «хоровая картина» и как «групповой портрет»242.
Отдельно Чуковский выделил диалоги, которыми насыщены воспоминания Репина198. Мог на плечах поднять коня.
Маковского, Н. Богданова-Бельского, подделывавшихся под народность и изображавших лишь «лапти и лохмотья»141. В 1880—1890-х годах художник испытывал подлинное вдохновение перед женской красотой— один за другим появились портреты С. М. Драгомировой (1889), баронессы В. И. Икскуль фон Гильденбандт (1889), Н. П. Головиной (1996)172 в этот же ряд входит «Обнажённая натурщица (со спины)» (середина 1890-х)173. Здесь еще относительно молодой и здоровый. Как вспоминал писатель Мамин-Сибиряк, зайдя в мастерскую к Репину, он был вынужден в течение нескольких часов позировать для «Запорожцев»: художнику приглянулись его веко для одного из героев и глаза— для другого133.
Реальных проблем, волновавших крестьян (а их было много) царь не коснулся. По причине его неизвестности, приходится давать «подсказку». Дай Богъ вамъ счастья и здоровья. Кроме того, они были обрадованы царской милостью — по случаю коронации особым Всемилостивейшим манифестом с крестьян (и с других должников казны) были сняты недоимки и пени по налогам. Император оказывал покровительство художникам и даже такое крамольное полотно, как «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» Репина, хоть и вызвало недовольство, но не стало причиной травли передвижников. В 1886 г. была отменена подушная подать, введен налог на наследство и процентные бумаги.
В этом же году, 6 августа, он получил первый орден за службу — Св. В 1896 году художник сделал новый набросок Поприщина— главного действующего лица «Записок сумасшедшего».