Но самое замечательное — лицо и руки Луки, пишущего мадонну «с натуры».
Мозер. Он оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок. — полна мрачной тревоги, трагизма, подавленности, неверия в торжество разума и силы знания, овеяна мистическими настроениями, отражающими, несомненно, настроения общие, характерные для всей атмосферы, в которой жила родина художника в канун Реформации и крестьянских войн. «Жизнь знаменитых мужчин и женщин», около 1458). В центре правой створки – белый (птицеподобный) монстр.
Свой пессимистический взгляд на человека Босх выразил в динамичных композициях имевших одной из главных целей моральное назидание зрителей. Религиозное искусство сильно сокращалось в объеме, переставало быть культовым. В эпоху Возрождения зарождаются и развиваются новые стили и направления, во многом определившие как расцвет современной культуры, так и дальнейшее ее развитие. В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирических произведений с элементами острой социальной критики (гравюры Битва сундуков и копилок, Пиршество тощих, Пиршество жирных). Существуют лишь предположения. Последний этап эволюции нидерландского искусства, его трагический гуманизм определил Питер Брейгель Старший (около 1525/30-1569), прозванный Мужицким (Падение Икара).
Северные художники не стремились идеализировать изображаемое (Это очень ярко выражено в портретах Яна ван Эйка, Робера Кампена и других). Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. В период Позднего Возрождения развиваются жанры романа и драмы, основанные на трагических и трагикомических конфликтах между героической личностью и недостойной человека системой общественной жизни. Когда правителем стал герцог Альба, в стране установился режим кровавого террора. Начало Реформации положило выступление в 1517 году в Германии Мартина Лютера (1483—1546), выдвинувшего 95 тезисов, отвергавших основные догматы католицизма. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты.
Одним из первых художник использовал технические возможности масляной живописи. Вскоре Ван Эйк оказывается в Испании. Сила духа, открытая Дюрером в его современниках, обретает новый масштаб в его последней живописной работе – большом диптихе "Четыре апостола" (1526, Старая пинакотека, Мюнхен), написанном для нюрнбергской ратуши. Она показана как прозрачная сфера, до половины заполненная водой. Из их среды вышли и некоторые руководители Мюнстерской коммуны, в частности Иоанн Бокельзон (Лейденский). Его сатирам подражали немецкие гуманисты. Основная тема его искусства зрелой поры — изображение жизни народа. Картины объединяет мысль о безумии человеческого существования в условиях «перевернутого мира».
Заказчиком ее был богач из Гента Иодокус Вейдт. Спустя некоторое время портрет невесты был готов. Сад земных наслаждений (триптих) На внешней поверхности закрытых створок художник изобразил Землю на третий день творения. И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью.
Вне контекста глубоких духовных перемен привнесенных в европейскую культуру реформацией не может быть правильно понята сущность искусства Северного Возрождения. Ниже — встреча со Змеем-искусителем. Испытав сильное влияние Босха, он создает серию гравюр «Семь смертных грехов».
Крупнейшим представителем культуры Возрождения Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469—1536). На переднем плане Бог благославляет Адама и Еву. У «диких» свои короли и придворные, они обожают охоту и турниры и напропалую флиртуют со своими волосатыми дамами, передразнивая куртуазных рыцарей бургунд- с кого двора. Бавона в Брюгге (ил. 3). Слева — Бог создал Еву из ребра спящего Адама.
Самым значительным произведением ван Эйка стала выполненная совместно с братом Губертом роспись алтаря церкви Св. Питер Брейгель Старший (1525-1569) предположительно родился около Бреды, был принят в члены антверпенской гильдии художников, затем отправляется в традиционное путешествие по Италии. Эта картина до сих пор остаётся неразгаданной тайной великого живописца. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи.
В картинах крестьянского танца звучит голос свободы. Эта картина – одна из наиболее известных. его усовершенствовали. В нижнем ярусе «Поклонение агнцу» (символу крестной жертвы) представляет грандиозную панораму мира, в котором потоки людей движимы любовью к Творцу. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим.
Художники Возрождения разрабатывают принципы линейной перспективы. Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Адам и Ева пытаются скрыть наготу. В композициях «Уборка урожая» и «Возвращение стада» он первым даёт яркие картины крестьянского труда не меньшей яркостью от мечены сцены отдыха и веселья жителей нидерландской деревни в картинах «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец». Готическая архитектура Нидерландов — это не только храмы, но еще больше ратуши, городские стены и башни, дома купеческих и ремесленных гильдий, торговые ряды, склады и, наконец, жилые дома характерного, надолго укоренившегося типа: с узкими фасадами и высокими треугольными или ступенчатыми фронтонами.
В центральной части раскинулся волшебный «сад любви», населённый множеством обнажённых фигур, которые плавают, скачут, оседлав оленей, грифонов, пантер, кабанов, составляют невиданные кавалькады. Уже в 1490 г. Дюрер покидает Вольгемута и начинает самостоятельную творческую жизнь. Большую популярность гуманисту принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия, схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Повествование обычно граничит с фольклором, Брейгель писал картины-притчи.
Следуя за Шонгауэром, он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства. Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного «Мужицким» (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г. ).
Огромную роль в этом культурном подъёме сыграло книгопечатание. Даже не будучи дикими по натуре или воспитанию, немецкие князья и рыцари культивировали дикость как стиль поведения. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498). Вот таким образом влияние риторических обществ в народных массах было очень значительным.
Весьма умеренных взглядов придерживался выдающийся гуманист, филолог и философ Иоганн Рейхлин (1455—1522), но его стремление обнаружить божественное в самом человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным аргументом в борьбе с засильем официальной церкви. У него особенное выражение – бережно и трепетно внемлющее выражение человека, который весь ушел в созерцание.
Полные злобной активности, эти существа объединяются с маленькими беспомощными фигурками людей, птицами, рыбами, зверями, порождая ощущение низменного, суетного, лишенного разумной основы существования. Адам просит Ангела простить их. Одна из них, наиболее знаменитая -«Несение креста», где Христос изображен в окружении монстров, он закрыл глаза будто устав от людских пороков.
Страна находилась под властью Габсбургов, которые ее беззастенчиво грабили. Х. Мульчер, К. Виц). 1536). Начиная с XV в. Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Они излишне хрупки, но на них роскошные модные платья, прекрасные прически.
для капеллы Вейдта в гентской церкви св. 1480—ок.
В то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством, тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь. Важнейшее место в творческом наследии Дюрера занимают гравюры "Рыцарь, Смерть и Дьявол" (1513), "Св. Он считал, что «Сад наслаждений» – это нравоучительная картина: изображение земной жизни человека, погрязшего в греховных наслаждениях и обречённого на гибель в аду. Их украшали роскошно, расписывали их лучшие мастера.
Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. Но Бог так решил.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Влияние его па современных художников, в том числе и на художников Дунайской школы, было велико оно проникло даже в Италию, во Францию. Гуманизм утверждает веру в безграничные возможности человека. Но даже после смерти судьба не становится к нему благосклонней.
Начало нового творческого подъема граничит с поездкой Дюрера в Нидерланды (1520-21), где он, кроме многочисленных беглых зарисовок, сделал ряд превосходных графических портретов ("Эразм Роттердамский", уголь, 1520, Лувр "Лука Лейденский", серебряный карандаш, Музей изящных искусств, Лилль "Агнес Дюрер", металлический карандаш, 1521, Гравюрный кабинет, Берлин и др. ). Высокое Возрождение отмечено расцветом героической поэмы. Величественная, погруженная в мрачное размышление крылатая Меланхолия, окруженная хаотическим нагромождением орудий ремесла, символов наук и быстротекущего времени, трактуется обычно как олицетворение мятущегося творческого духа человека (гуманисты эпохи Возрождения видели в людях меланхолического темперамента воплощение творческого начала, "божественной одержимости" гения). В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями.
Каждая страна имела свои особенности в становлении культуры Возрождения, но наиболее самобытный характер Северного Ренессанса проявился в художественной культуре Нидерландов и Германии. По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Это – Рай.
И, как следствие, — изгнание из Рая. Его расцвет пришелся на конец XVI — начало XVII века, достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира (1564—1616). Главными центрами искусства были Антверпен, Нюрнберг, Аугсбург, Галле, Амстердам.
Поля рукописей заполнены изображением современной Фуке толпы, пейзажами родной Турени. Интерес к человеку Брейгеля породил картины на темы фламандских поговорок. Становление нового искусства началось в первой трети XV в. Живописцу Яну ваи Эику безоговорочно принадлежит первенство в нидерландском ренессансе.
Rinascimento от «ri» — «снова» или «заново рожденный») — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре нового времени. Это последняя из известных картин Питера Брейгеля. Их медленный осторожный шаг прерывается: идущий первым, падает. В XV в., начиная с творчества Яна ван Эйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии в XVI в., отличаясь необыкновенным разнообразием, обилием мастеров разных местных центров, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного великого художника — Брейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета искусства во Фландрии и Голландии XVII в. Образы десятков персонажей и отдельные сцены, в том числе с панорамными пейзажами, написаны в Гентском алтаре с ювелирной тонкостью, пронизаны благоговейным отношением к человеку и миру. Его внимание особенно привлекает изучение жизни растений и животных, населяющих землю.
Земля пустынна и суха, только в центре оазис, окружённый стеной. Красота, гармония изящество рассматриваются как свойства действительного мира. в Германии, Нидерландах и Английская революция. Существует несколько теорий пытающихся объяснить внезапный переход к реализму ван Эйка. Отличие от итальянского искусства заключается в том, что на севере ничего не возрождалось.
Самое прославленное произведение братьев – большой Гентский алтарь. Из их среды вышли и некоторые руководители Мюнстерской коммуны, в частности Иоанн Бокельзон (Лейденский). Губерт и Ян ван Эйки – основоположники реализма в Нидерландах. На правой ад.
В его живописи особенно отчетливы готические мотивы. Особенного расцвета достигло изобразительное искусство. Уже в раннем портрете Освальда Креля (ок.
благую весть о скором рождении Христа. Тема смерти — частая тема его графических листов.
Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Наделенные сверхчеловеческим могуществом, воинственные и похотливые, ни в чем не знающие удержу «дикие люди» это слегка ироничный автопортрет немецкой знати и под ражавшего ей городского патрициата. Одним из выдающихся его представителей, творчество которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и культуры в течение длительного времени, был художник и мастер гравюры Альбрехт Дюрер (1471— 1528). Мастера Северного Возрождения пытались по своему решить те же проблемы.
Другая особенность искусства этого периода — экспрессивность. На наружных сторонах – благовещение и коленопреклоненные фигуры донаторов (заказчиков): так выглядел алтарь закрытым, в будничные дни. Эти произведения, написанные с чувством любви к простым людям, лишены какой бы то ни было идеализации.
В небольшой алтарной картине "Поклонение св. Как никто, Брейгель выразил дух своего времени и его народный колорит. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Его именуют еще «елизаветинской эпохой».
У них был общий очаг —- Бургундия. Незадолго до смерти он написал картину «Слепые». Рай (Левая створка) Сюжет левой части показывает библейскую историю создания первых людей и их изгнание из Рая. Тема внешних створок – сотворение мира.
Но данный способ был известен раньше. Начат Губертом, окончен Яном в 1432 году. В культуре Германии эпохи Возрождения выделяются следующие периоды: – 1430– 1490 гг. Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен).
Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным. И в портретах (портрет Карла VII, около 1445) и в религиозных композициях (диптих из Мелена) тщательность письма сочетается с монументальностью в трактовке образа. музей и галереи Каподимонте). Самое известное произведение – Гентский алтарь – двух ярусный складень на 12-ти досках. Огромную роль в этом культурном подъеме сыграло книгопечатание. Изъяснялись и писали "риторики" на местных наречиях, понятных простому народу. 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией.
Из темной влаги выступают очертания суши. Заяц – символ вожделения и страха смерти, уши – знак несчастья. В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи). На них печать глупости, дурашливого веселья, бессмысленного внимания. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму. Среди них – знаменитое «Распятие». Народные праздники изображены в картинах Битва масленицы и по- ста (1559), Игры детей (1560), жизнь крестьян и природа – в живописном цикле Месяцы (Охотники на снегу и других), в работе Крестьянский танец.
Христос, несущий крест 1515-16гг. Это неизбежно порождало мысль о ничтожности отдельного человека и его деятельности. В то время как итальянцы чтут совершенство в природе, Босх отказывает ему.
Начиная с XV столетия Нидерланды становятся одним из основных очагов европейской культуры. Портреты и автопортреты Важнейшее место в живописном наследии Дюрера занимает портрет.
Эти продуманные, тщательно сбалансированные композиции с плавно чередующимися пространственными планами – первые "чистые" пейзажи в истории европейского искусства. Под идейным знаменем Реформации проходили крестьянские войны 1524—1526 гг. Однако все искупает и в себе концентрирует колоссальный талант Питера Брейгеля. В композициях "Уборка урожая" и "Возвращение стада" он первым даёт яркие картины крестьянского труда не меньшей яркостью от мечены сцены отдыха и веселья жителей нидерландской деревни в картинах "Крестьянская свадьба" и "Крестьянский танец". – Предвозрождение, время становления новой культуры – 1490– 1517/20 гг.
Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного "Мужицким" (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г. ). Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения. Его портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). До конца XV в. Ренессанс был явлением только итальянской культуры. В принадлежащем его кисти парном портрете супругов Арнольфини изображение обыкновенных людей, одетых по тогдашней довольно вычурной моде, в обыкновенной комнате с люстрой, балдахином, зеркалом и комнатной собачкой представляется каким-то чудесным таинством.
В миниатюрах почти всегда присутствуют человеческие фигуры. Огромные фигуры апостолов Иоанна, Петра и Павла, евангелиста Марка, олицетворяющие, по свидетельству некоторых современников Дюрера, четыре темперамента, трактуются с такой монументальностью, что могут быть сопоставлены только с образами мастеров итальянского Высокого Возрождения. 1465—1495), лиризмом и изяществом творчества Ганса Мемлинга (ок.
Картины художников, шедших за Дюрером, стали носить чисто светский характер. 1502-05, ксилографии).
Трёхстворчатый алтарь, но он не для молитвы, а скорее для раздумья.
Янса (ок. Бавона). В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже абсолютно иным мастером. Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, сложный, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток на все его искусство.
Примером может служить позднеготический, так называемый «мягкий стиль», где неожиданно зазвучали идиллические, нежные до слащавости ноты. Весна, Возвращение стад. Озверелая толпа готова разорвать человека, который не убил, не украл.
Первыми шедеврами Брейгеля стали «Нидерландские пословицы» и «Детские игры».
Большое место в творчестве Фуке занимают миниатюры. Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. В то же время, ренессанс не был полностью светской культурой.
1498-1510) и две серии "Малых страстей" (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11) они получили наибольшую известность у современников. Поздние работы Работая после 1514 при дворе императора Максимилиана I, Дюрер был загружен официальными заказами, самым трудоемким из которых было создание колоссальной, отпечатанной на 192 досках раскрашенной литографии "Арка Максимилиана I" (в работе над ней, кроме Дюрера, участвовала большая группа художников). Грюневальд, жизнь которого еще мало изучена, представляет другое направление немецкого Возрождения: чувства для него господствуют над разумом, a субъективность — над объективным анализом. В его картинах отражается активная деятельность людей, не имеющая никакого смысла.
Затем он попадает в турецкий плен, где проводит пять лет. Эти картины написаны в самое тяжёлое для нидерландского народа время в 1566-1567 годах.
Изъяснялись и писали «риторики» на местных наречиях, понятных простому народу. К сожалению, эта работа знаменитого живописца не сохранилась. В центральной части триптиха раскинулся чудесный волшебный «сад любви», населенный множеством обнаженных фигурок мужчин и женщин. (Л. Рисунки Дюрер был равно одарен как художник, гравер и рисовальщик рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов.
Его судьба сложилась невероятно трудной, полной страданий и несчастий. Первым попытался расшифровать изображение триптиха монах Хосе де Сигуэнца в 1605 году. что ван Эйк родился между 1390 и 1400 гг.
Огромным авторитетом и влиянием в среде гуманистов пользовался Эразм Роттердамский. В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирических произведений с элементами острой социальной критики (гравюры «Битва сундуков и копилок», «Пиршество тощих», «Пиршество жирных»). становится поиск идеальных пропорций человеческого тела, секреты которых он ищет, рисуя обнаженные мужские и женские фигуры (Дюрер первым в Германии обратился к изучению обнаженной натуры), суммируя их в гравюре на меди "Адам и Ева" (1504) и одноименном большом живописном диптихе (ок.
Ван Эйк писал и портреты, в одном из которых («Портрет четы Арнольфини») одним из первых использовал «зеркальную» тему (зеркало на картине за спинами портретируемых отражает самого художника). В 1526 г. он создает свое последнее живописное произведение — «Четыре апостола», станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов. Глубокий социально-философский смысл имеет картина Слепые (1568 г. ) – евангельская притча использована для олицетворения слепоты недальновидного человечества, не знающего своей судьбы.
Ян ван Эйк пишет портреты, выполняет заказы на библейскую тематику (Мадонна канцлера Ролена, Портрет четы Арнольфини). Складывается новая светская интеллигенция. Одним из первых итальянцев, воспользовавшихся изобретением ван Эйков, был Леонардо да Винчи. Экспрессия и напряженность свойственны и окружающему героев пейзажу, драпировкам, одеждам. Питер Брейгель Мужицкий по происхождению выходец из крестьян.
Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников. Пьесы Шекспира (всего их насчитывается 37) отражали политическую и духовную жизнь Англии той эпохи. портрет становится ведущим жанром в творчестве Дюрера и в гравюре на меди (портреты крупнейших гуманистов его времени – Филиппа Меланхтона, 1526, Виллибальда Пиркхеймера, 1524, Эразма Роттердамского, 1526) и в живописи ("Портрет молодого человека", 1521, Картинная галерея, Дрезден "Мужской портрет", 1524, Прадо "Иероним Хольцшуэр", 1526, Картинная галерея, Берлин-Далем и др. ). Вот таким образом влияние риторических обществ в народных массах было очень значительным. В триптихе «Сады земных наслаждений» на переднем плане расположены идиллические группы мужчин и женщин, поедающих вишни, землянику, клубнику и виноград – символ неузаконенной брачными узами любви. В Эрмитаже есть картина крупного нидерландского мастера Рогира ван дер Вейдена «Св. Личность, могучая и прекрасная, становится центром идеологической сферы. Тяга к самопознанию, водившая рукой 13-летнего мальчика ("Автопортрет", 1484, рисунок серебряным штифтом, Альбертина, Вена) получает дальнейшее развитие в трех первых живописных автопортретах (1493, Лувр 1498, Прадо 1500, Старая пинакотека, Мюнхен), причем в последнем из них мастер изображен строго в фас и его правильное лицо, обрамленное длинными волосами и небольшой бородкой, напоминает об изображениях Христа-Пантократора. Renaissance итал.
О Губерте мало сведений, Ян ван Эйк (около 1390-1441) – смелый новатор, художник философского понимания жизни, обратившийся к изучению натуры. Философской основой Северного Возрождения был пантеизм (обожествление вселенной, природы). Творчество Дюрера оказало огромное влияние на развитие германской живописи и гравюры.
Наверху в центре деисус – бог-отец на престоле с Марией и Иоанном Крестителем по сторонам. Братьям приписывается изобретение масляной живописи. Это его творчество проникнуто каким-то особым настроением. На левой створке триптиха, что вполне канонично изображен рай и сотворение Евы.
В 1520-е гг. Основная тема его искусства зрелой поры – изображение жизни народа. Объединяют культуру различных европейских народов идеи гуманизма.
Они не составляют единого целого их облик – это облик людей, живущих по законам «перевернутого мира». Мастер изображает нидерландскую деревню, пишет в жанре фантастического гротеска имеющего реальную основу (Страна лентяев, Крестьянская свадьба, Охотники на снегу из цикла Времена года, Сенокос, Падение Икара, Избиение младенцев). Вот таким образом влияние риторических обществ в народных массах было очень значительным. Реформация положила начало протестантизму (в узком смысле реформация — проведение религиозных преобразований в его духе).
Одним из центров гуманизма стал основанный в 1575 г. Лейденский университет. Ужас сконцентрирован не в сюжетной ситуации (овраг не глубок), а в образах – череда ужасных лиц, подвижных и разнохарактерных. Створки грандиозного алтаря расписаны в два яруса и внутри и снаружи. Излюбленный тип композиции Брейгеля – большое пространство как бы увиденное с вершины.
"Праздник четок" (точнее – "Праздник венков из роз") – одна из самых больших (161, 5х192 см) и наиболее мажорная по интонации живописная работа Дюрера она наиболее близка итальянскому искусству не только мотивами, но и жизненной силой, полнокровием образов (большей частью портретных), полнозвучием красок, широтой письма, равновесием композиции. Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища усталые пастухи, что гонят стадо к дому косцы возле тучных хлебов и т. д. ). Техника масляной живописи нидерландских художников распространилась по Европе. Вершиной творчества мастера стали три знаменитые гравюры: «Всадник, смерть и дьявол», «Святой Иероним», «Меланхолия», в которых ярче всего выражены стой кость духа людей того времени их готовность отвергнуть любые искусы их горестные размышления о конечном результате борьбы.
На рубеже двух веков Иероним Босх (до 1460—1516) связал воплощение по-ренессансному многообразных и острых впечатлений от современного быта, типов людей, мира природы с мрачной и горькой фантастикой, демоническими образами кишащей повсюду нечистой силы. Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв.
В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис», 1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах искусства. К этому же периоду относится и знакомство знаменитого живописца с крупными немецкими мыс- лителями-гуманистами, в числе которых был В. Пиркгеймер. Северное Возрождение получило своё название по географическому принципу. Ад – оскудневшая, вытаптанная земля фонтана жизни нет, «трухлявое дерево смерти» растёт из замёрзшего озера.
В конце жизни Сервантес уходит в монахи. На рубеже 14 и 15 вв.
Братья – Ян и Губерт ван Эйк Ян ван Эйк начал как миниатюрист. В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирических произведений с элементами острой социальной критики (гравюры "Битва сундуков и копилок", "Пиршество тощих", "Пиршество жирных"). Обе картины можно читать, как долгую историю. В изобразительном языке Дюрера исчезает всякая дробность, красочная пестрота, линеарная жесткость. и закончилось уже в 1530—40-х гг. Эти произведения, написанные с чувством любви к простым людям, лишены какой бы то ни было идеализации.
Религиозная тематика перестала играть доминирующую роль в немецком искусстве. Среди этого кошмара, Христос и Вероника кажутся спокойными и отстранёнными. Названный позднее Гентским, алтарь, расписанный знаменитым мастером имеет сложную судьбу. Осень, Охотники на снегу. Выпуклые зеркала были более доступны. Из их среды вышли и некоторые руководители Мюнстерской коммуны, в частности Иоанн Бокельзон (Лейденский). Где то эти символы согласуются со средневековыми традициями (чревоугодие – свинья, гнев – лев, грифон – зависть, осел – жадность), а где то они абсолютно неожиданны самобытны и не подлежат простому объяснению.
Не сохранилось ни одного его портрета. Тема дороги – это тема хода жизни.
Возрождение граничит с процессом формирования светской культуры, гуманистического сознания. Этот часослов стал энциклопедией повседневной жизни Франции того времени. Основные этапы и жанры литературы эпохи Возрождения связаны с эволюцией гуманистических концепций в период Раннего, высшего и Позднего Возрождения.
Реформация (от лат. Характерная черта культуры Возрождения — тесная связь науки и искусства. Впечатление зловещей фантастичности усилено еще и тем, что Брейгель представил Смерть в виде бесчисленных полчищ воинов-скелетов, влекущих толпы людей — кардиналов и королей, крестьян и солдат, женщин и монахов, рыцарей, любовников, пирующих — к огромному распахнутому гробу. Великий гравер, художник и рисовальщик в своем творчестве сумел оченьтонко пере дать дух эпохи с ее настроениями хилиазма (вера в тысячелетнее правление Иисуса Христа и праведников), предчувствием конца света, но вместе с тем и появлением нового гуманистического мышления.
Особое место в формировании и утверждении этого жанра принадлежит Босху и Брейгелю. Большую роль сыграл Дюрер в становлении национального пейзажа: замечательные ландшафты художника заставили последующие поколения живописцев взглянуть на природу иными глазами. Сюжеты ею картин демонстрировали отрицательные явления жизни. Мертвенно-бледное сияние луны освещает безлюдный мир.
Босх триптих «Воз сена» Нидерландская пословица гласит: «Мир – это воз сена и каждый берет из него все что удастся ухватить» Развивая эту тему в своей картине, Босх вновь напоминает человеку о тщетности земных желаний и их тесной связи с пороками, о реальной людской нищете, ведь земные блага – это только сено. Иероним в келье" (1514), "Меланхолия" (1514), образующие своеобразный триптих.
Живопись 1494-1514 г. Первая значительная работа Дюрера – серия пейзажей (акварель с гуашью, 1494-95), выполненных во время путешествия в Италию. Принцип гуманизма, т. е.
Самая известная его картина Слепые написана незадолго до смерти. Здесь же размещены фигуры Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Высокая одухотворенность отличает каждое лицо. Но на рубеже XV-XVI вв.
Троице" (1511, Музей истории искусств, Вена). Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью. В нижнем ярусе – «Поклонение Агнцу», сюжет из откровения Иоанна Богослова. Образ вселенной создают 12 изображений на наружных створках полиптиха (в закрытом виде) и 14 на внутренних (в раскрытом виде) – небесные сферы, населенные небожителями и земля с се далями, лесами, долинами и горами. Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Картина посвящена словам Христа: «Может ли слепой водить слепого». Сочетание библейского сюжета с реальной действительность ярко проявилось в картине «Мадонна канцлера Ролена».
Агнец – мистический символ апофеоза ожидающего праведников. Затем обнаженные Адам и Ева в человеческий рост и группы музицирующих и поющих ангелов. Человеческие фигуры на картинах очень динамичны, нередко их пропорции деформированы. Но все детали прописаны подробно, четко.
Этим они объясняют сдвиги в перспективе на его картинах. для нее не было построено постоянное помещение, названное Театр «Глобус».
Бог наблюдает за ангелами. По сути, всего в два цвета — ярко-красный и синий — написана мадонна меленского диптиха (моделью для нее послужила возлюбленная Карла VII — факт, невозможный в средневековом искусстве). Грозный характер носит образ Фортуны на одной из лучших его резцовых гравюр, вошедшей в историю искусств под названием "Немезида" (начало 1500-х гг. ). К середине 10-х годов относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», 1513 «Св. Вырабатывается новая система художественного видения мира.
Эти фигуры больше человеческого роста. Босх написал довольно много картин на тему страстей (страданий) Христа. Обычно в часословах месяца года изображались как сцены работы и отдыха.
Его прославленные акварели "Кусок дерна" и "Заяц" (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). Фрески почти совсем исчезли, оставался витраж, сохранявший довольно высокие качества. Вода, фонарь, нож, коньки – символы мужской и женской сексуальности. Аллегории Босха многогранны и неоднозначны, они вполне актуальны и сегодня, поскольку всегда актуальна тема борьбы добра со злом, «полем для которой являются человеческие сердца».
Лимбурги же изобразили всё, что только возможно. Об этих гравюрах написаны тома исследований. Главное творение ван Эйка- грандиозный Гентский алтарь – полиптих (т. е.
Это Возрождение в странах, располагающихся севернее Альп: Нидерланды, Германия, Франция, Англия. Одной из главных тем творчества Дюрера в 1500-х гг. На некоторых миниатюрах можно увидеть портреты современников художника («Представление Этьена Шевалье Богоматери»). Фуке — талантливый хроникер, его произведения удивительно точно, подробно и правдиво описывают исторические события. Сатира гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям, развитию предприимчивости. Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания имеют иносказательное религиозно-нравственное значение.
В крепких, сильных фигурах крестьян художник подчёркивает грубоватую мужественность с замечательной верностью передаёт Брейгель черты крестьянского быта. Первый крупный художник французского Возрождения — Жан Фуке (около 1420-1481), придворный художник Карла VII и Людовика XI. 1525—1569).
В молодости он посетил Италию. Бавона. Лука пишет Мадонну» (евангелист Лука считался художником и покровителем цеха живописцев).
Это было последнее произведение Босха. Время наивысшего расцвета творчества Брейгеля – с 1550 по 1569 гг. Идея взята из нидерландских пословиц: «Мир – стог сена и каждый старается ухватить с него сколько сможет». Долгое время Дюрер занимался также и вопросами архитектуры (строительство домов и сооружение фортификаций).
Изъяснялись и писали риторики на местных наречиях, понятных простому народу. Иероним» и «Меланхолия», 1514 (резец, гравюры на меди). АНГЛИЙСКИЙ Ренессанс прославился не столько живописью и архитектурой, сколько театром. Одна из характерных черт живописи Северного Возрождения — натурализм.
Возрождение или Ренессанс (фр. Создав философскую притчу, полную горечи и пессимизма, несомненно, навеянную реальным драматизмом рубежно – революционного периода истории Нидерландов, мастер трансформирует религиозные представления о мире в поэтическую метафору безмерной и грозной власти слепой судьбы. Св. Культура немецких городов в XV веке оставалась средневековой. В работах Мадонна канцлера Ролена (около 1434 г. ), Мадонна каноника ван дер Пале (1436 г. ) идет формирование портретного жанра, особенности которого воплощаются в портретах кардинала Альбергати (около 1431 г. ), четы Арнольфини (1434 г. ) и других.
В раскрытом виде алтарь вшестеро больше. На почётном месте сидит невеста, но жениха не видно. Босх изображает вселенную в виде прозрачного стеклянного шара.
Современниками Дюрера были крупные мастера живописи Ганс Гольбейн Младший, Грюневальд и Лукас Кранах Старший (1472—1553). 1440—1494), который сочетал опыт предшественников и достижения итальянских живописцев. Христос идёт направо – навстречу смерти Вероника налево – в мир жизни, унося его лик на платке (по преданию она обтёрла лицо Христа). В своих гравюрах Дюрер в гораздо большей мере, чем в живописных работах, опирается на чисто немецкие традиции, проявляющиеся в чрезмерной экспрессии образов, напряженности резких, угловатых движений, ритме ломающихся складок, стремительных, клубящихся линий. Живопись и скульптура постепенно отдалялись от архитектуры, утрачивали ту органическую сращенность с ней, которая была залогом цельности и жизненности готического стиля.
Все это привело к появлению картин на бытовые темы. Мастера Северного Возрождения пытались по своему решить те же проблемы. В северных провинциях многие члены риторических обществ Амстердама, Лейдена и других городов примкнули к революционному анабаптизму и активно участвовали в крестьянско-плебейских восстаниях 1534—1536 гг., находившихся в прямой связи с Мюнстерской коммуной. Примерные хронологические рамки эпохи — начало XIV— последняя четверть XVI веков и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Заснеженная земля в соседстве с голубовато-зеленым льдом прудов и тускло-синим небом создает ощущение стылого холода в Зиме. Ещё более страшными делают эти лица переполняющая фанатичная жестокость, скотское равнодушие, тупое злорадство – это настоящий «человеческий зверинец».
Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос. Сюжет поклонения Агнцу взят из «Откровения Иоанна», где сказано, что после конца греховного мира на землю снизойдет град божий, в котором не будет ночи, а будет вечный свет и река жизни «светлая как кристалл» и древо жизни, каждый месяц дающее плоды и город – «чистое золото, как прозрачное стекло». Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками — от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Основная тема его искусства зрелой поры – изображение жизни народа.
Так смотрели на натуру старые нидерландские мастера. Правая створка – ад, левая створка – рай. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо. Оба они выступали за возвращение к изначальным ценностям веры (к ее фундаменту) и требовали серьезных изменений (реформации) существующей религиозной практики. В гибельную погоню за сеном вовлекаются представители всех сословий (воины, учёные, знать, короли, церковники и т. д. ), колёса безжалостно давят застигнутых в расплох неудачников, а на возу расположилась компания беспечных баловней судьбы.
Верхняя часть панели показывает Небеса. Немецкие феодалы и сами охотно подтрунивали над собой, стилизуясь под «диких людей» — древнегерманских родичей сатиров и нимф, сказочных обитателей непроходимых лесных чащоб. Грехи представлены в картине в символическом виде.
Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике. Изобретение масляных красок приписывается им. Тяжесть креста утраивается этими лицами искаженными страстями.
Множество деталей, некоторая манерность нейтрализовались удивительной красотой колорита. Ян ван Эйк (1390-1441) стал подлинным реформатором живописи. Его мадонны и другие библейские героини – явные горожанки, современницы художника. Отличие от итальянского искусства заключается в том, что на севере ничего не возрождалось. Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м.
Изображения ими библейских и евангельских сюжетов отличает особый динамизм и экспрессия. В конце 90-х годов Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью несколько позже создает Малые и Большие (по величине досок) «Страсти Христовы» и несколько живописных автопортретов. Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким».
Канцлер, выступающий в роли донатора (заказчика и дарителя картины) изображен коленопреклоненным перед мадонной, а за окном виден реальный город, его жители. Это царство птицеголового дьявола, который заглатывает грешников, пропускает их через свою утробу и низвергает в бездну. Резким контрастом ранним, спокойным и ясным живописным работам стала уже его первая большая графическая серия – 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). Накаленная религиозными распрями атмосфера, ожидание пришествия антихриста и гибели мира, надежда на Божью справедливость воплотились в величайшем творении Дюрера «Апокалипсис». На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса.
Наружные створки – «Благовещение» с коленопреклоненными донаторами. В центральной части основная тема картины – сады земных наслаждений. К годам творческой зрелости Дюрера относятся его самые сложные, гармонически упорядоченные многофигурные живописные композиции – выполненный для одной из венецианских церквей "Праздник четок" (1506, Национальная галерея, Прага) и "Поклонение св. Итальянский гуманизм проникнут пафосом великого в человеке и страстью к классическим формам, нидерландцы поэтизируют «среднего человека» им мало дела до классической красоты и гармоничных пропорций.
1507, Прадо). Братья Губерт и Ян ван Эйки первоначально были миниатюристами. Одним из центров гуманизма стал основанный в 1575 г. Лейденский университет. Гений художника воплотился в главном произведении — «Изенгеймском алтаре» (1512—1515), где мистические образы соседствуют с гуманистическими, просветленными. В изобразительном языке мастера нет дробности, красочной пестроты, линеарной жесткости.
И Ева со страхом и неуверенностью смотрит в будущее. Испанское Возрождение представляет прежде всего Сервантес (1547-1616), автор знаменитого «Дон Кихота Ламанчского». Место его могилы неизвестно. Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
1400—1464). По праздникам створки распахивались, в раскрытом виде алтарь становился вшестеро больше и перед прихожанами возникало, во всей лучезарности ван-эйковских красок, зрелище, которое должно было в совокупности своих сцен воплощать идею искупления человеческих грехов и грядущего просветления. Ян ван Эйк был и выдающимся портретистом. Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного Мужицким (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г. ). Иероним.
Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве) и в области резцовой гравюры на меди. Чтобы полнее выразить свое ощущение «мира как рая», каждая частица которого прекрасна и причастна общей одухотворенности, художник усовершенствовал технику масляной живописи и продемонстрировал такое богатство ее возможностей, такую светоносную красочность, что его открытия подхватили в Италии поры раннего Возрождения, а также и в других странах. Точным, четким по характеристике портретам (живопись и рисунок) Гольбейна Младшего, его картинам на религиозные темы, гравюрам свойственны реализм, ясность и величие искусства Ренессанса, монументальная цельность композиции («Мертвый Христос», 1521).
Босх на своих полотнах создает множественное, раздробленное пространство. Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, «магического квадрата», летучей мыши и пр. Вершиной нидерландского искусства XVI в. является творчество Питера Брейгеля Старшего, прозванного «Мужицким» (родился между 1525 и 1530 гг., умер в 1569 г. ). А также подсвечник — невероятно сложный и реалистичный.
Правая створка – ад, в который превратилась земля. В последние годы жизни Дюрер издал свои теоретические труды: "Руководство к измерению циркулем и линейкой" (1525), "Наставление к укреплению городов, замков и крепостей" (1527), "Четыре книги о пропорциях человека" (1528). В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма. На рубеже 14 и 15 вв.
В развитии искусства этих стран нет синхронности, как нет единства в эволюции разных его видов (архитектура, отчасти скульптура и декоративно-прикладное искусство отставали в своём развитии от миниатюры и живописи). Основная тема его искусства зрелой поры – изображение жизни народа.
Створки алтаря расписаны в два яруса – снаружи и внутри. В композициях «Уборка урожая» и «Возвращение стада» он первым дает яркие картины крестьянского труда не меньшей яркостью отмечены сцены отдыха и веселья жителей нидерландской деревни в картинах «Крестьянская свадьба» и «Крестьянский танец». Из 129 миниатюр этой коллекции 65 принадлежать кистям братьев Лимбурги. Главными местами применения изобразительного искусства были надгробия и алтари.
Тем не менее его лучшие работы, написанные в начале XVI в., остаются образцом возрожденческой художественной культуры. Философия жизни, заключенная в его иносказаниях, горька иронична, но и мужественна. Ее развитие шло своеобразными путями. Третья гравюра — «Меланхолия».
В повседневной жизни риторических обществ сделались обычными диспуты на религиозные и политические темы инсценировки на злобу дня, составление листовок и памфлетов, порою резко антицерковного и антиправительственного содержания. Что касается других видов искусства, то наибольшую славу в XV—XVI вв. Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу.
Новые творческие импульсы были даны искусству Нидерландов во второй половине XV в. экспрессивными образами религиозных композиций Гуго ван дер Гуса (ок. Драматург Шекспир стал совладельцем театра. Самым крупным мастером середины столетия был Рогир ван дер Вейден (ок.
В начале своей творческой деятельности Брейгель создал ряд сатирических произведений с элементами острой социальной критики (гравюры «Битва сундуков и копилок», «Пиршество тощих», «Пиршество жирных»). В верхней части – Фонтан прелюбодеяния бьет из Озера похоти. 1498, Старая пинакотека, Мюнхен), "Поклонение волхвов" (ок. Сплошь обросшие волосами или листвой, «дикие люди» — излюбленный мотив геральдики, свадебных шкатулок, шпалер, орнаментов игральных карт — проникли даже на страницы украшенных миниатюрами Библий.
Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. Немецкая культура во многом отличается от итальянской.