В данной презентации для школьников рассказывается о том, что такое готический стиль в архитектуре, скульптуре, живописи, моде. Познавательная презентация введет Вас в мир готической скульптуры, сможете увидеть фигуры, которые находятся в Соборе святых Мауритиуса и Катарины, надгробную плиту Маргриты де Фой.
Это сказалось и в витражах и в миниатюрах и в раскраске скульптур. Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Отношение готических мастеров к окружающему миру носило более личный, эмоциональный характер. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье.
Готический стиль позаимствовали у французов архитекторы других стран, в том числе и Германии. Скульптура Поздней готики испытала большое влияние итальянского искусства. Камень за камнем, все выше и выше – метафизика духовного порыва, дерзости и, одновременно, христианского смирения, соединения мечты и реальности. Тенденция к индивидуализации характера и чувств рождает почти портретность Елизаветы Бамбергского собора (1230—1240), с суровыми чертами волевого лица, с мрачно-взволнованным взором.
На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Его заполняют гробницы ипамятники многих королей, литераторов, военачальников идругих людей, удостоенных этой высокой чести. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон.
М. – Белый город, 2004г. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам — Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг — ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) — праведники, вступающие в рай справа — демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже — разверзающиеся гробы и воскресение мертвых.
И эта дерзкая мечта реально, ощутимо воплощена в материальной, осязаемой форме. Именно это несоответствие постепенно усиливалось в развитии готического стиля. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой.
Система нервюров образует каркас, поддерживающий облегченную кладку свода. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. Энциклопедия живописи для детей» Наталья Ермильченко.
И круглая скульптура, которая получила такое название за возможность осмотра её со всех сторон и рельеф, который может быть низким (барельеф) или высоким (горельеф) взаимодействуют с окружающим пространством, меняясь с изменением освещения и точки зрения смотрящего. Причем в каждом соборе прослеживалась своя тема. Так появляются сквозные галереи, аркады, огромные окна.
Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Примерно в 1400 г. Клаус Слутер создал ряд значительных скульптурных работ для Филиппа Бургундского, такие как Мадонна фасада церкви погребения Филиппа, Kartause в Champmol около Дижона, стены Figurationen 1385 или фигуры фонтана Мозе (1395—1404). Художественный секрет готической архитектуры состоит в том, что ее архитектоника («зрительная конструкция») не совпадает с действительной. Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся изборожденным морщинами лицом исполненным трагического предчувствия. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Германия В XIIIв. В Германии скульптура была менее развита.
Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой.
Бамбергский всадник — воплощение мужества и рыцарской энергии. С появлением светской литературы (рыцарские турниры и пр. ) расширился круг иллюстрированных рукописей, также создавались богато иллюстрированные часословы и псалтыри для домашнего употребления. Гаргулья (от фр. Это Мария и Елизавета. Освобождение стен от нагрузки позволяло прорезать их огромными окнами — это стимулировало искусство витража.
В Германии хорошо известны работы Тильмана Рименшнайдера (Tilman Riemenschneider), Вайта Штоса (Veit Sto) и Адама Крафта (Adam Kraft). Художники стали стремиться к более достоверному и детальному воспроизведению натуры. Интерьер храма становился высоким и светлым. Его заложили около1227года.
Стены не ощущаются их как бы и нет. Они предстают скорее как воплощение деятельной жизни средневекового города. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Таким образом, устраняется резкая граница между клиром и посетителями. Статуи сохраняют теснейшую связь со стеной, с опорой.
Изначально был задуман такого огромного размера (в нем помещается 40 тысяч человек), что с большими трудностями смог быть частично завершен только к концу XVI в. Строительство началось в 1386 г., а в 1390 г. было объявлено о сборе средств и посильной помощи среди миланцев для ускорения строительства собора. Рельефы «Страстей Христовых» изображенные на ограде западного хора («Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Взятие под стражу»), полны необычайного драматизма, реальности происходящего, пронзительной достоверности. Это нововведение позволило сильно облегчить конструкцию за счет перераспределения нагрузок, а стены превратились в простую легкую «оболочку» их толщина более не влияла на общую несущую способность здания, что позволило проделать много окон и стенная роспись, за неимением стен, уступила витражному искусству и скульптуре. Основной принцип работы конструкции таков: свод более не опирается на стены (как в романских постройках), теперь давление крестового свода передают арки и нервюры на колонны (столбы), а боковой распор воспринимается аркбутанами и контрфорсами. в Вестминстерское Аббатство—главная национальная святыня Англии, расположенная в- Вестминстере.
Наиболее яркий, живописный пример немецкой готики – Кельнский собор, заложенный в XV в. и достроенный только к XIX в. Сначала были возведены хор, части нефа и южная башня. На период миниатюры.
Они рассчитаны на многолюдье, чтобы вокруг кипела жизнь. Человеческое лицо оживлялось выразительным взглядом, мыслью или переживаниями. Средневековые художники страстно любили чистые, яркие, звучные краски. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Гробницы помещаются прямо в храме, а не в темной подземной крипте, как в романских церквах. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами, зависели от установленного религиозными канонами месторасположения.
Внутри собор просторен, трансепт почти сливается с продольным пространством. Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Развитию нового стиля способствовал стремительный рост европейских городов и торговли. Тимпаны (внутреннее треугольное или полукруглое поле фронтона), арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги (остроконечный щипец над порталами и оконными проёмами готических зданий) украшались горельефами, декоративными рельефами и статуями.
Но, конечно, главный инструмент скульптора – это его руки. В Германии рано появляются конные изображения. Дьявол немедленно явился, передал заветные чертежи. Скульптуру отличает от живописи и графики, прежде всего, объём. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Святилище перестает быть чем-то недоступным и сокровенным. Глаза их смотрят слишком выразительно и проникновенно. Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи.
Она с огромной силой извергала воду, переворачивая рыбацкие лодки и затопляя дома. «gotico»— непривычный, варварский сначала использовалось в качестве бранного. Ведущим архитектурным типом стал городской собор: каркасная система готической архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы боковой распор крестовых сводов, выложенных на нервюрах, передается аркбутанами на контрфорсы) позволила создавать небывалые по высоте и обширности интерьеры соборов, прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами. Накопленные богатства и были направлены на создание новых величественных соборов, крепостей, замков, дворцов, правительственных сооружений. В готике отразились кардинальные изменения в структуре средневекового общества.
Имеет пять нефов и напоминает французские модели. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. 1270—1288).
Вследствие этого он терял чистоту стиля готики, но обогащался чертами других стилей и насыщался образцами искусства (резьба кресел Алонсо Берругете-шедевры прикладного искусства Испании в хоре кафедрального собора). По плану должно было быть две башни на западном фасаде. Храм имеет 144 м в длину, 54 м в ширину с общей площадью 6160 кв. наместе, где ранее стояли несколько старых церквей. Их образы становились разнообразными, остроиндивидуальными, конкретными, возвышенное сочеталось в них с повседневным житейским. Ярким примером этого стиля могут служить колонны, украшенные статуями Христа, Богоматери и двенадцати апостолов, на хорах Кельнского собора (первая половина 14 в. ).
Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем. Одежды исполнены с большой любовью, очень тонко, но с преувеличенной тщательностью. Аркбутаны бывают двухпролетные, двухъярусные и комбинирующие оба этих варианта. Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают. м. Башни западного фасада высотой 157 м увенчаны ажурными шпилями из кованого железа (чисто немецкая особенность).
Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем.
Резкие угловатые формы, беспокойные ломаные складки одежд усиливают драматизм образа. Готическая скульптура — органическая часть архитектуры собора.
Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах. Развить кругозор, художественный вкус и эрудицию.
Этого было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. Столб-устой — мог быть простого сечения или же представлять собой «пучок колонн». Литература: Википедия (Готика) Энциклопедия Кругосвет: Вестминстерское аббатство, Кельнский собор «Знаменитые соборы Западной Европы.
Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. В Реймском соборе она даже определяет его внешний облик. В ранний период развития готики встречаются аркбутаны, скрытые под крыши, но они мешали освещать соборы, вот таким образом вскоре они были выведены наружу и стали открытыми для обозрения извне. Средневековые зодчие с гениальной интуицией применили здесь закон параллелограмма сил.
Нервюра — ребро арки свода, выступающее из кладки и профилированное. Расцвели ремесла в городах Милан, Сиена, Болонья, Флоренция. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Сделку нужно было совершить после первых криков петухов. Преподаватель: Гудилина С. И.
Он во многом утратил свою сверхреальную природу. Появление во ФранцииГотика зародилась в северной части Франции (Пикардия, Иль-де-Франс) в середине XII века и достигла расцвета в первой половине XIIIв. Центромрелигиозных реформв средневековой Франции было аббатствоКлюни, что в Бургундии, — старейший из монастырей орденабенедиктинцев. Ей часто посвящаются порталы. Погашение нагрузок системой контрфорсов позволило сделать более тонкими и стены. Они должны быть сильными и чуткими.
Обман затем вскрылся, но было уже поздно.
Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах. Завершается аркбутан наклонной плоскостью по направлению ската кровли. Английские короли расширяли и украшали аббатство.
В надгробии Филиппа IV Красивого (1327) лицо короля с тонкими бровями и широким приплюснутым носом не лишено своеобразия. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Готическая архитектура сменила архитектуруроманской эпохии в свою очередь уступила место архитектуре периодаВозрождения. Сам термин «готика» возник вНовое времякак презрительное обозначение всего привнесённого в европейское искусство варварами-готами.
Слово происходит от итал. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм. В храме—частице вселенной — стремились воплотить религиозную концепцию истории человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. И с каждой точки собор смотрится по-новому. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями.
Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Как и в других готических храмах, в Нотр-Дам де Пари нет настенной живописи и единственным источником цвета в однообразно-сером интерьере являются многочисленные витражи, вставленные в переплеты высоких стрельчатых окон. В характеристике святых появлялись человечность, мягкость. многие архитекторы стали копировать его, называя этот новый стиль неоготическими.
Скульптура Скульптура играла огромную роль в создании образа готического собора. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) — драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. По негласному сговору лётчиков, собор берегли как географический ориентир.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. Готическая архитектура— период развития западно- и центрально-европейской архитектуры, соответствующий зрелому и позднемуСредневековью (с конца XII по начало XVI века). Десятки тысяч скульптур, от цоколя до пинаклей, населяют собор зрелой готики. Сплошные своды заменяются реберными перекрытиями – системой несущих арок. Толедо был центром католицизма в Испании, вот таким образом собор постоянно достраивали (зал капитула, ризница, реликварий, даже гардеробный зал).
Тысячи скульптур и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Усилилась роль круглой пластики. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Это живые человеческие личности, каждая со своей неповторимой индивидуальностью и одновременно типы человеческих характеров той эпохи.
Их отношение к окружающему миру носит более личный, эмоциональный характер. В начале 14 в. готическая скульптура вступила в последнюю стадию своего развития.
Даже глина требует от скульптора напряжения, особенно если произведение большое. Ведь главное средство созидания в скульптуре — это работа рук. Она встала рано утром и прокукарекала вместо петуха.
Св. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Яркими представителями готической книжной миниатюры являются братья Лимбурги, придворные миниатюристы герцога де Берри, создавшие знаменитый «Богатейший часослов герцога Беррийского» (рис.
Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Готика продолжила начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего декоративного убранства. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Простота и изящество четких форм, плавность и чистота контуров, ясность пропорций, сдержанные жесты служили во французской скульптуре выражением нравственной силы, духовного совершенства. Множество мелких фигур и отдельных сцен размещалось в трансептах (поперечный неф в базиликальных и крестообразных по плану храмах), на консолях (в архитектуре выступающий из стены камень имеющий своим назначением подпирать какую-либо часть постройки, ещё более выступающую вперёд), цоколях, постаментах, контрфорсах, крышах.
Здание представляет собой пятинефную базилику, с планом в виде латинского креста, с галереей деамбулатория (обхода хора) и семью радиально расходящимися капеллами (венец капелл). И все это пространство обитаемо – собор и внутри и снаружи населен массой скульптур (в Шартрском соборе около десяти тысяч одних статуй). Статуи часто отделялись от стены, помещались в нишах на отдельных постаментах.
Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. Эти соборы не снаружи, ни внутри не кажутся подавляющими. Фигуры, сопровождаемые музицирующими ангелами, полны чрезмерного изящества.
Аббатство было построено при короле Эдгаре в10в. Готика – художественный стиль завершивший развитие средневекового искусства в Западной, Центральной и отчасти Восточной Европе. Солнечный свет, проникая через них, заливает храм целой радугой оттенков.
Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Взаимодействие архитектуры со скульптурой и живописью порождало то неповторимое разнообразие впечатлений, которым готика обогащала современников. Миланский собор (слева), 1386-1418гг.
Существует продолжение первой легенды: когда дьявол узнал об обмане, он сказал: «Да наступит конец света с последним камнем на этом соборе. ». Стала более свободной трактовка художественной формы, усилилась роль статуарной круглой пластики, ее взаимодействие с окружающей пространственной и световоздушной средой. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы.
Святые жены рыдают над гробом Спасителя, ангелы ликуют, апостолы в «Тайной вечере» волнуются, грешники в аду мучаются. В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Соборы и ратуши возводились по заказу городских коммун. Это искусство может доставить удовольствие даже людям, лишённым зрения.
Стиль готики драматичен, но не мрачен и не уныл. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Это делалось с целью предотвращения сдвигающих усилий. Архитектура готического собора – символ бесконечности.
Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. слева) около 1411—1416.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Строились и достраивались они долго — десятилетиями, а то и веками. Мысль зодчих идет к тому, чтобы расширить и облегчить систему сводов. Во Франции она оформляла в основном его наружные стены. Произведение скульптуры живёт в трёхмерном пространстве.
Отсюда интерес к характерным жизненным деталям, которыми они обогащали пластику. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу, как бы беседуют между собой, полны душевного единения. Но «трудные» материалы, такие как дерево, камень, подчиняются мастеру только, если в его руке есть инструмент, помогающий человеку подчинить строптивый материал своей творческой воле, благодаря которой рождается искусство скульптуры.
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Внимание сосредоточивалось на пластической и духовной выразительности лиц. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики — «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. Библиотека монастыря насчитывала 570 манускриптов и была среди крупнейших в тогдашней Европе. Архитектор был в безвыходном положении и согласился.
Башня кафедрального собораКафедральный собор в Толедо— среди крупнейших в Европе.