Презентация для школьников на тему Франс Хальс по мировой художественной культуре (МХК). Презентация картин голандского художника портретиста золотого века Франса Хальса.
Пушкина Марина Девовна Лошак, заведующий Отделом старых мастеров Вадим Анатольевич Садков, заведующая Сектором реставрации живописи Надежда Сергеевна Кошкина, доктор искусствоведения Марина Ильинична Свидерская, а также директор Департамента корпоративных коммуникаций ООО УК «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» Юлия Борисовна Мазанова. Портрет Виллема Хейтхаузена. От портрета регентш веет безнадежностью и тлением. 1622 г. Государственный музей.
Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях. Считается, что голландцы любили парные портреты, главным образом, за их компактность.
Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. 1600–1603) у К. ван Мандера в 1610 был принят в местную гильдию художников («гильдию святого Луки»).
Колорит его картин становится почти монохромным. Заломленная набекрень шляпа, первоначально дополнявшая костюм, служила достойным завершением внешнего облика героя, выставляющего напоказ свое пренебрежение к окружающему. Франс Хальс (1580 – 1666). Однако получал он за свою работу сущие гроши.
Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. На самом деле дело обстояло абсолютно иначе.
Смело ломая привычное представление о портрете как о точном, бесстрастном слепке с натуры, Хальс создает острый, яркий образ – характер, схваченный в один из моментов непрерывной изменчивости человеческого лица. Асимметричность композиции, динамика, сочность угловатого мазка усиливают тревожность сцены.
Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Халса. Амстердам. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св.
В выборе сюжета он традиционен. Проблемы транспортного права в юридической науке. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. Например, картина «Банкет офицеров стрелковой роты Св.
Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр). И всё же они упорно стремятся сохранить свои черты для будущих поколений. В картине доминирует черный цвет. 1625 -1630 г. Старая Пинакотека.
Герои его «Весёлого общества» (между 1б1б и 1620 гг. ) — участники масленичного гулянья. Командиры стрелков, назначавшиеся из местной знати, обычно заказывали групповой портрет. А еще в «Групповом портрете стрелков роты святого Адриана» присутствовала абсолютно особая нотка добродушия и патриархальности, присущая лучшим голландским портретам. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Кажется, что если бы в комнате были часы, мы услышали бы их тиканье. Часть персонажей сидит за столом, некоторые только чуть привстали, другие стоят во весь рост. Автор исключительных по драматической силе религиозных композиций («Положение во гроб»), мифологических («Вакх») и жанровых («Лютнист») картин. Но утверждать, что в кабаках он только и делал, что пьянствовал, нельзя.
А. С. Красочный слой наложен свободно и непринуждённо. Основоположником голландского реалистического портрета был Франс Хальс (Халс) (около 1580—1666), чье художественное наследие своей остротой и мощью охвата внутреннего мира человека выходит далеко за рамки национальной голландской культуры. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов.
И здесь излюбленным приемом художника была улыбка. От портрета веет живостью и непосредственностью и мы с удивлением узнаем – офицеры размещены, согласно традиции, в строгом соответствии с их рангом (слева направо). Позднее творчество Халса часто называют черно-белым периодом: черные костюмы, белые воротники («Мужчина в черной одежде», «В. – Вызывающе независимая поза (правая рука небрежно упирается в бок), распущенные по плечам волосы и эффектно наброшенный плащ, так же как взгляд прищуренных глаз и скептическая улыбка, рисуют человека самоуверенного и несколько надменного, самовлюбленного и преисполненного сознанием достоинства собственной персоны.
Композиция стала спокойной и строгой. Хальс преодолел чисто внешнюю связь персонажей, характерную для портретов его предшественников. Хальс родился в Антверпене, затем переехал в Гарлем, где и прожил всю жизнь. КАРАВАДЖО (Caravaggio) Микеланджело (настоящее имя Микеланджело Меризи) (28 сентября 1573, Караваджо — 18 июля 1610, Порто д039Эрколе, Тоскана) итальянский художник, реформатор европейской живописи 17 в., один из крупнейших мастеров барокко.
Демократизм его искусства обусловлен связями с традициями эпохи нидерландской революции. Если ранее в подобных композициях господствовала изокефалия (равноголовие), то теперь от нее не осталось и следа. Франс ХАЛС (Хальс, Гальс) (Hals) (между 1581 и 1585, Антверпен — 26 августа 1666, Харлем) -нидерландский художник.
РУБЕНС (Rubens) Питер Пауль (28 июня 1577, Зиген, Германия — 30 мая 1640, Антверпен) фламандский художник, рисовальщик, глава фламандской школы живописи барокко. Все в этой женщине просто и все прекрасно. За два года до смерти, в 1664 г., Хале снова возвращается к групповому портрету. При жизни пользовался большой известностью и имел многих учеников, однако умер в бедности. Творческое лицо Хальса сложилось к началу 20-х годов 17 века. Потоки солнечного света скользят по лицам, сверкают в кружевах и шелке искрятся в бокалах.
Мюнхен. Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. Кроме расположения людей, свободно сгруппированных вокруг стола в самых разнообразных позах и поворотах (в фас, профиль, три четверти), Хальс подчеркивает движение всеми имеющимися художественными средствами. Обвинение основывается на предположении, что Хальсу самому пришлось доживать свои последние дни в приюте и этими портретами он хотел отомстить за плохое обращение персонала. Приехав в Харлем, учился (ок.
Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова. Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Чистая радость бытия часто берет верх в его супружеских портретах (И. Масса с женой – наиболее гармонически-«ренессансное» произведение мастера, ок.
Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). Крус»). Лишь при реставрации, предпринятой в 1988 году, стало ясно, что это подлинник кисти Хальса.
Писал младенцев в пеленках, бродяг и смеющихся мальчишек, музыкантов. МОСКВА, 21 ноября в ГМИИ им. Здесь царит порядок.
Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. С блеском и силой энергичная кисть художника лепит объемы форм. А. С. В XVI веке искусство Голландии (в отличие от Испании, Италии и Франции) развивалось не в придворных центрах и великосветских салонах, а в маленьких провинциальных городках.
Луки и начинает работать реставратором при городском муниципалитете. Хальс расширил рамки портрета введением сюжетных элементов, запечатлевая портретируемых в действии, в конкретной жизненной ситуации, акцентируя мимику, жест, позу, мгновенно и точно схваченные. Пейзаж, на фоне которого написано добропорядочное семейство, принадлежит кисти Питера Молейна (1595 -1661) известного харлемского пейзажиста, довольно часто работавшего в творческом тандеме с Хальсом. 1580 -1666) родился в Антверпене. В 1610 г. Халс становится самостоятельным мастером и членом гильдии св.
Но улыбка для Хальса была не только средством оживления лиц, она имела для него и глубокий психологический смысл. В 1639 году Хальс создает свой последний групповой портрет харлемских стрелков. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Официальную часть вечера вела президент ГМИИ им. На картине изображен человек (по всей видимости – не совсем трезвый), развлекающий детей игрой на так называемом роммель-пот.
Его героини уже распростились с красотой, бодростью, желанием жить — со всем тем, что Халс привык ценить в человеке. Благодаря такой улыбке все на портретах выглядели здоровыми, крепкими и жизнерадостными. В 1610 году Хальс становится членом гильдии св. Кузнецов).
Известность пришла к Халсу после создания картины «Банкет офицеров стрелковой роты св. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа.
С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. После опознанный и отреставрированный Евангелист Марк был показан в Москве – сначала на ярмарке Russian Antiques and Fine Arts Fair в Центре изящных искусств на Волхонке, а затем в ГМИИ лондонской галереей Johonny Van Haeften, специализирующейся на голландцах XVII века. Здесь нет главного героя. Жил в Харлеме (член тамошней гильдии святого Луки с 1610).
Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. 1623, Музей Метрополитен, Нью-Йорк Портрет офицера, 1620-е годы, Музей собрания Уоллес, Лондон) либо в более интеллектуально-тонкой гордости (Молодой человек с перчаткой в руке, Мужской портрет, оба портрета – 1650-е годы, Эрмитаж, Петербург), но в любом случае картины кажутся частицами единого человеческого моря. Все присутствующие — равноправные участники праздника. Семейный портрет Исаака Массы и его жены. Вольнолюбивым дыханием овеян образ «Цыганки» (около 1630, Париж, Лувр).
Фигура молодого человека написана с ослепительной спонтанностью и ошеломляющей энергией. 40 -е годы стали переломными в живописи Хальса. Художник запечатлел стрелков во время традиционного банкета. Но сограждане прощали ему бесшабашность, они гордились своим художником.
Художник широкого мировосприятия, смелый новатор, он разрушил сложившиеся до него каноны сословного (дворянского) портрета 16 века. А. С. А. С.
Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача. Каждая фигура свободно размещена в пространстве. Праздник отличался размахом и длительностью.
Лишь один персонаж картины задумчив и печален – это чернокожий слуга, написанный позади своих хозяев. Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Однако в образах Хальса самого конца 30 х и 40 -х годов появляются задумчивость и грусть, прежде абсолютно чуждые его персонажам (портрет Виллема Хейтхаузена Брюссельского музея), а порой проскальзывает легкая ирония в отношении художника к ним. Даже в наиболее светлых местах, написанных с большим количеством белил, просвечивают грунт и объёмная фактура мазка, которые, органично входят в живописную ткань. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок.
Лицо евангелиста написано наиболее пастозно. Регентши приюта для престарелых, 1664 г, Музей Франса Хальса, Харлем. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св.
Хальс преодолевает композиционную скованность ранних нидерландских групповых портретов. Хальс проводил в харлемских трактирах и пивных довольно много времени. Ян Вермеер «У сводни» Автопортрет является частью картины живописца «У сводни». Амстердам.
В данном случае перед нами Семейный портрет на фоне пейзажа, ок. Луки (Sint-Lucasgilde). Единство асимметричной композиции достигнуто живым общением, непринужденной свободой расположения фигур, объединенных волнообразным ритмом.
Кузнецов. До конца своей жизни мастер продолжал писать: портреты одиночные, парные, семейные. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Любимые тона: лимонно-жёлтые, васильково-синие, жемчужно-серые, белые и чёрные. Учился (около 1600-03) у К. ван Мандера. Дети тоже выглядят вполне довольными жизнью, лица у них немного шаловливые и добродушные. Вероятно, комнаты в доме Массы были более обширны, чем в домах средних голландцев.
Портрет пьяной старухи, «гарлемской ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины. «Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Праздник отличался размахом и длительностью. Рядом с ними стоят их дети – мальчик и девочка. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Картина поражает своей застывшей атмосферой. 1621, Государственный музей, Амстердам).
Композиция отличается строгостью и подчеркивает монолитность группы. Хальс написал четыре семейных портрета. Произведение имело такой успех, что художник был буквально завален заказами. Безошибочно метко наносит рука старого художника свободные, стремительные мазки. Известны и его религиозные образы (Евангелист Лука и Евангелист Матфей, ок.
Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого получили в истории наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из–за малых размеров картин (картины предназначались не для замков, а для жилых комнат городского дома), а, может быть и то и другое. В портретах Халса позднего периода (50—60-е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц. Родился в Антверпене между 1581 и 1585 в семье ткача. Композицию группового портрета оживляют красно-белые перевязи стрелков (красный и белый – цвета Харлема), а флаг на заднем плане раздвигает пространство картины и придает ей глубину. Мы мало знаем о его жизни. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету.
Масленичное гулянье, 1615 г. Жанровые сценки всегда пользовались популярностью в Голландии. В старости Халс перестал получать заказы и впал в нищету. Адриана», около 1623-27 «Банкет офицеров стрелковой роты св.
Подбоченившись, задорно улыбается офицер в широкополой шляпе (1624, Лондон, собрание Уоллес). Это был веселый, общительный человек, добрый и беспечный.
Национальная галерея, Лондон. Около 1664 г. он написал по заказу правления городского приюта для престарелых два больших портрета: регентш и регентов этого заведения.
Жизнеутверждающий оптимизм мастера сменился глубоким раздумьем иронией, горечью, скептицизмом. Он уделял огромное внимание передаче световоздушной среды. Особенно если вспомнить его знаменитый портрет Малле Баббе или посмотреть на этого Веселого собутыльника. Придавая динамику фигуре, Хальс придавал ее и лицу. Негоцианты привозили оттуда пряности, кофе и – чернокожих слуг.
С холста на нас с легкой улыбкой смотрит молодая очаровательная женщина. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. «В этот же период Хальс радикально реформировал групповой портрет, порвав с условными системами композиции, вводя в произведения элементы жизненных ситуаций, обеспечивающие непосредственную связь картины и зрителя («Банкет офицеров стрелковой роты св.
Однако изолированность этих художественных. Широкую популярность снискали ему групповые портреты офицеров стрелковой роты святого Георгия (1627, Гарлем, Музей Франса Хальса) и стрелковой роты святого Адриана (1633, там же).
Портрет молодого человека с черепом в руках. Живописная манера Хальса обретает необычайную легкость, свободу и темперамент: смелыми динамичными раздельными мазками мастер воспроизводит живую естественность и неповторимую индивидуальность своих моделей, сохраняя при этом впечатление случайно выхваченного момента жизни. Этот инструмент делали, натягивая на горло глиняного горшка свиной пузырь. Эти светлые пятна не оживляют картину, а, напротив, привносят в нее что-то траурное.
На заднем плане внимательный зритель видит выглядывающую из двери старуху. В «Групповом портрете стрелков гильдии святого Адриана» традиционная горизонталь композиции окончательно ломается. Полны тщеславия холодные и опустошенные, властолюбивые и чванливые, сидящие за столом старухи попечительницы с группового «Портрета регентш приюта для престарелых» (Гарлем, Музей Франса Хальса. Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий.
Его самые масштабные вещи – большие многофигурные портреты – выразительно обозначили как его творческую зрелость, так и позднюю манеру (все они хранятся в Музее Ф. Халса в Харлеме). Сын ткача. Мрачным силуэтом вырисовывается на ее плече зловещая сова.
Изменилось отношение буржуазных заказчиков к художникам- реалистам. В картине «У сводни» художником применительно к голландской реальности обыграна тема библейской притчи Евангелия от Луки о Блудном сыне, который бездумно проматывает наследство и прожигает жизнь в развлечениях, азартных играх и в притонах с блудницами. Мы ничего не знаем о людях, которые смотрят на нас с картины. Институт семьи пользовался большим уважением в голландском обществе.
На лице ее – то ли улыбка, то ли отчаянная гримаса. В 1644 г. Халс вошел в совет гильдии художников Харлема. Традиция группового портрета зародилась на севере Нидерландов ещё в XV в. В 30-х гг.
Картинам свойственны энергичная красочная лепка, теплые и мажорные цветовые акценты. Старшие чины заняты непринуждённой, неторопливой беседой (спешить им некуда, ведь подобные банкеты продолжались по нескольку дней), младшие почтительно молчат. Принцип пересекающихся диагоналей подчеркивает асимметрию, живописность и динамизм композиции. Портрет Малле Баббе (начало 1630 -х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
Цикл с изображением четырех апостолов (Лука, Матфей, Марк и Иоанн) был приобретены Екатериной II для Эрмитажа в 1773 году, а позже – передан в церковь Таврической губернии. В эрмитажном мужском портрете при всей импозантности фигуры, даже некоторой чванливости прослеживается усталость и грусть. Адриана», 1633 «Офицеры стрелковой роты св. Живопись Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Однако персонажи чутко выражают динамические превратности бытия: один и тот герой (В.
Индивидуальные портреты Хальса исследователи иногда называют жанровыми, т. к. Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Художник-виртуоз, один из лучших портретистов 17 века. Хальс изображает стрелков за банкетом в честь окончания срока службы. общаются не только друг с другом, но и со зрителем и мы чувствуем себя участниками события.
Скорее всего, они богаты и вполне счастливы в маленьком мире своей семьи. У Хальса были неурядицы с женой, его часто вызывали в суд. Он писал портреты почтенных горожан в семейном кругу – муж, жена, ребенок.
Поражает острота, видения художника, угрюмая сила и жизненность созданного им образа. Слуга-негритенок – очень точная и характерная примета времени. Все персонажи этих сценок (например, пьяница) были стереотипными. Силуэты пяти старух в чёрных платьях резко выделяются на фоне шоколадного цвета стен.
Большую известность приобрел Франс Хальс, создавший множество групповых портретов городского ополчения, цеховых старшин, корпораций врачей, ученых и пр. Характерные для барокко приподнятость, патетика, бурное движение, декоративный блеск колорита неотделимы в искусстве Рубенса от чувственной красоты образов, смелых реалистических наблюдений.
В то время среди голландских художников были в моде приглушенные световые эффекты (столь любимые Караваджо), но Хальс не питал к ним симпатии. Замечателен и колорит картин. Необычайный расцвет в XVII веке пережила живопись.
Напротив, в поздних портретах регентов и регентш приюта для престарелых (оба произведения – 1664, там же) доминирует скорбное чувство бренности всего земного. Это последние сведения о них перед тем, как в 1958 году сотрудник Эрмитажа И. В. Линник обнаружила две из них (знаменитого Луку и Матфея) в запасниках Одесского музея и идентифицировала их принадлежность великому голландскому мастеру. Она отличается необычайным оптическим многообразием живописной фактуры.
По традиции каждая из них иллюстрировала какой-нибудь порок или добродетель. Веселое, с оттенком юмора настроение объединяет разных по характерам и манерам офицеров. Георгия» (1616), написанной в теплых тонах, характерными тяжелыми плотными мазками. Напротив, в образе содержательницы трактира (Малле Баббе, ок. В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Мулат (Музей изобразительных искусств, Лейпциг), Цыганка (Лувр, Париж), Мальчик-рыбак (Королевский музей изящных искусств, Антверпен все работы – ок. А что касается якобы пьяного регента, то перед нами просто реалистический портрет человека, страдающего параличом лицевого нерва.
В мастерской Хальса было очень мало реквизита. Пушкина Ирины Александровны Антоновой, приобрёл в лондонской галерее Джонни ван Хафтена и передал в дар музею картину «Евангелист Марк», принадлежащую кисти прославленного голландского художника Франса Халса. Хальс родился приблизительно в 1582-1583 годах в семье фламандского ткача.
Регенты приюта для престарелых, 1664 год. Франс Хальс (ок. Все в этой женщине просто и все прекрасно. Евангелист Матфей, 1623– 1625 г, Музей западного и восточного искусства, Одесса.
Высшее достижение Хальса — его последние групповые портреты регентов и регентш (попечителей) приюта для престарелых исполненные в 1664 году, за два года до смерти художника, одиноко окончившего жизненный путь в приюте. Пушкина Ирина Александровна Антонова. Его необычно свободная, размашистая манера письма способствовала сложению легенды о том, что Хальс привык писать в состоянии опьянения однако современные мастеру источники об этом умалчивают, сообщая лишь, что он «жил в свое удовольствие».
Если бы не белый воротник его камзолъчика, он совсем потерялся бы на темном фоне деревьев. Офицеры, прослужившие вместе несколько лет, устраивали заключительный банкет. Хальс написал этих женщин, ответственных за попечительство над престарелыми одинокими людьми, предельно честно. ван Хейтхейзен, портреты конца 1620–1630-х годов) в одной картине (Государственный музей, Вадуц) выглядит чопорным и чванным рыцарем, а в другой (Королевские музеи изящных искусств, Брюссель) – добродушно-лукавым мудрецом.
У современников его искусство не получило особенно широкого признания. 1648 (вверху). культуры, восторжествовали новые направления национального характера.
Основоположник голландского реалистического портрета. Его портреты были самые разные: частные интимные, совсем маленькие (предназначенные для гравирования) и большие заказные (в том числе групповые). Линник).
1630) чаруют своим задором, героизмом веселой нищеты. Лаконична цветовая гамма с преобладанием черных, белых и серых тонов. Весёлый собутыльник. Художник умер в харлемской богадельне 26 августа 1666 года. Портрет Малле Баббе (начало 1630-х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея), содержательницы трактира, не случайно прозванной «гарлемской ведьмой», перерастает в небольшую жанровую сцену.
«Банкет офицеров стрелковой роты Святого Георгия». Решительные изменения коснулись групповых портретов офицеров стрелковой роты Святого Георгия. Хальс впоследствии стал кумиром импрессионистов. Немалое значение в образовании художественных школ имели крупнейшие голландские художники, объединявшие вокруг себя большое число учеников и последователей так сложилась школа Франса Хальса в Гарлеме, школа Рембрандта в Амстердаме, так объединились вокруг Фабрициуса и Вермеера их приверженцы в Дельфте. Пушкина состоялся торжественный вечер, посвященный передаче в дар музею картины Франса Халса «Евангелист Марк». В 10—30-х годах Халс много работает в жанре группового портрета. Наиболее популярным из-за своей близости к реальной жизни в голландской живописи был бытовой жанр, сценки из бюргерского быта: повседневные.
Испытал большое влияние караваджизма (проявившееся в любви к ярким бытовым типажам, представленным крупно и экспрессивно), но главным выразительным средством стали у него не караваджистские световые контрасты, а сама красочная стихия, живой, динамичный мазок, с годами все более смелый и легкий. Женский портрет. Георгия», 1627, «Групповой портрет стрелковой роты св. Малле Баббе, начало 1630 -х годов, Берлин — Далем, Картинная галерея.
Композиция стала спокойной и строгой. Портрет женщины с веером, 1640 -е годы. Ярко индивидуальное искусство Вермера не было оценено современниками и надолго забылось.
жаждущий знания, созерцай нас и воспроизводи нас. Именно в те годы Голландия начала активно осваивать заморские земли. Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее Дама с веером – типичный заказной портрет: тут нет никаких гадалок и выпивох, которых художник так любил изображать.
В 1620-х Халс наряду с портретами писал жанровые сцены и композиции на религиозные темы («Евангелист Лука», «Евангелист Матфей», около 1623—1625, Музей западного и восточного искусства, Одесса). В «офицерских пирушках» (два Банкета офицеров стрелковой роты святого Георгия, 1616 и 1627 Банкет офицеров стрелковой роты святого Адриана, 1633) сквозь все условности светского ритуала и иерархию чинов проступает радушный праздничный оптимизм, чувство социальной солидарности, выражающей гордое самосознание нидерландского общества в раннюю пору его независимости. Писал себя и свою жену, молодых, влюбленных, на дерновой скамье в саду.
На вечере выступили директор ГМИИ им. 1626 -1627 г. Государственный музей. Чувство горечи, разочарования ощутимо в «Портрете мужчины в черной одежде» (около 1660, Санкт-Петербург, Эрмитаж), в котором тончайшие красочные оттенки лица обогащаются и оживают рядом со сдержанными, почти монохромными черными и белыми тонами. Ряд работ Халса 1616—1620 гг. Главное достижение голландского искусства в этот период – в станковой живописи.
В 1664 г. Халс получил последний крупный заказ на два групповых портрета («Регенты приюта для престарелых», «Регентши приюта для престарелых»). Картины на религиозные и мифологические сюжеты («Снятие со креста», «Персей и Андромеда») историко-аллегорические полотна (цикл «История Марии Медичи»), проникнутые демократическим духом и ощущением могучих природных сил пейзажи и сцены крестьянской жизни («Возвращение жнецов»), полные живого обаяния портреты («Камеристка»). Вибрирующее очертание силуэта, скользящие лучи света, бегущие облака, на фоне которых изображена цыганка, наполняют образ трепетом жизни.