Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Именно врожденность делает эти знания самыми легкими и основой всех других. озарение – и внешний). в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви.
За независимость суждений был заточен в тюрьму, где написал «Компедий теологии». Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. В теологии, которую он сводил к немногим теоретическим положениям, Бэкон выдвигал на первое место мораль, громко осуждая невежество и развращенность духовных лиц.
XI «Метафизики». Часть V (стр. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». Математика как естественная логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им школьной – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой.
В 1278 г. за свои опыты и идеи Б. по приговору церк. Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Основываясь на работах Аристотеля и Авиценны, философ проводит различие между интеллектом действующим и интеллектом возможным. Голое доказательство, не сопровождаемое опытом, не может доставить полного удовлетворения. ок.
by J. Bridges, v. 1–3, Oxf., 1897–1900 Opera hactenus inedita, fasc. В вопросе об универсалиях Р. Б. Отвергая умозрительно-теологич. Но математика и опыт неизменно присутствовали в его построениях. 1733), Второй труд (Opus secundum) или Меньший труд (Opus minus) и Третий труд (Opus tertium), написанные в 60-х гг. видел в преклонении перед неосновательными авторитетами, влиянии привычек, суждениях невежественной толпы и, главное, в сокрытии собственного невежества под маской мудрости.
Наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Часть этого сочинения обыкновенно наз. В основу своего метода Б. ставит исследование природы и причин происхождения радужных цветов, которое действительно представляет превосходный образец индуктивного исследования. 445 – 477) говорит об опытных науках «Domina omnium scientiarum».
Зиберт (Sie b ert), "Roger В., sein Leben u. seine Philosophie" (Марб., 1661) Шарль (Charles), "Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines" (Брюс., 1861) Schneider, "Boger Bacon" (Аугсб., 1873) Вернер, "D. «Opus Tertium» и напечатана была Бревером (стр. было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. устройство, при помощи которого можно перемещать тысячи людей. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. 1214-1294), ученик и последователь Гроссетеста, монах- францисканец.
принципы. Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены. Проповедником эмпиризма Ф. Бэкона был также словацкий философЯн Байер. пространственное перемещение. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце "Opus Tertium" (глава XIV). Вот таким образом вывод Б. : истина – это дочь времени».
Были существенно усовершенствованы карты, составлены географические атласы. Ветка снова станет целой.
Более того, свет объясняет и связь души с телом. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента IV. rience physique chez Roger Bacon, P., 1924. В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным.
57—255) содержит обработанный трактат «О математике» — этой «азбуке философии» и о ее важном значении в науке и богословии. Особенно большое значение имели переводы Аристотеля, которого до сих пор европейцы знали только как логика, а теперь они познакомились и с его естественно-научными работами и с его «Метафизикой».
Роджер Бэкон редко принимал участие в философско-богословских дискуссиях. Подобное мнение о Б. дает нам Дюринг в своей «Критической истории философии» (Dhring, «Critische Gesch. База познания — математика. науку, Б. предугадал ряд открытий (телескопа, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и т. п. ), о чем выразительно писал в Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии (Epistola fratris Rogeri Baconis de secretis operibus artis et naturae, et de nullitate magiae изд. Гл. соч. : Большой труд (Opus n-iajus, 1266—68). Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное.
Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта. Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой «Суммы» (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). В делах служебных он был неутомим и усерден. Преподавательская карьера его не увлекла, возможно, как раз потому, что он начал увлекаться естественными науками и экспериментированием. Тут предлагается два метода исследования: один – путем доводов, другой – опытами. Он был скорее проницательным и систематическим мыслителем и работал по хорошо проторенной колее, по колее, с которой его современники были сбиты соблазнительностью доводов богословов и метафизиков. Такое объяснение основано на принципе симпатической магии: подобное притягивает подобное.
Целью всех наук Б. считал увеличение власти человека над природой. В. Зубов. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В» (Вена, 1879). На опыте основывается все естественнонаучное знание ибо людям прирожден способ познания от ощущения к уму, так что, если нет ощущений, нет и науки (deficiente sensu deficit scientia).
назначения знания. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Что-то подобное можно найти и в рассуждениях о роли опыта в науках. Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Однако, аргументы только подводят к выводу, но не оставляют сомнений.
Он последовательно проводил отделение теологии от светских наук (т. е. Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию. Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение.
Генерал францисканского ордена, Джироламо дАсколи, воспретил чтение сочинений Бэкона и, с согласия Рима, опять лишил его свободы (1278). Во время своего пребывания в Париже Бэкон приобрёл известность благодаря своим спорам со схоластами он также получил степень доктора философии и заслужил почётный титул «doctor mirabilis». В философии Бэкон не создал нового учения, но дал критику методов и теорий своего времени, утверждавших, что философия уже достигла совершенства1 первым выступил против схоластики и резко отзывался о тогдашних великих авторитетах (Альберте Великом, Фоме Аквинском и др. ) это обстоятельство в связи с его нападками на распущенность духовенства навлекло на него преследование духовной власти и 12-летнее тюремное заточение.
– Opus maius. Он объяснил функции линз, усовершенствовал конструкцию очков. оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. Точное время его смерти не может быть определено, 1294 год наиболее подходящее время, к которому можно ее отнести. Бэкон отрицал атомистическое учение о неделимости атомов и пустоте.
Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в1620 году. Бэкон предугадал большое значение математики, без которой, по его мнению, не может существовать ни одна наука и ряд открытий (телефона, самодвижущихся повозок, летательных аппаратов и др. ). Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов истинной церкви. Сведения о его жизни довольно скупы. В их взглядах проявилась материалистическая тенденция в философии средневековья.
обыкновенный опыт, который не может дать полного представления о предметах видимых, а тем более о предметах умственных. 256 – 857) посвящена трактату о перспективе. Путями познания, заслуживают внимания, мыслитель считает аргументацию и эксперимент. Написать сочинение такого объема и в такое короткое время былобольшим подвигом. Отвергая умозрительно-теологическую схоластику, удивительный доктор противопоставлял ей программу практического назначения знания, с помощью которого человек может добиться огромного расширения своего могущества и улучшения своей жизни.
Порох изобретение которого также приписывалось ему, был уже до него известен арабам. Но знание может (и должно. ) укреплять веру, усиливать ее убедительность, давая в руки служителей веры не только возможность более искусных и красноречивых проповедей, но даже средство обращения неверных. Р. Б. Такой взгляд Бэкона на природу проходит через всю его философию.
ок. 1214 — ок. Противопоставляя магии эксперимент. В Большом сочинении он обрушивается на пример жалкого и недостойного авторитета (fragilis et indignae anctoritatis exemplum) как величайшее препятствие для развития действительного, полезного знания.
произв. В небольшом «Послании о тайных действиях искусства и природы и ничтожестве магии» Б. высказал ряд гениальных догадок о создании в будущем судов без гребцов, управляемых одним человеком быстрых колесниц, передвигающихся без коней летательных аппаратов приспособлений, передвигающихся по дну рек и морей и др. Внешний опыт ведет к природным истинам, а внутренний – к сверхприродным. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления2. Основные причины невежества Р. Б.
В делах служебных он был неутомим и усерден. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Ок. А надо это христианам, во-первых, в борьбе против неверующих и язычников. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый.
Но такого рода единство возможно, по его убеждению, не в результате абсолютно некритического принятия философией (совпадающей в его представлении с наукой) невразумительных догматов религии, как на этом настаивала ортодоксальная схоластика со времен Ансельма Кентерберийского, а как следствие их добровольного союза, основанного на признании рационалистической сути философии. Помощи от родных он получить не смог: семья к этому времени была разорена. Как астроном и математик, Бэкон тоже опередил свой век. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания.
Здесь Бэкон вновь обращается к магическому принципу: подобное производит подобное. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец. Неизвестно, смог ли Климент IV прочитать посланное ему Большое сочинение ибо вскоре умер.
«Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. Часть IV (стр. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Но решения некоторых вопросов гносеологии Бэкон избежать не смог. Важнейшим из них стал трактат О свете или о начале форм (De luce seu de inchoatione formarum). Только в последнее время критика восстановила значение Б., но в то же время увлеклась в противоположную крайность, преувеличив его значение.
Писание, – к Богу, ангелам, загробной жизни, как и к небесным телам. Анализировал преграды на пути познания истины. В 1235 г. стал также епископом Линкольна. и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене.
Впервые в истории философии Роджер Бэкон употребил здесь понятие опытная наука (scientia experimentalis). Принимая августиновскую концепцию иллюминации, Гроссетест в отличие от Бонавентуры придает ей не мистическую, а как бы натурфилософскую окраску (используя при этом аристотелевские формулировки).
Из-за этого он часто попадает в сложные переделки. Конечно, главное, то, что лежит почти на поверхности – естественные науки. а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы.
Там учёный провел более десяти лет. Он касается только материальных предметов.
Но когда генералом ордена стал Бонавентура, в 1257 г. над братом Роджером был учрежден строгий надзор и его перевели в монастырь под Парижем (одной из причин таких мер по отношению к Бэкону, возможно, послужили его занятия астрологией и алхимией, которые были тогда частью физической науки и преследовались официальной церковью). Можно сконструировать кареты, которые помчатся без лошадей. Член францисканского ордена, сначала был комментатором Аристотеля и лишь позднее разработал свое собственное мировоззрение (в «De speculis», «Metaphy-sica» и «De compute naturali»). Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) познание добра и зла, 2) познание сотворенных Богом вещей. Точное время его смерти не может быть определено, 1294 год наиболее подходящее время, к которому можно ее отнести.
«Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». Часть VI (стр. 14 лет и написал свое последнее большое произведение — «Компендий теологии».
Кроме того, Б. упорядочил греч. Р. Бэкон ввел в научный обиход термин «опытная наука» Его труд «Об опытной работе» поднимал вопросы эксперимента в физике и оптике. Бэкон считал скорость света конечной и высказал догадку о том, что свет не поток частиц, а представляет собой распространение движения, что близко по смыслу к волновой гипотезе. 1214, Илчестер – 11. 6. 1294, Оксфорд), ср. -век.
Но постоянно всплывают новые имена этого века и становится абсолютно очевидно, что обойдя эти имена, мы не получим полной и точной картины интеллектуального мировоззрения и умонастроения этого столь богатого с предшествующим века, без которого было бы немыслимо ни Возрождение, ни Новое время. Зная еврейский, арабский и греческий языки, Роберт едва ли не первым (возможно, одновременно с Вильемом из Мербеке) стал переводить естественнонаучные произведения Аристотеля непосредственно с оригинала, писал комментарии к ним. Бэкон высказал идеи, предвосхитившие его время, так называемые, научные догадки или гипотезы (например, о кораблях без гребцов).
Главные разделы философии в трактовке Бэкона -- это математика, физика и этика. Только после смерти Николая IV он был освобожден и прожил последние дни в Оксфорде. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе» — высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст.
Научная деятельность была направлена главным образом на естествознание. Бэкон экспериментировал и сам, точнее сказать, моделировал. С одной стороны, это было ускорение социально-экономического развития Европы, в основе которого лежало интенсивное развитие производительных сил, ремёсел и сельского хозяйства, сопровождавшееся различными изменениями орудий труда и средств производства (усовершенствование водяного колеса, металлургических процессов, появление механических часов и т. д. ). ок. предрассудки, Б. высказал ряд смелых научных и технических догадок. также «Encyclopaedia Britannica» (т.
В XIV-XV вв. В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Бэкон начал свою профессиональную деятельность какюрист, но позже стал широко известен как адвокат-философ и защитник научной революции.
Возможно, какую-то помощь ему оказали его друзья. Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. Ср.
Это произведение энциклопедического характера, в котором автор рассмотрел причины человеческих заблуждений, отношение теологии и философии, важность изучения языков для той и другой, принципиальный характер математики для всех наук (и в первую очередь для оптики и астрономии). Францисканец, он был магистром, а затем и канцлером Оксфордского университета. При этом, Бэкон фактически игнорировал существование общего до вещей -- тот компонент умеренного реализма (встречавшийся у Авиценны), который сближал его с крайним. суда был заключен в монастырскую тюрьму, где просидел ок.
Р. Бэкон вернулся в Оксфорд. Структура взаимодействия в природе включает в себя деятеля, претерпевающую часть («материальное начало» или просто «материю») и результат. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата: «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus) и «Третий труд» (Opus tertium) эти трактаты явились подготовительными работами к задуманной им обширной энциклопедии наук.
Трактат начинается искусным психологическим очерком, отчасти основанным на Аристотелевской «De Аnimа». Возникшие ордены стали орудием папства в усилении его власти и пресечении вольнодумства. Его основные физические положения — вещество и силы, последние он называет: virtus, species, imago agentis и многие др.
Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта. Бакон Роджер или Бэкон (Bacon). Основу физики составляет оптика. 358—444).
Только после вступления на папский престол (1265) Климента IV, бывшего легата в Лондоне и горячего поклонника Бэкона, последний был освобожден и написал, по желанию папы, в свою защиту «Большое сочинение» («Opus majus»). Бэкон на самом деле увлекался астрологией, но об отношении его к магии лучше всего свидетельствует его «Послание о тайных действиях искусств и природы и ничтожестве магии». Познание не мыслится Р. Б. (Абеляр, Буридан, Орем и др. ) схоластика была высокоразвитой и необычайно глубокой наукой, подлинное значение которой ученые смогли (и то, не до конца) оценить лишь в последние десятилетия, по мере становления новейших областей математики, логики и лингвистики, буридановская идея точек разных порядков малости была использована современным японским логиком С. Шираиши для преодоления проблем, возникающих в апориях Зенона. С 1268 по 1277 г. он написал книги «Философский компендиум», «Общая физика» и ряд других работ. Состоял в Францисканском ордене.
Его методология, говорят они, дуализирована. Учение Р. Б. База познания—математика. Так, рассказывали, что Бэкон отлил медную голову изрекавшую пророчества. Атмосфера теологических спекуляций, поддерживаемая католической ортодоксией, вынудила его покинуть Парижский университет и вернуться в Оксфорд, где удивительный доктор в течение ряда лет преподавал в университете математику, различные разделы физики и языки (по-видимому, греческий, еврейский, возможно и арабский). Вообще вопрос этот остается нерешенным. Так или иначе, за очень короткий срок он написал и отправил папе «Большое сочинение» – свой самый значительный труд.
Несчастный философ был заключен в темницу, где он пробыл 14 лет. Опыт бывает внешний и внутренний. Тем самым его значение как мыслителя, опережающего свое время, нельзя переоценивать. У этого популярного в свое время трактата была и другая слава. Эту ветку следует расщепить вдоль и вручить части ее двум участникам опыта. Часть VI (стр.
Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. Р. Б. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещалпознаниеприроды. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. В делах житейских он был щедрым, великодушным, учтивым и любезным. По его мнению, свет распространяется с чрезвычайно большой скоростью. Также Р. Бэкон получил степень доктора наук.
Став здесь магистром искусств, он затем длительное время (примерно с 1236 по 1247гг. ) преподавал в Парижском университете. Подозрения в занятиях алхимией (а возможно и черной магией), но в ещё большей степени нападки на невежество и порочность духовенства существенно осложнили его жизнь. Формально Гроссетест занимал креационистскую позицию. Но каким образом человек обретает знания.
Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Небесная сфера ограничена в пространстве. Около 1257 года генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. Ср. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте.
Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Вероятнее всего, автором «Зеркала астрологии» является Альберт Великий. Ещё в XIII в. братья Вивальди из Генуи пытались обогнуть западное побережье Африки. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями. См. 1–16, Oxf., 1909–40.
Многократно подчеркивая, что математика -- врата и ключ (porta et clavis) всех наук, Бэкон, подобно пифагорейцам и ал-Фараби, выступает с прозрениями и мечтами о математическом естествознании. Kosmologie und allgemeine Naturlehre des Roger В. " (Вена, 1879). англ. Удивительным доктором (doctor mirabilis) называли его многие современники.
Такое золото лучше того, что встречается в природе и того, что изготовляют алхимики. Следовательно, критика авторитаризма практически сводилась у Бэкона к отвержению умозрительно-теологической схоластики. Когда еще не был снят запрет с изучения естественнонаучных произведений Аристотеля, Бэкон (примерно в начале 40-х годов) публично комментировал Физику Аристотеля.
английский философ и ученый (Ильчестер, Сомерсет, 1214 — Оксфорд, 1292), прозванный Замечательным доктором. Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. Вообще вопрос этот остается нерешенным. Познание добра и зла людям запрещено.
Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека».
В 1292 г., уже, по-видимому, будучи на свободе, он пишет свою последнюю работу «Теологический компендиум» и вскоре умирает. Именно в Оксфорде Р. Гроссетест и Р. Бэкон впервые в Средние века настаивают на необходимости математизации знания, при этом существенно отходя от античной (пифагорейско-платоновской) традиции, выдвигая принципиальной важности идею количественной структуризации античных натурфилософских представлений о движении.
и толкования на физику и метафизику Аристотеля — в библиотеке в Амьене. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул «doctor mirabilis».
Р. Б. Защищал метод познания, основанный на эксперименте и математике. Так что внешний опыт должен быть согласован с внутренним. При внутреннем опыте ум обыкновенно бывает просветлен божественной правдой. Компендий философии.
Судя по «дошедшей до крайности» порче человеческого существа и веря пророчествам Мерлина, Бэкон ожидал с года на год пришествия Антихриста, схватки с ним христиан и последующего обновления мира. Зиберт (Siebert), «Roger В., sein Leben u. seine Philosophie» (Марб., 1661) Шарль (Charles), «Roger В., sa vie, ses ouvrages, ses doctrines» (Брюс., 1861) Schneider, «Boger Bacon» (Аугсб., 1873) Вернер, «D. Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. Они вместе с другими трактатами были доставлены в руки папы молодым человеком Джонсом, воспитанным и обученным с большим старанием самим Бэконом. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины». философ, естествоиспытатель, монах-францисканец, «doctor mirabiles» («удивительный доктор»), как называли его многие современники. Некоторые исследователи считают, что Бэкон чуть ли не первым стал читать лекции по «Физике», что не могло не обратить на себя крайне недружелюбного внимания парижской профессуры. Основные причины невежества Р. Б.
Он касается только материальных предметов. Физика – это наука о естественных деятелях и их действиях или эффектах. Основные произведения: Большое сочинение (Opus Majus), Малое сочинение (Opus Minus), Третье сочинение (Opus Tertium), Компендий философии (Compendium Studii Philosophiae) и др. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Его можно назвать философом XVI и XVII ст., брошенного судьбой в XIII ст. Известно, что он происходил из обеспеченной семьи, которая впоследствии разорилась.
1618).
Вначале это были переводы с арабского языка, поскольку арабы давно были знакомы с ними. Все субстанции (т. е. III, 1888). Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами.
Если конечная задача не ведет искателя на каждом шагу интерес учащихся скоро «на пятой теореме Евклида» иссякнет, ум увязнет в дебрях и «с отвращением извергнет» даже то, что воспринял. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. На основе этих исследований ученый предугадал принцип телескопа и микроскопа. По Б., все науки основываются на математике и только тогда прогрессируют, когда факты могут быть подведены под математич.
Наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Но в целом деятельность и атмосфера Парижского университета разочаровали его.
Однако примерно в 1257г. Надо полагать, что благодаря этому покровительству, Бэкон в 1268 г. получил разрешение вернуться в Оксфорд.
Значит, наука должна занимать достойное место в «царстве человека». И последний штрих – косточка из сердца оленя ибо олень – символ долголетия. Однако отношения его со старшими братьями по ордену вскоре испортились. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь. Некоторые историки считают, что удивительному доктору удалось создать порох.
В качестве приложения к Opus majus и Opus minus Папе был послан также специальный трактат De multiplicatione specierum, в котором находят свое отражение натурфилософские взгляды Роджера Бэкона. Он также угадал принцип магнетизма. Роджер Бэкон, (1214 -- 1292) -- один из наиболее интересных, оригинальных мыслителей своего века. Получил образование в Оксфордском и Парижском университетах (магистр искусств, 1241). Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней.
Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься. «Толпа философствующих» «бессмысленно блуждает в тумане» из-за незнания перспективы. Что же оставил Роджер Бэкон в истории философских идей. дедукции он противопоставлял метод познания, основанный на эксперименте и математике.
Проповедником эмпиризма Ф. Бэкона был также словацкий философЯн Байер. любая конкретная вещь), а также некоторые акциденции (свойства вещей), такие, как холод, тепло, влага, сухость, свет, тон, запах, вкус, активны и вследствие этого производят определенные действия. До этого в развитии европейской науки было еще очень далеко и Роберт мог здесь высказать некоторые самые общие и приблизительные идеи (как высказывались они на мусульманском Востоке, да и в Античности).
В вопросе об универсалиях Р. Б. Мировоззрение Б. непоследовательно, но в нем немало материалистических моментов. Познание не мыслится Р. Б. Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель. Контролирующая роль этого факультета весьма ощущалась на философском факультете, что с особой силой проявилось в осуждении латинских аверроистов (а в начале века -- Давида Динанского).
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. У Бэкона, по-видимому, уже были сделаны многие наброски. Учение Р. Б. Характерно, что он подчеркивал пользу для государства, проистекающую из этих изобретений. Необходимо "то, что плавает в море.
1214 – ум. Его им дает Бог через Библию. В одном из писем Папе Римскому он жалуется, что его беспрестанно нагружают всевозможными обязанностями и что он подвергается наказаниям с «невыразимой жестокостью»: наказывают его голодом, держат под строгой охраной и никого не допускают к нему. Схоластич.
Писании. Его поразительные высказывания, действительно уникальные для того времени, овеяны пророческим духом, абсолютно чуждым науке (вопреки собственному заявлению Бэкона о том, что все его открытия имеют сугубо научный характер).
Среди них – создание выпуклого стекла, пороха и тому подобное. Прозванный почитателями «Doctor mirabilis» («Удивительный учитель»), Роджер Бэкон прослыл магом у так называемых «темных людей». Доктор), противник клерикализма, в результате интриг клерикалов в 1278 был заключен в тюрьму. Расширились и географические представления европейцев.
Бэкон утверждал, что ничего нельзя знать о вещах мира, если мы не знаем математики. Идеи Роберта Гроссетеста, а также современника Б. – Пьера из Марикура, труды Витело и несколько позднее – Дитриха Фрейбергского показывают, что Б. не был одинок (как это утверждали многие историки) и что уже в 13 в., при господстве схоластики, подготовлялся новый взгляд на мир. О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений. Р. Б. также "Encyclopaedia Britannica" (т.
Роджер Бэкон – английский монах и философ, родился ок. Последнее заблуждение самое опасное и, в некотором отношении, причина других заблуждений. Bacon), (р. Научные интересы его автора концентрировались вокруг вопросов оптики, математики (собственно, геометрии), астрономии. Создание человечества Бог начал с творения Адама. Эту свою эмпирическо-сенсуалистическую установку Роджер Бэкон не мог еще довести до разработки индуктивного метода, как это сделает тремя с половиной столетиями позже его соотечественник и однофамилец Френсис Бэкон (не усвоивший, однако, методологического значения математики). Однако, Б. было выдвинуто много идей, предусмотрели открытие позднего времени.
Ниже небесной сферы расположено еще восемь небесных сфер и четыре земные (последняя из них -- сфера луны). 1 – 22) часто называется «De Utilitate Scientiarum», в ней говорится о четырех offendicula или причинах ошибок. Inedita" Бревера (313 – 389). Вслед за своим учителем Робертом Гроссетестом он видел в опыте основу всякого познания.
а также то, что растет в воздухе, цветок морской росы". Необходимо то, что плавает в море. Целью наук Б. считал увеличение власти человека над природой. Тирийцы ели змей, приготовляя их особым образом со специями. "Opus Tertium" и напечатана была Бревером (стр.
Все сочинения Б. были осуждены церковью. Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет.
философ и естествоиспытатель. Более важные рукописи: "Communia Naturalium" (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорда) "De Communibus Mathematicae", часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), т. е. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке "Baconis Physica" находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Часть V (стр.
Но были и такие источники мысли Галилея, которые надо было реконструировать, поскольку о них не идет речь в текстах итальянского ученого, между тем они сыграли важную роль в становлении как мышления Галилея, так и вообще науки нового времени. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под заглавием «Quinta Pars Compendii Theolgiae»— в Британском музее «Метафизика», в Национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлианской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля— в библиотеке в Амьене. В названном трактате (равно как и в других) он высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа (resolutio) устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза.
выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками. Обширный труд, к-рый Б. замыслил написать и называл главным (Opus principale), остался неосуществленным. Ни одна частная наука для него не имеет самостоятельной ценности, она подобна «вырванному глазу», если не устремлена в союзе с другими к «пользе»—высшей цели, которая извне организует все науки в единый корпус знания так же, как архитектор придает смысл частным «операциям» строителей. Далее следует добавить то, что море выбрасывает на сушу, – серую амбру. принципы.
А венецианец Марко Поло, как известно, осуществил многолетнее путешествие в Центральную Азию и Китай, о чём детально и ярко написал в своей «Книге». Из этого заключения или "Opus Minus", часть дошла до нас и вошла в "Op. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Авторитет сам по себе абсолютно недостаточен, если он не опирается на рассуждение. Р. Б.
Р. Б. Церкви его тезисы показались подозрительными и он провел в заключении 15 лет (1277-1292). и технич. В бурное царствование Генриха III семья Б. сильно пострадала имущество было разорено и некоторые члены семейства подверглись изгнанию.
Из этого заключения или «Opus Minus», часть дошла до нас и вошла в «Op. Слава Бэкона быстро распространилась в Оксфорде, хотя она несколько омрачилась подозрениями в занятиях чёрной магией и в отступничестве от догматов Католической церкви. Его им дает Бог через Библию. В 1278 В. был заточен в монастырскую тюрьму.
и евр. Обличал феодальные нравы идеологию и политику. Среди средневековых философов имелись серьезные расхождения по определенным вопросам. Роджер считает эту смесь превосходным лекарством от старости и от всех болезней. Поскольку Р. Бэкон был одним из первых, кто упоминал о порохе (в письме, написанном в 1247 г. ), долгое время считался его изобретателем. Вот таким образом предпочтение он предоставляет эксперимента.
В этой оценке Б. есть доля правды, но много и преувеличено. Они совсем не опирались на свои органы чувств ибо Бог открыл им науки через внутреннее озарение (как открывает он их некоторым верующим и впоследствии). В 1262 году, когда, как думают, появилось последнее произведение Б. : «Compendium Studii Theologiae», он уже был опять на свободе. Главное для Бэкона состояло в подчеркивании объективного существования единичного.
XIII стол. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. в Британском музее, часть в Бодлеянской библиотеке «Baconis Physica»находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки под заглавием «Quinta Pars Compendii Theologiae» – в британском музее «Метафизика», в национальной библиотеке в Париже «Compendium Studii Theologiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библиотеке и толкования на физику и метафизику Аристотеля – в библиотеке в Амьене.
Каждое поколение исправляет ошибки предыдущего. Когда-то ею были наделены иудейские патриархи и пророки. А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума. Так или иначе, в 1278 г. философ был заключен в тюрьму, где и провел четырнадцать лет.
Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны. Трудно определить, кто был этот неизвестный ученый. Математика в представлении Бэкона -- это комплекс дисциплин, прежде всего геометрии и арифметики, затем астрономии и музыки (здесь имелось в виду то, что мы называем акустикой).
В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Опыт, эксперимент, математику считал основой науки. Но ему нужны были средства для приобретения книг и оборудования, а их у него не было.
339—348). В контексте своего времени, такие методы использовалисьалхимиками.
Годы, которые провел Б. во Франции, были необыкновенно оживлены.
догадок (о телескопе, летательных аппаратах и др. ). И вполне понятно, что все перечисленные отрасли имели соответствующую историческую форму развития (например, алхимия выступала историческим предшественником современной науки химии).
I—IV аристотелевской «Физики», к кн. Наиболее известное произведение «Большой труд». Роджер Бэкон опровергает этот расхожий тезис.
С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Стремясь создать своего рода энциклопедию наук, Р. Б. Не удовлетворённый понятием алхимиков о единой «первичной материи», лишённой качеств, Бэкон выдвинул идею о качественно различных элементах, комбинации которых образуют конкретные вещи.
Вместе с работами арабских мыслителей переводились и труды античных философов и учёных. 445 – 477) говорит об опытных науках "Domina omnium Sclentiarum". Бэкон расширяет «грамматику» в ее традиционной роли начала всякого учения, требуя обязательного освоения не только латыни, но и греческого, арабского, еврейского языков.
Вот таким образом обучение -- уже в детстве -- должно начинаться именно с нее.
В 1268 г. Бэкон получил разрешение вернуться в Оксфорд, где продолжил свои занятия науками. Только в последние пятнадцать лет искусство переделки текстов стало массовым. Изменения или какой-нибудь естественный процесс происходит через действие virtus или species на вещество. Физическое действие отсюда — впечатление или переход силы в линию и потому должно быть объяснено геометрией.
В вопросе об универсалиях Р. Б. d. Phil. ", 192, 249). Он убежден, что с ее помощью можно продлить жизнь на несколько сотен лет. Когда дАсколи стал папой (1288), под именем Николая IV, Бэкон представил ему свое «Рассуждение о средствах, как предупреждать болезни старости», тщетно пытаясь убедить его в невинности и полезности своих работ.
Гроссетест не был противником папской власти наоборот, всегда подчеркивал преимущество папы перед европейскими королями, он выступал против конкретных злоупотреблений, но полноту папской власти под сомнение не ставил ни в коем случае. Всё это имело огромное значение для подготовки Великих географических открытий. В плане философском сюда следует отнести принцип совпадения противоположностей Николай Кузанского, в плане собственно физическом – теорию импульса (импетуса), восходящую к средневековой науке XIV в., а в плане изучения движения с точки зрения его величины – прежде всего вывода закона падения тел – средневековую теорию интенсии и ремиссии форм. Будучи профессором Оксфордского ун-та, Б. одновременно долго преподавал в Парижском ун-те (1236—1247) математику, физику и языки (по-видимому, греческий, еврейский и, возможно, арабский). Если мудрость от Бога, то и всё знание – тоже от Бога. библиотеке в Париже «Compendium Studii Theolgiae», в Британском музее отрывки по логике «Summa Dialectices», в Бодлеянской библ.
Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. Свет для него -- весьма тонкая материя, отождествляемая с формой. Английский философ и естествоиспытатель Роджер Бэкон родился в Илчестере (графство Сомерсет).
Но и здесь Бэкон сумел написать свое последнее большое произведение -- Компендий теологии. Он исследовал также законы отражения и преломления лучей, явления атмосферного преломления лучей, занимался изготовлением оптических приборов высказал много идей, предвосхитивших некоторые позднейшие открытия (напр., создание выпуклых стекол и пороха) т. о., можно считать, что Роджер Бэкон был первым естествоиспытателем средневековья. Седьмая часть не вошла в издание Джебба, но упоминается в конце «Opus Tertium» (глава XIV). появляются описания разных земель, сделанные путешественниками.
358 – 444). Тем самым Б. подчеркивал не столько субъективность общего (как сторонники номинализма), сколько объективность единичного. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в1620 году. Считал, что алхимия может принести большую пользу медицине, предвосхитив в некоторой степени идеи Парацельса. После его смерти стремительно распространилась легенда о Бэконе-чародее. Среди всех профессоров, с которыми ему приходилось иметь дело в Париже, только один заслужил его симпатию и уважение именно Петр из Махарикурии Пикардус (Petrus de Маhаruсuriа Picardus), т. е. Пикардиец.
Р. Б. философ и естествоиспытатель, францисканец.
Бэкон пишет, что в этом искусстве разбираются очень немногие. Сочинения Р. Бэкона чрезвычайно многочисленны.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. XI «Метафизики». В делах духовных он был набожен, полон благоговения и раскаяния. Его сочинение «Opus majus» (1268) проводит мысль о бесполезности отвлечённой диалектики, о необходимости изучать природу посредством наблюдения и подчинить её законам математического вычисления. Подразделял алхимию на умозрительную (теоретическую), которая исследует состав и происхождение металлов и минералов и практическую, занимающуюся вопросами добывания и очистки металлов, приготовления красок и т. п. По некоторым сведениям, собратья по ордену к тому же хотели добиться, чтобы Бэкон открыл им секреты получения золота (которых он, разумеется, не знал).
было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. В 1272 пишет философский компендий (Compendium studii philosophiae), в 1292 «Компендий теологии». И последний штрих – косточка из сердца оленя ибо олень – символ долголетия. «озарение», объект к-рого бог и внешний – чувств, знание, открывающее тайны природы. Этот отдел сочинения Б. заканчивается двумя прекрасно изложенными очерками по географии и астрономии.
Мнение это не столь уж фантастическое, уже в древности греческое чудо объясняли необыкновенными способностями греков к заимствованиям и их любознательностью. Он разработал программу практического назначения знаний, которое улучшит человеку жизнь, выделяя два способа познания: а) при помощи аргументов и доказательств б) из экспериментов и опыта (эти два способа должны сочетаться).
До 1247 г. преподавал в Парижском университете. Именной указатель). ок. Ее аксиомы врождены человеку, она располагает нас, обеспечивая прозрачность постигаемого, к остальным наукам вплоть до философии: «Без математики невозможно знать небесное, а небесное — причина происходящего в низшем мире, причиненное же не может быть познано, минуя его причины».
Спор между схоластами шел о том, что представляют собой общие понятия (универсалии). Эту работу Бэкон считал началом энциклопедии, которую он намеревался написать. Лит. : Трахтенберг О. В., Очерки по истории западноевропейской средневековой философии, М., 1957 Little A. G., Roger Bacons life and works, Oxf., 1914 Carton R., Lexp. Соч. : Opera quaedam hactenus inedita, L., 1859 The opus majus, ed. Учение Р. Б. Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Весь мир, таким образом, оказывается результатом самовозрастающей светящейся массы. Эта теория была создана в XIV в. учеными-математиками сначала в Оксфорде (Томас Брадвардин, Уильям Хейтсбери, Ричард Суисет, названный Калькулятором и Джон Дамблтон), а затем развивалась и уточнялась в Париже, где над ней работали Жан Буридан, Альберт Саксонский, Марсилий Ингенский и особенно Николай Орем.
Наконец, самый важный ингредиент – змея, о чем упоминает еще Аристотель. Ему приписывается авторство работы «Зеркало астрологии», в которой выявляется связь между магией, астрологией и алхимией и утверждается, что они являются вершинами естествознания. Р. Б. Животное, символизирующее долголетие, должно продлить человеческую жизнь. способ погружения на дно реки или моря, безопасный для жизни и тела».
Р. Б. Правда и в области оптики Бэкон многим обязан Аль Хайсаму. род ок. и вскоре умер. Известно, что с 1277 или 1278 по 1279 он был заключен властями своего ордена в тюрьму за «некоторые подозрительные новшества», возможно, в связи с его защитой астрологии, осужденной в 1277 парижским епископом Этьеном Тампье или в связи с восстанием в Анконе в 1278, после которого францисканский орден был подвергнут чистке. Такую поверхность Роберт и называет небом, первым телом, образованным единством первой материи и первой формы. При этом ему ясна дедуктивная и доказательная суть математического знания.
Философию природы невозможно постичь, не рассматривая линии, углы и фигуры. Маги проводят этот опыт, повторяя всевозможные заклинания. Ветка снова станет целой. Сторонник отделения теологии от светских наук.
За это время он написал три важных трактата: «Большой труд», «Меньший труд», «Третий труд». Математика как «естественная» логика (врожденная человеческому уму) противопоставляется им «школьной» – схоластической – логике, которую он отождествляет с грамматикой. Когда-то ею были наделены иудейские "патриархи" и "пророки". На свободе он оказался лишь в 1292г. В 1240г.
Все сочинения Бэкона — наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). 1214, Илчестер, графство Сомерсет—1294, Оксфорд)—английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. схоластику, «удивительный доктор» противопоставлял ей программу практич.
Критикуя схоластов, видел основу всякого познания в опыте (последний может быть двух видов: внутренний — мистический «озарение» и внешний). Его увлечение были разносторонни. занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. Все человеческое знание направляет и применяет экспериментальная наука (scientia experimentalis) имеющая у Бэкона широкий смысл овладения силами природы.
Сочинения Роджера Бэкона чрезвычайно многочисленны. Идеями мистического опыта Бэкон солидаризировался с иллюминизмом Августина. XIII стол. Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 г., Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus maius), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к Большому) и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей Большого). Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие. В 1260 г. указал, что горение тел в закрытых сосудах прекращается из-за отсутствия воздуха.
Годы, когда Бэкон был в Париже, были очень оживлёнными. Бакон или Бэкон Роджер. Бэкон полагает, что столь невероятные вещи вполне адекватно доказываются таким расплывчатым сообщением. Это опыт человеческий и философский.
В своей книге "Об опытной науке" он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Один из них изложен в трактате «De multiplicatione specierum», напечатанный Джеббом, как часть «Opus Majus» (стр. Уделяя большое внимание опытной науке как владычице умозрительных наук, Р. Б.
Р. Б. В контексте своего времени, такие методы использовалисьалхимиками. К категории форм относится и простейшее механическое движение, т. е.
созданная учеными ХII-ХIV вв. Несмотря на содержащиеся в его работах алхимические и др.
Кардинал предписал прислать ему сочинение, предполагая, что оно уже готово. Высказал интересные идеи по поводу аэроплана, взрывчатки, механической тяги паровозов. За занятия астрономией и алхимией в 1257 г. над «братом Роджером» был учрежден надзор (это было вызвано тем, что генералом ордена стал Бонавентура). Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. Его интересовала «метафизика света», он пытался смоделировать радугу в лабораторных условиях. Вместе с тем, автор Большого сочинения стремился увязать математику с опытом.
Возможный (человеческий) интеллект пассивен и сам по себе к познанию не способен. Новые гонения начались при преемниках Климента, умершего в 1268. Они могут быть разделены на два разряда: остающиеся до сих пор в рукописи и напечатанные. Однако в его взглядах определенную роль играли также моменты мистики, астрологии, алхимии, магии (попытки найти эликсир жизни и т. п. ). Познание не мыслится Р. Б.
Образование Бэкон получил в Оксфорде. Такое золото лучше того, что встречается в природе и того, что изготовляют алхимики. Но опыт может быть двоякий: внешний и внутренний первый это так наз. Часть этого сочинения обыкновенно наз. Разработал проект утопической сословной республики, в которой источником власти явится народный плебисцит, требовал искоренения невежества и расширения светского образования.
занимал позицию умеренного реализма, считая, что всеобщее (сфера философии) содержится в единичных вещах, которые объективно существуют и познаваемы в опыте. I–IV аристотелевской «Физики», к кн. В состав этого сочинения должно было войти извлечение из «Opus Majus», собрание главных заблуждений богословия, рассуждение об умозрительной и практической алхимии. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. По приказу духовных властей был заточен в тюрьму.
ок. Между 1265 и 1268 по просьбе папы Климента IV спешно за год-полтора излагает свое учение в т. н. «Большом труде» с примыкающими к нему вводным «Третьим трудом» и фрагментарным «Малым трудом». О жизни Б. в Оксфорде до нас дошло очень мало сведений.
Вот таким образом с ее помощью следует изучать и проверять все остальные науки. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. В Компендии философии, Бэкон подчеркивал существование соотношения теологии и философии, рассуждая о трех способах познания: вера в авторитет, рассуждение и опыт. Исключительно важную роль в становлении и развитии современной науки сыграли средневековые исследования парадоксальных свойств бесконечных множеств (Григорий из Римини, И. Бассоль, Т. Брадвардин и др. ).
Часть IV (стр.
англ. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры. Действующий же интеллект (прежде всего интеллект божественный, а затем и ангельский) иллюминирует, «освещает», «просветляет» человеческую душу, сообщая ей способность к познанию. Эти свои идеи Роберт проводил в опытах над преломлением света (особенно наблюдая явления радуги). Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр.
Познание добра и зла людям запрещено. Только математика остается для нас предельно достоверной и несомненной. геометрии»), астрономии. Математические знания представлялись Бэкону врожденными человеческому уму (он прямо ссылается на пример платоновского мальчика из Менона). Тем самым предопределялось математическое истолкование физических явлений.
Таким, действительно неординарным человеком, не грех было и увлечься. Первая часть труда Бакона дошла до нас под именем: «Compendium Studii philosophiae» и относится к 1271 году.
"Quinta Pars Compendii Theol giae" – в Британском музее "Метафизика", в Национ. Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Взгляды на опытные науки, которые в «Opus Tertium» (стр. Известность Р. Бэкон приобрёл уже во время своей работы в Парижском университете. Так, о работе Александра Гэльского «Сумма теологии» он говорил, что она тяжела, как лошадь и весьма сомнительна с точки зрения авторства.
Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находится в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлианской библиотеке и в библиотеке Университетского колледжа в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находится в коллекциях Слоана (Sloane), то есть в Британском музее, часть в Бодлианской библиотеке «Baconis Physica» находится между добавочными манускриптами в Британском музее отрывки, под загл. Настоящие алхимики терпеть не могут тех, кто отделяет философию от теологии. БЭКОН, Бейкон (Bacon) Роджер (ок.
Учился в Оксфорде, жил в Париже, потом преподавал в Оксфорде. Необходим опыт». Эти объекты труднодоступны для человеческого знания:.
Физика же включала в себя оптику, астрономию, алхимию, медицину, технические дисциплины. В 1265 г. Бэкон встречался в Париже с кардиналом, просил его о поддержке и помощи. Если Р. Б. не был оценен современниками, то только потому, что он превосходил их развитием. Один из самых образованных умов своего времени, он первый заметил ошибку в латинском календаре. Бэкон дает теорию и способ устройства телескопа, но описание это настолько неудовлетворительно, что нельзя быть уверенным в том, чтобы он владел подобным инструментом. В 1277-78 гг. Особое значение придавалось, по примеру Гроссетеста, оптике.
Основные причины невежества Р. Б. в духе мистического озарения у Августина и праопыт, которым Бог наделил «святых Отцов» Церкви. В том же направлении развиваются исследования и в Сорбонне. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов. В контексте своего времени, такие методы использовалисьалхимиками.
Последняя причина представлялась Бэкону самой опасной, так как «от этой смертоносной чумы происходят все бедствия человеческого рода ибо из-за этого остаются непознанными полезнейшие, величайшие и прекраснейшие свидетельства мудрости и тайн всех наук и искусств». Везде было кажущееся знание, прикрывавшее полное невежество. Более важные рукописи: «Communia Naturalium» (находятся в библиотеке Мазарини в Париже, в Британском музее, в Бодлеянской библиотеке и в библиотеке университетского комитета в Оксфорде) «De Communibus Mathematicae», часть находятся в коллекциях Слоана, т. е. Она распространена по всему телу и ее связь с ним носит световой характер.
Подготовит. Основные причины невежества Р. Б. Лишь она способна принять иллюминацию свыше и оформить свои потенции энергиями деятельного интеллекта (intellectus agens), под которым Бэкон понимает божественную премудрость. выступал за реформу теологии, суть которой состоит в том, что «священники знания» – теологи – должны стремиться к восстановлению подлинного, канонического смысла Божественного откровения, содержащегося в Евангелии, выступал с резкой критикой авторитаризма схоластической философии, невежества схоластических теологов и не считал предосудительным использовать знания, накопленные язычниками.
Выдержки из нее можно найти у Чарльса (стр. Около 1257 года генерал ордена Бонавентура запретил лекции Бэкона в Оксфорде, приказал ему оставить город и отдал его под надзор ордена во францисканский монастырь в Париже. На поверхности сферы материя более разрежена, но она сгущается к центру. Учение Р. Б. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии.
было осуждено орденом францисканцев, однако его идеи об «опытной науке», достижения в области естествознания сыграли свою роль в становлении науки и философии Нового времени. Опыт, по Бэкону, прежде всего тот, который приобретается с помощью внешних чувств. При жизни Бэкон за свои опыты и интерес к нетрадиционной философии и алхимии получил прозвище «doctor mirabilis» (Удивительный доктор).
Но есть и третья просвещенность, которую Бэкон называл праоткровение. Это воззрение даже сближало Бэкона с номинализмом. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
Александр Гальс (Alexander of Hales), автор великой "Суммы" (Summa) был представителем францисканцев, тогда как другой орден имел представителем Альберта Великого и восходящего гения, доктора Фому Аквинского (Thomas Aquinas). Хотя экспериментальная наука требует тысяч работников и колоссальных средств, «сокровищ целого королевства», она не только окупит все расходы на себя, но и впервые оправдает само существование философии, до сих пор живущей в кредит и навлекающей на себя справедливые укоры в бесполезности. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание— сила» Однако на науку делалось много нападок. Но во время его пребывания в Оксфорде слава его достигла до папского легата в Англии Гюи Фулькского (Guy de Foulques), человека образованного и расположенного к науке, который в 1265 г. достиг папского престола под именем Климента I V. В следующем году он написал Б., с которыми был все время в сношениях, чтобы он, несмотря на запрещения его начальства, прислал ему научные заметки, которые он уже раз требовал от него, будучи еще папским легатом.
оказался гораздо ближе к арабским мыслителям (Ибн Сине, Аль-Фараби и др. ), чем к схоластикам в постановке вопроса о предназначении знания, с помощью которого человек сможет облегчить свою жизнь в борьбе с природой. К небольшим заметкам по этому вопросу изложенным в 4 и 5 ч. «Opus Majus», он прибавляет два или три самостоятельных этюда. 11 нояб. Эти работы Р. Бэкон считал подготовительными для задуманной им научной энциклопедии. Но Бэкон жил в XIII в., когда в европейской культуре столкнулись две взаимоисключающие тенденции. 1292) — выдающийся англ. Бэкон снова продолжает интенсивную научную деятельность.
Уделяя большое внимание «опытной науке» как «владычице умозрительных наук», Р. Б. Москва. Им были обнаружены погрешности в юлианском календаре и их причины и составлен исправленный календарь, очень близкий к истине.
Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). 1214-1292) – ученик Гроссетеста, францисканский монах. Его можно назвать философом XVI и XVII столетия, брошенного судьбой в XIII век. Отвергая догмы, основанные на преклонении перед авторитетами и схоластич.
Все сочинения Бэкона—наброски-проспекты ненаписанного «главного труда», суммы всего знания в идеале «совокупной мудрости» у Бэкона видят влияние мистического псевдоаристотелевского средневекового трактата «Тайная тайных» (Secretum secretorum). В своей книге Об опытной науке он предлагает отделить от корня орешника годовалый побег. Это второе заточение (скорее всего, домашний арест) длилось более десяти лет.
Только благодаря покровительству папы Климента IV, занявшего престол в 1265 году, Бэкон получил возможность опубликовать три больших трактата (охватывают приблизительно один и тот же достаточно широкий круг проблем и написаны примерно в одно время): «Большой труд» (Opus majus), «Меньший труд» (Opus minus дополнение к «Большому») и «Третий труд» (Opus tertium краткое изложение идей «Большого»). Там он вступил в орден монахов-францисканцев и жил в монастыре. 1214, Илчестер, графство Сомерсет–1294, Оксфорд) — английский натурфилософ и богослов, францисканец, «удивительный доктор» (doctor mirabilis). Если его правильно растворить, оно окажет поистине удивительное действие.
Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. Но он пошел еще дальше, предложив классифицировать познание и просвещенность. Известны его труды, посвященные научному знанию вообще и математике в частности.
Эта сторона воззрений удивительного доктора дала основание ряду историков средневековой философии (особенно тем из них, кто стоит на христианско-католических позициях) утверждать, что в этом принципиальном пункте философ капитулировал перед современной ему теологией. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук.
Английские (Т. Брадвардин, Р. Суайнсхед и др. ), а также французские (особенно Н. Оресм) ученые XIV в., – отмечал А. П. Юшкевич, – предпринимают смелую попытку подвергнуть с помощью инфинитезимальных идей квантификации квалитативную в своей основе натурфилософию перипатетиков. Зажигательные стекла были общеупотребительны а очки, как надо полагать изобрел не он, хотя ему нельзя отказать в знакомстве с законом их устройства. Францисканец «спиритуалистской» партии, волновавшейся апокалиптическими настроениями в духе Иоахима Флорского, Бэкон подвергся дисциплинарным мерам («прелаты и братия, томя меня постом, держали под надзором») со стороны взявшей верх партии Бонавентуры.
1294, Оксфорд) – англ, философ и естествоиспытатель Doctor mirabilis (см. работами к нему являются Большой труд (Opus majus изд. 1292) – англ.
В вопросе об универсалиях Р. Б. Как представляется его значение несколько преувеличено, причем в буквальном смысле слова – через увеличительное стекло истории на поверхность вышли одни детали и заретушировались другие. чем более они превосходны, тем менее нам известны (quanto sunt nobiliores tanto sunt nobis minus notae). Тут предлагается два метода исследования: один путем доводов, другой опытами.
Осн. Чарльс находит подтверждение своим догадкам в отдельных местах «Communia Naturalium», которые ясно доказывают, что сочинение это было послано Клименту, а потому и не могло составлять части «Compendium»а, как думает Бревер. В течение этих лет он написал, как говорят, небольшой трактат «De Retardandis Senectutis Accideutibus», но, по всей вероятности известие это едва ли верно. Проанализировав их, Бэкон пришёл к выводу о том, что Бог не запрещалпознаниеприроды. Зачем и кому надо, чтобы у власти стояли умные люди.
лучше природы. 46) резко отделяются Б. от умозрительных наук и ремесленного искусства (прикладного, профессионального), сильно напоминают суждения Фрэнсиса Бэкона по этому же вопросу. Он получил степень доктора философии и заслужил почетный титул "do c tor mirabilis". Во время пребывания в Париже Бэкон приобрел известность, получил степень доктора философии и почетный титул «Удивительный доктор» (или «Изумительный доктор»).
Основные произведения: «Большое сочинение» («Opus Majus»), «Малое сочинение» («Opus Minus»), «Третье сочинение» («Opus Tertium»), «Компендий философии» («Compendium Studii Philosophiae») и др. Часть I (стр.
См. Его главный труд «Большое сочинение», где он утверждал: «истина – дочь времени, на ее пути четыре препятствия – доверие сомнительному авторитету, привычка, вульгарные глупости и невежество наука – дочь всего человечества. В раствор следует добавить множество разнообразных ингредиентов.
Б. последовательно отстаивал идею разграничения теологии и светских наук, в том числе и философии. Аристотеля и «комментатора» (Авиценну) надо читать в оригинале, все латинские переводы кишат ошибками и перевирают суть их полезнее бы сжечь. В. высказывал ряд смелых, дальновидных науч. Этот анонимный писатель, по словам Бакона, не получивший специального и систематического образования, вступил в орден в молодых годах и начал здесь преподавать философию. Сознавая недостаточность одиночного усилия в столь большом деле, Бэкон даже в конкретных научных анализах тяготеет к жанру убеждения (persuasio) в надежде склонить папу или других к финансированию своего проекта.
В учении об опыте как основе познания В. различал два вида опыта: внутренний – мистич. 445—477) говорит об опытных науках «Domina omnium Sclentiarum». Самую значительную роль в развитии и распространении естественнонаучного знания сыграл здесь Роберт Гроссетест (Большеголовый, 1175-1253). Закончив обучение в университете (между 1236 и 1240 гг. ) и став магистром искусств, он уезжает в Париж, тогдашний центр мыслящей Европы и начинает там свою преподавательскую деятельность на факультете искусств.
Важен для Бэкона и вопрос о способах познания. В этом сочинении, по словам Чарльса идет речь о грамматике, логике (которую Б. считает маловажной, так как рассуждение есть вещь прирожденная), о математике, общей физике, метафизике и нравственной философии. Хотя по степени противоеретического рвения они и отличались друг от друга (особой непримиримостью отличались доминиканцы), задача у них была одна: укрепление папской власти, преследование всякого проявления инакомыслия, усиление влияния католичества.
Часть VI (стр. объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику.
III, 1888). у учёного случился конфликт с руководством ордена. Ветхозаветные старцы и пророки оказались первыми философами и учёными. Затем, возможно из-за политических перемен, покинул Англию. «Quinta Pars Compendii Theolgiae» — в Британском музее «Метафизика», в Национ. В общем выводе этой части, который сделал Бэкон в «Opus Tertium», ясно выступает взгляд Бэкона на необходимость единства наук.
Большинство исследований Бэкона посвящено оптике («перспективе» к 1267, по его словам, он занимался ею уже 10 лет). В своем «Opus Minus» и «Opus Tertium» он с ожесточением нападает на Alexandre Hales и в особенности на другого профессора, не названного по имени. Отправляясь от нее, уже дедуктивно (compositio) выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность. По проблеме универсалий, то Б. считал, что универсалы не являются самостоятельными. Здесь он читает лекции по Аристотелю, в основном занимаясь изложением идей, содержащихся в «Физике» и «Метафизике» и их комментированием. 339 – 348). Бэкон имел какие-то письменные материалы и в течение короткого времени (1267-1268) он написал и послал папе свое Большое сочинение.
Это, скорее всего, ошибка. Громадное количество манускриптов находится в британских и французских библиотеках, между которыми есть много ценных произведений в том отношении, что они объясняют сущность философии Бэкона. Одни больше интересуются частностями и подробностями, другие – общим и целым. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.
учение о пустоте и неделимости атомов. В то же время Б. отрицал атомистич. Бэкон много внимания уделял изучению зрения, описал анатомическое строение глаза. Отсюда проект научного и нравственного вооружения христианского народа ради вселенского «государства верных» под водительством папы.
256—357) посвящена трактату о перспективе. Взгляды на опытные науки, которые в "Opus Tertium" (стр. Как мыслитель Р. Б. стоит несравненно выше некоторых из своих знаменитых однофамильцев. Согласно этой концепции, Бог создает вначале некий светящийся пункт, который, мгновенно расширяясь, рождает огромную сферу, где слиты начала материи и формы. Эти идеи вполне созрели, т. к.
Но программа первого значительно шире программы второго. Inedita» Бревера (313—389). Уверенность и апломб его дошли до того, что он, не имея ясного и определенного представления ни о свойстве света, ни о перспективе, написал трактат: «De naturalilbus». Истину мы будем искать до конца мира ибо в человеческих замыслах нет ничего абсолютного. Познание не мыслится Р. Б. А Бэкона больше интересует аристотелевская «Физика» – произведение сомнительное и даже опасное с точки зрения соответствия христианским истинам.
Чарльс же считает его только за предисловие и приводит довольно веские основания. Это справедливо и по отношению к математическому рассуждению ибо математика обладает всеобщим опытом (experientias universales) в черчении и исчислении по отношению к своим выводам.
Современники называли его «удивительным доктором». объединил в рамках философии математику, физику (оптика, астрономия, алхимия, медицина) и этику. Сам же Р. Б. тратил много денег на книги и инструменты. в Лионе и представлявшие свод средневековых трудов ХIII-ХIV вв. Роджер Б. родился в 1214 г. близ Илчестера в Соммерсетшире, в богатом семействе. Очень быстро автор написал Меньшее сочинение (алхимия и причины упадка теологии) и Третье сочинение.
Но вот что дальше. От этого с, одной стороны, выигрывает естествознание, разумеется не сразу, но предпосылки математического естествознания складываются уже тогда, достаточно упомянуть, что в Охсфорде и Париже формируется идея о переменности – течении (fluxus) величин, о мгновенных скорости и ускорении, для которых вводятся соответствующие, даже латинские, термины и в абсолютно отвлеченном, не связанном с физикой плане, доказывается основной закон и другие свойства равномерно ускоренного движения. Считается изобретателем пороха для пушек, формулу которого он позаимствовал у арабов. В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание— сила» В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание— сила» Однако на науку делалось много нападок. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в1620 году. Следовательно, доводов недостаточно. 1214, Ильчестер – ум.
На первом месте среди благодеяний этой «госпожи всех частей философии» стоит упорядочение государства как громадной машины с тем, чтобы в нем «никто не остался праздным», а главное, осуществлялся бы отбор одаренной молодежи и интенсивное обучение ее наукам и искусствам «ради всеобщего блага». Последний бывает внешним и внутренним. В «Communia naturalium» изложил даже квинтэссенцию всех познаний своей эпохи. Зато выдвигает предположение о существовании качественно различных элементов, комбинация из которых порождает конкретные вещи.
d. Phil», 192, 249).