Презентация для школьников на тему Андреа Палладио по мировой художественной культуре (МХК). 6 декабря в Архитектурной школе МАРШ с презентацией своей книги «Андреа Палладио. Семь философских путешествий» выступит Глеб Смирнов.
музеи), Битва Масленицы и Поста (1559) и Детские игры (1560, обе — Вена, Музей истории искусства). Был связан с антверпенским гравером и издателем И. Коком, публиковавшим многие рисунки Брейгеля, переведенные в гравюру. Так, если в начале текущего столетия большинство авторов рассматривало Палладио как основного представителя Высокого Возрождения в Северной Италии, расходясь лишь в оценке некоторых отступлений мастера от «классического» стиля Браманте, — то теперь в нем видят и представителя раннего барокко и строгого классика-археолога, преданного задаче возрождения античности и типичного представителя маньеризма и зачинателя европейского классицизма. Работал в Виченце, Венецианской области и Венеции.
Х. Мульчер, К. Виц). Сооружения поражают гармоничностью, величием и продуманностью деталей. И тут же мы вновь видим вечную прелесть природы, живущей своей мирной и тихой жизнью.
Питтони. В это время в искусстве властвовал стиль барокко. Мальчиком начал работать в мастерской резчиков по камню.
Единственное палаццо Палладио, композиция которого близка типу XV века – палаццо Тьене в Виченце (1550) – имеет симметрично обстроенный центральный двор, другие дворцы организованы с использованием глубинной композиции. Стены и своды поражают чистотой белизны и обилием солнечного света. – Отсутствие пышных деталей. Сквозь арку и четыре боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе). 1558 – 1566 (. ) гг. В архитектуре, в частности, барокко проявлялось в пышности и вычурности декора.
При покровительстве Триссино мастер познакомился со многими выдающимися памятниками римской античной и ренессансной архитектуры во время поездок в Верону (1538—1540), Венецию (1538—1539), Рим (1541—1548 1550—1554) и другие города. «Волнующая вечность оказалась суждена искусству Палладио. Только там ты мог запросто войти в контакт и с принцем крови и с министром короля в силу масонского идеала «братства» кулуарно шептаться с ним и обсуждать свои прожекты, — причём как с равным и называть «братом». Никакой другой архитектор не был так чужд шаблону и постоянной формуле.
Это была пора, когда вследствие падения международной торговли Венеции ее купцы стремились обзавестись титулами и, покупая земли в материковых владениях республики (так называемая терраферма), вкладывали освобождавшийся капитал в сельское хозяйство. Доля дворцов осталась недостроенной из-за нехватки денег у заказчиков. Сблизился с гуманистом Дж. Наиболее значительный художник Нидерландов XVI в. и один из крупнейших художников всего европейского искусства этого столетия.
Комнаты, которыми больше пользуются летом, должны быть «велики и просторны и обращены на север, а предназначенные для зимы – обращены на юг и запад и скорее меньших размеров, чем первые ибо летом мы ищем тени и ветра, а зимой солнца и, кроме того, небольшие комнаты нагреваются легче, чем большие». Идеальным воплощением идей Палладио стала Вилла Ротонда (Альмерико-Капра) в Виченце (строилась с 1565-1566 года, завершена В. Скамоцци в 1580-1591 годах). Это родная природа, увиденная не только глазами, но и духовным зрением тех, кто изображен вблизи (озябшие охотники, спешащие в свои теплые жилища усталые пастухи, что гонят стадо к дому косцы возле тучных хлебов и т. д. ).
Вилла же расположена в пейзаже, открытом со всех сторон. Столь же наполнена жизненным смыслом разработка цвета и в других картинах цикла.
Благодаря этой ориентации весь комплекс Сан Джорджо, включающий большую церковь с классически уравновешенным, хорошо читающимся издали фасадом и поднятым на барабане куполом, живописную группу монастырских построек (подчеркивающих размеры церкви) и кампанилу, превосходно замыкает венецианскую лагуну, превращая ее в один из самых прославленных городских пейзажей мира. XIX в. при строительстве железнодорожной станции).
Альберти. Триссино, участвуя в строительстве его виллы в Криколи (Венето) под руководством последнего получил архитектурное и разностороннее гуманистическое образование. Немногим архитекторам выпадает счастье стать прародителями градостроительной концепции. После поездок в Рим в 1545 и 1547 годах он работает над проектом реконструкции Палаццо Публико (начатого в 1549 году). Его творчество оказало влияние на развитие классицистического направления в европейском зодчестве 17 – 18 вв.
Аркада завершается третьим ярусом из балюстрады и активно примененной скульптуры, что характерно и для последующих построек Палладио. И именно из-за этого по поводу Палладио ехидничали архитекторы более позднего времени, особенно конца XIX – начала ХХ столетия, когда в моду стал входить функционализм. Даже в темноте собор Сан-Джорджо Маджоре виден издалека, он как бы светится изнутри. Весна, Возвращение стад.
Сложная взаимосвязь и сопоставление фасада и двора (сменившая их контрастное противопоставление во флорентийских дворцах XV в. ) становятся одной из основных тем композиции. Творчески переработав традиции народного зодчества применительно к требованиям венецианских дворян-землевладельцев, Палладио создал исключительно жизненные типы усадебных зданий и вместе с тем показал почти неограниченные возможности их варьирования. Бадоэр во Фратта Полезина (Ровиго), в долине р. По, 1556/1557 – 1563 Фоскари («Ла Мальконтента») в Мальконтента ди Мира, близ Венеции, 1558 г Дзен в Чессальто в Донегал ди Чассальто (Тревизо), ок. В 1570 году Палладио опубликовал «Четыре книги по архитектуре». Метафизико-Геометрические интриги Палладио. А. Г. Габричевский, Альберти-архитектор — в кн. : Л. Б.
Тем более что мальчик остается сиротой и кусок хлеба ему приходится зарабатывать самому. Примеры он берет из различных памятников греческого и, главным образом, римского зодчества и еще в предисловии указывает: «А так как для сих строений весьма мало древних примеров находится, то предложу я свои собственные чертежи домов, мною построенных сообразно наставлению, оставленному нам Витрувием». Марка.
В написанном около 1562 «Триумфе Смерти» Брейгель, как бы глядя на мир сквозь призму Босха, создает жуткий «панегирик» Смерти: в зареве пожаров ставшая бесплодной и безлюдной земля, покрытая столбами с колесами пыток и виселицами на горизонте — такое же пустынное море с гибнущими кораблями. Величайший мастер гравюры в Европе, Дюрер прославился своим циклом работ на темы «Апокалипсиса» (1498). Когда Андреа подрос, он женился. Здание являет собой совмещение архитектуры со скульптурой (статуи, барельефы, камины) и живописью (росписи и фрески). Жизнь народных масс впервые становится у него основой универсальной картины мира. Интересным и малоисследованным образцом палладиаства в Украине усадьба Браницких в Рудом Селе (Киевская область, сплошная руина).
В-третьих, объекты Палладио разделены по архитектоническому решению. В декоративном решении применяется скульптура. Сквозь арку и четыре боковых проема, сделанные в заднике сцены, видны иллюзорно расходящиеся улицы города (или сходящиеся в искусственно усиленной перспективе). Каждое свое здание Палладио решал наново не только в общем, но и во всех частностях.
А вот для пролаз и авантюристов, вроде «графов» Сен-Жермен или Калиостро, масонские ложи были просто подарком. Начинал свое творчество как рисовальщик. В 1570г. Пестрота цветовых пятен подчеркивает зрелищную остроту этого живописного карнавала. В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистомДж.
Некоторые произведения сохранились лишь в копиях, большинство же утеряно навсегда. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. – Лаконизм, аскетизм. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552 Вальмарано, 1566) ещё близки флорентийским палаццо XVв. Архитектурное и литературное наследие Палладио («Римские древности»— своеобразный путеводитель по римским руинам изученным самим Палладио, 1554 комментарии с рисунками к Витрувию изданные Даниэле Барбаро, 1556 «Четыре книги об архитектуре», 1570 работа по исследованию фасада Сан-Петронио в Болонье, 1574г и др. ), сделавшее классический язык архитектуры общедоступным и универсальным, сыграло исключительную роль в развитии архитектурных идей барокко и классицизма в XVII и XVIIIвв.
Андреа уже в 13 лет стал помощником в мастерской резчика по камню. Семь новых отмычек зодческих тайн Палладио, Семь прогулок по виллам Ренессанса. В конце 90-х годов Дюрер исполняет серию гравюр на дереве на темы Апокалипсиса, в которой средневековые образы переплетаются с событиями, навеянными современностью несколько позже создает Малые и Большие (по величине досок) «Страсти Христовы» и несколько живописных автопортретов. Впоследствии в своем эпохальном труде «Четыре книги об архитектуре», которым архитекторы будут пользоваться еще на рубеже XVIII-XIX веков, Палладио писал, что архитектор обязан соблюдать три принципа: принцип удобства или пользы, принцип красоты и принцип долговечности.
В церкви Сан Франческо делла Винья, строившейся по проекту Сансовино, Палладио принадлежит только фасад (проект 1562 г. ). Планировка улицы и двух главных площадей заданы им и рассчитаны на восприятие человека. Вторая попытка оказалась удачной, после чего мальчик отправился в Виченцу.
1561/1562 – 1566/1569гг. музей и галереи Каподимонте). На первых порах он осваивает профессию камнетеса, оформляет фризы и капители. Это квадратное в плане здание с ионическими шестиколонными портиками на каждом фасаде.
В этих условиях становится понятным, что в центре интенсивной духовной жизни венецианских гуманистов оказались искусства и наука, а эстетическая мысль, в значительной мере связанная с процветавшей здесь музыкой, обратилась к исследованию гармонии, пропорций и других внеисторических «вечных» закономерностей. 1542 – 1547 1550 – 1555гг. Эта часть авентинского холма с 1160 года принадлежала тамплиерам. Так, у вилл Ангарано и Пойяна в Пойяна Маджоре была выстроена лишь средняя часть и правые крылья вилла Годи-Порто в Лонедо получила лишь левое крыло в вилле Бадоэр по проекту, помимо закругляющихся портиков, должны были быть еще Г-образные в плане колоннады в вилле Вальмарана в Лизьере, заканчивавшейся Скамоцци, вместо двухэтажной лоджии была построена лоджия лишь в первом этаже, а над вторым этажом (более низким, чем в проекте) сделан фронтон в вилле Триссино в Меледо главное здание вообще, по-видимому, не было закончено, а крылья построены лишь частично. Уже в 1490 г. Дюрер покидает Вольгемута и начинает самостоятельную творческую жизнь.
По классической древнеримской схеме, применённой ещё в Колизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором— ионический. Облик их разнообразен: здесь старики, молодежь, женщины, дети. Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. Палаццо Тьене (1550-е гг. ) — единственный дворец Палладио, композиция которого приближалась к традиционному флорентийскому типу XV в., с центральным, симметрично обстроенным двором (рис. Piazza dei Cavalieri di Malta.
Сын каменщика. Сарего в Санта-София ди Педемонте (Верона), 1552/1553 (. ) – 1569гг. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. Напротив, понимая архитектуру во всем ее сложном многообразии и уделяя большое внимание ее практическому назначению и материальной сущности (такое понимание архитектуры, как и высокая оценка античного наследия, несомненно укрепились у Палладио в процессе глубокого изучения не только древних сооружений, но и Витрувия), он и в ордере никогда не забывал исходную тектоническую семантику, определявшую форму отдельных элементов и связывавшую их в целостную систему. Но был один нюанс, которым он все же пренебрегал. Своеобразие немецкого Возрождения раскрывается в живописи и графике. Весьма любопытна глава, названная «О злоупотреблениях в архитектуре». 48, 51).
Третья гравюра — «Меланхолия». И тут уж автор проекта должен был выкручиваться и переделывать все в соответствии с новыми запросами заказчика. Для Браманте, как и для Альберти (см. Художник как бы вплотную приближается к народу, создавая характерные типы и сцены его быта (Крестьянская свадьба и Крестьянский танец, обе — 1568, Вена, Музей истории искусства). Архитектору М. Львову принадлежит несколько сооружений в Украине (лучшие – усадьба Стольное для Безбородко Александр Андреевич, усадьба Диканька для В. П. Кочубея).
Внутри церкви символы вольных каменщиков спокойно уживаются с папскими тиарами. 1480—ок. Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах. Двумя важнейшими сферами его деятельности было строительство городских домов (т. н.
Вы можете быть привлечены к ответственности за нарушение авторских и иных интеллектуальных прав. Палладио, в частности изучал остатки римского театра в Виченце. В оформлении фасадов ряда вилл и городских домов Палладио нередко применял большой ордер (недостроенное палаццо Порта-Бреганзе в Виченце, 1571).
1545 – 1548 Кьерикати-Риго в Ванчимульо, 1547/1548 – 1554, 1574 – 1580гг. Палладио. Творческое наследие Палладио чрезвычайно обширно. Необыкновенна проектировка и главной залы, крестообразной по форме, которая развертывает композицию от главного входа в двух ракурсах: в глубину помещения и в направлении поперечной анфилады. Эти статические объемные декорации выходят за границу сцены античного театра. В куполе было сделано большое отверстие по центру. Его труд 1604 г. стал своеобразным подведением итогов эпохи.
Андреа изучает труды Витрувия, а также различные трактаты по искусству и архитектуре. Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объемность и рациональную тектонику. До настоящего времени сохранилась лишь малая часть работ ранних нидерландских художников.
52, 53). Однако тут, на площади мальтийского Приората, как и в церкви, масонские намёки переходят всякие границы откровенности: на фасаде змеи по бокам от круглого окна (в память окон-роз на готических церквях. ) и меч с двумя рукоятками и фриз из свастик и сфинксы. В театре Олимпико в Виченце (1580 – 85, окончен архитектором В. Скамоцци), являющемся одним из первых театральных зданий нового времени, амфитеатр сопоставлен с оптически-иллюзорной сценой (с 5 улицами, сходящимися в искусственно усиленной перспективе).
Дж. Он далек от предложения копировать, а предлагает творчески воспринять опыт античности и, обогатившись, создать нечто новое. В сознании просвещенного человечества Палладио занимает то же место, что Ле Корбюзье для конструктивизма, а Гауди для модерна: он привёл к финальному знаменателю искания Ренессанса, выразив заветные идеи итальянских гуманистов шершавым языком архитектуры, – это «гуманизм, воплощённый в камне». Но Палладио, продолжая следовать идеям античных мастеров, пошел по другому пути.
Об этих гравюрах написаны тома исследований. Ее развитие шло своеобразными путями.
Сельская резиденция у Палладио в полной мере воплощает античный идеал Возрождения в своем открытом характере объемно-пространственного решения, построенного на сочетании нескольких разнородных объемов активном использовании галерей, позволивших создать наиболее близкий духу античности демократический характер. Десять книг о зодчестве. – Типизация образов. Те же тенденции проявились и у Палладио, который, подобно своим предшественникам искал ответ на волновавшие его архитектурные проблемы в античном зодчестве, но видел его уже в ином свете.
Его опыт оказался особенно ценным для зодчих 17 – 18 вв. Кажется, стукни по нему — и он зазвенит. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, Палладио добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом – с городской застройкой. Даже продувной Моцарт, то ли из ребячества, то ли из конформизма состоял в масонской ложе Но так прельстительны были идеалы масонства и так жутковаты легенды, его окутывавшие, что кто осудит желание встать на «путь поиска сути вещей», обретя «зрелость души» ибо «истина в сердце каждого человека» и прочее в том же духе.
От тех времён в саду Приората сохранился мраморный колодец (неужели лень проверить, не на его ли дне тамплиеры запрятали свои несметные сокровища. ). Созданные в конце жизни работы Брейгеля знаменуют еще один этап. Первое значительное произведение П. – так называемая Базилика в Виченце: П. обстроил дворец Раджоне 13 в. мраморной двухъярусной аркадой (начата в 1549), сочетающей римскую величавость с венецианской свободой и ритмическим богатством. Палладио. Т. 2, М., 1937, стр.
Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Глубоко национальные образы Дюрера полны силы, но и сомнений иногда тяжких раздумий, в них отсутствует ясная гармония Рафаэля или Леонардо.
Их сближает не только общность композиционного построения, но и фольклорность сюжетов. Франческо делла Винья, 1562 Сан. Пойяна в Пойяна Маджоре, ок. При этом Палладио не только подчеркивал условный, переносный смысл привлеченных им ордерных форм, тем самым реалистически указывая на основополагающую конструктивную роль стены (этот прием, широко применявшийся и его предшественниками, получил у мастера лишь дальнейшее развитие), Палладио трактовал саму стену не как аморфную массу кладки, но как организованное по законам ордера тело, с основанием, средней несущей частью и венчанием.
«Безрассудное также злоупотребление нахожу я и в том, что некоторые строители, — пишет он, — делают над окнами и дверьми ломаные фронтоны. 46). (Иниго Джонс, Кристофер Рен, лорд Берлингтон, Уильям Кент— в Англии, Винченцо Скамоцци— в Италии, Джакомо Кваренги— в России, Томас Джефферсон— США ит. д. ).
Создавая в Венеции церкви Сан-Джорджо Маджоре (1565-1576) и Иль Реденторе (1577-1592), Палладио отошел и от традиционной планиметрической схемы построения христианской культовой архитектуры. Вилла расположена на вершине небольшого холма в живописном месте. Палладио подчеркивает в трактате инновационных характер своих работ. Палладио (Palladio собственно – ди Пьетро, di Pietro) Андреа итальянский архитектор.
Дюрер оказал огромное влияние на развитие немецкого искусства первой половины XVI века. Примечательна также внутренняя архитектура богослужебных зданий. Для Палладио же античные памятники были идеальным воплощением извечных законов зодчества. Для истолкования творчества Палладио необходимо прежде всего иметь в виду, что он формировался, с одной стороны соприкасаясь с сильнейшими архитекторами своего времени, работавшими в Северной Италии, а с другой — с образованными гуманистами Виченцы, не только входившей в состав Венецианской республики, но и тесно связанной с ней материально и духовно. Среди многочисленных (около тридцати) вилл, построенных Палладио в окрестностях Виченцы и соседних городов, встречаются и скромные усадьбы (виллы Эмо, Дзено, Сарачено, Пойяна) и роскошные резиденции (Мазер, Триссино в Меледо, Бадоэр) (рис.
Семь заповедей архитектуры Палладио. При этом не обязательно нужно подстраиваться под свою эпоху — вокруг «спокойного величия» творений Палладио зарождалось барокко — необходимо лишь сверяться с неким «внутренним компасом» гармонии. Андреа Палладио, биография которого прочно связана с Виченцей, получил такой шанс. Эмо-Каподилиста в Фанцоло де Веделаго (Тревизо), ок.
в Хотени, собор Спасо-Преображенского монастыря города Новгород-Северский (сохраненный, действующий). Зима (все — Вена, Музей истории искусства) и Жатва. К середине 10-х годов относятся три самые знаменитые гравюры Дюрера: «Всадник, смерть и дьявол», 1513 «Св. В соответствии с требованием города Палладио открыл часть первого этажа для общего пользования и, развернув строительный объем здания по фронту неглубокого участка, оставил место для сада и в то же время сумел придать небольшому дворцу импозантный образ общественного сооружения (ныне здесь закономерно разместился городской музей).
Вид на собор Сан-Джорджо Маджоре с площади св. Размещение построек на участке Палладио уподобляет расположению комнат в доме: «участок должен быть разбит таким образом, чтобы одна часть не мешала другой». Он оказал воздействие на творчество антверпенского мастера алтарей и портретов Квентина Массейса (1465—1530), на крупнейшего северонидерландского художника XVI в. Луку Лейденского (1494—1533), одного из создателей бытового жанра в живописи и гравюре, но характернейшим выразителем особенностей этого течения впервые стал Ян Госсарт (ок.
Так художник сочетает идеальное начало с конкретно-индивидуальным. Немногочисленные тонко прорисованные детали подчеркивают монументальность Базилики. По проектам Джакомо Кваренги в Украине построено усадьбу Камбурлея М. И. Кальдоньо в Кальдоньо, ок. Все изображенное насыщено «скрытым символизмом», предметы и их сочетания имеют иносказательное религиозно-нравственное значение.
Уже в этой постройке проявились черты, ставшие характерными для творчества архитектора. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Так, он неизменно прибегал к ордеру для осмысления другой тектонической системы — стены. н. Базилика), которое он окружил в 1548 году 2-ярусными мраморными аркадами, состоящими из арок-серлиан, формирующих ритмизованную 3-мерную оболочку старого здания. Первые живописные произведения художника датируются концом 1550-х. 1536). Триссино в 1540 даст деньги молодому Палладио на путешествие в Рим ради исследований античной архитектуры и усовершенствования архитектурных навыков. ок.
Благодаря глубоким лоджиям фасад приобретает объемность и рациональнуютектонику. На автопортретах Дюрера видно, как от фиксации узкоконкретного (портрет 1493 г. ) он идет к созданию образа более цельного, полнокровного исполненного явно под влиянием итальянских впечатлений (1498) и приходит к образу, полному философских раздумий, высокого интеллекта, внутреннего беспокойства, столь характерного для мыслящих людей Германии того трагического периода истории (1500). Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо. Расположенная на холме, безошибочно выбранном среди исключительно красивой пересеченной местности, она является, в сущности, бельведером или видовым павильоном, центральный зал которого (освещенный через фонарь в куполе, достроенном Скамоцци), стал как бы композиционным центром окрестного ландшафта, с которым он связан четырьмя симметрично расположенными воздушными портиками и пологими лестницами.
Нидерландский художник и рисовальщик. Работодатели помогают ему вступить в гильдию каменщиков и он получает стабильный доход. (Л. и его современников (Леон Батиста Альберти, Джулио Романо, Дж. Семь архитектурных афоризмов Палладио.
Как и для мастеров Италии, рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, штудии голов, рук, ног, драпировок. Ездил в Верону (1538—1540 гг. ), в Рим (трижды, с 1541 по 1547 г., затем в 1550 и 1554 гг. ) и другие города, где обмерял античные памятники и современные сооружения и выполнил киворий в церкви римской больницы Сан Спирито.
и так делее. 1549 – 1556гг. ), – все близ Виченцы Пизани-Плакко в Порта Падова, Монтаньяна (Падуя), 1552/1553 – 1555гг.
Палладио завоевал огромную известность не только как архитектор, но и как автор трактата Четыре книги об архитектуре (1570), который был переведен на многие языки. Организм древней архитектуры он изучал солидно, терпеливо, внимательно и бескорыстно.
– Большое развитие получила книжная графика, гравюра. К концу века в силу растущей рыночной конкуренции усилилась жанровая специализация художников, подготавливавшая одну из характерных особенностей XVII в. С другой стороны, среди нидерландцев, многие из которых работали при дворах за рубежом, прежде всего в Праге, было немало мастеров-универсалов. Это позволяет ему создать гармоничную композицию здания и увеличить полезную площадь. Глубокий план с двумя дворами был разработан Палладио и для палаццо Вальмарана (1566 г. ), заслуживающего особого внимания необычной и смелой композицией фасада (рис.
Но прямое следование классическому канону — не путь Дюрера. В 1738 году Папа Климент XII Корсини (заказчик фонтана Треви) гневной буллой запретил масонство (что, само собой, только поспособствовало его популярности), дав понять, что альтернативные мироспасательные поползновения суть измена, ментальный адюльтер по отношению к Церкви и вырывание из её рук инициативы по преобразованию и облагодетельствованию мира. Обживаясь среди их стен, сегодняшний гость старинной усадьбы, возведённой для патрициев золотого века Венеции, вступит в соприкосновение с миром идей, вызвавших к жизни всё что его окружает. при строительстве железнодорожной станции). Именно его стиль сформирует облик новой европейской цивилизации.
Колорит теперь строится на крупных цветовых пятнах первопланных фигур. Их архитектура полна то чарующей интимности и уюта (Вилла Пьовене и Годи в Лонедо, Сарачено в Финале), то спокойного достоинства (виллы Фоскари в Мальконтента, Корнаро в Пьомбино, Пизани в Монтаньяна), то благородного, лишенного всякой претенциозности богатства (Бадоэр, Барбаро в Мазере).
Материал представляется полностью напряженным, он как бы приобретает особую крепость. Барбаро-Вольпи в Мазер, 1549 – 1558гг. Умение подчеркнуть гармоничность постройки искусно разместив ее на фоне живописных венецианских пейзажей, пригодилось ему и в дальнейшем при сооружении вилл Мальконтента (1558), Барбаро-Вольпи в Мазере (1560 – 1570), Корнаро (1566) и, наконец, виллы «Ротонда» (или Капра) в Виченце (1551 – 1567).
Я не знаю, что можно сделать безумнее того, чтобы проломать в середине крышу, которая сделана для защиты от ненастья (Палладио, по-видимому имеет в виду барочные разорванные фронтоны. ). В XVI в. расширение культурных связей с Италией способствовало распространению в Нидерландах эклектического течения «романизма», стремившегося соединить нидерландские традиции с опытом итальянского (особенно римского) Ренессанса, а затем и маньеризма. Высокое одухотворение, подлинная сила духа отличает каждое лицо. Огромные колонны на высоких постаментах зрительно объединяют окна первого и второго этажей, затеснённые между колоннами. Ещё в палаццо Вальмарана (начато в 1566) был применён большой ордер в виде пилястр. Ему свойственны более остро индивидуальные, драматические образы. Для обмера античных памятников ездил в Верону, Рим, Сплит (Хорватия), Ним (Франция).
Более того, расхождения в оценке мастера не уменьшаются, но скорее возрастают. 46, 50). М. Фальконетто, Себастьяно Серлио, Микеле Санмикели). Несмотря на то, что и это здание составляет лишь фрагмент более обширного замысла, оно производит законченное впечатление (ныне снос соседнего дома подчеркнул асимметрию левого угла).
В 1526 г. он создает свое последнее живописное произведение — «Четыре апостола», станковое по форме и назначению, но истинно монументальное по величавости образов. рис. Тема смерти — частая тема его графических листов.
1559 – 1565гг.
В отличие от итальянского Возрождения, для Северного Возрождения характерны большая стойкость средневековых традиций интерес к индивидуальной неповторимости человека и его окружению (к интерьеру, натюрморту, пейзажу). Проектируя церковь и некоторые здания примыкающего к ней монастыря, Палладио верно оценил исключительное градостроительное значение места постройки (план Венеции). В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558 клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562 Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. Средневековая готическая традиция была здесь устойчивее ее влияние заметно сказывалось вплоть до первой трети 16 века, а в некоторых сферах творчества (архитектура, скульптура) оставалось даже преобладающим. Палладио возмущается «чудными витушками и кудрявыми украшениями», которые противны здравому вкусу. Триссино, одним из последних итальянских гуманистов.
В композиции, рисунке, построении пространства, как и в своем мироощущении в целом, художник еще тесно связан с готической традицией. Палаццо не было закончено и в конце XV в. начало разрушаться. Сочетание пилястр большого и малого ордера придает зданию крупную масштабность и импозантность, тогда как определяющая тектоническая роль стены красноречиво выявлена ее членениями, откровенно условным характером большого ордера (раскреповки антаблемента) и его отсутствием по углам фасада, смело подчеркнутым плоскостными скульптурами. Но каждая из них глубоко индивидуальна. Родился, предположительно, в Падуе в семье каменщика. Иеронима видели писателя-гуманиста, ученого новой ренессансной эпохи.
Окончание строительства здания совпало с крупной победой венецианцев над турками (при Лепанто, 1571 г. ), что, быть может, объясняет его приподнятый, «триумфальный» характер. Самые ранние картины исполнены в конце 1550-х — 1560-м. Тогда Палладио обратился к античному наследию, но сделал это совсем иначе, нежели его предшественники – великие архитекторы Возрождения. Отличительные черты: – Связь с протестантизмом.
1525—1569).
Показательно, что художник обращается на этот раз не к городской, а к сельской жизни, быту и трудам крестьян, теснее всего зависимых от годового природного цикла. Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Архитектурное творчество Палладио, основанное на глубоком изучении античного и ренессансного зодчества, – одна из вершин искусства Позднего Возрождения. Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо. Это Джорджио Триссино, гуманист и писатель А. Корнаро, а также Даниэле Барбаро. Постановки Ренессанса также были связаны с реставрацией античных комедий и трагедий. В начале речь шла о том, что жители Венеции не поддались очарованию палладианства.
– Приверженность поздней готике. Различают также английское палладианство, российское т. п. Осуществленная часть дворца впечатляет своей спокойной силой и суровой замкнутостью (рис.
58). илл.
В церковном зодчестве (венецианские церкви Сан-Джорджо Маджоре, 1565 – 1580 и Иль Реденторе, окончена в 1592) Палладио сумел соединить мотив античного портика на фасаде с архитектурным типом базилики. архитектор работал в Венеции, где возвел ряд церквей, городских палаццо, общественных построек, по заказам венецианской знати строил виллы в окрестностях Венеции и Виченцы. Фасад украшен открытыми колонными лоджиями в двух ярусах. Его имя стало мифом.
– Художники одновременно художники и гравёры. Развивая почти все сложившиеся до него разновидности палаццо и добавив к ним много новых, П. добивался естественной связи фасада с планом (преодолевая контраст фасада и внутреннего двора, характерный для палаццо Высокого Возрождения), а всего здания в целом – с городской застройкой. получил титул «виднейшего гражданина Венеции» («прото делла Серениссима»). Застраивая чаще всего узкие городские участки, Палладио создал новые типы дворцов, композиция которых (развивая идеи, заложенные мастером в его реконструкции атриумно-перистильного дома Витрувия) развивалась по глубинной оси и включала один, а то и два двора (последний носил служебный характер и был связан с конюшнями).
Хотя несколько очень значительных построек он там смог возвести. В начале XX века к нему обратились неоклассики, а в России его влияние продолжилось до середины века – архитектура «сталинского классицизма» строилась по канонам Палладио. Здание сегодня является объектом, охраняемым ЮНЕСКО и важным украшением города.
Это не значит, что ордерные формы имели для Палладио лишь декоративный смысл. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Палладио прославился также как автор ренессансной интерпретации труда Витрувия – трактата Четыре книги об архитектуре (1570), книг Римские древности (1554) и Комментарии к Юлию Цезарю (1575). Самая известная из всех построек мастера, оказавшая заметное влияние на развитие архитектуры, – вилла Ротонда в Виченце (начало строительства 1551 года). 47). Портики оформлены в соответствии с ионическим ордером. Улица его имени, Корсо Андреа Палладио – это выставка его творений.
На переднем плане изображен лев, более похожий на лежащего тут же старого, доброго пса. 58—60). Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским палаццо XV века.
ПАЛЛАДИО АНДРЕА (1508 – 1580), выдающийся итальянский архитектор позднего Возрождения. 52—57). Оригинальна трактовка сцены, где при античном характере постоянных декораций в целом применен чисто ренессансный прием создания статически перспективных изображений (городских фрагментов) – пяти расходящихся улиц, с помощью большой арки развивающих сцену в глубину.
и закончилось уже в 1530—40-х гг. Но свою задачу архитектор выполнил с блеском. Заказчиками Палладио были в большинстве случаев представители знатных семейств Виченцы. Учителями Андреа в это время стали Бартоломео Кавацца и Джанджорджо Триссино. Речь идет об уборных.
Дж. Родился в Падуе, бывшей в то время частью Венецианской республики, в семье мельника Пьетро «делла Гондола» (Pietro «della Gondola»). Река будет обслуживать дом и скотину, не говоря о том, что летом она дарует прохладу и прекраснейший вид, а угодья, сады и огороды – душа и отрада виллы – будут орошаться с великой пользой и красотой». Учился у П. Кука ван Альста в Антверпене.
Одним из первых Палладио создал проект театрального здания нового времени, в котором классическая форма амфитеатра сочетается с оптически иллюзорными декорациями сцены (театр Олимпико в Виченце, 1580 – 1585, закончен Скамоцци). Для дворцов Палладио характерны регулярный план с центр.
Архитектурная деятельность Палладио началась с участия в строительстве задуманной Триссино виллы в Криколи (1537) и строительстве виллы Годи в Лонедо (1540). Влияние Италии Художественное развитие Нидерландов, Германии и Франции в момент перехода от средневековья к Новому времени обладает чертами общности, особенно отчетливо выступающими при сопоставлении их с Италией. При помощи различных особых образов нам передается ощущение всеобъемлющего космоса. Триссино, который приблизил к себе будущего архитектора, придумал для него псевдоним Палладио (по имени вестника Афины Паллады в эпической поэме «Италия, освобождённая от готов» Триссино, законченной в 1547 году), дал ему гуманистическое образование, привил вкус к классической античности. XIXв. Гаццотти-Марчелло в Бертизана, ок.
К нему обращались французские классицисты, его теория положила начало развитию английского романтического стиля – «палладианства». Он не стремился похитить у Рима готовые эффекты форм, как хотели одни или вырвать у него секрет славы, о чем мечтали другие. Палладио построены дворцы: Кьерикати (с 1550 г. ), Порто-Коллеони (около 1550 г. ), Тьене (1550—1551 гг. ), Изеппо да Порто (1552 г. ), Вальмарана (1566 г. ), Порто-Барбарано (1570 г. ), Порто — позднее Бреганце (1571 г., неокончено) в Виченце дель Торро в Вероне (1551 г. ), Антонини в Удине (1556 г. ) виллы (кроме указанных выше): Черато, Муццани около Пизы, Ангарано около Бассано (1548 г., разрушена), Тьене в Квинто (нач.
Тот, кому всё-таки посчастливится попасть в сады Приората, легко вообразит себе инициацию не то в рыцари, не то в масоны, — по стенам стелется буйный декор из лепнины, плод фантазии Пиранези, с множеством масонских символов (поговаривают, он сам был масоном 33 степени по Шотландскому обряду). круглые окна в наименее напряженных участках стены по сторонам арок). Крылатая женщина в окружении атрибутов средневековой науки и алхимии: песочных часов, ремесленных инструментов, весов, колокола, «магического квадрата», летучей мыши и пр. Истоки его некоторые специалисты возводят к середине 14 в., когда при блестящем дворе герцогов Бургундских творили выдающиеся мастера (братья Лимбург, Х. Мемлинг и др. ), в чьем творчестве уже заметен поиск индивидуальной характеристики, стремление к созданию целостной картины прекрасного мира. Так, город Виченца имеет 12 сооружений, полностью или частично выстроенных Палладио.
Внутри палаццо устроены анфилады залов с центральным большим залом во втором этаже. Театр Палладио представляет собой своеобразный возврат к принципам построения античного театрального здания, подобно тому, как основные постановки в вичентинском театре были в то время возвратом к античной трагедии и комедии. Его разносторонняя деятельность стала одним из воплощений «титанизма» Возрождения. при строительстве железнодорожной станции). Недаром все постройки Палладио объявлены историческим «достоянием человечества» и включены в Word Heritage List (список объектов Всемирного наследия). В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558 клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562 Сан-Джорджо Маджоре на одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер.
Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца и будто сам круг его жизни. Дж.
В XV в., начиная с творчества Яна ван Эйка, она опережала живопись всех стран Европы, кроме Италии в XVI в., отличаясь необыкновенным разнообразием, обилием мастеров разных местных центров, общим высоким художественным уровнем, она выдвинула лишь одного великого художника — Брейгеля, но зато подготовила почву для нового блистательного расцвета искусства во Фландрии и Голландии XVII в. Основателем нового направления в живописи Нидерландов, которое на протяжении столетия осуществляло переход от готики к Ренессансу, все шире распространяя в среде художников свои завоевания, был Ян ван Эйк (1390—1441). Начал непосредственно заниматься архитектурой, участвуя в строительстве задуманной Триссино виллы Криколи (1537 г. ) и строя виллу Годи в Лонедо (1540 г. ). Широкая аллея ведет от дороги к развернутой фронтально постройке. Голубев предлагает три способа классификации композиций Палладио. Вынесенный вперед двухэтажный корпус противопоставлен отодвинутым назад боковым аркадам, по концам которых причудливо очерченные фронтоны отмечают торцы служб. Под «принципиальной стороной» здесь, видимо и понимается композиционное мышление.
Сужение крайних пролетов зрительно закрепляет углы здания и придает ему завершенность. фрески кисти П. Веронезе, 1560 – 1562гг. Первая книга посвящена учению о материалах, общим предписаниям и учению о пяти ордерах, вторая – частным зданиям в городе и сельской местности, третья – улицам, мостам, площадям и базиликам, четвертая – античным храмам в Риме, Италии и вне Италии (куда включены и современные Палладио постройки). Внимательно изучая «Десять книг об архитектуре» Витрувия и развив его идею дома с атриумом и перистилем, зодчий создал новый тип городского дворца— палаццо. Завершающий зал экспозиции посвящен неоднозначным отношениям Палладио и палладианства. Иероним» и «Меланхолия», 1514 (резец, гравюры на меди). С 1524 занимался резьбой по камню в Виченце.
Андреа делла Гондола, прозванный Палладио (1508—1580 гг. ), родился в Падуе. Ее детали очень просты и вместе с тем пластичны лаконичные «кубические» базы ионических колонн подчеркивают серьезность и аскетическую простоту общих форм. Чем бить баклуши, кутить да проматывать в казино состояние, не благороднее ли заняться, наконец, хоть каким-нибудь делом. По классической древнеримской схеме, применённой ещё вКолизее, в первом ярусе применён дорический (тосканский) ордер, во втором— ионический. В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж.
В этой постройке архитектор применил те принципы, которые станут основой его творчества. В палаццо Кьерикати, начатом в 1550 году, соединены черты небольшого дворца и общественного сооружения. Начинания Яна ван Эйка были подхвачены и использованы целой плеядой выдающихся нидерландских художников XV в. Иероним Босх На рубеже двух веков Иероним Босх (до 1460—1516) связал воплощение по-ренессансному многообразных и острых впечатлений от современного быта, типов людей, мира природы с мрачной и горькой фантастикой, демоническими образами кишащей повсюду нечистой силы. Но самая знаменитая постройка Палладио, украшенная колоннадой большого композитного ордера— незаконченная Лоджия дель Капитаньо (1571-72) на площади Синьории в Виченце напротив базилики.
Начало нового этапа в развитии искусства Германии относится к 1430-м гг. Здесь он смог не только воплотить талан архитектора, но и поработать как создатель города.
Панорамное решение пространства дает возможность наблюдать необычайное разнообразие бытовых сцен, поступков и взаимоотношений людей, богатство их силуэтов, жестов и поз. С самого начала своей карьеры Палладио реализует собственные принципы, он придерживается идеи о том, что здание должно выглядеть цельно, сочетаясь с территорией и окружением. Гуманист Джанджорджо Триссино (1478 – 1550) стал его покровителем и убедил сменить имя архитектора Андреа ди Пьетро (Andrea di Pietro) на псевдоним Палладио (от греч. сделал классический язык архитектуры общедоступным и универсальным. Тем самым он предвосхитил эпоху классицизма. – Основные произведения – алтари.
Но он сам не подозревал, что его истинную славу составит другой город. Так он попадает в круг людей, которые и определят его судьбу.
Последняя по праву считается самой абсолютной постройкой архитектора. Колонный портик с фронтоном в духе римской архитектуры придавал жилищу человека «храмовидный» характер, тем самым возвышая и личность владельца и будто сам круг его жизни.
Рисунок из рабочего эскиза превращается в отдельный вид творчества индивидуальная манера мазка, штриха, а также фактура и эффект незаконченности (нон-финито) начинают цениться как самостоятельные художественные эффекты. Сарачено-Ломбарди в Финале ди Агульяро, . В 1535-1537 годах участвовал в расширении виллы в Криколи, принадлежавшей вичентинскому гуманисту Дж. Дж. Трактат в целом выполнен в рамках литературной традиции Ренессанса (Альберти, Серлио), но в то же время развивает античную витрувианскую традицию. Такое архитектурное произведение словно раскрывалось во времени и пространстве. Там же П. возвёл многочисленные дворцы (палаццо: Тьене и Кьерикати, см. Творчество Дюрера определило ведущее направление искусства немецкого Возрождения.
Палладио хочет придать ей облик величественного города в память о римском происхождении. Мало того, ему удалось создать канонический стиль, распространившийся впоследствии по всему миру: не только в Англии или Новом Свете отдавали и отдают дань его гению, но и ампирная Москва и Санкт-Петербург и «дворянские гнёзда» в русской глубинке – всё это идёт прямиком от идей Палладио, «архитектора всех времён и народов». Андреа ди Пьетро родился, как уже говорилось, в Падуе. Именно он настаивает на том, чтобы Андреа занялся изучением памятников греческой и римской архитектуры, знакомился с культурой античности.
Вилла Ротонда в Виченце (начата в 1551 г. ) едва ли не самая известная из всех вилл мастера — является первой центрической купольной постройкой светского назначения. Для композиции второго типа характерно соединение главного блока и хозяйственных пристроек галереями: виллы Сарачено в Агульяро (1543 год), Пояна в Пояна- Маджоре (1549-1563 годы), Барбаро в Мазере (1554-1558 годы), Бадоэр во Фратта-Полезине (около 1556 года), Эмо в Фандзоло-ди-Веделаго (начало строительства – около 1559 года), Серего (1552-1569 годы) близ Вероны и др. Метафоры пространства / камня.
Автор так мотивирует свой труд: «Познав, насколько удален образ нынешних построек от описанных мной древних строений, а также наблюдений, заимствованных и почерпнутых из чтений Витрувия, Леона Баттисты Альберти и прочих писателей, показалось мне делом достойным выдать в свет чертежи тех зданий, кои удалось мне собрать за долгое время и с немалой опасностью для жизни». Большое архитектурное наследие Палладио и написанный им трактат оказали впоследствии (особенно в XVIII и в начале XIX вв. ) глубокое влияние на многие поколения архитекторов в ряде европейских стран. И тут судьба свела его с поэтом и драматургом Дж. Мозер. Условия труда были невыносимыми. Семь архитектурных путешествий Палладио и Мир усадеб Ренессанса Палладио. Комнаты, которые используются одинаково активно весь год, «должны быть обращены на восток, на зелень и на сад». Ее ядро составляет построенное в XV веке палаццо дела Раджоне (ратуша), окруженная галереями в виде двухъярусной аркады.
Палладио успел построить малый объем дворца Порто (или Каза дель Диаболо) на 2 окна и на 2 этажа, как заказчик приостановил строительство. 48, 49). В основу нового стиля легла новая живописная техника – масло. По возвращении домой Дюрер несомненно под воздействием итальянского искусства пишет «Адама» и «Еву» (1507), в которых выражает свое национальное понимание красоты и гармонии человеческого тела. Защищая свои принципы, он опять-таки ссылается на античную архитектуру, говоря: «Хотя древние в строениях своих и делали некоторые отступления, но никогда не отступали от правил художества».
«А то, что мне 11 лет назад нравилось, это мне сейчас совсем не нравится», — запишет он в своем дневнике. Об истории искусства родины рассказал в своей книге о художниках Карел ван Мандер. Палладио оказал значительное влияние и на культовую архитектуру, найдя самостоятельное и принципиально новое решение одной из ее наиболее трудных проблем — церковного фасада. Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци).
Кураторы отказались от соединения творчества мастера и его последователей в цельное понятие, но и предостерегли от их полного разграничения среди тех, для которых Андреа Палладио стал «вечным современником», главное место заняли работавшие в Британии и России архитекторы: Иниго Джонс, Лорд Берлингтон, Джакомо Кваренги, Чарльз Камерон и Николай Львов. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. Именно под этим прозвищем Андреа ди Пьетро было суждено войти в историю.
Палаццо делла Раджоне (сейчас — Базилика Палладио 1546— 1549) в Виченце. Хотя здание построено на холме, оно не выглядит возвышающимся или подавляющим. Руководство к наслаждению Palladio en plein air Палладио, демон Ренессанса Палладио. В Венеции Палладио по заказам Церкви выполнил несколько проектов и построил ряд церквей (Сан-Пьетро ин Кастелло, 1558клуатр церкви Санта Мария делла Карита фасад церкви Сан-Франческо делла Винья, 1562Сан-Джорджо Маджорена одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576—1592 Санта-Мария делла Презентационе или «Ле Цителле» Санта-Лучия, разобрана в сер. В виллах Палладио особенно замечательно проявилось его умение искусно сочетать архитектуру и природу, превращая пейзажное окружение в естественную среду обитания человека (для венецианцев это было особенно значимым, так как сама Венеция лишена зелени).
В картине «Праздник четок» (другое название — «Мадонна с четками», 1506) при некоторой перегруженности многофигурной композиции на колорите в полной мере сказалось влияние венецианцев. Красота у него тесно переплетается с практичностью. Еще одно свидетельство тому – тысячи рисунков русской и мировой архитектуры, выполненных Голубевым еще в студенческие годы и постоянно пополняемые в течение всей жизни. Иероним. Собственно Возрождение началось в Германии на рубеже 15 и 16 вв. Что Пиранези.
В ней автор подвергает критике «искажения, введенные в употребление развратителями архитектуры». Работы над виллой были завершены Винченцо Скамоции, учеником Палладио. Дж. Трактуя сложную структуру церкви с «базиликальным» разрезом как два совмещенных объема, Палладио выразил их на фасаде своеобразным сочетанием композиционных схем двух античных храмов: узкий и высокий портик четырехколонного храма (соответствующий центральному нефу), как бы «наложен» на более низкий и широкий портик, включающий габариты боковых нефов. На примере своих простых и изящных построек он продемонстрировал, как достижения античности и Высокого Возрождения (преимущественно в римском варианте) могут быть творчески переработаны и использованы, т. е.
Палладио своим чутьем мастера как-то угадал, что многие заказчики хотели бы чего-то иного. 44, 45). Осень, Охотники на снегу. Подлинным шедевром Палладио является театр Олимпико, сооруженный для открытой им Олимпийской Академии в Виченце (1580—1585, окончен В. Скамоцци).
Нидерландская школа живописи 15 в. отмечена пристальным вниманием к деталям, пониманием ценности каждого явления, общим ощущением одухотворенности, разлитым в воздухе (Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден некоторые мастера этой школы работали при бургундском дворе). Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания. Портреты цельны по композиции, пластичны по форме. Надо сказать, что мобилизация элит Европы на построение «идеального общества» обеспокоила наконец Церковь, которая привыкла чувствовать себя законным монополистом на строительство Града Божьего и царствия справедливости. Античная архитектура приобретала в его глазах не историческое, но совершенное, качественное значение, а ее ордерная система (роль которой в итальянском зодчестве неуклонно возрастала на протяжении предшествовавших 120 лет) стала для Палладио исходной формулой всякой архитектурной композиции, всеобщей основой архитектурного мышления.
Старое сооружение обветшало и стало мало для нужд города. Некоторые здания достроили его ученики. Работал в Антверпене (в гильдии живописцев Св. Ранние палаццо в Виченце (палаццо Тьене, 1550—1551 Изеппо да Порто, 1552) ещё близки флорентийским палаццо XV века. Её владельцы, Джованни ди Джакомо изПорлеццыи Джироламо Питтони изЛуминьяно, были знаменитыми в Виченце скульпторами.
Пору расцвета искусства немецкого Возрождения часто называют «эпохой Дюрера». Это замечательный пример подлинного синтеза архитектуры с живописью (росписи Веронезе с учениками) и скульптурой (камины, барельефы, скульптурные вставки и круглая скульптура в нимфее — Алессандро Витториа). Он представляет собой переосмысленный зодчим вариант античного театрального здания.
да Порлеццы и скульптора Дж. Широко образованный, хорошо знакомый также и с итальянской живописью, он за любовь к народной тематике был прозван «Мужицким». В 1545 Палладио выиграл конкурс на право перестройки Базилики в Виченце. В обоих случаях он создал прекрасные образцы сочетания архитектуры и природного ландшафта.
Мальчиком работал резчиком по камню. Тенденции искусства Возрождения переплетены в Дунайской школе с традициями поздней готики. Как истинный представитель ренессансной эпохи, подобно многим итальянским художникам, Дюрер оставил после себя значительные теоретические труды: трактат о пропорции и перспективе «Руководство к измерению», «Учение о пропорциях человеческого тела», «Об укреплении и защите городов».
вилл. Это — Фламандские пословицы (1559, Берлин, Гос. до 1550 г. ), Ротонда в Виченце (с 1551 г., заканчивалась Скамоцци в 1580—1591 гг. ), Пьовене в Лонедо, Триссино в Меледо (проект 1553 г., почти не сохранилась), Пизани около Монтаньяно (1553 г. ), Муццани в Ретторголе (не сохранилась) и Дзено в Чессальто (начаты в 1559 г. ), Коголло (проект 1560 г. ), Тьене в Чиконье (около 1560 г. ), Сарачено в Финале, Эмо в Фанцоло, Фоскари в Мальконтента, Рипета около Кампильи, Мочениго в Марокко (около 1560 г., последние две разрушены), Пойяна в Пойяна Маджоре, Пизани в Баньоло (1561 г., перестроена), Сарего в Санта София близ Вероны (1562 г., сильно перестроена), Сарего в Миега, Вальмарана в Лизьере, Корнаро в Пьомбино (1564 г. ), Бадоэр во Фратта Полезина (1565 г. ), Барбаро в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ), Рагона в Гиццоле. В следующие 10 лет Андреа Палладио строит виллы, на одно здание уходит примерно 2-3 года, архитектор не только создает проект, но и руководит работами по возведению сооружения и оформлением ландшафта. Да и тогда, когда ему заказывали городские дворцы-палаццо, архитектор стремился учесть все факторы, которые могут повлиять на то, как будет смотреть дом. 1475—1528), связанный с мистическими народными учениями и готической традицией.
Проблемы ориентации оказываются напрямую связаны с выбором участка. Пизани-Ферри в Баньоло ди Лониго 1542 – 1544, ок. 1548/1549 – 1552, 1569 – 1570гг. Триссино, пообщавшись с Андреа, разглядел в нем задатки великого мастера и предложил свою помощь в учебе.
В Виченце будущий мастер сблизился с гуманистом Дж.
Это редко было серьёзно: в той же мере интересовались китайским искусством, расписывая свои будуары в стиле «шинуазри». Форни-Коста в Монтеккьо Прекальчино (Виченца), 1560-е (. ) и ряд других (некоторые разрушены в последующие века). XIXв.
Новшество, введенное Андреа ди Пьетро, заключалось в том, что в отличие от древнеримского храма, у которого был только один портик, со стороны входа у виллы Ла Ротонда четыре портика. Отдельный пассаж Палладио посвящает проблемам ориентации помещений, причем рассматривает все аспекты проблемы – в зависимости от времени года или времени суток. Одновременно с Дюрером и вслед за ним выступила плеяда крупных художников. Чтобы полнее выразить свое ощущение «мира как рая», каждая частица которого прекрасна и причастна общей одухотворенности, художник усовершенствовал технику масляной живописи и продемонстрировал такое богатство ее возможностей, такую светоносную красочность, что его открытия подхватили в Италии поры раннего Возрождения, а также и в других странах. Работая в мастерской архитектора-скульптора Джованни да Педемуро, куда обращались для выполнения своих моделей архитекторы, приглашавшиеся в Виченцу в связи с перестройкой Базилики, Палладио, по-видимому, уже с 1538 г. приобщился к этой увлекательной работе: его модель, выполненная к проекту, представленному в 1546 г., была принята после того, как были отвергнуты советы и предложения таких крупных мастеров, как Скарпаньино (1532 г. ), Сансовино (1536 и 1538 гг. ), Серлио (1539 г. ), Санмикели (1541 и 1542 гг. ) и Джулио Романо (1542 г. ).
В 1524г. Строительство Лоджии дель Капитаньо (1571), расположенной напротив Базилики в Виченце, совпало с победой венецианцев над турками в битве при Лепанто и потому не случайно своей композицией она напоминает римскую триумфальную арку (в рельефах боковых фасадов изображены взятые у турок трофеи). Несмотря на свой плоскостный характер, фасад читается очень хорошо. Андреа делал работу, обычно поручаемую подмастерьям: капители, рельефы, фризы. палаццо или дворцов) и загородных резиденций (вилл).
И в этом его гениальность, так как «с первых шагов своей деятельности Палладио не следует пассивно за археологией, но борется за познание главной сути композиций римлян, чтобы проникнуть в глубину существа архитектурной формы и выходит из этой борьбы обогащенным, но не покоренным, продолжателем, но не подражателем». XIX в. при строительстве железнодорожной станции). Палаццо по отношению к улице – это, прежде всего, фасад, то есть плоскость. Многие из воздвигнутых Палладио в Виченце зданий выходят на Корсо Базилика – это сердце Виченцы, а Корсо, проложенная на месте древней римской дороги, – ее главная артерия.
Лето (Нью-Йорк, музей Метрополитен). Среди них были тонко чувствующий гармонию природы и человека Лукас Кранах Старший (1472—1553) и наделенный огромной силой воображения Маттиас Готхардт Нейтхардт известный под именем Маттиас Грюневальд (ок. Андреа участвует в строительстве виллы для последнего в Криколи.
Мальтийский Приорат закрыт для той части человечества, которая не имеет чести состоять в рядах благородного рыцарства (территория Приората принадлежит не Италии, а суверенному Ордену). Здесь Палладио вполне ясно говорит, что его ни в коей мере не удовлетворяют современные постройки (например, архитектурные «вольности» школы Микеланджело) и вот таким образом он счел нужным обратить внимание современников на утраченные античные правила. Мощные полуколонны коринфского ордера, объединяющие два этажа, подчеркивают патетический ритм всего здания.
В Батурине (Украина) Ч. Камерон построил дворец и 2 флигеле для К. Разумовского (1803 г. реставрирован), шедевр архитектора. Триссино убедил его сменить имя на псевдоним Палладио (от греч. Вместе с сыновьями Палладио подготовил новый перевод «Записок о Галльской войне» Цезаря (1574).
Можно сказать, что Палладио рассматривал стену как предельно сомкнутый строй колонн. Корнаро-Габле в Пьомбино, в 30км от Венеции, 1552 – 1553гг. С 1558г. При возведении других загородных зданий он поступал точно так же.
Луки с 1551) и Брюсселе (с 1563). Вилла в Мазере близ Виченцы (1560—1570 гг. ) — одна из наиболее роскошных и хорошо сохранившихся — была построена Палладио для семейства Барбаро (рис. Проект был отклонен ради сохранения исторического облика дворца известного и ныне. Иль Реденторе, окончена в 1592, см.
Отправные точки и траектории вечности Семь новелл от Палладио Палладио. К раннему периоду творчества Палладио относятся проекты вилл Годи в Лонедо (1540) и Пизани в Баньоло (1544). Ее ядро составляет выстроенное еще в XV в. палаццо делла Раджоне (ратуша), включавшее огромный зал (52х21 м), расположенный над сводчатой лоджией. С помощью Триссино Палладио начал изучать архитектуру в 30-е годы, что было граничит с поездками в Верону (1538-40), Рим (1541-47, 1550, 1554) и другие города. Переехав в 1524 году в Виченцу, вступил в цех каменщиков. Палаццо Кьерикати (проект 1550 г. ) — другой пример виртуозного мастерства Палладио (рис.
Джорджо Маджорена одноименном острове, 1565 «Иль Реденторе», то есть Спасителя, на острове Джудекка, 1576— 1592 Санта. Дж. Искусство стран Северного Возрождения граничит с готикой, национальной традицией. В произведениях середины 1560-х Брейгель предстает уже абсолютно иным мастером. Он снабжен гравюрами на дереве, выполненными по рисункам автора.
илл. ). Его отец работал с камнем, в частности, он изготавливал мельничные жернова. Стиль Палладио был необычен и восхитителен. Во дружественной опекой Триссино (поэта и гуманиста) получает архитектурную и разностороннее гуманитарное образование.
Палладио заставил ожить забытое зодчество античности и зазвучать по-новому. Художественный язык усложнен, аллегоричен.