Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом. Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков.
Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. «преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году.
9:37). И вот, два мужа беседовали с Ним, которые были Моисей и Илия явившись во славе, они говорили об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Возможность изучить картину получили многие известные художники. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Полномасштабный эскиз его головы сохранился вместе с пятью другими эскизами, впервые описанными Оскаром Фишером в 1937 году и являющимися специальными трафаретами— припорохами, позволяющими живописцу с высокой точностью переносить эскиз на картину путём набивания красящего порошка через проколотый контур. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
А после его смерти она боялась умереть». Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников.
С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. В культурно-историческом смысле иконография картины интерпретируется как предназначение её для защиты Нарбонны от повторных нападений сарацин, так как Каликст III объявил 6 августа праздником в честь победы христиан при осаде Белграда в 1456 году. К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Справа от Богоматери – Св. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.
И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Полномасштабный эскиз его головы сохранился вместе с пятью другими эскизами, впервые описанными Оскаром Фишером в 1937 году16 и являющимися специальными трафаретами— припорохами, позволяющими живописцу с высокой точностью переносить эскиз на картину путём набивания красящего порошка через проколотый контур.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Когда был глас сей, остался Иисус один. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. придать ей еще большей убедительности.
Икона создаётся по строгим канонам (правилам), а художник передаёт своё собственное видение библейского сюжета. В отроке же, который, судорожно вытянувшись всем телом, кричит и закатывает глаза, мы видим всю муку, глубоко проникшую в его плоть, в его жилы и в его кровь, зараженные нечистой силой и мертвенную бледность этого тела с его вымученными и испуганными движениями. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет).
По другой версии это могут быть диаконы Фелициссим и Агапит, принявшие мученическую смерть с папой Сикстом II, поминаемые согласно римскому миссалу в тот же день310. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели. Но смерть постигла творца внезапно в возрасте 37 лет, современные исследователи пишут, что виной тому лихорадка. Шумно потому, что многолюдно. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни.
На иконе Рублёва -лишь основное событие – непосредственно Преображение. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Возможность изучить картину получили многие известные художники. И театра далеко не в последнюю очередь.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Св.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари). У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте.
Христос появляется в вихре белого света. В этой работе художника колорит не был целью, он стал средством передачи настроения композиции – чувства тревоги. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения.
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Он парит в облаках, освещённых его сиянием.
Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Это удовольствие предназначалось только для знати, широкой публике предлагалась религиозная живопись в Эскориале, монастырско-дворцовом комплексе, построенным королём Филиппом II, сыном Карла V. Филипп II был известным коллекционером живописи и за свою жизнь он собрал прекрасную коллекцию из более 1600 работ испанских и европейских художников.
Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. А на земле под ними распростерты Петр, Яков и Иоанн, лежащие в различных и прекрасных положениях: кто склонил голову к земле, а кто, затенив очи руками, защищается от лучей и непомерного блеска, окружающего фигуру Христа, который, облаченный в белоснежные одеяния, распростерший руки и воздевший чело, словно являет собою единосущность и божественную природу всех трех лиц святой Троицы, сосредоточенных в одном лице великим совершенством искусства Рафаэля. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их и устрашились, когда вошли в облако.
Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Иероним со львом, его главным признаком. 17:5). У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства.
Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
ссылка. Обратно в Италию картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году и сегодня она находится в Пинакотеке Ватикана. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Каждое время и каждый человек расскажут вам историю со своими, самыми важными для него, акцентами. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Художественный язык религии – это образы святых. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7.
И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). В иконе отсутствует внешний источник света. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).
Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею. Творец уйдет на Небо, его место там, а не тут — это пафос картины, это в ней как великое предчувствие художника — предчувствие вышнего пути.
Это пророки Моисей и Илия. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи.
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени.
Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно.