Джорджо Вазари в «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» признал «Преображение» Рафаэля «самой прекрасной и божественной» из его работ. Картину Преображение Рафаэль Санти выполнял по заказу кардинала Джулио Медичи для городского кафедрального собора, отказаться было нельзя. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.
Последняя картина Рафаэля «Преображение», своеобразное завещание художника, стала главным образцом, на который художники-классицисты равнялись на протяжении многих веков. В результате изучения «Преображения» при помощи современной рентген-аппаратуры ученые установили, что сначала Рафаэль изобразил Христа, двоих пророков и святого Иоанна обнаженными и лишь потом «одел». «преображение»— последняя картина Рафаэля, над которой художник работал вплоть до своей смерти в 1520 году. Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Женщина изображена в холодных тонах, с голубой накидкой на розовом, залитом солнцем одеянии, в позе figura serpentinata, с плечами и бёдрами, развёрнутыми в противоположных направлениях, напоминающая Леду с утраченной картины Леонардо да Винчи, копию которой Рафаэль делал во Флоренции5. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.
Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. И театра далеко не в последнюю очередь.
В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. И был из облака глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, Его слушайте. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк.
А для Джулио деи Медичи, кардинала и вице-канцлера, он написал на дереве Преображение Христа, которое предназначалось к отправке во Францию и над которым он непрерывно собственноручно работал, доведя его до предельного совершенства. Художественный язык религии – это образы святых. Санти использовал знаменитую историю из библии. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).
чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера.
В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Помимо святых, на картине Рафаэля изображены и обычные люди со своими бедами, горем и мольбами о спасении. Справа от Богоматери – Св. Шумно потому, что многолюдно. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). По другой версии это могут быть диаконы Фелициссим и Агапит, принявшие мученическую смерть с папой Сикстом II, поминаемые согласно римскому миссалу в тот же день.
«Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. 17:5).
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Это пророки Моисей и Илия. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. И когда они отходили от Него, сказал Петр Иисусу: Наставник. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда.
Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. И они умолчали и никому не говорили в те дни о том, что видели.
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским.
Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). В мае 1858 года, приехав в Петербург, художник привез эскизы с собой, планируя в том же году отправиться в Палестину и продолжить работу на библейскими зарисовками Но через месяца Александр Иванов заболел холерой и умер. Когда был глас сей, остался Иисус один.
Икона создаётся по строгим канонам (правилам), а художник передаёт своё собственное видение библейского сюжета. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей.
На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана.
Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна».
Когда же он говорил это, явилось облако и осенило их и устрашились, когда вошли в облако. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Архангел Рафаил, которого Рафаэль считал свои ангелом-хранителем, представляет Деве Марии и Христу молодого Товия, который держит рыбу.
У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Надпись на могиле художника гласит: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побеждённой. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». ссылка. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5.
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли.
В иконе отсутствует внешний источник света. когда молился, вид лица Его изменился и одежда Его сделалась белою, блистающею. В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Как говориться в писании взял Иисус с собой троих апостолов Петра, Иакова и Ииакима и повел их на высокую гору, где преобразился перед ними, представ в светлом образе, в окружении божественного ореола. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. 9:37).
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. придать ей еще большей убедительности. Христос появляется в вихре белого света. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. И кажется, что художник настолько отождествил себя с собственным своим мастерством, обнаружив в лике Христа все дерзание и всю силу своего искусства, что, закончив его как последнее, что ему было завещано, он потому больше и не прикасался к своим кистям, когда его постигла смерть (Вазари). Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. Св.
Иероним со львом, его главным признаком. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге.
Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». ru/DswMedia/bibleyskiysyujetopreobrajeniigospodnem. docУбрать пробел перед ру, не пускает антиспам. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном.
К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Туда привели одержимого отрока с тем, чтобы сойдя с горы, Христос его освободил.
И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство».
В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени.
Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Привлекая к работе Микеланджело, Медичи потворствовал соперничеству, разгоревшемуся десять лет назад между Микеланджело и Рафаэлем из-за Станц в Папском дворце и Сикстинской капеллы, а римская встреча Микеланджело с папой стала таким образом знаковым разрывом между двумя подходами в живописи и даже, в более общем смысле, между итальянской живописью и скульптурой. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот.
Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. На иконе Рублёва -лишь основное событие – непосредственно Преображение. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи.
Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году.
Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). А после его смерти она боялась умереть». Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля.