О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. К слову, гробницу художник выбрал себе сам, а его ученик Санти Лоренцетти поставил статую Девы Марии исполнив этим желание своего учителя. Некоторые искусствоведы утверждают, что эти ангелочки опираются на крышку гроба.
Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. И в это же время он знакомится с Маргаритой Лути (Форнарина, что означает булочница, прозвище данное ей Рафаэлем). Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние.
Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Что же касается его личной жизни, то здесь данные немного противоречивые. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). 17:2). Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.
Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Раньше всего, в IV веке, праздник Преображения появился в Палестине, где императрица Елена установила храм Преображения.
Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф.
Всего 4 года спустя те же художественные приемы в собственной интерпретации будет использовать не менее прославленный художник Ренессанса в одном из своих главных произведений: Тициан Вечеллио в «Ассунте» или «Вознесении Марии» — алтарной картине, написанной для венецианской церкви Санта Мария Глориоза деи Фрари. Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610).
В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Под Христом и пророками лежат ослеплённые небесным сиянием Иаков, Пётр и Иоанн11, традиционно символизирующие надежду, веру и любовь, в одеяниях соответствующих цветов— зелёного, жёлто-синего и красного1. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Удивлённые чудесным видением, они закрыли рукой глаза: так ослепителен и ярок этот свет исходящий от Христа и его необычайно белых одежд. И театра далеко не в последнюю очередь. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью».
9:1). Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Известно, что он был обручен с племянницей кардинала Бибиена, Марией.
Рафаэль родился в небольшом итальянском городке Урбино у Джованни и Маджии Санти. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей.
Большую безвкусицу трудно даже вообразить. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. Два ангелочка изображённые на картине, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Шумно потому, что многолюдно.
Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. 17:5). В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо.
И его детство, конечно же, нельзя назвать счастливым. Больше того, высказывается предположение, что запоздалый рассказ троих апостолов о увиденном ими Преображении, ставился под сомнение некоторыми другими апостолами и был одним из поводов для споров внутри апостольского сообщества, хотя сами споры были порождены иными причинами, в частности, конкуренцией в сообществе. Рафаэль похоронен в Пантеоне.
Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Пара была помолвлена, но свадьба должна была состояться через 3 года.
Увы, бракосочетание не состоялось, невеста через некоторое время умерла. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными.
Рафаэль похоронен в Пантеоне. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью».
В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Иероним со львом, его главным признаком.
Исследователи и толкователи, смотрящие на Евангельскую историю с критических позиций, высказывают сомнения в достоверности рассказа троих свидетелей Преображения. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. На тот момент Рафаэлю был 31 год. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены.
Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы. данные о ней появились спустя пару столетий после смерти художника. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. Художественный язык религии – это образы святых. Варианты с «куртизанкой» тоже на любой вкус.
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Он парит в облаках, освещённых его сиянием.
У левого ангела внизу картины видно только одно крыло. Почему. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы.
Св. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. 9:37). Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
На знаменитой картине Джованни Беллини (см. Хотя многие историки опровергают существование данной возлюбленной, т. к. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. В общем каждый выдумывает на свой лад. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).
В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне».
Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Думаю счастливым оно было до 8 лет именно в этом возрасте мальчик потерял мать. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Но вернемся на Запад, к Рафаэлю.
Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Его назначали архиепископом Нарбоннским и он хотел картиной Рафаэля украсить кафедральный собор французского города Нарбонн. Справа от Богоматери – Св.
7:15). Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV. А возможно и сам художник «поперчил» свою жизнь такой девушкой.
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие.
Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Также старшие (иногда упоминается что младшие) брат и сестра умерли в раннем возрасте. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение».
С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Возможность изучить картину получили многие известные художники. Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Еще одна версия гласит, что девушка после смерти художника искала утешения в одних объятьях, потом в других и в общем пристрастилась и стала известной Римской куртизанкой. В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Еще меня удивляют возгласы — «Форнарина — любовь всей его жизни», хотя даже если и была сильная любовь, то длилась она всего 6 лет, а это никак не вся жизнь.
К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима.
А после его смерти она боялась умереть». В другом варианте она «испортилась» после встречи с художником, когда ей стало не хватать одного любовника, то она завела второго, потом третьего, а Рафаэль закрывал на это все глаза, потому как любил сильно, но от переживаний подорвал здоровье и в итоге умер. Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей.
А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году.
придать ей еще большей убедительности.
«Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Возможно, образ Рафаэля был для людей слишком сладок, его картины были слишком правильными, одухотворенными и идеализированными, что народ решил «добавить» в его жизнь перчинку в виде нереальной любви к куртизанке. Они вместе пошли на высокую гору, где Господь трансформировался, представ в образе, облаченном светом, вокруг которого был ореол.
После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Для Жака-Луи Давида, его учеников Жироде, Энгра и других художников Рафаэль являлся воплощением французских художественных идеалов. Иоанна обнажёнными, но позже «одел».
Перед смертью мастер оставил завещание, в котором не забыл никого: ни родных, ни друзей, ни учеников. Санти использовал знаменитую историю из библии. Это пророки Моисей и Илия. То она предстает скромной девушкой с ангельским личиком, оказавшейся в итоге притворщицей и на самом деле являвшейся куртизанкой, охотящейся за богатством Рафаэля.
Иисус и пророки воспарили над горой и трагическое вдохновение на лице центрального персонажа вполне соответствует яркому свету, льющемуся с небес. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». Для «Сикстинской мадонны» характерны сценичность пространства, внутренняя динамика фигур при их внешней статике и симметрии композиции, повторяющиеся линейные ритмы, контрасты нисходящего и восходящего движения. Христос появляется в вихре белого света. Верхнюю часть картины, представляющую преображение Господне как видение и отличающуюся утончённой зрелой живописью, написал Рафаэль. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро.