Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.
В результате была снята осада Белграда и остановлена турецкая экспансия в Западную Европу. Они ближе к небу, чем к земле, – недаром художник изобразил так много воздуха вокруг главных фигур. Они предстояли пред Господом, как служители и смотрели друг на друга, — Пророки на Апостолов и Апостолы на Пророков, святой Моисей видел освещенного Симона— Петра, домоправитель, поставленный Отцем, взирал на домоправителя, поставленного Сыном Ветхозаветный девственник Илия видел новозаветного девственника Иоанна тот, кто вознесся на огненной колеснице, взирал на того, кто возлежал на пламенных персях Христовых. На первом плане помещены апостолы, которые возлежат в различных позах в ожидании сошествия Христа. Наконец, в Евангелии от Марка (Мк. 9:30) сообщается, что после Преображения Иисус с учениками проходили Галилею, что также говорит в пользу горы Ермон, а не Фавор.
17:2). Здесь поразителен свет исходящий от Христа и присущая многим творениям Блоха синева, которая словно бы несет людям надежду. За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1. Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Таков смысл празднуемого события.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». 16:23). 8:32), является непростым для Господа временем.
Если кто из братьев съест виноград раньше праздника Преображения, то за своё непослушание получит запрещение: «не есть виноград весь месяц август (то есть до 1 (14)сентября», так как нарушил заповеданный устав, таким образом и все остальные научаться соблюдать устав святых отцов. 9:1). Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Именно с этого знаменательного исповедания, как пишут евангелисты, Он «начал учить их, что Сыну Человеческому много должно пострадать, быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками и быть убиту и в третий день воскреснуть» (Мк.
Причем, это сделано в память важной победы христианского войска, собранного св. Многих чудесных ответов и утешений небесных мы не дождались, просто «проспав». Иоанном Капистраном, над турками 6 августа 1456 года. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Заказ в итоге получил друг Микеланджело, Себастьяно дель Пьомбо, а написание «Преображения» было поручено Рафаэлю.
Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Чтобы христианизировать этот праздник урожая, было решено торжественно праздновать в августе «Преображение Господне» искусственно совместив с ним благодарственный молебен Истинному Богу за дарование винограда. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи. «Мадонна с рыбой» не отличается красочность колорита и широким спектром световых эффектов. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще – просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света. Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Испытавший благотворное влияние итальянского Ренессанса Карл V (1500 – 1568 гг. ), стал первым испанским монархом, решившим сохранять художественные ценности во владении испанской короны и выставлять произведения светского искусства в своём загородном дворце Эль Прадо.
В 1797 году Наполеон перевёз «Преображение» во Францию и в Ватикан вернулась только после свержения императора в 1815 году. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа.
Здесь Festum Transfigurationis Christi, как он называется в католическом календаре, долго не был всеобщим (хотя в некоторых регионах упоминается с IX века). Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком. Попрощаться с маэстро пришел весь Рим, над изголовьем они увидели последний шедевр гения – картину Рафаэля Санти «Преображение Господне». К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.
Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была». Так иносказательно трактовались христианским богословием поимка Товией рыбы (рыба – христианский символ) и излечение слепоты Товита, отца Товии, символизировало его духовное прозрение и приобщение к вере. Вице-король Неаполя герцог Медина де лас Торрес, человек политического склада, решил использовать ситуацию в своих интересах и приложил максим усилий, чтобы приобрести полотно Рафаэля «Мадонна с рыбой» в подарок Филиппу IV.
Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов. (Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». Данный запрет на распространяется на инжир прошлогоднего урожая, который едим.
Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя. Историко-богословский смысл этого важного эпизода Священной истории ясен. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда. Этим объясняются расхождения между историческими (в том случае, если их можно установить) и календарными богослужебными датировками.
Этим Он юридически опровергает нелепые обвинения со стороны книжников и фарисеев в нарушении («разрушении») им еврейского законодательства. 11—12 декабря 1516 года, во время встречи Микеланджело с папой и кардиналом, на которой обсуждался фасад базилики Сан-Лоренцо во Флоренции, мастеру было предложено написать «Воскрешение Лазаря», от чего он отказался, согласившись, тем не менее, представить эскиз для дальнейшей работы. Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. При этом особый акцент художник по каким-то своим причинам сделал на деревянной изгороди, которая наискосок прорезает низ картины и отделяет зрителя от сцены на полотне и скальной пропасти.
Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа). На знаменитой картине Джованни Беллини (см. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Художественный язык религии – это образы святых.
Мф. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. Композиция «Мадонна с рыбой» построена по принципу пересечения диагоналей, со сложной динамикой геометрических форм и напоминает композиционное решение фрески Рафаэля «Изгнание Элиодора» в Станце дЭлиодоро. Такой устав (запрещение) существует и по отношению к инжиру и к другим плодам, в тех местностях, где они созревают.
Раньше всего, в IV веке, праздник Преображения появился в Палестине, где императрица Елена установила храм Преображения. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств. Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. При этом Христос прибегает к судебному правилу, сформулированному в Законе Моисея: «При словах двух свидетелей состоится всякое дело» (Втор. 19:15). Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы.
Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. В небольшом итальянском городке Реканати находится церковь Святой Марии и в ней над алтарем – шедевр Лоренцо Лотто «Преображение Господне».
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. Иероним со львом, его главным признаком.
Окутывающее его фигуру сияние – то самое «облако светлое» – озаряет остальных персонажей. 17:5). Возможность изучить картину получили многие известные художники. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева).
Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Больше того, высказывается предположение, что запоздалый рассказ троих апостолов о увиденном ими Преображении, ставился под сомнение некоторыми другими апостолами и был одним из поводов для споров внутри апостольского сообщества, хотя сами споры были порождены иными причинами, в частности, конкуренцией в сообществе.
А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
Призывая Себе в «свидетели» самого Законодателя (. ) и грозного пророка Илию, – которые говорят с Ним о Его «исходе» к смерти и Воскресению, – Христос удостоверяет апостолов в согласии Своего дела с Законом Моисея, смысл которого состоял в подготовке людей к окончательному Откровению Спасения. Картина, первоначально сделанная на доске, оставалась в капелле церкви, для которой и была предназначена вплоть до конца 18 века, когда была вывезена в Париж французскими оккупантами, где видимо из-за повреждений, полученных в ходе транспортировки-была перенесена на холст. Алтарная картина характеризуется повествовательным сюжетом, причем история развивается снизу вверх:Апостолы собравшихся у саркофага Девы Марии, находят его пустым, и на месте усопшей они находят расцветавшие цветы, среди которых-лилии. За этим неожиданным открытием следует созерцание небесного явления:в окружении херувимов и играющих на музыкальных инструментах ангелов, Дева Мария возводится Христом в сан Королевы Небесной. Исследования доски (рентгенографией и инфракрасными лучами)показали, что картина была написана в два приема:вначале была использована верхняя часть, в которой Христос коронует Деву Марию, в то время, как завершение композиции-изображение Апостолов вокруг расцветавшего саркофага-относится к гораздо более позднему периоду. Фигуры верхней части исполнены в манере Перуджино, совсем наоборот, распределение фигур Апостолов создают эффект динамизма, в то время как пейзаж заднего плана волшебным образом сливается с фигурами на первом плане. Центральным элементом картины является пустой саркофаг, сразу же бросающийся в глаза и размещенный по диагонали, что усиливает эффект глубины сцены.
Справа от Богоматери – Св. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени.
Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Отсюда странное, но такое «милое и домашнее» название праздника – «Яблочный Спас», не имеющее никакого отношения к его богословской и исторической основе. Слава рафаэлевских картонов превзошла даже его ватиканские фрески, которые не были доступны публике:ими могли любоваться лишь избранные. Картоны получили широкое распространение в качестве образцов для гравюр на дереве и на меди. Именно по ним мир судил о Рафаэле как о непревзойдённом рисовальщике, наделённом богатейшей фантазией. Особую известность получили картоны, выполненные в основном Рафаэлем, «Чудесный улов», «Призвание апостола Петра», «Исцеление хромого» и «Смерть Анании». На остальных «Ослепление Элимы», «Жертвоприношение в Листре», «Обращение Савла», «Проповедь Павла в Афинах», «Мученичество Павла» и «Побиение камнями дьякона Стефана», по мнению исследователей, чувствуется рука учеников и прежде всего Франческо Пенни и Джулио Романо. Понадобилось более трёх лет для изготовления самих шпалер, прежде чем они были доставлены в Рим и развешаны по стенам Сикстинской капеллы.
Санти использовал знаменитую историю из библии. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Сюжет картины основан на истории приключения молодого Товия и его спутника и хранителя – Архангела Рафаила, рассказанной в книге Товита (апокрифический Ветхий Завет). Действительно, предписанная греческим Церковным уставом «Молитва в причащении гроздия в 6-й день августа» говорит только о благословении «плода лозного нового» (винограда).
Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». Работы Рафаэля оказались среди наиболее востребованных сокровищ, разыскиваемых агентами Наполеона по поручению специального комитета Национального конвента, членами которого были художники Жан-Батист Викар, собравший обширную коллекцию из захваченных картин и Антуан-Жан Гро, влияние Рафаэля на которого несомненно. Непростое решение, которое предстоит принять Сыну Божию, художник передал изобразив особым образом их руки, наклоны голов. 7:15).
Большую безвкусицу трудно даже вообразить. На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. Их сопровождали ночные радения и сексуальные игры. К тому же в последние годы Рафаэль много работал и как-то признался: «Я надеюсь не упасть под такой тяжестью». Эта картина осталась неоконченной – дописывал её после смерти Рафаэля Джулио Романо.
При этом, анализируя историю ряда других праздников, он выяснил логику праздничных датировок. Вслед за свершившимся Преображением он изображает, согласно Евангелию от Матфея (гл. С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе. 16:17). Выдающийся отечественный историк проф. Картина была заказана неаполитанским аристократом Джеронимо дель Досе для своей капеллы Св. Розалии в церкви Сан-Доменико-Маджоре (Неаполь). Именно с горы Преображения началось Его восхождение на Голгофу.
Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Иоанна обнажёнными, но позже «одел». Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы.
Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине». Возможность изучить картину получили многие известные художники. И из облака раздался Голос: «Это – Сын Мой Избранный, Его слушайте. » И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один.
В результате запрета исполненного верными учениками, рассказ о Преображении Господнем стал известен за пределами узкого круга, в который входили только Петр, Иаков и Иоанн, уже после Воскресения Христова. В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике.
Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. Нарочито совмещая свои праздники с днями популярных языческих торжеств, Церковь хотела постепенно вытеснить их из народного обихода или, по крайней мере, «христианизировать», наполнив другим содержанием. Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей.
В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. «Преображение» -это два контрастных мира. В одном-тишина и безмолвие на горе Фавор, в другом-глубокое волнение, вызванное чудесным исцелением отрока. Как можно судить по картине, только один мальчик из всех стоящих на земле людей сподобился увидеть Преображение Господне и исцелиться. Но оба эти случая не трактуются Рафаэлем как объективные события. Он их преподносит как субъективное отражение через чувства зрителей, которые по-разному воспринимают увиденное. Завершал картину Джулио Романо. К сожалению, он использовал краску nero di fumo, обладающую предательским свойством:поначалу тона у неё прозрачные и сильные, но с годами она так темнеет, что фигуры становятся неразличимыми. А после его смерти она боялась умереть».
На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. Внимание.
Оказывается, в установлении календарных дат своих торжеств Христианская Церковь часто руководствовалась не научными, а «педагогическими» (миссионерскими) соображениями. Учёные изучили «Преображение» при помощи современно рентген-аппаратуры и установили, что с начала Рафаэль изобразил пророков и Св. Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом.
Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». Св. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. И театра далеко не в последнюю очередь.
Большую роль в укрупнении коллекции сыграл король Филипп IV (1606-1665 гг. ): он предписывал скупать ценные предметы искусства. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Сюжет чрезвычайно труден для его воплощения изобразительными средствами, будь то краски или карандаш, поскольку речь идёт о каре, постигшей неправедного, который нарушил одну из священных заповедей. Рафаэль с блеском решает стоящую перед ним задачу, создав сцену, преисполненную драматизма. В центре на возвышении стоят на фоне колышущегося занавеса десять апостолов, на лицах которых написано осуждение поступка Анания. Тот справа на полу корчится в предсмертных муках, пугая людей диким воплем. Один из апостолов, подняв руку к небу, указывает, откуда пришла кара, а Пётр жестом как бы говорит согрешившему: «Господь тебя наказал». Жизнь продолжается, и справа виден скромный пейзаж с развесистым деревом, а слева ничего не ведающие прихожане делают пожертвования на храм. Над ними лестница, по которой поднимается Сапфира, жена осуждённого, жадно пересчитывая недоданные общине деньги. Композиция строго симметрична. Её нарушает корчившийся в судорогах как от удара молнии Ананий. Этой асимметрией достигается драматический накал повествования. Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна». В отпевании великого художника приняли участие папа римский и высшее духовенство. Во-вторых, хронология предшествующих событий (Мк. 8:22, Мк. 8:27, Мк. 9:2) говорит, что Иисус с учениками двигался на север к Ермону, а не на юг, к Фавору. Апостолы, пораженные или ослепшие от увиденного, лежат внизу, не пытаясь подняться и посмотреть.
Это запрещение для тех монастырских братьев (монастырей), где оно существует. Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Более того, чтобы ни у кого не возникало сомнений, каждую фигуру художник подписал. 8:31).
Иисуса окутывает сияние («облако светлое») и озаряет остальных персонажей. Радовались Пророки ибо узрели здесь Его человечество, которого прежде не видели. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось.
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. В православной богослужебной традиции Преображение имеет статус двунадесятого праздника, ради которого смягчается строгий Успенский пост (разрешается вкушение рыбы). Христос появляется в вихре белого света. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8. Виноград едим три раз в неделю на трапезе: в понедельник, среду и пятницу.
Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья. «Не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. » – именно таким восклицанием отреагировал Иисус на долгожданное прозрение апостолов на Свою миссию (Мф.
Шумно потому, что многолюдно. И очевидно, что время, когда Иисус «говорил о сём открыто» (Мк. Логично предположить, что путь на Голгофу (на юг) начинался с самой северной точки Израиля (горы Ермон). чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи.
Картина была сильно повреждена, но первая реставрация только ухудшила её состояние. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. 9:37). Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф.
Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). В композиции картины с косыми пересечениями линий уже просвечивается будущее барокко. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий. С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном.
Во время Преображения божественная природа Христа не менялась, но была лишь явлена в Его человеческой природе. Рафаэль похоронен в Римском Пантеоне, построенном во времена императорского Рима. Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration).
Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. придать ей еще большей убедительности. Здесь окончание сбора винограда даже среди христианского населения ещё долго отмечалось языческими «вакханалиями» – весёлыми празднествами в честь Вакха, «патрона» виноделия. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели» (Лк. 9:28-36). Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10.
Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. Аналогичная «миссионерская» логика (но с иными акцентами) была актуальна и в других регионах Средиземноморья.
После того как рыбаки всю ночь провели впустую, не выловив ни одной рыбы, Христос повелел им снова забросить сети. В первом челне, доверху гружённым рыбой, на корме сидит Христос. Пред ним Пётр в знак благодарности пал на колени, произнеся: «Господи, я грешник», а Христос, успокаивая его, в ответ промолвил: «Не бойся». Здесь же стоит Андрей, разведя руки от удивления при виде такого обилия рыбы. В сравнении с благородным ликом Христа их грубоватые обветренные лица выражают безграничную преданность и веру. В другом челне два ученика, напрягшись, с трудом вытаскивают полную рыбы сеть. Их товарищ старается с помощью багра удержать чёлн, чтобы он под тяжестью не перевернулся. Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. Иероним – церковный писатель, секретарь папы Дамасия I – читает Вульгату, созданный им канонический латинский текст Библии, переводу которого с греческого (Новый Завет) и древнееврейского (Ветхий Завет) он посвятил 20 лет работы. При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио. На картине 1455–1460 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы.
Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк. Само же освящение фруктов, относящееся к разряду «треб», продолжается около десяти минут. ) В этом можно видеть продолжение ветхозаветного обычая благословения «начатков» – первых плодов. Эта огромная алтарная картина была заказана кардиналом Джулио Медичи епископом Набронским. Это пророки Моисей и Илия.
В основу сюжета положена известная библейская притча о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. На картине Рафаэля Спаситель изображён парящим в воздухе, как при Вознесении. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. Он парит в облаках, освещённых его сиянием.
В центре картины над всеми возвышается на троне Дева Мария с Младенцем Христом на коленях. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности.
За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. Папа Лев X, желая связать свое имя со столь престижным творением, как Сикстинская Капелла, решил украсить ее рядом драгоценных гобеленов и поручил Рафаэлю подготовить эскизы-модели. Рисунки Рафаэля были отправлены во Фландрию (теперешнюю Бельгию), где изготовлением гобеленов должны были заняться самая престижная в то время, благодаря качеству работы и используемых материалов, мастерская брюссельского художника Питера ван Эльста. Вклад Рафаэля в развитие шпалерного искусства Европы велик и бесспорен. Его раскрашенные картоны, которые со временем из мастерской брюссельского ткача Питера ван Эльста разбрелись по всему свету, достигнув даже русской Калуги, напоминали по композиции классическую итальянскую фресковую живопись на фоне развёрнутого холмистого пейзажа с фрагментами архитектуры и чётко организованным пространством. Работа над картонами была завершена, как явствует из ватиканского платёжного регистра, 20 декабря 1516 года. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме.
О смерти Рафаэля существует много легенд иногда бросающих тень на его репутацию. Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора», написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. обсуждаемой ранее картины «Алтарь Одди», но в то же время содержит множество новых и современных элементов. Фигуры не изолированы одна от другой, а связаны паутиной жестов и взглядов, как бы вовлекающих в развитие действия самого наблюдателя:Святой Иоанн Креститель смотрит в сторону зрителя, указывая на Богоматерь. Святой Франциск, напротив, указывает в сторону наблюдателя, но взор его направлен в небеса. Святой Иероним не только представляет заказчика картины, но и указывает на строение, убереженное от молнии, поясняя своим жестом смысл обета. Наконец, объединяющим элементом между небесным таинством и земной сферой является радуга, подчеркивающая композиционное единство сцены. Но, заимствовав от греков календарь праздников и сопровождающих их обрядов, сформировавшихся в регионе Средиземноморья, россияне поневоле должны были «нарушить» устав и заменить виноград яблоками – основными плодами Севера (хотя сбор яблок не сопровождался у нас «вакханалиями»).
Рафаэль похоронен в Пантеоне. На Западе же стимул к его празднованию носил общественный характер». Просветлённый лик спокоен и кротокгустые каштановые волосы ниспадают до плеч. Правой рукой он указывает склонившему пред ним колена Петру на стадо, словно говоря: «Паси овец моих» (Евангелие от Иоанна, гл. XXI, 16, 17). Столпившиеся позади Петра апостолы охвачены волнением и проявляют самые разные чувства, как у Леонардо в «Тайной вечере». Одни вопросительно смотрят друг на друга, недоумевая, почему Учитель призвал и вручил ключи Петру, который трижды отрёкся от него. Другие с умилением смотрят на явленного их взорам Спасителя, послушно принимая любое его деяние, а третьи спокойно принимают это решение. В этом картоне, более чем в других работах Рафаэля, особенно заметны влияние Мазаччо и его лепка объёмов светотенью, чего не избежал никто из мастеров Высокого Возрождения. В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии).