Можно сказать, что картина «Преображение Господне» была последним творением великого Рафаэля. Картину на сюжет Преображения Господня заказал Рафаэлю в 1517 году кардинал Джулио Медичи для кафедрального собора в Нарбонне, где он был епископом.
Свет Фавора подобен мощному взрывы, вспышке белого пламени. Итак, сыграем в «угадайку». Сам Наполеон считал Рафаэля величайшим итальянским художником, а «Преображение»— самой значительной его работой. «Одежды его сделались, как свет (или как снег в другом Евангелии)» – ясно, что это не сами одежды, которые Сын Божий носил в Своей земной жизни, вдруг побелели, но это «одежды» из света заслонили собою те, что были на Нем («одеяйся светом, яко ризою»).
Преображение от Рафаэля и его мастерской очень шумно. Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. Мы видим не спокойный свет, окутывающий Христа, не мирный разговор Иисуса с Моисеем и Илией – «Преображение», написанное Тицианом, насквозь пронизано стремительным движением, небывалой энергией. Ему заказывали портреты короли и римские папы, герцоги и князья.
На Западе первое монументальное изображение сцены П. Г. – в мозаике апсиды ц. Сант-Аполлинаре-ин-Классе в Равенне (до 549), где Христос представлен в виде золотого инкрустированного креста с портретным медальоном в центре, заключённого в круглую мандорлу, ученики– в виде 3 агнцев, Моисей и Илия– в виде полуфигур наголос Бога Отца указывает Десница. Также можно отметить и символическое разделение образа на две части: верхнюю (небесную) и нижнюю (земную). получило назв.
Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно. В визант. С 8в. Такие, например, как «Диспута» с тем же размежеванием на горнее и дольнее как многолюдная «Афинская школа» или как «Изведение апостола Петра из темницы», драматизм которого построен на жесткой игре света и тени. А для студента – это три минуты чистого адреналина в крови.
Преображением показана доступность соединения человека с Богом, ведущего к обожению. «Преображение Господне» Тициана сильно отличается от произведений на эту тему других художников. музей, Салерно, сер. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай.
Сирии). 1000) или на вост. Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала.
В ряде памятников сохраняется и традиц. Он приходит и исцеляет ребенка, прогоняя злой дух. Возможно это прием, ранее не встречающийся в его живописи, Рафаэль изобрел во время работы над театральными декорациями. иск-ве возникает новый мотив, связывающий П. Г. соединяется с «Исцелением бесноватого отрока» (апостолы, бессильные исцелить отрока, указывают его отцу на Фавор). Для них важно повествование – недаром в ватиканском произведении совмещены последовательные эпизоды Преображения и момент появления бесноватого юноши (которого Христос увидел, «в следующий день, когда они сошли с горы» (Лк.
Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. В 1797 году Наполеон перевез «Преображение» во Францию и в Ватикан картина вернулась лишь после свержения императора в 1815 году. Вообще облака здесь понадобились не только ради подобия земному небосводу. Чтобы лишь приподнять мистическую завесу чуда, сохранив его тайну в неприкосновенности. 9:37). К сожалению, художник умер так и не закончив до конца вторую картину – её закончили его лучшие ученики и (по желанию учителя) подарили Ватикану.
Начав работать над картиной, художник писал параллельно полотно лично для кардинала. Здесь же, на вершине горы, три апостола, отправившиеся на Фавор вместе с Христом.
Однако, на иконах Вознесения это «облако» всегда изображается символически – в виде круга или овала, окружающего фигуру Христа. Иоанн Богослов (Откр. В православном богословии т. н. б-ка, Париж), унаследованным др. -рус.
Нет только самой вершины горы, которая появится лишь через несколько веков. Такие произведения невольно хочется хвалить, однако рафаэлевский (вкупе с учениками) рассказ о Преображении кажется чересчур многословным, эмоции граничат с театральностью, а герои кажутся слишком экзальтированными. Эта мысль еще более наглядно отражена на другой римской мозаике – в церкви св. На картине 1455–60 годов Христос с Моисеем и Илией словно бы оторваны от земли. Картина Рафаэля, написанная в 1519-1520 годах, наоборот, полна драматизма. Александр Иванов задумал 500 сюжетов, но выполнить успел лишь 200. И вот они, как в видении св.
9в. ) изображены только Христос и пророки, стоящие на горе или же ещё и коленопреклонённые апостолы по сторонам от них (триумфальная арка ц. Санти-Нерео-э-Акиллео, 795–816). Причина выбора даты 6 авг. У левого края, согласно общепринятой трактовке, склонили колени Юстус и Пастор— святые покровители архиепархии и собора, для которого предназначалась картина1 — чей день памяти совпадает с празднованием Преображения Господня (6 августа)10. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Важный момент: во-первых, зримое указание на будущее Воскресение.
Я описываю одно произведение – вы угадываете название. Карл Блох большую часть своего творчества посвятил произведениям на библейские мотивы. Необычное положение Христа дополнительно активизирует эти смыслы. От автора:У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Однако, Моисей и Илия, хотя и явились из мира иного (Илия как представитель от живых, Моисей – от мертвых), но твердо стоят на земле. Традиционно художники изображали Христа, стоящим на горе (чаще — просто на холме) между Моисеем и Илией, в то время как апостолы полулежат у Его ног, прикрывая глаза от яркого света.
21:18-21). Появилось облако, осенившее всех и из облака раздался голос: «Се есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. 1:27-28). исследователи предполагают, что это могла быть гора Ермон (территория совр. напоминали бы облака на восходе Солнца. Екатерины, 565–566). Во время моления произошло чудо, а именно – Христово преображение.
Происхождение Фаворского света было предметом богословских споров 14в. Лицо Спасителя сияло, как солнце, а одежда его стала белой, как свет. почти сложившаяся композиция «Деисис») с одной стороны, св. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего.
Собственно, если ангелы суть первые творения Божии, каждый из которых – реализованный, раскрытый логос, обладающий лицом или точка, светящаяся отраженным от Бога светом, то здесь показаны и изливающиеся из Логоса логосы и хоровод Ангелов и – на видимом уровне – хоровод звезд на небесах. обихода языческие торжества, наполнить нар. 12в., Эрмитаж, С. -Петербург). Наконец, сам Христос не просто стоит на горе Фавор, с просиявшим лицом и одеждами, осеняемый божественным светом из облака при словах Бога-Отца «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение Его слушайте» (Мф. И этому не мешает тот факт, что Крест на поверхности конхи также получается вогнутым (собственно, это относится не только к данному Кресту в этой конкретно конхе, но и во всех остальных). За ним стоит Симон, на которого смотрит Иуда Фаддей, указующий перстом на отрока1.
В настоящее время имеется много вариаций этого образа. Закон. Изображение этого комплекса мы можем видеть – словно моментальную фотографию – на одной из самых ранних мозаик (5 века) в церкви св. 9:1). Очевидно, византийские художники поняли, что таинственное «облако», которое упоминается в этом отрывке из Евангелия, совсем не обязательно должно быть реальным, физическим облаком. Возможность изучить картину получили многие известные художники.
Св. Да и облака самые обычные, вполне естественные в осеннем пейзаже. Этому проекту датский художник отдал 14 лет своей жизни. Тем не менее и она подступалась к этому сюжету со своим более реалистичным (разумеется, еще условно реалистичным) языком.
Позже этот особенный способ освещения у Рафаэля позаимствует Караваджо (1573-1610). Это пророки Моисей и Илия. На ней Спаситель изображен парящим в воздухе, как при Вознесении. В 14–15вв. Идентификация прочих апостолов остаётся предметом дискуссий.
Вместе с Аполлоном Бельведерским, Лаокооном, Капитолийским Брутом и прочими произведениями искусства «Преображение» ждала триумфальная встреча в Париже 27 июля 1798 года, на 4-ю годовщину свержения Робеспьера. Преображённый Христос парит в воздухе в сияющем одеянии, с Моисеем (справа) и Илией (слева). Крест-монограмма изображалась еще на стенах катакомб вместе с другими символическим изображениями Спасителя в виде рыбы, виноградной лозы, якоря, кораблика Такие кресты с ветвями-векторами на все четыре горизонтальные стороны исходящими от вертикальной оси, через несколько веков вознеслись над куполами храмов по всему христианскому востоку, освящая пространство на много верст вокруг (или ОКРЕСТ). Для преподавателя «угадайка» – это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. В центре всей композиции, над головою св.
Н. В. Джорджо Вазари называет её «главной фигурой на картине»14. Сам Иисус парит в круге света над остальными людьми, он невесом и прекрасен. В той же церкви Сан-Сальвадор можно увидеть еще одно его знаменитое творение – «Благовещение». С обеих сторон от Иисуса два старца, также парящие в воздухе.
В основе «Преображения» лежит дихотомия: чистота и симметрия верхней половины символизирует спасительную силу Христа, которая контрастирует с тёмной и хаотичной нижней частью, являющей порочность и несовершенство человеческой природы. Все эти люди указывают на Христа их лица полны трепетного волнения. Аполлинария это показано очень наглядно – имеющий очи да видит. В отличие от языческого божества, Христос к людям милостив и явился Он троим ученикам в свете очень «умеренном», так сказать, дозированном – ровно настолько, насколько ученики были в состоянии его воспринять и вынести.
И причина здесь не только в несовместимой природе двух пространств – физического и тонкого, райского, но и в несовпадении времени – линейного и нелинейного иноприродного (забегая в другую тему, отмечу, что оно может быть трех видов: Божественное безвременье, циклическое ангельское время и спиральное райское). Помимо портретов известных людей, он рисовал картины на библейские темы. Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. А более ранний (и более эффектный, поскольку более нежный, деликатный) пример вознесения на облаках – «Сикстинская Мадонна».
Под влиянием исихазма Фаворский свет становится важным элементом сцены П. Г. Появившиеся – из ниоткуда – «мужи в белых одеждах», т. е. праздники христианским содержанием. В левом верхнем углу нижней части по общепринятому мнению изображён Иуда Искариот15. В ней над алтарем можно увидеть еще одно «Преображение Господне» – творение Тициана Вечеллио.
В истории описано, как Христос предстал перед своими учениками в своём настоящем облике. В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. Тициану еще не исполнилось 30 лет, когда его признали лучшим живописцем Венеции.
Иоанна Крестителя, Чавушин Тавшанлы-килисе, Каппадокия, сер. На Руси средиземноморская традиция освящения винограда в праздник П. Г. 14:2). в иск-ве Палеологовской эпохи (миниатюра из рукописи Гомилий ИоаннаVI, ок.
Произошло Преображение за 40 дней до Пасхи, однако Православная церковь перенесла торжество на 19 (и 6 по старому стилю) августа, чтобы оно не пересекалось с Великим постом. Известно, что картину художнику заказал кардинал Джулио Медичи. Шумно потому, что многолюдно. чудом «доказавшего» чудесное, можно пытаться передать в строгой, сдержанной манере иконописи. Люди протягивают к нему руки, а старик и мальчик замерли в ожидании исцеления.
Рафаэль – ровный художник с узнаваемым стилем, который он не собирался менять. в палестинских письм. Духа, разносящий по всему тварному миру логосы Логоса-Сына. Окутывающее его фигуру сияние — то самое «облако светлое» — озаряет остальных персонажей. 13:12). На иконе справа показано завершающее событие – уход с горы Иисуса и апостолов.
(см. За собой сын Господний вёл апостола Иакова, Петра и Ииакима. Преподобный Ефрем Сирин говорит, что гора была образом Церкви, «так как Иисус соединил на ней два завета, принятых Церковью и показал нам, что Он есть Податель обоих». Назвал он вторую картину«Преображение» (Transfiguration). Иоанна – с Книгами в руках (или лапах) сопровождают Творца и Спасителя рода человеческого, грядущего на облацех в мир – так же, как Он вознесся на небеса.
17:2). А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Именно здесь, во время молитвы, Иисус «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды Его сделались белыми, как свет» (Мф. Также художник изобразил коленопреклоненную женщину, которая вместе со всеми ожидает чуда.
Он приказал разместить ее в алтаре церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио в Риме. была совмещена молитва Богу на освящение плодов нового урожая, не имеющая отношения к богословской и историч. 11в. ) и перейдёт в живопись Проторенессанса (клеймо на оборотной стороне «Маэстa» Дуччо ди Буонинсенья, 1308–1311, Музей собора, Сиена) и Раннего Возрождения. И на этой композиции в апсиде церкви св.
Поза и выражение лица белокурого юноши в центре перекликается с изображением апостола Филиппа на «Тайной вечере» да Винчи. Этот тип будет использоваться в евангельских циклах 11в. Под Крестом надпись: SALUS MUNDI – СПАСЕНИЕ МИРА, над Крестом – IXYC (анаграмма – Iисус Христос Божий Сын Спаситель) – Тот, благодаря Кому это спасение осуществлено. тип с мандорлой (тимпан ц. Ла-Шарите-сюр-Луар, 1-я пол. Таким Преображение Господне видел великий русский художник Александр Андреевич Иванов.
17:5). И здесь – не что иное как желание насытить историю подробностями, т. е. 1000, Гор. Крест восьмиконечный – в виде звезды. Я описываю одно произведение — вы угадываете название. В них воплотились сцены из жизни Христа: «Нагорная проповедь», «Исцеление слепца», «Искушение Христа», «Воскрешение Лазаря» Среди этих удивительных шедевров есть и потрясающее полотно «Преображение Господне». А присутствие Илии (взятого на небо в огненной колеснице и связанного с темой воскресения), вероятно, усиливает аллюзии на будущее Воскресение Христа.
В мозаиках Рима 7–9вв. И тут начинается сюжет картины Рафаэля, повествующей об этом моменте. известны с сер. Церковь приурочила праздник П. Г. Святые отцы дали объяснение сим Существам – «ангелам четырех ветров» – как символам четырех евангелистов, разнесших Благую Весть по всем сторонам земного мира.
б-ка, Бамберг Салернский антепендий, Гор. витал. Сидящий старец рядом с ним в красном облачении— вероятнее всего апостол Андрей. иск-вом (фрески новгородских церквей Спаса Преображения на Ильине улице, 1378 Спаса на Ковалёве, 1380). Кроме того, если Крест – или Звезда – шестиконечный, как мы уже видели, может обозначать трехмерное пространство, то Крест восьмиконечный – пространство четырехмерное, где «дополнительное» направление луча указывает на пространство иного мира. 1347, Нац. Изображение многозначно и многослойно, как и все в христианском искусстве.
Перед вами один из его знаменитых библейских эскизов. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Христос появляется в вихре белого света.
В-третьих, здесь есть еще и символическое разведение этапов Ветхого (за который выступают Моисей и Илия) и Нового Завета (начавшегося с приходом Мессии). На Западе официальное утверждение празднества относится к XV столетию, хотя в отдельных местностях (например, во французском Туре) его отмечали уже давно. За шесть дней до него состоялась беседа Спасителя со своими апостолами. – мозаикой апсиды. В честь П. Г. 6в.
П. Г. В наибольшей степени противоречия последних лет творчества Рафаэля сказались в огромной алтарной композиции «Преображение Христово» — ее завершил после смерти Рафаэля Джулио Романо. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
Григорием Просветителем (4в. ). указывается под 6 авг. Он парит в облаках, освещённых его сиянием. 9:28–36).
10в. ). 4:6-9). Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Но иногда у тех людей, кто прилагает к этому усилия, оно «пробуждается» (это и значит имя «Григорий» – «пробужденный» вспомним, сколько великих святых носили это имя. ), дает о себе знать – хотя бы легким свечением исходящим от пальцев рук и – во время молитвы – от головы. основе праздника.
визант. Так случилось, что «Преображение», начатое в 1518 году, стало последней работой Рафаэля и было закончено в 1520-м уже его учениками, главным образом известным художником-маньеристом Джулио Романо. заменена освящением яблок, в связи с чем П. Г. Трудно с этим не согласиться. На знаменитой картине Джованни Беллини (см. 17:1–8, Мк. В сентябре 1802 года экспозицию посетил Уильям Тёрнер, посвятивший «Преображению» свою первую лекцию в качестве профессора перспективы Королевской Академии художеств8.
По углам же стоят: справа седовласый пророк Илия, а слева, где по идее должен быть Енох (то есть, два ветхозаветных праведника и свидетеля Божия, взятые на небеса живыми, – по преданию, они должны претерпеть смерть от антихриста), – молодой человек с таблицей в руках, на которой начертано слово «LEGES», т. е. (мозаики апсиды базилики Преображения Синайского мон. Евангелия рассказывают, что Иисус предрек, что некоторые из Его последователей смогут лицезреть Преображение Его и таким образом еще при жизни увидят Царствие Божие: «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. На иконе справа показано завершающее событие – уход с горы Иисуса и апостолов. Не случайно в кругах знатоков эту картину называют «Преображение за изгородью». При этом появились два Ветхозаветных пророка – Моисей и Илья.
Рассмотрим некоторые из них. «Облаком», окутывающим фигуру Христа, здесь является само «яйцо» с концентрическими кольцами-овалами, которые являют собою образ многослойного иного мира («В дому Отца Моего обители многи суть» Ин. Христос с тремя учениками– Иоанном, Иаковом и Петром, поднялся на высокую гору помолиться.
Смысл П. Г. Преображенное тело Спасителя находится в центре иконы. В описании видения пророка Иезекииля сияние исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез.
И иначе, как через это «тусклое стекло» или «облако» земной человек видеть иной мир не может. 9:1–8, Лк. П. Г. Многообразие поз и жестов выражает различные чувства персонажей и подчеркивает индивидуальность каждого из них.
смягчается продолжающий в этот период Успенский пост (разрешается рыбная пища). К этой работе можно относиться по-разному – как, собственно и делают. П. Г. 1:27-28). (люнет капеллы Сан-Дзено в ц. Санта-Прасседе, 1-я четв. стене над конхой (ц. Он учился у уже упоминаемого Джованни Беллини, но превзошел своего учителя.
Для своей картины художник использовал хорошо известный библейский сюжет описанный в евангелиях, который повествует о том, что Христос решил показать своим ученикам свой истинный облик. Израиля), некоторые совр. В христианстве такой Крест стал именоваться звездой Вифлеемской или Богородичной. Возможно, этим Беллини хотел сказать, что путь не только на гору Фавор, а в целом к Богу труден и опасен и не каждому удастся подняться по этой дороге. Санти использовал знаменитую историю из библии. Моисей иногда изображается стоящим во гробе или в погребальных пеленах, на некоторых иконах оба пророка изображаются с ангелами.
Григорий Палама). Тогда надо взглянуть на изображение на арке вместе с утраченной – увы. 17:5).
Пророки вещают Иисусу о его грядущем исходе, нимб у Иисуса маленький, совсем условный. Аполлинарий. Тогда, решив безобидно пошутить над Папой, художник нарисовалвторуюкартину, как бы передвинув всю композицию вниз и обрезав верхнюю (главную) часть картины, на которой изображался Христос, что по строгим канонам живописи того времени никак не разрешалось. Во время молитвы Христа на горе, когда лицо его просияло и преобразилось, явились два пророка: Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).
Если же мы посмотрим повыше – на композицию на триумфальной арке, то увидим логически связанный с Преображением образ иной, Теофании, грядущей – Второго Пришествия Христова и Его как Вседержителя и Судию в окружении Существ («животных»), коих удостоился лицезреть пророк Иезекииль, а также св. Искусствовед Джоди Крэнстон назвала картину аллегорией преображающей силы самой живописи5. И вся композиция сразу приобретает двойной смысл. 12 в).
Заметим: это тело надето на человека как бы «сверху», как некая одежда или «шкура», но и первозданное тело Адама внутри Бог не отнял – оно осталось в сокрытом, так сказать, дремлющем состоянии. С праздником П. Г. везде и всюду разливается поток энергий Св.
Моисей, так же, как Илия, свидетель Преображения Христова на горе Фавор. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Дафни, ок. Он – что соответствует скорее Вознесению – воспарил над землей. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба.
С небес послышался громогласный голос Бога – он сказал, что Иисус приходится ему сыном. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Здесь имеет место лишь основное событие – непосредственно Преображение. Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл.
Автор второго наиболее известного изображения образа «Преображение Господне» – Рублев Андрей, русский иконописец. Джозеф Фарингтон записал в дневнике: «Произведённый ею эффект позволяет без колебаний заявить, что величественная манера и усердное старание, с которым написано «Преображение», заставляет померкнуть любую другую картину, сколь бы высокого уровня та ни была»7. Эта икона также была написана в XV столетии.
Примерно как на этом средневековом рисунке. И театра далеко не в последнюю очередь. Аполлинарий и апостолы в виде белых овечек (три повыше – это Петр, Иоанн и Иаков, пониже – все двенадцать) и все, кого удостоит Христос причастия Своего Света.
Папа был в восторге от произведения и назвал его «одной из лучших» картин Рафаэля. От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка».
Западноевропейская живопись гораздо чаще обращалась к событиям Рождества или Распятия. От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется – «угадайка». Также можно отметить и символическое разделение образа на две части: верхнюю (небесную) и нижнюю (земную).
Но вернемся на Запад, к Рафаэлю. В настоящее время имеется много вариаций этого образа. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Однако, пав, Адам и Ева утратили это свечение («и увидели они, что наги») и Господь дал им «ризы кожаные», то есть, то плотное и «дебелое» тело, которое мы их потомки, нынче имеем, – несущее в себе семя тли, подверженное болезням и смерти, но также и в какой-то мере защищающее от суровых условий падшего мира (в том числе от гравитации, магнитных полей и космических излучений).
7:15). Григорий Палама. описано в трёх синоптич. Это именно то тонкое тело, которое апостол Павел называет «внутренний человек», образ Божий, не отнятый у человека, но затемненный, как бы приглушенный, при том, что подобие Божие – его сияние излучение божественных энергий – человеком утрачено. В этом море света особенно выразительно сияющее лицо Христа. Кто знает – может быть именно всё это и показал Христос апостолам на горе Фавор.
Рафаэль выбирает другой композиционный ход для своей картины. придать ей еще большей убедительности. Мы уже видели пример такой фигуры на мозаике триумфальной арки в монастыре св. Уже в силу того, что она завершает творческий путь Рафаэля. остаётся неизвестной.
Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. Сын Божий предложил апостолам подняться в гору Фавор для молитвы. Евангелиях (Мф.
Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Молодой Моисей и старец Илия по обе стороны от Небесного креста в круге – появляются из пространства иного мира только по пояс белые плащи у обоих развеваются в сторону, противоположную центру – создается такое впечатление, что их развевает исходящий от Креста (Христа) ветер – энергии Святого Духа (слово «Руах» на иврите означает и «дух» и «ветер» и понимается как Божие дыхание). Итак, сыграем в «угадайку». П. Г. Праздник П. Г. на православном Востоке стал общепринятым праздником.
иск-ве изображения П. Г. Его слушайте. » (Мф. Бенджамин Уэст заявил что «прошедшие века по сей день подтверждают её первенство». памятниках 6–7вв.
«Яблочный Спас». Они традиционно изображаются на иконах Преображения, но изображение их имеет и еще один, «прикровенный» смысл, о котором писал Иоанн Златоуст. Рассмотрим некоторые из них. В 16в. Преображение Господне он изобразил динамично и подвижно.
(Позднее исследователи найдут в нём портретное сходство с самим Рафаэлем. ) Но что удивительно: по мере удаления от земли, которая изображена в тёмных, мрачноватых тонах, фигура Христа не утрачивает телесности, а, напротив, приобретает что-то неуловимое, придающее ей неземную красоту и величие. Но, может быть, это сделано намеренно – фигура Христа как бы парит над земной поверхностью – для Сына Божия как для Нового Адама земной гравитации не существует Он хоть и пребывает на земле в дебелом теле падшего человека, но иногда, когда Ему нужно, может из него как бы «выйти».
Взгляд Матфея устремлён на женщину в центре композиции, являющуюся зеркальным отражением женской фигуры с фрески «Изгнание Элиодора»2, написанной Рафаэлем в Апостольском дворце Ватикана. Но и этого им хватило: мы видим, как бедные Петр, Иоанн и Иаков на иконах Преображения падают навзничь от видения преобразившегося своего Учителя, просиявшего в ночи нетварным светом. Они, по словам Златоуста, пришли вместе, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землёй». (Евангелиарий ОттонаIII, ок.
Экспрессивность фигур подчеркивается светом, падающим слева. Итак, сыграем в «угадайку». Макарий и свт. 12в. : ученики изображаются отброшенными на землю Божественным светом (икона 2-й пол.
Оно произошло в третий год проповеди Иисуса Христа, незадолго до Его крестной смерти.