Представители романтизма в живописи. Важнейшие представители романтизма в искусстве – раздел Философия, Эстетика искусства В Изобразительном Искусстве Романтизм Наиболее Ярко Проявился В Живописи И Гр. Цель моегореферата – исследовать развитие романтизма в одном из них, а именно в живописи, путем выявления наиболее ярких представителей этого направления в ЗападнойЕвропе и России и проведения анализа их работ. Броский представитель романтизма в живописи был художник – пейзажист Фридрих К. Д.
Этого требовало образное решение картины. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизниговорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всеххудожников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. Туда едет сражатьсяромантический бард Англии – Байрон. За ним выступает столь же отважно ирешительно настроенный рабочий с саблей. Живопись и графика немецкого романтизма по большей части тяготеет к сентиментализму. Изображение такого момента неустойчивости, невозможностипозы усиливает эффект движения.
Картина получилась сложной, обаятельной, динамичной. Города стали основными культурными центрами. Кстати, Делакруа позднее будет писать о том, что греческая скульптура была превращена художниками в иероглифы, спрятавшие настоящую греческую красоту лица и фигуры.
Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. В 1831 году в парижском Салоне французы впервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции 1830 года. В советской критике понятие «модернизма» антиисторично применялось ко всем течениям искусства 20 века, которые не соответствовали канонам социалистического реализма.
Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. О. Но колористическая гамма сдержанна. Венецианов создал целую галерею портретов крестьян. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто абсолютно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок).
Впостроении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило емусовместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильноприблизив к переднему плану, всех обитателей плота. На полотне, посвященном известной писательнице (1834) изображена благородная и сильная духом женщина, восхищающая современников. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др. ).
Государственный Русский музей (Петербург)Брюллов соединил в картине драматизм действия, романтические эффекты освещения и скульптурную, классически совершенную пластику фигур. На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 г. н. э. Никто не является мерилом для всех. Были ли у него крылья. Оба полотна выставлялись в Парижском Салоне в 1827 году. Это выражается в позднем творчестве писателей-декабристов, в философской лирике Е. А. Баратынского и поэтов-«любомудров» – Д. В.
Это был пик его творчества. В 1830 г. под непосредственным впечатлением Июльской революции Делакруа написал большое полотно "Свобода, ведущая народ" ("Свобода на баррикадах"). Этот хитрый прием (фотография доказала, что такого положения ног у лошадей во время бега быть не может, это фантазия художника) мастер использует для того, чтобы придать композиции динамизм, создать у зрителя впечатление молниеносного движения лошадей. Одоевского, Е. А.
Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Автобиографический характер своих опер подчеркивал Вагнер. В картине «Торжество религии в искусстве» Овербек прямо подражает «Афинской школе» Рафаэля, а Корнелиус во «Всадниках Апокалипсиса» – одноимённой гравюре Дюрера. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, – это активный, наступательный (революционный) характер. Путешествовал по Англии, был увлечен живописью Констебла.
Этот путь должен разрешить все противоречия, целиком поменять жизнь. Есть у него и множество работ под названием Портрет неизвестного (неизвестной). В коричнево-сером пространстве то здесь, то там вспыхивает торжественное трезвучие красного, синего, белого — цветов знамени французской революции 1789 года. Россини последующий этап (1830—50-е гг. ) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Красивы тела, лица полоненных людей.
Рисунок на оконных занавесках и мебельной обивке был одинаковым. Наблюдая жизнь, натуру, художник переосмысливал ее, поэтизируя видимое. И вновь вернули художнику. Романтизм в живописи Франции развивался по иным принципам. Бородин, Ц. А. Он как бы наполнял собою воздух, присутствуя одновременно повсюду. В операх XVII—XVIII веков «неземные» персонажи (как, например, Царица ночи из моцартовской «Волшебной флейты») разговаривали на «общепринятом» музыкальном языке, мало выделяясь на фоне реальных людей.
Верди. Толчком к появлению этого идеала послужила французская революция, которая была реакцией на академическое искусство, отличающееся сдержанностью. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря», вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.
От портрета веет озаренностью вдохновения. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать.
После революции происходили глобальные изменения в течение долгих лет. И в этом отношении благодатным материалом будут служить для него детские портреты. В своих работах он поэтизировал образы обыкновенных людей, часто – своих близких («Мы втроем» – автопортрет с невестой и братом, не сохранился «Дети семьи Хюльзенбек», «Портрет родителей художника», «Автопортрет»). Работая над монументальной композицией, Жерико не раз обращался к подготовленным ранее этюдам, чтобы во всей полноте отразить характер стихии.
Это был какой-то вихрь. За четверть века через нее прошли около 70 талантливых юношей. Многое сошлось в этом произведении: безусловная вера Жерико в возможность владения человеком своими силами, страстная любовь к изображению лошадей и смелость начинающего мастера в показе того, что раньше могла передать только музыка или язык поэзии 150 азарт боя, начало атаки, предельное напряжение сил живого существа. Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Особенно примечательно потрясающее произведение Теодора Жерико «Плот «Медузы»», основанное на реальном происшествии. Решающей предпосылкой развития романтизма стали действия Величавой французской революции. Романтизм вообще явление более сложное и противоречивое, чем сентиментализм.
Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Слевастудент с ружьем. В русском романтизме особенно популярными жанрами становятся баллада, романтическая драма. Художники прославляли сложные понятия и состояния – свободу и доблесть, страх и ненависть, высокие идеалы и отчаяние, «все, что потрясает души, запечатлевается ощущением ужаса, приводит к возвышенному» (по словам французского философа-просветителя Дени Дидро).
Решалась эта идея тоже в духе романтизма изображением массовой народной сцены (а не героя в окружении второстепенных персонажей, как это требовалось классицистической традицией), причем отношение к стихийному бедствию выражено через чувство, психологию отдельных людей. В средние века на ребенка смотрели как на маленького взрослого, который еще не вырос. Справамальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. В живописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов. Эти ошибки были уже разрешены творчеством Жерико, но Делакруа еще раз демонстрирует романтическое кредо, что живопись – это не правда ситуации, а правда чувства.
Только на 12-ый день их подобрал бриг «Аргус», но в живых остались лишь 15 человек. Энтузиазм к истории отразился также в трудах историков французской романтичной школы (О. Одним из лучших творений Кипренского является портрет А. С. Пушкина (1827).
Эта фигура вносит драматичное начало в звучание полотна Делакруа. «Труп Гастона де Фуа на поле битвы под Равенной» — первая, уже решительно к романтической школе принадлежащая картина, «Сулиотские женщины» (1827) — еще более, «Фауст и Мефистофель» (1881), «Гретхен», «Франческа да Римини» (В Кушелевской картинной галерее, в СПб. За ним выступает столь же отважно и решительно настроенный рабочий с саблей. Алябьев, М. И.
Совершенство утрачено навечно, миром правит зло, воскресает древний хаос. У нее в руках знамя, лицо вдохновенно. На полотне изображен раненый воин, пытающийся скорей покинуть поле брани. Например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик. М. Врубель «Демон сидящий»Романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.
На первый план он выдвинул бюргерство, среднего обывателя. Распространилось на различные сферы деятельности человека. Образцом для своих творческих поисков они считали итальянскую и немецкую живопись XIV – XV веков (Перуджино, ранний Рафаэль, А. Дюрер, Х. Хольбейн Младший, Л. Кранах).
Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. Тогда же романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – сначала идеях свободы. В молодые годы Тропинин обладал богатырской силой и бодростью духа. Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. В начале своей деятельности он и сам не пользовался расположением академии хотя он и получил 1-ю римскую награду за «Ахиллеса» в двадцатилетнем возрасте, но лишь на 43 году сопричислен к числу членов академии.
Вопроса о капитализме в России начала XIX в. не стояло. Никто не является мерилом для всех.
Некоторые, как мы видели изображали безобразие или крайности, возбуждавшие отвращение. Человекпрощается со Свободой, прощается с жизнью. Именно таким Кипренский написал Евграфа Давыдова. Русская романтическая живопись отличалась от зарубежной. Кюи, П. И. Чайковский (Россия). И только после появления картины Теодора Жерико «Плот «Медузы», которую считали новаторской, приверженцы академического стиля признали романтизм как новое художественное направление в искусстве, хотя первоначально картина была принята неодобрительно.
Но, можете вы возразить, это же утверждал и сентиментализм. Отныне человек с его внутренней борьбой, духовными исканиями и переживаниями, а не «размытые» идеи всеобщего благоденствия и процветания, стали главенствующей темой в произведениях искусства. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. Одними из первых это сделали художники.
Многим дано мало, немногим многое. Основанный в Вене и обосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеей возрождения монументального искусства религиозной проблематики. В 1818 г. он создает ряд литографий на военную тему, среди которых наиболее значимой была «Возвращение из России». Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. Распространилось на различные сферы деятельности человека.
Он представлен такими великими именами, как Джон Констебл (Англия), Франческо Хайес (Италия), Франсиско Гойя (Испания), Каспар Давид Фридрих, Карл Брехен, Карл Фридрих Лессинг (Германия). Гоголя. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в способности цивилизации предоставляют иной путь, путь к эталону, к нескончаемому, к абсолюту. Фантастический мир снов реализует в своих работах и английский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827).
Появляется понятие «чистой комнаты», то есть комнаты, которой не пользовались в будние дни. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко Путешественники, застигнутые бурей (1796), Автопортрет в шлеме (1792). В ходе работы было внесено несколько изменений. Парадоксы романтизмаФеноминальным образом романтизм соединял культ личной неповторимости индивида с тяготением к безличному, стихийному, коллективному завышенную рефлективность творчества – с открытием мира безотчетного игру, понимаемую как высший смысл творчества, – с призывами к внедрению эстетического в «серьезную» жизнь личный мятеж – с растворением в народном, родовом, государственном. Здесь он превосходит по убедительности передачи движения всех предыдущих художников.
Образы возникают как некие видения городов, женщин, мужчин и т. д. Цвет, вспыхивая, вырывает то одну фигуру, то другую. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя (Автопортрет М. И. Теребенева).
Объединившись в своеобразное религиозное братство («Союз св. Пушкина, М. Ю. в Германии.
Тема одиночества – одна из главных в творчестве Лермонтова, почти во всем дань романтизму. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось. Ари Шеффер любил изображать страсти не столь пылкие и тревожные, однако глубоко проникающие в сердце, чем отличается от Делакруа, но тем не менее он — романтик. Не менее красочна композиция «Правосудие Траяна», созданная в том же 1840 г. Современники художника признали эту картину одной из лучших среди всех полотен живописца.
Ее шаг стремителен и легок — так ступают богини. В более строгом историческом смысле — ранние стилистические тенденции такого направления (импрессионизм, постимпрессионизм, символизм, стиль модерн), в которых разрыв с традицией еще не был так резок и принципиален, как позднее. главой романтиков-живописцев становится Фердинанд Виктор Эжен Делакруа (1798-1863). Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.
Среди подобных образов особенный интерес представляют герои картин «Офицер карабинеров», «Офицер кирасир перед атакой», «Портрет карабинера», «Раненый кирасир», созданных в 1812-1814 гг. Он сновал взад и вперед, поднимался вверх, опускался вниз, снова поднимался, шумел, сверкал радостью. Полностью эстетические принципы романтизма были заложены в период т. н. Это ясно проявлялось в русском портретном искусстве.
«Портрет Пушкина» кисти О. Кипренского – живое олицетворение поэтического гения. К. Брюллов «Последний день Помпеи» (1830-1833). Гоголя («Вечера на хуторе близ Диканьки»), в некий степени А. И. И хотя он отражает жизнь достаточно точно искусство Фридриха не реалистично. Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Он весь еще порыв, движение, но уже угасающий порыв.
Лермонтова стало верхушкой этого периода. Такой неоготики немало в славянских странах.
По преданию, один добропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Лувр (Париж)Сюжет картины – история фрегата «Медуза», который из-за некомпетентности капитана потерпел крушение у берегов Сенегала в 1816 г. 140 пассажиров и членов команды попытались спастись, высадившись на плот. Эти годы нельзя назвать яркими и чем-либо примечательными в творчестве художника. К главным особенностям романтичного стиля нужно отнести игровую стихию, которая растворяла эстетические рамки классицизма обостренное внимание ко всему своеобычному и нетрадиционному (при этом особому не просто отводилось место во всеобщем, как это делал барочный стиль либо предромантизм, однако переворачивалась сама иерархия общего и единичного) энтузиазм к мифу и даже осознание мифа как эталона романтичного творчества символическое толкование мира рвение к предельному расширению арсенала жанров опору на фольклор, предпочтение вида понятию, рвения – обладанию, динамики – статике опыты по синтетическому объединению искусств эстетическую интерпретацию религии идеализацию прошедшего и архаических культур, часто выливающуюся в соц протест эстетизацию быта, морали, политики. (Дж. Байрон, П. Б. Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранний А. С. Пушкин).
Вот почему картина производит на зрителя огромное впечатление, убеждает его в реалистичности и правдивости происходящего. В Портрете детей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость и непосредственность детского характера, но и находит для светлого настроения особый прием.
Романтизм утверждал культ природы, чувств и естественного в человеке. В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж.
Жизнь вокруг течет спокойно, размеренно, умиротворенно. Входя в антитезу «классицизм – романтизм», направление подразумевало противопоставление классицистического требования правил романтичной свободе от правил. В Европе продолжались революции и войны, спровоцированные политическими кризисами. Отсюда почти полное отсутствие у поэта призывов к борьбе за социальную справедливость.
Картина полна трагизма, мрачного пафоса. Движению назарейцев соответствовали свои формы противостояния академикам-классицистам во Франции, Италии, Англии. Это был какой-то вихрь.
Байрон, П. Б. Росписи церкви Святого Антония в Мадриде Гойя создает, кажется, на одном дыхании.
Среди явных исключений, тяготевших к пейзажу фантастическому, были А. О. Орловский (Морской вид, 1809) А. Г. Варнек (Вид в окрестностях Рима, 1809) П. В. Басин (Небо при закате в окрестностях Рима, Вечерний пейзаж, оба – 1820-е). Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Они отмечены трагическим мироощущением, чувством растерянности. Основоположником исторического романа является В. Скотт, но дальше этот жанр развивается в творчестве Ф. Купера, А. Виньи, В. Гюго и др. И ещё одна особенность романтизма (далеко не единственная) – создание своего, особого мира, более прекрасного и реального, чем действительность.
В Салоне 1824 г. Делакруа показываеткартину Резня на острове Хиосе. Следующим полотном "Резня на Хиосе" он откликнулся на реальные события, связанные со страданиями греков от турецкого ига. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Виднейшими представителями романтизма в музыке являются Франц Шуберт, Ференц Лист, а также поздние романтики Антон Брукнер и Густав Малер (Австро-Венгрия) Людвиг ван Бетховен (отчасти), Иоганнес Брамс, Рихард Вагнер, Анна Мария Вебер, Роберт Шуман, Феликс Мендельсон (Германия) Фредерик Шопен (Польша) Никколо Паганини, Винченцо Беллини, ранний Джузеппе Верди (Италия) А. А. Алябьев, М. И. Глинка, А. С.
В этом качественно новом соединении натуры и воображения с опытом античных и ренессансных мастеров, рождающем образы, не известные искусству прежде и заключается одна из особенностей романтизма первой половины XIX столетия. Главное его достоинство — колоритность. В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой —ружье. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял впровожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Кисть художника уверенно наносит краски, оставляя большие и малые мазки. веймарского классицизма, тесновато связанного с именованием И. В. Кюи, П. И.
Из художников самым главным и наиболее сильным противником романтизма был Энгр. Турок на вздыбленном коне справа как бы нависает надвсем передним планом и множеством находящихся там страдальцев. Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Жуковский).
Они ориентированы на натуру и писались явно с ее использованием. На голове фригийский колпак — древний символ освобождения от рабства. У ног Свободы раненый.
Те же черты манеры старых мастеров видны и в картине «Бег свободных лошадей в Риме», написанной приблизительно в 1817 г. и представляющей состязания всадников на одном из карнавалов, проходящих в Риме. Делакруа был самым образованным среди живописцев первой половины XIX столетия. Следовательно, не было и этой причины.
moderne — современный), в искусстве — совокупное наименование художественных тенденций, утвердивших себя во второй половине 19 века в виде новых форм творчества, где возобладало уже не столько следование духу природы и традиции, сколько свободный взгляд мастера, вольного изменять видимый мир по своему усмотрению, следуя личному впечатлению, внутренней идее или мистической грезе (веяния эти во многом продолжили линию романтизма). Творчество М. Ю. Делакруа заостряет внимание на рельефноймоделировке формы. Общая композиция картины складывается из нескольких частей, которые образуют размещенные по отдельности группы людей, каждая из них имеет свой драматический конфликт.
Она как бы предвосхищает образ Свободы в грядущей, самой знаменитой работе художника. В портретной живописи эти его черты особенно отчетливы.
Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. П. И. Работы, относящиеся к романтизму, стали появляться в России уже в 1790-х годах (работы Феодосия Яненко «Путешественники, застигнутые бурей» (1796), «Автопортрет в шлеме» (1792). Ее славу составили В. Гюго («Кромвель», 1827 «Марион Делорм», 1829 «Эрнани», 1830 и др. ) А. де Виньи («Жена маршала дАнкр», 1831 «Чаттертон», 18935 переводы пьес Шекспира) А. Дюма-отец («Антони», 1831 «Ричард Дарлингтон», 1831 «Нельская башня», 1832 и др. Рылеева, В. К.
Sturm und Drang), колоритными представителями которого были Ф. Шиллер («Разбойники», «Заговор Фиеско в Генуе», «Коварство и любовь») и И. В. У ног Свободы раненый. Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. Это глубоко трагический образ. Одной из наиболее ярких работ этого периода стало полотно «Скачки в Эпсоме», созданное в 1821 г. В картине художник изображает несущихся во весь опор лошадей, причем ноги их совсем не касаются земли. Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги. Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Человек прощается со Свободой, прощается с жизнью.
Каждый несет в себемеру лишь для самого себя и для более или менее родственных себе натур, — эторазмышление мастера доказывает удивительную целостность его внутренней жизни итворчества. Представители«школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: ихвозбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для«классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастахцветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося отточности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости инезыблемого спокойствия. Он вместе с тем позволяет разглядеть некоторые своеобразные стороны искусства Орловского. Каждому открывается душа природы по-иному. Восприятие их требует углубленного сопереживания. В творчестве поэтов-декабристов – К. Ф.
Холст, масло. В разных странах Европы были свои особенности в трактовке романтических образов. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва.
Это было ново для русской живописи. «Плот «Медузы»» представляет Жерико как замечательного мастера композиции. Артист, поэт, музыкант— излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония» Берлиоза с её подзаголовком- «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»). Прекрасным лицом и гибким станом она напоминает античную богиню. Таковыми являются портреты Шопена и Жорж Санд.
Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века, характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Балакирев, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Основателем романтической школы живописи явился Теодор Жери- ко (1791-1824). Заказчик портрета граф Уваров пожелал, чтобы художник непременно представил Жуковского романтически одухотворенным. Средневековьебыло излюбленным периодом истории для романтиков.
Работы Отто Рунге – это классические образцы этого жанра. М. Ю. Распространилось на различные сферы деятельности человека. Центральной темой живописи бидермейера стала повседневная жизнь человека, протекающая в неразрывной связи с его домом и семьей. Романтизм же выражает это неприятие более остро.
Именно в ней воплотился давний замысел художника показать борьбу греков с турками. Но у великого голландца русский художник взял лишь внешние приемы.
С 1820-х гг. От нее, как от источника света в центре энергии, расходятся лучи, заряжающие жаждой и волей к победе. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Первая картина, которую он выставил изображала Данте и Вергилия в ладье, пересекающей Стикс ("Ладья Данте"). Глинка, А. С.
Шевырёва, А. С. Романтики особенно любили писать бури, грозы извержения вулканов, землетрясения, кораблекрушения, способные оказать сильное эмоциональное воздействие на зрителя (Жерико, Фридрих, Тёрнер). Об архитектуре романтизма и говорить не принято. Кипренский, Сильвестр Щедрин, К. П. Была ли у него для этогокакая-нибудь побудительная причина. Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей».
Источником вдохновения для многих художников стало художественное наследие прошлого: Древний Восток, Средневековье и Проторенессанс (назарейцы, прерафаэлиты). В Англии его первыми представителями являются поэты «Озёрной школы», Вордсворт и Кольридж. Делакруа получил от своих поклонников название «Виктора Гюго живописи», а враги называли его «Робеспьером и палачом живописи». Революционные потрясения, бурная общественная жизнь проявились в живописи тяготением художников к изображению исторических и фантастических сюжетов, с патетикой и «нервным» возбуждением, которое достигалось ярким цветовым контрастом, экспрессией движений, некоторой хаотичностью, стихийностью композиции. Романтизм в музыке сложился в 20-е гг.
Он выразился в разработке жанра исторического романа (Ф. Среди полотен Делакруа особое место занимают портреты. Вместе с тем, верный духу романтической школы, художник, пренебрегая повседневностью изображает людей в особые моменты их жизни, в минуты сильного духовного напряжения или порыва, что позволяет выявить высокие эмоциональные начала натуры – героическое или мечтательное, вдохновенное или энергическое – и создать драматическую биографию того или иного лица. Были ли у негокрылья. Мусоргский, А. П. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного классицизму и Просвещению. Однако здесь этот мотив выражен еще не так ярко, как в более поздних произведениях Жерико.
Кроме того, при Людовике XVIII произошло усиление феодально-католической реакции, страна все быстрее откатывалась назад, возвращаясь к старому государственному устройству. Пушкин). Он пишет стихи иллюстрирует свои и чужие книги.
Сначала XIX в. романтизм становится обозначением нового направления, обратного классицизму. Лермонтов так и говорил в своём романе: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». Бидермейер – это один из наиболее популярных стилей эпохи (прежде всего в области быта, но также и искусства)2. Грозны набеги могучих волн, предвещающих шторм и в другой картине – На берегу моря (1809). Картина была встречена частью общества и критики с порицанием, другой — с восторгом.
А картину "Странник над морем тумана" с полным основанием можно назвать символом периода романтизма в Европе. Художник застал его в кабинете возившимся со щенками. Мусоргский, А. П.
Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Это отдало мощнейший толчок развитию французской романтичной драматургии. Многим дано мало, немногим многое. Даргомыжский, М. А.
Он говорил: Портрет человека пишется для памяти ему близких людей, его любящих. Но долгое время романтизм находился в борьбе с классицизмом. Англия была классической странойромантической литературы. Резкий поворот головы с мрачным взглядом из-под сдвинутых бровей, близкий обрез портрета, при котором лицо изображается крупным планом, контрасты света – все это направлено на достижение основного эффекта противопоставления изображаемого человека окружению (тем самым и зрителю). В картине На пашне.
Для одних романтиков в мире властвуют непостижимые и таинственные силы, которым нужно подчиниться и не пробовать поменять судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан, В. А. Бурные послевоенные годы стали обстановкой, в которой формировался русский романтизм. Во Франции были сильны традиции классицизма и новому направлению пришлось преодолевать противодействие.
1-ый завершается восстанием декабристов. Батюшкова, А. С. К. Швальбе)» (1804) был написан Орестом Кипренским искусства и жанра портрета в особенности. Судя по автопортрету, он сохранил крепость тела и в преклонном возрасте.
Жуковский считался одним из основоположников русского литературного романтизма. Надо сказать, что одним из открытий русского искусства XIX в. был детский портрет. Россини последующий этап (1830—50-е гг. )— творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Г. Берлиоза, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Во многих работах Венецианова природа и человек неразделимы. Господствует чувство непринужденности, естественности.
При том, что работа первого, как может показаться идеально воплощает идеи революционного классицизма, в отличие от зрелищного «беспорядка» Делакруа, в котором предчувствуется конец света, обе они разрушают модель Давида, противопоставляют себя ей, утверждая свободу самовыражения художника – центральное понятие, которым определяется романтизм в живописи. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. В 1817 г. двое из них инженер Корреар и хирург Анри Савиньи) напишут книгу об этой трагедии. Теодор Жерико, как и многие другие, был потрясён произошедшим с «Медузой». Делакруа увлекался сочинениями Данте, Байрона, Шекспира, Гёте, Вальтера Скотта отсюда появились его, кроме уже названных картин: «Печальная Греция на развалинах Миссолунги», «Обезглавливание Марино Фалиеро», «Смерть Сарданапала», «Убиение люттихского епископа Арденнским вепрем, Вил. Сам Гойя и его творчество выглядят далекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику очень часто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика. Автобиографичной можно назвать и музыку Шопена, который тоску по родине (Польше) выразил в своих мазурках, полонезах, балладах. Вот таким образом романтизм имел своих врагов, которые считали принципы романтиков столько же ложными, как и принципы Давида.
Побывав в Марокко, Делакруа пишет полотна, посвященные Востоку. Это был какой-то вихрь. Чем-то заинтересованный, он на мгновенье обернулся: рот приоткрыт, глаза блестят. Наиболее значительными, часто активно взаимодействующими, его направлениями были импрессионизм, символизм и модерн. Прямыми наследниками романтиков, несомненно, были символисты. Давыдов изображен на фоне багрово-желтого заката и темных деревьев. Не менее значительна музыка того времени: вокал инструментальная музыка, музыкальный театр (опера и балет) романтизма составляют и сегодня основу репертуара.
Благодаря переводам Жуковского, русские читатели познакомились с балладами, И. В. Воссоздан облик молодого человека, чувствующего себя непринужденно, естественно, свободно. 6.
Крайнее напряжение подчеркнуто суровой, мрачной цветовой гаммой, диагональной композицией. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А. Де Виньи). Он искал и обнаруживал созвучия природных сил и человеческих настроений и исканий.
Романтическая живопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Жизненно и правдиво изображены фигуры искалеченных и измученных войной людей. («Кавказский пленник», «Братья разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы», цикл «южных поэм»). Пейзаж на портрете как бы подыгрывает настроению персонажа.
Одно из главных произведений Жерико – картина "Плот Медузы". Когда смотришь на его Автопортрет, невольно приходят на память портреты А. Гро, Жерико. Весна женщина боронит поле. «Портрет М. Ю. Гете (в собственных ранешних драматических опытах).
В одной руке она держит трехцветное знамя Франции, в другой — ружье. Только в начале XIX в. в ребенке увидели ребенка. Сам Гойя и его творчество выглядятдалекими от каких-либо стилистических рамок, тем более что художнику оченьчасто приходилось следовать законам материала исполнения (когда он, например, выполнял картины для тканых шпалерных ковров) или требованиям заказчика.
Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Еслифантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебнойсиле колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице ФрансискоГойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, егофантасмагорический и гротескный характер. Она стала содержанием его рисунков, акварелей и картин маслом 1809 – 1810 гг.
В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству. Слева студент с ружьем. Мальчик не позирует. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть XIX в. Французское слово romantisme всходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а потом и рыцарский роман), британскому romantic, превратившемуся в XVIII в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». придворным Веймарским театром.
Делакруа предстает здесь мастером колорита. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко за пределами туманного Альбиона. Представители «школы», академисты восставали, прежде всего, против языка романтиков: их возбужденного горячего колорита их моделировки формы, не той, привычной для «классиков», статуарно-пластической, а построенной на сильных контрастах цветовых пятен их экспрессивного рисунка, преднамеренно отказавшегося от точности их смелой иногда хаотичной композиции, лишенной величавости и незыблемого спокойствия. Неповторимость художника ощутима лишь в свободе его творчества 150 на этом стоит романтик Фридрих. Да, конечно, его нищета.
Графической параллелью Дома глухого могут считаться офорты серии Диспарантес. Романтизм (фр. romantisme)— идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века. Этого не мог принять молодой, прогрессивно мыслящий человек. Написана она была в 1819 г. и в том же году выставлена в парижском Салоне.
Но после войны народ не получил воли. Александр Гессе (род. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Сначала новую для него эпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. В стремительном, по-мальчишески нетерпеливом движении он даже чуть опережает свою вдохновительницу. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенногоВиктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. До чего же хорош Захарка – глазастый, курносый, большегубый мальчишка с топором на плече. Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда они увидели на горизонте Аргус.
Особое место в творчестве художника заняли портреты крестьянских детей. Швинда и Шпицвега обычно связывают с течением в культуре Германии известного под названием «бидермейер». Кюхельбекера, А. И. Даже тени приобретают у него разнообразные оттенки.
Была ли у него для этого какая-нибудь побудительная причина. Отсюда и патетический характер романтических произведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, к историческим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклой повседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности.
Беспокойна и тревожна морская стихия в акварели Парусная лодка (ок. 1812). Гете, управляющего на рубеже XVIII-XIX вв. Аналогичным образом можно описать картину Уильяма Тёрнера «Ганнибал и его армия переходят Альпы», на которой полководец и его войско изображенные на фоне подавляющего своей масштабностью ландшафта, борются с природными силами (снежной бурей) и местными племенами. Возникновение романтизма граничит с антипросветительским движением, предпосылки которого лежат в разочаровании в цивилизации, в соц, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности. Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное».
В эпиграф романа «Красное и чёрное» он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Красивы тела, лица полоненных людей. Пушкин («Песнь о Вещем Олеге», «Утопленник»), М. Ю.
Позиция вслушиванияопределяет основную форму общения человека с природой и ее изображения. Но и здесь его ждало разочарование. Так, романтические поэты – по преимуществу лирики и поэты природы и вот таким образом в их творчестве (вобщем, так же, как и у многих прозаиков) существенное место занимает пейзаж – сначала, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные отношения. 19 в. под влиянием литературы романтизма и развивался в тесной связи с ним, с литературой вообще (обращение к синтетическим жанрам, в первую очередь к опере и песне, к инструментальной миниатюре и музыкальной программности). Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Особый интерес представляет тот факт, что в ходе работы мастер экспериментирует в области цвета.
Они то являются в привычной и естественной роли творца (Автопортрет в бархатном берете А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя (Автопортрет в шлеме и латах Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстают без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и ценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Округлое лицо в очках излучает добродушие. Каждому открывается душа природы по-иному. 491 х 716 см. Автопортреты Тропинин писал дважды. Жерико, Э. Делакруа во Франции почти во всем О. А. Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать.
Они связаны так же тесно, как крестьянин с землей, ее дарами. Разочарованные в идеалах эпохи Просвещения, романтики, стремившиеся к гармонии и целостности, создавали новые эстетические идеалы и художественные ценности. В целом произведение производит впечатление глубокого трагизма. Толстой и др. Отсюда и патетический характер романтическихпроизведений их нервная возбужденность, тяготение к экзотическим мотивам, кисторическим и литературным сюжетам, ко всему, что может увести от «тусклойповседневности», отсюда эта игра воображения, а иногда, наоборот, мечтательность и полное отсутствие активности.
Ярчайшие и лучшие примеры романтизма относятся к раннему периоду. Романтизм (фр. По преданию, одиндобропорядочный буржуа воскликнул: «Вы говорите — глава школы. Свойственный романтизму глубокий психологизм помогает в каждом персонаже увидеть личность: добропорядочную и самоотверженную (группа людей в правом нижнем углу картины, несущая пожилого человека), жадную (фигура в белом, несущая украденное под шумок чьё-то имущество), любящую (юноша в правой части картины, старающийся спасти возлюбленную), преданную (мать, обнимающая дочерей в нижнем левом углу картины) и т. д. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора. А вот брат художника, Брюллов Александр Павлович, был представителем романтизма в архитектуре (хотя был также и художником).
Правда, в собственной поздней драматургии Мюссе отошел от эстетики романтизма, переосмыслив его эталоны в ироничном и немного пародийном ключе и насыщая свои произведения роскошной драматичностью. Вместе с тем образ женщины реален— это дочь французского народа. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Итог своим размышлениям об искусстве художник подвел в теоретическом трактате «Цветовая сфера». Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. Героям многих романтических произведений (Ф. Р. Шатобриана, А. Мюссе, Дж. Байрона, А. Виньи, А. Ламартина, Г. Гейне и др. ) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер.
Бестужев-Марлинский, ранешние произведения Н. В. Позднее влияние этого проторомантического художника будет заметно в творчестве Александра Орловского. Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимикеизображенных лиц. Он не произвел ничего, что заслуживало бы жизни в потомстве. Многим дано мало, немногим многое.
В решительном повороте головы, в энергично скрещенных на груди руках, во всем облике поэта сказывается чувство независимости и свободы. В сравнении с ними композиция «Алжирские женщины в своих покоях», созданная в 1834 г., кажется спокойной и статичной. Да, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме.
Вот таким образом наиболее полно романтизм в живописи Германии представлен в портретах и пейзажах. Пытаясь понять роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. Среди них Анн-Луи Жироде-Триозон, Антуан Жан Гро, Жан Огюст Доминик Энгр. Верди.
На голове у неё фригийский колпак (символ свободы или революции), в правой руке флаг республиканской Франции, в левой – ружьё. Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. В портрете Тропинина много простоты и естественности. Одоевского и др. Из романтиков заслуживает упоминания Эжен Девериа, на время затмивший было основателя школы своей картиной «Рождение короля Генриха IV» кроме того, Сигалон, Потерле, Буланже, С. Эвр — все романтики второго разряда. Живопись не была исключением.
Чайковский. Средневековье было излюбленным периодом истории для романтиков. И даже когда ветер не треплет парус и не покрывает рябью гладь воды, как в акварели Морской пейзаж с кораблями (ок. 1810), зрителя не покидает предчувствие, что за штилем последует буря.
И чем посильнее традиции, тем жестче и непримиримее протекает борьба с ними. Красивы тела, лица полоненных людей. Многие художники из разных стран Европы писали в стиле романтизма.
Исполненный сочным свободным штрихом сангины и угля (с подсветкой мелом), Автопортрет Орловского привлекает своей художественной цельностью, характерностью образа, артистизмом исполнения. Деламарком» (из «Квентина Дорварда»). Его кисти принадлежит еще одно «каноническое» полотно стиля – «Свобода, ведущая народ» (1830). В том случае в творчестве Жуковского сильны традиции сентиментализма, то поэзия К. Н.
Жерико, Делакруа и его последователи. Его движение более сдержанно, более сконцентрировано, осмысленно. Фридрих стремился передать стихийную мощь природы. Батюшкова, П. А. Наилучшие разумы Европы доказывали и предсказывали это общество грядущего, однако реальность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым иррациональным, а современное публичное устройство стало грозить природе человека и его личной свободе. Вот таким образом постараемся назвать как можно больше имён.
Эжен Делакруа «Автопортрет» (1837)Его картина «Свобода, ведущая народ» (1830) создана по мотивам июльской революции 1830 г., положившей конец режиму Реставрации монархии Бурбонов. Изображённая в центре картины женщина символизирует свободу. и разрушение города Помпеи близ Неаполя. Жуковского, К. Н. romantisme, от средневекового фр. Создание жанра исторического романа – также заслуга романтизма. Романтический герой всегда одинок. Так в чём же между ними разница. Отличительная особенность альбомных портретов — живость их исполнения.
Решительным отступлением от классицизма, по содержанию, была картина Жерико: «Плот фрегата Медуза», сюжет которой основан на действительным и вдобавок современном событии в салоне 1819 г. картина эта пользовалась поразительным успехом. Лермонтова в ментике лейб-гвардии Гусарского полка» (1837)Личность и душа – главные реальности бытия для Лермонтова исследование личности и души человеческой – главная тема его произведений.
В 1861 г. он выставил «Шабаш», по В. Гюго, — дикий танец хаотически переплетенных фигур.
Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта и после этого к жанру баллады обращаются многие поэты: А. С. Энгр, непримиримый враг романтиков, до конца жизни говорил, что Делакруа «пишет бешеной метлой», а Делакруа обвинял Энгра и всех художников «школы» в холодности, рассудочности, в отсутствии движения, в том, что они не пишут, а «раскрашивают» свои картины. На полотне изображены люди, борющиеся с разбушевавшейся водной стихией.
Именно неудовлетворением Жерико политикой Наполеона было продиктовано его поступление на службу к Людовику XVIII, занявшему французский трон в 1814 г. С пессимистическими настроениями было связано и то, что после второго захвата власти во Франции Наполеоном (период Ста дней) молодой художник покидает родную страну вместе с Бурбонами. Пейзаж должен быть портрет, – писал К. Н. Батюшков. Изучал живопись старых мастеров, особенно Рубенса.
Он делал много набросков бушующего моря, портретов спасенных людей в госпитале. Прежде в нем видели автопортрет художника. Этовеличие, тайна или просветленность природы и сознательное состояниенаблюдателя. В начале XIX века значительным культурным центром России являлась Тверь. Показательно в этом смысле творчество Людвига Рихтера (1803-1884): "Лесной источник близ Ариччи", "Свадебное шествие весной" и т. п. У других «мировое зло» вызывало протест, добивалось отмщения, борьбы.
Казалось бы, он явился сюда для того, чтобы всех подбадривать. Да, конечно, его веселость. Чувствуется, с какой любовью художник писал портрет сына. Вот таким образом фигуры почти скульптурны.
Европа была потрясена политическими кризисами, революциями и войнами. При этом во всех портретах столько истинного благородства души. Мастер-романтик, желая слить свое Я с просторами Вселенной, стремиться запечатлетьчувственно-осязаемый облик природы. Щекотов, который писал, что из всех портретов Александра Сергеевича он наиболее передает его черты голубые глаза поэта здесь наполнены особенного блеска, поворот головы быстр и черты лица выразительны и подвижны.
Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре», а также в произведениях Байрона, К. Брентано, Э. Т. А. Гофмана, Э. По и Н. Хоторна. В построении композиции Жерико выбирает точку зрения сверху, что позволило ему совместить панорамный охват пространства (морские дали) и изобразить, сильно приблизив к переднему плану, всех обитателей плота. Теперь это встреча равно великих по своему значению для русского искусства мастеров. Да, конечно, его нищета.
Это путь к совершенству, «к цели, разъяснение которой необходимо находить на той стороне видимого» (А. Де Виньи). Орловский. Им остались последние минуты свободыперед приближением врагов.
Они то являются в привычной и естественной роли творца («Автопортрет в бархатном берете» А. Г. Варнека, 1810-е), то погружаются в прошлое, словно примеряя его на себя («Автопортрет в шлеме и латах» Ф. И. Яненко, 1792) или, чаще всего, предстает без каких-либо профессиональных атрибутов, утверждая значимость и самоценность каждого человека, раскрепощенного и открытого миру ищущего и мечущегося, как, например, Ф. А. Бруни и О. А. Орловский в автопортретах 1810-х годов. Хомякова). Шатобриана, А. де Мюссе, Дж. Такая, обычно закрытая «воскресная комната», служила только для приема гостей. Готовность к диалогу и открытость, свойственные образному решению произведений 1810-1820-х годов, постепенно сменяются усталостью и разочарованием, погруженностью, уходом в себя («Автопортрет» М. И. Теребенева).
На более позднем, датированном 1846 годом, художнику 70 лет. И лишь отдельные, самые стойкие люди продолжают борьбу за выживание. Однако нельзя и отрешиться от живой, чувственной женской фигуры – так она притягательна.
Тютчева. Он ближе всех к Свободе и как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. В романтизме русской литературы показываются страдания и одиночество главного героя. Лирическому герою Лермонтова нет равных посреди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой).
Картины стали отображать героически-романтический идеал, основанный на романах того времени. Сначала новую для негоэпоху он пробует осмыслить через известные литературные сюжеты. Завершает период романтизма в творчестве Пушкина стихотворение «К морю» (1824). Особому влиянию романтизма была подвержена молодёжь, получившая возможность учиться и много читать (чему способствует бурное развитие печатного дела). Динамика данного полотна определяется диагональю композиции, эффектной лепкой объемов, контрастных перепадов светотени.
За его спиной – величественная панорама Кремля. Облик ребенка удивительно обаятелен и поэтичен. Жерико создает невероятно динамичную картину "Бег свободных коней в Риме". Луки»), «назарейцы» жили в Риме по образцу монастырской общины и писали картины на религиозные сюжеты.
Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, – одна из главных тем «романтического» Пушкина. Спустя два года на суд зрителей Салона была представлена еще одна картина Делакруа — «Резня на Хиосе». По мнению искусствоведов, Венецианов первым в истории русской живописи метко схватил и воссоздал русский народный тип. С темой свободы переплетаются мотивы заточения изгнания. В окончательном варианте полотно представляет тот момент, когда уже отчаявшиеся люди видят на горизонте судно «Аргус» и протягивают к нему руки. Эта фигура вноситдраматичное начало в звучание полотна Делакруа.
Горящие свободой и ненавистью к угнетателям молодые люди того времени сочувствуют освободительной войне Греции. Правда, сюжет по теме народного восстания против монархии Бурбонов, скорее исключение для творца, как-то сказавшего «Страшно подумать, сколько памятников и произведений искусства погубили революции. ». Ему принадлежат также многочисленные рисунки на темы сказок и народных песен, сделанные в суховатой манере. Взгляд Арсения скользит мимо зрителя, одет он небрежно, ворот как бы случайно распахнут.
Романтическаяживопись во Франции возникает как оппозиция классицистической школе Давида, академическому искусству именуемому «школой» в целом. Живопись, которая послушно следовала за переменами общественного строя, хотя и не могла, по существу своему, следить за всеми изгибами быстрого течения идей, но и теперь постепенно подготовлялась к перевороту, который и принял решительный характер в произведениях Делакруа, начиная с его картины «Лодка Данте», появившейся в салоне 1822 г., т. е. через 3 года после «Плота фрегата Медуза». Все краски композиции точно соответствуют натуре. Начало XIX века – время культурного и духовного подъема в России.
Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Основанный в Вене иобосновавшийся в Риме (1809-1810) Союз Святого Луки объединял мастеров идеейвозрождения монументального искусства религиозной проблематики. Последняя из названных картин (при огневом освещении) производила страшное впечатление зверскими лицами и дикой страстностью действующих лиц сцены.
Эта тенденция отразилась в развитии портретного жанра в целом. Оно появилось как ответ на разочарование в ценностях периода Просвещения, было сформировано художниками, обучавшимися в студии Жака-Луи Давида (основателя неоклассицизма). За этой картиной следовало «Избиение на острове Хиосе», тоже возбудившее большие похвалы не только за выражение сильных страстей, но и за то, что художник заявил себя врагом деспотизма и другом свободы все симпатии были на стороне несчастных героев греческого восстания против их притеснителей — турок. Это определялось и исторической обстановкой и традицией. Глубокая религиозность Рунге выразилась в таких картинах, как «Христос на берегу Тивериадского озера» и «Отдых на пути в Египет» (не окончена). Их персонажи задумчивы, мечтательны.
Более всего эта цель достигается в росписи Конто дель Сордо (Дома глухого), в котором Гойя жил с 1819 г. Стены комнат покрыты пятнадцатью композициями фантастического и аллегорического характера. В историю русского искусства Тропинин вошел как выдающийся портретист. Сегодня мы переживаем всплеск интереса к творчеству Фридриха. Ноколористическая гамма сдержанна.
Шелли, Ш. Петефи, А. Мицкевич, ранешний А. С. Ведь изображая конкретное вчерашнее событие, художник создавал и памятник этому событию. Баратынского, Н. В.
Золотистые растрепанные волосы, открытое, по-детски пухлое лицо, живой взгляд умных глаз. Эти матерчатые детали интерьера были цветными и содержали рисунки с изображением цветов. Сигалон (1788—1837) писал кровавые, приводящие в ужас сцены: «Нарцисс» и «Локуста испытывающая яд на невольнике» (1824), «Иозабет в резне», Буланже — «Мазепа, привязанный к дикой лошади», сцены несчастия из «Ромео и Джульетты» и «Лукреции Борджиа» В. Гюго, «Юдифь», «Триумф Петрарки» — все это смелым колоритным способом новой школы. Музыка становится более рельефной, персональной. XIX вв.
Этому же он стремился научить и последователей. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Распространилось на различные сферы деятельности человека. Ульям Блейк – удивительный тип романтика наанглийской культурной сцене. «Портрет отца» — произведение совершенно самостоятельное, обладающее собственной внутренней энергией и силой художественной выразительности.
Были ли у него крылья. А. де Мюссе («Лорензаччо», 1834). Тема одиночества – самая популярная во всем романтическом искусстве. В произведении «Возвращение из России» впервые прозвучала тема борьбы человека со смертью. Холст, масло.
Линия романтического в русском искусстве не прервалась на 1850-х годах. Кроме того, Делакруа брал свои сюжеты из истории («Кромвель и Карл I, лежащий в гробу», «Убиение герцога Гиза», «Сыновья Эдуарда»). Делакруа видит смысл новой эпохи визображении уже более конкретного исторического события – борьбы и страданиясвободолюбивой Греции.
Она — направляющая сила движения группы на баррикадах. Мастер редко обращался к этому жанру. Брюллов, А. А. Романтические черты свойственны одному из лучших автопортретов Кипренского – с бантом.
В Портретедетей Хюльзенбек (1805) Рунге не только передает живость инепосредственность детского характера, но и находит для светлого настроенияособый прием. Противостоял романтизм эре Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», легкодоступным для всех читателей, представлял собой нечто обратное классике с ее великодушной, «возвышенной» темой, соответствующей, к примеру, для традиционной катастрофы. У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает галлактические масштабы, становится «болезнью века». Так были написаны портреты «Сумасшедшая старуха», «Сумасшедший», «Сумасшедший, воображающий себя полководцем». Деларошу родственны по духу поэты Ш. Делавинь и А. де Виньи. Он ближе всех к Свободеи как бы зажжен ее энтузиазмом и радостью вольного порыва. Художник, график, поэт и теоретик искусства Филипп Отто Рунге (1777 – 1810), в основном, посвятил себя портретному жанру.
Победа в Отечественной войне 1812 г., творческие свободы на родине с выставками в Академии художеств, поездки и «командировки за рубеж» (Брюллов, например, «стажировался» в Италии), да и просто типично русская эмоциональность – у русских художников были все основания для своего пути в романтизме. Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики. Самыми значительными достижениями русского романтизма являются работы в жанре портрета. 465, 5 х 651 см.
Чайковский во многих свои произведениях рисует картины природы, а цикл пьес для фортепьяно «Времена года» полностью ей посвящён. Изображение такого момента неустойчивости, невозможности позы усиливает эффект движения. Плот Медузы явился результатом длительной подготовительной работы художника.
Испытал сильное влияние Жерико, с которым был дружен с ученической скамьи. Он изобразил себя с палитрой и кистями в руках, опирающимся на муштабель – специальную палочку, которой пользуются художники. Развивается романтичная проза: А. А. Глубоко любивший Россию и русскую природу П. И. По приезде в Париж художника особенно заинтересовала графика.
Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». Это о нем Пушкин сказал: «Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит». Туда едет сражаться романтический бард Англии 150 Байрон. Тем не менее, большое место в наследии мастера занимают ночные морские пейзажи, посвященные конкретным местам, где буря уступает место магии ночи, времени, которое, согласно воззрениям романтиков, наполнено таинственной внутренней жизнью и где живописные поиски художника направлены на путь извлечения необыкновенных световых эффектов (Вид Одессы в лунную ночь, Вид Константинополя при лунном освещении, оба – 1846).
Его талант стремился объять и выразить мир в целостном единстве. Вяземского, молодого Пушкина отдают дань анакреонтической «легкой поэзии». К 1809 году относится такой эмоционально насыщенный портретный лист, как Автопортрет. Художник заносил их в дневник. «Молодой садовник» (1817) Кипренского, «Итальянский полдень» (1827) Брюллова, «Жнецы» или «Жница» (1820-е) Венецианова — произведения одного типологического ряда.
Никто не является мерилом для всех. По их мнению, она являлась слишком строгой, даже ханжеской, посвящающей себя лишь борьбе с неабсолютной природой человека (в связи с его грехопадением). Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века. Когда-то в своей Божественной комедии Данте взял в провожатые по всем сферам (рая, ада, чистилища) земли Вергилия. Кюхельбекера, А. И.
Картина изображала 15 спасшихся пассажиров на плоту, когда ониувидели на горизонте Аргус. Весна, На жатве. И Пушкин здесь не народный вития не гений, а прежде всего человек.
Он связан с именами В. А. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Весь этот художественный антураж не случаен. Поражение декабристов увеличивает пессимистические романтические настроения.
Красиво играют на рыжевато-коричневом фоне красные пятна одежды рыбаков. «Последний день Помпеи» иллюстрирует романтизм русской живописи, смешанный с идеализмом, повышенным интересом к пленэру и тяготеющий к подобным историческим сюжетам. Причем характер набросков заметно отличается от стиля всего произведения.
Неиссякаемой энергией, вольной и юной стремительностью движения она подобна греческой богине победы Нике. Этот образ необычайно экспрессивен и динамичен. Делакруа, в противоположность Давиду, вел жизнь спокойную, не вступался в политику и только раз на борьбу партий отозвался картиной «Свобода на баррикадах», где фигурой женщины воплотил поэтическое произведение Огюста Барбье, написанное вскоре после июльской революции. В изобразительном искусстве романтизм наиболее ярко проявился в живописи и графике, менее отчетливо — в скульптуре и архитектуре (напр., ложная готика).
И если немецкая романтическая литература действительно составляет целую эпоху, то об изобразительных искусствах этого не скажешь: в литературе были "Буря и натиск", а в изобразительных искусствах – идеализация семейного патриархального быта. Это ощущение усиливается за счет точной передачи пластики (позы, жестов) человеческих фигур, а также использования ярких и сочных цветовых сочетаний (рыжие, гнедые, белые кони насыщенно-синие, темно-красные, бело-голубые и золотисто-желтые куртки жокеев).
Этот повстанец не столь стремителен, как Гаврош. В полемике с классицистским театром «штюрмеры» разрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой катастрофы, основным героем которой становится мощная личность, восстающая против законов общества. Обычно считается, что в России романтизм появляется в поэзии В. А. Жуковского (хотя к предромантическому движению, развившемуся из сентиментализма, часто относят уже некоторые русские поэтические произведения 1790—1800-х годов). Романтический герой всегда одинок. Фигура отважного солдата еще не раз будет возникать в творчестве Жерико.
Овербек, фон Карльсфельд, Л. Фогель, И. Готтингер, Й. Зюттер, П. фон Корнелиус). желаю печали).
В музыке направление романтизма сложилось в 20-х гг., а развитие заняло весь XIX век. Одни находили композицию Делакруа в «Избиении на острове Хиосе» беспорядочной, не подчиняющейся никаким правилам, неизящной, а живопись эскизной, недоконченной, формы же людей неправильными, выразительность — грубой поклонники же Делакруа прощали ему недостатки рисунка, не всегда замечая их, увлеченные характерностью лиц и положений и романтизмом или драматичностью целого. В XVIII веке романтическим называли всё странное, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. МОДЕРНИЗМ (от франц.
Рылеева, В. К. В Салоне 1824 г. Делакруа показывает картину Резня на острове Хиосе. Государственная самобытность проявляется сначала в устном народном творчестве. В работе над портретом Пушкина в последний раз встречаются Тропинин и Кипренский, хотя встреча эта происходит не воочию, а спустя много лет в истории искусств, где, как правило, сопоставляются два портрета величайшего русского поэта, созданные одновременно, но в разных местах – один в Москве, другой – в Петербурге. Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами.
Динамизм ярко реагирующей толпы передан и в жестах и в мимике изображенных лиц. Жуковский). Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход. В 1831 году в парижском Салоне французывпервые увидели эту картину, посвященную «трем славным дням» Июльской революции1830 года.
В ней он изображает реальные факты, но с такой силой обобщения, что современники увидели в ней не образ одного конкретного кораблекрушения, но всей Европы, находящейся в отчаянии. Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач.
Знаменитый тогда фрегат «Медуза» налетел на рифы и затонул у берегов Африки. Романтизм в живописи очень тесно связанс сентиментализмом. «Портрет отца (А. Обнаженная грудь символизирует самоотверженность французов того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.
Вот таким образом изображенные на рисунках люди кажутся нам близкими и понятными. В Америке в этом стиле плодотворно работали Фредерик Эдвин Чёрч и Альберт Бирштадт. В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Лето – художник создает в 20-е годы.
Истоком романтизма в театре принято считать эстетическое движение «Бури и натиска» (нем. Вживописи тема средневековья определила появление так называемых прерафаэлитов.
Ульям Блейк – удивительный тип романтика на английской культурной сцене. Уже первые произведения художника обнаруживают высокую эмоциональность, "нерв" эпохи наполеоновских войн, в которых было много бравады ("Офицер конных егерей императорской гвардии идущий в атаку", "Раненый кирасир, покидающий поля боя"). Даргомыжский, М. А.
Тема одиночества— едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. По оценкам современников, Тропинин написал около 3000 портретов. Более светлым стал колорит.
Балакирев, Н. А. Веневитинова, С. П. Туда едет сражаться романтический бард Англии – Байрон.
Лермонтов («Воздушный корабль», «Русалка»), А. К.
Этот замкнулся в древнем языческом мире, романтизм — преимущественно в средних веках, по Вальтеру Скотту была только хронологическая перестановка. Она — направляющая сила движения группы набаррикадах. Горная вершина назаднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. «Портрет отца», несомненно, создан под впечатлением от Рембрандта. Вот таким образом образы на портретах очень выразительны и глубоки. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Это предшественник легендарного Гавроша, двадцать лет спустя изображенного Виктором Гюго в романе «Отверженные»: «Гаврош, полный вдохновения, сияющий, взял на себя задачу пустить все дело в ход.
Разбойники, сцены у костра, битвы сопровождали весь его творческий путь. В живописи, как и в других видах искусства, романтиков привлекало всё необычное, неизведанное, будь то дальние страны с их экзотическими обычаями и костюмами (Делакруа), мир мистических видений (Блейк, Фридрих, прерафаэлиты) и волшебных грёз (Рунге) или мрачные глубины подсознания (Гойя, Фюсли). И вновь вернули художнику. Байрон, Шелли стали знаменем этого движения далеко запределами туманного Альбиона.
Англия была классической страной романтической литературы. Этот повстанец нестоль стремителен, как Гаврош. Прежде в нем видели автопортрет художника. Фантастический мир снов реализует в своих работах ианглийский художник-романтик Уильям Блейк (1757—1827).
Кутюр (см. ), который прошёл школу Гро и Делароша, тоже шел по примирительному пути его «Римляне времен упадка», прославившие его на всю Францию, впрочем, представляют по формам упадок классицизма, а в колоритном отношении не достигают высшего уровня романтической школы. Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Тема «страшного мира», характерная всей романтичной литературе, более ярко воплотилась в так именуемом «чёрном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А. Рэдклиф, Ч. Мэтьюрин, в «драме рока», либо «трагедии рока», – З. Вернер, Г. Клейст, Ф. Грильпарцер), также в произведениях Дж. Бородин, Ц. А. Долгое время он оставался вне поля зрения преследователей.
Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», —прежде всего идеях свободы. Размывание стилистических границ лучше всего выражено в живописных произведениях «Апофеоз Гомера» Энгра и «Смерть Сарданапала» Эжена Делакруа.
Выдержанный в сурово-рыжих тонах колорит усиливает чувство тревоги. Не только лишь драматургическая («Ифигения в Тавриде», «Клавиго», «Эгмонт» и др. ), да и режиссерская и теоретическая деятельность Гете заложила базы эстетики театрального романтизма: воображение и чувство. Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее.
После того как В. Гюго написал «Les Orientales», Делакруа, в поисках за колоритным, путешествует в Танжере и Алжире, результатом чего являются картины блестящего колорита — «Алжирские женщины в гареме», «Еврейская свадьба в Марокко» и др., где темы его уже спокойны. Однако не это является главным достоинством композиции. Модернизм, общее обозначение всех авангардистских направлений в изобразительной культуре 20 в., программно противопоставивших себя традиционализму в качестве единственно истинного «искусства современности» или «искусства будущего». Художники мастерски пользовались цветом и светом, создавая пульсирующую глубину чувств, возвышенный порыв к борьбе и свободе. Делакруа заостряет внимание на рельефной моделировке формы.
В XVIII в. люди из народа, а тем более крепостные крестьяне, мало интересовали художников. Каждому открывается душа природы по-иному. Романтизм в изобразительном искусстве во многом опирался на идеи философов и литераторов. Не была исключением и живопись. академии художеств. ), по Данте, «Паоло» (1835) и много религиозных картин. Его движение более сдержанно, болеесконцентрировано, осмысленно. Потому в наибольшей степени романтизм в живописи Германии представлен в пейзажах и портретах.
Романтизм (фр. romantisme)— явление европейской культуры в XVIII—XIXвеках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века— первой половины XIX века. В том числе и русских творцов, которым оказались близки революционные идеи в искусств. Без прямого указания на профессию живописца. В Англии во многом обусловлен германским влиянием.
Кипренский, Тропинин, Брюллов с большой любовью старались показать всю глубину и красоту личности человека, через взгляд, поворот головы, детали костюма передать духовные искания, свободолюбивый характер своих «моделей». Горная вершина на заднем плане выделена как центр духовных устремлений мастера. Следует заметить, что этот отрицатель К., художник-реалист, вышел из мастерской Герена.
Они основали литературную живопись и показали, до чего она может дойти: картины сделались виньетками к книгам. Их называют исследователями тем сверхъестественных сил и темных чувств. У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Но при таком темпераменте, не выражавшемся, впрочем, в его жизни, он все-таки настойчиво преследовал художественную идею и трактовал ее на всевозможные лады, чему много доказательств в 6000 рисунках, оставшихся после его смерти.
Да, конечно, его нищета. Еешаг стремителен и легок — так ступают богини. (Дж. Давид принадлежал к первым: хотя он ничего не основал, но его деятельность не прошла бесследно и бесполезно ибо он сокрушил выродившуюся живопись.
Справа мальчишка, парижский гамен, размахивающий пистолетами. Только почти через сто лет, к 1914 году, его опубликовал П. М. Это величие, тайна или просветленность природы и сознательное состояние наблюдателя. Иванов в Рф).
В Англии романтизм во многом обусловлен германским влиянием. А результаты революции и вовсе в ней разочаровали. Необычайно интересна история создания Портрета Пушкина. Свои самые знаменитые работы – Сенокос, На пашне.
Романтизм в России как мироощущение существовал в своей первой волне с конца XVIII столетия и по 1850-е годы. Вместе с тем образ женщины реален — это дочь французского народа. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико. Наиболее полно и ярко романтические идеи представлены в творчестве Т. Жерико, Э. Делакруа. Многие сюжеты его картин взяты из литературных произведений знаменитых мастеров пера. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь.
Но это было не простоестолкновение двух ярких, совершенно разных индивидуальностей, это была борьбадвух различных художественных мировоззрений. Только на закате 18 века романтизм проявил свою силу. Если первые представляют собой сцены, описывающие жизнь римлян — современников художника, то в общей композиции даны образы мужественных античных героев, словно вышедших из древних повествований.
Еще одним выдающимся портретистом был О. А. Одна из лучших работ Тропинина – портрет сына. Он весь еще порыв, движение, но ужеугасающий порыв. Жизни и быту столицы Англии Жерико посвящает цикл литографий, среди которых наибольший интерес представляют работы, получившие названия «Большая английская сюита» (1821) и «Старый нищий, умирающий у дверей булочной» (1821).
Но эта борьба неминуема, так как она и является жизнью (Я жить желаю. Молодой Орловский видел в природе лишь титанические силы, не подвластные воле человека, способные вызывать катастрофу, бедствие. Романтизм уронил в свою очередь школу Давида, но и время романтизма прошло. Многообразие типов автопортрета отражает восприятие художниками себя как богатой и многогранной личности.
Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Предпосылки этого двойственны. Но именно эта картина и положила начало французскому романтизму. Верди. Да, конечно, его веселость. Так ли это, сказать трудно.
Римский-Корсаков, М. П. Т. Жерико «Плот «Медузы» (1819). Им остались последние минуты свободы перед приближением врагов. П. Заболотский. В это время живописцем было создано большое количество портретных работ. Они находили черты, составляющие первооснову государственного духа. Среди таковых природа с её неукротимой силой и непредсказуемостью ностальгия, особенно по готике (мистика и восхищение смертью) интерес к народным традициям фигура романтического героя (например, революционера).
Тонко построена живописная поверхность холста. Примирительное же направление исходящее из романтизма, принадлежит Деларошу (ученику Гро), который старался соединить правильный и тщательный рисунок с гармоническим колоритом, не давая господствующего перевеса ни тому, ни другому качеству. Примером таких полотен может быть картина, получившая название «Плот «Медузы»». Такое осознание романтизма сохраняется и до настоящего времени, однако, как пишет литературовед Ю. Манн, романтизм «не просто отрицание правил, однако следование «правилам» более сложным и прихотливым». Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. С начальных шагов на профессиональном поприще Делакруа решительно следует за романтиками. Да, конечно, его веселость. Если фантазии Жерико сосредоточились на передаче движения, Делакруа – на волшебной силе колорита, а немцы добавили к этому некий дух живописи, то испанские романтики в лице Франсиско Гойи (1746—1828) показали фольклорные истоки стиля, его фантасмагорический и гротескный характер.
Романтизм в живописи очень тесно связан с сентиментализмом. В сочинении Данте возникал новый возрожденческий мир путем переживания средневековьем памяти об античности. Искусство романтизма во Франции развивалось особыми путями. Первое, что отличало его от аналогичных движений в других странах, — этоактивный, наступательный (революционный) характер.
Сторонники же К. осуждали эту картину сильнее первой и тот же Гро, перефразируя название картины, называл ее «избиением живописи». Как правило, создание автопортрета не было случайным эпизодом. Лермонтова, К. Ф. И в этом отношении благодатным материалом будут служитьдля него детские портреты.
В них очевиден прототип — Сальватор Роза, весьма популярный на рубеже XVIII и XIX столетий. Огромные баррикады чувствовали его на своем хребте». Портрет сына — Арсения Тропинина — один из лучших в творчестве мастера.
Разочарованние в идеале Жерико воплощает в картине «Раненый кирасир». Огромный резонанс имела картина Жерико «Плот Медузы», посвященная недавнему событию современной жизни – гибели пассажирского корабля по вине морского пароходства4. Этого требовало образное решение картины.