Видным представителем искусства барокко были также фламандский живописец Ван Дейк и голландец Рембрандт.
Художник изображает мрачные руины, темные лесные чаши и морские бури. Прием этот возведён мастерами барокко в целую систему, необыкновенно сложную и законченную. Стиль барокко получает распространение в Испании, Германии, Бельгии (тогда Фландрии), Нидерландах, России, Франции, Речи Посполитой. Картины театральны, аллегоричны, манера письма выразительна. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс.
На его возникновение повлияли два важных события Средневековья. Солнце зашло за облако. Некоторые из его жанровых композиций можно рассматривать как карикатуры в современном понимании он первым стал рисовать так называемые идеальные пейзажи. Родился в 1573 г. в Ломбардии.
Купола приобретают сложные формы, часто они многоярусны, как у собора Св. Испанское барокко или по местному чурригереско (в честь архитектора Чурригеры), распространившееся также в Латинской Америке. Его стихи энергичны, порывисты, эмоциональны и в некоторых местах чересчур грубы и резки. Для барокко характерна идея спящего бога — деизм. Но и здесь трудный характер Караваджо довел его до беды: он оскорбил старшего по званию, был заключен в тюрьму и бежал на Сицилию.
". "Королём художников и художником королей" называли фламандца Питера Пауля Рубенса (1577 – 1640). Динамика и особая эмоциональность заданы в картине резкой сменой светлым и темным пятен. XVII века и представлен творчеством Рубенса, Ван Дейка, Йорданса, Снейдерса. Отсюда такая характеристика барочного мировоззрения как механицизм.
Парики вошли в обиход при Людовике XIII, который был лыс. Скульптура – неотъемлемая часть стиля барокко. Мышцы этого мужчины, вздулись. Главные тематики полотен: преобразования, мученичество и смерть, битвы интенсивные психологические моменты, любые формы проявления действия их последствий.
Все эти образы позднее найдут полное отражение в картинах Сальватора Розы. Театр военным действий у Сальватора Розы необымайно выразителен и, как правило, располагается до самого горизонта на фоне разрушенных, застывших в молчании архитектурных построек (башен, дворцов, храмов) и прозрачно-голубого неба, местами закрытого еле заметными для глаз белыми облаками. Вершиной голландской школы было творчество Рембрандта Харменса ван Рейна (1606 – 1669). Они выглядят монументально, а зритель невольно оказывается вовлеченным в трагический ритуал погребения. Возникает идея города центричного типа («идеальный город» Пальма Нуова). Самый прославленный автор таких работ — Д. А. Каналетто.
Перенесенные затем на картины, эти ландшафты необычайно реалистичны, живы, естественны.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Законодателем в новом стиле стал Питер Пауль Рубенс. Вдали за скалой скрываются две фигуры. Старый мир с его естественностью и простотой объявлялся миром грубости и примитива, а задача человека в новом мире – освободиться от природных оков и «облагородить» естественное начало.
Лицо Матфея обращено к Христу, он указывает рукой на себя, словно вопрошая, действительно ли к нему относится призыв Спасителя. Однако были и случаи физического насилия, за которыми следовали аресты. Их лица, выражения и позы демонстрируют целую гамму эмоций. Раньше считалось, что здесь стиль вообще развития не получил и памятники барокко считались памятниками классицизма.
он подражал Микеланджело, но так, как только он умел подражать. Заметно здесь и сходство главного героя картины с самим автором. Основной фигурой в развитие барочной скульптуры был Лоренцо Бернини, чьи первые исполненные в новом стиле шедевры относятся приблизительно к 1620 г. Квинтэссенцией барокко, впечатляющим слиянием живописи, скульптуры и архитектуры считается капелла Коранаро в церкви Санта-Мария делла Виктория (1645-1652 гг. ). Он подарил миру около 3 тысяч картин и множество рисунков. Однако истощенная невзгодами Италия не потеряла своих позиций.
Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Исаак Ньютон открывает закон всемирного тяготения и пишет фундаментальный труд «Математические начала натуральной философии» (1689), а Карл Линней систематизирует биологию («Система природы», 1735). Юному дворянину рекомендовалось учиться в первую очередь иностранным языкам, верховой езде, танцам и фехтованию.
Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Действующие лица в его картинах – это простые люди из народа. Краски жизни сошли с него и остались резкие рельефно вылепленные формы.
Для стиля барокко («причудливый») характерны: – стремление к величию и пышности -усложнённость планов -богатство и роскошь интерьеров, широкое использование живописи, зеркал и скульптуры – обилие кривых, пластичных линий и поверхностей – контрастность, напряжённость иллюзорность, динамичность образов -стремление к максимальной выразительности минимальными средствами отрицание конструктивной логики ордера и применение его только как декоративно-пластической формы наряду со скульптурой -привлечение пейзажа в качестве основного композиционного приёма для создания городского ансамбля -в мебели – сложные позолоченные резные элементы, мягкие сидения -цвета – белый, бирюзовый, золото. Наступил XVII в., ставший новым этапом в истории западноевропейского искусства.
Вся композиция картины Рубенса мастерски сосредоточена на фигуре гиппопотама. Основой идеологии барокко было противостояние различных вероучений на фоне раскола церкви (на католиков и протестантов), противодействие феодальных тенденций буржуазным. В сложившихся драматических обстоятельствах образуется новый взгляд на архитектуру.
Стулья, диваны и кресла обивались дорогой тканью. Характерные детали барокко — теламон (атлант), кариатида, маскарон. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. Тему призвания человека на служение Богу Караваджо продолжил и в картине "Обращение Савла", повествующей о том, как Савл, будущий апостол Павел, а тогда яростный преследователь христиан, на пути в Дамаск впервые слышит голос Христа: "Савл, Савл. В итоге голландцы создают в XVII веке самостоятельный, национальный стиль, первым представителем которого можно назвать Франса Галъса (1585—1666) из Гарлема. К этому стилю приближаются некоторые из более поздних работ Рена.
Работам художника свойственны необыкновенная любовь к жизни и энтузиазм. Напротив, каждая деталь углубляет общую мысль. В своих картинах он стремился к правде, какой бы некрасивой она не была.
В ней нет ни одной незначительной детали. Фигуры людей на них выступают из тёмного фона, а их плоскостный облик, не лишённый условностей, отличается некоторой «театральностью» поз. Именно здесь Караваджо достиг самых значительных успехов и славы. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху.
Все в этом полотне помпезно, величественно. От этого ещё острее чувствуется его беспомощность.
Изображение святого не идеализировано, а грубо реалистично. В колорите преобладают золотисто-бурые тона. События происходят обычно в полутьме, прорезанной наискось лучом света (такое освещение называют подвальным). Слева в потоке света показана группа людей, занятых подсчётом денег, среди которых Матфей. Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. Сальватор Роза является создателем и такого вида пейзажа, как философский.
Барочная живопись можно назвать вершиной реализма в европейском искусстве. Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Величайшим мастером голландской живописи является Рембрандт Ван Рейн (1606—1669), первоклассный художник, сочетающий необычайную духовную глубину и мощную индивидуальность со смелым идеализмом. Под кафтан надевали камзол без рукавов. Стремясь к достоверности, Караваджо всегда изображает в своих произведениях реальную жизнь, какой бы грубой и беспощадной она ни была («Жертвоприношение Авраама», 1594-1596 «Юдифь и Олоферн», 1595-1596).
Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. – ок. Картина «Возвращение блудного сына» (Рис. 6) основывается на Библейском сюжете и является воплощением духовного и плотского, небесного и земного начал.
Рубенс гораздо родственнее Гомеру, чем многие античные мастера. В дальнейшем Караваджо полностью посвящает своё творчество религиозной тематике. На загорелых ногах набрякли вены. Период расцвета фламандского барокко приходится на 1 пол.
Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» (1618)Сюжетом этой картины Рубенса является миф о братьях Касторе и Поллуксе (сыновьях Зевса и Леды), которые похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу. Молодая женщина вскинула руки вверх. Барокко сменилось более спокойным палладианством. В архитектуре стиль, называемый «украинским», «московским» или «нарышкинским» барокко, признан большинством искусствоведов.
Он был переполнен величайшими образцами, но следовал тому началу, которое носил в самом себе. Так появилась знаменитая «Гадалка» (1595). Как мастер Иван Адольский Большой сложился в Оружейной палате Московского Кремля. Драпировки были также и по краю декольте.
Они были прообразом дворянского бала. Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность.
Главные улицы прокладываются в виде широких проспектов (Виа Корсо в Риме). С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватили Франс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Иногда употребляют термин «барочный классицизм» применительно к французскому и английскому вариантам барокко. В 1642 г. судьба наносит тяжёлый удар Рембрандту – умирает Саския. До Людовика XIII были популярны сапоги (ботфорты). Наиболее заметно это в картинах с морскими пейзажами. Такому Богу бесполезно молиться — у Него можно только учиться. Согласно указу, посещение ассамблей было обязательно не только для дворян, но и для их жён, за чем зорко следил «царь балов» Ягужинский.
Изо рта вырывается вопль, она на грани обморока. Талия — узкая, под платьем носили корсет. В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, а позже в моду вошла прическа фонтанж. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. В 1595 г. Аннибале, считавшийся наиболее талантливым из братьев, переезжает в Рим, где расписывает плафон галереи в Палаццо Фарнезе (1597-1604 гг. ).
Находка еще одной картины редкого мастера петровского времени – подлинная сенсация. Вот как написал о нём Эжен Делакруа: ". Однако на берегу его по ошибке арестовали испанские гвардейцы и задержали на три дня. Среди известных работ художника – «Гадалка», «Вакх», «Юноша с корзиной фруктов», «Лютнист», «Положение во гроб». Кроме кружев, на одежде было много бантов. Это представление появилось, благодаря критикам XVII века.
Поселился в Риме в начале 1590-х гг. Площадь утрачивает функциональное и демократическое содержание (место торговли, народных сборищ). Людовик XIV понимал важность искусства как средства прославления королевской власти. В ранний период барочная стилистика воспринимается Рубенсом через призму живописи Караваджо — «Воздвижение креста», «Снятие с креста», «Похищение дочерей Левкиппа». Во время странствий он делал множество зарисовок с видами итальянской природы.
Поначалу он носил оскорбительный оттенок, подразумевая нелепицу, абсурд (возможно, он восходит к португальскому слову, означающему уродливую жемчужину). В пейзажах Розы заключена огромная сила, особая экспрессия. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все трое Карраччи известны как блестящие рисовальщики.
". Для упреждения «прогулов» Ягужинский просматривал списки приглашённых на ассамблеи и вычислял «нетчиков». В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление».
Сальватор Роза (неаполитанская школа) и Алессандро Маньяско писали фантастические пейзажи. Человек из разъяренной толпы готов ударить его по голове огромной глыбой. Так, «Морской порт» написан в лучших традициях К. Лоррена. Классицизм вот таким образом легко распространился на провинцию. Полный женский костюм состоял из двух юбок: нижней (фрипон, светлой) и верхней (модест, более тёмной). Оно возникло благодаря двум важным событиям Средневековья. К политической власти рвалась крепнущая буржуазия.
В Германииживопись осталась далеко позади блестящего подъема архитектуры и декоративной скульптуры в конце XVII и в первую половину XVIII века. Как повествует легенда, во время пира у фарисея Симона к Христу подошла грешница и, каясь в своих грехах, полила его ноги душистым маслом. Позже они стали намного пышнее.
Он напряжен, на лбу собрались морщины. Бунтарский дух Караваджо проявился и в его творчестве. Одну из комнат своего дома Сальватор Роза превратил в мастерскую. Портрет бандита оказывается сложнее открытого и несколько романтично настроенного юноши с полотна «Автопортрет».
Все это создает эмоциональную силу воздействия композиции. Новое российское государство крепло, в 1721 году было провозглашено империей, постепенно стал нарастать интерес к аристократической культуре. Богатые заказчики по достоинству оценили широкое многообразие пластичных форм. Наиболее интересна композиция "Призвание апостола Матфея" (1599-1600 гг. ).
Глубокий, предельно эмоциональный характер выражения скорби обретают образы персонажей в полотне «Положение во гроб» (Рис. 1). Тон всему произведению задают необычные переходы света в тень и использование красок определенного цвета (темно-коричневым фон, желтоватые одежды актера символизируют ложь и обман). В 1596 г. художник исполнил одну из первых в истории европейской живописи композиций в этом жанре — «Корзину с фруктами».
Основой сюжета стал фрагмент Евангелия от Матфея:". Возвращается обратно лишь в 1639 г. Летом этого года в Риме проводили карнавал, на котором Роза выступил в роли странствующего актера под маской Ковиелло (плебея, не смирившегося со своей судьбой). Живопись барокко характеризуется динамизмом, «плоскостью» и пышностью форм, самые характерные черты барокко — броская цветистость и динамичность яркий пример — Рубенс, Караваджо. Он шел путем самостоятельного освоения нового изобразительного языка. Оно плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф.
От высоких, благородных чувств сострадания (в группе Христа) до откровенного безразличия и озлобления (в группе фарисеев). Развитие ее в отдельных странах далеко не одинаково. Сегодня давайте разберемся с интереснейшим художественным стилем барокко.
Это сборник является вершиной творчества Симеона Полоцкого, а также одним из наиболее ярких проявлений русского литературного барокко. С. Караваджо скрывался от наемных убийц в Сицилии и Южной Италии. Придя в Эммаус, ученики пригласили Иисуса поужинать. Из окон ветхой усадьбы Казаччио открывался чудесным вид на Неаполь и вулкан Везувий. Он имеет смелость быть самим собой. Молодой Иоанн всматривается в его лицо. Художника привлекают образы бродячих музыкантов, солдат, цыган, комедиантов. Иногда особую прелесть получают у него случайные элементы.
Ее слез не видно, лицо полузакрыто платком. Однако оно мало отвечало сдержанному британскому вкусу. Не менее известны Франческо Гварди и Бернардо Беллотто. Эпоха Возрождения подошла к концу.
В картине «Блудным сын» сюжет, по сравнению с евангельской притчей, оказывается несколько упрощенным и приземленным. Тело Христа бескровно. Вследствие чего идейные формы выражали лишь композиционные приёмы. Среди самых известных его скульптур – мифологические сцены похищенияПрозерпины богом подземного царства Плутоном и чудесного превращения в дерево нимфы Дафны, преследуемой богом света Аполлоном, а также алтарная группа «Экстаз святой Терезы» в одной из римских церквей. Рембрандт прославился ташке как великий мастер гравюры (рисунок делается гравировальной иглой на медной пластинке и затем углубляется с помощью вытравления) в гравюрах он с наибольшей непосредственностью выразил свои богатые художественные идеи. В последний период творчества Рубенс продолжает тему вакханалий — «Вакх» — откровенно телесное восприятие жизни.
После убийства художник бежал сначала в окрестности Рима, а затем в Неаполь. Создается впечатление, будто бы природа лишь заснула на какой-то миг.
Славу этой школы составляют утончённые портреты Антониса Ван Дейка (1599 – 1641), простодушно-грубоватые жанровые произведения Якоба Йорданса (1593 – 1678), горькие и язвительные картины Адриана Браувера (1605/1606 – 1638). Караваджо и Карраччи своим искусством вернули ей цельность и выразительность. Павла (1675-1710 гг. ) и Гринвичского госпиталя (начало 1696 г. ).
Интерес к натюрморту заметен во многих работах Караваджо. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы. "Малые голландцы" были наблюдательны, порой остроумны и умели нравиться публике. Я дуюсь на него порой. Христос заинтересовался их беседой.
В нидерландской живописи в эпоху барокко в Голландии жили и творили Фрас Халс и так называемые "малые голландцы": Герард Доу (1613 – 1675), Адриан ван Остаде (1610 – 1685), Габриэль Метсю (1629 – 1667), Герард Терборх (1617 – 1681) и другие. занимает творчество Микеланджело да Караваджо. В Неаполе художнику не удалось избежать нападения, во время которого он был ранен. Мастера итальянского барокко впервые увидели мир очень сложным, наполненным тайной. (1573–1610) итальянский художник.
Агостино Карраччи известен как преподаватель и гравёр.
Старый отец принимает и прощает блудного сына, невзирая на его ошибки. В сапогах ходили даже на балах. В гражданской обстановке на первое место вышли туфли. Но это только один из источников барочного искусства.
В подготовленном по его указанию сборнике «Юности честное зерцало» вторая его часть полностью посвящена правилам поведения для «младых отроков» и девушек дворянского сословия. Динамика пространства подчёркивается распределением светотени. Они привносили в свои проекты национальные приемы, черты индивидуального творческого почерка. Они действительно имеют некоторые черты классицизма.
Можно ли говорить о барокко в допетровской России и Украине. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника. Таннауер повлиял в значительной степени на становление творчества российских мастеров – Ивана Адольского (Одольского) (1686/91.
Даже в религиозные композиции он вносил элементы плебейской, грубоватой силы, нередко доводя ее до натурализма. Ученики не узнали его, рассказали ему все события последних дней. Рядом с ней, чуть ближе к зрителям -- Магдалина. произведения.
Можно сказать, что «Возвращение блудного сына» это иллюстрация того, как в одном человеке в конце его жизни происходит объединение внутреннего, духовного и внешнего, подверженного страстям мира. Для широкой пропаганды своих идей Карраччи основали в Болонье в 1585 году так называемую «Академию направленных на истинный путь», явившуюся прообразом позднейших художественных академий. Однако молодой художник идет дальше учителя. Игнатия Лойолы) является кульминацией тенденции барокко к помпезному великолепию.
С другой – это старший сын, в котором воплощается совесть. Они не знали, что он воскреснет на третий день, прощались с ним навсегда. Наибольших успехов испанское искусство времени барокко добилось в области живописи. Кафтан и камзол через 200 лет превратятся в пиджак и жилет.
В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление». Недовольство вызывало и участие в увеселениях женщин. В середине 30-х гг.
Симон осудил Христа за то, что он разрешил грешнице осквернить себя прикосновением. Переходом к зрелой фазе творчества художника стал большой заказ цикла картин «Жизнь Марии Медичи». Карнавальное действо проходило на Пьяцца Навона. Самыми главными чертами барокко являются его стремление к пышности и величию.
Так, герой представлен как простой неаполитанский крестьянин. Героические полотна писал Доменикино и живописные притчи — Доменико Фетти. В странах с развитой промышленностью и торговлей (Англия и Голландия) буржуазные революции завершились победой нового общественного строя.
Его кредо было — постоянная работа, совершенствование техники. Так, на мощных контрастах свете и тени основала творческая манера итальянского художника Микеланджело Караваджо (1571-1610). В картине «Ужин в Эммаусе» (Рис. 2) Караваджо изображает кульминационный эпизод сюжета о явлении Христа ученикам на третий день после Распятия. П. П. Особое внимание художник уделяет передаче освещения. Этот поворот подготовил пышный расцвет стиля барокко в эпоху преемников Петра I.
Это жест, раздираемый криком. Во всех видах искусств барокко слилось с более легковесным стилем рококо. В рассказах Боскини о достоинствах венецианской живописи принципы барокко не были чётко сформулированы, но сам характер сравнений и форма описания свидетельствуют о предпочтениях автора, выражаемых им не античной скульптуре и Рафаэлю, а Тициану, Веронезе, Веласкесу и Рембрандту. Типичная такая парсуна – портрет князя В. В. Голицына. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). Жюстокор – тип кафтана, длиной до колен, его носили застегнутым, поверх него – пояс.
что ты гонишь Меня. Они проводились во все времена года, летом – на открытом воздухе. Последние годы жизни провёл в Неаполе, на Мальте и Сицилии. Необычайно яркая выразительность портрета достигается мастерским владением живописной техники и использованием контрастным красок (темная шляпа и светлый фон, белая сорочка и черная шуба).
Но писал он их ярко, с убедительной силой, страстью и реализмом. После ссоры с одним из представителей местной знати ему пришлось уехать на Сицилию. Во время ужина «Он был узнан ими в преломлении хлеба» но в этот момент Христос стал невидимым. Художественный язык классицизма был, в отличие от барокко, универсален.
Благодаря ему была создана иллюзия богатства и могущества. Во Франции оно ярче всего выразило себя на службе монархии, а не церкви. Я ссорюсь с ним из-за его грузных форм из-за недостатка изысканности и изящества.
Отсюда впечатление какого- то движения, непрырывного бега линий и потока форм. В архитектуре широко используются живопись, скульптура, окрашенные поверхности стен. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. В интерьерах – обилие проёмов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены.
Только отдельные характерные черты барокко были описаны в сочинениях его современников: Марко Боскини (итал. )русск., Пьетро да Кортона, Бернини, Роже де Пиля (фр. )русск. Два путника едут по дороге. Заметна тяга к символике ночи, теме бренности и непостоянства, жизни-сновидения.
Другим стало торжество естественных наук, техники и светской жизни. Барокко как стилевое направление получило своё развитие на рубеже XVI-XVII вв. Яркий, пышный рубенсовский стиль характеризуется изображением крупных тяжелых фигур в стремительном движении, возбужденных до предела эмоционально заряженной атмосферой.
Своей светотенью он производит сильнейшее впечатление. Культурным центром Европы все равно осталась Италия. Полоцкий написал также две комедии (школьные драмы) для зарождавшегося театра, особенным успехом пользовалась «Комедия притчи о Блудном сыне». Одним из ярких представителей этого является Рубенс. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма.
Рембрандт Харменс ван Рейн (Rembrandt Harmensz van Rijn) (1606-1669 гг. ) голландский художник, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Стиль Розы в поэзии, равно как и в живописи, проявился во всей его полноте. В это время в Петербурге работали архитекторы-иностранцы из многих стран Европы. Таковым является «Мужской портрет» («Портрет бандита»), на котором перед нами предстает человек с острым, пронизывающим, проницательным взглядом и застывшей на губах язвительной улыбкой.
В конце июня 1610 он сел на корабль, очевидно, намереваясь вернуться в Рим. В каждой стране Барокко искусство подпитывалось местными традициями. Развитой художественной теории периода барокко не было создано ни в Италии, на его родине, ни в других странах. Распространены сонет, рондо, кончетти (небольшое стихотворение, выражающее какую-нибудь остроумную мысль), мадригалы (любовно-лирическое музыкально-поэтическое произведение). В России к литературе барокко относятся С. Полоцкий, Ф. Прокопович. Н. де Ларжильер «Портрет Людовика XIV с семьёй»Поскольку Людовика короновали в возрасте 5 лет, то в моду вошли короткие курточки (брасьер), украшенные кружевами, штаны (ренгравы), похожие на юбку, тоже обильно украшенные кружевами.
Данное полотно явилось результатом сомнений и мучительных переживаний зрелого автора. И еще одно женское лицо -- мать Спасителя.
При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Никто не изображал людей и животных в жестокой схватке так, как это делал Рубенс. Нет здесь и пышного окружения: блудным сын обращается к Богу в окружении баранов и коровы.
Он скорбит об утраченной молодости и сожалеет о невозможности изменить текущие дни. О его произведениях Эжен Делакруа сказал: "правда – самое прекрасное и редкое на свете". вытесняется классицизмом.
С творчеством Рубенса новый стиль пришел в Голландию, где его подхватилиФранс Хальс (1580/85-1666), Рембрандт (1606—1669) и Вермеер (1632—1675). Этот образ нельзя назвать определенно однозначным. В такие минуты юноши превращаются в мужей. Особняком в испанском барокко стоит творчество некоего Доменика Теотокопулоса, вошедшего в историю как Эль Греко: будучи православным греком и по «первому образованию» иконописцем (на Крите имеется икона византийского стиля, подписанная его именем), он создавал картины преимущественно на религиозные темы, отмеченные влиянием византийской иконописи между тем он создал свою собственную технику письма, которая так и осталась оригинальной – последователей и подражателей у Эль Греко не было.
Повсюду в европейских столицах учреждаются Академии Наук и научные общества. Несколько позднее творил Андреа дель Поццо (1642-1709 гг. ) расписанный им плафон в церкви Сант-Иньяцио в Риме (Апофеоз св. Были широко распространены огромные кровати с балдахинами и струящимися вниз покрывалами, гигантские шкафы.
У него был сходный гений по самому своему духу. В Испании в манере Караваджо творил Диего Веласкес (1599—1660), а во Франции — Никола Пуссен (1593—1665), который, не удовлетворившись школой барокко, заложил в своем творчестве основы нового течения — классицизма. Она становится украшением города, его парадной частью.
Антония Брешианского» «Морской пейзаж», 1730-е). Его определяет широкая шкала эмоций и настроений. Они, видимо, заблудились в незнакомом для них месте. Новым исканиям искусства соответствовали новые композиционные приемы. Вокруг селения было немало местечек, очаровывающих своей красотой: высокая скала Сан-Эльмо, крепость Борго ди Аренелла, возведенная во времена правления Карла V, холмы Вомеро и Позилиппо, остров Капри, побережье Неаполитанского залива с прозрачно-голубыми водами. Барокко искусство (Baroque art. ), стиль европейского искусства и архитектуры 17-18 веков.
Среди его шедевров – портреты короля, членов его семьи и приближённых знаменитое полотно «Взятие Бреды», посвящённое одному из эпизодов войны с Нидерландами. Величайшим скульптором и признанным архитектором 17 века был итальянец Лоренцо Бернини (1598—1680). «Мрак окутал этих пятерых людей и они опускали шестого во тьму. По сторонам юбку украшали драпировки.
Костюм был подчинен этикету. В природной стихии как будто растворяются гротескные человеческие фигуры, придающие ландшафтам фантастический вид («Пейзаж с прачками» «Горный пейзаж», 1720-е «Проповедь св. Главными мастерами испанской живописи считаются серьезный и мистически настроенный Бартоломе Эстебан Мурильо (1618-1682), художник видений, небесного мира и правдивый Диего Веласкес (1599—1660), который как портретист принадлежал к первоклассным художникам. Одна из пьес П. Кальдерона так и называется: «Жизнь есть сон». В академических спорах с Андреа Сакки последователи Пьетро да Кортона отстаивали преимущества барочного изображения, которое не требовало от зрителя тщательного анализа каждой фигуры и внимательного «чтения» сюжета для раскрытия всех оттенков смысла, а развертывало перед смотрящим «сияющий, гармоничный и живой общий эффект, способный вызвать восхищение и изумление»34. Этот жанр Рубенс популяризировал в середине своей карьеры художника.
Фактически, это первый в России учебник этикета. Микеланджело Меризи да Караваджо (1571- 1610, Италия) один из крупнейших мастеров маньеризма и барокко, считающийся основоположником реализма. Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины "Обращение Савла" и "Распятие апостола Петра" (1600-1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Таковы герои его ранних работ («Маленький больной Вакх», ок.
На картине удивительным образом передана динамика движения. Лейтмотивом архитектуры петровского барокко станет идея триумфальности. Петра в Риме. Стоит только вспомнить, сколько сил прилагал Пётр I, чтобы «облагородить» русское общество того времени. 1758) и Ивана Никитина (1680-е – не ранее 1742).
Костюм был подчинен этикету. Кроме всего прочего, получил музыкальное образование, научился играть на арфе, флейте, гитаре и даже пробовал сочинять небольшие музыкальные произведения (известны написанные им серенады-донцеллы). И. Г. Для архитектуры барокко (Л. Для новой жизни, для утверждения новых порядков и обычаев нужно было новое искусство. Возможно, это граничит с тем, что нам не известны парадные изображения художника. Художник пользовался покровительством кардинала дель Монте.
Особенно интересна и показательна работа Розы под названием «Пейзаж с мостом», хранящаяся в настоящее время в галерее Питти во Флоренции. Двое мужчин держат тело Иисуса. Закон сохранения энергии, совершенность пространства и времени гарантированы словом бога. В "Успении Богоматери" (1605-1606 гг. ) для алтаря церкви Санта-Мария делла Скала художник дал своё истолкование известного сюжета.
Своего высшего выражения этот принцип достигает в приеме «раскреповок», в том многократном дроблении антаблемента, которое вызывает вверху здания прихотливо изгибающуюся линию карниза. А вот в живописи ничего подобного не наблюдалось. Вот так тяжело приживалась европейская мода (в данном случае стиль барокко) в России. Стены ее украшали авторские работы живописца.
Собор св. С 1706 года начались поездки художников Оружейной палаты в Петербург и другие города. Это время абсолютизма.
В первую минуту она кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии. Приходилось переучивать старых художников или искать других.
Они отличаются удивительной изобретательностью построений, сверканием ярких тонов. На знаменитой картине «Охота на гиппопотама» (см. В отличие от ренессанса, где предпочтение отдаётся правильным геометрическим формам (квадрат, круг), в барокко излюбленная фигура – это овал, придающий неопределённость и фантазийность общему объему. В 1608-1609 гг.
Каналетто и Гварди писали виды Венеции, тогда как Беллотто (ученик Каналетто) работал в Германии. Одной из центральных в искусстве барокко быта идея «учить зрителя или читателя ненавязчиво, поучать посредством прекрасного». В Италии, на родине барокко, в XVII в. переживала расцвет фресковая живопись. Его главное творение – фасад римской церкви Санта-Сусанна (1603 г. ). Тициан и Паоло Веронезе кажутся рядом с ним ужасно смирными». Единственный из всех, Никодим, смотрит вниз, в яму.
Успех Розы был огромным. Рококо («раковина»)– более изощрённое в деталях развитие направления барокко. В поэзии – вычурность использование сложных метафор. В пышном окружении (колонна, занавес, архитектурный пейзаж), которое создает Адольский вокруг фигур, проявился его незаурядный талант декоратора. Его картины, написанные на религиозные сюжеты, напоминают реалистичные сцены современной автору жизни, создавая контраст времен поздней античности и Нового времени. Он был низок ростом, вот таким образом носил высокие каблуки.
В программу ассамблей входили еда, напитки, танцы игры и беседы. Наиболее значительной работой художника этого периода стал «Портрет императрицы Екатерины 1», существующий в двух вариантах. И. Никитин пробыл три года в Италии, однако в его портретном творчестве мы можем говорить лишь о наличии некоторых элементов стиля барокко. 1591 «Вакх», 1592-1593), в которым слащаво-красивые герои академического искусства уступают место образам простых итальянцев с характерными чертами лица (миндалевидным разрез глаз, полные губы, темные шелковистые кудри). Смысловые центры его картин ярко и отчетливо выступают из глубины темного заднего фона.
Их продолжали носить и при Людовике XIV, но только уже в военных походах. Живопись Диего Веласкеса отличалась сдержанностью и скупостью, в нём также было заметно влияние Караваджо (контраст полумрака и освещённой сцены на первом плане). Ярким примером служит знаменитым «Лесной пейзаж с тремя философами».
Художественное образование получил в Милане. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. Нарастало недовольство народных масс своим положением. Пространства в барокко имеют сложные построения. Изгиб его спины переводит взор зрителя кверху. В итальянской архитектуре самым видным представителем Барокко искусства был Карло Мадерна (1556-1629 гг. ), который порвал с маньеризмом и создал свой собственный стиль.
Последователи и подражатели Караваджо, которых поначалу называли караваджистами, а само течение караваджизмом, такие как Аннибале Карраччи (1560—1609) или Гвидо Рени (1575—1642), переняли буйство чувств и характерность манеры Караваджо, так же как и его натурализм в изображении людей и событий.
Создаются парадные портреты, предназначенные для украшения интерьеров. Правда, внимательный зритель отметит некоторую скованность позы, уплощенность фигуры. Другая типичная черта – противопоставление освещенных и теневых планов картины (часто общей темной тональности противопоставляются резко освещенные детали). Затемнённые участки контрастируют с ярко освещёнными акцентами. Христос же ответил: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много». Большой интерес представляет цикл картин на тему монастырской жизни («Трапеза монахинь», «Похороны монаха»).
Изменениям подверглось всё – архитектура и интерьер домов и дворцов, городская и сельская планировка, армейская дисциплина и военное дело На место средневекового замка пришёл дворец, предназначавшийся для отдыха, увеселений и мирного труда (к примеру, административного), вот таким образом отпала необходимость в крепостных стенах, громоздких башнях с бойницами. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Тяга Барокко искусства к масштабности чувствуется в величественных проектах собора Св.
Там же, в Абруццких горах и Калабрии, молодой художник встретил бродяг-разбойников, среди которых находились и те, кто был изгнан из общества «добропорядочным» людей за свободолюбивые, смелые мысли. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание. Перед ней свирепая толпа бросает камни в несчастную жертву, Св.
Человек как будто пытается спрятать свои мысли от товарища. Колорит очень мрачен, почти меланхоличен. В росписях плафонов, стен, наддверных панно (дессюдепорт), в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя.
Микеланджело Меризи (1571—1610), которого по месту рождения близ Милана прозвали Караваджо, считают самым значительным мастером среди итальянских художников, создавших в конце XVI в. новый стиль в живописи. Сюда же надо отнести и прием групповых пилястр, когда пилястры получают по сторонам ещё полупилястры, а также прием плоских рам, обрамляющих междупилястровые интервалы». Питер Пауль Рубенс (1577—1640) в начале XVII в. учился в Италии, где усвоил манеру Караваджо и Каррачи, хотя и прибыл туда лишь по окончании курса обучения в Антверпене. В том же ключе созданы и известные сатиры Розы, среди который особое место занимают «Поэзия», «Музыка», «Зависть», «Война», «Живопись», ставшая своего рода гимном молодого литератора и художника. Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Его можно было использовать и при сооружении дворцовых построек и для «обывательских» жилищ.
Большое место в живописи мастера занимает пейзаж. Согласно церковной традиции изображение успения (смерти) Богоматери должно нести в себе радость – ведь, закончив Свою земную жизнь, Дева Мария соединилась с Христом на небесах. Это высокая прическа из множества локонов. Такими средствами в архитектуре взамен ренессансного идеала ясной, устойчивой и завершенной в себе гармонии создавалось «призрачное ощущение». Петра (Ватикан)И. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. После переезда братьев в Рим Лодовико Карраччи возглавил академию в Болонье.
В разное время в термин "барокко" вкладывалось разное содержание. Во Франции стиль барокко выражен скромнее, чем в других странах. В 17 веке Италия потеряла свое могущество в политике и экономике. Фигуры у Караваджо изображены таким образом, что у зрителя возникает ощущение необыкновенной реалистичности.
Полотно под названием «Ложь» является хорошей иллюстрацией к стихотворению «С лица снимаю своего румяна я и краски». До 1670 г. они украшались пряжками, а затем бантами. В живописной мастерской Оружейной палаты работало много иноземных художников (поляков, немцев). Барокко были свойственны также динамичность, контрастность, что сильно отличало его от ренессансной гармонии. Если говорить об эпохе и людях, живших в это время, то можно увидеть особое увлечение развлечениями, карточными играми именно в это время стали популярны маскарады, фейерверки, вычурные женские причёски, корсеты, неестественно расширенные юбки на каркасах, а у мужчин – напудренные парики, бритое лицо и т. д.
Назвали его Сальватором. Расцвет русского барокко связан с именами А. В. Красова (Большой Царскосельский дворец, церковь Успения Пресвятой Богородицы), П. А. Трезин (Фёдоровская церковь), А. Ф. Виста (Андреевский собор, Ботный домик в Первопавловской крепости), В. В. Растрелли, создателя Смольного монастыря, Зимнего, Воронцовского, Строгановского дворцов. Формирование городских центров.
Положенный в основу картины «Пир у Симона фарисея» (Рис. 4) евангельский сюжет послужил художнику лишь поводом передать накал страстей, бурное столкновение разнообразных человеческих характеров. Идеалом мужчины был Людовик XIV, «король-солнце» искусный наездник, танцор, стрелок. Не так давно во дворце-музее Бад-Пирмонт (Германия), куда в 1714 году ездил лечиться Петр Великий, было обнаружено полотно, представляющее изображение Екатерины I. Похожая иконография и стилистические особенности дают нам возможность приписать это произведение кисти И. Адольского. Однако, сотворив мир, бог почил от своих трудов и никак не вмешивается в дела Вселенной. Событие изменившее всю жизнь Савла, показано художником с трагической выразительностью. Художника интересует потаённая суть явлений, сложный внутренний мир изображаемых людей.
Герои изображены в полумраке из которого лучи света выхватывают выразительные жесты персонажей, контрастно выписывая их характерность. Спрашивают дорогу у какого-то оборванца. При взгляде на его усилия чувствуешь, насколько мертвая плоть тяжелее живой».
Ему принадлежат многие виды Дрездена и других мест. Помимо Рубенса международного признания добился еще один мастер фламандского барокко, Ван Дейк (1599—1641). Он писал грубоватые библейские сцены, стремительную, захватывающую охоту на животных, звонкие ратные побоища, примеры высочайшего проявления религиозного духа и все это делал с равным пристрастием к перенесению на холст высочайшей жизненной драмы. «Портрет императрицы Екатерины 1 с арапчонком» (1725-1726, ГРМ) кисти Ивана Адольского может служить наглядным примером того, каких успехов достиг русский мастер на пути создания барочного портрета. Кроме стихотворного переложения Псалтири под названием «Псалтырь Рифмотворная», Полоцкий написал множество стихотворений, составивших сборник «Рифмологион», в которых воспевал разные события из жизни царского семейства и придворных, а также множество нравственно-дидактических поэм, вошедших в «Вертоград Многоцветный».
В 1605 г. художник впал в депрессию и последние годы работал мало. В Картине «Мученичество Святого Стефана» (Рис. 5) художник сузил и затенил пространство, в котором заключены персонажи картины, чтобы создать удушающую атмосферу.