Бурное движение характеризует три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: Праздник Венеры, Вакханалия (обе в Прадо), Вакх и Ариадна (Лондон, Национальная галерея). Картина Тициана Праздник Венеры: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Характеризуют три картины на мифологические темы, которые Тициан написал в 1518–1523 для герцога Альфонсо дЭсте: «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна».
к творчеству мастера. Имя его стало известным. В них ему удалось запечатлеть «лицо времени», облик Венецианского Возрождения, даже если имена их моделей так и остались нам неизвестны. Все здесь основано на контрасте поз, взглядов, жестов. Он насчитывал более трех тысяч судов. В «Венере перед зеркалом» 1555 года Тициан с высокой степенью реалистичности сумел передать чувственную красоту обнаженного тела, представленного художникомбожественным и достойным преклонения. Кажется, что живописьмастера была способна материализовать все формы и краски природы, всю бесконечную изменчивость материи.
Посмотрите, насколько Венера похожа на дочь Тициана. Работа имела большой успех.
Теперь волосы обрамляют лицо, смягчая его черты. Символично, что три ранние поэзии — «Праздник Венеры», «Вакханалия», «Вакх и Ариадна»— первоначально оказались рядом с «Пиром богов» последней работой Беллини, законченной Тицианом после смерти его престарелого учителя. Рассказ об Тициане и античности будет неполным, если не упомянуть «Похищение Европы». «Св. Внимательный зритель найдет здесь немало цитат из античных памятников.
Свое обучение начал у известного мозаичиста Себастьяна Дзуккато. Тициан становится ярчайшей фигурой художественной жизни Венеции, вместе с архитектором Якопо Сансовино и писателем Пьетро Аретино он составляет некий триумвират, возглавляющий всю интеллектуальную жизнь республики. Тициан, находясь в Падце, знакомится с работами гениального художника XIV – века Джотто. В эти годы начинают звучать трагические ноты и в его произведениях. Поистине легендарна продолжительность его творчества, практически, не знавшего спадов.
На сей раз его заказчиком стал Гвидобальдо делла Ровере, будущий герцог Урбинский. Здесь он стал учеником мозаичиста Цукатто, а затем попал в мастерскую Джованни Беллини. Он уже достиг всемирной славы, стал очень богатым человеком, почитаемым в республике.
Сундук с нарядами на заднем плане при этом рассматривается как приданое обнажённой девушки. Имя этой женщины осталось неизвестной. Моделью или возлюбленной художника. Актеон-человек пытается скрыться, однако богиня набрасывает на себя тунику, подбирает оброненный им лук, который не упоминается у римского поэта и неожиданно оказывается аллегорической осью двух картин, натягивает тетиву и. Актеон становится оленем. Этот сюжет был, как бы подсказан художнику известной композицией Поцелуй Иуды Джотто.
Ближайшие к Венеции города Верона, Падуя и Виченца перешли на сторону противника. Что удалось ему в стихах, Тициан воплотил на картине. Этим настроением он как бы откликнулся на те испытания, которые потрясали в это время Италию, захваченную иностранными завоевателями.
С удивительной прозорливостью изображал художник своих современников, запечатлевая различные, порой противоречивые черты их характеров: лицемерие и подозрительность, уверенность и достоинство (Ипполито Медичи, 1532, Ла Белла, 1538, – все в галерее Палатина, Флоренция). Их было тогда трое в Венеции, самых знаменитых представителей «изящных искусств»: он, Тициан, Пьетро Аретино, блестящий писатель-памфлетист, обладавший неуемным характером и сочным язвительным языком сатирика и Якопо Сансовино прославленный архитектор, украсивший берега Большого Канала фасадами своих великолепных творений.
Барокко. Биограф художника Лодовико Дольче писал: «В колорите он не имеет себе равных так как идет в ногу с самой природой. Каждая из его фигур одушевлена, движется и может быть ощутима В картинах художника, свет соперничает и играет с тенями, меняется и затухает подобно тому, как это происходит в самой природе». Он написал обнаженную красавицу. Каменная маска оленя, спрятанная в ветвях кустарника, указывает на развязку сюжета.
В 1532 он познакомился с Карлом V Испанским и работал по его заказам более двадцати лет. Ее сюжет частично использовал Джорджоне в своей «Венере». Античные реминисценции ошутимы почти в каждом произведении живописца: христианские мученики уподобляются героям древности, портреты современников имеют аналоги в рельефах, памятники античной скульптуры и архитектуры нередко вводятся в пространство картин. Он умер с кистью в руках почти 90-летним старцем, не успев завершить работу над большой композицией «Оплакивание Христа».
В светлых местах краски наложены густо и пастозно. Тут же, на лугу, паслось стадо овец, шла охота на кроликов, «под сенью дерев» целовались влюбленные. Тициан и сам тогда был влюблен.
Те же чувства разделял и Аурелио. Именно в эту эпоху появляется этическая нагота. Вроде как женщина голая. Положение во гроб (1659, Прадо) повторяет иконографическую схему композиции, выполненной мастером 35 лет назад, но здесь группа главных персонажей расположена более компактно, а эмоции изображенных людей более открыты. Настоящим триумфом Тициана стала его алтарная композиция «Ассунта» — «Вознесение Мадонны», — которую он написал по заказу францисканцев для церкви Санта Мария деи Фрари.
Эти полотна наполнены уже чисто тициановской мощью и грандизностью. Он пишет серию картин на мифологические темы. Подростком перешел в мастерскую к братьям Беллини. «Диана, застигнутая Актеоном» и «Диана, обнаруживающая беременность Каллисто», по-видимому, должны были размещаться на разных сторонах стены в одном помещении и потому композиция в обоих случаях строится по диагональному принципу, основанному на встречном движении: в первом случае слева направо, во втором — справа налево. Глубок по проникновению в психологию человека и «Портрет феррарского юриста Ипполито Риминальди», написанный в 1540-е годы. Его облик отличает, необычная для портретных образов ренессанса, трепетная духовность.
Гуммиарабик привозили из Северной Африки, хну – через Персию из далекой Индии. Согласно одной из них, картина символизирует узы брака. Его «Венера» (около 1538), в которой многие исследователи видят портрет герцогини Элеоноры Урбинской, близка по композиции джорджоневской.
Подобно тому, как небо украшено звездами, так Эгейское море украшено островами». Наиболее эффектные картины написаны на сюжеты «Дианы и Актеона» и «Дианы и Каллисто». Вместе с ним был арестован и Франческо Борромео, муж Лауры.
Дерево, масло. Несколько слов о «Вакханалии». Интерес к пейзажу, поэтичность, лирическая созерцательность, тонкий колорит роднят ранние работы Тициана (так называемая Цыганская мадонна, Музей истории искусств, Вена Христос и грешница, Художественная галерея, Глазго) с творчеством Джорджоне самостоятельный стиль художник начал вырабатывать к середине 1510-х годов, после знакомства с произведениями Рафаэля и Микеланджело. Ей он принадлежал безраздельно. Она, может быть, менее возвышенно благородна, чем «Венера» Джорджоне, но этой ценой достигается более непосредственная жизненность образа. Национальная галерея. Если хотелось, чтобы волосы стали рыжими, в состав добавляли хну.
Второй раз Тициан так и не женился. В море ей угрожали только турки-османы и шайки разбойников-пиратов. изображение), отождествляющийсяс солнцем.
В 1508 он работал с Джорджоне над фресками в Фондако деи Тедески. Конец 1530-х годов – время расцвета портретного искусства Тициана. Конный портрет Карла V (Прадо) – парадное изображение императора в боевом облачении на фоне заходящего солнца. Пораженная стрелой Купидона, Венера безумно влюбилась в прекрасного юношу.
Маха обнаженная. Ранний период творчества Тициана является предметом ученых споров. Себастьян», «Оплакивание»), Меняется и техника письма: золотистый светлый колорит и легкие лессировки уступают место живописи мощной, бурной, пастозной. К тому времени она родила ему двух сыновей – Орацио и Помпония.
Тесно связанный с художественными кругами Венеции (Джорджоне, архитектор Якопо Сансовино, писатель Пьетро Аретино), выдающийся мастер венецианской школы живописи, Тициан воплотил в своем творчестве гуманистические идеалы Возрождения. —1576) —величайший художник венецианского Возрождения. На втором плане видны служанки, которые выбирают в ларе одежду для своей госпожи. В Портрете Франциска I (1538, Лувр), в котором художник явно польстил королю изобразив его при всех регалиях, позирующим в профиль, как бы суммируется весь накопленный мастером опыт. В «Мадонне Пезаро» Тициан разработал принцип децентрализующей композиции, которого не знали флорентийская и римская школы.
Одним из ранних портретов Тициана являются так называемый Молодой человек с перчаткой. Вот таким образом они щедро отдавали дань всем видам торжеств и театрализованных представлений от освященных церковью христианских праздников до церемонии «обручения с морем» венецианского дожа, главы Республики. С этого времени на его картинах все чаще и чаще стал появляться облик молодой цветущей женщины с обольстительными формами, глубокими темными глазами и румяным лицом, схожим с «венецианкой», написанной для Аурелио. Нагота воспринимается не как изображение человека, с которого совлечена одежда.
Групповой портрет передает внутреннюю психологическую напряженность. После смерти Адониса на месте капель его крови выросли розы, а из слез Венеры – анемоны (изящные травянистые растения). Марка. Прадо.
В это время Тициан создавал исполненные величавого пафоса монументальные алтарные образы (Вознесение Марии, около 1516-1518, церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари, Венеция), композиция которых пронизана движением, картины на евангельские и мифологические темы (Празднество Венеры, 1518, Прадо, Мадрид Положение во гроб, 1520-е годы, Лувр Введение во храм, 1538, Галерея Академии, Венеция Венера Урбинская, 1538, Уффици), отмеченные звучным, основанным на интенсивных контрастах синих и красных цветовых пятен колоритом, богатыми архитектурными фонами, в которые художник включал небольшие жанровые сцены и бытовые детали. Лишь композиционно она напоминала «Спящую Венеру» Джорджоне. Важную роль в картине художника играет пейзаж: это мир, полный безмятежного покоя и бесконечного разнообразия. У Тициана все не так.
Обнаженная красавица, по-видимому, сама Венера, уговаривала «венецианку» сдаться всепобеждающему чувству любви и обещала тихие радости супружества, которые олицетворяли картины мирной сельской жизни у нее за спиной, в первую очередь кролики – старинный символ плодородия. Мраморный бассейн своими очертаниями напоминал саркофаг Адониса, мифического возлюбленного Венеры, убитого на охоте разъяренным вепрем. Нидерланды (Фландрия). Прошло время, ствол дерева расщепился и родился Адонис. Она лежит в обстановке богатого дома.
У него было немало учеников, но ни один из них не был равен учителю. Воплощением этого позднего стиля является картина Похищение Европы (Бостон, собрание Изабеллы Стюарт Гарднер), где живыми, подвижными выглядят не только человеческие фигуры, но и пейзаж. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского.
Что послужило причиной такой длительной отсрочки их брачного союза. «Ассунта» Тициана произвела на него сильное впечатление, он обратил внимание на редкостный талант молодого венецианца. Она знала пророчество, что Адонис будет убит на охоте и пыталась предотвратить это несчастье, но Адонис был непреклонен в своем намерении идти на охоту, где его и убил вепрь (дикая свинья).
Его работоспособность была чудовищной. Но богиней она не являлась. Она была махой. По составляющим рецепта нетрудно было отследить географию венецианской торговли. В картинах 1530-х годов на религиозные и мифологические темы Тициан органически соединяет легенды и реалии современной жизни в духе традиций венецианского раннего Возрождения. Понятие «тициановская женщина» пришло к нам из XIV века. В Венеции был – Тициан. Выдающиеся достижения Тициана-колориста придавали его искусству особую силу воздействия.
Мимо пролетают острова и берега той самой Эллады, где родилась античная культура, а с нею и вся европейская цивилизация, откуда в конечном счете идет гений самого Тициана. К этому периоду относятся его картины Христос и грешница и Христос и Магдалина. Чтобы сохранить память о возлюбленном Венера из крови юноши вырастила цветок анемон (см. Душа — навсегда — живописи.
Столь кощунственное отношение к памятнику может иметь остроумное объяснение. Ее черты узнаваемы в образах богинь и вакханок в целой серии картин, написанных им на мифологические сюжеты для феррарского герцога Альфонсо дЭсте. 1487–1576), венецианский художник эпохи Возрождения.
Тициан. Спокойные и радостные образы его картин отмечены в этот период жизненным полнокровием, яркостью чувств, внутренней просветленностью, мажорный колорит построен на созвучии глубоких, чистых красок (Любовь земная и небесная, около 1514-1516, Галерея Боргезе, Рим Флора, около 1515, Уффици Динарий кесаря, 1518, Картинная галерея, Дрезден). Неужели моделью была Лавиния.
Выдающийся итальянский медик XVI века Андрей Везалий критиковал древнеримского врача Галена за то, что он «описывает устройство не человека, а обезьяны, несмотря на массу различий между ними». В этих полотнах, пронизанных стремительным движением и вибрацией цвета, уже есть элемент так называемой «поздней манеры», характерной для последних работ Тициана (Святой Себастьян, 1565-1570, Эрмитаж Пастух и нимфа, 1570, Музей истории искусств, Вена Наказание Марсия, 1570-е годы, Картинная галерея, Кромержиж Оплакивание Христа, 1576, Галерея Академии, Венеция). С другой стороны лошадь (символ Марса) вводится в картину, где Марс же главное действующее лицо и возможно это намек на счастливый конец любовной истории Марса и Венеры.
144, 8 x 193, 7 см. И ни в одном городе Италии не было художника, который воспел бы всю эту роскошь и великолепие женской молодости с такой осязаемой чувственностью. Вследствие данныхоткрытий именно картина с выставки Пушкинского музеяпризнана первым вариантом Венеры и Адониса Тициана, который послужил удачным образцомдля следующих авторских повторений.
Родился в горной деревушке Пьеве ди Кадоре. Нагота как воплощение нравственной чистоты, целомудрия истины противополагалась художниками Возрождения одетости, как «правда обнаженная» – «правде украшенной»1. Жизнеутверждающая красота человеческого тела, полнокровие окружающего мира стали ведущим мотивом произведений художника с почерпнутыми из античной мифологии сюжетами (Даная, около 1554, Прадо, Мадрид и Эрмитаж, Петербург Венера перед зеркалом, 1550-е годы, Национальная галерея искусства, Вашингтон Диана и Актеон, 1556 и Диана и Каллисто, 1556-1559, обе картины в Национальной галерее Шотландии в Эдинбурге). В гармоничной классической композиции величественнное спокойствие, торжественность сочетаются с настроением тревоги. ) Искусство Тициана в этом произведении приобретает ту классическую простоту и свободу, ту обобщенность и гармоничность, которые так характерны для искусства Высокого Возрождения в Италии. Барокко.
Так создается одна из самых больших его композиций «Введение Марии во храм» (около 1538) —следующий после «Мадонны Пезаро» шаг в искусстве изображения групповой сцены, в которой Тициан умело сочетает жизненную естественность с величавой приподнятостью. Она была куплена российским коллекционером и привезена в Россию. Влияние Востока, особенно Византии, к тому времени попавшей под власть турок, ощущалось во всем.
«Ариосто», «Портрет молодого человека с перчаткой», «Портрет англичанина», «Мужчина в красной шапке» явились подлинным искусством «ritratto damina» — портрета души. В качестве подарка молодой жене. Многое говорит о земном происхождении героини. Это им Европа была обязана модой на ажурные кружева, зеркала и драгоценное стекло местного производства, меха и речной жемчуг из заснеженной Московии, персидские ковры и китайский фарфор, серебряные столовые приборы из Византии. Это полотно сохранилось только в повторениях.
Однако, эстетические идеалы ренессансной картины позволяют видеть в наготе «Венеры Урбинской» и более идеальную тему. Ее назвали «Виоланта» — на одном из портретов вырез ее платья был украшен букетиком фиалок. В парижской версии картины Коронование терновым венцом (Лувр) он использует резкие диагональные построения и тесно сгруппированные фигуры, чтобы передать эмоциональное напряжение, а через него – силу физического страдания Христа. Тициан долго раздумывал над сюжетом.
Тема картины взята из Метаморфоз Овидия (сочинение I века н. э. ), где Венера, раненная стрелой Купидона, влюбилась в юношу Адониса. Но, видно, «венецианка» с трудом поддавалась увещеваниям богини. Тициан Вечеллио (1477.
Будущая картина должна была повлиять на решение красавицы. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Меркурий, чей алый плащ вздымает ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать но шлему и щиту с головой Горгоны. Он сознательно ограждал свою личную жизнь от любопытных взоров. В возрасте девяти-десяти лет Тициан был отправлен в Венецию.
Жизнь в Падуе познакомила художника, конечно и с произведениями Мантеньи и Донателло. В начале XVI века она продолжала царить на Средиземноморье. Именно данный вывод был сделан сотрудниками испанского музея Прадо в 2014 году. Тогда же Тициан написал несколько портретов, строгих и спокойных по композиции и тонко психологичных (Юноша с перчаткой, Лувр, Париж Мужской портрет, Национальная галерея, Лондон).
Точнее – «венецианская», поскольку статные золотоволосые красавицы заполняли полотна живописцев Венеции еще со времен Карпаччо. Существенный перелом в творчестве художника происходит на рубеже 1550-1560-х годов. Под их впечатлением он создает Динарий кесаря (Дрезденская галерея).
Исполненным глубокого трагизма поздним религиозным полотнам Тициана присущи цельность характеров, стоическое мужество (Кающаяся Мария Магдалина, 1560-е годы, Эрмитаж, Санкт-Петербург Коронование терновым венцом, 1570-е, Старая Пинакотека, Мюнхен Оплакивание Христа, 1575 и Пьета, 1576, обе – Галерея Академии, Венеция). В «Метаморфозах» сказано, что разгневанная Диана «почерпнула воды, что была под рукою и мужское ею лицо обдала» и в результате охотник начал превращаться в оленя. Большое место в его творчестве занимают пейзажные мотивы. В наготе художники видят естественное состояние человека, его художественную идею.
Писать портреты он начал уже с 20-х годов и писал их на протяжении всей своей жизни. Уверенная. Картина Се человек остро задумана, художник нарушает строгую уравновешенность композиции. Нидерланды (Фландрия).
Смотрящие на нее апостолы люди из плоти и крови. Обнаженная Венера написана в интерьере венецианского дома. Чтобы передать чувственный трепет жизни.
Около 1520 г. герцог Феррарский заказывает ему цикл картин, в которых Тициан предстает певцом античности, сумевшим почувствоватьи, главное, воплотить дух язычества («Вакханалия», «Праздник Венеры», «Вакх и Ариадна»). В атмосфере картины передано взаимное недоверие папы и Оттавио.
Красивая. В 2014 году мадридскую картину отреставрировали иподвергли современным исследованиям. Он написал целую серию ее портретов, один из которых назвал просто – «La Bella» — «Красавица». Как и в «Вакхе и Ариадне», художник выбирает наиболее драматичные моменты В то время, как Диана и ее служанки спокойно наслаждаются жизнью, Актеон выбегает, продолжая гнаться за диким зверем. Внизу вместе с прихожанами взирали на нее потрясенные апостолы. Кто была эта золотоволосая незнакомка.
«Гиперэротомахия» — «Битва Любви в сновидениях Полифема» — была, как считал Тициан, ближе Аурелио в его состоянии — не трудно было догадаться, какие сны того одолевали. У Тициана женщина держит в руке розы, считавшиеся символом Венеры. По его внутренне сосредоточенному лицу можно угадать полные противоречий мысли. Заказы богатых венецианских нобилей, послов, аккредитованных в Республике, многочисленных «скуол» — городских корпоративных и религиозных объединений чередовались с работой над портретами итальянских вельмож из сопредельных с Венецией земель.
К концу жизни Тициана его творчество претерпевает существенные изменения. «Никто еще не воспел море во всем его величии, ни один поэт, ни один оратор, — писал греческий поэт II века Элий Аристид. — Но Гомер воспевал «море черноводное и виноцветное».
Мюнхенская версия картины Коронование терновым венцом (1570, Старая Пинакотека) повторяет композицию 1542, хранящуюся в Лувре в ней хорошо вылепленные формы подчинены вибрирующему свету. Для него он создал свою «Венеру», решительно переосмыслив образ богини красоты на свой «венецианский» лад. Себастьян» написан, по сути, только охрами и сажей. Но раз это стало так престижно, можно было написать и на эту тему, только не забыть бы еще «Гиперэротомахию Полифема», поэму Франческо Колонны. Новый период творчества Тициана (конец 1510-х – 1530-е годы) связан с общественным и культурным подъемом Венеции, ставшей в эту эпоху одним из главных оплотов гуманизма и городских свобод в Италии.
Полотно впервые было выставлено на европейском аукционе в 2005 году как работа венецианской школы кисти последователя Тициана (датирована около 1600 года). Существуют различные версии интерпретации тициановской нагой красавицы. Но наиболее значительные произведения были им выполнены лишь во второй половине 50-х — начале 60-х годов, когда обилие заказов со стороны испанского короля Филиппа II позволило создать множество интересных полотен на сюжеты из «Метаморфоз» Овидия.
Такой сложный групповой портрет получил развитие только в эпоху барокко XVII в., подобно тому как конный парадный портрет наподобие тициановского «Карла V в сражении при Мюльберге» послужил основой для традиционной репрезентативной композиции портретов Ван Дейка. Произведение Тициана перекликается с «Пиром богов» и можно только сожалеть, что теперь эти полотна оказались в разных музеях.
Кажется, что его душевный покой нарушила тень сомнения. Тициан обрел признание и заказчиков в кругах венецианской аристократии.
Портретный жанр сделал Тициана европейским королем живописи. Идеал земной, телесной красоты и любовь мастера к игре с различными фактурами получили воплощение в картине Любовь земная и небесная (Рим, галерея Боргезе). Никто ее за это не осудит. После Тициана таких красавиц, которым было позволено быть обнаженными, создавалось великое множество. Эту традицию прервал Гойя. Их любви мешала страсть последнего к охоте. ТИЦИАН (Tizianо Vecellio) (1476/77 или ок.
Богатство Республики росло. Конфликт их характеров является ее смысловым центром. В то время тот работал над мозаиками собора Св. Музей Прадо, Мадрид. Полную творческую зрелость художника знаменует прославленное полотно Вознесение мадонны (Ассунта), заказанное ему для церкви Санта – Мария Глориоза деи Фрари в Венеции.
Они обеспечивали ему относительную независимость и он научился их зарабатывать. Возможно, прототипом Венеры Урбинской послужила юная невеста Гвидобальдо Джулия Варано. В отличие от героя Овидия Актеон Тициана не успевает окончательно превратиться в животное. В знаменитой алтарной композиции «Ассунта» (Вознесение Марии), находящейся в венецианской церкви Фрари, земной образ мадонны. Никколо Аурелио долго не мог отвести глаз от почти трехметрового холста, сверкавшего еще не просохшими красками.
В знаменитой Венере и Адонисе из испанского музея Прадо правок нет (только в ноге Венеры). К концу 1550-х годов в произведениях художника появляются новые черты, образующие в своей совокупности тот феномен, который получил название «позднего стиля Тициана». Грудь считалась красивой, если она была маленькая, круглая и упругая.
Новые морские пути еще только-только осваивались. Венеция этих лет — один из центров передовой культуры и науки. Размах торговых связей Венеции был огромен. В 1530-е годы Тициан создает полотна, совершенные с точки зрения живописной техники. Дом его сделался одним из самых богатых и посещаемых в Венеции. 1545 г. Национальный музей Каподимонте в Неаполе, Италия.
Считалось, что быть запечатленным кистью Тициана – значило обрести бессмертие. Кто же позировал Тициану. Он завершил пейзаж в картине Джорджоне Венера (Дрезден, Картинная галерея), а другие произведения, в том числе Сельский концерт (Лувр), могли быть выполнены Тицианом по эскизам Джорджоне. Она была написана по заказу герцога Урбинского Гвидобальдо II делла Ровере. Много портретов писал Тициан в 40-е годы. Таким образом, большую часть своей жизни Тициан был окружен роскошью и славой. В широко открытых глазах отразилась затаенная печаль.
Почти семиметровая по высоте композиция «Ассунты» по монументальности и силе воздействия явилась абсолютно новым явлением для венецианского искусства XVI века. В «Венере Урбинской» находит свое яркое выражение утверждение радости бытия. Его сердце в те годы было отдано «Виоланте». Жизнь художника оборвала чума, свирепствовавшая в Венеции в 1576 году.
Бембо знал толк в живописи – на его глазах вырос Рафаэль. Там упоминался знаменитый «Пир» Платона и его теория возвышенной «платонической» любви. Венера Урбинская — истинное создание Эпохи Возрождения. Слава к Тициану приходит рано.
С этой картины началась его слава лучшего колориста Италии. Он обратился к популярной в Венеции поэме «Алозанцы», автором которой был его покровитель кардинал Пьетро Бембо. В его моделях (особенно в портретах раннего и среднего периодов творчества) всегда подчеркнуто благородство облика, величественность осанки, сдержанность позы и жеста, создаваемых столь же благородным по гамме колоритом и скупыми, строго отобранными деталями (портрет молодого человека с перчаткой, портреты Ипполито Риминальди, Пьетро Аретино, дочери Лавинии).
Воспитанный на «нарядной» живописи Карпаччо, на изысканном колорите Джанбеллино, Тициан в этот период любит сюжеты, где можно показать венецианскую улицу, великолепие ее архитектуры, праздничную любопытствующую толпу. Лишь однажды искусство сумеет еще раз подняться до столь замечательного эффекта остановленного момента в знаменитой скульптурной группе Бернини «Аполлон и Дафна», также иллюстрирующей «Метаморфозы». Изучение памятников античного искусства в Риме в 1545–1546 дает о себе знать в картине Даная (Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте). В середине тридцатых годов шестнадцатого столетия в его творчестве получила продолжение тема «любви небесной и земной», начатая им пятнадцать лет назад картиной для Никколо Аурелио. Его кисть рождала шедевр за шедевром.
Тициан поистине мыслил краской. Тициан, Тинторетто, Веронезе в Белом зале музея. Чтобы передать чувственный трепет жизни. Если портреты Тициана всегда отличаются сложностью характеров и напряженностью внутреннего состояния, то в годы творческой зрелости он создает образы особо драматические, характеры противоречивые, поданные в противостоянии и столкновении изображенные с поистине шекспировской силой (групповой портрет Папы Павла III с племянниками Оттавио и Александром Фарнезе, 1545—1546). Тогда-то и появляются его варианты «Данаи» (ранний вариант—1545 г. все остальные —около 1554 г. ), в которых он, строго следуя фабуле мифа изображает царевну, в томлении ожидающую прихода Зевса и служанку, алчно ловящую золотой дождь.
В женских же образах его больше привлекало изображение внешней красоты. В эти годы Тициан создает много женских образов.
Дерево, масло. Картина Введение Марии во храм (1534–1538, Венеция, галерея Академии) для Скуола делла Карита представляет собой яркий, праздничный образ, в котором архитектура как будто образует обрамление для многочисленных портретных изображений. Венера Урбинская лежит на постели расслабленная.
Портреты Тициана поражают способностью проникновения в сложный внутренний мир человека. В торжественном, парадном «Портрете папы Павла III с внучатыми племянниками», относящемся к 1545 — 1546 годам, художник изобразил три ярких и, в то же время, различных характера: властного и деятельного папу, равнодушного Александре Фарнезе, угодливого и коварного Оттавио. В конце первого десятилетия XVI века Венецию ожидали серьезные испытания. Для них он создавал свои самые блистательные портретные шедевры. Осталось найти себе влиятельных и богатых покровителей.
Он был очень доволен работой художника. Высказывалось также предположение, что на картине могла быть изображена мать Гвидобальдо, Элеонора Гонзага, которое основывается на определённом сходстве между портретом Элеоноры работы Тициана и «обнаженной женщиной», а кроме того на обоих полотнах изображена одна и та же свернувшаяся клубочком собачка. В картине «Смерть Актеона» художник драматург значительно отходит от текста Овидия. Встречая на своем пути молодую красивую женщину, он влюблялся в нее и обращал в богиню.
Любовь «земная и небесная» слились в нем и его творениях воедино. «Возьмите», — говорилось в одной старинной книге, — «четыре унции золототысячника, две унции гуммиарабика и унцию твердого мыла, поставьте на огонь, дайте вскипеть и затем красьте этим свои волосы на солнце». Картина Вознесение Богоматери (Ассунта), написанная в 1518 для церкви Санта Мария деи Фрари в Венеции, свидетельствует о творческой зрелости мастера. На боковой стенке бассейна был выбит барельеф с соответствующей сценой из «Метаморфоз» Овидия и герб рода Аурелио. Другие исследователи считают, что «Венера Урбинская»— портрет куртизанки, фактически предлагающей себя зрителю.
Он просто наслаждался ею. Он был оптимист и доверял своим ощущениям, не теряя при этом трезвости прагматика. Богатые венецианские патриции заказывают Тициану алтарные образа и он создает огромные иконы: «Вознесение Марии», «Мадонна Пезаро» (по имени заказчиков изображенных на первом плане) и многое другое — определенный тип монументальной композиции на религиозный сюжет исполняющей одновременно роль не только алтарного образа, но и декоративного панно. Только золототысячник сорняком произрастал в Италии повсюду. Затем Тициан попал в мастерские Джентиле и Джованни Беллини.
Неподвижен только вконец опьяневший речной бог, который упоминается древнегреческим автором Филостратом и обнаженная женская фигура, продолжая традицию «Венеры» Джорджоне, она открывает новый ряд «Венер» и «Данай» самого Тициана. Однажды он отправился на охоту и был убит разъяренным вепрем. «Золотоволосость» венецианок была искусственной – соотечественницы Дездемоны (не исключено, что и она тоже) волосы попросту красили. 1795-1800 гг.
Венецианцев особенно привлекали пышность и зрелищность византийских традиций. Еще мальчиком приехал в Венецию, где некоторое время работал у мозаичиста Дзуккато. В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. На одном из них, мюнхенском, монарх показан немолодым, усталым, больным человеком. Но она не обычная женщина. У них он в полной мере овладел живописным мастерством и стал отдавать предпочтение цвету, как главному выразительному средству живописи.
Один из критиков назвал «Ассунту» прекрасным языческим праздником. Он был и льстец и тонкий психолог.
Она богиня. А богине можно представать перед зрителями без одежды. Фрагмент. Это лишь ранний этап тициановских поэзий. А венецианские женщины. Обе Венеры схожи в изображении любовных сцен, пикантных и притягательных.
В молодости Бембо входил в «кружок интеллектуалов» при дворе герцога Урбинского. Безмерная глубина скорби и величественная красота человеческого существа переданы в последнем произведении Тициана «Оплакивание», законченном уже после смерти художника его учеником. Сначала учился у Джентиле, потом у Джованни. Так утверждали венецианские знатоки. Его среди главных персонажей упоминал Кастильоне в своей книге «Cortegiano» — «Придворный».
Мадрид. В жены он взял себе дочь скромного цирюльника Чичилию да Кастельболоньезе. На протяжении всей своей жизни Тициан занимался портретом. Сам Тициан женился только через десять лет после описываемых событий.
Художник переносит богиню (ее облик отчасти навеян «Спящей Венерой» Джорджоне) в уютный покой венецианского дома 16 века. Картину Тициана Венера Урбинская (1538, Уффици) можно сопоставить с Венерой Джорджоне (Дрезден, Картинная галерея): у Тициана богиня изображена проснувшейся, она полулежит на своем ложе в изысканно убранной комнате. Портрет девушки (Лавиния). Гордой и страстной горожанкой из бедного квартала. Франсиско Гойя. Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе.
Не дождавшись приговора, он умер в тюрьме. В самом деле, поза Вакха перекликается с фигурой Ореста на древнеримском саркофаге, жрец, душащий змей (его изображение следует тексту Катулла, писавшего, что жрецы имели обычай опоясываться змеями), скопирован с Лаокоона: найденная в Риме в начале XVI века эта группа произвела сильнейшее впечатление на современников. Живой, теплый цвет тела богини становится в картине главным организующим началом. Красота обретает на этой картине материнское, животворящее начало. Тени на картинах венецианского мастера были всегда пронизаны цветом.
Картина Флора (Флоренция, галерея Уффици), в которой изображена златовласая, пышущая здоровьем красавица, является панегириком женственности. Нигде не было столь безудержного веселья, пышных обедов и балов, на которых царило бы столько элегантно одетых красавиц. На неоконченном Портрете папы Павла III с Алессандро и Оттавио Фарнезе (1546, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) представлен немощный, но хитрый старик, которого пытаются обмануть двуличные услужливые родственники. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей. ) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела. Правда, отношение Тициана к античности кажется иной раз слишком вольным. Он клал краску то более густым, то более легким, почти прозрачным слоем.
Тициан (собственно Тициано Вечеллио, Tiziano Veccellio) итальянский художник эпохи Высокого и Позднего Возрождения. Скорее, дело было не в приданом, а в чувствах. Расходы значения не имели.
Вот таким образом они считали его поздние картины незаконченными. Среди почитателей таланта Тициана имена крупнейших живописцев разных эпох и стран – это и Рубенс (1577-1640) и Ван-Дейк (1599-1641) и Рембрандт (1606-1669) и Веласкес и Дали (1904-1989), французские импрессионисты, многие русские художники XIX века. Обе картины соседствуют на выставке в Пушкинском музее Венеция Ренессанса. В этом образе она появлялась на его полотнах, соединяя в себе небесное и земное. Полным динамики, смятения, сильных порывов страстей предстает мир в серии мифологических композиций на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, написанных Тицианом для Филиппа II: Диана и Актеон и Диана и Каллисто (1559, Национальная галерея, Эдинбург), Похищение Европы (1562, Музей Изабеллы Стюарт Гарднер, Бостон), Охота Дианы (около 1565, Национальная галерея, Лондон). 199 x 379 см.
Позднее художник создаст немало картин на античные сюжеты: он несколько раз повторит сюжет «Данаи», в которой ощутимо влияние не дошедшей до нас микеланджеловской «Леды», создаст многочисленных «Венер» — «Венера Урбинская», «Венера перед зеркалом», «Венера с органистом». В картине «Венера Урбинская», написанной в 1536 году, античная богиня представлена Тицианом в образе земной женщины. Ее облик почти портретен. Венера и Адонис – одна из самых знаменитых композиций в творчестве Тициана. Тициан родился в Кадоре, маленьком городке у подножия Альп, в семье военного, учился, как и Джорджоне, у Джанбеллино и первой его работой (1508) была совместная с Джорджоне роспись амбаров Немецкого подворья в Венеции. Знаменитый эксперт по итальянской живописи старых мастеров, Виктория Маркова (сотрудник Пушкинского музея), атрибутировала картину как работу Тициана. К 1515 влияние живописи Джорджоне на стиль Тициана ослабло.
Модель, которая позировала Тициану для «Венеры Урбинской», стала его новой сердечной привязанностью. Возможность такого возвышенного тематического прочтения «Венеры Урбинской» создается и некоторыми особенностями её живописной композиции: «Венера как бы отделена от пространства комнаты, благодаря чему она существует в своем особом мире, где граница идеального и реального оказывается зыбкой»2 «. Все они были для него «Le Belle» — «красавицами», олицетворявшими чувственную прелесть любимой Венеции, воплощением светлой жизненной радости. Лондон.