Известное значение имели и художественные традиции, укоренившиеся в отдельных центрах. Праздник Бобового короля отмечался 6 января, в день поклонения волхвов Младенцу Христу. Крон и не подозревал, что был обманут своей женой. Боб символизировал Вифлиемскую звезду, которая привела волхвов к младенцу Христу.
В этот день к столу подавали пирог, в который запекали боб. В 1625-1628 годах, мастерски владея кистью, художник Якоб Йорданс напишет полотно, которое называют немного по-разному: «Аллегория плодородия» или «Аллегория изобилия». Сочетания красок — неяркие, но гармоничные, в основном оливково-зелёных и серо-коричневых тонов. Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. Преследование же чистой красоты идеальных форм было им отложено. Картина написана на сюжет из«Естественной истории» Плиния Старшего (I в. ). Потом Амфиарай попал в глаз, а Мелеагр добил зверя. К нему с заказом обращался даже английский король Карл I (но созданные им картины не сохранились), сотрудничает с Оранской династией.
В картинах на мифологические сюжеты представлены такие же сильные, выхваченные из жизни полнокровные типы («Воспитание Юпитера», КГ, Кассель «Мелеагр и Аталанта», 1618, Королевский музей изящных искусств, Антверпен и др. ). Придя домой, Полифем загнал свое стадо в пещеру и завалил выход большим камнем. Но и Йорданс тем не менее Италии обязан своим развитием. Грандиозный объём работ (декоративно-аллегорические циклы и росписи, в том числе по заказам европейских монархов), большие серии картонов для шпалер, посвящённые Карлу I Великому, Александру Македонскому, Одиссею (1660-е годы), созданные при активном участии мастерской, способствовали постепенной утрате Йордансом творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративным задачам. Эта картина с изображением портрета важной дамы Антверпена Катарины Бехагель (1597-1666). Признание скоро пришло к молодому художнику.
В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. Высадившись на земле циклопов, Одиссей заметил близ моря пещеру. Замешкавшегося подвергали «штрафу».
По древней традиции, в этот день в праздничный пирог запекают боб. На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех. Якоб Йорданс написал несколько картин, посвящённых празднику Бобового короля — одному из самых популярных и любимых в то время. У Якоба в картинах значительно больше мощи и энергии, чем красоты форм и грации.
По кличу «Король пьёт. » каждый осушал свой бокал. На стол непременно ставился традиционный пирог с запечённым внутри бобом. Аллегории Йорданса (наиболее известная – «Аллегория Плодородия», около 1623, Королевский музей изящных искусств, Брюссель), обладающие красотой яркого колорита, кажутся в целом перегруженными деталями и массивными фигурами обнажённых натурщиц. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»5. Ярче всего своеобразие Йорданса проявляется в полотнах, где преобладают жанровые мотивы.
Тот, кто находил его в своем куске пирога, провозглашался бобовым королем. Если же и в его искусстве живет (как в каждом подлинном искусстве) мистическое начало, то и это начало освящает наиболее материальный порядок вещей, самые примитивные из жизненных сил. Он единственный работает в «большом стиле». Мастер словно пытается вырваться из чада кабаков на свежий воздух.
Вместе с П. П. Рубенсом Йорданс исполнял в Антверпене декоративные работы, приобретя (после смерти Рубенса) славу первого живописца Фландрии. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. Крупные, почти в натуральную величину, фигуры людей придвинуты к переднему краю картины, взгляды и жесты некоторых персонажей обращены к зрителю, как бы привлекая его к участию в происходящем. Индивидуальность молодого мастера проявляется в особом типе крупномасштабной композиции, где фигуры выдвинуты на первый план и заполняют всю поверхность картины, лишённой пространственной глубины низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. И охота началась.
Освещение распределено так, что все фигуры и их лица светятся золотом, за ними глубокие насыщенные тени из которых все фигуры рельефно выступают. он создал два декоративных полотна для гаагского дворца Хей-тен-босх, в 1661 г. приступил к работе над композицией для амстердамской ратуши. Йорданс часто писал полотна по мотивам пословиц с участием большого количества персонажей разных возрастов, например, многочисленные «Праздники бобового короля». Портреты стилистически близки к другим его картинам («Автопортрет с родителями, братьями и сёстрами», около 1615, Эрмитаж «Семейный портрет», около 1621-22, Прадо, Мадрид). Йордансом был создан особый тип композиции, где представленные в натуральную величину фигуры выдвинуты на передний план и занимают всю поверхность картины, лишенной пространственной глубины низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Участники застолья обязаны были беспрекословно подчиняться «королю» и «королеве», а когда «король» поднимал очередной бокал вина — хором восклицать: «Король пьет.
Фламандский художник был вдохновлён живописью Питера Пауля Рубенса. Одиссей же, отыскав в пещере кол, заострил его, обжег на костре и ослепил Полифема. Для Оранской династии также пишет Якоб Йорданс.
В донесении испанского наместника королю Филиппу IV сообщалось: «все начали пить и есть так усердно, что под конец все были пьяны ибо без этого не обходится тут ни один праздник» Испанцев возмущало расточительство их фламандских подданных, да и название «пьяница» в Испании XVII века было равносильно грубому оскорблению. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов»1. Исторический процесс развития голландской живописи 17 века можно разделить на три основных этапа: период становления (1609—1640), период расцвета (1640—1670), период упадка (после 1670). Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной литературы – в шутовском виде. Одиссей предложил циклопу вина. но эти работы не сохранились. Далее стоит розовощекая служанка в красном платье, которая держит корзинку с плодами.
Картина «Бобовый король» была написана Якобом Йордансом в 1637-38 гг. Картина представляет собой работу раннего периода творческой деятельности фламандского художника (1620-1625 гг. ) Данное полотно также известно под названием «Суд Париса». Сложилась школа Франса Хальса в Гарлеме, школа Рембрандта в Амстердаме, так объединились вокруг Фабрициуса и Вермеера их приверженцы в Дельфте. Картина представляет собой жанровую сцену во время праздника Трёх волхвов.
Разнообразие красок и оттенков создают настоящую симфонию живописи. Шитый золотом корсаж и золотой браслет на руке подчеркивают состоятельность семьи. Те стали спрашивать Полифема, кто его обидел. Картина представляет собой жанровую сцену во время праздника "Трёх волхвов".
популярного в Нидерландах комического жанра. Нередко тот или иной жанр становится традиционным в какой-нибудь художественной школе пристрастие гарлемских живописцев натюрморта к так называемым «завтракам», а утрехтских — к изображению цветов. В них царит дух разнузданного веселья, красноречив и ярок каждый персонаж, мягкая тёплая цветовая гамма содержит множество оттенков, от золотисто-розового до золотисто-коричневого. Благодаря традиционному кличу все полотна Йорданса на эту тему имеют два названия: «Праздник Бобового короля» и «Король пьёт. ».
«Король» выбирал себе «королеву» и «свиту». Картины к этому времени меняют колорит.
По старой нидерландской традиции в этот день к столу подавали пирог, в который был запечен боб. По древней традиции, в этот день в праздничный пирог запекают боб. Пушкина) написана на сюжет басни Эзопа. А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного.
Они становятся серебристо-голубыми, как огромное многофигурное пафосное торжественное полотно «Триумф принца Фредерика Оранского», куда помимо людей введены и львы и кони. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Картина заставляет вспомнить нравоучительныеаллегории Х. Босха и П. Брейгеля Старшего. В знак своей любви он отдал шкуру и голову вепря Аталанте.
Они сгорели во время пожара. Это были тогда и самые модные художники, сказавшие последние слова в искусстве. (холст, масло). Художник так хорошо сумел передать дух бесшабашного веселья, что многие называли его полотна самыми «фламандскими» из всех созданных мастерами Фландрии. А. С.
Пространство заполнено грузными фигурами, ярок и красноречив каждый персонаж. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет:«В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем. После девятидневного пира охотники наконец собрались в путь.
Полифем пообещал, что съест его в последнюю очередь, добавив, что это подарок, который он дарит Одиссею как гостю. Первой отличилась Аталанта: ее стрела попала вепрю в спину. У него заказывают полотна для английского короля Карла I и его жены.
Вместе с двенадцатью своими спутниками он вошел в пещеру, неся большой мех с вином. Тот сказал, что его имя «Никто». А ребенок между тем рос на Крите. Победителю должна была достаться шкура животного.
На картине изображен фламандский национальный праздник «трех волхвов» или «трех королей», который отмечался 6 января. Последний стал громко кричать, призывая на помощь живущих поблизости циклопов. Исполнял также акварели и офорты. Раннее творчество Йорданса отмечено влиянием караваджизма («Поклонение волхвов», 1616, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Четыре евангелиста», 1625-30, Лувр, Париж и др. ). Полотна Йорданса можно увидеть практически во всех популярных музеях и картинных галереях. Во главе охотников стал Мелеагр, сын Ойнея.
Они глотают омерзительные снадобья, морщатся от дурного запаха, корчатся под ножом доморощенных хирургов «Горькое лекарство» «Неприятные отцовские обязанности» «Операция на плече» А если веселятся, то нарочито и бессмысленно, как завсегдатаи притона в картине «Курильщики» одурманенные, с остекленевшими глазами наркоманов. Для антверпенских работ характерны крупные планы, небольшое число фигур, острый интерес к мимике. Огромный подъем переживают жанры: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. (Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов».
Страна раскололась на две части. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Размеры: 160 x 213 см. Известно, что он прилежно изучал произведения венецианцев и Караваджо, коих к тому времени набралось значительное количество во Фландрии и культ которых чрезвычайно усилился с момента возвращения Рубенса из его странствований. В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. В этих бытовых зарисовках часто встречаются элементы грубоватого юмора.
Так он выбрался из пещеры вместе со стадом. В 1652 г. он создаёт панно «Триумф принца Фридриха Генриха Оранского». 1622, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. Циклопы успокоились и разошлись. Это период полной зрелости мастера. Но, вероятно, больше всего они боялись стихийной силы народных празднеств. Йорданс теснее других был связан с миром национальной культуры.
В пещере жил циклоп Полифем — великан, дикарь и людоед. Также у живописца присутствуют картины в бытовом жанре. Иорданс показывает зрителю различие их индивидуальностей.
Картина «Сатир в гостях у крестьянина» (ок. Причина спора крылась в определении и присвоении статуса «Самой прекрасной» одной из богинь. Пчелы носили ему мед со склонов высокой горы Дикты.
В лучших картинах Йорданса, выполненных в 1620—1630-х гг. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. Картинам голландского периода «Праздник убоя свиней» Свойственны грубоватая весёлость и пестрота красок. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Ойней позвал самых отважных героев Эллады принять участие в охоте на вепря.
(Воспитание Юпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Семейный портрет, около 1622—24, Прадо, Мадрид Аллегория плодородия, около 1625—28, Музей старинного искусства, Брюссель Бобовый король, 1638, Эрмитаж), определились особенности его реализма— пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким тяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровой трактовке религиозных и мифологических тем, энергичная и сильная плотная живопись с преобладанием звучных тёплых тонов». Напившись вина, Полифем спросил Одиссея, как его зовут. Тем не менее он сразу же был вовлечен в орбиту влияния великого мастера. Якобу Йордансу удалось передать красоту обычной жизни, счастье от обычных земных радостей. Среди его любимых тем – варианты картин «Сатир в гостях у крестьянина» (на сюжет басен Эзопа музеи Москвы, Касселя, Будапешта, Мюнхена, Брюсселя) и изображений праздника «бобового короля» (Эрмитаж, Санкт-Петербург Художественно-исторический музей, Вена и др. ). Йорданса часто называют самым «фламандским» художником.
На своей многофигурной композиции он с большим искусством расположил нимф и сатиров. Йорданс учился у Адама ван Норта (в прошлом учителя Рубенса) и женился на его дочери.
Это произведение раннего периода творчества художника. Якоб Йорданс (1593-1678) родился и жил в противоречивое для его родины время. Его искусство в значительной мере однопланово. Искусство Йорданса отражает, как в чистейшем зеркале, его душу. Картина эта замечательна не только своим бытовым сюжетом, но и самой техникой.
Какое задорное, бьющее через край чисто народное веселье. Тот, кому доставался боб, провозглашался «бобовым королем». Тот ответил: «Никто».
В ужас приходила Рея, видя судьбу своих детей. В охоте на вепря участвовала также Аталанта — знаменитая аркадская охотница, вскормленная медведицей (ее отец хотел сына вот таким образом, когда родилась Аталанта, он велел отнести ее в лес). Луки, объединявшей живописцев, обходился в 1300 флоринов, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов. По правилам праздника бобовый король выбирал себе королеву и свиту – от министра до шута. Уже пятерых проглотил Крон: Гестию, Деметру, Геру, Аида и Посейдона.
И все это крупным планом, без малейшего дуновения той высокой эпической поэзии, которая облагораживает у Рубенса самую острую тривиальность, но замечательно по живописи, в прекрасном едином коричневато-золотистом тоне, настолько простодушно по замыслу, что прощаешь художнику все его излишества, массивно, добротно и, в общем, столь же торжественно, как церковная барочная роспись. «Пьющие за столом» «Пейзаж с играющими в шары» Неприметные виды задворок с серыми заборами и пес чаными склонами под облачным небом привлекают особой задушевностью. Йорданс не работал в мастерской Рубенса и стал его помощником значительно позже. У Йорданса сатир и крестьяне — дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Описывая творческий путь художника Н. Смольская пишет: «В ранних произведениях Йорданса (Семейный портрет, около 1615, Эрмитаж Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизму плебейская характерность фигур, тесно сгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. За сим циклоп улегся спать.
По мнению авторов статьи в БСЭ, заказные работы Йорданса – это «парадные, перегруженные фигурами композиции, в которых иногда чувствуются напыщенность и ложный пафос». В 1651-1652 гг. В это время у него, как у большого мастера, уже 15 учеников. Еще одной достойной картиной с названием Якоба Йорданса является полотно «Выбор Париса». Египетская царица Клеопатра (Iв. Ежегодный банкет гильдии св.
Выбор пастуха привел к началу Троянской войны. Увидев незваных гостей, он сразу же сожрал несколько человек. ». Стихия царит в картине Йорданса «Бобовый король» (1638, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж существует еще несколько вариантов) с их разнузданным весельем и грубоватым юмором. По совету своих родителей, Урана-Неба и Геи-Земли, Рея удалилась на остров Крит и там, в глубокой пещере, родила младшего сына Зевса (в римской мифологии — Юпитера). Уже к 40-м годам он становится самым популярным художником во Фландрии. Четыре евангелиста (Мафей, Марк, Иоанн и Лука) изучают Священное Писание.
На коленях у матери, розовой, дородной фламандки, ребенок невозмутимо удовлетворяет естественную потребность, между тем как она поднимает бокал с искристым вином, видимо подбадривая совсем ослабевшего «бобового короля». В настоящее время представлена в Эрмитаже, Санкт-Петербург (поступила в 1922 году). Все фигуры тщательно реалистично выписаны и расположены по-прежнему диагонально.