В ночь после ареста Иисуса Пётр, как и предсказывал Иисус, трижды отрёкся от Него прежде, чем пропел петух. Считается, что сивиллы изображённые Микеланджело, предсказывали рождение Христа.
Кроме того, вопреки традиции, художник изобразил Христа-Судию безбородым. На груди у него доспехи, на ногах – сапоги, на коленях – скипетр. На заднем плане и несколько в стороне – Иоанн Креститель. Диаметр 120 см.
Они не смотрят на Христа. Подразумевалось, что до Рождества Христа Бог подготовил мир к его прибытию. Среди безбрежного моря отчаявшиеся люди борются за место в переполненной лодке. По бесконечному космическому пространству летит Бог-Отец, окруженный ангелами.
Времена суток венчает величественная фигура погребенного дворянина Джулиано («Ritratto di Giuliano de Medici duca di Nemours») с непокрытой головой. Апостольский дворец Капелла Паолина (Ватикан)Фреска написана в период 1546-1550 гг.
Границы в виде небольших утолщений (вульты) между джорнатами всегда остаются немного видимыми и дают возможность изучать ход процесса росписи. Об этом шедевре искусствовед В. Н. На фреске изображено большое и уродливое тело старухи. Центр плафона Микеланджело отвёл истории Адама и Евы.
Последняя мраморная статуя мастера высотой 1 м 95 см «Пьета Ронданини» (Piet Rondanini) закончена в 1564 г. и выставлена в замке Сфорца (Castello Sforzesco) в Милане. Бог сообщил Ною о своём решении и повелел построить ковчег. Обычно Его правая рука поднята в благословляющем жесте, а левая опущена в знак приговора грешным, на его руках видны стигматы (кровоточащие раны от следов гвоздей, которыми Он был прибит к Кресту). Христос Микеланджело изображён на фоне облаков, без алой мантии владыки мира, показан в самый момент начала Суда. Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету.
Прожил до 18 февраля 1564 года. Кумская сивилла – греческая жрица, которая много лет провела в итальянском городке Кумы. Как и прежде, новый папа, потеряв терпение, явился в капеллу. Аретино хотел видеть в «Страшном суде» традиционную средневековую трактовку, то есть изображение Антихриста. Центр свода занимает композиция Сотворение Евы— согласно христианской догме второй Евой, «непорочной», призванной исправить деяния Евы-грешницы, является Дева Мария, которая также олицетворяет церковь.
Частично это объясняется самой темой, связанной с историей человечества, но ещё и тем, что план художника претерпел изменения в процессе проведения работ: все фигуры в той части потолка, включая пророков и Ignudi (обнажённых юношей-рабов), несколько меньше, чем в центральной секции19. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). Для мастера это было единственным средством выразительности. Микеланджело Буонарроти (1475–1564), знаменитый итальянский скульптор, художник и архитектор, один из величайших художников итальянского Возрождения.
Микеланджело начал работу с дальнего конца здания, противоположного алтарю, с последней сцены «Опьянение Ноя», двигаясь, по мере выполнения росписи, к алтарной стене18. Были попытки очистить фрески от наслоений пыли и копоти. Договор был заключён в Риме между мартом и апрелем 1508 года7 и 10 мая того же года Микеланджело получил первый задаток, «для работы, которую я начинаю сегодня», речь велась о подготовительных рисунках, поскольку необходимые помощники для работы непосредственно над фресковой росписью потребовались только осенью10. Стиль Микеланджело Буонарроти отличается величием и благородством.
Ему очень не понравился «Страшный суд» и он принялся яростно доказывать папе, что Микеланджело поступает неверно, что картина получается непристойная. Они скорее кажутся существами, находящимися, по определению Шарля де Тольная, «между человеческим и божественным»31. В фреске «Сотворение солнца и луны и сотворение животных и растений» фигура Господа изображена дважды — на подлете и отлете: справа, когда он придает форму раскаленному диску солнца и холодному диску луны (восхищение вызывает потрясающая сила жеста рук Творца, ракурс тела, передающий мощь полета в космосе) и на другой стороне, когда он повелительным жестом заставляет в первый раз вырасти траву (здесь также замечательно передан полет, при этом ракурс со спины можно назвать весьма смелым). Возможно, это древние язычники, ожидающие крещения.
Сандро Боттичелли, Пинтуриккьо и другими мастерами по заказу Сикста IV. Однако остальные части цикла, особенно культовое Создание Адама демонстрируют «беспрецедентное новаторство»18 художника. Прямоугольное в плане помещение украшено росписями стен, выполненными в 1481-1483 гг. Он считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.
Шесть лет понадобилось великому мастеру, чтобы завершить свое творение. Слова Кумской сивиллы, например, цитируемые Вергилием, объявившей о «новом потомстве Небес», которое возвратит «Золотой Век» интерпретируются как предсказание появления Иисуса54. Это письмо опровергает распространённое среди биографов Микеланджело мнение, что именно Браманте подал идею папе, желая дискредитировать своего соперника5.
Микеланджело нарисовал ее на огромной белой алтарной стене. Именно здесь работы юного дарования замечает и по достоинству оценивает Лоренцо де Медичи. Дерево, масло.
Эту фреску великий художник написал в 1511 году. Высота капеллы— 20 метров. В таком теле ее и изобразил Микеланджело. В 1543 году была введена официальная должность «уборщика» фресок Сикстинской капеллы. Когда Микеланджело свыкся с мыслью, что все-таки придется писать «Страшный суд», когда он очутился наедине с гигантской белой стеной, в которую должен был вдохнуть жизнь, он принялся за работу, хотя в то время был уже далеко не молод.
Среди художников, на творчество которых значительное воздействие оказал Микеланджело, можно назвать Понтормо, Андреа дель Сарто, Россо Фьорентино64, Корреджо, Тинторетто, Аннибале Карраччи, Паоло Веронезе и Эль Греко. Браманте укрепил южную стену сооружения, под его сводом были установлены тяги. Только наглость и невежество он карал неумолимо.
На следующем этапе реставрировалась роспись потолка, (закончена в декабре 1989), затем— «Страшный суд». Первая стадия, работа над фресками люнетов, была завершена в октябре 1984 года.
Первое знакомство с живописью Микеланджело приобрел у Гирландайо. Центральный мотив композиции— две протянутые навстречу руки. Основные сцены обрамлены фигурами двенадцати мужчин и женщин— пророков и сивилл.
Но спустя долгие годы она осознала, что не попросила вечной молодости. Для усиления архитектурной выразительности Микеланджело разбил монотонную поверхность на компартименты с помощью ложных элементов (рёбер, карниза, пилястров), выполненных в технике тромплей, подчеркнув линию изгиба свода. Его нагота вызвала осуждение. В 1508-1512 гг. Треснувший потолок капеллы заделали кирпичами на известковом растворе.
Этот момент и изображён на фреске Микеланджело. Реставрационные работы проводились также в 1625, 1710, 1903—1905 и в 1935—1936 годах. Третьей— испытания, выпавшие на долю человечества. Одни склонны видеть в ней Марию, однако это предположение сомнительно. В 1710—1713 годах некоторые области, потерявшие цвет, подверглись перекрашиванию. А дальше расположена фреска «Сотворение Адама.
В смятении отвернулась Мария, не в силах ничего сделать для спасения человечества. Плавный полет Творца подчеркнут спокойно скрещенными ногами. Снизу их не видно из-за выступов карниза.
625х662 см. Только на закате жизни Микеланджело встретил знаменитую красавицу-поэтессу Витторию Колонну и горячо полюбил ее. Это одна из двух последних законченных работ Микеланджело. Апостол Пётр – один из двенадцати апостолов (учеников) Иисуса Христа.
Пинтуриккьо (плафоны хора церкви Санта-Мария-дель-Пополо и библиотеки Пикколомини), Перуджино (Колледжо-дель-Камбио), Рафаэль (Станца делла Сеньятура)— придавали своду плоскостной характер, который усиливало широкое использование золочения. Юлий II отказался оплатить мрамор, приобретённый Микеланджело для статуй гробницы. Три Волхва (библейских «Мага»), пришедшие к младенцу-Царю с драгоценными подарками, были представителями языческих народов. По мнению Шарля де Тольная, весь цикл был создан в три этапа. Композиция состоит из двух фигур, слитых воедино.
Эти линии были хорошо изучены во время последней реставрации при боковом освещении. Джон ОМэлли указывает, что ранее Рафаэль включил в «Афинскую школу» фигуру задумчивого Гераклита, подобного Иеремии со свода капеллы, но с лицом Микеланджело, облокотившегося на блок мрамора61. Все три фигуры выполнены Микеланджело из мрамора. Он хотел видеть вихри стихий: огня, воздуха, воды, земли, лики звезд, луны, солнца.
Однако Микеланджело так никогда и не приступил к росписи зала Большого совета6. Непосредственно судьба самого Ионы предвосхищает страдания Христа. По христианской доктрине Христос пришёл не только к евреям, но и к язычникам. К началу постройки ковчега Ною было 500 лет, у него было три сына. IX, ст.
Флоренция. Микеланджело был наследником традиций великих скульпторов и живописцев Флоренции XV века. Цикл начинается с первого дня: Бог создаёт свет и отделяет свет от тьмы.
Картина принадлежала Дворцу Фонтенбло (Chteau de Fontainebleau), пока в 1643 г. её не уничтожил Франсуа Сюбле де Нуайе (Franois Sublet de Noyers), посчитав изображение слишком сладострастным.
Это была бесценная возможность для Микеланджело увидеть композицию снизу. По мнению других это Ева, появление которой уже задумано Создателем. Искусство он называл своею возлюбленной, картины – своими детьми. Она сидит на мраморном троне и изучает древнюю книгу. Но тайна, которою он при этом окружил себя, сильно возбуждала общее любопытство.
rotondo – круглый). Тема тондо – Святое семейство. Пусть он мир приведет в пристойный вид, а с картинами это можно сделать быстро». Сивиллы— пророчицы, жившие в храмах по всему Древнему миру. Сообщение Вазари о том, что однажды Микеланджело пришёл в капеллу раньше всех и запер дверь, чтобы туда, пока он работал, никто не вошёл, вряд ли соответствует действительности. По характеру своего дарования Микеланджело был, прежде всего, скульптором, хотя наиболее грандиозные его замыслы были реализованы в живописи.
Лишь однажды ему пришлось принять участие в своеобразном соревновании с Леонардо да Винчи: обоим художникам было поручено расписать фресками зал Большого совета (Салона пятисот) дворца Синьории во Флоренции. На первом этапе работы Микеланджело столкнулся с неожиданной проблемой. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. На первом плане изображена Дева Мария. Об этом свидетельствуют стены и потолок Сикстинской капеллы.
Высадившись на сушу, Ной выращивает виноград. Различные компоненты росписи связаны с этой христианской доктриной19. Впоследствии он занимался ею с увлечением. Фреска. Возрождение. Еще при жизни художника папа Павел IV, который весьма неодобрительно относился к «Страшному суду», будучи еще кардиналом Караффой, вообще хотел уничтожить фреску, но потом решил «одеть» всех персонажей и приказал обнаженные тела записать драпировкой.
Новым папой был избран представитель рода Медичи -- Климент VII. Существует также гипотеза, что образ Божественной мудрости (Софии), присутствовавшей при сотворении Богом мира, об этом говорится в библейских Притчах (8:23, 27—31) и в «О граде Божьем» Августина (кн. 0н был нетерпелив до предела и постепенно им овладевало все большее нетерпение. Обнажённые юноши окружают малые панели основного центрального пояса фресок.
Тем не менее это было именно то, что в дальнейшем прославило на века имя Микеланджело. В этом блоке изображений два больших фрагмента фланкируют малый. Условные стилистические границы росписи проходят поперёк свода: первый этап завершается «Жертвоприношением Ноя», второй— «Сотворением Евы».
Микеланджело построил «летящие» леса— настил, опирающийся на крепления, вмонтированные с помощью нескольких небольших отверстий в стены, около верха окон. Традиционно Ветхий Завет воспринимался как параллель Нового Завета. По сообщению Вазари, после «Сотворения Евы» 1 ноября 1509 года леса были разобраны, с тем, чтобы быть смонтированными в другой половине капеллы12 и весь Рим пришёл посмотреть открывшиеся фрески. Он то и дело требовал, чтобы художник пустил его к себе наверх и показал свою работу.
Наводнение длилось 40 дней и ночей и «всякая плоть, движущаяся по земле» погибла, остался лишь Ной и его спутники. На фреске Микеланджело изображён момент отплытия ковчега и весь ужас надвигающейся вселенской катастрофы: отчаявшиеся люди выбираются на клочок суши, не покрытый водой. Фигуры в люнетах по всей видимости изображение семей, но семей разделённых, как в буквальном смысле— табличками с именами предков Иисуса, так и в переносном, представляя собой весь спектр человеческих эмоций. В расположении сцен в рамках трёх тематических групп нарушена хронология.
Лазарев писал: «Отправляясь от библейского текста, художник дает абсолютно новое претворение. В Католической церкви считается первым папой римским. Через Давида и Авраама, предков Иисуса Христа, Бог послал спасителя человечества. Его правая рука, дающая жизнь неодушевленной материи, вытянута. Когда весть об этом дошла до Флоренции, Медичи были оттуда изгнаны и была вновь восстановлена республика.
по заказу папы Павла III. Искусствовед В. Н. Фигуры Адама и Евы изгоняемых из Райского Сада из фрески Мазаччо в церкви Санта Мария дель Кармине (капелла Бранкаччи) имели сильное воздействие на последующие изображения обнаженной натуры вообще и в особенности на использование наготы для передачи эмоции человека. Большие паруса поддерживают свод. Бог решил истребить всё человечество, оставив в живых лишь благочестивого Ноя и его семью.
Вазари, описывая фреску, говорил об Адаме, что тот производит впечатление действительно сотворённого Богом, а не написанного «кистью и по замыслу человека»16. Во второй части росписи он чертил рисунок по штукатурке острым стилом. Пётр был одним из любимых учеников Иисуса.
IV). Папа Юлий II, племянник Сикста, пожелал, чтобы свод капеллы был декорирован заново4. Гробницу второго герцога Джулиано де Медичи (Giuliano de Medici) украшают еще две скульптуры: «День» (Giorno) и «Ночь» (Notte), законченные в 1534 г. Ночь размером 1 м 55 см на 1 м 50 см изображена в виде женщины.
На заключительном этапе, официально завершившемся 11 декабря 1999 года66, реставрировались фрески стен капеллы, написанные Боттичелли, Гирландайо, Перуджино и другими художниками. Тема первой группы изображений— создание Богом Небес и Земли. Ной, возделывающий землю изображён на заднем плане слева.
Кроме того, все эти детали обобщенные, не детализированные. Ещё два окна, находившиеся в алтарной стене, были заделаны, когда Микеланджело писал фреску «Страшный суд». И только в тех случаях, когда это необходимо.
Панель «Наказание Амана» повествует о раскрытии заговора военачальника персидского царя, задумавшего погубить еврейский народ («Книга Есфири»). Его младший сын, Хам, насмехаясь, показывает отца двум своим братьям Симу и Иафету (отсюда слова «хам», «хамский», означающие человека, совершающего неприглядные или грубые поступки, унижающие человеческое достоинство). Однако именно через Сима и его потомков израильтян, в мир должно прийти Спасение. По словам Хелен Гарднер, у Микеланджело «тело является проявлением души, настроения и характера»58.
На четырёх распалубках свода в углах капеллы представлены ветхозаветные истории спасения народа Израиля.
Антонио вывез работу во Францию, где ее купил монарх Франциск I (Franois Ier). Однако о продолжении работы над гробницей речи уже не было. За ней – Иосиф Обручник. В окончательной версии изображения пророков, сивилл, Ignudi (обнажённых) перекликаются с фигурами из первого проекта для гробницы папы Юлия29.
Лазарев писал о «Страшном суде»: «Здесь ангелов не отличить от святых, грешников от праведников, мужчин от женщин. Картины делятся на три группы из чередующихся больших и малых сцен45. Вазари в своей «Жизни Рафаэля» говорит о том, что Браманте имевший ключи от капеллы, впускал туда Рафаэля, чтобы изучать фрески свода в отсутствие Микеланджело.
Такой тип лесов позволял работать сразу по всей ширине свода. Мать, держа на руках малыша, пытается укрыть его от разбушевавшейся стихии. «Страшный суд» Микеланджело вызвал яростные споры как среди его поклонников, так и среди противников. В 1565 году, вследствие оседания, часть панели Жертвоприношение Ноя осыпалась.
Те, кто видел ее однажды, никогда не забудет. Звезды, полумесяц, сова и маска сатира – атрибуты готовой погрузиться в сон Ночи. Таким образом, во время работы Микеланджело в капелле могли проходить службы.
Галерея Уффици. Именно вот таким образом жрица стала мечтать о быстрой смерти. Хам был проклят Ноем, его потомки должны были служить потомкам Сима и Иафета. Христос, по его мнению, должен был быть во главе сонма ангелов, в то время как у Микеланджело главный герой -- человек.
Да Чезена бросился жаловаться папе, но тот не помог ему: так Чезена и остался в аду. Единство восприятия обеспечивает колористическое решение с использованием чистых сильных тонов, первоначальную яркость которым вернула завершённая в 1994 году реставрация. Три эпизода Создания иллюстрируют первую главу Бытия. Потемневшая от копоти роспись потолка в своё время заставила говорить ценителей искусства о «великом колористе» и «мрачном» художнике Микеланджело65, чья живопись взяла свою «мраморную монотонность» от скульптуры.
Alfonso I dEste) сегодня известна благодаря лишь копиям. Вместе с ним пришел и церемониймейстер Бьяджо да Чезена. Она стала самой мощной фреской за историю мировой живописи. Картон, помещенный в Папской зале, стал школой для таких художников как: Aнтонио да Cангалло (Antonio da Sangallo), Рафаэль Санти (Raffaello Santi), Pидольфо Гирландайо (Ridolfo del Ghirlandaio), Франческо Граначчо (Francesco Granacci), а позднее Aндреа дель Cарто (Andrea del Sarto), Якопо Cансовино (Jacopo Sansovino), Aмброджо Лоренцетто (Аmbrogio Lorenzetti), Перино дель Bага (Рerino del Vaga) и других.
Микеланджело почти наверняка был под влиянием творчества Луки Синьорелли58, чей фресковый цикл Конец Мира в капелле Сан Брицио собора в Орвьето (1499—1502) содержит большое число обнаженных фигур в сложных ракурсах. В возвышенности, энергичности, смелости движения и величавости форм Микеланджело Буонарроти не имеет соперников. Он приглашает его к себе во дворец. В день третий Бог создает Землю и растительность, в четвёртый— светила (Солнце и Луну), чтобы управлять ночью и днём, временем и сезонами года. » Художник выгнал посланника и подарил шедевр своему ученику Aнтонио Mини (Antonio Mini), у которого обе сестры вскоре выходили замуж.
Италия. Было распространено, особенно на витражах изображение «древа», корнем которого был лежащий Иессей.
Фигуру Христа Микеланджело писал, внося различные изменения, 10 дней. Это трудно заметить рассматривая репродукцию росписи, но становится очевидным при непосредственном посещении капеллы. До сих пор не удалось полностью идентифицировать фигуры в люнетах и пазухах сводов43. Главная тема цикла— доктрина потребности человечества в Спасении, даруемом Богом через Иисуса. Эта картина была выполнена по заказу папы Павла III в течение семи лет (1534-1541).
Микеланджело возвратился в Сикстинскую капеллу через 25 лет, чтобы написать на алтарной стене «Страшный суд», по-новому интерпретируя сюжет о конце мира. После постройки ковчега, перед потопом, Ною было 600 лет. «Потоп» – первая по времени исполнения фреска Микеланджело на плафоне Сикстинской капеллы в Ватикане.
Вот жених на своих плечах несёт испуганную невесту. Микеланджело наделил Ignudi той красотой, которая, согласно понятиям эпохи Возрождения, высказанным в том числе в знаменитой Oratio de hominis dignitate («Речи о достоинстве человека») Пико делла Мирандола, при созерцании порождает экзальтацию и помещает человека, созданного по образу и подобию Божию, в центр Мироздания57. Ной исполнил указание и, когда двери ковчега закрылись, воды обрушились на землю.
Особенное мастерство он показывает в изображении нагого тела. Это пары «мраморных» путти на консолях, поддерживающих рёбра каменные головы баранов в вершинах пазух свода нагие фигуры в причудливых позах, размещённые между пазухами и рёбрами как живые подставки для книг и большие путти, держащие таблички с именами пророков и сивилл38.
Пазухи свода, сформированные парусами над каждым окном, направлены вершинами к своду. Центральная часть должна была быть заполнена геометрическим орнаментом10. Сделав вино, он выпивает его и засыпает обнажённым. В Создании Евы Микеланджело повторил композицию одного из рельефов делла Кверчи18. Приход Спасителя предсказали пророки Израиля и сивиллы Древнего мира.
Микеланджело сам создал «летящие» леса. Это видно из переписки венецианского литератора и памфлетиста Пьетро Аретино с художником.
С Рафаэлем был в хороших отношениях, хотя и не был равнодушен к его славе. Ветхий Завет (история Моисея) и Новый Завет (история Христа) представлен на фресках стен капеллы, созданных за четверть века до того, как Микеланджело начал работу над плафоном1. Кроме того, понимание «Страшного суда» как трагедии вселенского бытия было непонятно современникам Микеланджело. Несколько выше уровня парусов потолок плавно скруглён33.
Основной раздел цикла составляют девять сцен из Книги Бытия, первой книги Библии. Среди них мужчины, женщины, дети.
Первоначальный проект предусматривал изображения над парадным входом Иисуса, а по краю потолка в двенадцати треугольниках— апостолов (в окончательной версии их места заняли пророки).
На своде Сикстинской капеллы Иона, сидящий рядом с «великой рыбой», обратил свой взгляд к Богу, тем самым представляя предзнаменование о Воскресении Христа52. Старшие дети почтительно накрывают Ноя плащом. Реальную архитектуру капеллы Микеланджело преобразил с помощью иллюзионистских приёмов.
В центральной фреске группы, самой большой из трёх, Творец изображён дважды. Несмотря на то, что они кажутся связанными с архитектурой тромплей их значение не ограничивается декоративной ролью или геральдической функцией, приписанной им Вазари (так как некоторые из них держат гирлянды из дубовых листьев— намёк на герб делла Ровере). Над карнизом, напротив малых центральных панно, располагаются круглые щиты или медальоны.
Картон для фрески «Битва при Кашине», выполненный Микеланджело, вызвал всеобщее восхищение и долгие годы служил учебным пособием для других художников. Микеланджело оставил работу не завершенной, приблизив скульптуру к средневековым образцам. Десять рёбер из травертина, пересекая потолок, делят его на зоны, где разворачивается главное повествование цикла, они создают «сетку», в которой каждому персонажу отведено определённое место35. Микеланджело не желал, чтобы его посещал даже папа. Ему было 60 лет, он был болен, немощен и ему было очень сложно ее писать.
Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок).
Художник отошёл от средневековой иконографической традиции «древа Иессеева», названного в честь Исайи, отца Давида. Основное пророчество Ионы— гибель языческой Ниневии, если её жители не покаются.
Вынужденная защищаться, Флоренция начала строить форты и башни, для возведения которых Микеланджело рисует планы, Не отказывается он от участия и в самой войне. Но и Микеланджело не любил, чтобы ему мешали, вот таким образом не пускал Юлия II. Скоро после того он исполнил «Распятие» для монастыря Санто Спирито. Утерянная картина «Леда и лебедь» («Leda e il cigno»), созданная в 1530 г. для герцога Феррарского Альфонсо I дЭсте (итал. Картины, украшающие потолок, все до единой, просто великолепны. Он происходил из древнего рода графов Каносса, родился в 1475 г в Кьюзи, близ Флоренции.
На огромном картоне в помещении лечебницы Сант-Oнофрио (SantOnofrio) художник мастерски изобразил солдат, в спешке прекращающих купание в реке Aрно (Arno). Для новой программы фрески был выбран рассказ о «первом возрасте»30 истории мира— ante legem (до дарования закона Моисея)31.
Визуальная метафора необходимости в согласии с Богом человечества.