Картина Василия Сурикова Посещение царевной женского монастыря: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Однако «Мир искусства» увидел в этих так называемых пороках именно достоинства суриковской живописи. 1899г» Рисунок хранится в Третьяковской галерее. Весной Суриков бывал с ними в Страстном монастыре и, пока он со старшей сестрой пил чай в яблоневом саду, младшая «подолгу беседовала с настоятельницей, бывшей княгиней или графиней, которая соблазняла Асю поэзией" монастырской жизни». В период работы над «Посещением царевной женского монастыря» Суриков насмешливо отзывался о монахах игуменьях, говоря: «Фальшивые все». Ее светлый облик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. В академических кругах Сурикова долгое время критиковали за скученность композиций, за «кашу» из лиц персонажей, презрительно называли его полотна «парчовыми коврами».
Все кажется как во сне. На ее совсем еще молодом красивом лице – особенная, страшная печать отрешенности, присущая обитательницам монастыря, «отрекшимся от помыслов земных». В октябре 1895 года, будучи в Красноярске, Суриков задумал картину «Переход Суворова через Альпы». Лицо девушки озаряет какая-то детская мечтательность и настоящая вера. Матовая нежная кожа с теплым золотисто-розовым отсветом румянца, русые волосы, широкий ровный лоб, прямой, чуть короткий нос излюбленный Суриковым круглый под бородок, необыкновенно красиво очерченные пунцовые губы, спокойный взлет темных бровей и ясные серые глаза, задумчиво устремленные вверх, – это реальная, земная девушка, которой ее вера ничуть не мешала радоваться красивым нарядам и развлекаться в тереме со своими мамками, нянюшками, дурками.
Нельзя игнорировать тот факт, что, хотя Суриков был верующим, он резко отрицательно относился к монастырям, к ханжеству служителей казенной церкви, что отражено в ряде его шаржей 1900-х годов. Но юная царевна и не заслужила и не хочет переезжать сюда. Рядом с ней, за старым подсвечником, – молодая монахиня в черном куколе. Всего лишь через несколько лет молодую царевну и саму ждет постриг. Выходить замуж за равных по сану, то есть иностранных царевичей им было нельзя: церковь запрещала брак с иноверцами выходить замуж за русских бояр или князей им тоже было нельзя, так как считалось, что брак с вассалом унижал царское достоинство. Оставался один путь – в монастырь.
Вместе с тем ей присуще все обаяние юной жизни. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. В. Суриков. Главная роль в композиции отведена именно ей. Летом 1897 года Суриков посещает Швейцарию, где пишет этюды. Г. Н. Смирнов также имел белую лошадь, которую Суриков изобразил на картине под Суворовым.
Ведь она привыкла совсем к иной жизни. Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Похоже на пожизненный срок, только преступник заслужил его. Но удивительное дело – среди всех присутствующих в монастыре молится она одна.
Образ мамки – типичный образ старой Руси – очень убедителен. Это равнодушие сразу же выделяет ее из толпы любопытствующих монахинь. То, что она сейчас видит и пугает и напрягает девушку.
В 1899—1900 годах исполнил два графических портрета Ф. Ф. Пелецкого. Пелецкий Федор Федорович (1853—1916)— известный московский гитарист, выступал вместе со своим братом Пелецким Дмитрием Федоровичем. Как намек на тусклую и ничем не примечательную жизнь в монастыре, где одно развлечение – каждодневные молитвы, да редкий приезд гостей. Основная роль в композиции полотна отведена царевне, которая вошла под своды монастыря.
С любопытством, может быть и с завистью, поглядывают они на нее. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»— стрелец с чёрной бородой. Она внимательно смотрит вправо – все ли идет так, как положено, по заведенному порядку. Глава направления А. Н. Бенуа хвалил Сурикова за всё что есть в его живописи не западного, сугубо национального, за то, что «он рядом с Васнецовым внял заветам древнерусских художников, разгадал их прелесть, сумел снова найти их изумительную, странную и чарующую гамму, не имеющую ничего похожего в западной живописи»3.
Картина «Посещение царевной женского монастыря» была написана Суриковым в 1912 году. Старшая сестра вспоминает, что характер младшей, Аси, отличался замкнутостью, задумчивостью, «она мечтала пи окончания гимназии уйти в монастырь». Суриков. Работа над картиной «Переход Суворова через Альпы» завершилась в 1899 году— в 100-летие итальянского похода Суворова. По своему чину это, вероятно, «боярышня-девица», сверстница царевны, которую держат в дворцовом тереме для игр и забав. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова— Авдотья Васильевна Торгошина.
Живя и гостинице «Княжий двор», Суриков подружился с приехавшей из Сибири семьей Добринских, в которой были две дочери. «Посещение царевной женского монастыря» – последняя историческая картина Сурикова. Она опустила вниз глаза, словно не питая никакого интереса к царевне и к происходящему. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
В то время Спиридонову было 82 года. Есть в девушке и обаяние молодости. Целая толпа ее прислуги нянчится с ней исполняя любое пожелание. Тема картины – трагическая судьба русских царевен.
Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Ее светлый лик, душевный мир переданы художником с большой силой и мастерством. Сияющую молодость проглотит утроба монастыря, а взгляд станет апатичным и равнодушным. Вместе с тем ей присуще все обаяние юности.
И в картине царевну сопровождают лица ее дворового чина. Главная роль в композиции отведена царевне.
Ф. Ф. Спиридонов составлял родословную для Сурикова. На первом из них имеется авторская надпись: «Многоуважаемому Федору Федоровичу Пелецкому. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине Суриков. Какую огромную разницу белого и черного изображает на картине В. И.
Картина выставлялась в Санкт-Петербурге, Москве и была приобретена императором. Такой контраст между светлыми одеждами молодой царевны и черными, словно смоль рясами монахинь. В 1881 году Суриков сделал первый эскиз «Боярыни Морозовой», в 1884 году начал работать над картиной. Такого ей не видать, когда она будет жить в монастыре. Благодаря одной маленькой искорки, зажженной от милого и наивного лица девушки, мне картина показала пример того, как важно научиться ценить молодость и возможность права выбора, чтобы самой распоряжаться своей жизнью.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей молодости изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Справа за царевной пожилая боярыня – мамка – в меховой шапке и пестром узорном платке.